Особенности философии Древней Индии. Особенности философии в Древней Индии. Веды. Школы астики и настики
Скачать 17.01 Kb.
|
Особенности философии в Древней Индии. Веды. Школы астики и настики. Древняя индийская цивилизация считается одной из самых первых на земле, зародилась она на полуострове Индостан более 6 тысяч лет назад, уже в это время древние индийские мудрецы делают первые попытки осмыслить свое существование на земле и найти свое место в мире, так появились первые философские трактаты и мировоззренческие учения. В последующие века индийская философия оказала огромное влияние на культуру многих стран и народов. Некоторые источники, утверждают, что начало индийской философии положили вторгшиеся во 2 тысячелетии воинственные племенами ариев (народов, говорящих на языках индоиранской группы), которые уже в то время были хорошо развиты, они сочиняли гимны и поэмы, в которых воспевали своих богов и героев. Ведический период индийской философии Философия древней Индии развивалась стабильно, все ее главные положения описываются в Ведах, датируемых XV веке до н. э., все учения, которые возникали после, в любом случае были связаны с Ведами. Историки считают, что Веды были составлены за тысячу лет, сами же индусы считали, что эти тексты появились из ниоткуда, значит имели божественное происхождение. Веды – сборник древнейших священных писаний, они дают знания о Боге, истинной природе человека, сути мира. Веды были написаны на санскрите, и состояли из четырёх частей: Самхиты – сборник, состоящий из гимнов, молитв и древних заклинаний; Брахманы – тексты-комментарии к Самхитам; Араньяки – сокровенные, таинственные, богооткровенные тексты; Упанишады – трактаты религиозно-философского характера, толкования Вед, часто их еще называют Веданта. Именно в Упанишадах и начинают формироваться основные философские идеи Индии – это учения о едином Боге, бесконечное перерождение и карма, человек, который живёт с дурными мыслями и поступками не сможет достигнуть просветления и войдет в череду бесконечных перерождений по всем законам кармы. В древней Индии верили, что тот, кто живет в безрассудности и нечистоте, не сможет достигнуть такого состояния и войдет в круговорот перерождений по совокупному результату своих слов, мыслей и поступков, по законам кармы и сансары. Сансара – это и есть круговорот смертей и рождений, ограниченных кармой. Священные древние мантры и в современной жизни присутствуют в Индии и за её пределами, считается, что эти звуки помогают достичь благосостояния, любви и гармонии. Индуистский период Буддизм в Индии постепенно угасает вместе с джайнизмом, но Упанишады еще продолжают развиваться, время этого периода - VI в до н.э., в обществе происходят кардинальные изменения развивается земледелие, меняется мировоззрения людей, все большей критике подвергаются Веды, появляются разные направления и открыто враждующие между собой философские школы. Этот период связан с «Рамаяной» и «Махабхаратой» древними текстами, которые становятся средством выражения героизма и божественных начал в отношениях людей. Классический период В этот период появляется интерес к проблемам этического характера, появляется агностицизм, материализм, который пытается вытеснить брахманов, получили свое развитие даршаны – новые философские школы, позже их разделят на ортодоксальные, которые развивалась согласно ведическим учениям, и неортодоксальные, развивавшиеся согласно материалистическим идеалам. Ортодоксальные философские школы Древней Индии: Миманса – схожая с Ведантой система, объясняющая тексты Вед, данная школа оказала большое влияние на развитие индуизма и снижения значения буддизма в Индии. Ньия – считается самой первой ортодоксальной школой, по ее учениям окружающий мир можно узнать только через органы чувств, поэтому необходимо помимо чувственного метода использовать логические пути. Есть только четыре источника познания мира: умозаключение, слово Бога, сравнительный анализ и восприятие. Вайшешика – учение о бесконечном круговороте, вечном перевоплощении, который состоит их смены разных телесных оболочек, при этом душа человека находится в поиске гармонии. Именно с этим учением, связывают отсутствие страха смерти в Индии на протяжении многих веков, ведь жизнь вечна и принимает различные воплощения. Йога – является практическим учением, направлена на познание себя и нахождения своего места в окружающем мире, только личность, живущая в гармонии с природой может управлять своим телом и эмоциями. Неортодоксальными школами древней Индии являются: Буддизм – учение, направленное на понимание того, что цель жизни — это отказ от земных желаний, которые рано или поздно приведут к страданиям, при этом сам человек не должен причинять вред окружающим. Джайнизм – все сущее на земле равно перед Вселенной и нанесение вреда живому это грех, на этом и строится учение, не причиняй вреда, откажись от земной пищи, научиться питаться энергией солнца, отвечать на зло только добрыми делами и поступками. Чарвака – учение, объясняющее мир при помощи взаимодействия четырех элементов: земли, воды, огня и воздуха. При их соединении появляется все материальное и даже душа человека, сознание это главное свойство материи, кроме которой во вселенной ничего нет. Завершается период древнеиндийской философии эпохой сутр (II в. до н. э. – VII в. н. э.). Сутры это краткие философские трактаты, в которых были изложены практически все отрасли знания. Древняя индийская философия оказала значительное влияние на всю мировую культуру, так знаменитый философ Артур Шопенгауэр одним из самых первых философов под влиянием Упанишад смог соединить западную и индийскую философию. В современное время до сих пор многих людей интересует уникальная культура древней Индии, её философия, но и сегодня духовный мир и обычаи этой страны многим непонятны и чужды, но при этом индийская философия остается одной из самых загадочных и изучаемых в мире. Вся философия Индии основана на системах. В шестом веке до нашей эры было положено начало появлению философских школ. Школы делились на: «Астика» – ортодоксальные школы, основанные на авторитете Вед. К ним относились школы: миманса, веданта, йоги, санкхья, ньяя и вайшешика; «Настика» – неортодоксальные школы, опровергающие трактаты Вед за ложь. К ним относились школы: джайнизм, буддизм и чарвака-локаята. |