философия. Философия. Особенности и периодизация античной философии Философия Древней Греции Особенности
Скачать 213.92 Kb.
|
Философия Особенности и периодизация античной философии Философия Древней Греции Особенности. Прежде всего, расскажем о том, что стало толчком к активному развитию философии в Древней Греции. Основными факторами были: переход от родоплеменного строя к особому виду политического устройства – полису, где царила демократия; увеличение контактов с иными народами и цивилизациями, принятие их опыта и его трансформация; развитие научного знания, торговли и ремесел; превращение умственного труда в особый вид деятельности. Все эти предпосылки способствовали формированию свободной личности, у которой было собственное мнение. Активно развивались такие качества, как: тяга к знаниям, способность размышлять и делать выводы, острота ума. Стремление к философствованию также поддерживалось принципом состязательности, который применялся не только в спортивных соревнованиях, но и в интеллектуальных спорах и дискуссиях разного рода. На первых порах развития древнегреческой философии очень хорошо заметна ее связь с мифологией. Они задавали одни и те же вопросы: откуда появился мир; каким образом он существует; кто управляет природой. Однако у мифологии и философии есть очень весомое отличие – последняя пытается найти всему рациональное объяснение, постичь окружающий мир через разум. Поэтому именно благодаря ее развитию появляются новые вопросы: почему происходит именно так; что является причиной определенного явления; что есть истина. Для ответа требовался уже другой склад мышления – критический. Мыслитель, опирающийся на такую форму познания мира, должен подвергать абсолютно всё сомнению. Нужно отметить, что при этом почитание богов сохраняется до самого последнего периода развития древнегреческой мысли, когда пантеизм начинает активно вытесняться христианской религией. Периодизация. Исследователи считают, что древнегреческая философия прошла в своем развитии несколько периодов: Досократовский – он продолжался до V в. до н.э. Наиболее известными школами того времени были милетская и элейская. Классический – длился одно столетие до IV в. до н.э. Он считается периодом расцвета древнегреческой мысли. Именно тогда жили Сократ, Платон и Аристотель. Эллинистический – закончился в 529 г., когда император Юстиниан закрыл последнюю греческую философскую школу – Платоновскую Академию. Не так много сведений о деятельности первых древнегреческих философов дошло до наших дней. Так, большое количество информации мы получаем из работ других, более поздних мыслителей, прежде всего, Платона и Аристотеля. Объединяет все периоды, пожалуй, тип философствования, который получил название космоцентрического. Это значит, что мышление мудрецов Древней Греции было направлено на окружающий мир и природу, их происхождение и взаимосвязь. Кроме того, для познания использовался метод абстрагирования, путем которого формировались понятия. Их применяли, чтобы иметь возможность описать предметы, перечисляя их свойства и качества. Также древние греки смогли обобщить все уже известные им научные теории, наблюдения за природой и достижения науки и культуры. Итоги. Таким образом, древнегреческая философия существовала и развивалась около 1200 лет. В ней еще чувствуется сильное влияние мифологии, хотя она и считается первой концептуальной системой, в рамках которой мыслители пытались найти рациональное объяснение всем окружающим явлениям и вещам. Кроме того, ее возвышению способствовало «свободное» мышление жителей древних городов-государств, или полисов. Их пытливый ум, интерес к природе и миру позволил античной философии Греции заложить основы для развития всей европейской философии в целом. Философия Древнего Рима Римский период (I в. до н.э. – V в.) приходится на время возвышения Рима в античном мире. Римская культура впитывает в себя не только греческое наследие, но и новизну варварского быта. Римская империя порождает тенденции в культуре и философском мышлении. С середины II в. до н.э. в римской философии формируются перенесенные из Греции направления: стоицизм, эпикуреизм, скептицизм, эклектизм и неоплатонизм. Общей чертой древнеримской философии является выдвижение на первый план этики, которая связана с правильным и счастливым образом жизни. Каждая школа этого периода разрабатывает свое представление о совершенстве и свой образ мудреца. Этот образ мудреца остается одним и тем же. Философ начинает ассоциироваться с фигурой «странной». Подлинное философствование в обыденной жизни приобретает специфический характер. Римский этап античной философии Философы не создают принципиально новых концепций: они либо развивают идеи отдельных греческих мыслителей классического этапа, либо стремятся синтезировать и обобщить главные мысли предыдущих философских школ и направлений. Преобладание идеализма над материализмом. Возрастает недоверие к рациональному мышлению, явления окружающего мира все чаще объясняются волей богов (Бога). Продолжают развиваться представления о Космосе как о субъекте. Это своеобразное возвращение к мифу, но уже обогащенное предшествующими философскими идеями. Рост интереса к мистике, восточным религиозным культам и божествам; сильное влияние на философию идей христианства. Повышенный интерес к проблемам добра и зла, смерти и загробной жизни. Философы римского этапа: Плутарх, Аттик, Плотин. Основные философские направления (школы): неопифагореизм, средний платонизм, неоплатонизм, эклектизм. эпикуреизма, стоицизма, скептицизма, электизма, становления христианской философии в неоплатонизме. Древнегреческая натурфилософия Наиболее древней из известных является милетская школа. Она получила своё название от города Милет. Который находился в Греческой колонии на берегу Малой Азии. Её представителями являются Фалес, Анаксимен и Анаксимандр. Они считали, что мир, который окружает нас, является бесконечно многообразным. Причём каждая вещь не является похожей ни на какую другую. Однако, несмотря на разнообразие, мир имеет единую основу, которая скрепляет его в единое целое. За внешним многообразием в глубине лежит единство целого. В своих поисках они стремились определить природу объединяющего начала. При этом различные представители философской школы имели различные мнения об этом. Фалес полагал, что такой основой является вода. У Анаксимена была другая точка зрения — он началом всего полагал воздух, думая, что любые предметы являются результатом его сгущения. Анаксимандр считал, что единая основа имеет множественную природу. Он считал, что она не может быть сведена к чему-то одному, а основными её универсальными свойствами являются бесконечность и несводимость к чему-либо одному. Анаксимандр называл её беспредельным или Апейроном. Атомисты. Атомисты – материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) «строительным материалом», «первокирпичиком» всего сущего считали микроскопические частицы – «атомы». Демокрит считался основоположником материалистического направления в философии («линия Демокрита» - противоположность «линии Платона» - идеалистическому направлению). В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения: · весь материальный мир состоит из атомов; · атом – мельчайшая частица, «первокирпичик» всего сущего; · атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни); · атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, «с крючками» и т.д.); · между атомами существует пространство, заполненное пустотой; · атомы находятся в вечном движении; · существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют распадаются, после чего из этих же самых атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира; · атомы невозможно «увидеть» путем чувственного познания. Первые, досократические философские школы Древней Греции возникли в VII – V вв. до н.э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления. К наиболее известным ранним философским школам Древней Греции относятся: · милетская школа: · школа пифагорейцев; · школа Гераклита Эфесского; · элейская школа; · атомысты. Софисты Исследователи античной философии классифицируют эпоху существования софистов на три периода: Классический период датирован началом V первой половиной IV веков. Представители, так называемые старшие софисты: Протагор, Горгий, Гиппий, Продик и тд. Второй период – II – начало III века нашей эры. Третий период – III – ΙV век нашей эры. Философские идеи софистов С точки зрения философии утверждения софистов и направление софистики являли собой свод выборочных, разносторонних концепций, теорий и мировоззренческой систематики. В общем, течение софистики лишь поначалу создает свои учения, но позже уже производит на свет довольно небольшое количество своих теорий, подбирая, вбирая, модернизируя, видоизменяя философские взгляды иных течений, представителей философской мысли, и ярких периодов философской жизни. Особенности философии софистов Нормы морали и этики у софистов абсолютно произвольно отображаются в зависимости от временных рамок. Эти нормы трактуются с точки зрения концепции релятивизма (т.е. теории относительности), иными словами, софисты утверждали, что один и тот же человек способен воспринимать одно и то же явление по разному, в зависимости от множества влияющих на него факторов (настроение, состояние и тд). Философские взгляды софистов, софистику критиковали такие выдающиеся мыслители как Сократ и Платон. Также, в число критиков входят представители сократических школ, таких как киники, мегарики и киренаики. Позже, постепенно в учениях софистов становилось все меньше конструктивных философских концепций. Софистика со временем начала выходить на уровень, «качественной риторики», то есть оставалась лишь риторика и искусство побеждать в спорах, но это искусство искусством мыслить назвать было бы не совсем корректно. Хотя, конечно, на самом банальном и обыденном уровне, определенно, это сделать можно. Религиозные взгляды софистов Значительное количество софистов, большая их составляющая часть по определению своему являлись приверженцами агностицизма, либо атеизма. Так, например, знаменитый Протагор, будучи агностиком, сыскал себе славу представителя воинствующего атеизма и полного безбожника. Тут необходимо подчеркнуть тот факт, что обвинения в безбожничестве и богохульстве были предъявлены Сократу, за что последний и был казнен (хотя и не только за это). Античная диалектика Гераклит Эфесский Великим диалектиком античного мира является Гераклит (530-470). Все сущее, по Гераклиту, постоянно переходит из одного состояния в другое. Ему принадлежат знаменитые слова «все течет», «в одну и туже реку нельзя войти дважды», «в мире нет ничего неподвижного». Возникновение и исчезновение, жизнь и смерть, рождение и гибель – бытие и небытие – связаны между собой, обуславливая и переходя друг в друга. Согласно его воззрению, переход явлений из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей, которую он называет вечным всеобщим Логосом, то есть единым общим для всего существования. По Гераклиту, огонь и Логос эквивалентны, огонь разумен и является причиной управления всем, а то, что всем управляет, через все он считает разумом. Он учит, что мир единый из всего, не создан не кем из богов, ни кем из людей, а был, есть и будет вечно жив огнем. Огонь понимается как субстанция. Но это не значит, что Гераклит на место воды и воздуха поставил огонь. Космос – вечно пылающий огонь, но это живой огонь, он тождественен божеству. Гераклит считается ярким представителем религиозного движения своего века. Он разделяет идею бессмертия души, считая смерть рождением души для новой жизни. Учение Гераклита Эфесского – одним из наиболее крупных философских учений раннегреческой философии является. Главное произведение Гераклита «О природе». Оно состоит из трех частей: «О Вселенной», «О государстве», «О богословии». Гераклит в качестве субстанциально-генетического начала Вселенной рассматривает огонь. В учении Гераклита он выступает как субстанция бытия, поскольку пребывает всегда равным самому себе, неизмененным во всех превращениях и как первоначало, конкретная стихия. Мир, по Гераклиту, упорядоченный Космос. Он вечен и бесконечен. Он не создан не богами, ни людьми, а всегда был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно потухающим. На основе превращений Огня строится космология Гераклита. Все предметы и явления природы рождаются из Огня и, исчезая, вновь обращаются в огонь «Огня смерть – воздуха рождения и воздуха смерть – воды рождения. Из смерти земли рождается воздух, из смерти воздуха – огонь» и так далее. Все изменения мироздания у Гераклита происходят в известной закономерности, подчиняясь судьбе, которая тождественна необходимости. Необходимость – это всеобщий закон Логос. «Логос» в дословном переводе с греческого языка означает «слово», но одновременно Логос означает разум, закон. У Гераклита термин «Логос» употребляется чаще всего в последнем значении. Хотя этот Логос существует вечно люди не понимают его прежде, чем услышат о нем, не услышав впервые. Всегда и все совершается по этому Логосу. Известный исследователь философии А.С. Богомолов отмечал, что понятие Логос у Гераклита носит широкое обобщающее значение. Если сопоставить эту категорию с современными категориями, то она была бы наиболее близка категории «сущность». В многообразии ее связей и опосредовании. В самом общем плане Логос Гераклита есть выражение логической структуры Космоса, логической структуры образа мира, непосредственно должного живому созерцанию. Гераклитовская космология строится на основе стихийной диалектики. Мир в учении Гераклита представляет собой упорядоченную систему – Космос. Образование этого Космоса происходит на основе всеобщей изменчивости явлений, общей текучести вещей. «Все течет, все изменяется, нет ничего неподвижного»; «В одну и ту же реку нельзя войти дважды». Для выражения этой мысли Гераклит пользуется образным сравнением изменяющегося Космоса с текучей рекой, потоком. «На входящего в одну и ту же реку текут все новые и новые воды». Движение, по Гераклиту, свойственно всему существующему. Вся природа, не останавливаясь, изменяет свое состояние. «В одну и ту же воду нельзя войти дважды и нельзя дважды застигнуть смертную природу в одном и том же состоянии, но быстрота и скорость обмена рассеивает и снова собирает ее. Рождение, происхождение никогда не прекращается». Солнце – не только новое каждый день, но вечно и непрерывно новое». Учение Гераклита о потоке тесно связано с его учением о переходе одной противоположности в другую, о «мене», «обмене» противоположностей. «Холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется». Обмениваясь, друг с другом, противоположности становятся тождественными. «Одно и то же в нас – живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое». Утверждение Гераклита, что все есть обмен противоположностей, дополняется указанным, что все происходит через борьбу. «Следует знать, что война всеобща, и правда борьба, и что все, что происходит через борьбу по необходимости». На основе борьбы устанавливается гармония мира. Таким образом, в раннегреческой философии налицо совмещение философского и физического (естественнонаучного) подхода в объяснении первоначала мира. С одной стороны, они довольно часто осуществляют субстанциональный подход, с другой стороны, субстанция бытия, как правило, отождествляется с конкретной стихией, явлением природы. Это стихия в какой-то мере приобрела значение метафоры, а образной форме давало представление о первоначале всесущего. Зенон Элейский Зенониз Элея был учеником Парменида. Аристотель называл его изобретателем диалектики. Но это была субъективная диалектика — искусство диалектического рассуждения и спора, искусство "опровергать противника и посредством возражений ставить его в затруднительное положение" (Плутарх). В условиях античной демократии искусство спорить и убеждать стало жизненно важным, поэтому Зенон мог брать большие деньги за обучение искусству спора, эвристике, показав тем самым пример софистам (софизм — умение убеждать: Протагор, Горгий, Гиппий). Метод Зенона не был методом прямого доказательства. Зенон доказывал от противного, сводя к абсурду точку зрения противника, противоположную его собственной. Из этого следовала истинность тезиса Зенона. Это значит, что Зенон пользовался законом исключения третьего: чтобы доказать, что "А есть В" истинно, Зенон доказывал, что "А" не есть "В" ложно, а ложность последнего тезиса Зенон доказывал, исходя из допущения истинности тезиса "А не есть В", что приводит к одинаковой истинности "С" и "не-С", а это невозможно (снова действует закон исключения третьего). Рассуждения Зенона назывались "эпихейрема" — умозаключение, а также "апория" — непроходимость, безвыходное положение. Своё искусство спора Зенон применил для посрамления тех, кто смеялся над Парменидом за его отрицание множества и движения. Относясь с уважением к Пармениду, Зенон использовал для доказательства и его метод. Доказывая, что бытие едино и неподвижно, Зенон идет обратным парменидовскому путём. Если Парменид шёл от истинного в его понимании мира и начинал сразу с анализа бытия как такового, а потом уже переходил к миру кажущемуся, то Зенон в соответствии со своим методом доказательства от противного шёл от кажущегося в его понимании мира к миру истинному. Он доказывает, что физический мир противоречив, а потому не может быть истинным, а раз так, то истинным является сверхчувственный мир. Зенон ввёл термин "каталепсис" — "понятие". По его учению, представление есть отпечаток вещей в душе. Критерием истины Зенон считал "захватывающий образ", поскольку он связывается с постижением действительности. Зенон из Элея, Южная Италия (ок. 490 г. — ок. 430 г. до н.э.), ученик Парменида, поставившего вопрос о соотношении бытия и мышления. Расцвет его интеллектуальной деятельности приходится на 78-ю и 79-ю олимпиады, т.е. 60-е гг. V в. до н.э. Диалектические парадоксы Зенона сводятся к доказательству того, что, во-первых, логически невозможно мыслить множество вещей; во-вторых, допущение движения приводит к противоречию. Наиболее известны его парадоксы — апории — против возможности движения: "Дихотомия", "Ахилл и черепаха", "Стрела", "Стадии". Апории Зенона не утратили своего значения и в современном научном знании, развитие которого связано с разрешением противоречий, возникающих при отображении реальных процессов движения — это единство прерывности и непрерывности пространства и времени, что и делает возможным движение. Зенон ушел из жизни героически, борясь с тиранией. По словам Плутарха он "доказал на деле, что великому мужу постыдно быть трусливым". Из многочисленных трудов Зенона до современников дошли лишь несколько фрагментов из "Споров", "О природе" и "Против философии". Сократ, Платон, Аристотель Сократ В годы жизни мудреца старая вера, основанная на преклонении олимпийским Богам, похожим на людей, была разрушена. Греки рассматривали веру в единого Бога. Ему первому удалось понять суть Божества. В своем учении о Боге он говорил о нравственной силе, а не природной. Добродетель исходит от Бога. Человеку не нужно ничего избирать, к Всевышнему его приведут сердце, мудрость и душа. Природную физику философ не воспринимал, он видел смысл в нравственности. Методика Сократа завоевала популярность среди многих известных мыслителей. Ее принципы: Искусство познания себя, окружающих людей является главной задачей философии; Спор с софистами заключался в необходимости разумных мыслей, понимания бытия; Значимость нравственных и общественных понятий; Конкретные, частные случаи не рассматривались в методике; Сократическая диалектика не носила систематический характер. Философ вел диалог с собеседником, стимулируя его к работе. Сам он не раз представлял себя человеком незнающим. После мыслитель задавал специфические вопросы, которые заставляли оппонента делать нелепые выводы. На основании этого он заинтересовывал человека, показывая ему философский способ решения вопроса. Диалектика Сократа заставляла людей проникаться беседой, внимательно вслушиваться в ход мыслей философа. Платон Аристотель Философия Аристотеля кратко и понятно Древний ученый внес множество важных теорий в мировую философию. Основными, исторически значимыми являются: Дедуктивная методика – связь между частным и общим; Силлогическая система, ее обоснование – формирование вывода из нескольких заключений; Внедрение шести разновидностей государственных форм; Определение идеальной формы государственного устройства – полития; Понятие материя как субстанция; Создание десятки классов философии; Понятие бытия на основании категорий; Материалистический взгляд на происхождение человечества и жизни на Земле; Корректировка философии, созданной Платоном, отказ от чистых идей. Философская система Аристотеля кратко – душа и человек Форма человеческой души в учениях философа представлена в трех рангах: растительный, животный и разумный уровень. Именно душа способна контролировать организм и его основной функционал, в ней находится создание человека. Философское учение Аристотеля кратко можно рассмотреть на трехуровневой структуре души: Растительный уровень души – размножение, функции роста, питание. Животный уровень – ощущение, желание, чувство. Разумный ранг – к перечисленным выше функциям прибавляется способность мыслить, рассуждать. Это является отличительной чертой людей от прочих живых организмов. Материалистический взгляд на человечество обоснован следующими суждениями философа: Ключевая причина, по которой человек отличен от животных, – это разум, мыслительные способности, интеллект; Высокая организация биологической сущности; Стремление к жизни в коллективе. Общество формируется благодаря желанию индивидов объединяться в группы, семьи, проживать с другими представителями человечества. Совместно люди могут изготавливать материальные блага, обустраивать жилища, распределять обязанности. Их объединяют язык, культура, родственные связи. Главным контролирующим органом, способным защитить, поддержать, организовать общества, является государственный строй. Философская система Аристотеля – государство На основании учений Аристотеля есть возможность определить шесть основных видов государственной структуры. Ученый выделяет: Политию – идеальную форму государственного устройства, в которой в умеренном количестве присутствует демократия и олигархия; Охлократию – чрезмерный уровень демократии, державой руководит толпа; Чрезмерную олигархию; Аристократию; Тиранию; Монархию. Учение Аристотеля было философской основой для разделения форм государства в древние времена. Отличие взгляда Аристотеля от Платона Если сравнить учения обоих философов, то можно заметить, что их взгляды во многом расходились. Несовпадения позиций Платона и Аристотеля наблюдаются в следующих аспектах философии: В вопросе о познании. По мнению Платона познание существует отдельно от бытия и независимо от него. Аристотель считал, что познание и бытие неразрывно связаны. Источник бытия – вечный и «неподвижный» ум. В вопросе о душе. Платон говорил о том, что душа может существовать отдельно от тела и до его рождения пребывает в царстве красоты и чистой мысли. Аристотель доказывал, что душа неотделима от тела. Все живые существа обладают душой, но только человеческая душа способна размышлять. В вопросе о том, что есть благо. Что означает благо по мнению Платона? На взгляд этого философа благо — это единство добродетели и счастья. Он противопоставляет духовность чувственным влечениям человека. По мнению Аристотеля благо для каждого человека выражается в разных понятиях. Грубые люди видят благо в наслаждениях, благородные в — почестях, мудрые — в сознании. Это то, к чему человек стремится. Высшее благо — это деятельность сообразная с высшей добродетельностью. В вопросе об этике. Платон видел добродетель как норму души, лежащей вне реальности человека. Основная добродетель — это мудрость. Человек у Платона — это несовершенный бог. Аристотель считал, что добродетель нужно воспитывать с раннего возраста. Основным мерилом добродетели, по его мнению, являются стыд и совесть. Одновременно философ выделил 11 добродетелей. Среди которых самой важной считал справедливость. У Аристотеля совершенный человек — и есть бог. Взгляды двух античных учёных на такие важные философские понятия как бытие и сознание, этика и мораль, государство и человек, вызывали немало споров среди последователей и противников их учений. И даже сегодня эти споры полностью не утихли, потому что нельзя однозначно и полностью принять выводы и умозаключения ни Платона, ни Аристотеля. Философские взгляды в Древнем Риме Стоицизм (Сенека, Марк Аврелий, Эпипктет) Философия стоицизма Стоицизм – одна из школ древнегреческой философии, основателем которой был Зенон из г. Китиона, живший в конце IV – начале III века до н. э. Название получила от имени зала Стоя Пециле, в котором Зенон впервые выступил в качестве самостоятельного оратора. Среди римских стоиков следует отметить Сенеку, Эпиктета, Антонина, Арриана, Марка Аврелия, Цицерона, Секста Эмпирика, Диогена Лаэртского и др. Философия стоиков подразделяется на три основные части: физику (философию природы), логику и этику (философию духа). Физика стоиков составлена главным образом из учений их философских предшественников (Гераклита и др.) и потому не отличается особой оригинальностью. В ее основе лежит идея о Логосе как все определяющей, все порождающей, во всем распространенной субстанции – разумной мировой душе или Боге. Вся природа есть воплощение всеобщего закона, изучение которого крайне важно и необходимо, ибо это одновременно и закон для человека, в соответствии с которым ему следует жить. В телесном мире стоики различали два начала – деятельный разум (Логос, Бог) и разум пассивный (бескачественная субстанция, материя). Главной частью учения стоиков была их этика, центральным понятием которой стало понятие добродетели. Как и все в этом мире, человеческая жизнь также рассматривалась как часть единой системы природы, так как в каждом из людей содержится крупица божественного огня. В этом смысле каждая жизнь находится в гармонии с природой, она такова, какой ее сделали законы природы. Жить согласно природе и Логосу – основное назначение человека. Добродетель – это воля. Находящаяся в согласии с природой добродетель становится единственным человеческим благом, а так как она всецело заключается в воле, все действительно хорошее или плохое в человеческой жизни зависит исключительно от самого человека, который может быть добродетельным при любых условиях: в бедности, в темнице, приговоренным к смерти и т. д. Более того, каждый человек оказывается еще и совершенно свободным, если только он сможет освободиться от мирских желаний. Эпикуреизм Эпикуреизм — философское учение, исходящее из идей Эпикура и его последователей. Эпикуреизм был одним из наиболее влиятельных философских течений в Античности. Эпикур основывает свою школу в 307г. до н. э. в Афинах. Школа находилась в саду философа, по этой причине она получила название «Сад», а последователи Эпикура стали именоваться «философами из садов». Эпикурейская философия, в особенности философия самого Эпикура, не имеет конечной целью нахождение теоретической истины, она не ставит перед собой задачу получить некое чистое знание. Эпикуреизм служит вполне конкретным нуждам: ищет способ избавления человека от страдания. Эпикурейцы считали, что для счастливой жизни человеку необходимо: отсутствие телесного страдания; невозмутимость души; дружба. Крупнейшим представителем греческого эллинистического эпикуреизма является в первую очередь сам Эпикур. Римский эпикуреизм представляли Лукреций и Каций; это направление повлияло также на римский эклектизм. Главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, поэтому их основной этический принцип — удовольствие. Но Эпикур представлял удовольствие не вульгарно и упрощенно, а как благородное спокойствие, уравновешенное удовольствие. Он считал, что желания человека безграничны, а средства их удовлетворения ограничены. Поэтому необходимо себя ограничить лишь потребностями, неудовлетворение которых ведет к страданию. От остальных желаний следует отказаться, в этом необходимы мудрость и благоразумие. В отличие от стоиков, которые считали рок неизбежным, эпикурейцы наделяют человека свободой воли. Человек может предаваться удовольствиям сообразно своим желаниям. Эпикуреец не боится смерти: «Пока мы существуем, нет смерти; когда есть смерть, нас более нет». Жизнь — вот главное наслаждение. Умирая, Эпикур принял теплую ванну и попросил принести ему вина. Целью философии Эпикур считал указать путь человеку к счастью. Чтобы узнать, что такое счастье, нужны физика и логика. Логику Эпикур называл каноникой, т.е. теорией познания. В теории познания Эпикур был сенсуалистом, считая, что критерием истины является ощущение, а разум полностью зависит от ощущения. Ощущения дают нам истинную картину мира, они ошибаться не могут. Ошибается судящий о них разум. Из повторяющихся ощущений возникают понятия. Эти понятия тоже истинны. Мысли о понятиях могут быть ошибочными. Душа смертна и загробной жизни не существует. Смысл жизни – избегать страданий, получать наслаждение. Эпикур, ( 341 – 271 гг. до н.э.) "О природе", "Об атомах и пустоте", "Об образе жизни". Скептицизм Другим значительным философским направлением в Древнем Риме был скептицизм. Его главный представитель Энесидем Кносский (ок. I в. до н.э.) в своих взглядах близок к философии Пиррона. О том, какое влияние оказал греческий скептицизм на формирование мысли Энесидема, говорит тот факт, что свое главное произведение он посвятил толкованию учения Пиррона («Восемь книг рассуждений Пиррона»). Энесидем видел в скептицизме путь к преодолению догматизма всех существующих философских течений. Большое внимание он уделял анализу противоречий в учениях других философов. Вывод его скептических взглядов состоит в том, что нельзя судить о реальности на основании непосредственных ощущений. Для обоснования этого вывода он использует уже упоминавшиеся формулировки так называемых тропов. Следующие пять тропов, которые были добавлены Агриппой, преемником Анесидема, еще больше усилили сомнения в правильности идей других философских течений. Наиболее ярким представителем так называемого младшего скептицизма был Секст Эмпирик. Его учение также проистекало из греческого скептицизма. Об этом свидетельствует название одной из его работ — «Основания пирронизма». В других работах — «Против догматиков», «Против математиков» — он излагает методологию скептического сомнения, основанную на критической оценке основных понятий тогдашнего знания. Критическая оценка направлена не только против философских понятий, но и против понятий математики, риторики, астрономии, грамматики и т.д. Его скептический подход не избежал вопроса о существовании богов, что привело его к атеизму. В своих работах он стремится доказать, что скептицизм — это оригинальная философия, которая не допускает смешения с другими философскими течениями. Секст Эмпирик показывает, что скептицизм отличается от всех других философских течений, каждое из которых допускает одни сущности и исключает другие, тем, что он одновременно ставит под сомнение и допускает все сущности. Римский скептицизм был специфическим выражением прогрессирующего кризиса римского общества. Поиск и исследование противоречий между утверждениями предыдущих философских систем привели скептиков к широкому изучению истории философии. Хотя именно в этом направлении скептицизм создает много ценного, в целом это уже философия, утратившая ту духовную силу, которая возносила античное мышление к его высотам. По сути, скептицизм содержит больше прямого неприятия, чем методологической критики. Скептицизм, как ни странно это может показаться на первый взгляд, очень плодотворен для познания. Стандартная ситуация по отношению к проблеме такова: с каждым шагом мы формально понимаем все больше и больше, но вольно или невольно подгоняем все под уже выработанные решения, продолжая сложившуюся традицию. В результате мысль замедляется, переходит к вариациям того, что уже давно известно, упорядочивает познанное. С одной стороны, это вершина познания, но в рамках определенной парадигмы, которой уже не хватает, как говорил Аристотель, яркого импульса, с которого начинается мысль — удивления. Мышление становится сложным упражнением, но теряет стремление к познанию, склоняясь к позиции «почти все найдено, больше ничего не нужно, по сути», т.е. к вере. Однако ни один результат познания нельзя принимать за окончательный, в этом помогает скептицизм, ставящий под сомнение любые факты, выводы и результаты. Именно скептический подход поддерживает постоянную потребность в дальнейшем познании, сохраняя свободу поиска — даже в тех областях, в которых якобы «все давно известно». Скептический взгляд на мир податлив, открыт для различных точек зрения, не «выносит ничего за скобки» и занимается именно поиском истины. |