Главная страница

Особенности риторики Марка Тулия Цицерона. Особенности риторики Марка Тулия Цицерона


Скачать 13.99 Kb.
НазваниеОсобенности риторики Марка Тулия Цицерона
Дата05.10.2022
Размер13.99 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаОсобенности риторики Марка Тулия Цицерона.docx
ТипДокументы
#714587

Особенности риторики Марка Тулия Цицерона

Марк Тулий Цицерон – великий теоретик, философ, писатель и блестящий оратор, воплотивший в своих трудах лучшее, что перенимали римские ораторы у греческих.

Цицерон родился 3 января 106 г. до н.э. в семейном поместье близ города Арпина. Отец его был достаточно обеспеченным гражданином Рима, имевшим также свой дом в столице.

В те времена искусство публичного выступления, показанное в ходе судебного разбирательства и приведшее к успеху в обвинении или в защите обвиняемого, стоили очень большого уважения среди народа. От этого зачастую зависела политическая карьера. Выдающиеся ораторские способности Цицерона открыли ему путь к высочайшим государственным должностям.

С самых первых своих зрелых выступлений Цицерон обнаружил глубокие познания в древней и новейшей истории, в законах и гражданском праве, философии и грамматике. Большую роль отводил он и манере речи, последовательности фраз, жестикуляции, мимике и интонациям голоса, с помощью которых он воспламенял публику.

Цицерон был глубоко убежден в том, что основа ораторского искусства заключается в глубинных знаниях о предмете. И если присутствует лишь красивая речь без глубокого содержания, то словесное выражение можно считать пустой болтовней. Кроме того, он был солидарен с Платоном и Аристотелем в том, что речь внушительная, отвечающая чувствам и мыслям слушателей, составляет неотъемлемое достояние оратора: «…достичь этого (воспламенения людских сердец) красноречием может только тот, кто глубоко познал человеческую природу, человеческую душу и причины, заставляющие ее вспыхивать и успокаиваться».

В своей истории красноречия он рисует продуманную картину исторического прогресса и постепенного восхождения красноречия от ничтожества к совершенству. Красноречие для Цицерона не самоцель, а лишь форма политической деятельности, и судьба красноречия неразрывно связана с судьбой государства. Развитие римского красноречия, считает Цицерон, определяется прежде всего внутренними причинами -широтой и глубиной усвоения греческой культуры и развитием культуры римской.

В итоге, Марк Туллий Цицерон опубликовал более сотни речей, политических и судебных, из которых полностью или в фрагментах сохранились 58. До нас дошли также 19 трактатов по риторике, политике и философии, по которым учились ораторскому искусству многие поколения юристов. Также сохранились более 800 писем Цицерона, содержащих множество биографических сведений и массу ценной информации о римском обществе конца периода республики. Философские трактаты его авторства, не содержащие новых идей, ценны тем, что излагают, подробно и без искажений, учения ведущих философских школ его времени: стоиков, академиков и эпикурейцев.


написать администратору сайта