письменная работа. философия. Особенности мифологического сознания
Скачать 138.69 Kb.
|
ТЕМА 1. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА МИФОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ФИЛОСОФИИ Особенности мифологического сознанияМифология (от греческого mifos – предания, сказание и logos – слово, понятие, учение) – форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. Это древние сказания различных народов, в фактической форме выражающие отношения человека к миру и опосредованно постигающие социальные (общественные) отношения. Для мифологии характерно предметно-чувственное, образное мышление и тесная связь с религией. Особенностью этого типа мировоззрения было то, что человек не делал различий между объективным и субъективным. На практике это выражалось в том, что все, что, воздействует на ум и чувства, считалось реально существующим. Другой особенностью мифологии был антропоморфизм, то есть очеловечивание, персонифицирование сил природы. По мнению человека того времени, основой всего происходящего вокруг, в том числе и с самого человека, является результат действия каких-либо живых существ (богов, леших, русалок и т. д.), во многом похожих на самих людей. Важное место в мифологии играли идеологический аспект, в первую очередь вопрос о месте человека в обществе, смысле жизни, и этические проблемы. Мифологическое изложение – это общеобязательный взгляд на вещи, модель соответствующего устроения человеческих отношений через освящение высшим авторитетом и божественной санкцией. Основной темой мифов был показ божественного источника существующих порядков, обоснование устройства общества, его законов и правил поведения. Человек и мир в представлении древнего человекаВ мифах перед нами предстает нерасчленимая картина мира, где природа человека и божества составляет неразрывное единство. Человек рассматривался как часть общества, которая включалась в природу, зависящую, в свою очередь, от космических сил. Мир в целом рассматривался как «ты», по отношению к нему человек являлся пассивной стороной, он получает впечатление о мире, т.е. характерен эмоциональный тип знания (опасно – безопасно, вредно – безвредно – полезно), сам же мир непредсказуем. Мир в представлении древнего человека носил одушевленный характер, любое явление связывалось с жизнью. Природа представлялась как живое «ты», поэтому описание событий велось в форме рассказа, какой-либо анализ и выводы отсутствовали. Миру в целом присущи строжайшая упорядоченность и иерархия. Особенно ярко это выражено в космологии. Структура мира изображается либо в виде «мирового дерева», либо в виде «мировой горы» как середины макрокосма. Ось упорядоченного пространства в свою очередь делится на две подсистемы: вертикаль (небо – земля – вода или подземный мир) и горизонталь (4 – 8 сторон света). Серединой мира для человека всегда являлась своя страна, она лучше других мест. Пытаясь рассматривать причинно-следственные связи, действующие в мире, человек их связывал с личностными силами (уже упомянутыми богами, лешими и т. д.), которые наделялись сознательностью и волей. Поэтому в поисках причин происходящего он искал ответ не на вопрос как все происходит, а кто все это осуществил, т. е. происходил поиск целенаправленной силы. Человек и мир людей (общество)В мифологии человек рассматривается как существо, неразрывно связанное с конкретными людскими общностями. Сам человек выступает в единстве физического и психологического начал: тела и души. Главная роль отводится сердцу как основе жизненных сил, и голове как обиталищу души. При этом лицо считалось выражением сущности человека, глаза – зеркалом души, а уста – ее выразителями. Таким образом, преобладало внимание к эмоциональному началу, сочетавшемуся с представлениями о неразделенности психической деятельности с органами – проводниками и возбудителями этой деятельности. При полной включенности человека в общинную жизнь, выражающейся в подробнейшей регламентации всех сторон личной и общественной жизни через освященные традиции и обычаи, происходило постепенное выделение индивида из человеческой общности на основе роста внимания к человеческому интеллекту. В мифах появляется мысль о том, что человек, имея характер, может делать свой выбор, но даже в этом случае его рассматривали как личность, неразрывно связанную с общностью. Это выражалось в положениях о том, что хороший человек – это член хорошего общества, а норма и доблесть для него – вести себя, как ведет себя общество в целом, по традиции. С появлением классового общества происходит рост «выпадений», т.е. усиливается процесс индивидуализации, в связи с чем требования к индивиду еще больше повышаются. В социальной структуре наиболее важное значение придавали семейно-родовой группе, следом за ней шла возрастная, локальная (по признаку местожительства), крайне редко на тот момент обозначалась сословная принадлежность. В отношениях с другими племенами была характерна ксенофобия (недоверие, страх перед чужаками). Утверждалась богоизбранность своей группы, на основании чего декларировалась свобода действий по отношению к другим группам. |