преддипломная практика. Преддипломная практика Вейтман Л.М.. Отчет по практике Название дисциплины Производственная преддипломная практика бакалавриат Психология
Скачать 1.76 Mb.
|
Основные данные о работе
СодержаниеВведение………………………………………………………………………….3 Глава 1. Содержание и задачи приобщения дошкольников к этнической культуре…………………………………………………………………………..5 Глава 2. Условия приобщения дошкольников к этнической культуре……..12 Заключение…………………………………………………………………….. 22 Список использованных источников………………………………………….23 Приложения…………………………………………………………………….25 ВведениеЯ, Вейтман Любовь Михайловна, студентка Петрозаводского филиала НАЧОУ ВПО СГА проходила преддипломную производственную практику в период с 03 августа по 23 августа 2015 года на базе МДОУ «Детский сад № 32» г. Петрозаводска. Моя преддипломная производственная практика посвящена этнокультурному образованию дошкольников средствами художественной культуры, детских праздников и развлечений. Этнопедагогика представляет собой научный взгляд на явление воспитания и анализирует социальные и педагогические процессы, взаимосвязи, взаимодействия, взаимовлияния педагогики с культурными традициями народа. Этнопедагогика как часть педагогической науки исследует закономерности и особенности народного (этнического) воспитания. В наши дни в педагогической литературе встречаются два близких по смыслу термина: "этнопедагогика" и "народная педагогика". Условимся использовать их со следующей смысловой нагрузкой: •народная педагогика - это воспитательные традиции конкретной этнической группы; •этнопедагогика - обобщенное понятие, означающее сравнительный анализ воспитательных традиций различных народов. В народной педагогике большое значение имеет преемственность поколений. Чем теснее и глубже эта преемственность, тем лучше для жизни старших и воспитания молодых. Г.Н. Волков нашел в народных изречениях замечательную мысль: "Не говори о любви к детям, если не почитаешь старых". В средствах народной педагогики можно выделить два аспекта: содержательный и прикладной, т.е. воспитательную идею и воспитательное значение. Наиболее важным в наши дни представляется рассмотрение средств народной педагогики, несущих идею самореализующейся творческой личности и дающих знание о способах приобщения к самостоятельной творческой деятельности. Актуальность преддипломной производственной практики определяется: а) той уникальной ролью, которую играет этническая культура в становлении личности и самосознания ребенка-дошкольника; б) интересом к этой проблеме современных ученых-педагогов (к проблемам этнопедагогики обратились уже в середине XX века такие этнографы, педагоги, как Г.С. Виноградов, Г.Н. Волков, В.Ф. Афанасьев, А.Э. Измайлов, В.М. Григорьев, С.М. Малиновская и др.). Объект преддипломной практики: процесс приобщения дошкольников к этнической культуре. Предмет преддипломной производственной практики: праздники и развлечения как средство приобщении дошкольников к этнической культуре. Цель преддипломной практики: выявить условия приобщения дошкольников к этнической культуре средствами детских праздников и развлечений Задачи практики: - проанализировать содержание и задачи процесса приобщения дошкольников к этнической культуре; - определить особенности приобщения дошкольников к этнической культуре; - изучить средства приобщения дошкольников к этнической культуре; База исследования – МДОУ «Детский сад № 32 «Малышок» г.Петрозаводск Основная часть1Содержание и задачи приобщения дошкольников к этнической культуреПотребность в воспитании и обучении подрастающего поколения существовала уже в далеком прошлом; в каждом народе живет стремление передать накопленный жизненный опыт и мудрость молодым. Научные исследования проблем народной педагогики свидетельствуют, что изучение народного опыта воспитания как социально-исторического феномена на всех этапах исторического развития входило в круг научных интересов педагогов прошлого и настоящего. Великий русский педагог К.Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. "Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, - писал он, - имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…". А.С. Макаренко на собственном многолетнем опыте народного учителя убедился, что педагогика рождается в живых движениях людей, в традициях и реакциях реального коллектива. Он подчеркивал, что "семейная, трудовая подготовка имеет самое важное значение для будущей квалификации человека". К проблемам этнопедагогики обратились в середине XX века такие этнографы, педагоги, как Г.С. Виноградов, Г.Н. Волков, В.Ф. Афанасьев, А.Э. Измайлов, В.М. Григорьев, С.М. Малиновская и другие. Г.Н. Волков выделял следующие проблемно-тематические разделы научной этнопедагогики: 1. Основные педагогические понятия народа, которые определяются особенностями национального характера. 2. Статус ребенка как субъекта воспитания (родное дитя, сирота, приемыш, ровесники и друзья, чужие и посторонние дети, детская среда и т.д.). 3. Функции воспитания (подготовка к труду, формирование нравственных черт характера, развитие ума, забота о здоровье, привитие любви к прекрасному). 4. Факторы воспитания (природа, труд, быт, обычай, искусство, религия, родное слово). 5. Методы воспитания. 6. Средства воспитания (потешки, считалки, загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки и легенды, предания и т.д.). 7. Идея совершенства человеческой личности и ее реализация в системе народного воспитания. 8. Организация воспитания и педагогическая роль коллективных форм жизнедеятельности (трудовые объединения детей и молодежи, молодежные праздники, общенародные праздники и т.д.). 9. Народные воспитатели (родители, старшие дети, уличные и общинные педагоги и т.д.; их педагогические принципы и мысли. Педагог, обеспечивая национальное воспитание, формирует национальное самосознание ребенка путем обучения родному языку, путем ознакомления с обычаями, традициями, ценностными ориентациями народа. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения. Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. Сила народной педагогики заключается прежде всего в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель "облагораживания" человеческой души и утверждалась в народной педагогике. Основными факторами народной педагогики, соответственно и народного воспитания, является природа, игра, слово, дело, общение, традиция, быт, искусство, религия. Природа - один из важнейших факторов народной педагогики, она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Природа имеет огромную власть над человеком. Природосообразностьв народной педагогике порождена естественностью народного воспитания. Русские говорят о природе человека, о природном уме, и в этом начало смысла, причем, это согласовывается с демократическими, гуманистическими особенностями народной педагогики естественностью народного воспитания. С природой как с решающим фактором воспитания согласовывается и утверждение о народной педагогике как педагогике свободы и любви. Первичными элементами народной педагогики были примитивные педагогические умения как зачатки педагогического искусства ("ремесла"). Критериями деятельности народных педагогов служили здравый смысл, эмпирическое обобщение опыта, что послужило в дальнейшем исходным основанием для педагогической теории. На ранних ступенях воспитатели из народа, не зная еще науки постепенно начинали опираться на передающуюся из поколения в поколения народную мудрость. Народная педагогика из-за отсутствия письменности и грамотности несла большие потери, мудрость распылялась, многие открытия делались заново тысячи раз. Отсутствие возможности концентрировать педагогические знания явилось препятствием в программе педагогической культуры народа. Для каждого человека имеет важное значение его близость к духовной культуре человечества. Чем дальше человек от этих духовных сокровищ, тем он стоит ниже как мыслящее и чувствующее существо. Чем прочнее духовные нити связывают человека со всем человечеством, тем выше он как член человеческого общества. Традиции как бы организуют связь поколения, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразные традиции, тем духовно богаче народ, не что так не объединяет народ, как традиции. Достижение согласия между традициями и современностью все более становится животрепещущей проблемой науки. Традиция содействует воспитанию теряемого сейчас наследия. Такое воспитание может, быть спасительным для человечества. Смысл воспитания - укрепление преемственности поколений для вековых гуманистических традиций народа, в конечном итоге - осознание принадлежности к своим корням. К средствам приобщения дошкольников к этнической культуре относятся народное творчество, декоративно-прикладное искусство, в том числе различные жанры устного народного творчества. Например, важным средством приобщения к этнической культуре народа является пословица. В любой пословице всегда присутствует "педагогический момент" - назидательность: под пословицей понимают меткое образное изречение назидательного характера, типизирующее самые различные явления жизни и имеющее форму законченного предложения. Пословицы удовлетворяли многие духовные потребности трудящихся: познавательно-интеллектуальные (образовательные), производственные, эстетические, нравственные и др. Пословица создается всем народом, поэтому выражает коллективное мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Удачный афоризм, созданный индивидуальным умом, не становится народной пословицей, если он не выражает мнение большинства. Во всяком случае возможно параллельное одновременное существование общенародного варианта и индивидуально-авторского. Нравственную идею отражают и загадки, которые умны и высокопоэтичны. Соответственно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. В глубокой древности они, вероятно, выполняли все эти функции более или менее в равной степени. Но позднее в них доминирующим началом стало умственное воспитание. Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности; причем наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяло давать всестороннюю характеристику предмету (явлению). Но значение загадок в умственном воспитании далеко не исчерпывается развитием мышления, они также обогащают ум сведениями о природе и знаниями из самых различных областей человеческой жизни. Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности. В воспитании велика и ни с чем не сравнима роль народных песен. В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа. Песни уникальны музыкально-поэтическим оформлением идеи - этической, эстетической, педагогической. Красота и добро в песне выступают в единстве. Добрые молодцы, воспетые народом, не только добры, но и красивы. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека. Песне присуща высокая поэтизация всех сторон народной жизни, включая и воспитание подрастающего поколения. Педагогическая ценность песни в том, что красивому пению учили, а оно, в свою очередь, учило прекрасному и добру. Песней сопровождались все события народной жизни - труд, праздники, игры, похороны и т.п. Особое место в процессе приобщения к этнической культуре занимают сказки, поскольку они являются едва ли не самой эффективной формой педагогического воздействия на личность. В большинстве русских народных сказок главный герой - богатырь, заботясь о своих близких, своем народе, сражается с различными чудовищами (Змей Горыныч, Кощей Бессмертный) и, уничтожая зло, устанавливает справедливость и согласие в мире. Сказки русского народа К.Д. Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка. Своеобразным, соединяющим в себе несколько различных жанров народного творчества средством приобщения к этнической культуре является народный праздник. Народные праздники были настоящим кодексом неписаных норм и обязанностей, но только в художественно-эмоциональной форме. Обряды, отображающие нравственные устои украинского народа, закрепляющие чувства верности семье, друзьям (подругам), развивающие эстетические чувства детей и содержащие в себе многие другие педагогические элементы, ярко представлены в таких праздниках, как Рождество, Пасха, Троица, Масленица, и т.д. Вот почему приобщение детей к народным традициям целесообразнее проводить именно в форме детского праздника. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное их участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках. Праздники и развлечения - яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. Подготовка и проведение праздников и развлечений способствуют нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о родной стране, о родной природе, труде формируют патриотические чувства. Разучивая народные песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию. Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей - все это важные факторы эстетического воспитания. Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движений. Подготовка к праздникам и развлечениям осуществляется планомерно и систематически, не нарушая общего ритма жизни детского сада. Если воспитатель хорошо знает детей, их интересы, индивидуальные особенности, он умеет каждый день пребывания детей в дошкольном учреждении сделать для них радостным и содержательным. В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Эта идея должна проходить через все содержание праздника, раскрытию ее служат песни, стихи, музыка, пляски, хороводы, инсценировки, художественное оформление. Идея праздника будет донесена до каждого ребенка, если она раскрывается на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Это достигается прежде всего тщательным подбором репертуара (стихов, песен, плясок и т.д.) для детей каждой возрастной группы, рекомендованным программой воспитания в детском саду. При этом учитываются уже имеющийся у детей репертуар, уровень развития их вокальных и двигательных навыков, интересы. Наконец, говоря о доступности праздника, следует помнить и о времени его проведения. У детей младших и средних групп утомляемость наступает гораздо раньше, чем у старших дошкольников. Малыши способны воспринять гораздо меньшее количество стихов, песен и т.д. Поэтому длительность праздника для них не должна превышать 20-30 мин. Для старших дошкольников длительность его увеличивается до 45-55 мин и репертуар становится гораздо богаче и разнообразнее. Желательно, чтобы в программе праздника гармонически сочетались разные виды искусств, коллективное и индивидуальное исполнение. Дополняя друг друга в решении одной темы, они увеличивают силу эмоционального воздействия на детей, в то же время каждое из них оказывает свое особое влияние на ребенка. Учитывая сравнительно быструю утомляемость и возбудимость детей, необходимо правильно чередовать различные виды их художественной деятельности. Праздник несет радость всем детям. Поэтому важно, чтобы каждый ребенок принимал в нем посильное участие. В процессе организации детских праздников с целью приобщения дошкольников к этнической культуре в сценарии следует включать перечисленные и другие жанры устного народного творчества (потешки, пестушки, прибаутки, поговорки, заклички), а также предоставлять детям информацию о народном танце, традиционном костюме, народных промыслах и др. 2 Условия приобщения дошкольников к этнической культуреСоприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа, и проведено наше исследование. Целью экспериментальной части преддипломной производственной практики было доказать, что проведение детских праздников и развлечений, тематика которых охватывает элементы этнической культуры, будет способствовать более эффективному приобщению дошкольников к этнической культуре русского и украинского народов. Задачи: 1) выявить первоначальный уровень ознакомления с русской (или украинской) этнической культурой у детей 4-5 года жизни; 2) создать и апробировать систему занятий по приобщению дошкольников к этнической культуре; 3) сравнить уровни знаний об этнической культуре после проведения серии занятий в контрольной и экспериментальной группе. В основу работы положены следующие принципы: учет возрастных особенностей детей при отборе содержания, темы занятий, задач воспитания и обучения; обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей; уважение к личности каждого ребенка. В основу нашего эксперимента легла программа "Весточка" (автор Т. Ревенок). Экспериментальная работа проходила в три этапа: констатирующий этап, включающий диагностику имеющегося уровня этнической культуры детей; формирующий этап, заключающийся в апробировании на практике эффективности разработанной методики формирования этнической культуры дошкольников; контрольный эксперимент, представляющий результаты диагностирования, эффективности проведенной работы, сопоставление и обобщение полученных результатов. Эксперимент проводился на базе МДОУ «Детский сад № 32» г. Петрозаводска. Констатирующий этап Цель: выявить уровень этнической культуры детей четвертого-пятого года жизни. Задачи: 1) проведение диагностической методики на выявление уровня этнической культуры как в контрольной, так и в экспериментальной группе; 2) обработка и интерпретация результатов. Перед началом исследования группа была поделена на две подгруппы: контрольную и экспериментальную. Для определения уровня этнической культуры детей в ходе констатирующего эксперимента предлагались задания, использовалась игровая мотивация. С этой же целью была составлена диагностическая карта. Таблица. Диагностическая карта.
Критерии к диагностической карте Высокий уровень Использует в активной речи потешки, прибаутки, пословицы и поговорки, загадки, считалки, образные выражения. Знает народные приметы, умеет соотносить увиденное в природе c народными приметами и делать соответствующие умозаключения. Знает былинных и сказочных героев, умеет узнавать их в произведениях изобразительного искусства и украинских народных праздниках. Знает названия праздников и умеет объяснить, что это за праздник и когда он бывает. Умеет играть в подвижные и хороводные народные игры. Знает историю русского и украинского народного костюма, различает головные уборы (женские, девичьи, мужские). Имеет представление о народных промыслах и использует их элементы в своих работах. Умеет отличить архитектурные сооружения древней Руси от современных построек. Средний уровень Знает потешки, прибаутки, загадки, считалки, образные выражения и использует их в речи. Знает народные приметы и замечает их в повседневной жизни. Знает названия некоторых народных праздников и принимает активное участие в них. Знает русские и украинские народные подвижные игры и умеет объяснять правила некоторых из них. Знает некоторые элементы русского и украинского народного костюма и различает головные уборы. Имеет практические умения по работе с тестом, в приготовлении салатов, вышивании салфеток, может сделать тряпичную куклу. Низкий уровень Знает потешки, пословицы, приметы, загадки, считалки и иногда использует их в речи. Знает народные приметы. Знает названия некоторых праздников, но принимает в них пассивное участие. Знает 2-3 народные подвижные игры и умеет объяснить правила к ним. Имеет элементарные навыки по работе с тестом, тканью, изготовлении салатов. Таким образом, мы определили уровень ознакомления дошкольников с этнической культурой русского (украинского) народа.
Затем мы произвели анализ количественного распределения детей по уровням в обеих группах.
Цель формирующего этапа: разработать систему тематических занятий (детских праздников и развлечений), способствующих приобщению дошкольников к этнической культуре. Задачи формирующего этапа: 1) ознакомить детей с элементами русского и украинского народного творчества (фольклор, народные промыслы, элементы быта, обычаями и традициями народных праздников), историей России и Украины, историей национального костюма; 2) обучение детей наблюдению за природой (посредством включения в занятия народных примет, пословиц, поговорок, загадок); 3) эстетическое развитие дошкольников (посредством включения элементов народных промыслов (вышивки, лепки и др.)в занятия по труду). Целенаправленно решать педагогические задачи по приобщению дошкольников к этнической культуре можно с помощью тематических праздников и развлечений. Приведем примерную программу проведения таких мероприятий. Курс предназначен для дошкольников 4-5 лет. Экспериментальное обучение включалось в педагогический процесс дошкольного учреждения. В нем использовались общепринятые формы организации: фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия. В контрольном эксперименте были использованы те же виды заданий и средств наглядности, что и на констатирующем этапе, но детям предоставлялась большая самостоятельность при их выполнении. Экспериментальная группа: дети обладают знаниями о традициях и обычаях, народных праздниках, пользуются пословицами и поговорками в повседневной речи. При рассматривании традиционных орнаментов, народных костюмов могут отличить русский от украинского. В ходе эксперимента было отмечено повышение заинтересованности детей к истории России и Украины, народным промыслам. При чтении народных сказок дети могут различать характеры героев, описать их действия и обстановку, аргументировано выделять положительных и отрицательных персонажей, что помогает развитию нравственно-эстетического восприятия мира.
Уровень ознакомления дошкольников с этнической культурой русского (украинского) народа в экспериментальной группе повысился существенно, в контрольной - незначительно. Количественный анализ показал следующие результаты.
Разработанная нами методика показала свою высокую практическую значимость в работе с детьми: •дети знают, любят и умеют играть в русские народные игры; •используют в активной речи русский фольклор; •умеют соотносить увиденное в природе с народными приметами; •принимают осмысленное и активное участие в проведении народных праздников; •знают былинных и сказочных героев, узнают их в произведениях изобразительного искусства; •знают историю русского костюма, его элементы, умеют объяснить значение украшения костюма; ЗаключениеВ результате проведения преддипломной производственной практики мы пришли к следующим выводам: 1. Приобщение детей к этнической культуре открывает им удивительный, прекрасный мир, что стимулирует активно-познавательное и эмоционально-ценностное отношение детей к окружающему миру. 2. Необычность и новизна, разнообразие окружающего мира, которые открываются детям с помощью народных сказок, народного фольклора, промыслов способствуют эмоциональному воздействию на ребенка, вызывают его удивление, желание больше узнать, побуждают к передаче чувств и мыслей посредством участия в праздниках и развлечениях. 3. Включение элементов устного народного творчества в процесс образования и воспитания дошкольников дает возможность не только для развития речевой выразительности, но и развивает мнемонические процессы, открывает дорогу к творческим проявлениям, наблюдательности, обогащению и активизации словаря, внутренней раскованности. В процессе работы по обучению детей составлять рассказы по теме занятия удалось решить воспитательные задачи: дети научились выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно исправлять их. Приобретенные навыки дети используют и в повседневной жизни - в общении между собой, при взаимодействии друг с другом в разных видах детской деятельности. Таким образом, разработанная нами система проведения детских праздников и развлечение способствует эффективному приобщению дошкольников к этнической культуре, попутно решая некоторые проблемы нравственно-эстетического воспитания и развития речи. Список использованных источников
Приложения
|