Китай культура. ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕВОСТОЧНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ДРЕВНИЙ. Особенности культуры древневосточных цивилизаций древний китай
Скачать 0.64 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ХИМИКО- ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра культурологии РЕФЕРАТ НА ТЕМУ «ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕВОСТОЧНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ: ДРЕВНИЙ КИТАЙ» Выполнил: Вьюгин Е.А. 1 курс 63 группа Принял: Шукуров Д.Л. Иваново 2020 Содержание I. Введение 3 II. Формирование и развитие китайской культуры на ранних этапах 5 III. Религиозно-философские учения: конфуцианство, даосизм, буддизм и их место в китайской культуре 8 IV. Живопись, керамика, скульптура и архитектура Древнего Китая 11 V. Иероглифы и изобретение бумаги 16 VI. Особенности менталитета китайского общества 18 VII. Заключение 23 VIII.Список использованных источников 24 3 I. Введение Оригинальность, уникальность и высочайший уровень развития культуры Древнего Китая – это те черты, которые всегда привлекали внимание исследователей к этому вопросу. Древнекитайская культура обращает на себя внимание не только тем богатейшим наследием, которую она оставила миру, но и твѐрдой духовной опорой, а также удивительной стойкостью, позволившей ей выстоять в трудные времена, когда происходили войны, междоусобицы и другого рода катаклизмы. Культуре Древнего Китая можно дать ряд ключевых характеристик. Первая из них – верность традициям, почитание отцов и их заветов. Вторая – умение ценить жизнь во всех еѐ проявлениях (прагматизм). Третья – особое отношение к природе, еѐ почитание и обожествление. Четвѐртая характеристика состоит в том, что для китайцев крайне важное значение имели грамотность и высокая образованность. Китай явился одной из первых стран, где возникла письменность. Нельзя не отметить и стремление китайцев к соединению искусства и письменности. Все эти черты преломились в древнекитайском искусстве, обусловив еѐ уникальность. Говоря о китайской культуре, мы привыкли рассматривать ее как нечто единое и цельное. Однако, это совершенно неверно применительно к китайской древности. Подобно тому, как сам Китай (тогда царство Чжоу) был разделен, начиная с середины I-гo тыс. до н.э., на множество отдельных, враждовавших между собой царств, также и культура его являла собой картину значительного многообразия; существовало несколько типов культур, только позднее сплавленных в великом общекитайском синтезе. В наибольшей степени отличались друг от друга культуры севера и юга Китая. Если для севера, давшего начало конфуцианству, характерно внимание к этической проблематике и ритуалу, рассудочное стремление к рациональному переосмыслению архаических основ цивилизации, то на юге господствовала стихия мифопоэтического мышления, процветала экстатичность шаманских культов. И даосизм, созревший, видимо, в лоне южной традиции, тем не менее, 4 соединил в себе экзальтированную архаику юга и рациональность севера. Первая дала ему содержание, вторая наделила формой, предоставив созданный ею философский способ освоения действительности для выражения смутных и неосознанных творческих потенций. Без южной традиции даосизм не стал бы даосизмом, без северной – не смог бы сказать о себе языком великой культуры и книжной образованности. Наряду с конфуцианством и даосизмом огромное воздействие на традиционную китайскую культуру оказал буддизм, что наиболее наглядно проявилось в искусстве, литературе и особенно в архитектуре (овальные комплексы, изящные пагоды и др.). В целом можно сказать, что классическая китайская культура представляет собой сплав конфуцианства, даосизма и буддизма. Особую роль в культурных контактах Китая с внешним миром сыграл «Великий шелковый путь», которым совершалась не только торговля, но и культурный обмен Китая с другими странами. 5 II. Формирование и развитие китайской культуры на ранних этапах Китайская культура - одна из древнейших. Еще в 3-м тыс. до н.э. китайцы научились изготавливать керамику красного, белого, фиолетового цветов, покрытую ромбами, спиралями, сетчатым узором, знаменитые тонкостенные черные кубки и чаши, трехногие сосуды, амфоры. Наиболее древним периодом китайской цивилизации считается эпоха существования первого государства Шан-Инь, рабовладельческой страны в долине реки Хуанхэ. Искусство бронзового литья позволяло изготавливать различные сосуды, покрытие сложными изображениями: драконами (символ водной стихии), птицами (символ ветра). Таким же узором покрывали и сосуды из матовой белой глины. Входы в подземные Захоронения охраняли приземистые человеко-тигры (отпугивая злых духов). Уже в эпоху Шан была открыта идеографическая письменность, которая путем долгого усовершенствования превратилась в иероглифическую каллиграфию, а также был составлен в основных чертах месячный календарь. Широкие улицы городов государства Чжоу (где могли проехать девять колесниц) протянулись с севера на юг и с запада на восток. Появилась первая картина на шелке: женщина, над которой дерутся дракон и феникс; В XI-VI вв. до н.э. формируется поэтическое собрание народных песен и ритуальных гимнов "Шицзин". Правительственные чиновники собирали народные песни как информацию о качестве правления. В собрание включены и произведения, показывающие, как небо наказывает неумелого правителя (последнего царя Шан-Инь) и возводит на трон достойного, просвещенного Вэнь-вана - первого царя династии Чжоу Этический канон, который складывается в "Шицзин", вполне оформляется в конфуцианстве. Во время ранней императорской эпохи Древний Китай внес в мировую культуру такие открытия как компас и спидометр, сейсмограф. Позже были изобретены книгопечатание и порох. Именно в Китае в области письменности и книгопечатания открыли бумагу и подвижный шрифт, а в военной технике - 6 пушки и стремена. Были изобретены механические часы и произошли технические усовершенствования в области шелкоткачества. В математике выдающимся китайским достижением было использование десятичных дробей и пустой позиции для обозначения 0, вычисление числа р, открытие метода решения уравнений с двумя и тремя неизвестными. Древние китайцы были образованными астрономами, составили одну из первых в мире звездных карт. Поскольку древнекитайское общество было аграрным, централизованная бюрократия должна была решать сложные технические вопросы, связанные в первую очередь с использованием и охраной водных ресурсов, поэтому высокого развития в Древнем Китае достигли астрономия, знание календарных расчетов и астрологических прогнозов, математика, физика и гидротехника в их инженерном использовании. Важным оставалось также строительство фортов, направленное, прежде всего на охрану внешних границ империи от вторжений воинственных кочевников с Севера. Китайские строители прославились грандиозными сооружениями - Великой китайской стеной (IV-III вв. до н.э.), протянувшейся сначала на 750, затем на 3000 км. и Великим каналом. Стена высотой от 5 до 10 м и шириной 5-8 м сооружалась из дерева и тростника и лишь позднее была облицована камнем. Китайская медицина на протяжении 3-х тысячелетней истории достигла значительных результатов. В Древнем Китае впервые была написана "Фармакология", впервые стали проводить хирургические операции с применением наркотических средств, впервые применили и описали в литературе методы лечения иглоукалыванием, прижиганием и массажем. Древнекитайские мыслители и лекари разработали оригинальное учение о "жизненной энергии". На основе этого учения была создана философско- оздоровительная система "ушу", давшая начало одноименной лечебной гимнастике, а также искусству самообороны "кунг-фу". 7 Своеобразие, уникальность китайской традиционной культуры сводится прежде всего к тому хорошо известному феномену, который на уровне обыденного сознания давно уже получил достаточно точное название - "китайские церемонии". Конечно, в любом обществе и тем более там, где существуют восходящие к глубокой древности традиции, немалое место занимают жестко сформулированные стереотипы поведения и речи, исторически сложившиеся нормы взаимоотношений, принципы социальной структуры и административно-политического устройства. Но если речь идет о китайских церемониях, то все отступает в тень. И не только потому, что в Китае сеть обязательных и общепринятых норм поведения была наиболее густой. Только в Китае этико-ритуальные принципы и соответствующие им формы поведения уже в древности были решительно выдвинуты на первый план и так гипертрофированны, что со временем заменили идеи религиозно- мифологического восприятия мира, столь характерные почти для всех ранних обществ. Демифологизация и даже в немалой степени десакрализация этики и ритуала в древнем Китае имели следствием формирование уникального социокультурного "генотипа", бывшего на протяжении тысячелетий основным для воспроизводства и автономного регулирования общества, государства и всей культуры древнего Китая. Это имело для Китая далеко идущие последствия, В частности, место мифических культурных героев заняли искусно демифологизованные легендарные правители древности, чье величие и мудрость были теснейшим образом связаны с их добродетелями. Место культа великих богов занял культ реальных клановых и семейных предков, а "живые боги" были вытеснены немногими абстрактными божествами - символами, первым и главным среди которых стало безлично-натуралистическое Небо. Словом, мифология и религия по всем пунктам отступали под натиском десакрализованных и десакрализующих этико-ритуальных норм на задний план. Этот процесс нашел свое наиболее полное и яркое завершение в учении Конфуция. 8 III. Религиозно-философские учения: конфуцианство, даосизм, буддизм и их место в китайской культуре Имя Конфуций (551-479 до н.э.) - латинизированная форма китайского имени Кун-цзы (Учитель Кун). Вопросы веры занимали самое незначительное место в мировоззрении Конфуция, однако его имя очень часто упоминается в одном ряду с именами Будды, Заратустры, пророка Мухаммеда. Не был он и умозрительным философом: теория познания и загадки бытия также оставались вне его поля зрения. Несмотря на всѐ это Конфуций оставил широкий и неизгладимый след в духовном развитии целого культурного региона. К тридцати годам у него уже была заложена всех будущих начинаний мудреца. Конфуций освоил достижения древнекитайской письменной культуры, что позволило в будущем приступить к составлению "Книги истории"(Шу цзина), "Книги стихов"(Ши цзина), "Книги перемен"(И цзина), "Весны и осени"(Чунь-цу), "Книги о ритуалах"(Ли цзи), "Книги и музыке"(Юе цзи). Начиная с ханьского периода (2 в. до н.э.- 2 в. н.э.) эти памятники обрели статус канонической литературы, став в дальнейшем несущей конструкцией всей китайской культуры. Его идеалом есть высоко моральный человек, опирающийся на традиции мудрых предков. Учение делило общество на «высших» и «низших» и требовало от каждого выполнения возложенных на него обязательств. Конфуцианство сыграло значительную роль в развитии китайской государственности и функционировании политической культуры императорского Китая. Основное содержание учения Конфуция сводится к провозглашению идеала социальной гармонии и поиску средств достижения этого идеала, эталон которого сам мудрец видел в правлении легендарных мудрецов древности — тех самых, что блистали добродетелями. Выступив с критикой своего века и высоко ставя века минувшие, Конфуций на основе этого противопоставления создают идеал совершенного человека, который должен обладать гуманностью 9 и чувством долга. Конфуцианство с его идеалом высоко морального человека явилось одной из основ, на которых зиждилась гигантская централизованная империя с ее мощным бюрократическим аппаратом. С обретением мощных социальных и духовных санкций официально- государственной, рационально-философской, эмоционально-психологической, религиозной, конфуцианские и конфуцианизированные этико-ритуальные нормы и ценности стали непререкаемо обязательными для всех членов общества, от императора до простолюдина. Помимо конфуцианства на культуру Китая оказал влияние Даосизм. Его основоположником считался Лао-Цзы, старший современник Конфуция. Даосизм получил популярность в народе и благосклонность императоров благодаря проповеди долголетия и бессмертия. В центре учения понятия Дао, т.е. великого пути. Дао порождает уравновешивающие друг друга начало инь и янь (женское и мужское, темное и светлое). Исходя из идеи о том, что тело человека представляет собой микрокосмо, подобно макрокосму, т.е. Вселенной даосизм предложил ряд рецептов достижения духовного бессмертия: 1.Ограничение до минимума в еде; 2.Физические и дыхательные упражнения, начиная от невинных движений и поз до инструкции по общению между полами; 3.Совершение более 1000 добродетельных поступков; 4.Принятие препаратов, позволяющих человеку уйти в себя (которое привело и к злу и к добру, т.к. стали делать пилюли из опиума, но способствовало развитию фармацевтики). Во 2-3вв. в Китай приходит буддизм, который достаточно заметно повлиял на традиционную китайскую культуру. Буддизм просуществовал в Китае почти два тысячелетия, сильно изменившись в процессе приспособления в китайской цивилизации. На основе синтеза идей и представлений, извлеченных из философских глубин буддизма, с традиционной китайской мыслью, с конфуцианским прагматизмом и возникло в Китае одно из наиболее 10 глубоких и интересных, интеллектуально насыщенных и пользующихся до сих пор немалой привлекательностью течений мировой религиозной мысли — чань-буддизм (японский дзэн). Наиболее трансформации буддизма проявились в своеобразном китайском искусстве, которая как нигде в мире опиралось на традиции. Китайцы так и не приняли вид индийского Будды, создали свой образ. То же самое произошло и с архитектурой храмов. В то же время именно буддийская идея гармоничного единения человека с природой стала не только душой китайского искусства, но и способом осмысления бытия. Истина и Будда везде и во всем. В молчании гор, в журчании ручья, в сиянии солнца. Это нашло отражение в живописи, в знаменитых китайских свитках (не на полотне, а на шелке). И в их сюжетах преобладали изображение гор, птиц, цветов, трав и насекомых. Следует отметить, что каждый элемент Китайской живописи символичен: сосна – символ долголетия, бамбук – стойкости и мужества, аист – одиночества и святости, змея – самая красивая и самая умная. Особую роль в китайском изобразительном искусстве играют иероглифы. Не только в письме и живописи, но и в архитектуре. Буддизм способствовал распространению круглой скульптуры. Китайско- буддийские монахи изобрели искусство ксилографии, т.е. книгопечатание с помощью матриц. Под влиянием буддизма происходила аристократизация искусства, проявилась большая утонченность и субъективное начало. Стали известными имена художников, около 500 г. написан первый трактат о живописи (Се Хе), возникают различные типы портрета. Буддийские истоки просматриваются в пейзажной и философской лирике. Немалое влияние оказали на китайский народ и его культуру буддийская и индо-буддийская философия и мифология. Многое из этой философии и мифологии, начиная от практики гимнастической йоги и кончая представлениями об аде и рае, было воспринято в Китае. 11 IV. Живопись, керамика, скульптура и архитектура Древнего Китая Искусство Древнего Китая столь же своеобразно, как и его философия. Живопись появилась здесь в глубокой древности. Уже тогда мастера украшали вазы и другие сосуды, в первую очередь предназначенные для ритуалов, живописными изображениями. В дальнейшем китайцы придумали расписывать ткани, в частности, шѐлк (период Сражающихся царств). И на керамике, и на тканях, и на бумаге (рисовой) художники чаще всего писали животных, птиц, растения. В этом можно увидеть отображение специфики мировоззрения этого народа, видевшего основы жизни в гармонии с природой. В качестве персонажей художественных изображений встречались и мифологические герои: драконы, птица Феникс и другие несуществующие существа. Достаточно много таких рисунков было создано в период царства Чу. С самого начала своего возникновения китайская живопись обладала стилевой уникальностью, заключающейся в мастерском умении создавать утончѐнные линии и формы; в зримом воплощении красоты окружающего мира. Собственно, это и являлось основной задачей художника – донести до зрителя эту красоту и гармонию. Не менее важными целями, к которым стремились мастера, было правдивое изображение предметов и умение показать движение. Это считалось высшим пилотажем. Китайская живопись характеризуется многожанровостью: портрет, миниатюра (особенно выделяются художественно расписанные веера), пейзаж, анималистика, изображения растений (хотя привычных натюрмортов в китайском искусстве не было). Интересна и техническая сторона китайской живописи. Как уже говорилось, в качестве полотен выступали рисовая бумага, ткань или даже предметы. Писали древнекитайские художники тушью, (благодаря ей создавалась та особая утончѐнность китайской живописи), растительными и минеральными красками. Ещѐ одной специфической чертой китайской живописи является еѐ философский смысл, который выражается не только изобразительными 12 средствами, но и при помощи текста: стихотворения, дополняющего образ картины, еѐ идею. Объединяло все элементы полотна (рисунок, каллиграфия, поэзия) его название. Непременным атрибутом живописного произведения являлась печать художника. В живописи проявились философские воззрения китайцев, основным из которых была мысль о гармоничном соединении человека и природы. Керамика является древнейшим художественным промыслом Китая. Терракотовые сосуды с росписью относятся к наиболее распространѐнным. Благодаря этим росписям можно узнать представления о мировоззрении древних китайцев. Об этом красноречиво рассказывали знаки, символы, орнаменты, изображения природных стихий. Древнекитайская керамика, относящаяся к культуре Яншао, отобразила в себе такие черты сознания китайцев, как культ предков, преклонение перед Шан-ли (первочеловек у китайцев, символом которого являлась небесная стихия), культ Земли. Глиняная посуда использовалась древними китайцами как в быту, так и для обрядов; она была гладко отполирована и раскрашена разноцветными красками; орнаментирована. Керамика эпохи Яншао свидетельствует о высоком уровне этой древней культуры. Более того, формы посуды, придуманные в эпоху Яншао, положили основу традиций для последующей культуры Китая. Эпоха Луншань ещѐ более продвинула древнекитайскую культуру вперѐд. Это же утверждение относится и к керамике, которая стала более совершенной и приобрела узнаваемые черты. Качество луншаньской керамики во многом объясняется изобретением гончарного круга. Это приспособление позволило мастерам создавать тонкостенные изделия. Наряду с утончѐнностью, керамика эпохи Луншань славилась разнообразием форм посуды. Поразительных успехов достигла культура Древнего Китая в период Шань-Инь. В это время создаются изделия высочайшего качества, но уже не из глины, а из бронзы. Изменились и технологии, давшие возможность производить не только посуду, но и другие необходимые предметы: например, 13 оружие, зеркала и т.д. Изделия сочетали в себе художественность и высокую технику, что обеспечивало их качественность и ценность. Сформировались в этот период и предпосылки к изобретению фарфора – в связи с началом работы мастеров с каолином (белая глина). После падения империи Шань в Китае начался сложный период, когда царствование одной династии сменялось другой. Это происходит уже в новой эре. Однако политическая нестабильность не мешала развитию культуры, и эволюция керамики продолжала подниматься на более высокие ступени, одной из которых стало изобретение фарфора. Конечно, это был ещѐ не самый высокий сорт фарфора, но, тем не менее, его возникновение было огромным достижением, особенно если учитывать, что изделие покрывалось особой глазурью, большей частью нефритового цвета (т.н. селадоновая глазурь). Это изобретение китайских мастеров делало фарфоровые изделия удивительно красивыми внешне и, разумеется, очень ценными. Представляет большую ценность и керамическая скульптура данного периода. Китайцы не только украшали рельефными изображениями сосуды, но и создавали отдельные глиняные модели некоторых предметов, предназначенных для оформления погребений (лодки, дома). Таким образом, керамическое искусство Китая, зародившись в древности, с каждым новым историческим этапом лишь набирало темп в своѐм развитии. Скульптура в Древнем Китае тесно связана с религией. Прежде всего, это статуи Будды. Буддийская скульптура получила название круглой. Помимо изображения самого духовного учителя буддистов в этот период возникла традиция создавать фигурки львов, хотя эти животные и не водились в Китае. Однако нельзя забывать и о погребальной скульптуре. Это была традиция – ставить на могилах изваяния. Сначала это были терракотовые фигуры, потом (в эпохи Мин и Цин, и даже несколько раньше) – каменные. Вообще смена эпох влияла и на развитие скульптуры, оставляя свой отпечаток. Так, в период царствования династий Цинь и Хань изваяния тяготели к монументальности, во 14 времена царствования Вэй и Цзинь поражают своей энергетикой и в то же время изяществом, а в эпоху Тан и Сун – роскошью и изысканностью. Погребальная скульптура стала неотъемлемой частью похоронной традиции. В первую очередь, изваяния были призваны подчеркнуть значимость правящей династии, но со временем и на могилах обычных людей начали появляться скульптуры, превратив еѐ в массовое явление. Однако настоящие памятники искусства можно найти скорее лишь среди тех образцов, которые предназначались для царственных особ. Погребальная скульптура условно подразделяется на наземную и подземную. Мавзолеи, храмы, усыпальницы изобилуют как скульптурными объектами, так и другими предметами искусства разных жанров: керамики, живописи, декоративно-прикладного искусства. В дальнейшем скульптурные изображения стали представлять собой нечто подобное «застывшему» театру, так как являли собой заимствования из Юаньского театра. Яркий пример скульптурного ансамбля – музей «Подземной армии», в котором очевидны приѐмы театрализации. Существуют действительно замечательные образцы древнекитайской скульптуры, поражающие своими масштабами. Это и бронзовые статуи, изображающие людей в полный рост; и изваяния голов с надетыми на них уборами. Столь широкий размах монументальная скульптура получила в период расцвета культуры Саньсиндуй. Другая культура – Шанская – прославилась оригинальными нефритовыми фигурками, а также ритуальными масками, в то время как эпоха Чжоу – бронзовыми скульптурами, в том числе, и изображениями драконов. Китайская архитектура – замечательный образец памятника древневосточной культуры. И в этой области китайцы проявили свою редкую искусность. Таковы сохранившиеся до наших дней храмы, дворцы, садово- парковая архитектура, помещения для жилья. Истинными шедеврами являются храм Неба, дворец Гугун или даже целый город Лицзян. Мировым достоянием китайской архитектуры – Великая Китайская Стена. Это грандиозное строение, 15 состоящее не только из огромной по всем своим размерам стены, но и множества башен. Сегодня культурное значение Великой Китайской Стены доросло до символического. Как и живопись, китайская архитектура наполнена глубоким смыслом, содержит внешнюю и внутреннюю идею, настроение. Если вспомнить известное выражение об архитектуре как о застывшей музыке, то китайские постройки «звучат» в некоторых случаях торжественно и величаво, в других – изысканно и утончѐнно. Конструируя здания, древнекитайские зодчие отдавали предпочтение каркасно-столбовой конструкции. Одновременно с этим они стремились к ансамблевости, создавая сооружения из множества зданий, среди которых одно было главным. Обязательным являлось соблюдение принципа симметрии. Китайская архитектура очень красочная: цветная черепица, ярко окрашенные стены, столбы и другие архитектурные элементы. И если для китайской живописи важен был не цвет, а линия и формы, то для архитектуры именно колористика приобретала большую значимость. Цвет был рассчитан на дальнейшее взаимодействие с естественным освещением, благодаря чему китайская архитектура приобрела славу уникальной. В целом, всѐ искусство Древнего Китая можно назвать таковым. 16 V. Иероглифы и изобретение бумаги. Письменность в Древнем Китае зародилась очень давно – до нашей эры. Предпосылками к еѐ появлению можно считать специфический орнамент, который мастера наносили на керамическую посуду. Создателем иероглифов считается Цан Цзе – великий учѐный эпохи Тан. Считается, что за основу этих причудливых знаков Цан Цзе взял очертания предметов окружающего мира – деревьев, гор, животных и их следов. Появление иероглифов имело сакральное значение для китайцев, так как они считали, что этот факт делает их практически неуязвимыми для духов. Оценить культурную значимость возникновения письменности не представляется возможным. Можно лишь сказать, что народ, имеющий собственную письменность высокоразвит. Особенность иероглифов заключается в том, что каждый знак этой письменности обладает также семантическими свойствами, а не только фонетическими. До изобретения бумаги китайцы писали на каких-либо твѐрдых поверхностях (например, черепашьих панцирях). Тексты такого типа именовались цзягувэнь. Известны также надписи на камнях – так называемых барабанах. Эти памятники письменности имеют большую ценность. С развитием керамики, особенно бронзовой, тексты начали наноситься на поверхность изделий. Они получили название цзиньвэнь. Далее возникает традиция писать тексты на дощечках из дерева или бамбука. Иероглифы на них наносились уже кисточками. Учѐные создавали таким образом целые хроники. Следующий этап развития письменности – тексты на шѐлке. Этот материал был самым удобным для письма до изобретения бумаги, но его высокая стоимость не позволяла использовать шѐлк так же широко, как дощечки. Итак, эволюция письменности в Китае была связана, в том числе, и с тем, какие использовались поверхности для текстов. Это был очень сложный процесс, и учѐные до сих пор выдвигают различные версии того, когда сложилась классическая иероглифическая система китайской письменности. Однако к к одному мнению так и не пришли. 17 Изобретение бумаги в Древнем Китае сделалось ключевым событием как для китайского народа, так и для всего мира. Автором этого проекта мирового значения считается сановник из Китая Цай Лунь. Из волокон растений, пеньки, золы и некоторых других материалов он создал специальную массу, которую после просушки на солнце разгладил камнями. Так получились первые образцы бумаги. Почти тысячу лет китайцы тщательно охраняли тайну этой технологии. Это изобретение стало настоящим прорывом в китайской культуре, ведь китайцы с их тягой к образованию, философии и поэзии получили возможность записывать свои сочинения и распространять их. Но это касалось не только Китая. После того, как бумага появилась в Европе и на Руси, мировая культурная сокровищница масштабно обогатилась. Это был мощный толчок для развития всей цивилизации. Таким образом, бумага оказалась самым важным изобретением Китая в мировом значении. 18 VI. Особенности менталитета китайского общества В древнекитайских воззрениях считалось, что мир возник от взаимодействия светлых (ян) и темных (инь) частиц. Они породили пять стихий - землю, воду, огонь, дерево и металл, от которых произошло все во Вселенной, все явления природы, качества людей, их состояния: пять состояний погоды - дождь, холод, жара, ветер, ясная погода; пять видов злаков - просо, конопля, рис, пшеница, бобы; пять благ - долголетие, богатство, здоровье, добродетель, естественная смерть, а также пять вкусов, пять цветов, пять металлов, пять добродетелей и пр. Все эти производные так же, как ян и инь, наполнены смыслом, символичны и взаимодействуют друг с другом. В эпоху Чжоу складывается культ Тянь (Неба) как высшего начала, руководящего всем, что происходит на земле, по законам справедливости. В книге "Шуцзин” говорится: "Только небо наблюдает за народом, ведает справедливостью, посылает урожай и неурожай. Без неба погибнет народ. От милости неба зависит его судьба” [274, с.9]. Жизнь каждого человека и даже императора связана с велениями Неба, невыполнение которых грозит всевозможными бедствиями: засухами и наводнениями, пожарами и болезнями. Поэтому жизненный путь каждого предопределен и строго регламентирован согласно ритуалам и предписаниям буквально со дня рождения до смерти. Это касалось всего: цвета и фасона одежды, движений и жестов, манеры поведения. Жить и вести себя не так, как предписано, означало "потерять лицо”. Считалось, что любое нарушение установленных правил может разгневать Небо, поэтому общество жестоко карало виновного, вплоть до физического уничтожения нарушителя. Среди других божеств выделялись божества Солнца, Луны, которым посвящались специальные праздники, и звезд. Поклонение звездам сочеталось с сохранившимися тотемными представлениями, поэтому звездное небо было поделено на 12 частей, каждая из которых носила имя тотема: мышь, бык, тигр, заяц, змея, лошадь, овца, обезьяна, курица, собака, свинья и дракон. Согласно солнечному зодиаку каждый из годов 12-летнего цикла получил имя священного животного и требовал особых культов. Такие же культы были 19 связаны с различными месяцами, неделями, и даже день был поделен на двухчасовые отрезки, каждый из которых надлежало посвящать занятиям, предписанным социальным статусом человека. Через эти культы человек мог общаться с небом. Даже жизнь императора была регламентирована: когда он должен идти поклоняться предкам, когда, облачившись в особую одежду, должен выехать в поле на желтом воле, чтобы провести первую борозду, когда должен был осенью выйти в поле с золотым серпом, чтобы дать знак к началу жатвы. Все было решено за него заранее. За соблюдением этих правил наблюдал специальный совет особо приближенных сановников. Таким образом, император должен был снискать расположение Неба к своему народу. Кроме главных божеств космического масштаба, мир для каждого китайца был населен огромным количеством добрых и злых духов. Каждому явлению природы, ремеслу, каждой сфере жизни сопутствовали духи, например: доу-шэн - дух, защищающий от оспы; цзинь-цюань - дух, охраняющий колодец; лэй-цзу - дух, ведающий громом; ли-ши - дух рынков, ма- мин - дух шелковичного червя, а кроме них, дух долголетия и дух войны, дух домашнего очага и духи предков. Даже человек, по китайским поверьям, имел не одну душу, а девять или десять: три связаны с духовным миром человека, а шесть или семь были связаны с его телесной сущностью. При рождении сначала появляются телесные, а потом - духовные, при смерти - наоборот. Для защиты от злых духов и ублаготворения добрых существовало огромное число обрядов, которые надлежало выполнять перед началом каждого дела или в процессе него. Ни о каком пренебрежении к этим обычаям или неполном выполнении их не могло быть и речи, поэтому они во многом сохранились до XX века. Желание раз и навсегда упорядочить мир отражалось и в административном устройстве государства, и в иерархической системе общества Китая. Среди разных социальных слоев можно упомянуть наследственную аристократию из родов, получивших в свое владение землю от правителей-ванов. Некоторые из них были наделены властью. Как позже в 20 средневековой Европе, в Китае еще с VII века до н.э. появляются аристократы, не имеющие собственных владений и составляющие слой, напоминающий рыцарство: они назывались да-фу и занимались преимущественно военным делом. При династии Чжоу каждое княжество возглавляли вельможи, правившие с помощью сановников. Различный ранг этих сановников, относившихся к знати, зависел от размера собственности. Те, кто имел так называемые "дома”, стоял выше владельцев "полей”. Но и те, и другие пользовались правами аристократов и жили за счет труда земледельцев. Однако собственники "полей" уже относились к низшему социальному слою и назывались "мужами”. Среди мужей были и такие, кто сам обрабатывал свои земли и добывал себе пропитание другим трудом. "Мужи, - пишет И.И. Семененко в книге о Конфуции, - занимали промежуточное положение между знатью и простолюдинами”. Разветвленной бюрократической системе, которую представлял собой Китай, были необходимы чиновники - ши. Они не имели титулов и наследственных уделов, но были образованны и вхожи в высшие слои общества. Уже в империи Цинь было 20 рангов чиновников, получавших твердое жалованье, чаще всего зерном. Будучи лишенными богатств, да-фу и ши создали для себя особый кодекс чести, который строго соблюдали и гордились этим. Это была аристократическая этика, согласно которой существовали особые нормы поведения на поле боя и при исполнении государственных должностей, обязательной была верность и преданность господину до последнего дыхания. К средним векам в Китае образовалась сложная, но стройная система управления страной. Отбор кандидатов на ту или иную должность, в отличие от других государств, где большую роль играли родственные, личные связи или протекция, уже с VII века до н.э. осуществлялся с помощью экзаменов. Тот тип экзаменов, который существовал в средневековом Китае, известен всему миру до сих пор и успешно применяется. Кандидат должен был знать наизусть сочинения древних, в особенности Конфуция, давать толкование заданному тексту, уметь рассуждать на философские темы и сочинять стихи. Экзамены 21 проходили в суровой аскетической обстановке: каждый находился в отдельном помещении, где, кроме письменных принадлежностей, не было ничего, экзаменующемуся выдавалась особая одежда, поскольку экзамен - это тоже своего рода ритуал, вопросы не были известны заранее, каждый ответ давался письменно и под девизом. Лучшие удостаивались степени и получали право сдавать экзамены на вторую степень, а выдержавшие их - на третью. К экзаменам допускался любой, независимо от социальной среды. Получивший должность имел огромное влияние, так как на своем месте он был высшей властью, судьей, сборщиком налогов, назначал на работы, которые должен был выполнять каждый простолюдин на пользу государства. Высшая ученая степень - цзиньши давала право на высокий государственный пост, так как на экзаменах присутствовал сам император. Была в Китае и Академия наук - Академия ханьлинь, куда входили особо знаменитые ученые мужи, они толковали законы, составляли императорские указы, могли быть назначены наставниками наследников престола или советниками императора. Основу той части общества, которая производила блага, составляли земледельцы, организованные, как и в Египте, в общины, где также все, даже личная жизнь, было регламентировано. Еще Шан Ян в своих реформах разбил каждое поселение на пять или десять дворов, и все должны были следить друг за другом и отвечать друг за друга. Чиновники разных уровней следили за строгим исполнением системы круговой поруки, а также за тем, чтобы все отбывали общественные повинности, которых было немало от мелких повседневных до грандиозных государственных строек. На строительство Великой стены мобилизовали миллионы крестьян, превращенных в государственных рабов, а также воинов, пленных и даже женщин, которые в бесчеловечных условиях со свойственным китайцам терпением и старанием, вошедшим в поговорку, возводили это величайшее в мире сооружение с башнями и проходами, служившее не только для защиты от северных кочевников, но и как транспортная магистраль: между наружными и 22 внутренними зубцами могла проехать колесница. Многие погибали от непосильного труда, плохого питания, эпидемий и жестоких наказаний. Много легенд и песен об этом строительстве сохранилось в памяти народа, одна из них - "Плач Мэн Цзян-нюй у Великой стены". Эта женщина, крестьянка, десять лет ждавшая мужа, отправилась к стене на розыски и не нашла его. Ее плач потряс стену, обвалилась глыба, и обнаружился труп заживо замурованного ее мужа. В Китае на государственном уровне существовала система подавления всего индивидуального в человеке, пренебрежение к личности. Личностью мог считаться только властелин любого ранга или мудрец; для простолюдина, да и для всякого, кто вступал в конфликт с государством, оно воспринималось как враждебная сила, сметающая все на своем пути. Можно было пробиться из низов к должности или быть низвергнутым, а в массе все были безлики и бесправны. Чем же объясняется доведенное до степени утонченного издевательства над человеческой природой гражданское послушание, существовавшее в Китае испокон веков? Конечно, там были смуты и кровавые восстания, которые кровавыми же средствами подавлялись, но в целом народ безмолвствовал, беспрекословно подчиняясь власти. Видимо, главным регулятором гражданского послушания были этические нормы, прежде всего конфуцианские, возвеличивающие совершенство мудреца, сохраняющего свое лицо, не поддающегося ненужным эмоциям, верного и почтительного, а также страх перед гневом Неба. 23 VII. Заключение Едва ли не половина важнейших изобретений и открытий, на которых зиждется сегодня наша жизнь, пришла из Китая. Не придумай древние китайские ученые таких мореходных и навигационных приборов и устройств, как румпель, компас и многоярусные мачты, не было бы великих географических открытий. Колумб не поплыл бы в Америку, и европейцы не основали бы колониальных империй. Через Китай пришли в Европу из Великой Степи стремена, помогающие держаться в седле. Не изобрели бы в Китае пушки и порох, не появились бы и пули, пробивавшие доспехи и покончившие с рыцарскими временами. Без китайской бумаги и приспособлений для печати в Европе еще долго бы переписывали книги от руки. Не было бы и широкого распространения грамотности. Подвижной шрифт изобрел вовсе не Иоганн Гутенберг, не Уильяму Харви принадлежит открытие кровообращения, не Исаак Ньютон открыл первый закон механики. До всего этого впервые додумались в Китае. Компас, механические часы, порох, пушки, десятичные дроби, шелк, фарфор, восточная медицина и философия, восточные единоборства - далеко не полный перечень достижений народов китайско-конфуцианского ареала. Культура Древнего Китая явилась отражением тех ценностей, которые были свойственны этому народу. В религиозном отношении это выразилось посредством мирного мировоззрения, воспитания в личности терпимости к другим, отстранением от житейских проблем. Идея гармоничного слияния человека с природой отразилась как в религиозно-философских учениях, так и в живописи. Пристальное внимание ко всему живому позволило сформировать у древнекитайского народа особенное мышление и – как следствие – уникальный и неповторимый стиль во всех видах искусства. Следует отметить и роль высокоразвитых технологий, благодаря которым архитектура, скульптура, письменность и наука развивались стремительно и находились на передовом уровне. 24 VIII. Список использованных источников 1. Абаев Н. В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. — Новосибирск: Наука, 1989. 2. Васильев Л.С. Древний Китай. В трѐх томах/ Л.С. Васильев. – М.: Университетская книга, 2015. 3. Искусство Китая. Альбом. – М.: Искусство, 1990. 4. Культурология: история мировой культуры. Под ред. А.Н.Марковой. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995. 5. Малявин В.В. Конфуций. М.: Молодая гвардия, 1992. 6. Малюга Ю.Я. Культурология. — М.: Инфра-М,1999. 7. Маслов А. А. Мистерия Дао. — М.: Сфера, 1996. 8. Обидин Д.Л. Культура Древнего Китая/ Д.Л. Обидин. – М.: Инфра-М, 2018. 9. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. — М.: «Гардарики», «Экспертное бюро», 1997. 10. Скарпари М. Древний Китай/ М. Скарпари. – СПб.: АСТ, 2012. |