письменная работа. философия. Особенности мифологического сознания
Скачать 138.69 Kb.
|
Человек и царственность (государство)В мифологическом мировоззрении государство воспринималось в сравнении с прошлым опытом, т.е. когда оно еще отсутствовало. В этой связи государство рассматривалось как нечто чуждое. В глазах человека государство носило двойственный характер: с одной стороны, оно принадлежит к миру людей, с другой – миру богов. Связанная с государством царственность виделась как сила, упорядочивающая мир. Сам царь считался посредником между людьми и богом. От богов он передает людям их волю, а перед богами представляет людей. Важнейшей обязанностью царя считалась забота о подданных, обеспечение порядка и спокойствия, забота о благосостоянии и справедливости, строительно-хозяйственная и военнополитическая деятельность. Царь считался залогом коллективного благополучия и процветания, поэтому должен быть без изъянов. Человек и мир боговВыше уже упоминалась неразрывная и постоянная взаимосвязь мира людей и мира богов как частей единого целого. Боги постоянно и активно присутствовали почти во всех сферах жизни человека, в большинстве его действий. Для мифологического мировоззрения был характерен политеизм, т. е. многобожие. И все они располагались по рангам и ступеням (далекий бог – близкий бог), что было отражением социальной картины того времени. В центре мироздания помещался творец вселенной. Отношение к нему было двойственным: как творца его почитали, но из-за того, что он был «одноразового» действия и далек от повседневных забот человека, к нему относились с равнодушием. Наиболее почитаемыми были так называемые близкие боги – это божественные силы, присущие божественным и земным институтам, обусловливающие их суть и управление ими. Примером могут служить многочисленные античные божества: Гермес – бог торговли, Гефест – бог огня и кузнечного ремесла, Марс – бог войны и т. д. Близкий бог мог выступать и в качестве личного бога, каждый человек имел нескольких духов-защитников, что было следствием растущей индивидуализации человека, осознающего себя личностью. Иметь личного бога означало быть удачливым и счастливым. Конкретно эта связь воспринималась как бог-отец и человексын. Как уже отмечалось при общей характеристике мифологического мировоззрения, в нем происходило слияние, совмещение объекта и его заместителя. В данном случае люди не делали различия между божеством и его изображением – идолом, который воспринимался как живой бог, живое существо со всеми процессами жизнедеятельности. Отдельные элементы этого отношения сохраняются и в современных мировых религиозных культурах (деревянные фигуры Иисуса Христа, Богоматери в католицизме, иконы в православии). Дух божества мог обитать во многих идолах, различных образах. Функцией идола в данном случае было приближение бога к человеку. Сам человек рассматривался не только как богосотворенное, но и как богоподобное существо, что также сближало человека и бога. Основной божественный замысел виделся в сотворении человека ради него самого и для служения богам. Считалось, что мир также сотворен для человека. Сам же человек берет на себя бремя богов по своему самообеспечению. Единство богов и людей выражалось не только в том, что боги незримо и зримо присутствовали среди людей, но и в том, что между ними были возможны интимные связи, вследствие чего рождались люди-полубоги, например известный всем Геракл. Социально-политическая сфера, как уже говорилось также имеет божественное освящение. Сами отношения между человеком и богами строятся на основе договора, завета, а так как законы и порядки носят божественный характер, их нарушение считалось вызовом богам. Хотя существовало убеждение в неизменности божьей воли, однако признавалась самостоятельная роль судьбы, которая могла повлиять на миропорядок, сам человек обладает свободой выбора прохождения жизненного пути праведным или неправедным способом. |