Главная страница

отчет по производственной практике. Отчет по производственной практике (научноисследовательская работа) Место прохождения практики


Скачать 53.98 Kb.
НазваниеОтчет по производственной практике (научноисследовательская работа) Место прохождения практики
Анкоротчет по производственной практике
Дата22.01.2023
Размер53.98 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла9_OTChET_405_ZFO_nir_21-22.docx
ТипОтчет
#898566

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Челябинский государственный институт культуры»

Хореографический факультет

Кафедра педагогически хореографии
ОТЧЕТ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

(НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА)

Место прохождения практики

МБУК ЦД «Нефтяник»,

Город Ноябрьск




Срок прохождения практики

19.02.2022-29.05.2022









Выполнил обучающийся:

4 курса 405 БНХК группы

заочной формы обучения

Мандыкаев Валерий Анатольевич





Руководители практики:

От ЧГИК Новиков К.А.

От профильной

Организации Зубко Е.Д.



Срок сдачи ― «25» мая 2022 г.

Подпись руководителя от

образовательной организации –

Подпись руководителя от

профильной организации -

Подпись зав. кафедрой ―
Практика защищена

«15» июня 2022 г.

Оценка________________

Председатель комиссии

Дубских Т. М. _________

подпись


Челябинск 2022
СОДЕРЖАНИЕ

Задачи практики:

  • изучить современные тенденции сохранения и развития народной художественной культуры;

  • выявить актуальные способы и средства исследования проблемных вопросов в хореографическом творчестве на основе фундаментальных и прикладных знаний;

  • овладеть разнообразными способами презентации результатов научно-исследовательской деятельности;

  • развить способности к самоорганизации и самообразованию;

  • сформировать навыки и умения анализа и обобщения результатов научного исследования в различных формах.

Формируемые компетенции:

  • способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК – 7);

  • способностью применять этнокультурные знания в профессиональной деятельности и социальной практике (ОПК – 1);

  • владением навыками работы с теоретической и эмпирической информацией, способностью находить, изучать и анализировать научную информацию по тематике исследования (ПК – 1);

  • способностью к подготовке и проведению научно-исследовательских работ с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин в области народной художественной культуры (ПК – 2);

  • владением современными способами научной презентации результатов исследовательской деятельности (ПК – 3).

Прохождение практики осуществлялось в соответствии с совместным рабочим графиком (планом), разработанным руководителем практики от ЧГИК К. А. Новиковым, руководителем от профильной организации Зубко Е.Д. В нем отражены этапы прохождения практики, их сроки и краткое содержание работы.

Подготовительный этап (19.02.2022 – 29.05.2022)

В конце сессии 7 семестра в институте был прослушан инструктаж по охране труда и технике безопасности. Декан факультета К. А. Новиков и зав. кафедрой педагогики хореографии Т. М. Дубских раскрыли содержание основных разделов: требования техники безопасности во время работы, требования техники безопасности в аварийных ситуациях, требования техники безопасности по окончании работы.

На организационном семинаре, проведенном ответственной за организацию и прохождение практики обучающихся ХФ Н. Ю. Кособуцкой были сформулированы цель и задачи учебной практики, определены сроки этапов, дана характеристика индивидуальным заданиям и рекомендации по их выбору и выполнению. Особое внимание было уделено правилам ведения и оформления документации по практике.

В завершении подготовительного этапа прошла индивидуальная консультация с руководителем практики К. А. Новиковым. Определилось место прохождения практики МБУК ЦД «Нефтяник», периодичность отчета о проделанной работе по индивидуальным заданиям в течение основного периода. Итогом индивидуальной консультации стали индивидуальные задания и совместный рабочий план (график практики).

20 февраля 2021 года был получен инструктаж по охране труда, технике безопасности, пожарной безопасности, а также ознакомление с правилами внутреннего трудового распорядка МБУК ЦД «Нефтяник». Затем было согласовано место прохождения практики МБУК ЦД «Нефтяник», ГНАТ «Огни Сибири», а также согласован с руководителем от профильной организации Зубко Е.Д. совместный рабочий график (план) практики, составленный руководителем практики от института.

В рамках подготовительного этапа прохождения практики осуществлялось развитие компетенций ОК – 7, ПК – 1.
ОСНОВНОЙ ЭТАП

Основной этап (16.02.22 – 11.04.22)

Процесс выполнения работы по индивидуальным заданиям был ориентирован на формирование компетенций.

Данный этап прохождения практики был связан с выполнением индивидуального задания (№ 2, № 3), а также осуществлением других видов работ в соответствии с целью и поставленными задачами практики.
Задание № 2. Разработка макета выпускной квалификационной работы

(ОК – 7, ОПК – 1, ПК – 1, ПК – 2, ПК –3)

Данный этап прохождения практики был связан с выполнением индивидуального задания (№ 2), а также осуществлением других видов работ в соответствии с целью и поставленными задачами практики.

Цель и задачи исследования. Цель ВКР вытекает из формулировки научной проблемы, связанной с теоретической или практической нерешенностью темы или ее аспекта. Цель формулируется коротко и однозначно, она должна быть достигнута к концу работы. Исходя из единственной цели работы, определяется несколько задач. Разрешение каждой задачи является последовательным шагом на пути достижения цели. Разрешение каждой из задач осуществляется в структурной единице текста ВКР (параграфе). Задачи даются в форме перечисления: изучить... описать... установить... выявить... и т. п.

Работа по выполнению данного индивидуального задания потребовала наличие навыков к самоорганизации и самообразованию. Она началась с изучения методических требований и указаний по подготовке ВКР, в которых отражены:

1. Основные этапы выполнения ВКР; предварительное изучение темы ВКР, определение хронологических рамок библиографического поиска, выявление литературы по теме исследования, составление картотеки публикаций по теме, изучение литературы по теме, проведение исследования (если предполагается), уточнение структуры ВКР, написание текста ВКР, библиографические ссылки, редактирование текста ВКР, оформление ВКР.

2. Структура выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

3. Перечень рекомендуемой литературы, необходимой для подготовки ВКР.

4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для подготовки ВКР.

В результате изучения методических требований и указаний по написанию ВКР был выбран фрагмент, в котором рассмотрена ее структура и даны содержательные установки (Приложение 3).

Затем прошла индивидуальная консультация с руководителем практики Новиковым К.А., где были получены рекомендации по теоретической базе исследования и получено задание по составлению рабочего списка литературы по теме исследования, из которого были выбраны основные источники, необходимые для подготовки макета ВКР, в том числе для написания плана-тезиса по каждому параграфу. Использовались методы анализа, сопоставления, выделения главного.

Разработка макета ВКР позволила осознать ее объемность, важность рассмотрения актуальных проблем в любительской хореографии, необходимость сочетания результатов теоретического и практического исследования. Особое место в этом процессе занимает изучение теоретических источников, в том числе результатов научно-исследовательской деятельности ведущих педагогов и хореографов.

В итоге выполнения задания был подготовлен макет ВКР по теме «Особенности формирование художественного вкуса участников любительского хореографического коллектива» (Приложение 1).

Этот процесс был связан с планированием собственной исследовательской деятельности, осознанием ее цели, задачи, логики и этапов научного исследования.

Задание № 3. Подготовка статьи и/или доклада (сообщения) к научной студенческой конференции

ОК – 7, ОПК – 1, ПК – 1, ПК – 2, ПК – 3
Данный этап прохождения практики был связан с выполнением индивидуального задания (№ 3), а также осуществлением других видов работ в соответствии с целью и поставленными задачами практики.

Написание научной статьи зависит от ее типа. Есть обзоры (review) – в них автор анализирует современные литературные данные по какой-либо теме, оценивает состояние ее изученности, обозначает нерешенные вопросы и перспективы исследований в этой области. Обычно обзорные статьи публикуются уже знаменитыми учеными, которые хорошо ориентируются в своей теме.

Другой тип научных публикаций, авторами которых вполне могут быть и студенты, это экспериментальные статьи. Самостоятельно или с помощью научного руководителя ставятся: цель, задачи, сформулировали гипотезу, которую намереваетесь проверить, спланировали и выполнили эксперимент. Результаты были проанализированы и можно приступать к написанию статьи.

Процесс написания удобно разделить на три фазы:

  1. Подготовка к написанию, сбор информации;

  2. Написание черновика;

  3. Корректировка.

Выбрав тему и сформировав замысел научной статьи, далее следует перейти к формулированию ее названия.

Правильно выбрать название статьи – наполовину обеспечить ее прочтение и цитирование в будущем. Поиску удачного названия всегда следует посвятить время, хотя речь идет всего лишь об одной фразе. Название должно быть информативным и отражать содержание статьи, а также быть привлекательным, броским.

Следующим этапом стал отбор и подготовка материалов: сокращение к желаемому объему, дополнение необходимой информацией, объединение разрозненных данных, уточнение таблиц, схем, графиков. Подготовка материалов может осуществляться в любой последовательности, отдельными частями, без тщательной стилистической отработки. Главное - подготовить материалы в полном объеме для следующих этапов работы над рукописью.

Следующий этап - проверка правильности оформления. Это касается рубрикации ссылок на литературные источники, цитирования, написания чисел, знаков, физических и математических величин, формул, построения таблиц, подготовки иллюстративного материала, создания библиографического описания, библиографических указателей. К правилам оформления печатных изданий выдвигаются специфические требования, потому следует руководствоваться государственными эталонами, справочниками, учебниками, требованиями издательств и редакций.

Литературная правка. Одновременно с литературной правкой автор решает, как разместить текст и какие нужны в нем выделения.

Итогом выполнения данного задания стало написание научной статьи на тему «Методы эстетического воспитания на уроках хореографии».

При выполнении данного задания нами были изучены и освоены в полном объеме компетентностные образовательные значения научно-исследовательской работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итоговый этап (12.04.22 – 22.04.22)

Работа на данном этапе проводилась в контексте выполнения индивидуального задания № 4 «Подготовка к промежуточной аттестации по практике», нацеленное на подведение итогов и подготовки отчета.

Прохождение практики осуществлялось в соответствии с рабочим графиком (планом), разработанным руководителем практики Н. Ю. Кособуцкой. По итогам прохождения производственной практики (научно-исследовательская деятельность), была достигнута цель: определены и осознаны условия для формирования компетенций научно-исследовательской деятельности.

Решены задачи: изучены современные тенденции сохранения и развития народной художественной культуры, выявлены актуальные способы и средства исследования проблемных вопросов в хореографическом творчестве на основе фундаментальных и прикладных знаний, приобретены навыки владения разнообразными способами презентации результатов научно-исследовательской деятельности, развиты способности к самоорганизации и самообразованию, сформированы навыки и умения анализа и обобщения результатов научного исследования в различных формах.

При выполнении индивидуальных заданий использовались современные образовательные и информационные технологии (электронная библиотека система «Университетская библиотека онлайн», справочно-правовая система «ГАРАНТ», издательство «Лань», Лицензионной программное обеспечение «Microsoft Office 2007», социальная сеть «Вконтакте»).

Возникли трудности в работе по изучению научных публикаций, в которых активно используется научный понятийный аппарат, даны ссылки на источники из смежных наук и видов искусств, что потребовало систематической работы со справочно-словарными материалами.

В процессе прохождения практики были развиты навыки самоорганизации и самообразования (ОК – 7); приобретен опыт применения этнокультурных знаний в профессиональной деятельности и профессиональной практике (ОПК – 1); сформированы навыки работы с теоретической и эмпирической информацией (ПК – 1); получены знания по подготовке и проведению научно-исследовательских работ с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин в области народной художественной культуры (ПК – 2); использован опыт находить, изучать и анализировать научную информацию по тематике исследования (ПК – 3).

Данная производственная практика (научно-исследовательская работа) формирует понимание необходимых профессиональных качеств. В процессе прохождения производственной практики получены новые знания, освоены компетенции, необходимые в будущей профессиональной деятельности.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гавриленко, Т. Ю. Выполнение и оформление выпускных квалификационных работ: методические указания / Т. Ю. Гавриленко, О. В. Григоренко. – Москва, 2017. – 36 с.

  2. Окладникова, С. В. Написание выпускной квалификационной работы: учебно-методическое пособие / С. В. Окладникова, Н. Н. Салихова. – Кнорус, 2017. – 35 с.

  3. Кузнецов, А. Г. Рекомендации по написанию выпускной квалификационной работы и требования к ней: учебно-методическое пособие / А. Г. Кузнецов, Е. Ю. Никитина, А. В. Черников. – Пермь, 2018. – 46 с.

  4. Толстых, Ю. О. Организация выполнения и защиты дипломного проекта (работы) и выпускной квалификационной работы бакалавра: учебное пособие / Ю. О. Толстых, Т. В. Учинина, Н. Я. Кузин. – Москва, 2016. – 25 с.

  5. Шуплик, М. И. Методические указания и программа по выполнению выпускной квалификационной работы (дипломного проекта): учебно-методическое пособие / М. И. Шупник, А. И. Панкратенко, И. И. Шорников. – Издательство «Горная книга», Москва, 2018. – 54 с.

В процессе прохождения практики и подготовке документов к промежуточной аттестации (зачету) были использованы:

  • Cправочно-правовая система «ГАРАНТ» [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http:/mobiline.garant.ru (16.04.21)

  • Электронная библиотечная система «Университетская библиотека онлайн» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://pda.biblioclub.ru (12.04.21)

  • Издательство «Лань» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: //lanbook.com (17.04.21)


ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Задание № 2. Разработка макета выпускной квалификационной работы

(ОК – 7, ОПК – 1, ПК – 1, ПК – 2, ПК –3)

Макет выпускной квалификационной работы

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Челябинский государственный институт культуры»

Хореографический факультет

Кафедра педагогики хореографии
Выпускная квалификационная работа

по направлению подготовки 51.03.02 Народная художественная культура

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА У УЧАСТНИКОВ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА





Выполнил студент:

405 БНХК группы, 4 курса,

очной формы обучения

Мандыкаев Валерий Анатольевич




Научный руководитель:

ФИО

уч. степень, уч. звание


Дата сдачи –

Процент оригинальности текста –

Подпись студента –

Подпись научного руководителя –

Подпись зав. кафедрой –
Выпускная квалификационная работа защищена

«» 2022 г.

Оценка _______________________

Председатель ГЭК ­­­__________ ________

(подпись) ФИО

Челябинск 2022

Оглавление

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА УЧАСТНИКОВ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

    1. Сущность понятия художественный вкус

    2. Типология и характеристика хореографических коллективов

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА УЧАСТНИКОВ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

2.1. Анализ базы исследования МБУК ЦД «Нефтяник»

2.1. Диагностика уровня художественного вкуса участников детского хореографического коллектива «Павушки»

2.2. Разработка проект-программы «Азбука танца»

Приложение 1. Анкета для участников детского хореографического коллектива «Павушки»
Введение

Актуальность исследования. Духовное богатство человека, его интеллектуальная и физическая красота основаны на здоровом и гармонично развитом человеческом теле. Для всестороннего эстетического развития индивида необходимо использовать все средства воспитания художественного вкуса и, прежде всего, искусство, художественную и творческую деятельность.

О влиянии искусства как фактора формирования и развития личности ребенка писали многие ученые. Творческие, художественные и познавательные ценности этих работ очевидны, ведь благодаря им учителя находят самые передовые и доступные способы помочь детям ориентироваться в мире искусства и реализовать свои творческие способности.

Среди многих декретных форм эстетического воспитания молодого поколения особое место занимает хореография. Уроки танцев не только учат понимать и творить красоту, развивают образное мышление и воображение, обеспечивают гармоничное пластическое развитие.

Актуальность выбранной темы отображена в следующих нормативных документах:

• Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 16.04.2022) "Об образовании в Российской Федерации";

• "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 30.04.2021);

• Указ о национальных целях развития России до 2030 года;

• Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25.06.2002 N 73-ФЗ (последняя редакция);

• "Публичная декларация целей и задач Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки на 2021 год" (утв. Рособрнадзором).

Цель – теоретически обосновать и разработать проект-программу любительского хореографического коллектива «Азбука танца», направленную на формирование художественного вкуса участников.

Объект исследования – процесс формирования художественного вкуса участников хореографического коллектива.

Предмет исследования – любительский хореографический коллектив как благоприятная среда для формирования художественного вкуса его участников.

Гипотеза – формирование художественного вкуса участников любительского хореографического коллектива невозможно без изучения сущности понятия художественный вкус; рассмотрения типологии и характеристики хореографических коллективов; диагностики уровня художественного вкуса участников хореографического коллектива и разработки проект-программы «Азбука танца».

Задачи исследования:

  1. Изучить сущность понятия художественный вкус;

  2. Проанализировать особенности деятельности хореографических коллективов;

  3. Установить педагогические основы формирования художественного вкуса участников хореографического коллектива;

  4. Провести диагностику уровня художественного вкуса участников детского хореографического коллектива «Павушки»;

  5. Установить методы, средства и формы хореографического искусства, необходимые для формирования художественного вкуса участников коллектива.

Степень изученности темы:

Сущность понятия художественный вкус изучали такие авторы как Буров А.И., Ненецкий Б.М., Фоимна Н.Н., Грибанова М.В., Громов Е.С., Запорожец А.В., Квятовская М., Яковлев Е.Г., Шиллер Ф. и другие.

Хореографические коллективы и их специфика рассмотрена в трудах Кузнецова А., Бондаренко Л.А., Боголюбской М.А., Алексеевой Л.Я и других.

Методы исследования: анализ и синтез научной литературы, обобщение, сопоставление, сравнение, диагностика, наблюдение.

Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА УЧАСТНИКОВ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

    1. Сущность понятия художественный вкус

Изучив и проанализировав литературу по теме данного параграфа, нам удалось определить сущность понятия «художественный вкус». Так А.И. Буров определяет его как «относительно стабильную черту индивида, в которой фиксируются нормы, предпочтения, которые служат личным критерием эстетической оценки предметов или явлений». Б.М. Неменский определяет эстетический вкус как «иммунитет к художественным суррогатам» и «желание общаться с подлинным искусством». Но наиболее удачным является определение, данное А. К. Дремовым. «Эстетический вкус – это способность по-настоящему различать, определять истинную красоту, истинные эстетические достоинства природы, общественной жизни и явлений искусства, непосредственно, с впечатлением, без особого анализа». Эстетический вкус формируется у человека на протяжении многих лет во время становления его как личности.

Следовательно, художественный вкус – это система ощутимых эмоциональных оценок явлений реальности и произведений искусства, она развивается у человека понятия «красиво» и «некрасиво», исходя из его представлений о красоте и искусстве.

Рассматривая художественный вкус как одну из важнейших черт художественного воспитания индивида, связывая его формирование с условиями существования художественной культуры общества, учитель обязан развивать в себе и своих учениках «способность судить о красоте".

Художественный вкус определяется степенью его развития – это способность различать то, что нужно любить и что красиво, а значит, эстетический вкус проявляется в суждении, деконструируется через споры и дискуссии.

Таким образом, художественный вкус – это сочетание объективности и субъективности, но отражает не только качества воспринимаемого объекта, но и качества субъекта, воспринимаемого рассматриваемым объектом. Это зависит от особенностей развития человеческой эмоциональности, интеллекта, культуры, образования, широты мировоззрения, среды, в которой развивается и воспитывается личность, комплекса культурных ценностей и духовных ориентаций того или иного общества и выбора личности.

При написании данного параграфа была использована следующая литература: Буров А.И. «Эстетическая сущность искусства», Б.М. Ненецкий, Н.Н. Фоимна «Изобразительное искусство и художественный труд», Дремов А.К. «Основы эстетического воспитания» и др.


    1. Типология и характеристика хореографических коллективов

В параграфе рассмотрены такие понятия как коллектив и коллективная деятельность. Перечислены виды хореографических коллективов, специфика их построения и работы.

Слово «коллектив» происходит от латинского «collectivus», которое само возникло от слова «collegere» – собирать вместе. Но совместные действия – это еще не деятельность. Деятельностью они могут стать в том случае, когда:

1. Осмыслена цель

2. Осознан мотив

3. Подобраны средства

4. Выбран способ

5. Произведено действие

6. Оценен результат

Таким образом, коллективная деятельность – это деятельность, в которой коллектив выступает как совокупный субъект, когда все члены имеют единую цель, осознанную мотивацию, осмысленно выбирают способы и средства действия и обсуждают результат.

Для хореографического коллектива характерно:

  1. общие учебно-воспитательные цели деятельности, которые ставит педагог учащимся;

  2. общая для всех учащихся деятельность по разучиванию танцев, в ходе которой решаются намеченные педагогом задачи;

  3. установление и поддержание прямых контактов учащихся между собой и с педагогами;

  4. общий характер направленности учащихся, основанной на единых переживаниях и представлениях;

  5. общие коллективные ценности учащихся.

Хореографические коллективы различаются по:

1. Возрасту – детские, подростковые, взрослые.

2. Направленности – классические, народные, современные, бальные, спортивно-эстрадные и т.д.

3. Типу – кружок, ансамбль, хореографическая студия, театр танца.

При написании параграфа я обращался к следующим источникам – Алексеева Л.Я. Бялосинская Н.С. «Воспитательная роль самодеятельного искусства», Боголюбская М.С. «Учебно-воспитательная работа в детских самодеятельных коллективах», Бондаренко Л.А. «Методика хореографической работы в школе и внешкольных заведениях», Кузнецов А. «Учебно-воспитательная работа в самодеятельных танцевальных коллективах» и другим.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА УЧАСТНИКОВ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

2.1. Анализ базы исследования МБУК ЦД «Нефтяник»

Анализ учреждения МБУК ЦД «Нефтяник» сделан на основе информации, полученной с официального сайта, изучения Устава учреждения и личных наблюдений, полученных при прохождении практики.

Здание муниципального бюджетного учреждения культуры «Центр досуга «Нефтяник» было введено в эксплуатацию в 1987 году и состояло на балансе НГДУ «Холмогорнефть». В 1998 году здание ЦД «Нефтяник» было передано управлению культуры Администрации г. Ноябрьска и согласно Постановлению Главы Администрации №23 от 18.01.1999 г. «Об упорядочении структуры учреждений культуры», было передано в оперативное управление ЦД «Лира». Приказом № 29-д от 10.03.1999 г. управления культуры Администрации МО г. Ноябрьск «Центр досуга «Лира» был переименован в «Центр досуга «Нефтяник» с 01.03.1999 года. С 24.01.2017 г. в состав учреждения вошел ЦД «Магистраль», с 01.02.2017 – «Центр национальных культур». На сегодняшний день Центр досуга «Нефтяник» является учреждением клубного типа, подведомственным управлению культуры Администрации г. Ноябрьска, в оперативном управлении которого находятся два здания: по ул. Ленина 12 и по ул. Транспортная 8 в поселке Железнодорожников, мощностью 450 и 230 посадочных мест.

Среди сотрудников МБУК ЦД «Нефтяник» трое имеют высокое звание Заслуженный работник культуры Российской Федерации: это директор Елена Зубко, руководитель Народного ансамбля танца «Огни Сибири» Сергей Строкин и руководитель фольклорного коллектива «Белые росы» Татьяна Некрасова; Игорь Дроздов, руководитель Народного женского вокального ансамбля «Зарянка», удостоен звания Заслуженного работника культуры Ямало-Ненецкого автономного округа.

По итогам работы в 2011, 2014, 2015 и 2016 годах МБУК «Центр досуга «Нефтяник» был включен в Национальный реестр «Ведущие учреждения культуры России». В марте 2016 года завершился окружной мониторинг уровня удовлетворенности потребителей услуг, и анализ данных показал, что МБУК ЦД «Нефтяник» занимает лидирующую позицию среди учреждений культурно-досугового типа Ямала. За 2017 год в рамках муниципального задания проведено 103 мероприятия, которые посетили более 142 000 человек, реализовано 179 платных мероприятий, которые посетили более 17 500 человек. Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что Центр досуга «Нефтяник» – это стабильно развивающееся учреждение, которое имеет свой стиль, почерк, узнаваемый жителями города. [13]
2.2. Диагностика уровня художественного вкуса участников детского хореографического коллектива «Павушки»

Диагностика была произведена с помощью анкетирования участников коллектива. На основе полученных ответов был сделан анализ и выявлен уровень художественного вкуса опрошенных.

Респондентами стали участники детского хореографического коллектива «Павушки». Коллектив создан в 1999г. с целью воспитания интеллигентной, творчески развитой личности, приобщение детей к искусству хореографии, развитие их художественного вкуса, потребностей и интересов, имеющих общественно значимый характер. Детский хореографический коллектив принимает участие и занимает призовые места в различных конкурсах и фестивалях, радует яркими номерами зрителей. Руководитель – Матусенко Наталья Николаевна.

При написании данного параграфа использовалась такая литература как Шиллер.Ф. «Письма об эстетическом воспитании человека», «Возрастная и педагогическая психология: Детство, оҭҏᴏчество, юность» и другие.
2.3. Разработка проект-программы «Азбука танца».

В данном параграфе отображена проект-программа «Азбука танца», которая направленна на формирование художественного вкуса у участников любительского хореографического коллектива. Проект-программа включает в себя: пояснительную записку, описание методов, описание основных разделов, ожидаемые результаты программы, содержание программы, учебно-тематический план.

Программа рассчитана на один учебный год, включает в себя 72 академических часа, имеет три раздела.

Цели и задачи программы

Цель данной программы – формирование художественного вкуса учащихся средствами хореографического искусства.

Основными задачами педагогической деятельности данной программы являются:

  1. Образовательные:

  • сформировать практические умения и навыки;

  • дать определенные теоретические знания;

  • научить лучше прочувствовать собственное тело, как в физических аспектах, так и духовных его проявлениях;

  • научить самостоятельно пользоваться полученными практическими навыками и теоретическими знаниями.

  1. Воспитательные:

  • воспитать человека, способного существовать в современном мире с максимальной пользой;

  • воспитать стремление к здоровому образу жизни;

  • создать дружный коллектив и воспитать чувство коллективизма, единства;

  • сформировать нравственную культуру;

  • выработать у учащихся чувство энергетической наполненности, помогающей им преодолевать сложные жизненные ситуации.

  1. Развивающие:

  • приобщить детей к танцевальному искусству;

  • развить координацию, путем слияния движения в комбинации;

  • развить чувство ритма, эмоциональность, образное мышление, память;

  • развить творческий потенциал и актерское мастерство, раскрепощенность.

Педагогическая целесообразность программы объясняется основными принципами, на которых основывается вся программа, это – принцип взаимосвязи обучения и развития; принцип взаимосвязи эстетического воспитания с хореографической и физической подготовкой, что способствует развитию творческой активности детей, дает детям возможность участвовать в постановочной и концертной деятельности. Эстетическое воспитание помогает становлению основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия. Программный материал нацелен на развитие ребенка, на приобщение его к здоровому образу жизни в результате разностороннего воспитания (развитие разнообразных движений, укрепление мышц; понимание детьми связи красоты движений с правильным выполнением физических упражнений и др.).
Заключение

Темой выпускной квалификационной работы были особенности формирования художественного вкуса у участников любительского хореографического коллектива.

На первом этапе исследования была изучена сущность понятия художественный вкус. После чего проанализированы особенности деятельности хореографических коллективов и установлены педагогические основы формирования художественного вкуса участников хореографического коллектива.

Итак, проблема формирования художественного вкуса у участников любительских хореографических коллективов довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам произвести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы:

Результативность процесса формирования нравственно-эстетической культуры зависит от выполнения ряда требований:

1. Учета возрастных особенностей детей, определяющих характер их досуговых запросов и предпочтений.

2. Использования эффективных приемов, форм, методов, при организации процесса формирования нравственных, эстетических качеств.

3. Опоры на общепедагогические и специфические условия формирования эстетической культуры детей в процессе коллективной творческой деятельности.

4. Организации системы формирования умений и навыков самоорганизации участников коллектива.

Учреждения культуры являются важнейшим звеном в воспитании чувств и требований подрастающего поколения. На базе исследования МБУК ЦД «Нефтяник» была проведена диагностика уровня художественного вкуса участников детского хореографического коллектива «Павушки».

Опираясь на результаты диагностики были установлены методы, средства и формы хореографического искусства, необходимые для формирования художественного вкуса участников коллектива, и разработана проект-программа «Азбука танца». В следствии чего было доказано, что формирование художественного вкуса невозможно вне любительского хореографического коллектива, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу.

Список использованной литературы

  1. Алексеева, Л.Я. Воспитательная роль самодеятельного искусства/ Л.Я. Алексеева, Н.С. Бялосинская – М.: Профиздат, 1965.

  2. Боголюбская, М.С. Учебно-воспитательная работа в детских самодеятельных коллективах. Учебно-методическое пособие/ М.С. Боголюбская. – М., 1982.

  3. Бондаренко, Л.А. Методика хореографической работы в школе и внешкольных заведениях/ Л.А. Бондаренко. – Киев., 1985.

  4. Буров, А.И. Эстетическая сущность искусства/ А.И. Буров – М., 1956. – 292 с.

  5. Возрастная и педагогическая психология: Детство, оҭҏᴏчество, юность - М.: Академия, - 2000г. - 624с

  6. Грибанова, М.В. Формирование эстетического и художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста (На материале изобразительного искусства)/ М.В. Грибанова - Пермь, 2006. – 246 с.

  7. Громов, Е.С. Начала эстетических знаний/ Е.С. Громов − М, 1993.− 126 с.

  8. Дремов, А.К. Основы эстетического воспитания/ А.К. Дремов – М., 1975.

  9. Запорожец, А.В. Психологические проблемы эстетического воспитания/ А.В. Запорожец // Дошкольное воспитание. – 1969. - №11. – С. 46.

  10. Изобразительное искусство и художественный труд: Кн. Для учителя/ Б.М.Ненецкий, Н.Н.Фоимна и др. М.: Просвещение. – 1992. – 192 с.

  11. Квятковская, М. Эстетические вкусы и переживания ребенка/ М. Квятковская // Дошкольное воспитание. – 1989. №6. – 26 с.

  12. Кузнецов, А. Учебно-воспитательная работа в самодеятельных танцевальных коллективах/ А. Кузнецов. – М.: Профиздат, 1951.

  13. Официальный сайт МБУК ЦД «Нефтяник» [Электронный ресурс], Режим доступа: https://xn----gtbemkpb3brp9h.xn--p1ai/about/history/

  14. Шиллер, Ф. Письма об эстетическом воспитании человека / Ф. Шиллер // Искусствоведение Культурология Педагогика, 1795

  15. Яковлев, Е.Г. Эстетический вкус как категория эстетики/ Е.Г. Яковлев – М.: Знание, 1986. – 64 с.

  16. Выготский, Л. С. Психология искусства. Общ. ред. В. В. Иванова, коммент. Л. С. Выготского и В. В. Иванова, вступит. ст. А. Н. Леонтьева. 3-е изд. М.: Искусство, 1986. 573 с.

  17. Егорова, Э.Н. Эстетические аспекты становления хореографического восприятия. /Э.Н. Егорова – Авт. Дис. Канд. Искусств.: М., 1996. – 24 с.

  18. Андрусенко, Л.С. Становление системы руководства коллективами детского самодеятельного хореографического творчества/ Л.С. Андрусенко //Дополнительное образование и воспитание. 2008. № 6.

  19. Богданов, Г.Ф. Формы совершенствования организационной и воспитательной деятельности в самодеятельных хореографических коллективах/ Г.Ф. Богданов. – М., 2002.

  20. Боттомер, П. Танец современный и классический. Большая иллюстрированная энциклопедия/П. Боттомер. – М.: Эксмо, 2006

  21. 8. Бурцева, Г.В. Развитие творческого мышления специалистахореографа: Монография/Г.В. Бурцева. Барнаул: Изд-во АГУ, 2001


Приложение № 2

Задание № 3. Подготовка статьи и/или доклада (сообщения) к научной студенческой конференции

ОК – 7, ОПК – 1, ПК – 1, ПК – 2, ПК – 3
В рамках данного задания нами была подготовлена статья «Методы эстетического воспитания на уроках хореографии».
Аннотация. В статье рассматриваются традиционные и инновационные педагогические методы, которые используются для формирования художественного вкуса и эстетического воспитания участников танцевального коллектива на уроках хореографии. Автор использует в качестве примера метод проектов, как наиболее эффективный метод формирования эстетически развитой личности.

Ключевые слова. Эстетическое воспитание, художественный вкус, традиционные и инновационные педагогические методы, метод проектирования, хореографический коллектив, хореографическая деятельность.
На сегодняшний день система дополнительного образования в частности и педагогическая наука в целом направлены на поиски оптимальных средств и методов воспитания, позволяющих обеспечить целенаправленное, всестороннее развитие личности обучающегося. Среди актуальных воспитательных систем особое место занимает развитие художественного вкуса или эстетическое воспитание. Оно подразумевает под собой воспитание чувственного отношения к окружающей действительности, формирование представлений о красоте, креативный подход к искусству.

Хореографическое искусство по своей природе так же является эстетической деятельностью. Занятия хореографией позволяют развить не только физические навыки танцора, его чувство ритма и выносливость, но и решают более глобальные задачи такие как формирование норм поведения, патриотическое воспитание, развитие музыкальности и художественного вкуса.

Хореографическая деятельность имеет ряд особенностей, отличающих ее от других видов деятельности человека. В числе этих особенностей:

  • Необходимые физические способности и данные личности, для успешного развития и реализации в области хореографического творчества;

  • Неразрывная связь хореографии с музыкой. Практически ни один танец не исполняется без музыкального сопровождения. Однако, ограничений в жанре или типе музыкального произведения нет;

  • Информативно-коммуникативная и регулятивная функции, отвечающие за развитие эмпатии и ассоциативных связей. Это говорит об коллективном характере хореографической деятельности.

В системе дополнительного образования хореографическая деятельность занимает одно из лидирующих мест. Количество любительских танцевальных коллективов с каждым годом только растет. Однако, в погоне за количеством, неумолимо страдает качество. И главная цель всего педагогического процесса – воспитание творческой личности, зачастую не реализуется. Уделяя время развитию практических навыков, упускается формирование вкуса, способности оценивать, понимать красоту и творить прекрасное. Таким образом, без ориентации на художественные ценности, развитие личности становится неполноценным.

Главной задачей педагога-хореографа – развитие и укрепление понимание хореографического языка, любви к танцевальному искусству и формирование хорошего вкуса. Это непрерывный процесс, который реализуется по средствам определенных форм, методов и средств.

Методы эстетического воспитания – это система приемов воспитательной деятельности с целью формирования художественного вкуса. Традиционные педагогические методы также широко применяются и в хореографическом образовании.

Среди них:

  • Наглядные – демонстрация движений и комбинаций педагогом, другими учениками, а также показ методических пособий, видео и фотоматериалов;

  • Словесные – теоретическая часть занятий, объяснение материала, беседа и рассказ по теме урока, словесное объяснение поставленной задачи;

  • Практические – выполнение упражнений, тренировка, исполнение танцевальных номеров и т.д.

Однако, более полным эстетическое воспитание будет при применении на ряду с традиционными педагогическими и инновационных методов. Которые включают в себя современные педагогические и творческие технологии, отвечают запросам времени и учитывают последние тенденции творческого развития окружающей действительности.

Так, например, проектная деятельность на уроках хореографии помогает участникам коллектива формировать навыки импровизации, вырабатывает насмотренность, учит анализировать информацию, оценивать свои навыки и мыслить критически. Метод проектной деятельности обеспечивает высокую эффективность при формировании художественного вкуса участника хореографического коллектива. Он может быть использовать в рамках любой темы, может быть применен как самостоятельно, так и в купе с другими педагогическими методами, может носить индивидуальный или группой характер.

Таким образом мы видим, что развитие художественного вкуса на уроках хореографии, это непрерывный процесс, который может осуществляться с помощью как традиционных, так и инновационных педагогических методов.
Список использованной литературы

  1. Кармановская, В.А. Художественно-эстетическое воспитание учащихся средствами танца/ В.А. Кармановская [Электронный ресурс], Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/589853

  2. Лихачев, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников/ Б.Т. Лихачев. – М.: Просвещение, 1985. – 176 с.

  3. Мукаржовский, Я. Исследование по эстетике и теории искусств/ Я. Мукаржовский – М., 1994. – 156 с.

  4. Наумов В.П. Основы проектной деятельности / В.П. Наумов – М.

  5. Стукаленко, Н.М. Исследование возможностей хореографии в эстетическом воспитании дошкольников/ Н.М. Стукаленко, А.Г. Исмагулова // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 8-2. – С. 81-82;


написать администратору сайта