особенности. Особенности восприятия информации. Особенности восприятия информаци и
Скачать 243.65 Kb.
|
1 ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИ И 1.1 Формы представления информации Информация – (от лат. informatio, разъяснение, изложение, осведомлённость) – сведения о чём-либо, независимо от формы их представления. В настоящее время не существует одного универсального понятия информации как научного термина. С точки зрения различных областей знания это понятие описывается своим специфическим набором признаков. В общем смысле информация есть обозначение некоторой формы связей или зависимостей объектов, явлений, мыслительных процессов. Информация есть понятие, абстракция, относящееся к определенному классу закономерностей материального мира и его отражения в человеческом сознании. В зависимости от области, в которой ведется исследование, и от класса задач, для которых вводится понятие информации, исследователи подбирают для него различные определения. Например, понятие «информация» является базовым в курсе информатики, и невозможно дать его определение через другие, более «простые» понятия. Жизнь современного человека уже трудно представить без информации. Средства массовой информации буквально изобилуют всевозможными событиями, которые могут заинтересовать личность. На сегодняшний день нет недостатка информации в какой-либо области; наоборот, наблюдается переизбыток информации. Люди зачастую могут запутаться в одних и тех же понятиях, потому что информация об одном и том же предмете может быть противоречивой. Поэтому, чтобы разобраться в сложном вопросе, иногда приходится изучить кучу различных позиций. Одну и ту же информацию, в зависимости от цели деятельности, можно выразить разными способами и представить в разной форме. По форме представления принято выделять числовую, текстовую, графическую, звуковую и комбинированную информацию. Современный компьютер может обрабатывать числовую, текстовую, графическую, звуковую и видеоинформацию. Все эти виды информации в компьютере представлены в двоичном коде, т. е. используется алфавит мощностью два символа (0 и 1). Связано это с тем, что удобно представлять информацию в виде последовательности электрических импульсов: импульс отсутствует (0), импульс есть (1). Такое кодирование принято называть двоичным, а сами логические последовательности нулей и единиц - машинным языком. Объем информации, который может быть представлен в одном двоичном разряде, считается равным одному биту. Это минимальное количество информации, как правило, недостаточно для выражения каких- либо смысловых значений. Но уже двумя битами можно закодировать четыре различных значения, три бита позволяют выразить восемь значений и т.п. Последовательностью битов можно закодировать текст, изображение, звук и любую другую информацию. Текстовую информацию кодируют с помощью двоичного кода, ставя в соответствие каждому символу алфавита определенное целое число. Восьми двоичных разрядов хватает, чтобы выразить все символы английского и русского алфавита, как строчные, так и прописные, а также знаки препинания, символы основных арифметических действий и некоторые общепринятые специальные символы. Для разных типов ЭВМ и операционных систем используются различные таблицы кодировки, которые различаются порядком расположения символов алфавита в кодовой таблице. Международным стандартом для персональных компьютеров является таблица кодировки ASCII, в которой распространённым печатным и непечатным символам соответствуют числовые коды. Принцип последовательного кодирования алфавита заключается в том, что в кодовой таблице ASCII латинские буквы (прописные и строчные) располагаются в алфавитном порядке. Расположение цифр также упорядочено по возрастанию значений. Таблица была разработана и стандартизована в США в 1963 году. Название «ASCII» по-русски часто произносится как «аски». Стандартными в этой таблице являются только первые 128 символов, т. е. символы с номерами от нуля (двоичный код 00000000) до 127 (01111111). Сюда входят буквы латинского алфавита, цифры, знаки препинания, скобки и некоторые другие символы. Остальные 128 кодов, начиная со 128 (двоичный код 10000000) и до 255 (11111111), используются для кодировки букв национальных алфавитов, символов псевдографики и научных символов. Отсутствие единого стандарта приводит к некоторым проблемам. Решить эту задачу можно лишь при переходе на 16-разрядное кодирование, что позволит обеспечить унифицированное представление 65536 различных символов. Этого достаточно для размещения в одной таблице символов, используемых при письме большинством народов мира. В настоящее время все более широкое применение находит одна из таких систем – UNICODE. В видеопамяти находится двоичная информация об изображении, выводимом на экран. Почти все создаваемые, обрабатываемые или просматриваемые с помощью компьютера изображения можно разделить на две большие части – растровую и векторную графику. Растровые изображения представляют собой однослойную сетку точек, называемых пикселами (pixel, от англ. picture element). Код пиксела содержит информации о его цвете. Для черно-белого изображения пиксел может принимать только два значения: белый и черный (светится или не светится), а для его кодирования достаточно одного бита памяти: 1 – белый, 0 – черный. Пиксел на цветном дисплее может иметь различную окраску, поэтому одного бита на пиксел недостаточно. Для кодирования 4-цветного изображения требуются два бита на пиксел, поскольку два бита могут принимать 4 различных состояния. На RGB-мониторах все разнообразие цветов получается сочетанием базовых цветов -- красного (Red), зеленого (Green), синего (Blue), из которых можно получить 8 основных комбинаций: черный, синий, зеленый, голубой, красный, розовый, коричневый, белый. Разумеется, если иметь возможность управлять интенсивностью (яркостью) свечения базовых цветов, то количество различных вариантов их сочетаний, порождающих разнообразные оттенки, увеличивается. В отличие от растровой графики, векторное изображение имеет несколько слоёв. Каждый элемент векторного изображения – линия, прямоугольник, окружность или фрагмент текста – располагается в своем собственном слое, пикселы которого устанавливаются независимо от других слоев. Каждый элемент векторного изображения является объектом, который описывается с помощью специального языка (математических уравнения линий, дуг, окружностей и т. д.). Сложные объекты (ломаные линии, различные геометрические фигуры) представляются в виде совокупности элементарных графических объектов. Одним из преимуществ векторной графики является то, что изображения могут изменять свои размеры при этом, не теряя качества. Кодирование звука основано на его преобразовании в электрические сигналы (например, с помощью микрофона или другого звукозаписывающего устройства) с последующим представлением в виде последовательности двоичных чисел. Для этого измеряют напряжение записанных сигналов через равные промежутки времени, и полученные значения заносят в память компьютера. Этот процесс называется дискретизацией, а устройство, выполняющее его – аналого-цифровым преобразователем (АЦП). Чтобы воспроизвести закодированный таким образом звук, нужно выполнить обратное преобразование (для этого используют цифро- аналоговый преобразователь – ЦАП), а затем сгладить получившийся ступенчатый сигнал. Чем выше частота дискретизации (количество замеров в секунду) и чем больше разрядов отводится для записи каждого измерения, тем точнее будет представлен звук. Но при этом увеличивается и размер звукового файла. Поэтому в зависимости от характера звука, требований, предъявляемых к его качеству и объему занимаемой памяти, выбирают наиболее оптимальные значения. Как и всякий объект, информация обладает свойствами. Характерной отличительной особенностью информации от других объектов природы и общества, является дуализм: на свойства информации влияют как свойства исходных данных, составляющих ее содержательную часть, так и свойства методов, фиксирующих эту информацию. С точки зрения информатики наиболее важными являются следующие общие качественные свойства: объективность, достоверность, полнота, точность, актуальность, полезность, ценность, своевременность, понятность, доступность, краткость и пр. Объективность информации. Объективный – существующий вне и независимо от человеческого сознания. Информация – это отражение внешнего объективного мира. Информация объективна, если она не зависит от методов ее фиксации, чьего-либо мнения, суждения. Объективную информацию можно получить с помощью исправных датчиков, измерительных приборов. Отражаясь в сознании конкретного человека, информация перестает быть объективной, так как, преобразовывается (в большей или меньшей степени) в зависимости от мнения, суждения, опыта, знаний конкретного субъекта. Достоверность информации. Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Достоверная информация помогает принять нам правильное решение. Недостоверной информация может быть по следующим причинам: преднамеренное искажение (дезинформация) или непреднамеренное искажение субъективного свойства; искажение в результате воздействия помех и недостаточно точных средств ее фиксации. Полнота информации. Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению. Точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т. п. Актуальность информации – важность для настоящего времени, злободневность, насущность. Только вовремя полученная информация может быть полезна. Полезность информации. Полезность может быть оценена применительно к нуждам конкретных ее потребителей и оценивается по тем задачам, которые можно решить с ее помощью. Самая ценная информация – объективная, достоверная, полная, и актуальная. При этом следует учитывать, что и необъективная, недостоверная информация, имеет большую значимость для человека. Социальная (общественная) информация обладает еще и дополнительными свойствами: имеет семантический (смысловой) характер, т. е. понятийный, так как именно в понятиях обобщаются наиболее существенные признаки предметов, процессов и явлений окружающего мира. имеет языковую природу (кроме некоторых видов эстетической информации, например изобразительного искусства). Одно и то же содержание может быть выражено на разных естественных (разговорных) языках, записано в виде математических формул и т. д. С течением времени количество информации растет, информация накапливается, происходит ее систематизация, оценка и обобщение. Это свойство назвали ростом или кумулированием информации. (Кумуляция – от лат. cumulatio – увеличение, скопление). Старение информации заключается в уменьшении ее ценности с течением времени. Старит информацию не само время, а появление новой информации, которая уточняет, дополняет или отвергает полностью или частично более раннюю. Научно-техническая информация стареет быстрее, эстетическая (произведения искусства) – медленнее. Логичность, компактность, удобная форма представления облегчает понимание и усвоение информации. Органы восприятия человека определяют многообразие форм информации и способов её передачи. Различные виды информации, посредством которых общаются люди, могут быть непосредственно связаны между собой. Преобразования информации из одного вида в другой показывают, насколько важен и непрерывен процесс обмена информацией, а применение технических устройств делает этот процесс неотъемлемой частью жизни человеческого общества. Поэтому эффективные способы представления информации играют важную роль в развитии современного общества. Поиск таких способов не может вестись в отрыве от физиологических и психологических особенностей восприятия окружающего мира человеком. 1.2 Физиологические особенности восприятия информации Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие является основой мышления и практической деятельности, как взрослого человека, так и ребенка. Процесс восприятия информации представляет собой высокоорганизованную внутреннюю работу, в которой участвуют все психические процессы: внимание, воображение, память, мышление. Для того чтобы поступающая в мозг информация лучше усваивалась, ее необходимо осознавать или осмысливать. Восприятие как раз и выполняет функцию своеобразного проводника между новой информацией и ее осознанием. Восприятие информации человеком происходит на нескольких уровнях. Все они, так или иначе, затрагивают органы чувств и связаны с познавательными процессами. По способу восприятия выделяют виды информации, соответствующие пяти основным чувствам человека. С помощью зрения воспринимается визуальная информация, с помощью слуха – звуковая или аудиальная, с помощью обоняния – обонятельная, с помощью осязания – тактильная, с помощью вкуса – вкусовая. Считается, что большую часть информации (80– 90%) человек получает визуально, с помощью органов зрения, но более 15% – с помощью слуха и только 1–5% – с помощью остальных органов чувств. Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Так, под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры и, в конечном итоге, в кору головного мозга. Здесь оно поступает в проекционные (сенсорные) зоны коры, которые представляют собой как бы центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. В зависимости от того, с каким органом связана проекционная зона, формируется определенная сенсорная информация. Следует отметить, что описанный выше механизм является механизмом возникновения ощущений. И действительно, на уровне предложенной схемы формируются ощущения. Следовательно, ощущения могут быть рассмотрены как структурный элемент процесса восприятия. Собственные физиологические механизмы восприятия включаются в процессе формирования целостного образа на последующих этапах, когда возбуждение от проекционных зон передается в интегративные зоны коры головного мозга, где и происходит завершение формирования образов явлений реального мира. Поэтому интегративные зоны коры головного мозга, завершающие процесс восприятия, часто называют перцептивными зонами. Их функция существенно отличается от функций проекционных зон. Это различие отчетливо обнаруживается при нарушении деятельности той или иной зоны. Например, при нарушении работы зрительной проекционной зоны наступает так называемая центральная слепота, т. е. при полной исправности периферии – органов чувств – человек полностью лишается зрительных ощущений, он ничего не видит. Совсем иначе обстоит дело при поражениях или нарушении работы интегративной зоны. Человек видит отдельные световые пятна, какие-то контуры, но не понимает, что он видит. Он перестает осмысливать то, что воздействует на него, и не узнает даже хорошо знакомые предметы. Физиологическая основа восприятия еще более усложняется тем, что оно тесно связано с двигательной деятельностью, с эмоциональными переживаниями, разнообразными мыслительными процессами. Поэтому, когда в органах чувств начинаются нервные возбуждения, вызванные внешними раздражителями, они переходят в нервные центры, где охватывают собой различные зоны коры, вступают во взаимодействия с другими нервными возбуждениями. Вся эта сеть возбуждений, взаимодействующих между собой и широко охватывающих разные зоны коры, и составляет физиологическую основу восприятия. Опыты по изучению условных рефлексов показали, что когда на анализатор систематически действует не изолированный раздражитель, а совокупность раздражителей (например, ряд раздражителей, предъявляемых в определённом темпе), то ответная реакция начинает зависеть не от индивидуальности каждого раздражителя, а от своеобразия их связи, их соотношения. Так, в некоторых опытах применялся звуковой раздражитель, прерывающийся определённое количество раз в минуту; оказалось, что рефлекс, выработавшийся на такое прерывистое звучание, не зависит от того, какие именно звуки при этом применяются. То же самое наблюдалось и при световых раздражителях, когда рефлекс вырабатывался на соотношение между раздражителями: одни световые сигналы могли заменяться другими, предъявляемыми с определённой частотой. Это явление было названо И. П. Павловым рефлексом на отношение. Связи между отдельными раздражениями, которые были вскрыты при изучении рефлексов на отношения, играют существенную роль в процессах восприятия. Образование таких связей в слуховом анализаторе даёт возможность узнавать мелодию по соотношению входящих в неё звуков, несмотря на различие в их абсолютной высоте и силе. Образование таких связей в зрительном анализаторе обеспечивает узнавание контуров фигуры, независимо от размеров, цвета и т. п. Таким образом, восприятие целостных предметов включает в себя восприятие соотношения раздражителей. Кроме процессов, протекающих в пределах одного анализатора, огромное значение имеют взаимосвязи анализаторов между собой. Роль временных связей в процессе восприятия можно показать на примере зрительного восприятия величины. Зрительное восприятие величины предмета зависит, прежде всего, от величины изображения предмета на сетчатке глаза. Предмет, вдвое более длинный, даст и на сетчатке вдвое более длинное изображение. Однако так обстоит дело лишь при восприятии предметов, одинаково удалённых от глаз. По законам оптики величина изображения предмета на сетчатке изменяется в зависимости от расстояния до предмета. Например, предмет вдвое более длинный, но находящийся на вдвое большем расстоянии, даст изображение такой же длины, как предмет, вдвое более короткий, но находящийся вдвое ближе. Существенное значение для процесса зрительного восприятия имеют повороты глаз. При переводе взора с далёкого предмета на близкий зрительные оси глаз сводятся, и происходит поворот глаз во внутрь. При обратном переводе взора с близкого предмета на далёкий имеет место разведение зрительных осей – поворот глаз наружу. Повороты глаз вызываются сокращениями и расслаблениями глазных мышц; возникающие при этом двигательные ощущения, которых мы обычно не замечаем, играют важную роль в восприятии величины предмета. Важным является и то, что форма хрусталика при приближении и удалении предметов меняется. Это достигается сокращением и расслаблением особой мышцы, что связано с некоторыми ощущениями, обычно нами не замечаемыми. Зрительное восприятие величины осуществляется благодаря образованию с самого раннего детства прочной связи между раздражением, поступающим от сетчатки, а также раздражением от мышц, устанавливающих направление глаза, и от мышц, изменяющих кривизну хрусталика применительно к расстоянию. Нервные связи в коре, лежащие в основе зрительного восприятия, вырабатываются постепенно, путём длительного опыта, начинающегося с первых месяцев нашей жизни. Нервные связи, лежащие в основе зрительного восприятия величины, являются по своему происхождению условным рефлексом. Этот сложный условный рефлекс вырабатывается в раннем детстве, когда знакомство с действительной величиной предметов происходит и путём ощупывания; осязательные раздражения играют, таким образом, роль подкрепления. На примере зрительного восприятия величины ясно видно, как благодаря образованию устойчивых нервных связей, лежащих в основе восприятия, достигается возможность познавать во внешнем мире такие свойства, которые не доступны отдельным ощущениям. Опираясь на современную психологическую литературу, можно выделить несколько подходов к классификации восприятия. В основе одной из классификаций восприятия, так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на четыре категории. 1. Визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения. 2. Аудиалы - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал. 3. Кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений. 4. Дискреты (дигиталы) - у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная среди людей. Восприятие движения – это одна из важнейших задач, решаемых зрительной системой, и одновременно – очень сложный процесс. Если предмет объективно движется в пространстве, то мы воспринимаем его движение потому, что он выходит из области наилучшего видения (так называемого фовеального зрения) и этим заставляет нас передвигать глаза и голову, чтобы вновь зафиксировать на нем взгляд. Вместе с тем, движение искусственных объектов на экране дисплея, воспроизведение анимированных последовательностей, демонстрация видеороликов являются важнейшей частью современных технологий мультимедиа. Передача движения обеспечивает ключевую возможность «оживления» статичных искусственных объектов, что позволяет серьезно усилить эффект погружения пользователя в виртуальную среду. Основную роль в восприятии движения играют зрительный и двигательный анализаторы. Установлено, что для фовеального зрения минимально различимая скорость движения объекта при наличии в поле зрения неподвижных ориентиров составляет 1-6 угловых минут в секунду, а при отсутствии таких ориентиров – 10-20 угловых минут в секунду. Максимальная скорость, при которой еще воспринимается движение объекта, лежит в пределах 12-32 градуса в секунду. Это означает, что движение объекта на экране со скорость менее одной угловой минуты или больше, чем примерно 32 градуса в секунду, с высокой вероятностью не будет замечено наблюдателем. С помощью зрения мы можем получить информацию о движении объекта двумя различными способами: при фиксированном взгляде; с помощью отслеживающих движений глаз. В первом случае изображение объекта не только перемещается по сетчатке, но и все время изменяется. Однако благодаря постоянству восприятия мы видим, что это один и тот же объект перемещается в пространстве. Аналогичное перемещение изображений на сетчатке возникает и тогда, когда мы, например, поворачиваем голову. Однако в этом случае у нас не возникает ощущения движения окружающих предметов. Впрочем, при наличии повреждений в вестибулярном аппарате подобной корректировки не происходит, и человеку при движении головы кажется, что весь мир движется вокруг него. Второй способ восприятия движения – слежение взглядом за движущимся объектом. При этом существует три типа движений глаз, фиксирующих движение объекта наблюдения. Первое из них – это медленное следящее движение, требующее сознательного внимания. Оно удерживает область наилучшего видения направленной на объект интереса при его движении или перемещении самого наблюдателя. Движения глаз могут быть достаточно быстрыми – до 100 м/с, но могут замедляться наркотическими веществами, утомлением или алкоголем. Второе фиксирующее движение – более быстрое и называется саккадическим. Когда объект уходит из области наилучшего зрения, глаз остается неподвижным около 200 мс, а затем быстро смещается, чтобы вновь восстановить высокое качество изображения на сетчатке. Такое движение может быть недостаточным или избыточным, тогда центрирование доводится микросаккадическими движениями. Можно рассматривать все эти движения как «подстройку». Глазодвигательная система беспрерывно находится в таком состоянии до тех пор, пока максимально четкое изображение не попадет в область лучшего видения (на центральную ямку). Поэтому при уходе объекта из этой области за счет времени реакции (латентного перехода) человек не способен отслеживать движение еще около 200 мс. Наконец, третий тип фиксирующих движений – это вергентные движения. Во всех предшествующих случаях оба глаза двигаются в одном и том же направлении, т.е. их движения являются содружественными. При вергентных же движениях – другая ситуация. Если объект приближается к лицу или удаляется от него, то глаза согласованно движутся в противоположных направлениях – к переносице или вискам, т.е. несодружественно. Вергентные движения побуждаются различиями положения изображений объекта на сетчатках двух глаз – диспаратностью. Вергентные движения также согласованы с аккомодацией хрусталика: когда меняется расстояние до объекта, мышцы ресничного тела, контролирующие аккомодацию, и глазные мышцы, выполняющие вергентные движения, работают совместно, что содействует поддержанию точной фокусировки. В восприятии движения, несомненно, значительную роль играют косвенные признаки, создающие опосредованное впечатление движения. Так, впечатление движения может быть вызвано необычным для покоящегося тела положением частей тела положением частей фигуры. К числу «кинетических положений», вызывающих впечатление движения, принадлежит и наклонное положение, всегда особенно привлекавшее внимание художников. Теории движения разбиваются в основном на две группы. Первая группа теорий выводит восприятие движения из элементарных, следующих друг за другом зрительных ощущений как отдельных точек, через которые проходит движение, и утверждает, что восприятие движения возникает вследствие слияния этих элементарных зрительных ощущений. Теории второй группы утверждают, что восприятие движения имеет специфическое качество, не сводимое к таким элементарным ощущениям. Представители этой теории говорят, что, подобно тому как, например, мелодия является не простой суммой звуков, но качественно отличающимся от них специфическим целым, так и восприятие движения не сводимо к сумме составляющих это восприятие элементарных зрительных ощущений. Из этого положения исходит теория гештальт-психологии, которую разрабатывал главным образом М. Вертхаймер. Восприятие движения является, по Вертхаймеру, специфическим переживанием, отличным от восприятия самих движущихся предметов. Также на основе накопленного опыта у человека складывается представление о том, что обычно движется меньшая фигура на большом фоне, а не большая на меньшем, и что движущаяся фигура чаще изменяется, чем фон, который обычно остается неизменным. Звук – это тоже один из важнейших представлений мультимедиа- данных, вносящий второй по значимости после зрения вклад в информацию, получаемую головным мозгом с помощью мультимедиа-устройств. Выделяют два широко используемых типа звука в мультимедийной продукции: музыка и речь. Культурный статус музыки и лингвистическое содержание речи означают, что две эти разновидности звука играют важную роль в средствах информации, а также действуют иначе, чем другие звуки и шумы. Поэтому были разработаны специальные представления музыки и речи, позволяющие использовать их уникальные характеристики. В частности, создаются особые алгоритмы сжатия, ориентированные преимущественно на речь, а музыка может быть представлена не как звук, а как команды для воспроизведения виртуальными музыкальными инструментами. Набор мультимедиа-оборудования для обработки звука сильно варьируется в зависимости от области применения. Звуковые записывающие и воспроизводящие подсиситемы характеризуются целым рядом параметров, которые в конечном счете определяют качество конечных звуковых данных. Поэтому для понимания процессов обработки аудиоданных сначала нужно рассмотреть общие понятия, используемые в акустике. Звук принципиально отличается от визуальных средств информации. Уши человека улавливают вибрации воздуха совершенно не так, как глаза улавливают свет, а человеческий мозг по-разному реагирует на возникающие при этом нервные импульсы. Хотя для большинства пользователей звук является привычным повседневным явлением, подобно цвету, он представляет собой сложную комбинацию физических и психологических факторов, смоделировать которую достаточно сложно. Слуховой анализатор – это совокупность механических, рецепторных и нервных структур, воспринимающих и анализирующих звуковые колебания. Орган слуха – это структурное образование, которое преобразует различные параметры звука (интенсивность, частоту, длительность) в активность периферических и центральных слуховых нейронов, на основе чего формируются субъективные характеристики звука (громкость, высота, продолжительность). Бинауральный слух – способность слышать одновременно двумя ушами и определять локализацию источника звука. Бинауральный слух лучше всего развит на частотах, меньших 1,5 кГц. Выше этой частоты источником информации о местоположении служит уже лишь разница амплитуд сигнала для левого и правого уха. Это связано с тем, что на частотах до 500 Гц колебания непосредственно переходят в непрерывные импульсы, а на частотах примерно до 1,5 кГц к одному нервному окончанию подключаются до 3 нейронов. Нейроны в данном случае возбуждаются последовательно, один за другим и, соответственно, помогают улучшить частотное разрешение в 3 раза. На более высоких частотах регистрируется лишь амплитуда сигнала. Характерной чертой всех источников звука является их вибрация. Сильно упрощая, можно считать, что именно колебания барабанной перепонки и есть главный фактор, определяющий работу слухового аппарата человека. Минимальное значение интенсивности звука, воспринимаемого человеческим ухом, называется порогом слышимости и нелинейно зависит от частоты звуковой волны. Чтобы звук очень низкой или очень высокой частоты был услышан, он должен быть существенно громче, чем тон средней высоты. Интенсивность звука, вызывающая болевые ощущения, называется болевым порогом. 1.3 Психологические аспекты восприятия информации Исследователи, изучая пороги чувствительности и уровни раздражителей, сформулировали следующее правило: «При увеличении уровня раздражителя в геометрической прогрессии сила ощущений возрастает в арифметической». Это правило известно в психологии с конца прошлого века как закон Фехнера, который еще называют основным психофизическим законом. Ранние исследования показали, что ощущения изменяются гораздо медленнее, чем растет сила раздражителя. В данном случае, для того, чтобы добиться некоторого приращения ощущения, надо намного больше увеличить силу раздражителя. Однако здесь, прежде всего, должно быть и чувство меры, потому что при достижении определенной силы раздражителя может возникнуть неадекватность восприятия, причем в самых различных формах, вплоть до появления болевых ощущений, скажем, при мощном световом или звуковом воздействии. В известной мере это справедливо и по отношению к фактическим размерам стимула, раздражителя. К интересным выводам пришли исследователи рекламы. В мировой рекламной практике для определения последовательности психологического воздействия, приводящего к желаемому результату – покупке товара, – применяется формула AIDA, где: А – внимание (attention), I – интерес (Interest), D – желание (desire), А – действие, активность (activity). Иногда в нее добавляют М – мотив, тогда получается аббревиатура AIDMA. Разумеется, рекламе необходимо обладать таким уровнем раздражения, ниже которого каждый компонент этой формулы «не работает». Другими словами, в этой формуле и содержатся секреты, как привлечь внимание ученика, вызвать у него интерес, побудить к действию. Первая составляющая приведенной выше формулы – необходимость привлечь внимание. Модель A.I.D.A. – наиболее распространенная модель составления рекламных материалов, в том числе рекламных текстов, аудио- и видеороликов. Эта же модель зачастую является основой публичных выступлений политических и общественных деятелей. Применяется и в литературе, при развитии сюжетов. Появлению модели предшествовало тщательное изучение поведения покупателей при выборе товара. Именно в этой последовательности происходит выбор товара. Сначала реагирует зрение, реже – слух. Первое, что необходимо сделать для успешной рекламы – привлечь внимание (А – attention). Этого можно добиться с помощью яркой упаковки, необычного названия, дизайна, цвета, крупного текста на упаковке (или наоборот, мелкого, чтобы "заставить" покупателя посмотреть, что это такое). Внимание сменяется интересом, который заставляет человека задержать продукцию в руках дольше и посмотреть на нее более внимательно (I – interest). Интерес можно вызвать подробной и важной информацией о продукции, ее характеристиках, преимуществах, выгодах от ее использования. Дальнейшие действия – преимущественно автоматические. Если продукция стоящая, интересная и увлекла покупателя, то возникает желание (D – desire). Это и есть третья составляющая успешной продажи. Вслед за желанием приходит действие (Л – action). Действие – это и есть момент покупки, т.е. когда клиент покупает продукцию в магазине, заказывает на сайте или по телефону. Эта схема поведения людей практически никогда не меняется. Типовое поведение, отвечающее схеме, соответствует принципам выбора продукции подавляющего большинства покупателей и мало зависит от социального статуса. Общие правила создания текстов для эффективного восприятия: Для доказательства определенных положений чаще всего достаточно 2-3 аргумента. Заголовки должны содержать менее 6 слов, тогда они хорошо запоминаются. Информация на цветном фоне наиболее эффективно воздействует на зрителя. Следует подобрать оптимальное цветовое сочетание фона и шрифта. Черные буквы на белом фоне – не лучший вариант. Хорошо смотрятся зеленые на белом, красные на белом. Текст в эллипсе воспринимается лучше, чем в квадрате или круге. Европейцы читают слева направо, поэтому правая сторона запоминается лучше (там останавливается взгляд). Верхняя часть страницы, в свою очередь, читается с большим вниманием. Человек способен одновременно удержать в поле зрения не более пяти-шести слов, при условии, что они логически взаимосвязаны. Строка учебного модуля для лучшего восприятия должна быть не длиннее восьми сантиметров. Начало и конец текста воспринимается лучше, чем середина. Повторение – наиболее эффективное средство воздействия (четыре- семь повторов). Основные психологические закономерности восприятия цвета. Почему для логотипа банка, страховой компании или лечебницы обычно выбирается синий цвет, а для закусочной - оранжевый? Цвет из выбранной цветовой схемы способен создать едва уловимое впечатление и вызвать определенные ассоциации у зрителей. Неосознаваемая психологическая коррекция цвета заключается в том, что зрительные рецепторы являются в некотором смысле «часть мозга, вынесенной на поверхность тела». Неосознаваемая обработка и коррекция зрительного восприятия обеспечивают кажущуюся правильность восприятия зрения, и она же является причиной ошибок при оценке цвета в определенных условиях. Так, устранение фоновой засветки глаза (например, при разглядывании удаленных предметов через узкую трубку – при туннельном зрении) существенно меняет восприятие цветов этих предметов. Определений цвета как физической величины существует много. Но во многих из них с колориметрической точки зрения часто опускается упоминание о том, что однозначность восприятия цвета достигается лишь в стандартизированных условиях наблюдения, освещения и т.д. Не учитывается изменение восприятия цвета при изменении интенсивности излучения того же спектрального состава, не принимается во внимание так называемая цветовая адаптация глаза и т.п. Поэтому многообразие цветовых ощущений, возникающих при реальных условиях освещения, вариациях угловых размеров сравниваемых по цвету элементов, их фиксации на разных участках сетчатки, разных психофизиологических состояниях наблюдателя и т.д., всегда богаче колориметрического цветового многообразия. Цвет влияет на человека следующим образом: вызывает психическую реакцию; подчеркивает качество, настроение, чувство; создает либо теплую, либо холодную среду, отражает время года; придает объемность среде и предметам. При раскрашивании предметов, находящихся на одинаковом удалении от наблюдателя, одни цвета обычно воспринимаются как холодные, удаленные, а другие – как горячие, приближенные. На этот счет существуют разные теории. Одна из причин подобного явления может состоять в том, что в природной среде многие объекты наблюдаются на фоне синего неба или зеленой листвы, поэтому для наблюдателя вполне естественно относить синий и зеленый к цветам «фона». Кроме того, человеку свойственно сосредоточивать больше внимания на более теплых коричневых тонах, красных и желтых объектах, чем на листве и небе. «Горячие» цвета, в том числе красный, оранжевый и желтый, обычно считаются энергичными, возбуждающими, живыми, привлекающими внимание. Возможно, именно эти свойства подобных цветов и заставляют рестораны и закусочные выбирать оранжевый и желтый цвета для своих логотипов. Однако избыток красного цвета может вызвать чувство тревоги, ассоциируясь с кровью и огнем. Даже едва заметная окраска освещения сцены помогает создать нужное впечатление. Другими словами, освещение сцены заливающим светом определенной окраски меняет восприятие цвета конкретного объекта, умаляя его исключительность. Так, свет синей окраски позволяет создать впечатление зимы или вечерней атмосферы и придать местности или персонажу холодный вид, а свет с едва заметной красной или желтой окраской – теплый, уютный или интимный вид. Специалистам по рекламе известно, что отчетливый, привлекательный цвет выделяется на фоне серого, белого или черного цветов, которые менее заметны в силу специфики палочкового зрения и поэтому воспринимаются как фон. Каждый человек имеет закрепленную в подсознании ассоциативную цепочку, связанную с различными цветами, и, естественно, автоматически избегает таких цветовых сочетаний, которые вызывают раздражение, чувство дискомфорта, беспокойство. Кроме того, правильно подобранная цветовая гамма может зрительно расширить (например, желтый и желто-зеленый цвет) либо сузить (например, красно-оранжевый) помещение. Нельзя не учитывать и психофизиологические аспекты использования цвета, т.е. последствия его чисто физиологического воздействия на человека. Например, экспериментально доказано, что воздействие зеленого цвета понижает внутриглазное давление, повышает слуховую чувствительность, способствует нормальному кровенаправлению сосудов. Красный цвет имеет обратное воздействие, поэтому его избыточное использование при создании мультимедийных презентаций, программ и т.п. может оказывать негативное воздействие на пользователя. Некоторые сочетания цветов и их воздействие на человека: синий-черный – абсолютный покой; серый-синий – спокойствие, невовлеченность. синий-коричневый – физическая потребность в мягком обращении и заботе окружающих; синий-фиолетовый – стремление к нежности и тонкости чувств; синий-желтый – желание понимать и быть понятым, поиски любви, окружающих; синий-красный – гармония и активность в сотрудничестве; серый-зеленый – самоутверждение и защитное превосходство; синий-зеленый – точность, логичность, аккуратность; зеленый-красный – деятельность и инициатива; зеленый-желтый – честолюбие; зеленый-фиолетовый – стремление завоевать расположение окружающих; красный-желтый – жажда исследований, освоение новых сфер; зеленый-черный – упрямство и нетерпимость; желтый-черный – внезапный кризис; красный-черный – драматизация, чрезмерные желания; серый-красный – импульсивность, необдуманные действия; красный-фиолетовый – эстетика, очарованность; фиолетовый-коричневый – жажда предметов роскоши; серый-фиолетовый – эстетическая восприимчивость; желтый-коричневый – неограниченная свобода и полная внутренняя безопасность; фиолетовый-черный – потребность в подражании; серый-желтый – нерешительность, неуверенность; зеленый-коричневый – требование покоя, душевного облегчения; серый-коричневый – изнурение, истощение; коричневый-черный – самоуничтожение; серый-черный – нежелание иметь с окружающими никаких взаимоотношений. По степени ухудшения восприятия цветовые сочетания располагаются в следующем порядке: синий на белом; черный на желтом; зеленый на белом; черный на белом; желтый на черном; белый на черном; зеленый на красном; синий на белом; красный на желтом; белый на синем; красный на белом; синий на желтом; оранжевый на черном; желтый на синем; зеленый на белом; оранжевый на белом; белый на зеленом; красный на зеленом; коричневый на белом; белый на коричневом; коричневый на желтом; желтый на коричневом; красный на белом; белый на красном; желтый на красном. В результате многочисленных исследований найдены закономерности воздействия цвета в целях привлечения внимания, которое в целом обусловлено физиологическими особенностями глаза человека и законами оптики: для привлечения внимания предпочтение следует отдавать чистым основным цветам, а не смешанным; быстрее обращают на себя внимание светлые, чистые цвета; по силе, с какой цвета привлекают внимание, их можно расположить в следующей последовательности: оранжевый, красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый; при естественном освещении более выразительными оказываются теплые цвета (желтый, оранжевый, красный), чем холодные (зеленый, синий, фиолетовый); цвет обладает свойством оптически увеличивать или уменьшать предметы: светлые оттенки зрительно увеличивают предмет, темные уменьшают. Это свойство обусловлено яркостью цвета. Желтый цвет всегда воздействует как наиболее яркий, затем следует белый, за ним красный, зеленый, синий и черный; необходимо учитывать, насколько цвет поддается идентификации. Легче других цветов опознается красный, затем следуют зеленый, желтый и белый. Среди основных цветов наибольшую трудность распознавания представляют синий и фиолетовый. наиболее удачным признано использование на желтом фоне красного цвета и на белом красного, зеленого, синего и черного. Все указанные сочетания цветов служат для привлечения внимания, но наиболее различимым является сочетание красного и желтого цветов. Красный – наиболее агрессивный среди остальных цветов, наиболее блестящий, яркий. белый цвет используется в основном как фон, усиливающий чистоту и выразительность другого цвета. Сам по себе белый цвет нейтрален, невыразителен, не схватывается глазом и не привлекает внимания, как цвет хроматической гаммы; светлые изображения на темном фоне оптически увеличиваются, темные на светлом уменьшаются, но воздействуют массивнее, полнее и заметнее. Легче прочитываются: желтая надпись на черном фоне, белая – на черном, черная – на оранжевом, черная – на желтом, оранжевая – на черном; с самого далекого расстояния – надписи черного цвета на желтом фоне, синего – на белом, красного – на белом, белого – на синем, черного – на белом. Красный цвет. Красный, из всех цветовых тонов, самый броский и привлекающий к себе внимание. Ярко-красные детали заставляют обратить внимание даже на самое нейтральное окружение. Красный психологически является раздражающе-возбуждающим, в зависимости от человека и обстановки он или активизирует и придает силы, делает жизнерадостным и способствует общению, или вызывает обеспокоенность и нервозность. Благодаря стимулирующему раздражению красный цвет создает прекрасную атмосферу для возникновения идей, но не для их претворения их в жизнь. Атмосферу для серьезных размышлений создают холодные тона красного. Спокойным считается темно-красный. Желтый цвет при небольшой добавлении синего становится зеленым, а при добавлении красного сдвигает к оранжевому, добавка черного желтый делает тускло-зеленым. В общем случае более приемлем желтый, склоняющийся к оранжевому, который признается теплым, легким и дружелюбным. Благодаря своей легкости желтый как бы приподнимает предметы и поверхности, делает их легче. Желтый цвет возбуждает мозговую деятельность и способствует усвоению нового материала. Он привлекает внимание и повышает готовность человека к общению, улучшает восприятие новой информации. Одновременно, желтый действует утомительно на глаза, а при его длительном воздействием снижается способность к сосредоточению. Диапозон синих тонов варьируется от нежно голубых до глубокой ночной синевы, вместе с этим широк диапазон и его воздействия. Исследования показали, что люди хорошо себя чувствуют, находясь в помещении с синими тонами. Синий хорош в рабочей обстановке также тем, что не утомляет глаза. Синий цвет психологически создает хорошую рабочую атмосферу – успокаивает, расслабляет нервную систему, способствует сосредоточенности. В хрупких синих тонах возникает фон для глубоких размышлений и реализации идей. Поскольку движения человека становятся медленнее, время для него укорачивается. Синее окружение помогает легче справиться с душевными заботами. При перевозбуждении синий успокаивает и действует сдерживающим образом. Средний зеленый цвет действует спокойно и нейтрально, он успокаивает, хотя и не так сильно, как синий. Общая зеленая тональность помещения передает спокойствие и способствует концентрации, однако может вызывать ощущение монотонности. Синеватые зеленые тона создают атмосферу деловитости и хороши для глаз, не утомляют их и не слепят. Зеленый цвет может выразить чувство комфортабельности или, наоборот, создать плохое настроение, в зависимости от поверхности и интенсивности, конкретной личности и обстановки. В психологическом отношении зеленый вызывает чувство чистоты, свежести и обновления. Зеленый цвет при длительном воздействии утомляет. Зеленый создает хорошую обстановку при сидячей работе. Способствует сосредоточенности и размышлениям. |