Главная страница

вок. развитие дошкол. Особенности вокального развития дошкольников


Скачать 61 Kb.
НазваниеОсобенности вокального развития дошкольников
Дата13.12.2018
Размер61 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлавок. развитие дошкол.doc
ТипДокументы
#60091

Особенности вокального развития дошкольников.
Музыкальное воспитание имеет большое значение в эстетическом и нравственном становлении личности ребенка. В процессе восприятия музыки у детей развивается познавательный интерес, расширяется кругозор, совершенствуется мышление, обогащается эмоциональная сфера. Интересное, многообразное содержание музыкально-двигательного материала побуждает их к разнообразным проявлениям активности (игра, пение, пляска, эмоциональные возгласы, ритмический говорок).

Таким образом, музыкальное воспитание способствует:

  1. развитию мышления,

  2. развитию эмоций,

  3. развитию речи,

  4. развитию движений,

  5. обогащению самостоятельной игры и деятельности детей.


Основные задачи музыкального воспитания детей раннего возраста:

  1. Дать детям радость и побуждать их к активности.

  2. Дать яркие художественные музыкальные впечатления.

  3. Привить интерес и любовь к музыке, развивать музыкальную восприимчивость (эмоциональную отзывчивость на музыку, слух, чувство ритма, музыкальную память)

и музыкальную активность ребенка (умение проявлять себя в пении, связывать с музыкой движения, игры и пляски).
Методика музыкального воспитания строится с учетом возрастных особенностей детей и уровня их развития.

Чем младше возраст, тем количественно меньше группа, короче время урока и чаще смена видов деятельности для переключения внимания.
В дошкольном возрасте выделяются следующие возрастные группы:

  1. ранний дошкольный возраст (с рождения до 3-х лет) - ясельная группа дет.сада,

  2. младший дошкольный возраст (от3-х до 4-х лет) - младшая группа д/с,

  3. средний дошкольный возраст (с 4-х до 5 лет) - средняя группа д/с,

  4. старший дошкольный возраст (6-7 лет) – старшая и подготовительная группы д/c.


Малышам до 3-х лет лучше заниматься вместе с мамами. Психологические особенности этого возраста таковы, что ребенок привязан к матери. Мать является посредником между ребёнком и окружающим миром, и все впечатления и навыки он быстрее перенимает от неё, а не от педагога. Это период предметной деятельности. Даже сверстники воспринимаются им как живые предметы или «игрушки». Ребёнок этого возраста не самостоятелен и, как правило, называет себя в третьем лице. Поэтому на уроке мамы принимают активное участие в процессе, выполняя все задания, и вовлекая в игру детей. Дома, в привычной для ребенка обстановке, он часто сам охотно вспоминает и демонстрирует услышанное на уроке.

Очень полезны в этом возрасте пальчиковые игры и пестушки – игры, построенные на соединении выразительной речи и тактильного взаимодействия.

Также с этого возраста можно использовать простейшие музыкальные игры;

игры-контрасты (громко-тихо, быстро-медленно, высоко-низко)

и игры-подражания – голосовые и двигательные (зайки, мышки, медвежата, жуки, солдатики, снежинки и т.п.)

Кризис трёх лет – важный шаг в развитии и становлении личности ребёнка. Ребёнок осознает себя как личность, обособляет себя  от окружающих, сравнивает себя с  другими. У него появляется потребность в общении со сверстниками, в признании. Это период сюжетно-ролевой игры, и этот фактор ложится в основу обучения.
Основой методики работы с детьми с 3 до 7 лет становятся:

  • игровая форма обучения,

  • чередование видов деятельности; слушание музыки, дыхательные и артикуляционные упражнения, пение, музыкальные игры, ритмические движения, игра на простейших музыкальных инструментах.

  • доступный систематизированный музыкальный материал: с яркими образами сказочных персонажей, животного мира, одушевлённых предметов, элементами сюжетно-ролевых игр, бытовых сценок из жизни детей.

  • театрализация исполняемого музыкального материала: с помощью ритмических движений, простейших ударных инструментов, мимики, сцендвижения, использования внешней атрибутики (игрушки, платки, ленты, цветы и т.п.)


Особенности вокального воспитания в возрастных группах.
Первый год жизни.

Предпосылками для певческой деятельности можно считать первоначальные ответные голосовые проявления ребенка, связанные с восприятием речи и теплого, задушевного пения взрослого. Развитие голоса в этот период идет в направлении возникновения речевых и певческих интонаций, их отдельных признаков. По наблюдениям исследователей, в голосовых проявлениях детей можно обнаружить элементы мелодических движений, и они связаны с положительными эмоциями.

Сначала появляется гуление, а затем, чуть позже лепет.

Гуление характеризуется продолжительностью звука, которая является признаком певческой интонации.

Период лепета отличается преобладанием речевых интонаций, однако в них можно уловить непроизвольно возникающий ритм, как ещё один признак певческой интонации.

К концу первого года возникает новое качество – ребенок может, подражая взрослому, начать подпевать за ним отдельные звуки.

Репертуар для работы с детьми первого года жизни несложен. Он включает народные мелодии, спокойные и подвижные («Котя, котенька, коток», различные колыбельные), игровые считалки и пестушки («Сорока-белобока»), песенки и потешки для музыкально-ритмических движений («Ладушки»).
Второй год жизни.

Певческие интонации на втором году жизни возникают в новом качестве. Исследователи отмечают, что у детей от 1 года 8 - 10 месяцев появляется подпевание, воспроизведение мелодии, исполненной взрослым, а от 1 года 10 месяцев до 2-х лет - сознательное заучивание песни с пониманием. Эта особенность подстраивания к звукам голоса взрослого лежит в основе чистоты интонирования в пении, однако вначале эти проявления носят случайный характер. Постепенно это подражание становится произвольным, и 2-хлетние начинают подпевать, подговаривая концы фраз.

Репертуар для детей 2-го года жизни становится разнообразнее и включает песни разной тематики для слушания («Маме улыбаемся» В.Агафонникова, «Веселые путешественники» Старокадомского) и для подпевания («Колыбельная» М.Раухвергера).
Третий год жизни.

На третьем году жизни ребенок начинает активнее подражать взрослому в пении. Это связано с формированием голосового аппарата и развитием речи. Причем процесс это двусторонний, так как песня, в свою очередь, способствует овладению словами, составляющими её текст. Пение характеризуется тремя признаками: точным воспроизведением высоты звуков мелодии, ритмического рисунка и протяжным, напевным звучанием гласных. Все эти свойства возникают не одновременно, а фрагментарно.

Вначале появляется тенденция точно спеть устойчивые звуки в конце фразы.

Подговаривая нараспев текст песни, дети усваивают ритм, вначале в повторяющихся фразах, затем целиком.

Протяжность и напевность звучания связаны с певческим дыханием, которое в этом возрасте ещё слабо развито.

Активизируется подпевание песен взрослому, детей учат воспроизводить не только певческие интонации, но и подстраиваться к инструменту. Они должны правильно петь отдельные повторяющиеся слова в конце фраз, короткие несложные попевки и песни.

Начинается работа над звукообразованием (протяжным звучанием).

В репертуаре этой возрастной группы: рнп «Скок-поскок», «Воробьи и кошка» Ю.Слонова, «Жук» В.Карасёвой, «Самолет» Е.Тиличеевой.

Дети либо подпевают, либо воспроизводят звукоподражание.
Четвертый год жизни.

В этом возрасте появляется певческое звучание, голоса у детей звучат сильнее, активнее становится артикуляция. Уровень развития психики позволяет строить отношения со сверстниками: общаться, играть. Дети на уроке могут обходиться без присутствия мамы.

Можно начинать формирование вокально-хоровых навыков. Определяется наиболее удобный звуковой диапазон (ре1-ля1). Всесторонне проявляется владение интонацией, пение становится достаточно протяжным, точным, ритмичным.

Разучивая песни, дети должны петь естественным звуком, без напряжения и крика, протяжно, внятно произнося слова.

Полезно развивать чувство метроритма, сопровождая пение движениями, выделяя сильную долю. Дети должны учиться слышать то, что поют; не отставать и не опережать друг друга, передавать характер песни, петь с поддержкой голоса взрослого, с сопровождением инструмента.

В репертуаре этой возрастной группы: русские народные песни-потешки «Сорока-сорока», «Дождик», «Ходит зайка по саду», «А я по лугу» и другие. Важно, чтобы песни были в умеренном движении, а фразы – удобные по дыханию. Надо следить за тем, чтобы ребенок правильно брал дыхание перед фразами.
Пятый год жизни.

Голос, слух и мышление ребенка продолжают развиваться. Необходимо помнить о том, что певческий голос в этом возрасте ещё хрупок, нуждается в бережной охране и требует негромкого звукоизвлечения. Наиболее удобный диапазон – ре1 – си1. Программа обучения пению предусматривает воспитание заинтересованности, эмоционального отношения к песням, желания включиться в общее исполнение путем активного освоения простейших певческих навыков: точно и выразительно интонировать, передавая содержание и настроение песни; петь протяжно, брать дыхание между музыкальными фразами, не прерывая их; ясно и правильно произносить слова, вместе начинать и заканчивать фразы.

Песенные мелодии должны быть доступны по диапазону, мелодике и ритму. Образно-эмоциональный строй песен расширяется, включая песни игрового, веселого характера и протяжные - колыбельные, жалобные песни.

Например: «Зайка» и «Паровоз» В.Карасевой, «Колыбельная» Е.Тиличеевой, «Киска» В.Калинникова и др.
Шестой год жизни.

Голосовые связки ребенка значительно укрепляются, налаживается вокально-слуховая координация, дифференцируются слуховые ощущения. Дети привыкают пользоваться слуховым самоконтролем и пытаются произвольно исправлять неточности своего пения. В этом возрасте голос приобретает высокое, звонкое звучание, появляется более определенный тембр, укрепляется диапазон в пределах первой октавы, у некоторых звучат и более высокие ноты. В обучении пению надо добиваться выразительности и напевности, основанной на правильном, естественном дыхании и звукообразовании.

Другой необходимый навык – чистое и выразительное интонирование. В этом помогает воспитание ладового чувства, ощущение тяготений между ступенями лада.

В коллективном пении особенно важно добиваться интонационной стройности общего хорового звучания (унисона), а также чувства ансамбляслитности по динамике, темпу и ритму, произношению и тембру. Обучение этим навыкам неразрывно связано с развитием певческого слуха, который позволяет не только услышать, но и исправить допущенные ошибки. У детей к этому возрасту при наличии опыта хорошо развита способность к различению высоких, низких, долгих, коротких звуков, а также тембров голосов и инструментов.

Дети должны вспоминать и петь ранее выученные песни, причем наиболее сложные из них – в сопровождении инструмента, а более лёгкие – без сопровождения, самостоятельно.

В репертуар включаются песни, содержащие скачки на большие интервалы: «Курицы», «Качели» Е.Тиличеевой, «Воробей» Герчик, «Улиточка» Веврик Е. и т.п., фразы становятся длиннее по дыханию, расширяется диапазон.
Седьмой год жизни.

Голосовой аппарат ребенка к этому периоду уже значительно окреп, однако голосовая мышца ещё не развита, смыкание связок – краевое, поэтому звучание преимущественно фальцетное. Остается требование – пение в умеренной динамике, звучание – естественное, лёгкое. Диапазон расширяется, но злоупотреблять крайними нотами не стоит. Лучше всего голос звучит от до1 до ре2, и большинство детских песен написано в этом диапазоне.

В голосе детей появляется напевность и звонкость, хотя и сохраняется специфическое, несколько открытое звучание. В хоровом исполнении можно уже достичь заметной слитности звучания.

Активизируется восприятие детей, повышается способность к анализу слушаемого и пропеваемого музыкального материала с точки зрения строения мелодии, ритма, содержания и характера исполнения. Увеличивается время концентрации внимания.

Развивается ладотональный слух и музыкальная память.

Психологический возрастной период сюжетно-ролевой игры (3-7 лет) постепенно переходит в период учебной деятельности (7-10 лет).

Рекомендуемый репертуар: детские песни В.Калинникова, А.Гречанинова, «Маленькой ёлочке», песни М.Красева, Т. Попатенко, Е.Попляновой и мн.др.
Общие рекомендации.
Обучать ребенка пению лучше всего, используя для этого свой собственный голос. Слушая песню, малыш сам начинает подпевать, старательно подражая выразительным интонациям голоса взрослого. Чем младше ребенок, тем более лёгким должен быть песенный материал. Нужно помнить, что объем детского голоса невелик, голосовые связки тонкие и хрупкие. Поэтому весь голосовой аппарат ребенка требует очень осторожного и бережного отношения.

Основной принцип обучения – от простого к сложному. Прежде чем начать разучивать понравившуюся песню, надо определить, справится ли с ней ребенок, соответствует ли она возможностям его голоса и понимания.

Подбор песни.


  • Содержание песни должно отражать круг интересов ребенка. Репертуар в целом должен быть разнообразным по характеру, стилям, приобретаемым навыкам.

  • Текст должен быть интересным, запоминающимся. Его выразительное распевное чтение должно стать одним из этапов работы над песней. Новые для ребенка слова, сложные для понимания фразы нужно объяснить.

  • Объём звуков мелодии песни не должен превышать возможностей певческого диапазона голоса ребенка. У детей 3-4 лет – это всего 4-5 звуков, у детей 6-7 лет он расширяется до октавы.

  • Протяженность музыкальных фраз должна соответствовать возможностям дыхания детей. Темп их дыхания более частый, чем у взрослых. Фразы детских песен должны быть короткими, чтобы ребенку не приходилось разрывать их в процессе пения для нового вдоха.

  • Усложнение мелодического и ритмического рисунка должно идти постепенно, с ростом певческих навыков ребенка и способностей осознания.


Разучивание песни.
Разучивая с детьми выбранную песню, нужно помнить некоторые рекомендации:

  • Песню надо продемонстрировать детям так, чтобы увлечь их предстоящей работой. Важно обсудить услышанное - характер, содержание, а с опытными в музыкальном отношении детьми – интонации, ритм.

  • Мелодию лучше начинать разучивать без текста, на какой-нибудь слог.

  • Текст прорабатывать отдельно, и в ритме и вне ритма как выразительное чтение. Убедиться в понимании текста детьми.

  • Подвижные и медленные песни учить сначала в умеренном темпе.

  • Сложные по ритмическому и мелодическому рисунку фрагменты песни поучить отдельно, прохлопать, показать звуковысотную линию рукой, окрасить эмоционально, меняя характер (интонация вопроса, удивления, радости, жалобы и т.п.).

  • Следить за певческой установкой (положение корпуса, головы), правильным дыханием (не поднимая плеч, без шума, сохраняя дыхание до конца фразы) и свободной артикуляцией (зажатая челюсть – зажатый голос и частая причина плохой интонации).

  • Перед пением голос должен быть «разогрет», а ребенок психологически настроен на пение. Для этого используют дыхательные упражнения и небольшие распевки.

  • Все технические моменты должны прорабатываться эмоционально, включая игровые задания и элемент соревновательности. Детей нужно чаще стимулировать на достижение результата: поощрять лучших и подбадривать отстающих. Только в атмосфере заинтересованности можно быстрее добиться поставленных задач.





написать администратору сайта