Главная страница

Особенности формирования основ судебно-процессуального законодательства Древней Руси. Эссе Особенности формирования основ судебно-процессуального зако. Особенности формирования основ судебнопроцессуального законодательства Древней Руси.


Скачать 23.12 Kb.
НазваниеОсобенности формирования основ судебнопроцессуального законодательства Древней Руси.
АнкорОсобенности формирования основ судебно-процессуального законодательства Древней Руси
Дата25.09.2022
Размер23.12 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЭссе Особенности формирования основ судебно-процессуального зако.docx
ТипЗакон
#695397

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(Финансовый университет)

ЭССЕ

по дисциплине История государства и права России

на тему:

«Особенности формирования основ судебно-процессуального законодательства Древней Руси.»

Студент группы Ю22 -2В

Козлова Юлия Михайловна

Процессуальное право Древней Руси.

В Древнерусском государстве суд не был отделен от администрации. Посадники и другие должностные лица, осуществлявшие правосудие, получали определенную часть вир и продаж, взимаемых при рассмотрении дел. Кроме того, они вознаграждались и сторонами - участниками процесса. Высшей судебной инстанцией был великий князь.

Древнерусское право еще не знало разграничения между уголовным и гражданским процессом, хотя некоторые процессуальные действия могли применяться только по уголовным делам (гонение следа, свод). Во всяком случае, и по уголовным, и по гражданским делам применялся состязательный (обвинительный) процесс, при котором стороны были равноправны. Обе стороны в процессе назывались истцами. (Исследователи полагают, что в церковном суде применялся и инквизиционный, розыскной процесс со всеми его атрибутами, включая пытку).

Русская Правда знает две специфические процессуальные формы досудебной подготовки дела - гонение следа и свод. Гонение следа — это отыскание преступника по его следам. Если след привел к дому конкретного человека — значит, он и есть преступник, если в село - ответственность несет община, если потерялся на большой дороге - поиск преступника прекращается.

Суд и процесс в Киевской Руси.

После возникновения в IX в. государства у восточных славян обычаи начали приобретать правовой характер и трансформироваться в судебные полномочия соответствующих органов власти и управления Киевской Руси. В дошедших до нас источниках отсутствуют достаточно полные данные о структуре и функциях отдельных судебно-административных органов. Тем не менее они нам позволяют выделить следующие виды судебных учреждений: суд князя, суд веча, вотчинный суд и церковный суд.

В Киевской Руси великий князь обладал высшей административной и судебной властью. Имевшаяся в отечественной историографии точка зрения о зависимости князя от веча не подтверждается в сохранившихся источниках. По мнению А. Е. Преснякова, «дуализм князя и веча был своеобразным внутренним противоречием в древнерусской государственности, которого не разрешила жизнь Киевской Руси, а потому не должны разрешать в истории русского права искусственные юридические конструкции».

Независимое положение княжеской власти в Киевской Руси было обусловлено прежде всего высоким общественным статусом великого князя, опиравшегося на свой двор и дружину, на бояр и церковь, на полусвободные и зависимые категории населения своих сел, на которых не распространялось влияние вечевой и общинной организации общества. «Судебную функцию выполняли по Русской Правде: в центрах княжеских - князья единолично или с боярами; от имени князя отдельные бояре или высшие представители его администрации; на местах — посадники (наместники) в городах и волостели в сельской местности» (1, с. 124), — отмечает В. И. Власов.

Княжеский суд первоначально функционировал только в крупных городах, а затем постепенно стал распространяться и на другие населенные пункты. Правосудие осуществлял сам князь или по его поручению соответствующее должностное лицо. Его судебные функции распространялись на всю землю Древнерусского государства. Местом рассмотрения судебных дел считался «княжеский двор», к которому относилась не только собственная резиденция князя, но и те дворы, где в городах и уездах отправляли от имени князя правосудие наместники, волостели и их помощники — тиуны. «Древняя Русь придавала, — писал А. Е. Пресняков, - особое значение личному суду князя, лишь не удовлетворявшим население суррогатом которого считался суд княжих людей» (10, с.431).

Вотчинный суд представлял собой суд землевладельцев-бояр, получавших все большую независимость от князя и присваивавших в своих вотчинах функции управления и суда. Как отмечал М. А. Чельцов-Бебутов, «к личному иммунитету, то есть неподчинению суду местных княжеских агентов, затем присоединялось право суда и дани в отношении зависимого от вотчинника населения» (23, с.632). К сожалению, в сохранившихся источниках права нет данных о структуре и организации вотчинного суда. Однако можно предположить, что бояре отправляли правосудие в вотчинах через своих тиунов и отроков таким же образом, как это осуществлялось в княжеском суде.

Церковный суд рассматривал нс только дела, связанные с нарушением церковных норм, но и некоторые гражданские дела. В соответствии с византийским Номоканоном и уставами Владимира и Ярослава, к функциям церковного суда относили практически все дела, связанные с нарушениями семейного права, а также с утверждением духовных завещаний и раздела наследуемого имущества, дела о преступлениях против церковных постановлений и нравственности.

Для рассмотрения названных выше дел при епископах учреждались особые суды, в состав которых включали как духовных, так и светских судей. К ним относились прежде всего владычные десятиль-ники и наместники. «В церковных Уставах Владимира I и Ярослава Мудрого содержатся упоминания о том, что великие князья стали поручать вершить судопроизводство княжеским судьям, в лице которых обычно выступали княжеские наместники или лица, которым последние доверяли осуществлять судебные функции» (8, с.59).

В древнерусском праве еще не было разграничения между уголовным и гражданским процессом. Тем не менее такие процессуальные действия, как «гонение следа» и «свод», могли применяться только в рамках рассмотрения уголовных дел.

В Русской Правде представлены две специфические процессуальные формы подготовки дела - «гонение следа» и «свод». «Гонение следа» означало розыск преступника по его следам. Так, если след приводил к дому конкретного человека, то он и признавался преступником, если же след приводил в село, то ответственность должна была нести община, если след преступника терялся на большой дороге, то поиск преступника должен был прекратиться. Кроме того, в статье определялась степень ответственности общины за кражу, совершенную на ее территории.

Особенности формирования законодательства Древней Руси:

Наряду с «Русской Правдой» следует назвать древнерусские княжеские уставы и уставные грамоты, которые представляли собой памятники княжеского законодательства, акты, посвященные вопросам государственного управления, налогообложения, гражданского и уголовного судопроизводства. Большая часть сохранившихся памятников древнерусского права определялась особым местом церковной организации в системе государства. Появление их было вызвано тесной связью государства и церкви в средневековый период. Отметим, что наряду со светской, государственной властью существовала особая церковная власть митрополита, епископов и их чиновников, которая осуществлялась в общегосударственном и местном масштабах в финансовой сфере, в области управления и суда.

На суде главным доказательством и основанием обвинения считалось «поличное»; суд решал дело по одному поступку, каким он был налицо; обвиняемый в убийстве признавался убийцей в случае, когда труп был единственной уликой. Однако и при наличии главного доказательства закон не отвергал других форм он допускал и спор против улик: обвиняемый мог по закону требовать, чтобы не верили уликам, то есть отводить их от себя; в этом случае он должен был подтверждать свое требование клятвой, в случае, если после клятвы по розыску оказывалось, что клятва была ложной, то клявшийся за это подвергался особой казни.

Вывод:

Анализ как содержательной части законодательства, так и практики формирования уголовного судопроизводства в Киевской Руси показывает, что княжеская власть сосредоточивает в своих руках контроль за разрешением всех тяжб. Преодоление «кровной мести», предоставление равных прав участникам процесса придавало определенный авторитет в глазах населения государственной власти, свидетельствовало о становлении судебных органов. Очевидно, что указанные процессы происходили на фоне социального различия отдельных слоев населения, что, естественно, нашло свое отражение в праве.

Таким образом, анализ основных источников формирования законодательства Киевской Руси показывает сложную картину взаимодействия и взаимовлияния таких видов, как каноническое право, княжеское законодательство и нормы обычного права. Однако только с утверждением позиций государства в сфере судопроизводства происходит окончательное складывание основ правоприменительной деятельности. В этом смысле княжеское законодательство стало источником формирования светской судебной системы. Об этом же свидетельствуют статьи «Русской Правды», где значительное место занимают нормы, закрепляющие особый статус представителей княжеской администрации.

Москва 2022


написать администратору сайта