Главная страница

Новый документ (44). "Особенности использования методов арттерапии в работе психолога"


Скачать 33.3 Kb.
Название"Особенности использования методов арттерапии в работе психолога"
Дата15.06.2022
Размер33.3 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаНовый документ (44).docx
ТипКурсовая
#592201




автономная некоммерческая образовательная организация

высшего образования Центросоюза Российской Федерации

«Сибирский университет потребительской кооперации»



Кафедра педагогики, психологии и социологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

по “Основы консультационной психологии”

(наименование дисциплины)

на тему:”Особенности использования методов арт-терапии в работе психолога”

Выполнил обучающийся

Левченко А.А

психолого-педагогическое отделение

Руководитель:

Шперлинь Або Вольфович

Новосибирск

2021

Содержание:

Введение……………………………………………………………………… 2

1. Понятие арт-терапии как метода психологии ………………………. 4

1.1. Исходные арт-терапевтические понятия ……………………………… 4

1.2. Возникновение и развитие арт-терапии в историческом контексте …………………………………………………………………………………...6

2. Арт-терапевтическая работа с детьми и подростками………………7

2.1. Виды и формы арт- терапевтической работы ( индивидуальные, групповые) ………………………………………………………………………………… 8

2.2 Связь и отличия «педагогического» и «медицинского» подхода в арт-терапии . ………………………………………………………………………9

2.3. Комплексные арт-терапевические коррекционно-развивающие программы ……………………………………………………………………10

3. Применение методов арт-терапии для развития творческих и познавательных способностей……………………………………………14

3.1.Связь изобразительного творчества

с познавательной деятельностью……………………………………………14

3.2. Арт-терапевтические программы развития

познавательных способностей……………………………………………… 15

Заключение………………………………………………………………… 19

Список литературы…………………………………………………………20

Введение

Арт-терапия, как профессиональная деятельность, – сравнительно новая область науки и практики, однако то, что художественная деятельность обладает целительным эффектом, известно еще с древности. На протяжении всей человеческой истории искусство отражало мир человеческих страстей и служило людям как средство психологического и духовного возрождения.

И в настоящее время в образовательных, медицинских и социальных учреждениях разных стран все более активно применяется такой подход как психотерапия искусством. Она представлена четырьмя основными направлениями - арт-терапией, драматерапией, танцевально-двигательной терапией и музыкальной терапией.

И в нашей стране быстро растет интерес к разнообразным направлениям терапии творчеством, в том числе и арт-терапии. Мы думаем, что наиболее значимыми факторами интереса являются ориентация арт-терапии на присущий каждому человеку внутренний потенциал здоровья и силы, ее акцент на естественном проявлении мыслей, чувств и настроений в творчестве.

В России арт-терапия использовалась преимущественно как метод в рамках психиатрии и психотерапии. Однако в последнее десятилетие арт-терапия бурно развивается в самостоятельную дисциплину. Наиболее серьезная работа ведется в Санкт-Петербурге, где создана Арт-терапевтическая ассоциация, работает авторская программа кандидата медицинских наук А.И. Копытина, включающая базовую информацию по арт-терапии (при Государственном институте практической психологии «Иматон»); проводится ежегодная международная арт-терапевтическая конференция; начиная с 1997 года издается мультидисциплинарный журнал «Исцеляющее искусство».

В данной курсовой работе мы рассмотрим основные арт-терапевтические понятия, историю развития этого направления в России и за рубежом, методы и формы арт-терапии. Применение арт-терапевтических методов в психотерапевтической работе с детьми и для развития творческих и познавательных способностей.

1. Понятие арт-терапии как метода психологии

1.1.Исходные арт-терапевтические понятия

Термин «арт-терапия» стал использоваться в нашей стране сравнительно недавно. С английского языка это понятие можно перевести как «лечение, основанное на занятиях художественным (изобразительным) творчеством...» Однако на практике арт-терапия далеко не всегда связана с лечением в строгом медицинском смысле слова. Хотя лечебные задачи, несомненно, ей свойственны, существует много примеров применения арт-терапии скорее как средства психической гармонизации и развития человека (например, в образовательной практике), как пути к разрешению социальных конфликтов или с другими целями.

Арт-терапия - один из самых мягких и в то же время глубоких методов в арсенале психологов и психотерапевтов. Метод арт-терапии можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний, которыми многие люди пользуются самостоятельно - чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности средствами художественной деятельности.

Цели и задачи арт-терапии:

• Диагностическая, коррекционная, стрессотерапевтическая , релаксирующая

• Лечебная, гармонизирующая, развивающая , креативогенная

• Самовыражение , коммуникативная , социализирующая

Области применения арт-терапии:

• Психология, психиатрия, педагогика, образование, воспитание, социальная сфера, сфера бизнеса

Содержание арт-терапии:

1.изотерапия 2. цветотерапия 3. пластическая арт-терапия (глина, песочные фантазии, каракули) 4. маскотерапия 5. боди-арт-терапия 6. песочница

7. фототерапия 8. видеотерапия 9. медитативная арт-терапия 10.мандалотерапия 11. куклотерапия 12. драматерапия 13. игротерапия 15. музыкотерапия 16. вокалотерапия 17. сказкотерапия 18. телесно-ориентированная терапия 19. танцевально-двигательная терапия 20. арт-синтез-терапия 21.психосинтез 22. супервизия 23. профилактика профессионального «выгорания» специалиста.

В России арт-терапия является методом психологии и психотерапии. Арт-терапевтическая практика делится на арт-коррекцию и арт-стимуляцию. Арт-коррекция - на терапию и собственно коррекцию . Арт-стимуляция ориентирована на психопрофилактику, реабилитацию, тренинги (здоровьесберегающая задача, общее развитие, повышение креативности).

Таким образом, арт-практики (по задачам):

I. Арт-коррекция:

1) терапия

2) коррекция (решает большую часть задач)

II. Арт-стимуляция:

1) снятие напряжения (инсайт)

2) общее развитие

3) повышение креативности



  1. Возникновение и развитие арт-терапии в историческом контексте

Арт-терапия, как и многие другие терапевтические методы, уходит своими корнями далеко вглубь истории. Предметы древнего искусства, художественные изображения выполняли не только декоративные функции, но и магические. Художественные образы были частью ритуалов, направленных на защиту древних людей от опасных проявлений окружающей среды, нападений диких животных, от всего неизведанного. Кроме того, эти символические образы стали предметом поклонения первобытных людей в качестве «икон», помогавших людям в удачной охоте. Люди древности верили в магическую силу художественных символов. Так египтяне заворачивали различные символические предметы в мумии в качестве предметов, способствующих их сохранению. Особую роль в древних культурах играли магические маски, игравшие роль защиты людей, носивших их, от опасных влияний.

Во многих современных культурах искусство продолжает использоваться как символическое средство физического и психологического восстановления людей. Индейские племена используют специальные песни и ритуальные танцы для излечения различных недугов. Тибетцы используют песочные рисунки в форме мандалы – магического круга, на котором они концентрируются в процессе медитации, молитв. Духовная концентрация на мандалах преследует своей целью исцеление, освобождение от страданий.

Как самостоятельное профессиональное направление в лечебно-реабилитационной, педагогической и социальной работе арт-терапия насчитывает всего несколько десятилетий своей истории. В качестве эмпирического метода арт-терапия начала формироваться с середины XX века, когда получил широкую известность и распространение опыт работы некоторых художников и арт-педагогов (например, А. Хилла в Великобритании), пытавшихся вовлечь пациентов различных лечебных учреждений в занятия изобразительным искусством. Примерно в то же время ряд психотерапевтов с психоаналитической подготовкой начали применять принципиально новые формы интеракций, осуществлявшихся через работу с изобразительной продукцией клиентов (например, М. Наумбурх в США). В тот период пионеры арт-терапевтического направления подчас сочетали в себе разные профессиональные роли, являя пример гибрида художника и психотерапевта. Их статус и функции в лечебных и образовательных учреждениях были недостаточно ясны не только окружающим, но и им самим.

1960-1980-е гг. оказались решающими в становлении арт-терапевтического направления. Именно тогда были созданы первые профессиональные объединения, способствовавшие внедрению и более четкому определению роли арт-терапевтических методов в разных областях практической работы. Начали действовать первые центры арт-терапевтического образования, в некоторых странах произошла государственная регистрация арт-терапии как самостоятельной специальности.

Большие изменения в деятельности арт-терапевтов произошли в последние 10-15 лет. Окончание «холодной войны», утверждение принципов информационной открытости и европейская интеграция стимулировали процессы профессионального обмена и распространения наиболее передовых и эффективных форм арт-терапевтической работы. Кроме того, впервые был поставлен вопрос о разработке и введении единых стандартов профессиональной арт-терапевтической подготовки и практики.

В 1980-1990-х гг. во многих странах мира произошло заметное изменение культурного климата, вызванное активизацией интегративных процессов, притоком иммигрантов, перемещением значительных групп беженцев, трансформацией гендерных ролей и другими факторами.

Важные изменения в деятельности арт-терапевтов выражаются в оформившейся за последние годы ориентации на внегоспитальную сферу: все больше специалистов работает при социальных муниципальных центрах (так называемых «центрах дневного пребывания» и «дневных стационарах»), приближенных к населению, что заставляет учитывать потребности разных социальных групп, проводить работу с амбулаторными психиатрическими пациентами, подростками, бездомными, безработными, лицами с алкогольной и наркотической зависимостью и т.д.

Среди многочисленных изменений в деятельности арт-терапевтов за последние годы следует также отметить повышение их роли в социальной и образовательной сферах. Речь идет, главным образом, о работе в специализированных школах и с детьми, посещающими общеобразовательные школы, но имеющими определенные эмоциональные и поведенческие нарушения, отражающиеся на их успеваемости. Иногда арт-терапевтам приходится совмещать свою работу с работой педагога.

Параллельно в содержании и характере деятельности арт-терапевтов произошло «созревание» арт-терапевтических методов, развитие теории и форм практической работы. Арт-терапевтическое направление в течение некоторого времени формировалось, главным образом, как сугубо эмпирическое, и его теоретическая база первоначально была весьма слаба. Немаловажную роль сыграло в этом то, что многие пионеры арт-терапии были художниками или арт-педагогами. Они не были склонны заниматься теоретическим обоснованием своей работы, полагая, что основной лечебно-коррекционный эффект от использования художественного творчества достигается за счет «отвлечения» человека от негативных переживаний и проблем, либо некоего «катарсиса», природу которого они исследовать не стремились.

Первые элементы арт-терапевтической теории стали появляться в 1940-1960-е гг. благодаря использованию достижений психодинамического подхода и попыткам осмысления некоторых его понятий (таких, например, как бессознательное, перенос и контрперенос, символический образ, проекции и некоторые другие) в контексте арт-терапевтической работы. Дальнейшее развитие теоретической базы арт-терапии в 60-90-е гг. происходило путем синтеза многих положений классического психоанализа, аналитической психологии К. Юнга, теории объектных отношений, представлений гуманистической психологии и психотерапии, клинического подхода, психосемантики, психологической теории игр, общей теории систем, динамической психиатрии, социологии, групп-анализа, трансперсонального подхода, искусствоведения и культурологии.

В настоящее время в некоторых странах (Великобритания, США) арт-терапия и другие направления терапии искусством признаны в качестве самостоятельных медицинских специальностей; существуют государственные стандарты арт-терапевтическй подготовки и нормы допуска к оказанию специалистами арт-терапевтических услуг. В России арт-терапия рассматривается как метод психокоррекции, применяемый врачами-психотерапевтами, а также психологами в процессе психологического консультирования и при реализации программ коррекционной, профилактической, развивающей направленности. Арт-терапевтическое сообщество Российской Федерации на сегодняшний день включает специалистов с медицинским, психологическим, художественным, педагогическим и иным образованием, получивших дополнительную подготовку по арт-терапии и регулярно использующие ее в качестве ведущего или вспомогательного метода в своей профессиональной деятельности.



  1. Виды и формы арт-терапевтической работы



Формы арт-терапии различны при работе с детьми, подростками и взрослыми. Мы будем говорить о двух основных вариантах арт-терапевтической работы – индивидуальной и групповой арт-терапии. И рассмотрим различные варианты проведения арт-терапевтических занятий с детьми и подростками.

Арт-терапевтические вмешательства, ориентированные на профилактику и коррекцию психических расстройств у детей и подростков, могут быть основаны на использовании разных средств и материалов для изобразительного творчества, позволяющих включаться в занятия рисунком, живописью, лепкой, фотографией, художественной анимацией, создавать коллажи и композиции из предметов(ассамбляжи) и т.д. В определенных случаях, когда применяется комплексная программа полимодальной психотерапии искусством, участники занятий могут заниматься не только изобразительной деятельностью, но и слушать и исполнять музыку, участвовать в драматических постановках, танцевать.

Длительное время индивидуальная арт-терапия выступала ведущей формой арт-терапевтической работы с детьми и подростками. Ей отдается предпочтение при наличии у детей выраженных поведенческих и эмоциональных нарушений, недостаточном развитии коммуникативных навыков, что затрудняет включение таких детей в группу. На развитие индивидуальной арт-терапии оказал большое влияние психодинамический подход, рассматривающий изобразительную деятельность пациента в качестве инструмента исследования его бессознательного.

Большую роль в формировании устойчивых психотерапевтических отношений играет детальное обсуждение с клиентом целей, характера и условий работы. В самом начале арт-терапевт объясняет клиенту , в чем будет заключаться их совместная работа . Подчеркивается то, что эта работа не предполагает специальных художественных способностей или навыков и не ставит своей целью создание «высокохудожественных» произведений, что она делает акцент прежде всего на свободном самовыражении клиента посредством любых материалов и средств , имеющихся в его распоряжении. Арт-терапевт учитывает склонность клиента к индивидуальному, ему одному присущему темпу деятельности. Постепенно по мере того, как формируются психотерапевтические отношения, у клиента возникает ощущение защищенности, внутренней свободы. В процессе работы возникают самые разнообразные ассоциации, чувства и воспоминания. Могут проявляться сильные переживания, в том числе негативного характера, чувство вины, утраты и т.д. Все это время арт-терапевт находится рядом с клиентом. Он старается не мешать его работе замечаниями или комментариями и стремится не препятствовать проявлению сильных, в том числе и негативных эмоций. Лишь в тех случаях, когда они принимают явно деструктивный характер, арт-терапевт может обратиться к клиенту с вопросами, призванными помочь осмыслить и контролировать их проявление. Не объяснить, а «прояснить» все, что клиент делает. Тем самым он обращает внимание клиента на скрытый смысл его собственных действий. Работа в целом имеет недирективный характер . По мере того как клиент переходит от вначале «защитной» позиции к более открытой, арт-терапевт становится «свидетелем» внутренних конфликтов и переживаний. Дальнейшее развитие арт-терапевтического процесса характеризуется тем, что эти конфликты и переживания, отражаясь в изобразительной работе клиента и «проясняясь» через «диалогический дискурс» с арт-терапевтом, становятся для клиента все более осмысленными и понятными. Он приходит к «принятию» и «признанию» в себе ранее отчужденных свойств и проявлений, осознанию в качестве закономерных и необходимых элементов своей личности, источников своей внутренней силы.

Основаниями для завершения индивидуальной работы, наряду с внешними факторами, являются определенные изменения в состоянии и характере изобразительной деятельности клиента, отражающие положительную динамику арт-терапевтического процесса.

Наряду с индивидуальной арт-терапией могут быть использованы также ее различные групповые варианты – студийный, тематический и динамический. Групповая арт-терапия во многих случаях обладает определенными преимуществами перед индивидуальной: позволяет развивать ценные социальные навыки, является более экономичной формой оказания психологической помощи. В зависимости от возраста ребенка или подростка, особенностей развития, групповая арт-терапевтическая работа может проводиться в разной форме, предполагать разные способы ведения группы, организации группового взаимодействия и применение разных материалов и видов деятельности.

Работа в студийной группе предполагает значительную спонтанность поведения участников и минимальные ограничения. При этом уровень активности, связанной с взаимодействием участников студийных групп друг с другом, может варьироваться в широком диапазоне - от минимальных контактов для более активного взаимодействия, связанного с совместным изобразительным творчеством и играми. В отличие от взрослых, дети гораздо более спонтанны и подвижны. Они, как правило, используют богатые возможности студии, творчески организуя свое пространство, чередуя изобразительную работу с игрой и общением. При этом ход занятий не имеет четкой структуры.

Широкое распространение в работе с более старшими детьми и подростками в последние годы получил тематический вариант групповой арт-терапии. Одной из его важных особенностей является возможность доукомплектовывания группы и изменения состава участников при сохранении ее основного «ядра». Структурирование работы участников тематической группы достигается, главным образом, за счет фокусировки их внимания на какой либо значимой теме или техниках, играх и упражнениях, индивидуального, парного, микрогруппового или общегруппового характера. Значимым организующим фактором в тематической группе является ее трехчастная структура; каждое занятие включает вводную («разогрев» и подготовка участников к работе), основную (выборы темы или ее корректировка и работа над ней с использованием разных средств творческого самовыражения, завершающаяся обсуждением участниками своих произведений и процесса их создания) и заключительную ( подведение итогов занятия ) части.

( 1 ) «Структурированные групповые арт-терапевические занятия, отвечающие характеристикам тематической группы и связанные с включением участников в организованную изобразительную деятельность и обсуждения, нередко используются с подростками. Б.Дж.Книлле и С.Туана указывают, что индивидуальная арт-терапия может быть малопригодной для многих подростков из-за присущего им негативного отношения ко взрослым и к социальным авторитетам. Групповая арт-терапия дает подросткам возможность самим контролировать процесс самораскрытия и создает более безопасную атмосферу. В отличие от индивидуальной психотерапии и арт-терапии, работа в условиях арт-терапевтической группы также дает подросткам ощущение большей независимости , удовлетворяет потребность в самостоятельности и защите своего личного пространства. Групповая арт-терапия обеспечивает подросткам возможность взаимной эмоциональной поддержки в период их самоопределения, служит преодолению чувства социальной изоляции.

2.2 Связь и отличия «педагогического» и «медицинского» подхода в арт-терапии. Особенности работы с детьми.

Первые попытки использовать в работе с детьми и подростками изобразительные приемы в качестве психотерапевического и психокоррекционного инструмента , а также стимулятора их психического развития имели место еще в первой половине 19 века. ( 2 ) «На Западе всестороннее обоснование подобная практика получила в работах Г.Рида, Э. Крамер и др. Имеется определенный опыт такого рода работы и в России». «Педагогическое» направление в арт-терапии всегда было значимым и развивалось параллельно с «медицинским». Между ними существует тесная связь. Художественное самовыражение детей в тех формах, которые используются «педагогическим» направлением , так или иначе обращено к укреплению психического здоровья ребенка. Это значит, что данные формы работы являются областью профилактической медицины, хотя и не ставят своей задачей лечение ребенка. Кроме того их использование во многих случаях выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами, восстановить эмоциональное равновесие или устранить нарушения поведения. С другой стороны, арт-терапевты «медицинского» направления, работающие с маленькими пациентами, например в детской психиатрической больнице или центре психического здоровья, не могут не выступать в роли педагогов, поскольку во многом способствуют воспитанию детей, их гармоничному эмоциональному и интеллектуальному развитию.

Мышление ребенка образнее и конкретнее мышления взрослых, поэтому он использует изобразительную деятельность как способ осмысления действительности и своих взаимоотношений с нею; по рисунку ребенка можно судить об уровне его интеллектуального развития и степени психической зрелости. Немаловажна ролевая пластичность ребенка, его естественная склонность к игровой деятельности. Арт-терапевту необходимо этим пользоваться, создавая в арт-терапевтическом кабинете особую атмосферу игры и творчества и подбирая вместе с детьми соответствующие сюжеты и темы в качестве основы индивидуальной и групповой арт-терапии.

( 3 ) «Существенным обстоятельством оказывается и то, что изобразительные материалы и предметы игровой деятельности являются для ребенка более важными «партнерами» коммуникации, чем психотерапевт. Ребенок проявляет по отношению к ним характерные для себя и связанные с личным опытом способы построения отношений, те или иные эмоциональные реакции, в которых очевидны проявления переноса. Что было замечено детскими психотерапевтами и использовано при разработке различных техник, позволяющих наладить контакт с ребенком посредством предметов и материалов его игровой деятельности (М.Клейн, М. Милнер, Д. Винникотт)

Игровое пространство, изобразительный материал и образ являются для ребенка средствами психической защиты и саморегуляции, к которым он прибегает в трудных для себя обстоятельствах.

2.3. Комплексные арт-терапевтические коррекционно-развивающие программы

В работе с детьми и подростками могут использоваться комплексные коррекционно-развивающие программы. Они, как правило, рассчитаны на групповое применение и оказывают влияние на разные сферы психического опыта участников занятий, способствуют не только коррекции имеющихся у них поведенческих и эмоциональных нарушений, но и всестороннему развитию их личности, эмоционально-волевых и познавательных процессов, поведенческих, коммуникативных навыков, а также сенсорных систем.

Такие программы могут в одних случаях иметь преимущественно профилактическую, развивающую направленность и применяться с детьми и подростками, не имеющими каких либо эмоциональных и поведенческих расстройств и нарушений развития, либо с теми, у кого расстройства имеют компенсированный характер. В этом случае программы рассчитаны на поддержку состояния компенсации. В других случаях программы имеют преимущественно коррекционную направленность и применяются с детьми и подростками с различными поведенческими и эмоциональными расстройствами и нарушениями развития, теми, у кого имеются начальные болезненные проявления, а также с теми, кто относится к группе повышенного риска развития состояния дезадаптации.

В зависимости от возраста детей и подростков и имеющихся у них нарушений содержание и структура занятий и их продолжительность могут варьироваться. Разную продолжительность может иметь и вся программа. В то же время в большинстве случаев занятия строятся в соответствии с тематическим подходом и имеют характерную для него структуру. Каждое занятие включает:

  1. Вводную часть, предполагающую «разогрев» и подготовку участников к работе;

  2. Основную часть, связанную с выбором темы или ее корректировкой, индивидуальной или совместной работой над ней с использованием определенных изобразительных материалов, завершающейся обсуждением участниками своих произведений и процесса из создания;

  3. Заключительную часть, связанную с подведением итогов занятия.

В некоторых случаях структура занятия может быть более сложной. Например, основная часть может предполагать смену видов деятельности, связанных не только с используемыми материалами, но и с модальностями творческого самовыражения (изобразительная деятельность, движение и танец, работа с повествованиями и др.). В ходе занятия в некоторых случаях участники могут то погружаться в процесс индивидуального творчества, то переходить к более активному вербальному и невербальному взаимодействию друг с другом, выполняя, например, совместные групповые творческие проекты.

Таким образом, комплексные коррекционно-развивающие программы характеризуются сравнительно высоким уровнем интерактивности. В определенный момент занятий и/или на определенном этапе программы в целом участники не только вовлекаются в дискуссии, но и более активно взаимодействуют друг с другом, используя при этом визуально-пластические средства и образы, а также выразительные движения и танец, ролевую игру, музыку и другие средства выразительности. Уровень интерактивности может регулироваться ведущим. В некоторых случаях, в силу более выраженных ограничений коммуникативных возможностей участников или особенностей их эмоциональной сферы, большую часть времени он будет невысоким.

Общая логика построения программы заключается в постепенном, учитывающем исходные возможности участников занятий и динамику группового процесса усложнении видов деятельности и в повышении нагрузки на различные сферы личностного функционирования. Возрастание нагрузки может рассматриваться в качестве одного из факторов, стимулирующих развитие комплекса навыков и проявление терапевтического потенциала группы. Кроме того, программа организуется в соответствии с этапами арт-терапевтического процесса, каждый из которых связан с решением определенных задач. Независимо от общей продолжительности курса занятий программа включает три следующих этапа. ( 4 ) Этап подготовительных организационных процедур и исходной диагностики;

  1. Основной (коррекционный) этап, оценка промежуточных результатов

  2. Этап завершения работы, оценка конечных результатов.

На этапе подготовительных организационных процедур и исходной диагностики решаются такие задачи:

1.подготовка необходимых расходных материалов и средств арт-терапевтической деятельности;

2.проведение предварительных собеседований, отбор и подготовка кандидатов для участия в программе;

3. исходная диагностика, определение показаний для участия в программе и применения конкретных техник, упражнений;

Знакомство, формирование терапевтического альянса и начального взаимного доверия участников группы;

4.Вовлечение прошедших исходную диагностику кандидатов в арт-терапевтический процесс, освоение ими пространства арт-терапевтического кабинета.

На основном (коррекционном) этапе программы решаются следующие задачи:

1.поддержание атмосферы высокой взаимной терпимости и психологической безопасности участников арт-терапевтического процесса;

2. раскрытие индивидуальных потребностей, чувств и проблем участников арт-терапевтического процесса в изобразительной и иной творческой деятельности и обсуждениях;

3. структурирование и организация поведения и опыта участников арт-терапевтического процесса, удерживание их внимания на деятельности и терапевтических (групповых) отношениях;

4. укрепление и развитие терапевтического альянса и групповых отношений;

5. преодоление препятствующих самораскрытию тревоги и сопротивления;

6. постепенная коррекция имеющихся у участников нарушений поведения и эмоциональных расстройств;

7. развитие у участников арт-терапевтического процесса более адаптивных моделей поведения и здоровых потребностей, совершенствование навыков, активизация и раскрытие ресурсов личности и группы, раскрытие и разрешение внутрипсихического конфликта, коррекция отношения к себе и другим;

8. текущий мониторинг и оценка промежуточных эффектов арт-терапевтической программы и в случае необходимости ее корректировка;

Данный этап делится на две стадии - переходную и рабочую стадии.

На этапе завершения работы и оценки конечных результатов программы решаются следующие задачи:

1.открытая и всесторонняя проработка связанных с завершением арт-терапевтической программы чувств;

2.закрепление полученного положительного опыта;

3.планирование участниками конкретных шагов по применению полученного опыта в повседневной жизни;

4.консолидация механизмов психологической самопомощи;

5.подведение участниками программы личных итогов;

6. оценка результатов программы;

7. в случае необходимости планирование дальнейшей работы.

Основными результатами программы выступают комплексные психологические изменения: гармонизация эмоциональной сферы, коррекция поведенческих нарушений и мыслительной деятельности, развитие здоровых потребностей, перестройка системы отношений, развитие жизненных навыков, что в совокупности обеспечивает более успешное обучение и психосоциальную адаптацию. Оценка таких изменений производится с использованием методов наблюдения, психологической диагностики, клинического анализа, самоотчетов и интервьюирования участников арт-терапевтической программы, а также социального и педагогического мониторинга.

Коррекционно-развивающие программы связаны с применением разных техник и видов деятельности, опирающихся на изобразительное творчество. В то же время включение в них элементов полимодальности, касающихся иных форм творческого самовыражения, а также применения специальных техник неизобразительного характера – релаксации и направленной медитации, аутогенной тренировки и т.д. – в сочетании с психообразовательными элементами может повышать их эффективность. В некоторых случаях программы могут быть рассчитаны на совместное участие в занятиях детей и взрослых (родителей).

3. Применение методов арт-терапии для развития творческих и познавательных способностей

3.1.Связь изобразительного творчества с познавательной деятельностью

( 5 ) «Одной из задач применения арт-терапии с детьми и подростками может являться развитие их познавательных и творческих способностей. Решение этой задачи повышает успешность в обучении, а при наличии нарушений психического развития способствует компенсации недостаточно развитых некоторых функций мозга, обусловливающих патологию сенсорных систем, нарушения речи, а также может являться важным вкладом в достижение более высокого уровня психосоциальной адаптации.

«В процессе изобразительной деятельности активны как правое, так и левое полушария мозга, хотя на разных этапах такой деятельности активность полушарий может быть разной.

В исследованиях Г. Гарднера было обнаружено, что за детализированную, реалистичную передачу объекта в рисунке отвечает левое полушарие мозга; правое же полушарие отвечает за передачу общих очертаний или формы объекта. Связь полушарий мозга с разными изобразительными способностями и взаимодействие между полушариями, необходимое для целостного, интегрированного, достоверного изображения объекта, были исследованы на испытуемых, у которых имелись разные парциальные поражения мозга.

Р. Сильвестер указывает на связь между изобразительным творчеством и самооценкой. Основываясь на результатах исследований, он показал, что вовлечение в занятия изобразительным творчеством благотворно сказывается на развитии разных мозговых функций, в том числе способствует развитию навыков творческого решения проблем.

По мнению А.И. Копытина познавательная деятельность любого человека, особенно ребенка, связана с оперированием не только понятиями, но и представлениями. Так называемое образное мышление предшествует мышлению посредством понятий. В процессе онтогенеза первое постепенно вытесняется, дополняется вторым, хотя «мышление посредством образов» сохраняет свою значимость на протяжении всей жизни человека. Некоторые виды деятельности, такие, в частности, как художественное творчество, дизайн, конструирование и другие, опираются в основном на данный вид мыслительной деятельности. А.И.Копытин отмечает, что в случае недостаточного развития речевой функции, когда мышление понятиями затруднено, происходит «компенсаторное» развитие образного мышления, что позволяет, например, ребенку с речевыми нарушениями успешно решать познавательные задачи. Поэтому занятия изобразительной деятельностью, в том числе связанные с проведением арт-терапии, могут являться важным элементом коррекционных и развивающих программ, ориентированных как на детей, которые обучаются в специальных, коррекционных школах, так и на детей, которые обучаются в массовых школах

3.2. Арт-терапевтические программы развития познавательных способностей

В данной курсовой работе мы приведем пример одной из программ развития познавательных способностей на основе использования разных видов изобразительной деятельности , разработанной американским арт-терапевтом Р.Сильвер. В качестве основных задач данной программы Сильвер называет следующее:

  • Развитие представлений о пространстве, последовательном порядке и классе предметов;

  • Стимулирование активного научения;

  • Развитие коммуникативных навыков;

  • Развитие уверенности в себе

Развитие у детей представлений о пространстве, последовательном порядке и классе предметов Р.Сильвер связывает с тремя основными способностями, обозначенными Ж.Пиаже в качестве предпосылок чтения и математических операций и выступающими основой иных познавательных навыков -способностями выбирать, комбинировать и представлять. В процессе изобразительной деятельности участники программы выбирают и сочетают разные цвета и формы. Разработанные Сильвер техники для развития этих способностей основаны на занятиях рисованием, живописью и лепкой из глины.

Стимулирование активного научения в процессе занятий достигается за счет создания условий для свободного экспериментирования с различными изобразительными средствами и материалами и спокойной рефлексии. При этом ведущий занятий может демонстрировать некоторые изобразительные приемы и возможности изобразительных материалов. «Он может занять более активную, направляющую позицию, лишь если уровень напряжения участников занятий возрастает, когда, например, ребенку не удается справиться со слишком большой или, наоборот, слишком маленькой кистью или если краска слишком жидкая или сухая. Можно стимулировать активное научение, создавая атмосферу, в которой участники занятий могут проявить независимость и инициативу. Занятия в мастерской могут быть настолько увлекательными, что они скорей воспринимаются детьми и взрослыми как игра, а не как учеба.

Развитие коммуникативных навыков в рамках программы достигается за счет предоставления участникам занятий возможности невербального общения и выражения чувств и представлений, демонстрации работ и обсуждения работ в круге. Поощряется создание реалистических образов с емким содержанием. Смыслу работы придается относительно больше значения, чем ее внешним характеристикам. Даются такие задания, которые допускают не один наиболее «правильны» и известный ответ, а множество творческих откликов. Поощряется разнообразие.

Задача развития уверенности в себе решается путем выполнения заданий на воображение: «Участие в студийных занятиях позволяют развивать уверенность в себе, а также исследовать новые представления о себе. Фантазии, воплощенные в рисунках, становятся зримыми и могут становиться предметом обсуждения. Формирование уверенности в себе не означает, что авторам рисунков следует все время говорить комплименты. Важно подчеркнуть ценность субъективного значения рисунка и авторской позиции. Именно это в процессе работы в художественной студии позволяет признать и развить те качества, которые делают ребенка, подростка или взрослого уникальной личностью». ( Сильвер, 2008)

Р.Сильвер включила в свою программу различные техники для развития познавательных способностей. Так, развитие способности формировать представление о группе предметов или функций достигается за счет выбора, комбинирования и передачи истории в процессе выполнения задания на воображение. Ею созданы такие студийные техники, которые связаны с выбором стимульных образов и их сочетанием друг с другом с последующей передачей полученного сочетания в рисунке и тексте. Участникам занятий могут предлагаться разные наборы стимульных образов для того, чтобы они выбирали то или иное их количество и, сочетая образы, воображали какую – либо ситуацию, передавая ее на своем рисунке.

Другой используемой в программе техникой, способствующей развитию пространственных представлений, является рисование с натуры. Для участников занятий заранее готовятся композиции из нескольких предметов, таких как апельсины и бумажные цилиндры, и располагаются на поверхности стола ниже уровня глаз на листе бумаги. Стол находится в центре комнаты, а вокруг него расставляются стулья и мольберты для участников занятий. Сначала ведущий занятий делает набросок, показывающий расположение предметов в пространстве, а затем предлагает собравшимся передать на своих рисунках то, что они видят с разных позиций. Вместо того чтобы указывать на недостатки, ведущий акцентирует внимание участников занятий на пространственных отношениях между предметами и отводит достаточное время для выполнения задания, чтобы обеспечить достаточную концентрацию внимания и поощрить исследовательскую позицию участников.

Кроме того, с целью развития способности к восприятию последовательностей в программе применяются специальные техники лепки из глины.

Задачи, упражнения и условия наиболее общего характера.

Задачи

Упражнения и условия

  1. Развитие познавательных способностей:

а. Развитие внимания

б. Стимулирование исследовательской деятельности

в. Активизация научения



Использование ограничений, связанных с техниками, материалами и вербальной активностью; демонстрирование образцов; исключение отвлекающих стимулов; запрещение разговоров в ходе выполнения заданий. В оставшиеся 10-15 минут занятия организуется показ и обсуждение созданных работ.

Подчеркивание вариабельности ответов

(отсутствие единственного, «Правильного» решения задач)

Использование двигательных и зрительных стимулов; предоставление времени для спокойной рефлексии ; переход к вербальным стимулам, использование новых слов и организация обсуждения работ.

  1. Развитие коммуникативных навыков путем художественной практики

Рисование , живопись, лепка из глины; показ и краткое обсуждение работ.

  1. Развитие творческих способностей

Подчеркивание индивидуальности и оригинальности

  1. Формирование уверенности в себе

Создание атмосферы взаимной поддержки и уважения; ограничение ситуаций, связанных с разочарованием и тревогой; недопустимость работы ведущего занятий в пространстве рисунка или скульптуры участника ( если есть необходимость показа иных вариантов работы или ее изменений, следует ограничиться вербальным комментарием)

  1. Применение навыков в иных ситуациях

Создание такой атмосферы, в которой исследовательская деятельность и научение доставляют участникам занятий удовольствие , и они начинаю сами использовать полученные навыки в других ситуациях, исходя из собственных потребностей.

  1. Оценка и регистрация изменений

Ведение протоколов наблюдений, использование тестов; фотографирование работ; запись ключевых слов участников; указание фамилии автора и даты создания работ; сохранение работ до конца программы.


Заключение:

В данной курсовой работе мы познакомились с понятием Арт-терапия как метода психологии. Проследили ее возникновение и развитие в историческом контексте. Проанализировали, каким образом должны быть построены некоторые коррекционные и развивающие арт-терапевтические программы, какие условия требуются для их эффективной реализации. Познакомились с особенностями арт-терапевтической работы с детьми и подростками.

Арт-терапия как метод психологии обладает достоинствами в сравнении с другими формами психотерапевтической работы. В арт-терапевтической работе может участвовать каждый человек (независимо от своего возраста, культурного опыта и социального положения). Эта работа не требует каких либо способностей к изобразительной деятельности. Арт-терапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее ценной для тех, кто не особенно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний, имеет проблемы с коммуникацией. Символическая речь является одной из основ изобразительного искусства, позволяет человеку зачастую более точно выразить свои переживания, по-новому взглянуть на ситуацию и найти благодаря этому путь к их решению. Арт-терапия предоставляет уникальную возможность для исследования бессознательных процессов, выражения и актуализации латентных идей и состояний, тех социальных ролей и форм поведения, которые находятся в «вытесненном» виде либо слабо проявлены в повседневной жизни. Арт-терапия является средством свободного самовыражения и самопознания. Отвечает фундаментальной потребности в самоактуализации – раскрытии широкого спектра возможностей человека и утверждения им своего индивидуального и неповторимого способа бытия в мире.

Список литературы:

1. А.А.Леонтьев «Деятельный ум» (Смысл Москва 2001)

2. А.И.Копытин, Е.Е. Свистовская «Руководоство по детско-подростковой и семейной арт-терапии» (Речь, СП 2010)

3. А.И. Копытин «Практикум по арт-терапии» («Питер» СП, 2001)

4. А.И. Копытин «Рисуночный тест Р.Сильвер для оценки когнитивной и эмоциональной сфер личности» ( Психологический журнал ,2004 ,№ 5)

5. А.И. Копытин « Теория и практика арт-терапии» ( «Питер», СП, 2002)

6. А.И. Копытин « Основы арт-терапии» ( «Питер» , СП,1999)

7. А.В. Гришина «Развитие творческой индивидуальности подростков средствами арт-терапии в учреждениях дополнительного образования» (Волгоградский государственный педагогический университ



написать администратору сайта