Реферат по литературе. Тищенко 1ПО Реферат2. Особенности литературы 19501990х годов
Скачать 28.73 Kb.
|
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области «Архангельский государственный многопрофильный колледж» Реферат на тему: «Особенности литературы 1950-1990-х годов» Работу выполнила: студентка группы 1ПО-20 Тищенко Юлия Дмитриевна Работу проверила: преподаватель литературы и русского языка Говтвань Алина Анатольевна Архангельск 2021 Содержание Введение……………………………………………………………………………3 I глава. Вступительная часть………………………………………………………4 II глава. Особенности литературы 1950-1990-х годов…………………………….5 Литература «оттепели»……………………………………………………5 Литература 70-90-х годов…………………………………………………….8 III глава. Заключение……………………………………………………………10 Список литературы………………………………………………………………11 Введение Мне интересна тема «Особенности литературы 1950-1990-х годов», так как она охватывает достаточно большой временной промежуток. Ее изучение дает возможность узнать много новой и интересной информации. I глава. Вступительная часть Литература 2-ой половины ХХ века, то есть послевоенная литература, развивалась в условиях прежней идеологии. Закончилась война, шли восстановительные работы, заново отстраивались города, села, фабрики, заводы. Писателям, поэтам было о чем писать. Появились целый ряд новых течений в советской литературе: «военная проза», «городская проза», «тихая лирика», «громкая эстрадная музыка» и т.д. Постоянные политические преследования, сдерживание и повсеместный контроль, регулярная опека и чье-то целенаправленное руководство — все это не позволяло писателям свободно выражать свое мнение и художественно показывать исторические события и действительность русской жизни. Выслали Солженицына, уехал Бродский, умер Шукшин, лишили гражданства Аксенова, умер Владимир Высоцкий. В развитии её можно выделить три основных периода Первый этап: 1956 - 1964, назвали «оттепелью». Второй: 1965 - 1985, «послеоттепельное» двадцатилетие. Третий: 1986 - 1991, «гласность». II глава. Особенности литературы 1950-1990-х годов Литература «оттепели» Конец 50-х - 60-е годы в жизни общества и литературы обозначены как период оттепели. Смерть Сталина, прошедший после этого XX съезд партии, доклад Хрущева о культе личности Сталина привели к большим общественным переменам. Литературная жизнь этих лет отмечена чертами большого оживления и творческого подъема. Начал выходить целый ряд новых общественно-политических, литературно-художественных и литературно-критических журналов: "Москва", "Юность", "ВЛ", "Русская литература", "Дон", "Урал", "На подъеме", "Иностранная литература". Проходят творческие дискуссии: о реализме, о современности, о гуманизме, о романтизме. Возрождается внимание к специфике искусства. Проходят дискуссии о самовыражении, о "тихой" лирике, о документе и вымысле в художественном творчестве. Большое значение в эти годы уделяется развитию критики: принято постановление (1971 г.) "О литературно-художественной критике". В литературе были восстановлены имена и книги писателей, незаслуженно забытых: И. Бабеля, А. Веселого, И. Катаева, П. Васильева, Б. Корнилова. В литературу возвращаются произведения таких писателей, как М. Булгаков ("Избранная проза", "Мастер и Маргарита"), А. Платонов (проза), М. Цветаева, А. Ахматова, Б. Пастернак. 60-е годы историки литературы считают феноменом в истории русской литературы XX века. Этот период явил миру целое созвездие имен талантливых прозаиков. Это прежде всего писатели, которые пришли в литературу после войны: Ф. Абрамов, М. Алексеев, В. Астафьев, Г. Бакланов, В. Богомолов, Ю. Бондарев, С. Залыгин, В. Солоухин, Ю. Трифонов, В. Тендряков. Расцвет творчества этих писателей приходится на 60-е годы. Особенностью литературного процесса этого периода является расцвет художественной публицистики (В. Овечкин, Е. Троепольский, Б. Можаев). Процесс социально-культурного обновления уже в конце 1950-х годов шел крайне сложно и внутренне противоречиво. Наметилось отчетливое размежевание и даже противостояние двух сил. Наряду с явно положительными тенденциями, публикацией новых произведений, нередки были острые критические нападки и даже организованные кампании против ряда писателей и произведений, обозначивших новый этап общественно-литературного развития. (Повесть И. Оренбурга "Оттепель" и его мемуары "Люди, годы, жизнь", романы Б. Пастернака "Доктор Живаго", В. Дудинцева "Не хлебом единым" и др.) Сюда же можно отнести грубые проработанные выступления Н.С. Хрущева по адресу некоторых деятелей искусства, молодых поэтов и прозаиков на встречах с творческой интеллигенцией в конце 1962-начале 1963 года. В 1962 Хрущев решил поставить под более жесткий контроль «разболтавшихся» писателей и художников, которые требовали большей свободы творчества. На встрече с деятелями культуры он подверг некоторых из них резкой критике. Посетив выставку новых произведений изобразительного искусства в Манеже в декабре 1962, Хрущев обнаружил там картины и скульптуры, выполненные в стиле абстракционизма, модном на Западе. Хрущев, который не разбирался в современном искусстве, был разгневан, решив, что художники издеваются над зрителями и зря проедают народные деньги. В своем осуждении он дошел до прямого оскорбления. В результате многим участникам выставки запретили выставляться, лишили заработка (ни одно издательство не принимало их работы даже в качестве иллюстраций). В среде интеллигенции такая реакция вызвала резкое недовольство, начали быстро распространяться критические мнения о нем самом и его политике, появилось множество анекдотов. Были подвергнуты критическому разносу произведения художника Роберта Фолька, скульптора Эрнеста Неизвестного, поэта Андрея Вознесенского, кинорежиссера Марлена Хуциева. Ожесточенным нападкам подвергались произведения, опубликованные в "Новом мире" А. Твардовского вплоть до его вынужденного ухода из журнала в 1970 г. Это также травля Бориса Пастернака, судебный процесс над Иосифом Бродским, обвиненным в "тунеядстве" и сосланными на Север, "дело" Андрея Синявского и Юлия Даниеля, осужденных за их художественные произведения, опубликованные за границей, преследование А. Солженицына, В. Некрасова, Александра Галича. Литература 70-90-х годов Уже с середины 60-х годов "Оттепель" пошла на убыль. Период "оттепели" сменился в брежневские времена застоем (70-80-е годы). Период этот отмечен таким явлением, как диссидентство, в результате которого многие талантливые писатели ни были насильственно разлучены с Родиной и оказались в вынужденной эмиграции (А. Солженицын, В. Некрасов, Г. Владимов, Н Аксенов, И. Бродский). С середины 1980-х годов, с приходом к власти М.С. Горбачёва, в условиях развернувшихся в стране бурных социально-политических перемен, получивших название "перестройки", под лозунгом "ускорения", "гласности", "демократизации" резко Изменилась ситуация в общественно-культурной жизни и в литературе, что привело к публикаторскому "взрыву", особенно в Секущей периодике. Журналы "Новый мир", "Знамя", "Юность" достигают невиданных тиражей. Печатается большое количество "задержанных" произведений. В культурной жизни страны возникло явление, обозначенное термином "возвращенная литература". Отмечены новые подходы к переосмыслению многого в прошлом, включая и достижения советской "классики". Во 2-й половине 1980-х и в 1990-е годы в читательское, критическое и исследовательское восприятие, а также в школьные и вузовские программы и учебные пособия стали входить, изучаться, осмысляться как важнейшие составные части литературные процессы XX столетия, наиболее острые и общественно значимые произведения М. Булгакова и Андрея Платонова, В. Гроссмана и А. Солженицына, Анны Ахматовой и Бориса Пастернака, ранее находившиеся под запретом. Особое внимание было привлечено к творчеству писателей русского зарубежья - первой и последующей волн эмиграции: Ивана Бунина и Владимира Набокова, Владислава Ходасевича и Георгия Иванова и др. В литературу возвращаются имена Василия Аксенова, Георгия Владимова, Владимира Войновича, Сергея Довлатова, Владимира Максимова, Виктора Некрасова, Иосифа Бродского, Александра Галича. Во второй половине 1980-х годов в творчестве видных писателей выделились некоторые проблемно-тематические пласты художественной и мемуарной литературы об историческом прошлом, прежде всего, относящемся к трагическим событиям и испытаниям эпохи (сталинские репрессии, раскулачивание и 1937 год, "лагерная тема"). В этом плане большой интерес представляли лирические произведения большой формы: поэмы-циклы А. Ахматовой ("Реквием"), А. Твардовского ("По праву-памяти") и др. Вслед за публикацией выдающихся произведений 20-30-х и 50-60-х гг., в которых осмыслялся сложный исторический опыт страны и народа (А. Платонова "Котлован", "Чевенгур", М. Булгакова "Дьяволиада" и "Собачье сердце", В. Гроссмана "Жизнь и судьба", "Все течет", А. Солженицына "В круге первом", "Раковый корпус", Ю. Домбровского "Хранитель древностей", "Факультет ненужных вещей", В. Шаламова "Колымские рассказы") появились и другие, "задержанные" произведения 60-70-х годов ("Новое назначение" А. Бека, "Белые одежды" В. Дудинцева, "Ночевала тучка золотая" А. Приставкина, "Дети Арбата" А. Рыбакова.) III глава. Заключение Литература «оттепели» отражает события, происходившие в то время. Проходят творческие дискуссии: о реализме, о современности, о гуманизме, о романтизме. Этот период явил миру целое созвездие имен талантливых прозаиков. Это прежде всего писатели, которые пришли в литературу после войны: Ф. Абрамов, М. Алексеев, В. Астафьев, Г. Бакланов, В. Богомолов, Ю. Бондарев, С. Залыгин, В. Солоухин, Ю. Трифонов, В. Тендряков. Ожесточенным нападкам подвергались произведения, опубликованные в "Новом мире" А. Твардовского вплоть до его вынужденного ухода из журнала в 1970 г. Это также травля Бориса Пастернака, судебный процесс над Иосифом Бродским, обвиненным в "тунеядстве" и сосланными на Север, "дело" Андрея Синявского и Юлия Даниеля, осужденных за их художественные произведения, опубликованные за границей, преследование А. Солженицына, В. Некрасова, Александра Галича. Период литературы 70-90-х годов отмечен таким явлением, как диссидентство, в результате которого многие талантливые писатели ни были насильственно разлучены с Родиной и оказались в вынужденной эмиграции (А. Солженицын, В. Некрасов, Г. Владимов, Н Аксенов, И. Бродский). В культурной жизни страны возникло явление, обозначенное термином "возвращенная литература". Отмечены новые подходы к переосмыслению многого в прошлом, включая и достижения советской "классики". В целом, вторая половина 20-го века весьма насыщенный для литературы период. Список литературы Виктор Васильевич Петелин «История русской литературы второй половины XX века.» Том II. 1953–1993. В авторской редакции https://azaretskaya.ru/calorie-products/otechestvennaya-literatura-vtoroi-poloviny-20-veka-literatury-vtoroi.html https://ote4estvo.ru/sobytiya-xx/766-russkaya-literatura-20-veka.html |