Главная страница
Навигация по странице:

  • Плюрализм

  • Многовариантность истолкования

  • Поверхностность как принцип

  • Отказ от мимесиса, изобразительности

  • Искусство как игра

  • Плагиат и цитирование

  • Ответы. От античного к средневековому взгляду на культуру


    Скачать 24.75 Kb.
    НазваниеОт античного к средневековому взгляду на культуру
    Дата01.06.2022
    Размер24.75 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОтветы.docx
    ТипДокументы
    #563370

    1. От античного к средневековому взгляду на культуру.

    По Цицерону философия как "возделывание души". Он пишет: "Как плодородное поле без возделывания не даст урожая, так и душа. Возделывание души -это и есть философия; она выпалывает в душе пороки, приготовляет душу к принятию посева и вверяет ей - сеет, так сказать, - только те семена, которые, вызрев, приносят обильнейший урожай". Уже греки гордились своим государственным устройством, что проявляют гражданские доблести, почитают олимпийских богов, изучают философию, увлекаются пластическими искусствами. Граждане Древнего Рима осознавали разницу между культурой и варварством, между аристократическим окружением, которое непрестанно совершенствовало ум и душу и "грубой и беспорядочной толпой", с ее примитивными нравами - увлечением цирковыми представлениями и боями гладиаторов.

    Силой возделывающей ум и душу человека, у Цицерона оказывается античная образованность, и прежде всего греческая философия. Именно благодаря ей, а также ораторскому искусству, человек, согласно Цицерону, становится достойным гражданином, способным соотносить общий и частный интересы. Культура, согласно Цицерону, - это совершенствование души главным образом при помощи философии и красноречия.

    Культура граждан, таким образом, определяла характер демократии в античном обществе. Чем более образованными и развитыми были свободные граждане, тем полнее и лучше была представлена воля народа.

    И все же, если культурным человека делают духовные занятия, то культура становится привилегией высших слоев общества. Ведь только эти люди имели в античном обществе время для духовного развития.


    2. Культура с точки зрения Возрождения и Просвещения. Титаны эпохи Возрождения.

    Возрождение - эпоха формирования буржуазных отношений. И на этом историческом фоне, естественно, смещаются акценты в соотношении культа и культуры в пользу последней. И главное - изменяется представление о том, как должно формировать достойного человека

    В эпоху Возрождения изменилось и отношение к античной культуре. Именно в философии и искусстве этой эпохи стали видеть основу формирования и проявления человеческих талантов. Во многом из-за этого в условиях Возрождения ведутся археологические раскопки в городе Риме, возвращающие миру множество утраченных шедевров. Что касается философских диспутов по проблемам античной культуры, то деятели Возрождения ведут их на греческом и латыни, подражая древним не только в манерах, но и в одеяниях. Тем не менее, посвящая трактаты человеку, мыслители Возрождения не анализируют всерьез его способностей. Восхваляя человеческие таланты, они не дают ясного ответа на вопрос, за счет чего прирастают и совершенствуются творческие способности человека, и где граница между врожденным и приобретенным в человеке. Именно в этом направлении продолжили исследования культуры идеологи Просвещения. И в первую очередь нужно сказать о немецких просветителях И. Гердере, С. Пуфендорфе и А. Аделунге. Дело в том, что до них слово "культура" употреблялось только в словосочетаниях, обозначая функцию чего-то. Например, "cultura juris" (выработка правил поведения).

    В эпоху Просвещения понятие "культура" означает деятельное преобразование мира человеком. В отличие от Цицерона, просветители относят к культуре не только духовные, но и материальные занятия людей. Это улучшение жизни людей с помощью земледелия, ремесел, различной техники. Но прежде всего культура - это духовное совершенствование человеческого рода и отдельных индивидов, орудием которого является разум. В понятия "просвещение" и "культура" они вкладывали своё представление об идеале, к которому должно стремиться человечество. Титаны являлись божественными созданиями, обладающими сильной волей и духом, породившими после себя величайших богов,  общество начало ассоциировать термин с чем-то одаренным. Именно по причине ассоциаций возникли Боги эпохи Возражения. Люди, получившие титул были мастерами своего ремесла.
    Самые известные творения Титанов эпохи Возрождения:. Эти величественные люди, личности, которые оставили нам бесценные творения в скульптуре, архитектуре, живописи, поэзии, медицине: Леонардо да Винчи (Картина Мона Лиза Джоконда), Рафаэль Санти (Картина «Туринский автопортрет»), Микеланджело Буонаротти (Роспись Потолка Сикстинской капеллы), Сандро Боттичелли («Мистическое Рождество»).

    3. И. Кант и основы классического понимания культуры.

    Представления о культуре, выраженные просветителями, а затем немецкой классикой, часто называют "классической моделью культуры"7. Контуры этой модели мы попытаемся очертить на примере учения И. Канта (1724-1804), который не только впервые противопоставил "миру природы" "мир свободы", но и собственной жизнью доказал, что человек способен на самостоятельный выбор и разумный поступок вопреки естественной необходимости.
    благодаря строжайшей самодисциплине, Кант прожил 80 лет и прославил себя в качестве первого философа Германии. Исходя из личного опыта, впоследствии Кант поставил дисциплину на первое место в процессе воспитания. Отсутствие дисциплины, считал он, превращает человека в дикаря.

    Способность к самооценке и самоанализу - главное условие формирования свободного поведения.
    Нравственность же появляется только там, где кончается природа и начинается культура. Вот в чем основная новация кантовской философии и этики в частности, по сравнению с этикой английских философов-эмпириков, у которых нравственное чувство - это естественное чувство человека.

    В основе человеческой свободы, по Канту, лежит способность человека самому определять свои поступки и делать собственный выбор. И этим она отличается от произвола как удовлетворения случайных прихотей и желаний. Тем самым, подлинная культура, в соответствии с логикой Канта, вырастает из умения управлять, прежде всего, своей натурой,

    Итак, в погоне за выгодой, по мнению Канта, человек совершенствует свои таланты и изобретательность и в результате выходит из грубого животного состояния. Такие таланты и способности человека Кант называет "культурой умения". Но от "культуры умения" нужно перейти к "культуре воспитания", когда люди научатся обуздывать страсти и ограничивать себя при помощи нравственного закона. И именно это высшее нравственное состояние человечества Кант именует "моральностью", а иногда просто "культурой".
    Как мы видим, классическая модель культуры предполагает ясно выраженный гуманистический идеал, согласно которому культура неотделима от разума и свободы воли человека. Такой видели культуру в европейской философии от Гердера до Гегеля, несмотря на все разногласия между разными философами. Но затем ситуация изменилась. И уже к концу XIX века классическому пониманию культуры было противопоставлено неклассическое понимание культуры. А ему, в свою очередь, был противопоставлен позитивнонаучный подход к культуре.

    Стержнем культуры, по Канту, является нравственная основа, которая позволяет всем найти общий язык и понять друг друга. Но сама нравственность столь различна и бездонна в своих проявлениях, что является причиной постоянных размышлений, сравнений и совершенствований. Далее он отмечает, что нравственность, в особенности в высоких своих проявлениях свойственна лишь свободному культурному (творческому) человеку. Поэтому подводя итог его концепции можно сказать, что культура, направленная на развитие человеческих способностей есть цель человечества, основанная на нравственных законах могущая принести ему свободу высоких проявлений. Отсюда рождается формула культура = творчество = нравственность = свобода. Человек должен выйти из-под диктата природы, чтобы перейти к диктату разума, но последний, по утверждению Канта, возвышен и прекрасен, то есть основан на высшей красоте.

    . Основные черты постмодернизма.

    Постмодернизм представляет собой направление в искусстве, пришедшее в 50-е гг. прошлого века на смену модернизму, представляет собой художественное течение, являющееся, с одной стороны, продолжением модернизма, а с другой – его преодолением.

    Постмодернистское искусство с самого начала оказалось многообразным, раздробленным и противоречивым. Богатейшее разнообразие отражает уже простой перечень течений сегодняшнего искусства: видео, перформанс, боди-арт, концептуальное искусство, фотореализм в живописи, гиперреализм в скульптуре, повествовательное искусство, монументальная абстрактная скульптура (ленд-арт, работа с землей), абстрактная живопись, главной характеристикой которой сегодня являются не выверенность и строгость, а намеренная эклектичность.

    • Плюрализм - отказ от канонов и авторитетов, свободное и одновременно ироничное отношение к классике и традиции.

    • Неопределенность - отсутствие у эстетических критериев замкнутости и жесткости; уверенность, что создание произведения искусства не может целиком направляться какими-то предустановленными правилами: сами правила создаются вместе с произведением в результате чего каждое произведение становится событием.

    • Фрагментарность - создание эффекта непреднамеренного повествовательного хаоса, фрагментированного дискурса о восприятии мира как разорванного, отчужденного, лишенного смысла, закономерности и упорядоченности.

    • Многовариантность истолкования – тезис об отсутствии одной, единственно верной интерпретации произведения искусства, о его принципиальной многозначности, двусмысленности, многослойности.

    • Утрата "я" – отказ от идеи возможности полного самосознания индивида и привилегированного положения "я", характерного для классической философии.

    • Поверхностность как принцип – отказ от попыток исследования глубинных проблем и процессов бытия, стремление к простоте и ясности, поверхностное, но синтетическое отражение реальности в произведениях искусства, доминирование идеи, что мир нужно не понимать, а принимать.

    • Отказ от мимесиса, изобразительности –нарочитая хаотичность композиции; интерес к пограничным областям мира и сознания, к эзотерическому, тайному, скрытому, не отражающих действительность, а создающих иллюзию "игры в реальность".

    • Ирония, пародийность – высмеивание, варьирующееся от снисходительной насмешки до желчного, восприятие всей человеческой истории пародийным и одновременно ностальгическим образом.

    • Искусство как игра – выявление игрового характера искусства, маскировка игрой, наряду с иронией, трагизма положения человека и общества.

    • Эпатажность – намерение художника поражать, удивлять свою аудиторию неожиданными шагами, нарушением кажущихся общепринятыми норм и правил.

    • Плагиат и цитирование – откровенное заимствование, имплицитное и эксплицитное цитирование, аккумуляция и повторение.

    • Смешение высокой и низкой культур – стирание грани между элитарной и массовой культурами, принятие высокой культурой шаблонов массовой культуры, перемещение форм массовой культуры в музейное пространство.

    5. Античная культура и искусство.

    Античность представляет собой период развития человеческого общества когда развивались цивилизации Древней Греции и Древнего Рима во всём многообразии исторических форм. Современные историки основной заслугой античности обычно называют то, что она сформировала государственное устройство, которое в дальнейшем стало моделью для современной цивилизации. Именно в Древней Греции и Риме зародили такие важные для современного государства понятия как "право" и "демократия". В эпоху античности появилась культура которая стала одним из важнейших факторов становления и развития последующей мировой культуры. Античность принято делить на эпохи: Эпоха Древней Греции Эпоха Древнего Рима.

    ранняя Античность (VIII в. до н.э. – II в. до н.э.) периоды античности Периоды Античности: Ранняя античность характеризуется развитием культуры, появлением новых направлений в науке, искусстве.

    Классическая античность включает в себя время распространения цивилизации Греции и Рима (от Александра Македонского до смерти Марка Аврелия). Данный период характеризуется тем, что наука, искусство Древней Греции и Рима достигли своей вершины. Философа писали удивительные трактаты.

    Поздняя античность Точные границы поздней Античности определить невозможно.

    Античное культурное наследие довольно хорошо сохранилось в быту, культуре, языке и традициях большинства современных романских народов, а от них передалось и другим народам Средиземноморья Особый интерес представляет деление культуры античности на культуру Древней Греции и культуру Древнего Рима.

    В истории древнегреческой культуры принято выделять следующие периоды:

    III – II тыс. до н.э.: крито-микенский, (понимается культура бронзового века (III – II тыс. до н.э.),но крито-микенский мир был уничтожен вторжением северных племен.) связанный с расцветом государств, расположенных на островах Эгейского моря и в ряде городов материковой Греции (некоторые искусствоведы считают крито-микенскую культурой особым, отдельным от античного периодом в истории МХК);

    XI – IX в. до н.э.: гомеровский (Искусство в гомеровскую эпоху было развито слабо. Некоторое развитие получила лишь вазовая роспись и скульптура), или «темные века», наступившие после нашествия воинственных племен, время культурного упадка;

    VIII – VI до н.э.: архаический, ранний этап развития греческого общества, период становления античного искусства; В архаическую эпоху возникли почти все основные формы античной культуры и искусства: философия, классическая литература (поэзия), изобразительные искусства (архитектура, скульптура, живопись), разнообразные игры. Приоритет в искусстве принадлежал пластическим искусствам – архитектуре и скульптуре

    V – IV до н.э.: классический, период расцвета, вершина развития античного искусства; самый знаменитый период в истории Древней Греции. . Художественная культура Афин переживала пору блестящего расцвета: в там короткий срок был воздвигнут ансамбль Акрополя, ставший символом античной Греции, создавали свои произведения выдающиеся скульпторы, драматурги, философы. Греческое искусство классической эпохи дало миру образец эстетического идеала, ясной гармонии и рациональности.

    Конец IV – I до н.э.: эллинистический, связанный с расцветом государств, образовавшихся на месте державы Александра Македонского, взлет культуры которых был основан на синтезе греческих и местных культурных традиций                 Художественная культура эллинизма имела огромное значение для развития искусства в Древнем Риме, Византии и для всего мирового искусства в целом.


    написать администратору сайта