Главная страница

Лекция 5. Особенности методики изучения лирического стихотворения


Скачать 15.44 Kb.
НазваниеОсобенности методики изучения лирического стихотворения
Дата10.03.2023
Размер15.44 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЛекция 5.docx
ТипЛекция
#979696

Лекция5.

Тема: Особенности методики изучения лирического стихотворения на уроках литературного чтения.
ПЛАН

  1. Жанровыепризнакилирическогостихотворения

  2. Особенностиметодикиизучениялирическогостихотворения.


1.


Лирическое стихотворение один из основных жанров, представленных в хрестоматии по чтению для начальной школы. Оно имеет целый ряд особенностей. Само слово «лирика» произошло от названия старинного музыкального инструмента «лира», обладающего очень мягким и нежным звучанием. В центре лирического стихотворения не столько сюжетно

  • событийная линия, сколько чувства, переживания, настроение лирического героя по поводу описываемых явлений. Лирика очень эмоциональна. И воздействует она прежде всего на эмоциональную сферу читателя.

По тематике лирические стихотворения могут быть нескольких видов: философские, пейзажные, гражданско-патриотические, любовные и др. В хрестоматии для начальных классов в основном присутствует пейзажная и патриотическая лирика.

Образная система лирического стихотворения создается за счет широкого использования изобразительных средств языка: эпитетов, метафор, сравнений, олицетворения, перифразы, звукописи и др.

2.


Методика изучения лирического стихотворения на уроках литературного чтения имеет следующие особенности:

При подготовке к чтению стихотворения учителю необходимо позаботиться о создании в классе особой эмоциональной атмосферы, усиливающей восприятие текста.

Информацию об авторе произведения желательно сопроводить показом презентации, прочитать детям несколько стихотворений автора, обменяться впечатлениями с детьми.

Необходимо привлечь внимание детей к теме будущего стихотворения, побеседовать с ними об этом времени года, об их наблюдениях за природой, впечатлениях.

Желательно предложить детям прослушать музыкальные произведения на тему времени года (П.И.Чайковский, Вивальди, Шопен, Моцарт и др.) Возможные задания: Прослушайте музыкальное произведение. Какие картины вы представили? Как бы вы озаглавили это музыкальное произведение? Какие чувства у вас возникли , когда вы слушали музыку?

Может быть использован и приём антиципации ( по названию, по первой строке, по фамилии автора, ключевым словам, иллюстрации).

При первом чтении стихотворения используются следующие приемы: выразительное чтение учителя, прослушивание исполнения в записи, самостоятельное чтение.

При повторном чтении стихотворения используется исключительно приём чтения стихотворения «про себя».

Анализ лирического стихотворения проводится методом эвристической беседы по тексту. Учитель задаёт разного рода вопросы: фактические, уточняющие, объясняющие, оценочные, творческие. При ответе на вопросы ученики опираются на текст стихотворения.

В центре внимания учителя анализ языка и образной системы текста. Учитель обращает внимание детей на то , какие образы создаёт автор в своем стихотворении и как, с помощью каких языковых средств он их создаёт.

В ряде случаев используется приём стилистического эксперимента: в тексте выделяется особенно необычное слово – образ, объясняется его смысл, подбираются синонимы к этому слову и предпринимается попытка заменить

авторское слово синонимом. В итоге все убеждаются в том, насколько авторское слово удачнее каждого их подобранных синонимов.

Пример (анализ стихотворения Ф.Тютчева «Есть в осени первоначальной»):

  • Как автор стихотворения описывает осенний день? Какой эпитет он подбирает? (Хрустальный).

  • Как вы понимаете значение этого слова?

  • Подберите синонимы к этому слову. ( Прозрачный, ясный, светлый).

  • Попробуйте каждое из этих слов вставить в стихотворную строку на место слова «хрустальный».

  • Как вы думаете, почему автор выбирает такое необычное слово? Чем оно лучше всех подобранных нами синонимов?

При анализе лирического стихотворения для развития видения текста используется приём иллюстрирования: словесного, графического, музыкального. В частности, возможны следующие задания:

  • Как вы себе это представляете? Если бы вы были художниками, как бы вы это нарисовали?

  • Рассмотрите иллюстрацию художника к этому стихотворению. Что и как он изобразил на своём рисунке? Что бы вы нарисовали по – другому, иначе?

  • Если бы вы были музыкантами, какую бы музыку вы написали к этому стихотворению? Какой бы она была по своему настроению, темпу?

  • Прослушайте две музыкальные пьесы. Какая, по – вышему, больше подходит к нашему стихотворению?

На этапе творческого воссоздания прочитанного в большинстве случаев используется прием выразительного чтения стихотворения: ставится задача, определяется тон чтения, обсуждается темп, проводится выборочная разметка текста, репетиции, а затем учащиеся читают стихотворение выразительно вслух. Может быть проведен конкурс на лучшее исполнение

произведения. На дом дети получают задание выучить стихотворение наизусть.

Приведем пример фрагмента урока: анализ стихотворения Ф Тютчева

«Зима недаром злится»:

  • А сейчас, ребята, давайте поразмышляем над содержанием стихотворения Ф. Тютчева.

  • Какое время года описывает автор? Какой именно момент?

  • Какой проем использует автор при описании противостояния зимы и весны? Почему, по вашему, слова «зима» и «весна» в стихотворении написаны с большой буквы?

  • Как автор описывает Зиму? Какое у неё настроение? Подтвердите это словами из текста.

  • Как автор называет Зиму? Почему? Как она «борется» с Весной? Подтвердите словами из текста.

  • Если бы вы были художниками, как бы вы нарисовали портрет Зимы?

  • А теперь посмотрим, как автор описывает Весну. Какое у неё настроение?

  • Как она реагирует на Зиму? Как она ей отвечает?

  • Кто помогает ей сражаться с Зимой? Подтвердите по тексту.

  • Почему, как вы думаете, Весне «и горя мало» ?

  • Как вы представляете Весну? Если бы вы были художниками, как бы вы нарисовали её портрет?

  • Прослушайте две музыкальные пьесы. Какая из них подходит к образу Зимы, а какая – Весны? (Учитель предлагает послушать отрывки из цикла Вивальди «Времена года»: «Весна» и «Зима»).

  • Понравилось ли вам стихотворение? Чем? Что хотел сказать автор? Как вы поняли его настроение?

Задания для самостоятельной работы:

  1. Законспектировать статьи из журнала «Начальная школа»:

    • Иванова Н.А. Варианты уроков при изучении «поэтических тетрадей» // НШ, 2002, №2.

    • Оруджалиева Е.А. Стихотворение С. Есенина «Поёт зима аукает…» // НШ, 2008, №4.

    • Хмельникова А.В. Стихотворение С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…»//НШ, 2016, №11

    • Шишкова Е.Н. Стихотворение Н. Рубцова «Берёзы». Создание иллюстрации к стихотворению // НШ, 2016, №6

  1. Составить 1 конспект урока изучения лирического стихотворения (произведение на выбор).


написать администратору сайта