Главная страница

медуза. Глава 1. Иванова. Особенности визуализации контента в современных интернетсми 1 Определение понятия визуализация в сми


Скачать 46.56 Kb.
НазваниеОсобенности визуализации контента в современных интернетсми 1 Определение понятия визуализация в сми
Анкормедуза
Дата22.05.2020
Размер46.56 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаГлава 1. Иванова.docx
ТипГлава
#124627

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ КОНТЕНТА В СОВРЕМЕННЫХ ИНТЕРНЕТ-СМИ
1.1 Определение понятия визуализация в СМИ.

Типология визуального контента
Трансформация вербального сообщения в визуальное, то есть текста в изображения становится неотъемлемым процессом в актуальном медиа- и инфопространствах. Визуальное изображение является одной из наиболее удачных перспектив в развитии современных медиа, так как его использование способно ускорить передачу контента и упрощает его восприятие.

С целью изучить, какой тип информации наиболее интересен аудитории, методом анкетирования было проведено исследование, которое показало, что для более, чем 70% респондентов визуальное изображение очень важно. Снимок в интернете является наиболее важным элементом в процессе получения информации.1

«Человек практически никогда не читает текст по словам, вместо этого он сканирует страницу, пробегая глазами по тексту в целом, абзац за абзацем, цепляя фразы или визуальное изображение. По итогам исследования, <…>, 79% процентов участников теста сканируют каждую страницу и только 16% читают как положено» – отмечает Я. Нильсен. Проще говоря, современной аудитории требуется объект для сканирования, изображение или визуальное представление, способное привлечь внимание.2

Исходя из результатов исследований, можно выдвинуть положение о том, что визуальное изображение информации имеет преобладающее значение для аудитории. Среди всех жителей планеты - 80-85% это визуалы. К такому выводу пришли исследователи Стэндфордского университета в 2001 году. По их мнению, сочетание образа и текста улучшает коммуникацию и работу памяти на 89%. Такому типу людей как визуалы присуще усваивать информацию с помощью зрения. Давно общепризнанный факт, что 90% всей информации, обрабатываемой нашим мозгом – визуальна. Логично, что мозг обрабатывает изображение намного быстрее, нежели текст. Другими словами, тысяча слов уступает одной фотографии – как считал один из авторитетных исторических фотографов Эдвард Стайхен. Однако, дополнял « при условии, если фотография будет сопровождаться десятью словами». Можно сделать вывод, что текст первичен.

Для упрощения и более быстрого получения сложной информации зачастую используют качественный визуальный контент. Особенно полезной в данном вопросе будет являться качественная инфографика. Современному человеку проще получать информацию со своего смартфона. Он мобилен, а нынешнее быстрое подключение к сети интернет позволяет получать информацию откуда угодно. Бесспорно, понятнее и удобнее «смотреть» новость, а не читать длинный текст.3

Одна из главных причин перехода медиа на визуализацию является клиповость мышления современной аудитории. В таких условиях формируется новый образ получения информации путем переключения информационных каналов. Из общей массы новостей и других материалов выхватываются обрывки фраз, событий, которое позволяют выстроить новый, совершенно неочевидный образ. Человек не напрягает свое мышление для анализа происходящего, а просто потребляет одновременно все. Этот образ получения информации не требует подключения воображения, рефлексии, осмысления, все время происходит «перезагрузка», «обновление» информации, когда всё первоначально увиденное без временного разрыва утрачивает свое значение, устаревает.4

Поэтому неудивителен тот факт, что количество воспроизводимой и потребляемой информацией так возросло. Из этого следует, что человеку, как отдельной части аудитории потребителей трудно, а местами невыполнимо что-то собрать в единое целое и проанализировать, потому что каналов информации очень много и тогда картина собирается не целостно, а как хронология почти не связанных между собой частей, событий и фактов. Данный формат СМИ заставляет человека ошибочно считать некоторые происшествия и события целостными и связанными, если они произведены и выпущены в один временной промежуток, но фактически никак не связаны между собой. Соответственно, качественного контента становится все меньше и возрастает все большая потребность в нем.

В связи с глобальным формированием и ростом спроса на визуальный контент появляется новый жанр медиа – визуальная журналистика. Его смысл состоит в том, чтобы собирать информационные потоки неким образом, позволяющим получить согласованный канал получения информации. Основной принцип такого жанра – визуализировать информацию, прибегая к методам слияния изображения и текста. Эти два элемента дополняют друг друга, что позволяет иллюстрировать текст и наоборот.5

Под визуализацией в СМИ понимается предоставление внешне эстетически притягивающих взгляд сообщений в совокупности с информативным содержанием. Такие приемы позволяют привлечь читателя, сделав его и зрителем. К визуальному относят весь контент, который поддерживает и раскрывает текст: схемы, видеоролики, иллюстрации, графические таблицы. Исходя из этого, можно сделать вывод, что в журналистике визуализация может быть трех видов: самостоятельная – несет в себе саму новость и может не подкрепляться текстом без потери смысловой нагрузки, иллюстрирующая – является дополнением к тексту, декоративная – не обязательная, украшающая, текст первичен.

Несмотря на мощное развитие визуального контента – этот процесс нельзя назвать только современным Визуализация была свойственна и первобытному человеку.

Самым древним методом и актуальным на сегодняшний день является графика. Визуальный обмен информацией был в виде наскальной живописи. Наскальные изображения иллюстрировали жизнь древних племен, исторические события, которые передавались потомкам в качестве учений и наставлений. Это явление и было первым визуализированным контентом в мировой истории.

Никакому человеку того времени не была доступна письменность и единственным понятным и незыблемым способом передачи информации являлась графика.

Далее были обнаружены первые намеки на письменность в Египте. Мелкие рисунки и иероглифы указывали на слова или целые предложения. Такие иллюстрации буквально «рисовали текст». Это можно в действительности назвать визуализацией текста. Точно такой же путь развития был и у китайской письменности с иероглифами.6

Можно сделать вывод, что наскальная живопись и иероглифы были надежными способами передачи информации в древности. Позже это развитие перейдет к более знакомым нам аспектам, например, появлению алфавита и далее к другим визуальным жанрам – искусству фотографии и рукотворного пигментного изображения.

История самой фотографии уходит корнями в прошлое. Технологическое применение фотоаппарата началось относительно недавно. Первое из подобных явлений – камера-обскура. Она представляла из себя конструкцию, помещенную в комнату и освещаемую естественным источником света – солнцем. Началом истории фотокарточки считается черно-белая фотография автора Жозефа Нисефора Ньепса, сделанная им в 1822 году .Снимок не сохранился до нашего времени, но о нем есть исторические упоминания. Вследствие, первой полноценной фотоработой, как правило, является фотография этого же автора под названием «Вид из Окна», изготовленную с помощью первой в мире фотокамеры. Ее физический носитель состоял из оловянной части произвольной формы и нанесенным сверху небольшим количеством минеральной смолы.

Первая цветная фотография появилась в 1861 году. Ее автор, Джеймс Максвелл, дал ей название «Тартановая лента».

Логично, что с развитием и широким применение такого ремесла, как фотография, графика перестала быть главенствующим видом изображения информации. Фотография была мобильнее и доступнее. Затрата времени на обслуживание фотокамеры разительно отличалось от времени, ушедшего на написание картины. С приходом цветного изображения, фотография фактически стала главенствующей в визуализации.

Далее, в след за фотографией появляется графическая схема записи информации или локальных данных с применением условных обозначений – картография. Тогда привычная карта становится не только иллюстрацией, отображающей местность, этнические географические данные. Ее содержание наполняется условными знаками, описаниями и пояснениями, которые значительно упрощают ориентирование на произвольной местности. Такая визуализация являлась предшествующей инфографике. Это служит базой современных карт – все они по сей день отображают и визуализируют географические показатели и данные местностей.

Следует сделать вывод, что визуализация информации – это процесс, присущий не только современности. Она развивалась вместе с историей общения древних людей и развитием коммуникации ранних цивилизаций.

Изучив истоки и смысл самого явления визуализации, вернемся и рассмотрим современные и актуальные способы и виды изобразительного контента. Существует множество различных типологий, данная работа базируется на классификации, предложенной С.И. Симаковой, поскольку она считается более разборчивой и удобной.

Классификация визуального контента СМИ:

  • иллюстрация;

  • Фотография

  • Инфографика

  • Мультимедийный контент (видео, анимация, клипы, презентации) – данный тип присущ массовой информации в интернет пространстве.

Рассмотрим каждый вид подробнее.

Иллюстрация – дополнительное наглядное изображение в тексте издания. Иллюстрация служит оформлением или дополняет основную текстовую информацию издания.7

Широкое использование понятия «иллюстрация» заключается в совокупности всех видов наглядного визуального представления. В нашей работе будет использовано более конкретное понятие, вписывающее в себя только графические виды визуальной информации, служащие не только информативной составляющей, но и эстетической. Качественная цветная иллюстрация обладает аттрактивной функцией - привлекает внимание читателя, далее закрепляя его на текстовой составляющей. Функционал графического изображения определяется исходя из взаимосвязи с написанным содержанием материала.

А. Л. Свитич предлагает классифицировать иллюстрации в зависимости от типа их использования в качестве дополнения к тексту. Исходя из функционала медиаиздания, применяющим иллюстрации к тексту, можно выделить следующие типы:

  • декоративная иллюстрация;

  • иллюстрация, визуализирующая текст;

  • самостоятельная иллюстрация.8

Декоративные иллюстрации имеют прямое эстетическое назначение. Визуализирующие иллюстрации предоставляют содержание в виде определенного графического стиля и дизайнерского решения в разной степени реалистичности. Такой вид иллюстрирования - пример современного визуализированного материала. Эти иллюстрации в разной степени могут являться первичными или сопровождающими текст. Самостоятельные иллюстрируют мотив номера, его концепцию и тип.

Результаты исследования А. Л. Свитич показывают, что особой популярностью пользуются именно иллюстрации к тексту. Автор выделил несколько жанров иллюстрации.

Ассоциативно-символические иллюстрации основываются на принципах аналогий, метафоры, скрытого сравнения и сопоставления со смысловым объектом. Информационное и смысловое значение таких иллюстраций позволяет им быть доминирующими в данной типологии, так как они имеют дополнительную информацию и определенный скрытый посыл. Позволяют открывать второстепенную ценность в ходе анализа и расшифровки их символического содержания. Качественным примером являются работы художника-концептуалиста Андрея Шелютто для научно-политического журнала «Власть».

Сатирико-юмористические иллюстрации – это свободные в художественном понимании жанры с долей сатиры и добродушного юмора. Они универсальны и могут быть самостоятельными изобразительными произведениями. Современное развитие СМИ включило их в визуальный контент и сейчас тип юмористических иллюстраций или сатирических изображений можно встретить в материалах социальной, общественно-политической и бытовой направленности.

Шарж – изобразительный жанр, который передает образ и внешние черты человека с помощью неправдоподобного преувеличения в образе лица или явления. Жанр разительно отличается от карикатуры, которая несет в себе отрицательный и высмеивающий посыл.

Комиксы – история события, разделенная на части, выпускаемая последовательно с сохранением главной сюжетной линии. Графически комиксы представляют из себя рисунки, помещенные в блоки. Определенный стиль комиксов присущ Японии. Там это называют мангой и читается она необычно – справа налево или с конца к началу. Такой тип иллюстрации практические не используется в современных СМИ.

Графические портреты – это изображение, в которых главным объектов является человек. Иллюстрация стилизуется на усмотрение автора с применением реалистичности и определенным цветовым решением. Развитие это жанра продолжается по сей день. Качественными работами считаются портреты, исполненные в соответствии с актуальными тенденциями современного искусства. Жанр материала, в котором используется графический портрет может быть любым и не являться основой для содержания изображения. Иллюстрация передает образ автора, либо человека, о котором идет речь. Такой тип публикации не претендует на главенствующую смысловую линию, будучи элементом визуализации материала.

Коллаж – равноценный или превосходящий по информационной емкости жанр изображения. Фактически представляет из себя компоненты изображений, различных или похожих по содержанию, цвету, форме, структуре графики.

Жанр художественного репортажа - не характерен для современности и остался способом иллюстрирования материалов XIX века. Редкое исключение существует в еженедельниках «Деньги» и «Власть», где текстовая составляющая архивных документов или отдельных заметок сопровождается зарисовками судебных процессах. В актуальное время значимость этого жанра утрачена и на смену ему пришел фоторепортаж.

Полагается, что в приведенную классификацию будет логично внести интернет-мем. Этот жанр встречается гораздо чаще остальных, к тому же, его активно используют интернет-издания, которые будут рассмотрены во торой главе данного исследования. Мем является единицей культурной информации, передаваемой от одного лица другому посредством разговора, текста или изображения. Термин был введен в оборот деятелем биологических наук Ричардом Докинзом. Он сравнил интернет-мем с размножением биологических вирусов. Имеется ввиду широкое и быстро распространение смысла изображения в массы с помощью юмора.

Под интернет-мемом принято считать кукую либо графическую, текстовую или голосовую иронично окрашенную информацию. Создается мем исключительно в интернет пространстве и очень быстро вливается в массы через электронные средства коммуникации, при условии, если является удачным. Главная цель мема - получить отклик и дальнейшее распространение.9

«Преведмедвед» - первый российский мем, начавший свое распространение в 2006 году. Как правило, тематика мема может быть разнообразной, с тонким или поверхностным юмором. Катализатором появления мема чаще всего служит какая-либо политическая ситуация. Логично, что аудитория с иронией воспринимает казусы правительства.

Смешной и цепляющий внимание мем хорошо приживается в цифровой среде. Если издание использует в своей визуализации такое явление, как мем, то оно очень быстро наберет популярность среди молодежи, однако аудитория старшего поколения не всегда может его понять. Причина тому - смена ценностей и понятие современного неустойчивого юмора. Появление мема частое событие повседневности. Пользователи социальных сетей и интернета в целом научились отвечать на ситуации социальные и политические, придумывая и распространяя мем. Сейчас такую единицу общения можно встретить практически везде и помимо интернет-среды: реклама, телевидение, радио, газета. Совокупность тонкого юмора и привлекательно изображения создает запоминающийся образ, который легко «переваривается» публикой. Для создание нового, в дальнейшем популярного, мема будет достаточно нетривиального юмора на выбранную злободневную новость и широкой огласки.10

Далее рассмотрим такой вид визуализации, как фотография.

Сегодня фотография используется повсеместно как визуальное дополнение к тексту. Жанровая специфика определятся исходя из классификации, взятой у изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж, архитектура и художественный репортаж ,ставший фоторепортажем. Базовыми так же принято считать этюды и картины, сделанные фотоаппаратом. Эти жанровые принципы являются основными в ремесле фотографии, однако, в СМИ такое разделение является редкостью, поскольку наиболее популярными и удобными принято считать фоторепортажи и интерактивные ссылочные фото в цифровых СМИ. Последнее является частью материала и при клике на изображение можно увидеть подробное описание, дополнение, указание авторства, аудиовизуальный контент или переход на другую страницу.

Фоторепортаж – это набор последовательных фотографий одной тематики с места происшествия или другого значимого для общественности события. Этот жанр позволяет детализировать событие в реальном времени для большей наглядности. Как правило, автором выступает журналист или очевидец.11

Главная цель фоторепортажа, как и любого другого репортажа – показывать событие в реальном времени. Специалист в этой области должен иметь определенные навыки для работы с фоторепортажем, такие как умение выносить главную мысль, ориентирование на местности, быстрое реагирование.

Автор учебного пособия «Жанры фотожурналистики» Ворон Н. И. выделяет два вида фоторепортажа: интерпретирующий и хроникальный.

Когда журналисту необходимо прибегнуть к детальному описанию события, то используется хроникальный фоторепортаж. Зритель видит полную картину события в действительности. Качественный хроникальный репортаж достигнет нужного эффекта, если его автор соблюдет некоторые принципы: быстрая действенность отображения, актуальность передаваемой информации и детальный фоторазбор происшествия.

Когда журналист определяет целью своей работы не только отразить действительность, но и выразить свою оценку, свои суждения, тогда репортаж считается интерпретирующим. Качественным интерпретирующим репортажем является детальное отображение действительности и демонстрация авторского взгляда на происходящее.

Далее, рассмотри еще один тип визуализации – инфографику. В своей книге «Изобразительная статистика. Введение в инфографику» автор В. В. Лаптев дает инфографике следующее определение: это «эффективный способ, который позволяет визуализировать данные, идеи или информацию понятными методами посредством визуальных образов»12. С современных СМИ такой тип визуализации встречается довольно часто, так как это самое информативные и наглядное средство передачи данных в простом и читаемом виде. Основной ее задачей является невербальное информирование аудитории с помощью графических средств.

По мнению А.А. Бузиновой полная типология инфографики выглядит следующим образом:

По единицам составляющих: базовая – элементарные графики, несложные карты, таблицы и диаграммы. Составная – усложненная иллюстрация, в которую входят приводимые компоненты, объеденные общей информируемой идеей.

По качеству изобразительного разрешения: низкого разрешения – для передачи в интернете, по телеканалам, для презентаций проектов и высокого разрешения – для печатного предназначения.

По типу образов: действительная – используются реалистичные приемы изображения, без вторичного смысла и содержания. Метафорическая – в процессе визуализации активно применяются нереалистичные изображения персонажей и действий, не связанных с субъектом информирования.

По признакам данных: энциклопедическая – данные, применяемые в визуализации инфографики получены путем теоретического изучения и фактического описания. Репортажная – конечный этап информирования, полученный в результате практических действий автора, событийное последовательное описание.

По характеру анимации выделяют 4 вида инфографики – традиционная, статичная, интерактивная и мультимедийная

Существует еще одна типология, дополняющая вышеприведенную. Ее автор исследователь в области графический информации А. В. Скворцов. По его мнению, существуют дополнительные типы инфографики:

  • пояснительная инфографика – последовательное изображение явлений и процессов с помощью схем, таблиц и графиков.

  • графическая презентация информации – обличение в простую и понятную форму сложных для первоначального восприятия формул, схем и графиков.

  • инфографика-дополнение – сопровождение медиатекста с помощью изобразительных образов.

Любая инфографика окажется полезной в СМИ, если будет соответствовать нескольким критериям:

1. Смысловая и практическая ценность. Среди обильного потока информации, который существует в современности, очень сложно вычленить качественный контент. Инфографика, задачи которой заключаются в универсальности и понятности, обязательно пользуется успехом.

2. Привлекательность. Инфографика строится рядом с дизайном. Любое графическое решение должно являться эстетически привлекательным, при этом наполнение содержание не должно быть приуменьшено за счет внешнего оформления.

3. Под качественной инфографикой принято считать:

  • применение точных образов и отсутствие двойственной интерпретации;

  • достоверное отображение используемых данных;

  • дизайн является вторичным, первичное – идейное содержание и польза;

  • соблюдение причинно-следственной связи при составлении сложных конструкций.

Соблюдение норм и правил при создании инфографики приведет к приросту аудитории и распространению иллюстраций в сети. На данный момент инфографика является наипопулярнейшим графическим способом передачи информации за счет возможности простым языком изображения объяснить сложную информацию.

Последний, рассматриваемый нами тип визуализации – разнообразные мултимедиа и формы ее применения в СМИ. Данный тип используется только в интернет-пространстве.

Мультимедийные технологии - это совокупность цифровых технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение.13

Из этого следует, что мультимедийный контент – это активно используемые в СМИ вышеприведенные модели воздействия с мультимедиа.

Следует отметить, что в интернет-СМИ сложно разделить какие-либо отдельные виды контента подобного содержания, так как, они дополняют друг друга и образуют разнородные визуальные жанры, в которые совокупно входят изобразительная, аудиовизуальная и вербальная составляющие, например клип из изображений с наложением музыки.

Анимированное изображение, или, опосредованно «гифка» - иллюстрация, созданная с помощью склейки кадров нескольких фото или отдельного видео. Используется в основном в целях украшения материала.

Панорамное изображение – результат непрерывной съемки для получения развернутого изображения, способного передать размеры события или масштаб пейзажа или иного объекта съемки.

Слайд-шоу – жанр мультимедиа, очень близкий к видеоматериалу. Состоит из нескольких изображение, двигающихся автоматически. Идейное наполнение изображений может быть как разрозненным, так и последовательным в зависимости от тематики слайд-шоу.

Фотолента – последовательный ряд фотографий по хронологии. Как правило, объеденных одной темой. В отличие от слайд-шоу – переход к следующему изображению необходим вручную.

Видеоиллюстрация – является дополнением определенной части или текста в целом. Не имеют логического начала и завершения, чаще всего имеет короткий хронометраж. Состоит из одного или нескольких фрагментов видео. Первый или обозначенный заглавным кадр должен служить отдельным видом изображения до начала воспроизведения видео.

Видеосюжет – драматургически выстроенный материал с соответствующими этапами: завязкой, кульминацией, развязкой. Разительно отличается от телевизионного сюжета, так как исключает появление в кадре журналиста и стенд-апа. Приоритетная продолжительность такого сюжета - от одной до двух минут. Материал может содержать встроенную рекламу или быть полностью рекламным в зависимости от назначения.

Потоковое видео – это актуальный для современности жанр включает в себя мобильные способы передачи информации, например онлайн-трансляции, стримы и прямые эфиры. Использование этого способа визуализации может быть главенствующим в материале. Прямо назначение потокового видео схоже с репортажем. Они отвечают на одинаковые вопросы (что?, где?, когда?, как?) и имеют схожий функционал. Преимуществом потового видео является выход абсолютно с любого поддерживающего такой формат устройства. Достаточная скорость Интернет-соединения позволяет автору онлайн-трансляции оставаться на одной периферии со зрителями демонстрируемого события. Использование потокового видео может заключаться в дальнейшем его использование как отдельного видео, изображения или видеоиллюстрации.

Видеоколонка – совокупность жанров, интегрируемых в интернет с телевизионных каналов. В этот тип входят авторские комментарии, заметки, очерки и любые другие информационные или художественные жанры. Является самостоятельной частью материала.

Флэш-анимация – схожа с гиф-анимацией, но является полноценным коротким видео. Состоит из нескольких частей небольших видео (мультфильмов), элементами фильмов или мультипликаций. Такой вид анимации наиболее распространен, поскольку прост в создании и применении, что позволяет быть более выигрышным, по сравнению со статичной визуализацией. Всего имеется шесть типов данной анимации.

Флэш-заставки – короткие цикличные ролики, «выезжающие» на странице загрузки материала.

Флэш-попапы – анимированный рекламный блок на сайте издания, содержит текстовое сопровождение и гиперссылку. Отключается по желанию.

Флэш-баннеры – фиксированный рекламный блок на, помещенный на свободные от верстки полосы. Является продаваемым элементом и имеет прямое назначение в рекламировании заказанного объекта или услуги.

Флэш-сайты – графически оформленный дизайнером сайт, способный акцентировать на себе внимание. В сайтах такого типа, как правило, не присутствует идейное информационное содержание, к тому же, из за сложности используемых компонентов такой ресурс будет долго загружаться в браузере.

Флэш-элементы – служит способом украшения плотного текстового потока, разбавляя его блоками с разнообразным содержанием.

В первом параграфе мы выяснили, что визуализация – это современное, активно используемое с интернет-СМИ явление. Это объясняется переходом все большей аудитории в интернет среду и биологической востребованностью читателей, так как больший процент аудитории – визуалы. Контент с таким содержанием и воспринимается ими проще, быстрее и эффективнее.

Трансформация вербального сообщения в визуальное, то есть текста в изображения становится неотъемлемым процессом в актуальном медиа- и инфопространствах. Визуальное изображение является одной из наиболее удачных перспектив в развитии современных медиа, так как его использование способно ускорить передачу контента и упрощает его восприятие.

В нашем исследовании мы опирались на типологию визуального восприятия СМИ С. И. Симаковой, которая выстраивается следующим образом: иллюстрация, инфографика, фото и мультимедиа. Также, мы рассмотрели другие, не типологизированные жанры визуализации: лонгрид, артдок, сторитейл и таймлапс.

В следующем параграфе данной главы будут рассмотрены особенности качественного визуализированного контента в СМИ.

1 Казкенова, Л.А. Роль фотографии в различных видах СМИ. / Л.А. Какзенова // Актуальные аспекты современной науки. – 2013. – Вып. №3 (1). – С. 166–169.

2 Нильсен, Я. Как люди читают в сети? / Я. Нильсен // URL: http://www.useit.com/alertbox/9710a.html (дата обращения: 09.03.2020).

3 Исследования и коммуникации. В2В коммуникационное агентство Comagency // URL: http://comagency.ru/ vizualnyj-kontent-kak-sredstvo-vizualnoj-kommunikacii (дата обращения: 09.03.2020).

4 Семеновских, Т.В. «Клиповое мышление» – феномен современности / Семеновских Т.В. // URL: http:// jarki.ru/wpress/2013/02/18/3208/ (дата обращения: 09.03.2020).

5 Шакиров, А.И. Визуальная культура журналиста / А.И. Шакиров // Информационное поле современной России: практики и эффекты: сборник статей XI Международной научно-практической конференции, 16-18 октября 2014 г. – Казань: под.ред. Р.П. Баканова. Казань: Казан.ун-т, 2014. – С. 376–380.

6 Сайт о природе и животных «Дикая граница» // URL: http://wildfrontier.ru/drevnie-naskalnye-risunki-pervob ytnyh-lyudej-naskalnaya-zhivopis-i-iskusstvo-pervobytnogo-obshhestva-kartinki-foto-video/ (дата обращения: 10.02.2020).

7 Каган, Б. Словарь полиграфических терминов / Б. Каган, С. Стефанов. – Москва: Изд-во РепроЦЕНТР, 2005. – 392 с.

8 Свитич, А.Л. Специфика графической иллюстрации как компонента контента качественных изданий / А.Л. Свитич // Медиаскоп» – Москва: Вып. №3. 2015.

9 Карпьяк, О. / О. Карпьяк // Вата с укропом: язык политических мемов // URL: http://www.bbc.com/russian/society/2014/08/140808_ukraine_new_internet_memes.shtml (дата обращения: 16.02.2020).

10 Голованова, Е.И., Интернет-мем как элемент визулизации в СМИ / Е.И. Голованова, Н.В. Часовский // Киберленинка // https://cyberleninka.ru/article/n/internet-mem-kak-element-vizualizatsii-v-smi (дата обращения: 17.02.2020).

11 Студопедия. Жанр репортажа. Виды репортажей, их характеристика. // URL: http://studopedia.org/10132280.html / (дата обращения 17.02.2020).

12 Лаптев, В.В. Изобразительная статистика. Введение в инфографику / В.В. Лаптев. – СПб.: Эйдос, 2012. – 7 с.

13 Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия. Мультимедиа (компьютеры и интернет) // URL: https://vk.cc/7OedFD (дата обращения: 14.01.2020).


написать администратору сайта