Главная страница

Работа 2. Культуроведение. Особого рода стоит вопрос относительно Росси, возникали вопросы как соотносятся в культуре России западное и восточное Возможен ли, и необходим ли самобытный путь развития России В связи с этим в России в 19 в


Скачать 25.39 Kb.
НазваниеОсобого рода стоит вопрос относительно Росси, возникали вопросы как соотносятся в культуре России западное и восточное Возможен ли, и необходим ли самобытный путь развития России В связи с этим в России в 19 в
АнкорРабота 2
Дата14.04.2022
Размер25.39 Kb.
Формат файлаodt
Имя файлаКультуроведение.odt
ТипДокументы
#474217

Особого рода стоит вопрос относительно Росси, возникали вопросы как соотносятся в культуре России западное и восточное? Возможен ли, и необходим ли самобытный путь развития России? В связи с этим в России в 19 в. сформировались идеологии западничества и славянофильства.

Западничество˸ декабризм, революционный демократизм и народничество. Философия декабризма - ʼʼреволюцииʼʼ без народа – на позиции материализма и религиозного – деизма (П.И.Пестель, М.А.Фонвизин). Разночинцы, революционные демократы (В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев отражали материалистические и диалектические убеждения и разрабатывали идеи общинного социализма. Ипостаси русского народничества˸ П.Н.Ткачёв - ʼʼреволюционный макиавеллизмʼʼ и ʼʼякобинствоʼʼ; П.Л.Лавров - ʼʼкритически мыслящая личностьʼʼ; М.А.Бакунин, П.А.Кропоткин анархизм. Западники считали что Россия должна перенимать все лучшее у западной культуры.

Славянофилы И.В.Киреевский, А.С.Хомяков, К.С. Аксаков - за самобытный путь развития России, связывая эту самобытность с приверженностью русского народа православию. Без оглядки на Запад заражённый индивидуализмом, рационализмом, раздвоенностью. Идеализировали допетровскую Русь; критиковали Петра-I за европеизацию России; представляли ʼʼславяно-христианскоеʼʼ, ʼʼправославно-русскоеʼʼ воззрение. Принцип общественного развития˸ православие, народность, самодержавие.

По их мнению, православие явилось источником особенностей русской души˸ глубокая религиозность, повышенная эмоциональность, приоритет коллективного начала над индивидуальным, приверженность к самодержавию и т.д.

Этот вопрос о самобытности России огромное значение приобрел для философов эмигрантов после революции (Бердяев и др.). Бердяев считает, что для определения национального типа, народной индивидуальности определения дать невозможно. Тайна индивидуальности познается любовью и в ней всегда есть, что-то не постижимое для ума. Главный вопрос по Бердяеву что же представляет собой умопостижимый образ русского народа. По Тютьчеву ʼʼУмом Россию ...ʼʼ Поэтому говорит Бердяев для постижения России надо применить веру, надежду, любовь. Бердяев считает, что Россия соединяет в себе и Запад и Восток.

Развивая теорию славянофильства Н.Я.Данилевский отрицал существование ʼʼчеловечестваʼʼ как целого, признавал реальным субъектом исторического процесса отдельные ʼʼкультурно-исторические типыʼʼ, народы с их самобытными цивилизациями, не подлежащими передаче и заимствованию. Непрерывная борьба культурно-исторических типов проходят определённые стадии˸ от этнографического состояния к государственному, от госу-дарственного к цивилизованному. К.Н.Леонтьев писал о ʼʼтриедином универсальном процессеʼʼ в природе и общест-ве. Этнические, государственные и культурные образова-ния проходят стадии ʼʼмладенческойʼʼ простоты, ʼʼцветущей сложностиʼʼ зрелости и всеобщей упрощённости и уравнен-ности, завершающейся смертью организма. Он выступал против ʼʼновой веры в земного человека и в земное человечествоʼʼ, утопических иллюзий ʼʼмассового обществаʼʼ, предлагая путь индивидуального, личного спасения.


написать администратору сайта