Особенности культуры нового времени. Особенности культуры нового времени
Скачать 38.49 Kb.
|
Особенности культуры нового времени. Эпоха нового времени окончательно утверждает рационалистскую направленность в культуре. Самым важным в человеке начинает восприниматься его разум, который способен овладевать знанием и продуцировать новые знания. Возникает иллюзия того, что человек может добиться всего чего угодно, но для этого ему нужны знания. Френсис Бэкон хорошо это отражает в своем высказывании «знание-сила». Осознание того, что знание является важнейшей частью человеческой культуры и жизни заставляет искать формы для сохранения знаний, для их популяризации, а так же способы получения нового знания. В связи с этим, активно начинают развиваться науки (естественные в первую очередь). При этом возникает иллюзия того, что человек может делать все что угодно, лишь бы получить необходимое знание. В первую очередь это касалось природы, которая стала восприниматься лишь как гигантская мастерская, где человек может делать все что угодно. Многие исследователи подчеркивают, что есть определенная аналогия между методами изучения природы и метолами инквизиции. Человек подобно инквизитору выпытывает самым безжалостным образом все тайны природы. В эпоху нового времени происходит так же своеобразная революция в плане сохранения и накопления знания. Развивающееся книгопечатание позволило выйти на 1й план книге, которая стала универсальным способом для сохранения, передачи и популяризации информации(знаний). Если в эпоху возрождения литературное творчество воспринималось как нечто вторичное и не особо полезное, то в эпоху нового времени литература получает импульс для своего развития. Она не просто моделирует различные жизненные ситуации в рамках произведения, но так же получает роль своеобразной судьи, оценивающего другие виды искусства. В это время зарождается литературная критика, которая анализирует и оценивает самые разнообразные произведения искусства. По книжной революции и ее значимости для развития европейской культуры, Реже Дебре писал в своей работе «Введение в медиологию». Особую роль в формировании направленной националистской культуры сыграл масштабный проект дидро по созданию новой энциклопедии. И для них уже существовали энциклопедии, однако, они не были так четко систематизированы и наряду с научно-философскими знаниями там присутствовали мистические и религиозные представления. Создатели нового толкового словаря наук, искусств и ремесел отсекают все мистическое, утверждая тем самым приоритет научного знания. В эпоху нового времени(300 лет) одновременное утверждение рациональстской парадигмы возникает целый ряд вопросов, относительно значимости человеческой культуры. В конце эпохи нового времени (1 половина 19 века) возникает скептическое отношение к доминирующим представлениям относительно сверхважности человеческого разума. Так например, романтизм стремится показать, что в человеке важным является не только разум, но и особое интуитивное начало, особая чувственность, которая позволяет человеку прорываться сквозь повседневный мир и увидеть то, что не дано обывателям. именно особая чувственность делает из человека творческую личность, которая способна увидеть гораздо больше, чем обыватели. В это же время происходит формирование негативного отношения к культуре, которые содержат не только созидаетлльные , но и разрушительные моменты, что вылилось в особые деструктивный подход к культуре.в эпоху нового времени, культуру стремятся осмыслить с разных точек зрения, но по накопленным знаниям относительно культуры найти практическое применение. Для европы, для которой была характерна масштаная колониальная политика, такие знания стали просто необходимыми. В итоге была сформирована целая система взглядов на человеческую культуру, которая получила название «Классическая модель» в рамках данной модели под культурой понималось все то что было создано человеком, причем культурное пространство по мнению классической моделью, постоянно развивается, изменяется и прогрессирует за счет разумного начала в человеке. Отличительными чертами культуры Нового времени в целом являются следующее: Многонациональность и многоязычность В Европе XVII века наблюдается подъем национальных культур, латынь средних веков уступает место национальным языкам: английскому, французскому, испанскому, итальянскому и т.д. В каждой европейской стране складываются оригинальные художественные школы и литературные течения барокко и классицизм. Искусство барокко распространено преимущественно в католических странах (Италия, Испания, Франция). Оно отличается динамичностью, вниманием к чувственному началу. Изображение чудес, видений, религиозных экстазов в искусстве барокко используется для того, чтобы подчеркнуть пышность и блеск государства и мест обитания, приближенных к Королевскому двору. (В живописи — это П. -П.Рубенс, Буше, в архитектуре — Л.Бернини, в музыке — Моцарт). На картинах художников барокко пышнотелые дамы, мускулистые мужчины, роскошные обеденные столы с яствами, развевающиеся узорчатые ткани одежд дворянской знати. В литературных произведениях — вычурность слова, витиеватость, запутанность. В архитектуре — пышная отделка фасадов дворцов знати, декоративность, ассиметричность построек, помпезность. В то же время барокко — это кризис ренессанского гуманизма, ощущение дисгармоничности жизни, порыв к неведомому, Демонстрация роскоши, богатства, которые становятся синонимом общественной устойчивости. Отсюда театральный блеск, монументальность, мистика и фантастичность. Это находит выражение в культовой архитектуре, в декоративной живописи и скульптуре, в парадном портрете, а позже — в натюрморте и пейзаже. Классицизм (теоретики Н.Буало и Ф.Малерб). Ориентировался на античность, ее идеалы красоты. Классический — значит образцовый, а таким было искусство Древней Греции и Рима. Но теперь классицизм требует соблюдения обязательных канонов: правило трех единств в литературе, колонны и портики в архитектуре; образцовые телосложения героев живописи и скульптуры; сюжетов из греческой и римской мифологии и истории; тщательной отделки формы художественных произведений. Классицизм — это ясность, четкость, простота, симметрия, пафос гражданского подвига. Идеалом становится гражданин, совершающий подвиг при усмирении хаотического общества, верный долгу, подчиняющий чувства и страсти разуму. Классицизм стал культурой дворянства и дал объяснения дворянским привилегиям: «благородному сословию они дарованы за беззаветное служение государству » ( Мушкетеры А.Дюма — слуги короля). Классицизм как художественно-стилевое течение импонирует абсолютистским государством, так как прославляет идею величавого порядка («Государство — это я» — сказал Людовик IV), строгой соподчиненности, внушительного единства. Гражданская направленность, нравственный пафос, героически возвышенное начало — все это в теории и практике и классицизма отвечает интересам и идеологии королевских домов Европы. Особенно широко классицизм распространен во Франции. В литературе это творчество Корнеля, Расина, Мольера, Лафонтена, Буало. В живописи — картины Н.Пуссена и придворных художников, в архитектуре — парковый и архитектурный ансамбль Версаля. В XVII веке складывается еще одно направление в искусстве — реализм. В протестантской Голландии — это реалистическая живопись таких художников, как Рембрандт, Халс, Рейнсдал, Вермер. В Испании — творчество Риберы, Сурбарана, Эль Греко, а в литературе оформляется национальная школа в лице Сервантеса и Лопе де Веги. Контакт и взаимодействие культур Контакт и взаимодействие культур явились решающими факторами культурного прогресса Европейской культуры Нового времени. Ширится взаимообмен культурными достижениями европейских государств, и это позволяет Европе занять ведущее положение в мире. Индустриализация общественного производства Индустриализация общественного производства, начинается с XVIII столетия, века Просвещения. Это находит выражение в росте городов, развитии предпринимательства, повышении уровня технической культуры общества. Культура Нового времени поворачивается к человеку. Разрабатываются новые, более совершенные формы организации общественной жизни в экономике, политике, нравственно-правовой сфере. В искусстве появляются новые художественные стили — сентиментализм и романтизм. Дух практицизма, деловитости, утилитаризма, порожденный буржуазным предпринимательством Он проникает в европейскую культуру Нового времени. Протестантизм (страны Северной Европы) утверждает приоритет этики труда, добросовестного отношения к семье, к собственности. Природа становится ареной деятельности человека, а он — ее хозяином. Небывалый рост авторитета научного знания. «Знание — сила» — эта фраза принадлежит Ф.Бэкону. Знание рассматривается как движущая сила общественного прогресса. Общеобразовательный и культурный уровень масс быстро повышается, а грамотность становится общей культурной нормой. Закладывается фундамент классической европейской философии в трудах Беркли, Юма, Вольтера, Руссо, Дидро, Канта, Фихте, Гете. Ускоренный темп технического прогресса особенно характерен для культуры XIX века. Происходят многочисленные научные открытия, развивается горнорудное дело, станкостроение. Появление новых материалов (цемент, бетон) и металлоконструкций придает невиданный темп городскому строительству. Налажена передача электричества на большие расстояния. Пароходы, железные дороги, телеграф, телефон, пищущая машинка, а к концу XIX века кинематограф, радиосвязь, автомобиль — меняют условия коммуникации людей. В науке XIX века разрабатывается классическая система знаний, основанная на математике и механике. В художественной литературе главным направлением становится реализм. По мнению классической модели, благодаря культуре человечество развивается, становится более разумным и более способным достичь идеального состояния. В дальнейшем в 20 веке классическая модель претерпевает серьезные изменения, она начинает критиковаться. Особенно сторонниками деструктивного подхода. Несмотря на свою внутреннюю противоречивость в отношению человека и культуры, эпоха нового времени оказала мощное влияние на современную культуру. Саентистская направленность западной культуры, ее рациональность, озабоченность прогрессом. Все это был предопределено эпохой нового времени. |