Главная страница
Навигация по странице:

  • Образованию Российского государства

  • Государь всея Руси

  • Иванович

  • Казамиром

  • Созданное Российское государство нуждалось в новой системе организации власти

  • Филофеем

  • Совещательные функции

  • Исполнительные функции

  • Ограничение права крестьянского перехода стало первым шагом на пути юридического оформления крепостного права в России

  • Выводы.

  • Культура 2 половины XIII-XVв.

  • Устное народное творчество

  • Живопись

  • ОТВЕТЫ 1-10. Отечественной истории


    Скачать 4.93 Mb.
    НазваниеОтечественной истории
    АнкорОТВЕТЫ 1-10.doc
    Дата09.03.2018
    Размер4.93 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаОТВЕТЫ 1-10.doc
    ТипДокументы
    #16426
    страница5 из 5
    1   2   3   4   5

    1462-1505 - правление Ивана III; 1505-1533 - правление Василия III; 1478 - присоединение Новгорода к Москве; 1485 - присоединение Твери к Москве; 1480 - ликвидация ордынского владычества. 1510 - присоединение Пскова к Москве.

    В процессе образования Российского государства – естественного итога предшествовавшего развития русских земель – выделяют 3 этапа. ПервыйXIVсобирание земель вокруг Москвы, укрепление и усиление Московского княжества. Второй1 половина XV – превращение Московского княжества в центр русских земель и складывание предпосылок для из объединения в единое государство. Третий2 половина XVначало XVIсоздание нового политического образования, имевшего все необходимые атрибуты государственности – единую территорию с защищенными границами, аппарат управления, систему налогообложения, общерусское законодательство и новые символы верховной политической власти.

    Образованию Российского государства предшествовал большой комплекс предпосылок. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ: 1) подъем в сельском хозяйстве: сохранился его натуральный характер, но оно развивалось по экстенсивному пути – восстановление распашки давно освоенных земель («ополье»); освоение новых земель («починки»); улучшение системы землепользования, постепенное внедрение трехполья, хотя в ряде районов сохранялись подсека и перелог. 2) развитие ремесла: дифференциация ремесленного производства и углубление процесса отделения ремесла от сельского хозяйства (показатель высокого развития ремесленного производства – каменное строительство и быстрый рост русской артиллерии). 3) развитие обмена и торговли: излишки, накопленные феодалами из продуктов, полученных в форме натурального оброка с крестьян и ремесленников, превращались в товар, что способствовало внутренней и внешней торговли. Она в основном была связана не с результатами сельского хозяйства, а с продуктами промыслов и ремесла (меха, кожи, соль, оружие, изделия из глины или дерева). Хозяйственное развитие создало экономические предпосылки для усиления централизаторских тенденций. Для дальнейшего экономического роста требовалось объединить все русские земли и создать экономическое пространство с единой денежной системой, общепринятыми мерами веса, длины и объема и площади. Социальные предпосылки. В объединении были заинтересованы. 1) бояре - вотчинники, т.к. сильная государственная власть могла обеспечить их рабочими руками, прикрепив крестьян к земле и установив право их эксплуатации. 2) служилые люди - помещики, получившие за службу тем больше земель, чем больше увеличивался домен великого князя Московского. 3) церковь, сама являвшаяся крупным феодалом, получавшим различные привилегии от великого князя. 4) торгово-ремесленное население, поддерживавшее великокняжескую власть в борьбе против засилья феодалов в городах и нуждавшееся в обеспечении безопасных торговых связей между отдельными русскими землями. 5) крестьяне, питавшие монархические иллюзии, надеялись на защиту великого князя от своеволия бояр и жестокости золотоордынских ханов. Политические предпосылки объяснялись наличием сильной и авторитетной династии московских князей, имеющий достаточное вооруженные силы и возглавлявшей решающую борьбу с Золотой Ордой. Моральные предпосылки обусловливались: 1) стремлением всего населения к освобождению от золотоордынского иго. 2) превращением Москвы в национальный центр, за которым многие княжества признавали роль объединителя и защитника.

    Появление тенденции к политическому объединению – закономерное, исторически обусловленное явление. Русские княжества развивались по пути, который прошли многие государства Западной Европы. Однако процесс образования Российского государства имел ряд особенностей: 1) Феодальная экономическая основа – Москва объединяла русские земли при сохранении феодальной системы хозяйствования, а западно-европейские государства складывались в период генезиса капитализма. 2) феодальная социальная основаслужилые люди – в Западной Европе короли опирались на горожан, носителей новых буржуазных отношений. В русских городах посадское население не приобрело еще той силы, на которую могли бы опереться великие князья. 3) феодальный политический стройсамодержавие, которой во многом было наследием золотоордынского ига и особой ментальности русского народа. 4) многонациональность – в Европе складывались мононациональные государства, а в Русское, кроме русских, вошли народы Севера и Поволжья. 5) борьба за национальную независимость, достигнутая параллельно с объединением.

    В Западной Европе формировались буржуазное общество и сословно-представительные монархии. Российское государство имело феодальный, самодержавно-крепостнический характер. Складывание территории Российского государства произошло при Иване III и Василии III.

    ИванIIIВасильевич (1462-1505) – фактический создатель Российского государства. В него вошли: Ярославские княжества (1463), Ростовские (1474), Новгород (1471,1478), Тверь (1485), Вятская земля (1489), Вязьма (1494), Черниговское и Новгород-Северские земли (1503). Одни княжество вошли бескровно (покупка), другие – (Новгород, Тверь, Юго-Западные земли) – силой оружия (сражение с новгородцами в1471 на р.Шелонь, войны с Литвой в 1487-1494 и 1500-1503). С 1485 Великий князь Московский принял новый титул – Государь всея Руси, а образованное государство стали называть Россия.

    ВасилийIIIИванович (1505-1533) продолжил расширение территории: вошли Псков (1510), Смоленск (1514) и Рязань (1521). Присоединение этих территорий завершило объединение Северо-Восточных и Юго-Западных русских земель в одном государстве.

    Образование Российского государства способствовало ликвидации золотоордынского ига. В середине 1470гг. русские княжества прекратили выплату дани Золотой Орде. Стремясь вернуть прежний порядок, хан Ахмат заключил союз с польско-литовским королем Казамиром и двинул свои войска на русские земли. Со своей стороны Иван III заключил союз с крымским ханом Менгли-Гиреем, напавшим на владения Казамира и сорвавшим его поход на Москву. Войска хана Ахмата подошли к р. Угра, где встретились с войском Ивана III. Попытки ордынцев переправиться через реку были отбиты русскими. Так называемое Стояние на Угре в 1480 не дало военного успеха ни одной из сторон. Узнав, что на Сарай - столицу Золотой Орды - напали войска Сибирского хана, Ахмат отступил и повернул свои войска обратно на юг. Так закончилось 240-летнеезолотоордынскоеиго. В 1502 Менгли-Гирей нанес сокрушительное поражение Золотой Орде, что усилило процесс ее раздробления и привело к созданию нескольких самостоятельных ханств – Казанского, Астраханского, Сибирского, Крымского. Борьбу с ними Россия продолжила в XVI-XVIIIвв.

    Созданное Российское государство нуждалось в новой системе организации власти. Во главе стоял великий князь. Его подданные (даже бояре и дворяне) называли себя «холопами». На них государь мог налагать «опалы» (наказания). Князья и бояре из присоединенных княжеств переходили на службу к великому князю и приносили ему присягу верности. Постепенно они теряли свое традиционное феодальное право «отъезда», т.е. прекращения добровольной службы. Пышный придворный церемониал, новый титул, знаки отличия: «бармы» - оплечья, держава, скипетр, а также корона – так называемая «шапка Мономаха» - зрительно возвеличивали авторитет великого князя и были призваны отразить его особое положение среди своих приближенных и иностранных послов. О притязаниях Московского князя на византийское наследство (после женитьбы Ивана III на племяннице последнего византийского императора Софии Палеолог) свидетельствовал новый государственный герб в виде двуглавого орла. Идеологическое обоснование происхождения и преемственности власти московских князей от византийских императоров давала созданная псковским Мономахом Филофеем теория – «Москва – третий Рим», провозглашавшая будущее могущество России на века: два Рима – Римская империя и Византия – «пали, а четвертому не быть». Совещательные функции при великом князе осуществлял постоянный орган – Боярская дума. Она состояла из князей удаленных и присоединенных княжеств, 5-12 родовитых бояр и 12 окольничих (окольничий – «думный чин», в который великий князь «жаловал» представителей знатных фамилий). С начала XVIв. Появляется еще один чин – «думный дворянин». Это звание получали представители служилого дворянства, усиление роли которого в государстве приводило к увеличению количества дворян в составе Думы и ослабление позиций родовитого боярства. Исполнительные функции выполняли приказы. (Происхождение этого термина своими корнями уходит корнями в период раздробленности, когда великий князь приказывал своему близкому боярину выполнить какие-либо административные действия.) С конца XVв. Приказы (их было 8-10) начинали превращаться в постоянно действующий орган центральной власти. Возглавляли их судьи из родовитой знати. В первых приказах сосредотачивались дела одной или несколько отраслей управления: напр. Казна ведала финансами, хранением государственных бумаг и печати, а также внешнеполитическими вопросами. В компетенцию некоторых приказов входили все вопросы управления отдельными, вновь присоединенными территориями – судопроизводство, сбор налогов и т.п. Приказы представляли территориально-отраслевую систему управления. Их функции и порядок ведения дел не был четко определены, сфера действия - не разграничена. Все это рождало путаницу, волокиту, взяточничество. Наживались дьяки и подьячие, которые вели делопроизводство. В созданном государстве сложилась новая территориально-административная система. Страна была разделена на уезды, территория которых в основном совпадала с границами княжеств. Местное самоуправление осуществлялось или прежними князями, которые становились боярами великого князя («обояривание князей») и продолжали возглавлять свои уделы, или наместниками из Москвы, боярами-кормленщиками, получавшими корм - часть налогов и судебных пошлин, собранных в подвластной территории. Уезды делились на волости, которыми управляли волостели, имевшие те же права, что кормленщики. Отсутствие разветвленного административного аппарата не позволяло центральной власти строго следить за выполнением наместниками и волостелями своих прямых обязанностей. В этом сказывались остатки периода раздробленности. За право занятия почетных мест (в Думе, в армии) или выгодных (денежных) должностей боролись «обояренные князья» и бояре. Возникло местничество - система (порядок) занимания должностей в зависимости от древности происхождения рода или заслуг перед великим князем, а не по личным военно-политическим способностям. (В середине XVIв. Иван IV ограничил действие местничества в военное время. Окончательно местничество было ликвидировано в 1682.) Организация армии, как и местное самоуправление, имела много черт, оставшихся от политической раздробленности. Основу великокняжеской армии составлял «двор» - дворяне, обязанные нести военную службу при дворе князя. В случае войны каждый дворянин должен был привести свой отряд и выставить столько ратников, сколько «по силе». Количество воинов нигде не фиксировалось - след политической раздробленности, когда боярин сам решал, у кого и как ему служить. Дворянские и боярские отряды были в основном конными. Пешее войско – «посоха» - состояло из крестьян, собранных с каждой сохи – новой единице налогового обложения. Постоянную часть войска составляли «пищальщики» - предшественники стрельцов – вооруженные огнестрельным оружием. Значительно усилило армию введение «наряда» - артиллерии собственного московского производства. Для обеспечения военно-оборонительных нужд государства собирались специальные налоги деньгами – пищальный, полоняничный, ямской - и население обязывалось выполнить натуральные повинности - строительство дорог, мостов, крепостей, поставка подводов для армии и т.д. Объединение русских земель в единое государство потребовало создания нового общерусского свода законов. В 1497 был принят Судебник. В нем: 1) разграничивалась компетенция княжеского и боярского судов. 2) определялись нормы и формы наказания за совершенные преступления. 3) устанавливалась неприкосновенность земельной собственности князей, бояр и монастырей. 4) ограничивались источники холопства, чтобы не сокращать количество налогоплательщиков (холоп не платил «тягла»). 5) запрещается (в ст. 57 «о христианском отказе») свободный переход крестьян от владельца к владельцу. Для всех земель устанавливается единый срок выхода – неделя до и неделя после Юрьева дня осеннего (26 ноября) – по завершении полевых работ и уплаты владельцу земли «пожилого» (платы за пользование двором – «в полех за двор рубль, а влесех полтина»). Судебник отражал усиление центральной власти, а также интересы государства и крупных землевладельцев. Ограничение права крестьянского перехода стало первым шагом на пути юридического оформления крепостного права в России. Русская Православная Церковь поддерживала объединительную политику московских великих князей и создавала идеологическое обоснование возвеличивания их власти - теория «Москва - третий Рим». Со своей стороны, государство законодательно закрепило неприкосновенность церковного и монастырского землевладения и освободило священнослужителей от светского (княжеского) суда. Государство помогло церкви расправиться с еретическим учением жидовствующих, отстаивавших равенство людей и отрицавших право церкви владеть землей и крестьянами. В XVв. в православной церкви возникло 2 течения – иосифляне и сориане. Глава иосифлян Иосиф Волоцкой настаивал на праве церкви владеть земными богатствами (землей и крестьянами), и поэтому его сторонников называли стяжателями. Их противники - сориане, или нестяжатели, возглавляемые Нилом Сорским, - говорили, что священнослужители должны давать прихожанам пример духовного очищения и выступали против накопления церковью земных благ. На церковном соборе 1502 Иван III поддержал иосифлян. Церковь сохранила свои владения и продолжала их расширять. В церковных проповедях население призывали к покорности верховной власти. Великого князя провозглашали царем земным, наместником Бога на земле и единственным защитником православия. Все это укрепляло авторитет великокняжеской власти, создавало идеологическую основу для складывания самодержавия. Русская Православная Церковь стала и государственной, и национальной, сыгравшей большую роль в объединении русских земель.

    Выводы.

    Во второй половине XV – 1 трети XVIв. завершилось политическое объединение русских земель. Образовалась Россия - крупнейшая держава в Европе. В этот период сложилась основная территория государства; русские освободились от золотоордынского ига; началось создание центрального и местного государственно-административного аппарата; был принят первый общерусский свод законов. Исторические особенности: 1) недостаточная социально-экономическая зрелость (сравнительно с рядом государств Зап. Европы). 2) 240 лет золотоордынского ига привнесли на Русь азиатско-деспотические традиции. 3) монархические иллюзии народа. 4) церковная проповедь христианского смирения и покорности властям - обусловили своеобразие становления российской государственности в форме самодержавия. В созданном государстве началось юридическое оформление крепостного права, закрепившего отношения между владельцами земли и крестьянами. Образование единого государства имело прогрессивное значение в русской истории. Оно способствовало дальнешему экономическому и культурному развитию России, укреплению международного авторитета.

    Культура 2 половины XIII-XVв.

    Факторы, влияющие на положение культуры: 1) разрушение многих культурных центров в ходе монгольского нашествия. 2) замедление темпа развития в результате ига. 3) преемственная связь с традициями предшествующего поколения. 4) сохранение национальной самобытности, хотя в ней появились элементы чужеземного присутствия (слова татарского происхождения, антиордынские сюжеты в устных и письменных произведениях. Устное народное творчество восприняло былинное наследие Киевской Руси, воспевавшее подвиги древних богатырей, они вдохновляли народ на сопротивление завоевателям. Для литературы характерно 5 жанров: 1) историческая повесть – сочинения о реальных исторических деятелях и событиях. 2) житие – жизнеописание князей, митрополитов, епископов, общерусских и местнопочитаемых святых. 3) хождение – жанр, временноугасший и возродившийся после возобновления путешествий великих русских людей с середины XIVв. 4) летописи, традиция составления которых не была утрачена. С конца XIIIв. Образовалось несколько новых летописных центров – Тверь, Москва, Ростов, Псков, Рязань и др. 5) жанр хронографа появился в связи с усилением интереса к всемирной истории и стремлением понять место Московского государства в мире. Для литературы характерны патриотизм, воспевание героической борьбы с Золотой Ордой. Архитектура после монгольского нашествия переживала период упадка – деревянные строения сожжены, каменные – разрушены, опытные мастера убиты или уведены в плен. Традиции каменного строительства были утрачены. Однако постепенное восстановление хозяйства привело к их возрождению. 1е после монгольское нашествие сооружение из камня – храм Спасо-Преображения в Твери (конец XIIIв.). 3 архитектурные школы: 1) Новгородская (одноглавие церквей и пышный декор). 2) Псковская (отличалась более скромным декором). 3) Московская (многоглавие церквей, нарядный декор и использование белого камня в качестве строительного материала). Размах каменного строительства в XVв. свидетельствовал об экономическом подъеме и культурном возрождении, вследствие объединения земель и освобождения от золотоордынского ига. Живопись – иконы и фрески – использовались для украшения постоянных соборов. Выводы. Несмотря на монгольское нашествие и золотоордынское иго, русская культура возродилась на своей традиционной основе и сохранила самобытный характер.

    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта