Главная страница
Навигация по странице:

  • Институт современного искусства»

  • ЗАДАНИЕ на производственную «Педагогическую практику»

  • 1.ОБЪЕКТИВНЫЕ ДАННЫЕ УЧЕНИКА

  • 2. ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

  • 3. ДЕФЕКТЫ ЗВУКА И СЛОВА

  • 4. ОСНОВНЫЕ НЕДОСТАТКИ ГОЛОСА И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

  • 6. РАБОЧИЕ ЗАПИСИ ВО ВРЕМЯ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ

  • 7. ПОДГОТОВКА И АНАЛИЗ ВОКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ а) Название произведения, общие сведения о произведении и его авторах.

  • Музыкально-теоретический анализ «Русская зима». Муз и слова Л. Олифировой.

  • III Этап. Работа над качеством исполнения.

  • ОТЗЫВ о практике обучающегося

  • 6646_ВбВА_4к_7с_Кошедова С.В._Отчет по пед практике. Отчет по педагогической практике практика по получению профессиональных умений и опыта


    Скачать 0.87 Mb.
    НазваниеОтчет по педагогической практике практика по получению профессиональных умений и опыта
    Дата14.01.2022
    Размер0.87 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла6646_ВбВА_4к_7с_Кошедова С.В._Отчет по пед практике.doc
    ТипОтчет
    #330964









    Автономная некоммерческая организация высшего образования

    «Институт современного искусства»

    121309, Москва, ул. Новозаводская, д. 27А т. 8 (499) 749-96-70


    Кафедра____Академического пения______________________________

    Направление подготовки _______53.03.03 Вокальное искусство_______

    Программа бакалавриата__Академическое пение__________________

    ОТЧЕТ

    ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

    Практика по получению профессиональных умений и опыта

    профессиональной деятельности


    В период от_______01.09.2020______до_____14.01.2021__________

    (дата) (дата)

    Студент(ка)__4__курса__7__семестр
    Кошедова Светлана Валерьевна

    (ф.и.о.)

    Руководитель практики

    доцент кафедры Супотницкая Е.С._

    (должность, ф.и.о.)


    Москва, 2020 г.

    ЗАДАНИЕ
    на производственную «Педагогическую практику»
    Кошедова Светлана Валерьевна

    (фамилия, имя, отчество)
    Тема: Получение профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в качестве преподавателя сольного пения

    Перечень видов профессиональной деятельности, закрепляемых на практике:
    1.Ведение занятий с учеником

    2.Объективные данные ученика

    3.Псхолого-педагогический анализ

    4.Дефекты звука и слова

    5.Основные недостатки голоса и пути их преодоления

    6.Список упражнений

    7.Рабочие записи

    8.Подготовка отчета
    1.ОБЪЕКТИВНЫЕ ДАННЫЕ УЧЕНИКА
    Фамилия, имя Купченко Кристина

    Возраст: 10 лет

    Профессия _________________________________________________

    Где и сколько лет занимался пением 2,5 года в музыкальной школе

    _________________________________________________

    _________________________________________________

    Знакомство с нотной грамотой: Знакома с нотной грамотой
    Подпись педагога-практиканта _______ _____________

    Подпись педагога-консультанта ______ _________ /Демидова О.В./

    «14» января 2021 г.

    2. ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
    1.Особенности психики ученика:

    музыкальная память

    Обладает хорошей музыкальной памятью

    Внимательность

    Осваивает новые навыки быстро

    быстрота формирования навыка




    Воображение

    Хорошее

    Воля

    Целеустремлённая

    Темперамент

    Сангвиник

    Характер

    Доброжелательна

    2.Внешние данные певца:

    Осанка прямая, артикуляция выражена,

    постановка корпуса, головы,

    жесты выработанные

    рта во время пения




    мимика и жесты




    3.Голос:




    Тип

    Сопрано

    Тембр

    Светлый, чистый

    Сила

    Достаточная сила звука, звук чистый

    чистота звука




    Диапазон

    До первой октавы-ля второй октавы

    Вибрато

    Отчётливое

    4.Вокально-технические

    данные:




    дыхание (тип)

    Нижнереберно-диафрагматическое

    опора звука

    Опора на дыхание выработана

    регистровое строение

    Переходная нота фа второй октавы

    Резонирование (грудное,

    головное)

    Головное резонирование

    атака звука

    Мягкая

    позиция звука

    Высокая

    Кантилена

    Выражена

    Беглость

    Беглость обладает

    Стаккато

    Недостаточно владеет

    5.Музыкально исполнительские

    Данные




    Дикция

    Чёткая

    Ритм

    Хорошее чувство ритма

    Интонация

    Точная

    Фразировка

    Владеет

    выразительность исполнения




    Музыкальность

    Эмоциональна

    эмоциональная отзывчивость




    использование динамических и

    тембровых нюансов

    Владеет

    чувство стиля







    Подпись педагога-практиканта _____________________________


    3. ДЕФЕКТЫ ЗВУКА И СЛОВА


    Форсированный голос

    Звук не форсирует

    отсутствие опоры звука

    Опора звука есть

    отсутствие полетности

    Голос полётный

    нечистый тон голоса

    Тон голоса чистый

    зажатый голос

    Немного зажимает голос на переходных нотах

    рассыпанный звук

    Звук собранный

    открытый звук (плоский)

    Звук прикрытый

    перекрытый звук (заглубленный)

    Иногда заглублен звук на нижних нотах

    звук с носовым призвуком (гнусавость)

    Нет носовых призвуков

    горловой призвук

    Нет горловых призвуков

    тремоляция голоса

    Нет выраженной тремоляции голоса

    качание голоса




    прямой звук без вибрато

    Вибрато не ярко выражено

    вялый звук и подъезды

    Подъезды к высоким нотам

    быстрая утомляемость голоса

    Нет быстрой утомляемости голоса

    неровность силы голоса по диапазону

    Сила голоса ровная

    фальшивая интонация

    Фальшивая интонация на переходных нотах

    короткое дыхание

    Дыхание не короткое

    перебор дыхания

    Нет перебора дыхания

    пестрота звучания гласных

    Нет пестроты звучания гласных звуков

    вялая дикция

    Активная дикция

    зажатость челюсти

    Существует зажатость челюсти на высоких нотах

    дрожание нижней челюсти

    Нет дрожания нижней челюсти

    не совсем верное положение губ, языка, головы

    Верное положение губ, языка, головы

    различные дефекты произношения

    (шепелявость и т.д.)

    Нет дефектов произношения







    Другие недостатки

    Нет





















    Подпись педагога-практиканта______________
    4. ОСНОВНЫЕ НЕДОСТАТКИ ГОЛОСА И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
    Основные недостатки голоса 1. Фальшивая интонация на переходных нотах.

    2. Заглубленный звук на нижних нотах.

    Пути их преодоления 1.Необходимо тренировать слух, а именно сольфеджировать. Научиться не зажимать мышцы горла. Применять упражнение: Поднять голову вверх так, чтобы глаза смотрели в потолок. В этом положении будет невероятно трудно петь на горле. Попробовать аккуратно спеть (тихо). Там, где звук вообще не получится – самые слабые и горловые места. Вытянуть губы в трубочку и просто выдохнуть воздух без звука. Затем подключить звук.

    2. Преподаватель должен объяснить и показать на своём примере, как правильно выводить звук вперёд. Останавливать, если звук неправильный.




    Подпись педагога-практиканта ________________________

    5. СПИСОК УПРАЖНЕНИЙ

    (указать цель)

    1.



    Цель: формирование близкого звука освобождение от горлового звучания

    2.


    Цель: выработать кантилену

    3.
    Цель: укрепить певческое дыхание, почувствовать озвучивание резонаторов, а также почувствовать работу диафрагмы.

    4.


    Цель: укрепление певческого дыхания, развитие кантилены, расширение диапазона.

    5.




    Цель: научиться петь легко, выработать кантилену.

    6. РАБОЧИЕ ЗАПИСИ ВО ВРЕМЯ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ



    Число месяц

    Урок сольного пения

    Подпись руководителя


    1.

    22.09.2020

    Педагог готовит голосовой аппарат к работе. Проводится дыхательная гимнастика Н.А. Стрельниковой -5 минут.

    Распевание 1. Пение на одном звуке-закрытым рот, закрытый звук на согласную (м-м). Вдох через нос, закрепляем мышцы живота. Звук-м-м направляем в резонаторы лица. Гортань не должна подниматься за звуком. 2. Пение по трезвучиям вверх-вниз «Ма-мэ-ми-мо-му». Распевка помогает выработке кантилены.

    Работа над вокализом Г. Зейдлера с пропеванием нот. Петь необходимо на опоре. Согласные произносить чётко. Гласные тянуть. Педагог обращает внимание ученицы на то, чтобы звук выводился вперед.

    Разучивание русской народной песни «Славны были наши деды».

    1. Педагог поёт ученице песню с аккомпанементом, чтобы девочка поняла, как приблизительно должна звучать песня.

    2. Разбор сольфеджио. Обращается внимание на правильное дыхание.

    3. Подключение текста. Обращается внимание на правильное звукоизвлечение.

    Разучивание песни «Песенка о волшебниках». Муз. Г. Гладкова, Слова В. Лугового.

    Для начала разучивается произведение на слог «Ри». Затем произведение разучивается с текстом. Внутри музыкальной фразы ученица должна чувствовать движение. Продолжаем вырабатывать кантилену.




    2.

    24.09.2020

    Разогрев голоса. Пение с закрытым ртом. По трём звукам вверх и вниз. На согласную «м».

    Распевание. Ученик поет используя, гласные у, о, а. Цель.- укрепить певческое дыхание, почувствовать озвучивание резонаторов, а также почувствовать работу диафрагмы.

    Вокализ Г. Зейдлера. На слог «до». Активно подключать диафрагму. Работа над кантиленой, а также строгое отслеживание и уяснение вокально-технических навыков.

    Продолжаем разучивание русской народной песни «Славны были наши деды». Необходимо добиваться такого произношения согласных, чтобы перерыв в потоке гласных был минимальным, и очень чётко ощущалось произношение согласных. Гласные нужно открывать, а согласные переносим к следующему слогу. Гласные тянем максимально долго, а согласные произносить нужно в последний момент. Так вырабатывается кантилена.

    Работа над песней «Песенка о волшебниках». Задача работы над произведением направлена на формирование у ученицы навыков работы с текстом, умение анализировать произведение и определять художественно-смысловые и динамические кульминации, использовать средства музыкальной выразительности при исполнении произведения.




    3.

    01.10.2020

    Распевание. Упражнение с закрытым ртом вниз и вверх по полутонам. Это необходимо для того, чтобы разогреть мышцы участвующие в голосообразовании.

    Распевка «За-зе-зи–зо-зу». Внимание педагога направлено на свободное положение гортани, естественную артикуляцию, использование резонаторной функции голосового аппарата.

    Вокализ Ф. Абта на гласную «И». Задача: развить вокально-технические и исполнительские способности ученицы, обучить вокальным приемам в области формирования и развития певческого голоса.

    Разучивание нового произведения «Зимняя дорога». Муз. А. Алябьева, слова А. Пушкина. Здесь особое внимание педагогом уделяется выработке выразительной певческой артикуляции, сглаживанию регистров, используя работу резонаторов, и на певческое дыхание с глубоким бесшумным неперегруженным вдохом и постепенным экономным расходованием воздуха при фонации.

    Разучивание нового произведения «Горные вершины» Муз. А. Варламова, слова М. Лермонтова. Произведение разучивается сначала в медленном темпе, постепенно ускоряя его. Обращается внимание на эмоциональный настрой и артистизм ученицы.





    4.

    06.10.2020

    Упражнение с закрытым ртом по восходящему и нисходящему движению. Таким образом разогреваем голосовой аппарат.

    «Распевание на одной ноте, ученица поёт «ля-а-а-а-а», вверх и вниз. Соблюдать певческую позицию. Чувствовать опору. Звук выводить в резонаторы.

    Распевание «Ми-и-и-и-я».

    Задача упражнений состоит в укреплении певческого дыхания, развитию кантилены, расширению диапазона.

    Работа над вокализом Ф. Абта. Сольфеджирование. Развивается вокальное дыхание. Учитывается плавность переходов из одного регистра в другой. Нужно научиться умению пользоваться многообразными оттенками. Воспитывается ясная и выразительная дикция. Продолжение работы над произведением «Зимняя дорога». Педагог старается научить ученицу передавать художественно-эмоциональный образ и идейный замысел произведения. Далее идёт работа на усовершенствование вокально-технических навыков, на развитие творческих способностей ученицы.

    Продолжение работы над произведением «Горные вершины». Педагог обращает внимание ученицы на хорошую подвижность языка и чёткую дикцию. Также педагог объясняет, как правильно работать с дыханием (ощущать слегка расширенные рёбра, работу спинных мышц).



    5.

    13.10.2020

    Преподаватель планирует урок вокала таким образом, чтобы поддержать интерес ученицы к вокальному творчеству, овладению вокально-техническими навыками.

    Распевание. Распевка начинается с пения с закрытым ртом восходящего и нисходящего хода. Так разогреваются мышцы участвующие в голосообразовании.

    Затем, небольшая по объему фраза «Ми-и-и-и-я-а-ре» повторяется по полутонам. В восходящем и нисходящем движении. Одна из задач распевки-расширение диапазона. Также целью этой распевки является освобождение артикуляционного аппарата.

    Работа над вокализом Ф. Абта на гласную «и». Обращаем внимание на тембровую окраску, подвижность голоса. Педагог ставит целью в работе над вокализом-выравнивание звучания голоса на всём диапазоне.

    Разучивание нового произведения «Колыбельная медведицы». М. Пляцковского. Активно использовать диафрагму. Стоять ровно, прямо. Петь в одной позиции. Чётко произносить текст. Понимать о чём поётся в произведении.

    Разучивание русской народной песни, на слова И. Никитиной «Здравствуй гостья зима». Преподаватель даёт послушать произведение в записи. Затем начинается разбор произведения. После этого проводится работа над образом, музыкальностью в каждой фразе.




    6.

    15.10.2020

    Распевание. Правильное и подходящее по голосу ученицы распевание. Пение с закрытым ртом восходящего и нисходящего хода по трём звукам.

    Распевка в пределах терции «Ми-ме-ма» -помогает развитию кантилены.

    Упражнение на активном, но мягком стаккато. Слог «лё» по дважды повторяющемуся трезвучию. Петь нужно отрывисто отделяя каждый звук. Пение на стаккато связано с активным смыканием голосовых связок. Оно хорошо активизирует их работу, способствует усвоению чёткой атаки, и потому очень полезно при вялом тонусе голоса.

    Вокализ Н. Ладухина. Ученица поёт вокализ с названием нот. Сольфеджирование помогает развитию гибкости гортани и выработке активной артикуляции, чёткой дикции. Параллельно с этим улучшается навык чтения нот. Сольфеджирование вокализа помогает в осознанном восприятии высотности звуков.

    Продолжение работы над произведением «Здравствуй гостья зима» . Не напрягать гортань. Звуки выводить в резонаторы, не заглублять. Держать темп. Петь на опоре. Продолжение работы над произведением «Колыбельная медведицы». Петь необходимо представляя зевок. Дыхание распределять так, чтобы его хватало на всю фразу. Плечи не поднимать, и не напрягать. Звук направлять вперёд.





    7.

    03.11.2020

    Элементы дыхательной гимнастики. А. Н. Стрельниковой- настройка дыхательного аппарата для вокальной работы.

    Распевание разогрев голоса закрытым ртом «мм». Рука на груди – ощущение грудного резонирования. Ученица поёт в 3-4 тональностях.

    Затем ученица поёт «Прр», в высокой тесситуре «ж-ж», ощущение тканевых вибраций грудного резонирования. Чистка интонации. Опевание ступеней. Далее «Ау» -упражнение на широкий интервал (октаву)-от грудного резонирования к головному- поётся в нескольких тональностях.

    Вокализ Н. Ладухина с пропеванием нот. Работа с вокализом направлена на выработку кантилены, развитие подвижности, гибкости голоса, выработке высокой позиции, фонетическому выравниванию гласных.

    Русская народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки. Используя образное мышление, воображение учащейся педагог создает такую ситуацию, которая приводит ученицу к яркому выразительному исполнению, грамотному построению драматургии произведения. В результате восприятия и анализа ученицей музыки и текста педагог считает необходимым дать ей возможность почувствовать художественный образ, пережить его.

    Разучивание произведения «Это для нас». Музыка Т. Потапенко. Слова М. Лаписовой. Задача работы над произведением направлена на выработку кантилены, сглаживанию регистров, развитию подвижности, гибкости голоса, постепенного расширения диапазона. Педагог формирует у ученицы навыки работы с текстом, умение анализировать произведение и определять художественно-смысловые и динамические кульминации.




    8.

    05.11.2020

    Распевание. Разогреваем голосовой аппарат «немым звуком»-«мм»-закрытым ртом.

    Далее гласные звуки (попарно: и-у; о-э; а-я и наоборот) с опеванием и подготовкой выработки приёма «вибрато», на конечном звуке помогаем «запустить» вибрато кистью руки (раскачиваем кисть и голос).

    Затем «з-з»-маленький комар-головное резонирование, рука при этом на шее.

    Упражнения развивают правильное дыхание, дают ровность певческого тона при смене гласных звуков, формируют правильную артикуляцию звуков.

    Работа над вокализом Г. Зейдлера. Сольфеджирование. Задача: добиться хорошей кантилены, работая над плавностью голосоведения, спокойным взятием «правильного дыхания», точности в ритмических аспектах. Педагог напоминает, что вокализ отличается ровностью и мягкостью звучания на всём диапазоне, свободной артикуляцией, грамотной фразировкой.

    Разучивание произведения «Чему учат в школе» Муз. Шаинского, слова М. Пляцковского. Ученице предлагается для просмотра и прослушивания видеоролик с исполнением произведения другого ученика. Необходимо дать учащейся насладиться качественным звучанием голоса, отдохнуть и настроиться на работу. Задачи работы над произведением. Отрабатывая различные вокальные навыки, обратить особое внимание на кантилену, на полноту длинного дыхания во фразах, мягкую атаку, легкость и непринужденность звучания, исходя из образа и смысловой нагрузки произведения.

    Разучивание произведения «Русская зима». Муз и слова Л. Олифировой.

    Задачи работы над этим произведением. Анализируя музыкальный и литературный тексты произведения подвести учащуюся к осознанию, а затем к осмысленному эмоционально насыщенному исполнению каждой музыкальной фразы, хорошей подаче художественного слова, не упуская при этом технически правильное исполнение.




    9.

    10.11.2020

    Распевание. Петь с закрытым ртом «мм» по полутонам вверх и вниз. Затем «ни-и-и-и-и-я-а-ре». Задача: подготовить ученицу пению в резонаторы. Петь связно, на дыхании. Ощущая опору. Плечи не поднимать. На высоких нотах петь «на улыбке» немного запрокинув голову назад.

    Продолжается работа над вокализом Г. Зейдлера. Сольфеджирование, а затем пение на гласную «а». Также педагог напоминает о важности кантилены, плавности звуковедения. Необходимо распределять дыхание на всю фразу. Звук ровный, мягкий.

    Продолжение работы над произведением «Чему учат в школе». Педагог объяснила, что огромную роль в формировании голоса играет эмоциональная сфера. Организующая роль эмоций- важнейшая роль эмоциональной образной вокальной терминологии, как средства оптимальной настройки певческого голоса-это один из главных разделов резонансной теории пения. Эмоция – это волшебный ключ, которым легко и свободно открываются потайные клады голосовых чудес, подсознательные механизмы управления певческим процессом, достигается оптимальная работа дыхания, гортани, резонаторов.

    Педагог просит ученицу пропеть произведение, используя метод «как-будто». «Вдохните так, как будто вдыхаете аромат чудной розы». И всё мгновенно организуется наилучшим и естественным образом.




    10.

    13.11.2020

    Дыхательная гимнастика Стрельниковой.

    Распевание.

    «Ро-о-за». Как и на предыдущем уроке представляем, как будто вдыхаем аромат прекрасной розы.

    «Я-по-ю». Петь в одной позиции. Звук выводить вперед, не «заваливать» назад. «Зевок» готовим заранее, поём на опоре.

    Вокализ Зейдлера №9. Задача – развивающая: формирование исполнительских навыков, понимание исполнительских задач и способов работы над ними. Работа проводилась над конкретными техническими задачами: выработка чистоты тона и интонирования, точность соблюдения мелодико- ритмического рисунка, фразировка, динамический план произведения.

    Продолжение работы над произведением. «Чему учат в школе». Педагог приучает ученицу мыслить «мелодически». Певческое дыхание должно быть легким, но достаточно звонким.

    Так же педагог в произведении рекомендовал следить за хорошей дикцией и чёткой артикуляцией. Цель урока: Развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения.



    11.

    19.11.2020

    Распевание.

    Пение с закрытым ртом вверх и вниз по трезвучиям.

    Распевка на гласную «у». Польза гласной в том, что она сохраняет, как в речи, так и в пении наименее изменяемым положение ротового аппарата, сравнительно с другими гласными. Тем самым звук «у» даёт возможность детям легче и быстрее перейти от речевой к певческой форме подачи звука. Звук «у» является наиболее «тёмным» и «глубоким» среди всех гласных. При исполнении звука «у» ротовое отверстие сужается и расширяется глотка. После «тихого» и «глубокого звука- у» педагог переходит к «громким» и «близким» гласным (а, о).

    Вокализ Абта №4. Задачи:

    Выработка и укрепление певческого дыхания.

    Формирование кантилены.

    Сглаживание звучания переходных звуков и выравнивание гласных.

    Расширение диапазона, развитие гибкости и подвижности голоса. Работа над тембровыми особенностями голоса.

    Продолжение работы над произведением «Русская зима». Педагог объяснил, что необходимо петь выразительно, эмоционально. Но эмоциональность без рациональной основы не может привести ни к техническому, ни к художественному совершенству. Работать необходимо над техникой звукообразования и созданием художественного образа. В работе с учениками необходим весь комплекс методов вокального воспитания на всём протяжении обучения. Основной принцип русской вокальной школы заключается в единстве художественного исполнения и технического развития.



    12.

    27.11.2020

    Распевание.

    Пение с закрытым ртом вверх и вниз по полутонам.

    Распевка «Ми-ме-ма-мо-му». Гласные располагаются последовательно от близких и светлых к глубоким и темным. Удобно при необходимости проработать отдельные гласные –их форму. На начальном этапе упражнение помогает объяснить понятия легато и кантилены. Очень удобно для начинающих и тем, что построено всего на одной ноте.

    Основные задачи: вести к последней ноте, петь не отдельно пять нот, а целую фразу. Петь сквозь согласные, проговаривая «м». Очень быстро и мягко, наполнять голосом, звуком каждую гласную.

    Распевка на гласную «а». На второй ноте увеличить зевок. Не отрывать ноты друг от друга. Цель- научиться петь легко.

    Вокализ Абта №4. Пропевание вокализа на гласную «и». Ведется планомерная работа над однородностью звучания голоса, являющейся одним из важных его качеств. Развивается и совершенствуется пение кантилены. Пение вокализа помогает повысить выносливость голоса, развить диапазон, чувство фразировки и движение мелодии.

    Продолжение работы над произведением «Русская зима». Работа над артикуляцией. Ликвидировать склонность к утрированному произношению, что мешает вокализации.








    Подпись педагога-практиканта ________________________

    7. ПОДГОТОВКА И АНАЛИЗ ВОКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
    а) Название произведения, общие сведения о произведении и его авторах.

    Авторы музыки и текста.

    б) музыкально-теоретический анализ.

    Жанр произведения: ария, романс, песня, обработка народной песни и т.д.

    Форма произведения: одночастная, двухчастная, трехчастная, куплетная и т.д.

    Тональность. Размер.

    Характеристика мелодии: тема, изложение мелодии (плавная, скачкообразная, с хроматическими ходами, с ходами на трудные интервалы типа септимы, ноны и т.д.)

    Соотношение мелодии и аккомпанемента. Характеристика аккомпанемента: аккордового склада, гитарного типа, вальсообразного, дублирующий вокальную линию или нет и т.д.

    в) вокально-технический анализ.

    Диапазон. Тесситура.

    Интонационный рисунок.

    Особенности дыхания (моменты взятия вдоха и т.д.)

    Дикция (особенности вокальной речи, произношения и т.д.)

    Характер звуковедения: легато, стаккато, скороговорка, речитатив и т.д.

    Технические украшения: форшлаги, морденты, группетто, трели, каденции, пассажи, филировка и т.д.

    г) исполнительский анализ.

    Эмоционально-смысловое содержание произведения.

    Связь литературного текста с музыкой.

    Музыкально выразительные средства: темп, динамика, фразировка, кульминация и т.д.

    Расшифровать все музыкальные термины.

    д) педагогический анализ.

    Основные музыкальные, вокально-технические и исполнительские пути их решения.

    Общие сведения о произведении и его авторе

    Олифирова (Катаева) Людмила Александровна (1958, г. Миасс), композитор, поэт, отличник народного просвещения. Окончила общеобразовательную школу № 6, Миасское музыкальное училище по классу фортепиано (1978), дирижерско-хоровое отделение Московского института культуры (1985). С 1979 года работает в Москве музыкальным руководителем ДОУ № 1042. Применяет новые авторские методики обучения детей музыке. Сочиняет и ставит спектакли для детей разного возраста.

    Активно участвовала в Миасском литературном объединении "Ильменит". Автор двух книг, выпущенных московским издательством "Воспитание дошкольника" (2002, 2003). Произведения композитора публикуются в журнале "Дошкольное воспитание". Олифирова - автор "Песни о машгородке". Ее стихи помещены в сборнике "Поэты Миасской долины".

    Победитель конкурсов к юбилею Москвы и 200-летию А.С. Пушкина.

    Мягкий беленький снежок тает на ладошке,
    До чего же хорошо в новеньких сапожках
    Пробежаться с ветерком и в сугроб свалиться
    И в пушистый снежный ком взять и превратиться.
    И в пушистый снежный ком взять и превратиться.
    Припев:
    Зимушка, зимушка, ах как хороша!
    Радуйся, радуйся, русская душа!
    Зимушка, зимушка, ах как хороша!
    Радуйся, радуйся, русская душа!

    Снег как добрый чародей бродит в переулке.
    Эй, ребята, поскорей выйдем на прогулку
    Я спешу быстрее всех в шубку нарядиться
    Прячу нос в пушистый мех, чем я не лисица?
    Прячу нос в пушистый мех, чем я не лисица?
    Припев.

    Спят деревья крепким сном под напев метелей,
    А на горке ледяной целый день веселье,
    Рассыпая звонкий смех едут вниз ребята,
    И бегут опять наверх словно медвежата.
    И бегут опять наверх словно медвежата.
    Припев.
    Музыкально-теоретический анализ
    «Русская зима». Муз и слова Л. Олифировой.
    Пе́сня, или пе́снь, — наиболее простая, но распространённая форма вокала, объединяющая поэтический текст с мелодией. Иногда сопровождается оркестром (также мимикой). Песня в широком значении включает в себя всё, что поётся, при условии одновременного сочетания слова и напева; в узком значении — малый стихотворный лирический жанр, существующий у всех народов и характеризующийся простотой музыкально-словесного построения. Песни отличаются по жанрам, складу, формам исполнения и другим признакам.
    В русской песне есть свои наиболее употребительные размеры: в 2/4 и 4/4. Размер в 3/4 реже. Он употребляется обычно в обрядовых, например свадебных песнях. Но ещё более свойственно песне соединение нескольких размеров, переходы из одного в другой и обратно. Но нередко песня употребляет очень трудно поддающиеся изучению размеры в 3/8, 5/8, 5/4 и пр. Для песни можно установить один закон: распределение акцентов стиха выполняет в ней музыкальный метр и именно таким образом, что звуки, соответствующие слогам с формальным ударением, размещаются по сильным временам музыкального метра, а моменты смыслового ударения выделяются большей длительностью соответствующего звука, отчего этот последний делается интонационным центром фразы

    Гармонический анализ.

     

         Аккордовая фактура, где роли мелодического выступает верхний голос аккорда, отличается особой компактностью, полнозвучностью.

          Фактурное развитие в произведении во многом идет параллельно гармоническому. Легче всего это проследить в вариационной форме – каждая новая вариация, так или иначе развивая начальную тему, приносит с собой новую фактуру.

           Фактура – одно из важных средств выразительности, активно участвующих вместе с гармонией в создании музыкального образа.

           В песне Русская зима. Муз и слова Олифировой” аккорды меняются почти на каждую долю такта, строится по принципу (Т – S4/6 – Т – S4/6 – Т -  D6 - Т ).

     

      Исполнительский анализ

    l. Жанр песни – плясовая, хороводная.

    Русской зима- это замечательная песня в которой исполнитель восхваляет зиму, говорит о ее красоте, о прекрасных прогулках, которые возможны зимой. Можно и прокатиться на санках, выйти на улицу нарядиться в шубку Песню можно отнести и к плясовой . Песня очень радостная, веселая, игривая, задорная. Под эту песню хочется водить хоровод.

    ll. Основной темп песни – Allegretto, giocoso. Мелодия развивается поступенно внизходящем движении, с широким распевом слогов, каждая музыкальная фраза заканчивается основным устоем – тоникой «си». Для песни характерна кульминация «вершина источник», т.к. напев каждого куплета начинается с вершины, которая является доминантовым звуком лада. lll. Главная кульминация всей пьесы (10-19). Исполняется пьеса на ff с кульминационной вершиной. К этой части произведения исполнитель должен подойти постепенно, с изменением приемов и штрихов и динамикой.

    lV. В этой пьесе исполнитель должен пользоваться штрихами легато, нонлегато, маркато.

    Легато – это прием игры на гитаре, при котором звучание определенной ноты переходит в другой по высоте звук без использования правой руки.

    Нонлегато применяется в подвижном темпе, при взволнованном характере музыки. Маркато обозначает подчеркнутое, отчетливое исполнение каждого звука, которое достигается посредством акцента.

    V.В данной пьесе встречаются приемы , арпеджио.

    Прием апояндо встречается в тактах( 1-15 такты)

    Прием арпеджио встречается (15-19 такты)

    Vl.d Динамические оттенки – mf (1-5 такты), f – (6-9 такты), p – (10-14 такты), mf – (15-19)

    Проанализировав штрихи, приемы, динамику, фразировку и темпы, мы видим, что они способствуют музыкальному образу пьесы, ее характера.

    Заключение

    Исполнение песни должно быть ярким, выразительным, качественным под аккомпанемент фортепиано, баяна, аккордеона или с использованием качественной фонограммы.

    Песню лучше сразу учить по фразам. Разучивание должно вестись в удобной тесситуре и на первом этапе без сопровождения, чтобы ученица училась слышать голос педагога и подстраиваться под него. Можно подыгрывать мелодию на инструменте
    Для лучшего запоминания текста возможно использование следующих приемов:

    1. Проговаривание текста в ритме песни негромко или шепотом.

    2. Беззвучная активная артикуляция при мысленном пении с опорой на     внешнее звучание.

    3. Пение «эхом», когда фразу сначала поёт педагог, а затем повторяет ученица.
    4. Игра «Я и вы», основанная на перемежающемся пении, когда несколько тактов поёт педагог, а после сигнала (громкого аккорда, жеста рукой, хлопка и т.п.) песню подхватывает ученица.

    5. Пение на звук «у» для выравнивания унисона.

    6. . Пение a capella — оно побуждает исполнителей внимательнее относиться к собственной интонации, что способствует установлению чистой интонации.

    7. Пропевание наиболее сложных фрагментов со словами или вокализацией для уточнения интонации.

    8. Моделирование высоты звука рукой, схемой, рисунком в интонационно сложном фрагменте.
    III Этап. Работа над качеством исполнения.

    Работа над качеством исполнения— самый сложный и продолжительный. По сути, он представляет собой работу — интонационного, ритмического, динамического, тембрового, дикционного и др.
    1. Пение на звук «у» для выравнивания унисона.

    2. Пение a capella — оно побуждает исполнителей внимательнее относиться к собственной интонации, что способствует установлению чистой интонации.

    3. Пропевание наиболее сложных фрагментов со словами или вокализацией для уточнения интонации.

    4. Моделирование высоты звука рукой, схемой, рисунком в интонационно сложном фрагменте.
     

     

    ОТЗЫВ

    о практике обучающегося
    Студент(ка) 4 курса кафедры Академического пения «Института Современного Искусства»

    Кошедова Светлана Валерьевна

    проходил(а) педагогическую практику с __01.09.2020__ по __14.01.2021__г.
    План прохождения практики был выполнен полностью.
    ОТМЕТКИ О ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ
    Начало Окончание

    практики практики

    « 01 » сентября 2020 «14» января 2021 г.




    По итогам практики и защиты отчета студент(ка)__Кошедова С.В.___
    Был принят экзамен с оценкой __________________________________________

    Подпись педагога-консультанта _________ _______________ (Демидова О.В.)




    Подпись руководителя практики __________________________ (Супотницкая Е.С.)




    Подпись заведующего кафедры ______________________________(Федосеева Г.В.)
    «27» сентября 2021 г.



    Стр. из


    написать администратору сайта