От красной крысы до зеленой звезды
Скачать 185.5 Kb.
|
Алексей СЛАПОВСКИЙ ОТ КРАСНОЙ КРЫСЫ ДО ЗЕЛЕНОЙ ЗВЕЗДЫ многоэтажная пьеса с подвалом и крышей 1. КРАСНАЯ КРЫСА ( подвал) Действующие лица: ОН и ОНА - юноша и девушка. ОН и ОНА - в подвале. Пробираются сквозь завалы мусора. Он вдруг останавливается, куда-то пристально смотрит. ОНА. Что? ОН. Крыса. ОНА. Ну и что? Это подвал. Здесь полно мусора. Вот и крысы. Ты боишься, что ли? Смешно. Вспомни, зачем мы пришли. ОН. Она красная была. ОНА. Тебе показалось. Тут свет такой. ОН. Та стена - серая? ОНА. Да. ОН. А столб белый? ОНА. Белый. ОН. Значит, свет не при чем. Она была красная. ОНА. Рыжая. Бывают, кажется, рыжие крысы. ОН. Она была красная. ОНА. Хорошо, пусть красная. Что дальше? ОН. Не знал, что бывают красные крысы. ОНА. Мутанты. Сейчас везде сплошные мутанты. И крысы, и люди. Дети уже рождаются с двумя головами и тремя руками. Свиней скрещивают с людьми, сама в журнале фотографию видела. Страшно смешно: стоит свинья, и у нее из спины нога человечья растет. Пауза. Ты тянешь время. Ты передумал? ОН. Нет. ОНА. Тогда пойдем. ОН. Уже пришли. Какая разница - где? ОНА. Тоже верно. Доставай. Он достает два шприца, несколько ампул. Садится. Начинает вскрывать ампулы и набирать в шприцы жидкость. А хватит? ОН. Вполне. Через час тут будут лежать два трупа. ОНА. Два трупа... Гнусно звучит. Два тела. ОН. Два мертвых тела. ОНА. А почему через час? Целый час ждать? ОН. Ну, меньше. И не ждать, а просто уснешь. И во сне... ОНА. Через сколько уснешь? ОН. Видишь ли, я первый раз это делаю, поэтому не знаю. ОНА. Ты нервничаешь. ОН. Нисколько. ОНА. Смешно. Даже в такой момент ты - раб самолюбия. ОН. Хорошо, немного нервничаю. Довольна? ОНА. А я - спокойна. Можешь пульс пощупать. Набрал? Зачем два шприца? - можно было бы и одним. ОН. Негигиенично. Смеются. Пауза. Ну... ОНА. Только без всяких разговоров! ОН. Я и не собирался. ОНА. Извини. У тебя был такой вид, будто ты собираешься произнести торжественную прощальную речь. Все сказано, все ясно. Действуй. ОН. Я сначала себе. ОНА. Валяй. Он сквозь рубашку делает себе укол. Я думала - в вену. ОН. В вену слишком быстро. Не успеешь ничего почувствовать. ОНА. Теперь мне. И не тяни, ради Бога! ОН. Я не тяну. Делает ей укол. Она отворачивается. Смешно! В такой момент - бояться укола! ОНА. Не дразнись. Я уколов с детства боюсь. Это просто привычка. Все, что ли? ОН. Все. ОНА. Целый литр влил. Ну - поехали! Пауза. Пока ничего не чувствую. ОН. Это не сразу. Пауза. Постепенно их речь и жесты будут становиться все медленнее, интонации все меньше будут соответствовать смыслу произносимых слов. Никогда не видел красных крыс. Странно. Есть красные яблоки. Есть красная планета Марс. Я читал, что она красная. А красных крыс я не видел. Их не бывает. ОНА. Ты можешь о чем-нибудь другом? ОН. Да нет, я так... Просто я подумал: вот красная крыса. А я не знал. Может, есть и еще что-то, чего я не знаю. ОНА. Есть многое, чего ты не знаешь. ОН. Ты не поняла. Есть вещи, о которых я совсем ничего не знаю, согласен. Но это-то я знал. Я знал, что крысы бывают серые, черные. Белые, если альбиносы. А что бывают красные, я не знал. А может, и все другое - так же. Понимаешь? ОНА. Нет. Кажется, действует. Ты не сердись. Я слушаю тебя. ОН. Так вот. Может, и все другое... Я думаю, что оно такое, какое я знал, а оно другое. Понимаешь? И я не узнаю, какое оно на самом деле. Понимаешь? Никогда не узнаю. Понимаешь? ОНА. Понимаю. Ты меня обманул. И теперь ищешь оправдание. Ты сволочь, гад. Ты меня обманул? ОН Я все рассчитал. Предельно допустимая доза всего пять кубиков. ОНА. А в нас сколько? ОН. Десять. ОНА. Хватит? ОН. Больше чем. ОНА. Извини. Я просто немного боюсь. (Смеется.) Даже приятно. Думала, ничего уже не боюсь, а, оказывается, немного боюсь. Но это пройдет. Все пройдет, да? ОН. Конечно. ОНА. Ты рассказывай, рассказывай. ОН. О чем? ОНА. Про красную крысу. Очень интересно. Ты так интересно рассказываешь! Я тебя за это полюбила, если честно. Дурака такого. А за что ты меня полюбил? Если честно? ОН. Не скажу. ОНА. Сейчас - это - не имеет - значения. ОН. Ты красивая. ОНА. Ты обманываешь. Я же чувствую. Может, я и красивая, но не за это. ОН. За все сразу. Влюбился, и все. Без причин. ОНА. Опять обманываешь. Я же чувствую. Он смеется. Ты что? ОН. Ничего. Просто смешно. ОНА. Тоже действует? Тоже смешно? Замечательная штука. Значит, мы умрем от смеха? Хохочут. Пауза. Ну, рассказывай. ОН. О чем? ОНА. Про красную крысу. Рассказывай, рассказывай, что ты тянешь? Это же очень важно, ну, ну! ОН. Да. Ты права. Это очень важно. Мы все поймем. ОНА. Вот именно! Ну, ну! ОН. Красная крыса. ОНА. Так. ОН. Она красная. ОНА (нетерпеливо). Так, так, дальше! ОН. А другие серые или черные. Или рыжие. ОНА. Да. Ты прав. И значит - что? ОН. Что? ОНА. Крыса красная. Это же не просто так. Это что-то значит. Ничего не бывает, чтобы ничего не значило. Она красная? ОН. Да. ОНА. Что это значит? Думай быстрее, у нас нет времени! Пауза. Ну! Ну, что же ты?! ОН. Я забыл. ОНА. Я тебе помогу. Красная крыса. ОН. Да, я вспомнил. Красная крыса. Значит... Я вспомнил. Я люблю твою сестру. ОНА. Она уехала. Навсегда. Мы ее никогда не увидим. Все равно, что умерла. Какая разница - уехал человек или умер? Но они не понимают. Будут слезы лить. Вот странные люди! ОН. Ты похожа на сестру. Вот и все. ОНА. А красная крыса при чем? ОН. Не при чем. ОНА. Не морочь мне голову. Только что было смешно, а сейчас нет. Давай разберемся. Ты любишь мою сестру. А меня? ОН. Ты на нее похожа. Но она вышла замуж и уехала. ОНА. А меня ты не любишь? ОН. Ты похожа на свою сестру. А она уехала. ОНА. Постой. Если ты меня не любишь, зачем тогда это все? Тогда прекрати это все. Я думала: мы друг друга любим. А если нет, то зачем? Прекрати, хватит. Я не хочу. ОН. Поздно. ОНА. Глупости. Если можно что-то сделать, то можно что-то и наоборот. Дурак какой-то. Я тебя люблю. И больше никого. Даже себя. Вот я тебя и убила, и ты никому не достанешься. ОН. Ты бредишь. ОНА. Да? Это смешно? ОН. Не знаю. ОНА. Любим, не любим, дело не в этом. Важнее другое. Про крысу. Из тебя слова не вытянешь. Ты что, не понимаешь, как это важно? Это важней всего. ОН. Красная крыса. ОНА. Наконец-то! Ты только не спеши. А то не успеешь. Ты медленно. Чтобы все понять. Понять ничего нельзя по отдельности. А сразу можно. Ну? ОН. Она красная. ОНА. Вот, вот. ОН. Она очень красная. Как закат. ОНА. Закат солнца, не забывай. ОН. Как закат солнца. ОНА. Теперь правильно. Еще немного, и мы все поймем. Закат солнца. ОН. Это бывает вечером. Закат. За-кат. За-тмение. За-чем. ОНА. Она ходит мягко и тихо. Никто не видит и не знает, а она ходит и живет. Красиво и тайно. ОН. Там море. И зеленые деревья. И музыка. Музыка, музыка, музыка. ОНА. Я слышу. Чуть погромче. Нет, потише. Вот так хорошо... Как прекрасно. Ты меня не любишь. Как это прекрасно. А я тебя люблю. Это прекрасно. Все прекрасно. И красная крыса. И музыка прекрасная, красная, красивая, крас, крас, крас. ОН. Крас! Красссс! ОНА. Не мешай. Уходи, я хочу одна. Ты ушел? ОН. Да. Я иду и иду. И ушел. ОНА. Спасибо. Одной лучше. ОН. Красная крыса. Она красная. Вот и все. А я-то думал! ОНА. Жизнь прекрасна. Я хочу жить. Я буду жить. Спасибо, спасибо. Громче музыку, я ничего не слышу. Ничего не слышу, совсем ничего. Он меня не любит! Выдумал тоже, глупый какой. ОН. Я тебя люблю. ОНА. Это неважно. Ты рассказывай, рассказывай. Я люблю, когда ты... ОН. Я рассказываю... Я рассказываю. Когда… Нет, но если... Хотя, все это ерунда... Ты слышишь меня? ОНА. Нет. ОН. Я и так молчу. Надо включить свет. ОНА. Хорошо. Главное - понять, что главное, и все встанет на свои места. ОН. Главное - красная крыса. ОНА. Ты прав. Это самое главное... Это... Эй, ты где? Отзовись. Ладно, мне и одной хорошо… Главное ведь что? Главное - это... ЗАТЕМНЕНИЕ 2. ПЕРЕВОД ( 1-й этаж, кафе) Действующие лица: ОН, ОНА, ПЕРЕВОДЧИЦА За столиком сидят две молодые женщины и мужчина. ОН. Скажите ей... Скажите... Ну вот, я и уезжаю. ПЕРЕВОДЧИЦА. Он говорит, что скучает по дому. ОНА. Это понятно. ОН. Что она говорит? ПЕРЕВОДЧИЦА. Она говорит: что ж... ОН. Так я и не выучил ни одного слова. ПЕРЕВОДЧИЦА. Он сожалеет, что не учил языка. Как будто кто-то ему мешал это делать. ОНА. Было много работы. Мне тоже жаль, что я не знаю его языка. ПЕРЕВОДЧИЦА ( ему). Так, общие вежливые слова. ОН. Скажите ей, что я обязательно вернусь. ПЕРЕВОДЧИЦА. Он говорит, что ему здесь было приятно. ОНА. Я рада. ПЕРЕВОДЧИЦА. Она говорит: хорошо. Здесь не принято переливать из пустого в порожнее, говорите по делу. ОН. По делу? Ладно... Так... Скажите ей, что я ее люблю. ПЕРЕВОДЧИЦА. Так и сказать? ОН. Так и сказать. ПЕРЕВОДЧИЦА. Вы что, изините, лишнего выпили? ОН. Нет. Скажите ей, то я ее люблю... Я прошу. ПЕРЕВОДЧИЦА ( ей). Это мы о том, как перевести. Слишком он запутанно выражается. В общем, делает вам комплименты всякие. ОНА. Очень приятно. ОН. Что она сказала? ПЕРЕВОДЧИЦА. Она смущена. Здесь не принято говорить в лоб такие вещи. ОН. Мне плевать, у меня нет времени. Значит, она смущена - и все? ПЕРЕВОДЧИЦА. А что еще? ОН. Действительно... Она не собирается поехать к нам? ПЕРЕВОДЧИЦА. Он такой странный. Он спрашивает, не собираетесь ли вы этим летом замуж. Они такие странные! ОНА ( смеется). О, нет, нет! ОН. Это я понял: нет. А почему нет? ПЕРЕВОДЧИЦА. Что за вопрос? Ей и здесь хорошо. Говорите по-существу. ОН. Скажите, что выучу язык и через год обязательно вернусь. Пусть она меня ждет. Мне кажется, она и сейчас все понимает. ОНА. Что он сказал? ПЕРЕВОДЧИЦА. Так, несуразица какая-то. Он туповатый малый, между нами говоря. И выпил лишнего. ОНА. Вы ошибаетесь, он не туповатый. И незаметно, что выпил. ОН. Что она сказала? ПЕРЕВОДЧИЦА. Она извиняется, у нее дела. Здесь не говорят так долго о пустяках. ОН. Разве я - долго? И разве о пустяках? Скажите ей еще раз: я люблю ее. Как никогда и никого, понимаете? Пусть она смеется, если хочет. ПЕРЕВОДЧИЦА. Опять делоает комплименты. Бабник - но неумелый. ОНА. Какие комплименты? ПЕРЕВОДЧИЦА. Ну, насчет ног, насчет груди. У них это в порядке вещей. ОНА. Почему - у них? Вы тоже жили там. ПЕРЕВОДЧИЦА. Это было давно. ОНА. У него странные глаза. Встревоженные какие-то. ОН. Что она говорит? ПЕРЕВОДЧИЦА. Приятно было с вами пообщаться. Она пытается прекратить ваши излияния. Ей неловко. ОН. Хорошо. И все-таки я ее люблю. ( Ей.) Я люблю тебя. Понимаешь? ОНА. Что он говорит? ПЕРЕВОДЧИЦА. Он извиняется: ему пора собираться. Он рад был поработать с вами. ОНА. Я тоже. Я надеюсь приехать к нему. То есть не к нему, а вообще... Ну, понятно... ПЕРЕВОДЧИЦА. Она хвалит ваши профессиональные качества. ОН. И все? ПЕРЕВОДЧИЦА. А вы чего хотели? Самое лучшее в вашем положении - попрощаться ОН. Я напишу ей. ПЕРЕВОДЧИЦА. Он говорит: всего доброго. ОНА. И вам всего доброго. ПЕРЕВОДЧИЦА. Она благодарит и прощается. ОН (встает). Ну что ж... ОНА. Подождите! ОН. Что? Что она сказала? ПЕРЕВОДЧИЦА. Я не поняла. Какое-то междометие. ОНА. Скажите ему... Только поймите меня правильно... Я в безвыходном положении, такие вещи не говорят через переводчика, но что делать, он ведь уезжает... У него глаза, он... Он мне нравится. Я его люблю. Так ему и скажите. ( Ему. ) Я тебя люблю. ОН. Что она говорит? Почему она так волнуется? ПЕРЕВОДЧИЦА. Она говорит, что работать с вами было приятно, но мешали ваши взгляды - нескромные, мягко говоря, мешало... ну, вы понимаете. Ей неловко об этом говорить, вот она и волнуется. ОН. Мне жаль... ПЕРЕВОДЧИЦА. Он сожалеет. ОНА. Почему сожалеет? ПЕРЕВОДЧИЦА. Извините, вы женщина, вы должны понимать. Если мужчина в ответ на объяснение в любви говорит: мне жаль - все ясно. Странные вы тут все. ОНА. Да, конечно. Жаль. Конечно. Всего доброго. ПЕРЕВОДЧИЦА. Она прощается. ОН. Всего доброго. ПЕРЕВОДЧИЦА. Он прощается... Там, кажется, машина подъехла. Я посмотрю. ( Ему.) Пойдемте, неудобно же! ОН. Да, сейчас... Переводчица уходит. Значит, так... ОНА. Что - так? Что такое - так? ОН. Смеется. Удивительно жизнерадостная женщина... ОНА. Ничего не понимаю! Что делать - неизвестно. Глупость какая-то, правда? ОН. Не понимаю. Ты о чем-то спрашиваешь? ОНА. Не понимаю. Ты о чем-то спрашиваешь? ОН. Ничего не понимаю. Я тебя люблю. ОНА. Ты уже это говорил? Что это значит? Я тебя люблю, хоть ты и далекий человек. Это даже странно. Я тебя люблю - а ты не знаешь и, может, никогда не узнаешь. ОН. Через три часа я буду уже в воздухе. ОНА. Так скоро? А сколько лететь? ОН. Тринадцать часов с двумя посадками. ОНА. Тринадцать- несчастливое число. А я боюсь летать. ОН. Почему? ОНА. Не знаю. Просто боюсь. И на поездах боюсь. Вообще боюсь скорости. Вдруг поняли, что понимают друг друга. Смотрят друг н друга. Входит Переводчица. ПЕРЕВОДЧИЦА. Машина ждет. ОН. Да... Что-то я хотел сказать... ОНА. Что-то я хотела сказать... ОН. До свидания. Всего доброго. ОНА. Всего доброго. ОН. Я обязательно вернусь. Слышишь? ОНА. Не понимаю. Что он говорит? ПЕРЕВОДЧИЦА. Это непереводимый оборот. Так, пустяки... ЗАТЕМНЕНИЕ 3. ДВЕРЬ ( 1-й этаж, учреждение) Действующие лица: А., Б., В (без слов) Застекленная дверь стоит боком к зрителям. А. проходит мимо. Остановился. Заинтересовался. Подходит к двери, стучит. С другой стороны приближается Б. А. Что за хулиганство? Б. Почему хулиганство? Откройте. Б. Зачем? А. Пройти хочу. Б. Звонить надо. Мне сказали пускать, когда позвонят. Звонок там есть? А. Есть. Б. Ну. и звони. А. несколько раз нажимает на кнопку звонка. А. Почему вы не открываете? Б. Звонка не слышу. А. Значит, он не работает. Б. Значит, не работает. ( Отходит.) А. Эй! Эй! Б. В чем дело? А. Откройте! Б. Без звонка не могу. Я тут человек новый, мне сказали: кому надо войти, тот звонит. А. Так звонок не работает! Б. А я тут при чем? Я звонки чинить не должен! ( Отходит.) А. Эй! Эй! Б. Ну, что еще? Б. Мне срочно нужно, понимаете? Может, от этого моя жизнь зависит! Откройте! Б. Жизнь зависит... И моя зависит. Мне сказали: по звонку. Звонка нет. Какие еще вопросы могут быть? А. Я стучать буду! Б. Стучи. А. долго стучит по косяку. Б. Отходит подальше. А. Эй! Эй! Где вы? Я больше не буду стучать! Где вы? Б. Что, характер мой хотел испытать? Хоть до утра стучи - не поможет. А. Я до утра не могу, мне срочно нужно! У меня от этого жизнь зависит! Ведь человек погибнет из-за вашего упрямства! Б. Это не упрямство, а долг! А. Но вам-то какая прибыль от выполнения вашего долга? Б. Сознание его выполнения. Пошел вон! А. Попрошу не грубить!.. Он мне тыкает, хамло! Ты сперва узнай, с кем говоришь! Б. Ну, с кем? А. А с тем! Б. Ну с кем? А. А с тем! Потом узнаешь! И горько пожалеешь! Б. Тех, о кех бы я жалел, их тут, с этой двери, не бывает. А. А с какой они бывают? Б. До свидания. ( Отходит. ) А. Стой! Стой!... Нет, ты откроешь!... ( Громко. ) Эй, подойдите-ка сюда, я вам что-то интересное скажу! Б ( приблизился). Ну? А. Дерьмо, дурак, сволочь, паразит, сукин сын. Ты слышишь? Б. Дальше что? А. Мать твоя воровка, а отец бандит, брат твой справедливой пулею убит! И сам ты дебил! Б. Всякое бывает на свете. А. А ну, выйди! Выйди, я тебе покажу, скотина! Б. Ничего ты мне сделать не можешь. Кричи дальше. Пауза. А. Вы понимаете... Говорю же вам: от этого моя жизнь зависит! Ваш глупое упрямство может убить человека. Вы без пяти минут убийца! Б. Такова жизнь. А. Я вас прошу!... Я... Я умею быть благодарным! Б. Уметь все умеют. А не хотят. А. Я и умею, и хочу. То есть в силах, как говорится. У меня и деньги с собой. Хотите денег? Я не как взятку предлагаю, а вследствие моего уважения к вам! Б. Покажи. А. Вот, пожалуйста. Б. Сколько там? А. Много. Б. Очень много? А. Все, что есть с собой. Вот, вот, вот, смотрите! Б. Показывать все умеют, а как до дела дойдет... А. Я дам! Как только впустишь, сразу дам! Клянусь, чем хочешь! Б. Дети есть? А. Есть. Двое. Б. Клянись детьми. А. Клянусь! Б. А мама жива? А. Жива. Б. Клянись мамой. А. Клянусь! Б. Чем ты клянешься?! А. Мамой же! Клянусь мамой! Б. В каком смысле? А. В обычном. Клянусь ее здоровьем. Б. Нехорошо. Нельзя маминым здоровьем клясться. Ни в каком случае нельзя. Не могу тебя пустить, извини. Зачем ты свое достоинство унижаешь? А. Господи, какой же ты твердолобый! Б. отходит. Эй! Ззззззззззззз! Зззззззззззззззз! Б. Это что такое? А. Звонок. Б. Звонок не работает. А. Но ведь похоже? Б. Вообще-то смахивает. А. У меня способности! Могу как автомобиль гудит, могу, как петух кукарекает! Б. Ну-ка? А. демонстрирует. А можешь как этот? Ну, как ... ( Называет имя популярного певца). А. Могу! Б. Изобрази. А. изображает. Воодушевившись, Б. подхватывает. Дружно поют. Спели. Б. Хороший певец. А. Замечательный. Б. Задушевный. А. Просто гениальный. Пустишь меня? Б. А как потом оправдываться? А. Ты скажешь, что не знал, какой у этого звонка звук. Ты принял меня за звонок. Ведь похоже? Зззззззззззззззз! Зззззззззззззззззззз! Б. Нет. Не похоже. Пауза. А. плачет. Я бы и рад помочь, странный ты человек, но войди и в мое положение. Не могу! А. Я сейчас покончу с собой, вот тут, у двери! И оставлю записку, что виноват ты! Б. Как я могу быть виноват, если я не открывал, не выходил и тебя не трогал? Там и отпечатков следов моих нет. Детективы читаем, знаем, что к чему! А. Тебя совесть замучает, идиот! Я на твоих глазах вены себе перережу, у меня вот и ножик есть перочинный! Смотри! Я режу! Б. Отходит от двери. Пауза. А. тоже отошел в сторону. Б., помедлив, подошел к двери вплотную. Высматривает, куда делся А. А. ( бросается к двери). Друг, товарищ, брат!.. Постой-ка!... А ну, повернись в профиль! Б. Чего еще? А. Повернись, я тебя прошу! Б ( поворачивается). Ну? А. Вот это фокус! А теперь посмотри на меня! Б. Ну? А. Узнаешь? Б. Нет. А. Ну, как же! Мы же родственники! На свадьбе встречались, вспомнил, точно, на свадьбе, я со стороны жениха, племянник мой двоюродный, а вы со стороны невесты, не знаю уж, кем вы ей... Сидели рядом, точно помню, выпивали, песни пели! Б. Возможно. А. Значит, тут трудимся? Б. Трудимся. А. Хорошо. Хорошее дело. Благородное дело! Как семья, родные? Как здоровье матушки? Б. Спасибо за интерес. Детей нету, матушка семнадцать лет назад померла. А. Соболезную. Рад, что встретил. В смысле: приятно бывает вдруг встретить близкого человека. А то все чужие, чужие, даже страшно. И вдруг - родное лицо. Просто счастье какое-то. Б. Угу... А. Так пропусти, родственник! Б. Не могу. А. Остолоп! Дурак! Я сейчас... Да я сейчас вышибу эту дверь! А что? Ну, что мне будет? Штраф? Заплачу! Вышибу дверь, я сказал! Б. Попробуй. Только стекло разобьешь, а толку не будет. Изрежешься весь. А я тебя потом обратно вышвырну. А. Это мы посмотрим! Если уж я попаду туда - посмотрим, как ты меня вышвырнешь! Я вышибаю дверь, понял? Разбегается, но у двери останавливается. Появляется В., подходит к двери, спокойно открывает ее, проходит, не глянув на А. и Б. Те провожают его взглядами. Пауза. Друг! Родственник! Брат! Б. Ну? А. Никто ведь не узнает! Пропусти меня. Вопрос жизни и смерти! Б. Как это никто не узнает? Я-то сам узнаю. Не могу, брат. А. Эх, брат... Б. Что поделаешь, брат... |