Главная страница

4. М.И. Глинка. Симфоническое творчество. Основой классического русского симфонизма


Скачать 14.42 Kb.
НазваниеОсновой классического русского симфонизма
Анкор4. М.И. Глинка. Симфоническое творчество.docx
Дата16.06.2018
Размер14.42 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла4. М.И. Глинка. Симфоническое творчество.docx
ТипДокументы
#20382

Симфонические произведения Глинки немногочисленны. Почти все они принадлежат к жанру одночастных увертюр или фантазий, небольших по масштабам. Однако историческая роль этих произведений значительна: их в полной мере можно считать основой классического русского симфонизма. По своему художественному значению они занимают достойное место рядом с монументальными симфониями русских композиторов-классиков.

Симфонические произведения в творчестве Глинки также имели важный обобщающий смысл – они отразили огромный опыт, накопленный в оперном творчестве. Оркестровые принципы сложились задолго до симфонических произведений; в операх были заложены основы глинкинской характерности и типологии тембров, проявились присущие Глинке черты ассоциативности, живописных представлений, связанных с тембровой драматургией.

Наследие: «Увертюра-симфония» на две русские темы (неоконченная); «Арагонская хота», «Камаринская», «Ночь в Мадриде», «Вальс-фантазия», музыка к трагедии Кукольника «Князь Холмский», увертюры к операм и симфонические номера.

В своих симфонических произведениях Глинка заложил основы практически всех основных типов симфонизма: народно-жанровый (испанские увертюры и «Камаринская»), драматический (увертюра к «Ивану Сусанину»), эпический (увертюра к «Руслану и Людмиле»), лирико-психологический («Вальс-фантазия»).

В своих симфонических произведениях Глинка не стремился к детальному развитию конкретной программы. В каждом произведении он избирает свой «поэтический сюжет», навеянный впечатлениями окружающей жизни, образами реальной действительности. Таким образом, Глинка отражает характерный для русской школ принцип обобщённой программности.

В жанровом отношении Глинка, продолжая традиции своих русских предшественников, развивает лаконичную форму увертюры. В каждом отдельном случае эта форма является неповторимо новой: она всецело определяется общей художественной концепцией. Форма двойных вариаций в «Камаринской», сонатная форма в «Арагонской хоте», рондообразная в «Вальсе-фантазии», концентрическая в «Ночи в Мадриде».

С точки зрения оркестровки, три поздние увертюры Глинки представляют собой энциклопедию его оркестрового мышления, его темброво-инструментального мастерства, драматургических принципов его оркестровки. Тембр у Глинки имеет определённую семантику. Создаёт ли он музыкальный портрет героя, видит ли он внутренним взором конкретную сценическую ситуацию, всюду его мысль, переплетаясь в звучании оркестра, приобретает определённое значение, характер.

Оркестр Глинки во многом противоположен оркестру романтиков, в частности Берлиоза. Главная тенденция оркестра Глинки – предельная экономия выразительных средств. Не склонен был расширять свой оркестр и поражать слух невиданными инструментальными сочетаниями.

 


написать администратору сайта