Главная страница

ОТВЕТЫ 1-10. Отечественной истории


Скачать 4.93 Mb.
НазваниеОтечественной истории
АнкорОТВЕТЫ 1-10.doc
Дата09.03.2018
Размер4.93 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаОТВЕТЫ 1-10.doc
ТипДокументы
#16426
страница2 из 5
1   2   3   4   5

7) Эпоха трансформации феодализма и замена его капиталистическими отношениями, углубления общественно-политического кризиса, вылившегося в полосу революций, дестабилизации и войн (1861-фев.1917).

8) Период революционного безвременья после падения романовской монархии – тотальный кризис всех сфер отношений (фев.-окт.1917).

9) Первое десятилетие Советской власти – время утверждения основ нового строя жизни и культуры, господство многоукладной экономики, конституционное оформление классовой структуры общества и республиканского строя, воссоздание прежних императорских государственных границ путём создания СССР (1917-1927).

10) Сталинский период развития страны, построение фундамента социалистической государственной экономики и проверка её на прочность в годы Великой Отечественной войны, завершение культурной революции, превращение страны из аграрной в аграрно-индустриальную, завершение формирования новой социальной структуры, режим личной власти (1928-1953).

11) Стадия реформ и деформаций сталинской модели социализма, начало поляризации общества по линии элита-масса, нарастание застойных явлений в экономике, сфере общественных и политических отношений (1953-1985).

12) Перестройка и постперестройка - трансформация системы государственного социализма и замена его обществом прокапиталистического типа (1985-2000).

Периодизация российской истории в соответствии с господствующими формами социально-экономических отношений следующая:

1) первобытнообщинная эпоха (до середины I тыс. н. э.);

2) феодальная (IX - середина XIX в.);

3) капиталистическая (1861—1917 годы);

4) социалистическая (1917 — начало 90-х годов XX в.).

Однако указанные границы весьма условны, поскольку предпосылки для формирования новых укладов складывались внутри предшествующих периодов.

Так, история феодализма в России имеет следующие стадии развития:

1) зарождение феодальных отношений на базе разложения первобытнообщинной формации (VI—VIII вв.);

2) раннефеодальный период (IХ—ХI вв.);

3) эпоха развитого феодализма (ХII—ХV вв.);

4) поздний феодализм (ХVI—ХVII вв.);

5) эпоха разложения феодализма (ХVIII в.);

6) кризис феодализма (первая половина XIX в.);

7) трансформация феодализма (1861-1917 годы).

Точно так же история капитализма в России выходит за рамки собственно капиталистического периода:

1) зарождение капитализма (ХVII в.);

2) расцвет мануфактурного производства (ХVIII — первая треть XIX в.);

3) стадия промышленного переворота в России (30—80-е годы XIX в.);

4) монополистический капитализм (90-е годы XIX — начало XX в.).

Социалистическая формация в России имеет строгую точку отсчета: дату Великой Октябрьской социалистической революции (24-26 октября 1917г.). Далее следовали этапы:

1) эпоха первых декретов — становление основ нового строя (октябрь 1917 — май 1918 г.);

2) стадия «военного коммунизма» в годы гражданской войны (1918—1920 годы);

3) нэп (1921—1927 годы) - многоукладная экономика;

4) построение фундамента социалистической экономики в годы довоенных пятилеток и проверка ее на прочность в годы войны и восстановления (1928-1953);

5) хрущевские реформы системы государственного социализма (1953—1964 годы);

6) деформации социалистической экономики в эпоху третьей НТР (60—80-е годы ХХ в.);

7) трансформация системы государственного социализма в годы перестройки и постперестройки (90-е годы XX в.).

С точки зрения типа организации общества выделяют:

1) эпоху патриархального равноправия (до середины I тыс. н.э.);

2) разложение общинного равенства (VI—VIII вв.);

3) период формирования ведущих сословий (IX—XIII вв.);

4) стадия консолидации сословий (ХIV—ХVII вв.);

5) время утверждения корпоративно-сословного строя (ХVIII в.);

6) стадия разложения сословной организации общества и формирования классовой структуры (XIX — начало XX в.);

7) конституционное оформление классовой структуры общества нового социалистического образца (с 1918 г.);

8) поляризация общества по линии масса — элита (70—90-е годы XX в.).

По типу организации власти российскую историю подразделяют на:

1) стадию догосударственной или протогосударственной военной демократии (до IX в.);

2) раннефеодальное государство (IX — начало ХII в.);

3) эпоху феодальной раздробленности (ХII — середина ХV в.);

4) образование централизованного государства в форме сословно-представительной монархии (середина ХV — середина ХVII в.);

5) абсолютизм (середина ХVII — начало XX в.);

6) формально парламентская монархия (1906—1917 годы);

7) советская республика (1917—1991 годы);

8) постсоветская республика (настоящее время).

В соответствии с развитием культуры выделяют:

1) дохристианскую эпоху (до 988г.);

2) утверждение христианства и формирование христианско-языческого двоеверия (Х—ХIII вв.);

3) эпоху национального возрождения (ХIV—ХV вв.);

4) нарастание явлений секуляризации культуры (ХVI—ХVII вв.);

5) рождение светской культуры и разделение единой культуры на культуру-веру и собственно светскую культуру (ХVIII — начало XX в.);

6) советская светская культура (1917—1991 годы);

7) постсоветская культура плюралистического содержания (90-е годы).

По критерию модернизации исторический процесс подразделяется на период господства традиционных отношений и современных. Модернизацией принято называть процесс перехода от традиционного аграрного общества к современному индустриальному, охватывающий все сферы жизни: экономику, политику, социальные отношения, культуру. Традиционное общество в целом соответствует эпохам Древности и Средневековья. Оно основывается на простом воспроизводстве, ремесленных технологиях, общинно-корпоративных ценностях, на почтении к возрасту и авторитету, ориентации на прошлое как образец подлинности с целью его повторения. Схема модернизации может быть принята только как дополнительная к вышеприведенным типам периодизации, ибо она сцентрирована на фиксацию изменений индустриального развития и не отражает традиционные общество и отношения.

В соответствии с ней историю перехода российского общества от традиционного к индустриальному можно подразделить на периоды:

1) ХVI-ХVII вв. - предвестники модернизации в области экономики - начало мануфактурного производства, превращение ремесла в мелкотоварное производство, формирование общенационального рынка, культуры и идеологии (секуляризация культуры, первые общенациональные идеологии - «Москва - Третий Рим» и «богоизбранности Романовых»);

2) ХVIII в. - углубление социально-политических предпосылок модернизации: прогресс мануфактурного производства, начало капитализации деревни, расширение функций государства, выход России на мировую арену, секуляризация церковных земель и подчинение церкви государству, оформление светской культуры;

3) XIX — начало XX в. — первый виток собственно модернизации, носившей капиталистический характер: осуществление промышленного переворота и первого витка индустриализации, формирование классовой структуры общества, революционизация общественного сознания, юридическое изменение политического строя — появление в России парламента, политических партий, политической оппозиции самодержавию, профсоюзов;

4) 1917—1991 годы — второй виток модернизации, носившей государственно-социалистический характер: превращение страны из аграрной сначала в аграрно-индустриальную (конец 30-х годов), а затем в индустриальную державу (к 60-м годам), кардинальная перестройка политической системы (конституция, республика, гражданское и политическое равенство граждан, отделение церкви от государства и школы от церкви), сущностная перестройка общественного сознания, формирование массовой культуры.

Ещё одна периодизация:

1 этап. Восточные славяне в древности – тысячи лет назад-IX в.

2 этап. Древнерусское государство Киевская Русь – XI- XII вв.

3 этап. Феодальная раздробленность – конец XII – XV вв.

4 этап. Становление и развитие русского централизованного гос-ва – конец XV-XVII вв.

5 этап. Российская империя – XVIII-начало XX вв.

6 этап. Советская Россия – начало XX в. (1917г.)-конец XX в. (1991г.)

7 этап. Постсоветская Россия – конец XX-начало XXI вв.

3. Факторы и специфика исторического развития России.

Общие закономерные особенности развития, которые свойственны миру в целом:

  1. Внешние (война) и внутренние (экономические: «земля, капитал, труд»; политические; религиозные; природные «земля, вода, полезные ископаемые»).

  2. Экстенсивные (получение продукции за счет вовлечения дополнительных трудовых и материальных ресурсов); интенсивные (получение большего колличества ресурсов за счет лучшего использования трудовых и материальных ресурсов «инновационные технологии»).

На ход исторического развития России оказывают влияние разнообразные факторы:

1) геополитическая ситуация (Наша страна располагается как в Европе, так и в Азии, а это более 160 народов и национальностей, которые находятся на разных уровнях, социального, экономического и культурного развития. От оленеводов – кочевников на северо-востоке до высокой цивилизации в центральных районах Многонациональное и многоконфессиальное государство, периодически тяготеющее то к западным, то к восточным ценностям. Пример. Древнерусское государство - образец европейского государства того периода. Монголо-татарское иго наложило на нашу историю жестокое самодержавие и крепостничество. Правление Ивана Грозного и ряда советских правителей напоминает эпоху восточной деспотии, где во главе один человек. В тоже время реформы Петра I и наши реформы (периода «шоковой терапии») близки к западным европейским ценностям. Итог. История наша сложна и противоречива, а общество может быть названо «дрейфующим».)

2) огромная территория и протяженные границы (сильная государственная власть, значительный чиновничий аппарат, большие средства на содержание армии, «осажденная крепость». Долгое время мы оставались самым крупным государством. Протяжённость наших границ в 3,5 раза больше границ Европы. На границах у нас нет значительных ландшафтных изменений, поэтому для охраны государства нужна была сильная и многочисленная армия, которая требовала значительных бюджетных расходов. Фактически наша история – это история осаждённой крепости. Для поддержания независимости которой, часто уходило до 3-ёх четвертей государственного бюджета. Только в XX в. около 4-ёх десятилетий ушло на войны и возрождение страны после этих войн (русско-японская, 1-ая Мировая, 2-ая Мировая, Великая Отечественная). Огромная территория требовала для своего управления сильной государственной власти и значительного многочисленного чиновничьего аппарата, на что также уходит значительная часть государственного бюджета.).

3) суровая природно-климатическая среда (выработка полезных ископаемых, сложности с освоением новых земель. Мы живём в сравнительно суровых климатических условиях. 90% населения мира, живущих в тяжёлых природных условиях, приходится на нашу страну. Мы в зоне рискованного земледелия, когда в течение 5 лет каждые 3г. неурожайные. Короткий вегетационный период, который в 3 раза короче, чем в Европе и в 5 раз меньше, чем в США. Даже развитие рабовладения было нерациональным, т. к. содержание раба обходилось дороже, чем его вклад в трудовую деятельность. Обилие свободных земель приводили к экстенсивным (освоение новых земель (целина)) формам ведения сельского хозяйства (интенсивный - на освоенной территории, повышение квалификации рабочих, улучшение условий). В нашей стране находятся значительные запасы ценных полезных ископаемых. Однако расположенные близко к поверхности и в европейской части страны полезные ископаемые уже выработаны, и для их прироста необходимо идти в труднодоступные районы, что требует значительных бюджетных расходов.)

4) менталитет народа (Менталитет – область повседневных, стихийно складывающихся представлений людей, которыми они пользуются автоматически. В нашей стране сложилась психология человека, истрорически зависевшего от климатических условий, почвы, ландшафта. А с принятия христианства на Руси (Xв.), определилась идеология православия (истинная вера), в её Византийском варианте, т.е. государственно-военное мышление, главенство государственных интересов и ослабление внимания интересом отдельной личности. Наши нравственные ценности – это равенство, коллективизм и социальная справедливость. Духовная особенность - соборность, т.е. доверительное отношение народа к своему правителю; коллегиальность в жизни и работе, т.к. иначе нашим предкам было не выжить; неистяжательство, т.е. отсутствие стремления к наживе, к прибыли. Главное – духовная жизнь, а не материальная её часть. Главный лозунг – это вера!)

Эти факторы определяют специфику нашей истории: экстенсивный тип развития хозяйства, т.е. получение продукции на новых площадях, слабая самостоятельность городов, длительное существование крестьянской общины, продолжительность самодержавия, преклонение народа перед верховной властью.

Россия принадлежит к типу обществ, подверженных перекрестным цивилизационным влияниям. Сообщество народов, называемое Россией, геополитически зажато между Востоком и Западом. Оно обнимает собой три культурных мира - христианский, мусульманский и буддийский, оставаясь при этом великой хранительницей исконных традиций населяющих ее народов. Это пестрое сообщество народов объединялось мощным централизованным государством с сильным великорусским ядром. Как ни перед каким другим, перед ним часто вставала проблема выбора. Оно попеременно оказывалось то в зоне восточного, то в зоне западного влияния, сдвигалось то ближе к Византии, то - к Западной Европе. Напряженное пребывание в режиме выбора способствовало утверждению своеобразного типа культурно-исторического развития страны. Его самой яркой отличительной чертой является катастрофизм темпа и ритма национального развития, прерывность исторического процесса. На протяжении непродолжительных отрезков времени здесь не единожды происходили смена типов цивилизации, резкая ломка духовных ценностей. При каждом новом поворотном витке исторического развития имеет место устойчивое нарушение преемственности традиций, и только само ниспровергательство остается действующим фактором социальной динамики. Оно выражает себя не только огульным отрицанием ценностей предшествующего периода, но проявляется еще в длительных периодах безвластия, обрамляющих кризисные эпохи, обнаруживает себя в роковой неспособности власти и общества к поиску конструктивного согласия. Эта особенность исторического развития России, с другой стороны, способствует формированию исключительной гибкости, приспосабливаемости русского общества к предельно напряженным, а иногда даже невыносимым историческим условиям. Такова причина необыкновенной выживаемости России в периоды национальных катастроф. Показательно, что во взглядах на Россию среди философов, историков и социологов XX в. (А.Дж. Тойнби, П.А. Сорокин, Н.А. Бердяев и др.) сложилось устойчивое представление о России как фокусе мировых проблем современности и о ее великой гуманистической миссии в мире нарастающей бездуховности. Особый строй духовности русского народа задают его устремленность к абсолютному и забвение конкретного, максимализм, готовность признавать достижения других народов, отталкивание на массовом уровне от стяжательства и индивидуализма. В силу этого все формы бытия в России оказываются относительными, явления часто не совпадают с их общественным восприятием. Человек здесь, как нигде, действует непредсказуемо и зачастую вопреки своим интересам. В душе русского человека могут уживаться одновременно и покорность властям, и неистовое ниспровергательство всякого закона и порядка. Большую роль в формировании российского типа национального сознания играли внешние влияния (скандинавское в IX в., византийское с Х в., татаро-монгольское в ХIII—ХV вв., западноевропейское с ХVIII в., американское в конце XX в.). Носителем иностранных заимствований первоначально выступал центр. Народная периферия долгое время оставалась средой, пассивно воспринимавшей нововведения. Иноземные влияния при внедрении их в гущу народной жизни проходили сложный путь, так что итог всегда оказывался неожиданным. Россия - уникальное самодостаточное сообщество народов, замкнутый океан-континент, где, как в капле, отражен весь мир. Внутри нее есть все необходимое для полноценной жизни, но она не замыкается. Наоборот, она демонстрирует миру образцы человеколюбия, социальной справедливости, высочайшей духовности, нормы культурного сотрудничества народов. Всем этим Россия всегда была готова делиться с миром, для которого остается умонепостигаемой тайной. Ее бесполезно совершенствовать на чужой манер, тем более подходить с заранее заданными требованиями и высокомерным наставничеством. Она все равно все чужое переработает на свой манер. Россия и русский человек сокрыт от взора поверхностного, равнодушного, рассудочного, не укорененного в стихии народной жизни. Русская жизнь с ее противоположностями, пропастями, как и русская мысль, не укладывающаяся в пределы логики, но взывающая к сердцу и душе, требует каких-то особых эмоционально-опосредованных форм постижения. Она неподвластна научному анализу. Ее не способны глубоко раскрыть пластические формы искусства — архитектура, скульптура и даже живопись. Она более подвластна музыке, литературе и религиозной мысли, но не официальной, а на грани с язычеством. Чисто интеллектуальное умозаключение о России, не обогащенное чудесной способностью видеть сокровенное, чаще всего резко отрицательно. Для истинно же русских писателей — А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, Л.Н. Толстого — Россия была символом веры и поклонения. Принимая заимствования, Россия всегда отвергала понятие развития «как преимущественно научно-технического, материального, постоянного наращивания массы товаров и услуг, обладания все большим количеством вещей, перерастающего в настоящую гонку потребления, “жадность к вещам”. Этому понятию русское миропонимание противопоставляло идею совершенствования души» (О.А. Платонов «Русская цивилизация»).

4. Восточные славяне в древности.

  1. Происхождение и расселение славян.

Древнейшие предки славян – прасловяне – земледельческо-пастушеские племена. Они занимали большую территорию в Центральной и Восточной Европе. Поселения их были изучены слабо из-за недостатка достоверной информации. Известно только, что своих умерших они сжигали, и этот погребальный обряд стал отличительной чертой праславян. К сер. I тыс. н.э. (в ходе Великого переселения народов IV-VIIвв.) славянские племена разделились на 3 ветви: западную, южную и восточную. Все они прочно осели на землях от Балтики до Дуная и Византийской империи, от Вислы на западе до Волги на востоке. Само название племён – славяне – появилось не сразу. Римские историки (Плиний Старший и Тацит (I в. н.э.)) сообщают о венедах, обитающих между германскими и сарматским племенами. Это были, вероятно, предки западных славян. Византийские историки VI в. были более внимательны к славянам, т.к. они, окрепнув к этому времени, начали угрожать Империи. Прокопий Кесарийский и готский историк Иордан называли венедов, склавинов и антов. К VII-VIIIвв. Слово «славяне» вытеснило все остальные и столо общим понятие для обозначения восточных славян. Для восстановления истории восточных славян историки используют материалы разных типов источников: 1) вещественные, материальные остатки – предметы быта, оружие, одежда, украшения и останки людей; 2) устные свидетельства – лингвистические данные – сохранившиеся слова; 3) топонимические данные – названия рек и местностей; 4) письменные сочинения иностранных (византийских, арабских) и отечественных авторов (Нестор – «Повесть временных лет»). Суровые климатические особенности и необходимость от внешних врагов заставляли славянские племена, состоявшие из большого количества родов, создавать крупные объединения - племенные союзы. Территория каждого союза простиралась, как правило, между реками, которые образовывали естественные границы. Нестор повествует о следующих восточнославянских племенных союзах:

1) поляне, поселившиеся в среднем течении Днепра, вокруг Киева в полях и потому так и прозвавшиеся;

2) древляне, жившие от них к северо-западу в дремучих лесах между Припятью, Днепром и верховьями Южного Буга.

3) северяне, обитавшие к востоку и северо-востоку от полян по реке Десне, Суле и Северский Донец; между левым берегом Днепра и верхрвьями Оки.

4) дреговичи (от слова «дрягва» - болото) – в болотистой местности Полесья между Припятью и Западной Двиной;

5) полочане - в бассейне р. Полоты; район современного г. Полоцк.

6) кривичи – от Западной Двины до верховий Волги и Днепра;

7) радимичи, названные по имени древнего предводителя Радко, - междуречье Днепра и Десны.

8)вятичи, названные по имени древнего предводителя Вятко, брата Радко, - в верховьях Оки и по течению Москвы-реки.

9) ильменскиесловене в районе озера Ильмень и от Ладоги до Чудского озера, по реке Волхов до верховий Волги.

10) бужане или дулебы (с X в. они назывались волынянами) между Бугом и верховьями Вмслы.

11) белые хорваты у подножья и по склонам Карпатских гор.

12) уличи от правого берега в нижнем течении Днепра до Южного Буга.

13) тиверцымежду Южным Бугом и Днестром.

Археологические данные подтверждают границы расселения племенных союзов, указанных Нестором. Основные даты и события: IV-VII вв. - Великое переселение народов; VIII в. - возникновение у восточных славян первой формы государственности (племенного княжения). Соседи восточных славян: а) на юго-востоке (Нижняя Волга, степи между Каспийским и Азовским морями) – Хазарский каганат; б) на юге, юго-западе (Причерноморье и Балканы) – Дунайская Болгария и Византийская империя; в) в нижнем течении Днепра – мадьяры (венгры), их после переселения на запад к озеру Балатон, сменили в конце IXв. печенеги; г) на востоке от Прикамья до Средней Волги – Волжско-Камская Булгария (Болгария) с мусульманским населением – тюрки; д) на северо-востоке – меря, мурома, мещера, мордва и марийцы; е) на севере и северо-западе – лето-литовские и финно-угорские племена. Славяне относятся к индоевропейской семье народов. Их предки заселяли огромные пространства Евразии. Территорией расселения славянских племен первоначально были центрально- и восточноевропейские земли, а естествен­ными границами - реки Одер на западе, Днепр - на восто­ке, побережье Балтики - на севере, Карпаты — на юге. Значительный рост численности славян привел к их мигра­ции в VI веке. Другой причиной перемещения славян стало начавшееся у них социальное расслоение, появление знати, которой во всевозрастающих количествах требовалась земля.

  1. Занятия восточных славян.

Основу хозяйственной жизни восточных славян составляли земледелие, оседлое скотоводство, охота, рыболовство. Из сель­скохозяйственных культур возделывали пшеницу, рожь, овес, ячмень, просо, горох, бобы, гречиху, коноплю. Почву обраба­тывали первоначально с помощью мотыги и сохи. Урожай убирали серпом. Применение плуга с железным лемехом поз­волило значительно увеличить объемы производства, что при­вело к появлению излишков зерна и возможности применять наемную рабочую силу. Восточные славяне, осваивая огромные лесные и лесостепные пространства Восточной Европы, несли с собой земледельческую культуру. Распространено было подсечное (подсечно-огневое) земледелие (в лесной полосе). На освобожденных от леса в результате вырубки и выжигания землях выращивали 2-3 года сельскохозяйственные культуры, используя естественное плодородие почв, усиленное золой от сгоревших деревьев. После истощения земли участок забрасывали и осваивали новый, что требовало усилий всей общины. В степных районах применялось переложное земледелие, схожее с подсекой, но связанное со сжиганием не деревьев, а полевых трав. В южных районах к VIIIв. получает распространение полевое пашенное земледелие, основанное на использовании тяглового скота и деревянной сохи, сохранившейся до начала ХХ века. Наряду с осёдлым скотоводством (разводили домашних животных – лошадей, коров, овец, свиней – и птиц – кур, гусей, уток) славяне занимались и привычными для себя промыслами: охотой, рыболовством, бортничеством. Развиваются ремесла (кузнечное, литейное, гончарное, ювелирное, ручное ткачество), которые, правда, в VI-VIIвв. еще не отделились от земледелия. Особое значение для судеб восточного славянства будет иметь внешняяторговля, развивавшаяся как на Балтийско-Волжском пути, по которому в Европу поступало арабское серебро, так и на пути «из варяг в греки», связывающим византийский мир через Днепр с Балтийским регионом. В качестве эквивалента обмена у славян появились сначала кожаные (куны, резаны), а потом и серебряные деньги (гривны). Торговали в основном продуктами промыслов – мехами, воском, мёдом, а так же осуществляли транзитные торговые операции, соединяя северные народы Балтийского региона с южными на Балканах и в Прикаспии (на Волжском пути).

3. Общественное устройство.

Основу социального устройства составляла родовая община – объединение кровных родственников, совместно владеющих занимаемой территорией и совместно решающих важные вопросы на общих сходах – вече. Успехи в развитии хозяйства, т.е. постепенная смена подсечно-огневой и переложной систем земледелия на пашенную, появление усовершенствованных орудий труда, отделение ремесла от сельского хозяйства – всё это привело к изменениям в социальной структуре общества.Новые черты в социальном устройстве: 1)формирование соседской (территориальной) общины – мир или вервь – в результате захвата отдельными семьями участков общинной земли и появление специальных межевых знаков – знамён, обозначавших принадлежность данного участка земли определённой семье; 2) возникновение частной (семейной) собственности на пахотную землю вместо общинной; 3) постепенное складывание имущественного и социального неравенства – свидетельство разложения родоплеменного строя; 4) изменение социальной структуры: из обогатившейся родоплеменной знати (захват земли, военные походы) формировалось боярство – новый социальный строй, выделившийся из общины и владевший вотчинами – наследственными земельными владениями; для защиты от внешних врагов свободные общинники выбирали военных предводителей – князей, но постепенно их власть из выборной превратилась в наследственную и постоянную; отправляя суд и возглавляя религиозные культы, князья опирались на дружину – постоянную, профессиональную военную силу. Сохранились и остатки родоплеменного строя: - личная свобода всех общинников; - народное ополчение; - вечевой порядок решения важнейших общественных вопросов. Существование новых и старых черт общественного устройства создавало переходную стадию от первобытно-общинного, родоплеменного строя к классовому – период военной демократии. У восточнославянских племён он совпал с VI-VIIIвв. В это время складывались предпосылки для формирования государственности: - успехи хозяйственного развития; - социальные изменения; - политические условия – межплеменные столкновения из-за стремления князей и знати к обогащению; - желание установит контроль над торговым путём «из варяг в греки»; - опасность набегов со стороны соседей с севера, востока и юга. Сведения о первых князьях содержатся в ПВЛ. Летописец отмечает наличие у племенных союзов, правда, не у всех, своих княженье. Так в отношении полян им записана легенда о князьях, основателях города Киева: Кие, Щеке, Хориве и их сестре Лыбеди. Стремясь к усилению своей власти над свободными общинниками, князья облагали их данью. Необходимость сбо­ра дани объяснялась интересами содержания военной дружины, гарантирующей мирный труд общинников

4. Религия восточных славян.

Верования. В основе миросозерцания восточных славян лежало язычество - обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого. Окружающий мир, по их мнению, населён добрыми и злыми духами – упырями, русалками, лешими, домовыми… Зарождение языческих культов произошло в глубокой древности - в эпоху верхнего палеолита, около 30 тыс. лет до н.э. С переходом к новым типам хозяйствования языческие культы трансформировались, отражая эволюцию общественной жизни человека. При этом самые древние пласты верований не вытеснялись более новыми, а наслаивались друг на друга. Поэтому восстановление информации о славянском язычестве чрезвычайно сложна. Помимо этого обстоятельства воссоздание картины язычества славян затруднено и потому, что до сего дня практически не сохранилось письменных источников. По большей части - это христианские антиязыческие сочинения. Боги. В глубокой древности у славян был широко распространен культ Рода и рожениц, тесно связанный с поклонением предкам. Род - божественный образ родовой общины вмещал всю вселенную - небо, землю и подземное обиталище предков. Каждое восточнославянское племя имело своего бога-покровителя. В дальнейшем славяне все более поклонялись великому Сварогу - богу неба и его сыновьям - Даждьбогу и Стрибогу - богам солнца и ветра. Со временем все большую роль начинает играть Перун - бог грозы, творец молний, который особенно почитался как бог войны и оружия в княжеско-дружинной среде. Перун не являлся главой пантеона богов, лишь позже в период формирования государственности и усиления значения князя и его дружины культ Перуна стал укрепляться. В языческий пантеон входили также Велес или Волос - покровитель скотоводства и хранитель подземного мира предков, Макошь - богиня плодородия и другие. Сохранялись и тотемические представления, связанные с верой в родственную мистическую связь рода с каким-либо животным, растением или даже предметом. Кроме того, мир восточных славян был населен многочисленными берегинями, русалками, лешими и пр. Язычество – религия многобожия – полностью соответствовала демократическому состоянию славянского общества. Жрецы. Нет точных данных о языческих жрецах, видимо ими были летописные волхвы, боровшиеся в ХI в. с христианством. Во время культовых ритуалов, проходивших в специальных местах - капищах (от старославянского капь - изображение, идол) богам приносились жертвы, включая человеческие. По умершим устраивали тризну, а затем труп сжигали на большом костре. Языческие верования определяли духовную жизнь восточных славян. Уровень развития. В целом, славянское язычество не могло удовлетворить потребностям зарождавшихся у славян государств, ибо оно не имело разработанной социальной доктрины, способной объяснить реалии новой жизни. Дробный характер мифологии препятствовал целостному пониманию восточными славянами природного и социального окружения. У славян так и не появилась мифология, объясняющая происхождение мира и человека, рассказывающая о победе героев над силами природы и т.п. К Х веку стала очевидной необходимость модернизации религиозной системы.

5. Заключение.
1   2   3   4   5


написать администратору сайта