Главная страница

Гессен. Особенности педагогики российского зарубежья с и гессен


Скачать 15.29 Kb.
НазваниеОсобенности педагогики российского зарубежья с и гессен
АнкорГессен
Дата12.05.2021
Размер15.29 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаГессен.docx
ТипДокументы
#203841

особенности педагогики российского зарубежья с.и гессен

В начале 1920-х гг. Россию вынуждены были покинуть многие ученые, составлявшие цвет отечественной педагогической науки, — Н.А. Бердяев, С.И. Гессен, В.В. Зеньковский и другие. В зарубежье возник мощный источник развития российской педагогической мысли. В течение 1920-х гг. почти ежегодно проходили эмигрантские съезды по вопросам воспитания и образования. В 1920-1930-х гг. в Праге, Берлине, Риге, Харбине, Сан-Франциско издавались эмигрантские педагогические журналы. Некоторое время в зарубежье существовали российские научно-педагогические центры (кафедры, педагогические общества и пр.).

Российская эмигрантская педагогическая мысль отвергла радикализм официальной советской педагогики и стремилась опереться на опыт отечественной и мировой педагогической мысли. В теоретической педагогике русского зарубежья особое выражение получили два течения: философско-гуманистическое (продолжившее традиции западной и отечественной классической педагогики XIX столетия) и религиозно-христианское.

Сергей Иосифович Гессен(1887 – 1950 гг.)

С.И. Гессен - один из тех ученых, которые составляли цвет отечественной педагогической науки. Гессен был разносторонне образованным человеком, знатоком философии Э.Канта.

В главном труде С.И.Гессена “Основы педагогики” (1923г.) подчеркнута главная роль философии как источника педагогической науки. Гессен признавал за образованием, прежде всего культурологическую функцию: “Задача всякого образования – приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращение природного человека в культурного”. Идя вслед за неокантианством, он классифицировал педагогику как нормативную науку, т.е. знания о том каким должны быть воспитание и обучение.

Целью образования, по Гессену, является не только приобщение ученика к культурным, в том числе и научным ценностям, достижениям человечества. Его целью является одновременно формирование высоконравственной, свободной и ответственной личности. Своеобразие личности, прежде всего, - в её духовности. Могущество индивидуальности, подчеркивал Гессен, коренится не в природной мощи её психологического организма, но в тех духовных ценностях, которыми проникается его душа. Личность “обретается только через работу над сверхличными задачами. Она созидается лишь творчеством, направленным на осуществление сверхличных целей науки, искусства, права, религии, хозяйства и измеряется совокупностью сотворенного человеком в направлении этой науки и культуры”.

“Мое жизнеописание”(1947 г.) - в этой работе И.С. Гессен описал свой путь в теоретическую педагогику, характерный для многих интеллигентов в России начала ХХ века.

В “Основах педагогики” С.И.Гессен пытался показать, что в основу педагогического знания должна быть положена философия, что без осмысления основных проблем воспитания нельзя выйти на решение частных вопросов педагогики. Отсюда и вывод о том, что педагогика является теоретическим обоснованием образовательной деятельности, основанной на философии. Поскольку образовательная деятельность имеет дело с определенным “материалом”, то педагог с необходимостью использует в своей работе данные таких наук, как физиология и психология. Однако Гессен считал, что не стоит преувеличивать значения для педагогики этих наук, что наблюдается в педагогической деятельности К.Д.Ушинского и в современной теории педагогики. Физиология и психология изучают “природного человека”, его индивидуальность, а границы педагогической науки, по мнению Гессена, вписываются в более широкие области человеческой культуры: образованность, гражданственность, цивилизация. Образование есть не только развитие индивидуальности индивида, сколько его насыщение культурными ценностями: науками, искусствами, нравственностью и пр.

Природный человек педагогическими средствами поднимается до уровня общечеловеческой культуры и выходит в лучших представителях человечества за её пределы, тем самым в личном творчестве обогащая его. И.С.Гессен подвергал критике идею К.Д.Ушинского о национальном народном воспитании. Он выступал за общечеловеческое воспитание, вооружение методом самостоятельного добывания знаний.

Как теоретик педагогики, С.И. Гессен ставил задачу показать, что и самые конкретные, и самые частные вопросы педагогики в своих окончательных основаниях возводятся к чисто философским проблемам, поэтому и борьба между собой различных педагогических течений есть только отражение в ней соответствующих еще более глубоких философских различий. Как философ, С.И. Гессен хотел показать практическую мощь философии, а именно, что и самые отвлеченные философские вопросы имеют практическое значение, и что пренебрежение философским знанием «мстит за себя в жизни не менее, чем игнорирование законов природы».

В своем исследовании «Основы педагогики» насыщая его конкретным историческим и педагогическим материалом, С.И. Гессен справился с задачей исчерпывающего философского обоснования педагогических вопросов.

Признание, что ценности в науке выражают ее социокультурную обусловленность, а наша наука – педагогика, ее объект – образование, позволило в исследовании философско-педагогической концепции С.И. Гессена отдать предпочтение конструктивно-генетическому подходу как одному из способов дедуктивного построения научных теорий.

На основании этого подхода стержневыми идеями философско-педагогической концепции С.И. Гессена в нашем исследовании далеко не простых проблем педагогики и образования стали:

1. Идея единства национального и общечеловеческого в духовной культуре.

2. Понимание педагогической деятельности как свободного творчества, а задачи обучения – как овладение методом.

3. Культура и духовность личности – цель образования.

4. Педагогика – реализация практической мощи философии (прикладная философия)

Философско-педагогическая концепция С. И. Гессена, пронизанная идеями гуманизма, педагогического сотворчества, духовности, устремленная в будущее и утверждающая идеи Добра, Истины и Красоты, несомненно, актуальна в наши дни.

Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995. 448 с.

Гессен С. И. Педагогические сочинения, 2001. 564 с.

Данилкина Н. В. Концепция образования в философии С. И. Гессена, 2010. 154 с.


написать администратору сайта