Главная страница
Навигация по странице:

  • REFLECTION OF THE NATIONAL MENTALITY IN THE TRADITIONS AND CUSTOMS OF THE PEOPLE

  • Ключевые слова

  • Список используемой литературы

  • АРХ-118 Дурдыев Н.В. Отражение национального менталитета в тради. Отражение национального менталитета


    Скачать 23.01 Kb.
    НазваниеОтражение национального менталитета
    Дата06.11.2022
    Размер23.01 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАРХ-118 Дурдыев Н.В. Отражение национального менталитета в тради.docx
    ТипДокументы
    #772292

    УДК 130.2

    ОТРАЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО МЕНТАЛИТЕТА

    В ТРАДИЦИЯХ И ОБЫЧАЯХ НАРОДА

    REFLECTION OF THE NATIONAL MENTALITY

    IN THE TRADITIONS AND CUSTOMS OF THE PEOPLE

    Н. В. ДУРДЫЕВ – студент; Институт архитектуры, строительства и энергетики, кафедра «Архитектура»; группа АРХ-118; E-mail: nazardurdyyew@yandex.ru

    Е. В. ЧАБРИСТОВА – доцент, к.ф.н.; ВлГУ им. А. Г. и Н. Г. Столетовых, кафедра «Русский язык как иностранный»; E-mail: chabristova@mail.ru

    N. V. DURDYEV – student; Institute of architecture, construction and energy, the department "Architecture"; group ARCH-118; E-mail: nazardurdyyew@yandex.ru

    E. V. CHABRISTOVA – docent, candidate of philosophy; Vladimir state university, the department of “Russian as a foreign language”; E-mail: chabristova@mail.ru

    Аннотация: В статье описаны основные выводы исследователей истории и культурологии менталитета, культурно-этническую идентичность, некоторых областей философии и бихевиоризма. Описывается возможность влияние на характер народа географических и культурно-исторических факторов. В данной работе «характер» фигурирует в роли социокультурного феномена состоящий из комплексных структур. В состав этих структур входят: язык, религия, искусство, традиции, и многие другие культурные продукты жизни и деятельности народов.

    Abstract: The article describes the main conclusions of researchers of the history and cultural studies of mentality, cultural and ethnic identity, some areas of philosophy and behaviorism. The possible influence of geographical and cultural-historical factors on the character of the people is described. In this work, "character" appears in the role of a socio-cultural phenomenon consisting of complex structures. These structures include: language, religion, art, traditions, and many other cultural products of the life and activities of peoples.

    Ключевые слова: этнокультура, общество, менталитет, климатические особенности, социокультурные структуры, характер, нация, идентичность.

    Keywords: ethnoculture, society, mentality, climatic features, socio-cultural structures, character, nation, identity.

    Процесс формирования личности человека осуществляется благодаря влиянию социокультурных общин. Группы, в которых он состоит по средствам взаимодействий, взаимоотношений с ним участвуют в становлении «Я-концепции». В ходе социализации формируются внутренние структуры человеческой психики. Данные структуры отвечают за восприятие окружающего мира. В дальнейшем внешняя социальная деятельность усваивается. Индивид приобретает национальный характер. Носителя описанных черт можно приписать к участнику определенного аутентичного общества, носителем национального менталитета, уникального характера.[1]

    Основная роль менталитета заключается в способности отражать характер присущий обществу. Обнаруживать основные жизненные установки, модели поведения, реакции, настроения и эмоции. Воплощение этнической картины мира, оставленное и унаследованное, подаренное, созданное предками. Наследство, полученное от предшествующего поколения, формирует в человеке относительно устойчивый контекст, через который он взаимодействует с этим миром. На уровне коллективного сознания эта модель отличает у общества идеологическую приверженность к сохранению традиционных ценностей, религиозных доктрин, социального устройства. По мнению Козловского В.В. описанных в его работе «Понятие ментальности в социологической перспективе», «Социология и социальная антропология» менталитет состоит из сложных структур, включающих в себя несколько измерений. Системы значений актуальные для данного типа этноса размышления идеи. Поведение в социально значимых ситуациях затрагивающие как ценности и принципы личного, так и группового восприятия. Типичные интеллектуальные, эмоциональные, инстинктивные и аффективные реакции, способные осваивать и воспринимать окружающий мир рационально и эмоционально. Систему культурных ценностей, предрасположенность косвенных или определенных мнений социальных групп представляют формы принятия и отвержения поведенческих установок, ожиданий, стереотипов, и социальные представления.

    Во времена Античности древнегреческий историк Геродот в своих работах часто сопоставлял обычаи и манеру поведения представителей многочисленных народностей, населявших землю на тот момент. Исследуя поведенческие манеры и характер греков, сравнивал их с персами. Выводами работ Геродота относительно персов было отмечено присущее им чувство особой гордости за себя, за свой народ. Персы считали, что далеко превосходят всех людей на свете. Античный историк высоко оценивал и воинскую доблесть, отвагу персов, то как они стремились иметь в семье больше сыновей, также отмечал их правдивость, отрицательное отношение к обману, нежелание лгать. Не было для перса ничего более позорного, чем лож, или быть должником. Человек, у которого есть долги, неизбежно должен лгать.

    В характере греков Геродот видел смекалку, хитрость, свободолюбие, способность к самопожертвованию ради интересов своей родины. В качестве наиболее яркого примера такого проявления можно упомянуть битву при Фермопилах в 480 году до н. э. Триста спартанцев бились с превосходящими силами Персидского царя Ксеркса, который повел армию против свободной Греции Персы страстно желали поквитаться с греками за поражение при «Марафоне».[2]

    В рамках философии «просвещения» который является особым типом мировоззрения и философии, характеризующий культурную жизнь Европы и Америки в 18 в. менталитет и поведение индивида, его воззрения объяснялись с учетом географического детерминизма, взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Французский писатель, правовед, философ и политолог 1689-1755г. Шарль де Монтескье полагал, что менталитет народа — это результат взаимодействия климатических особенностей с условиями обитания и ведения хозяйства, религиозности, законных принципов правления, нравственности, обычаев и традиций. [3] Монтоскье полагал что чередование сезонов, и регулярная смена природных явлений, формировали сознательность и душевный характер народа. Такой способ создает регулярность культурной жизни, появления традиций, которые закрепляются в обычаях и ритуалах, и формирует в сознании стабильную осознанность, осознание собственных сил.

    Советские мыслители разделяли идеи Ш. Монтескье. Например, Н. С. Трубецкий всегда подчеркивал тот факт, что природные условия в которых обитает народ, обуславливают характер этого народа и его сознание. Издавна душа, как и тело человека находится в тесной взаимосвязи с природой, эта связь живая и таинственна. Трубецкий верил в то что если не принимать эту связь во внимание, то любые исследования поведения общества будут безрезультатны. [4] Отмечая многие особенности русского характера Николай Сергеевич говорил о влиянии специфической географии, об природных факторах. Совокупность бескрайних равнин России с резко континентальным климатом, с продолжительной холодной зимой, и засушливым мимолетным летом, определили неритмичный и нерегулярный характер труда русского народа, сформировали его темперамент.

    Воздействие труда на формирование характера русского этноса обоснуется интенсивной работой в течение одной четверти года и вынужденным бездействием в оставшееся время. Итогом такой активности стали черты мечтательности, иррациональности, созерцательности, фатализма, предрасположенностью к бездействию. Трубецкий пологал что формирование «широкой русской души» напрямую связано с обширной территорией.

    В процессе становления сознания общества воздействие на него религиозных факторов отмечал Георг Вильгельм Гегель в своих работа «Абсолютная идея», «Диалектика». Говоря о том, что в самой религии отражается душа человека и проявляются его жизнеутверждающие духовные качества, и обосновываются цели, смысл, идеи исторического движения. Для многих народов религиозность является верой в духовную субстанцию, которая скрывает в себе причины коренных различий. Гегель выделял сильные и слабые стороны в характере народов используя для этого диалектический прицип единства и борьбы разногласий. У немцев он отмечал склонность к мыслительным процессам, из-за их стремления понять закономерную связь вещей, путем систематического анализа и формализма.[5]

    Исследуя психологии народов французский психолог Г. Лебон также отмечал, что в формировании характера народа религия занимает одну из фундаментальных частей. По мнению Лебона религиозные у верования и религиозная активность составляют один из важнейших элементов жизни, общества, истории.

    С точки зрения Лебона, человек сам создает себе богов, и увлекаясь этим оказываться в их плену. Вера, не пища страха, но пища надежды, именно поэтому влияние на души людей и народов чрезвычайно велико.[6] Верование, которое принял народ определяет его менталитет и характер. Оно выступает в роли ключа к пониманию судьбы народа.

    Характер и менталитет народа определяет какие сферы и формы культуры будут развиты, и в каком ключе воспринимаемы. Одним подстать искусство, иные лидируют в государственном строительстве, другие развивают науку и технику.

    Немецкий ученый и философ В. Вундт ведущую роль в формировании характера народа отводил языку, обычаям и мифологии. Он полагал, что отражение специфического понимания и чувствования мира, формирование особых психологических явления связано именно с исторической, культурой создавшая мифы и обычаи в которых проявляется живая душа народа. Язык являясь внешней формой выражения внутренней индивидуальности занимает основную роль в процессе формирования характера народа и его менталитета.[7] Исходя из этого можно скакать что работа феномена коллективной памяти осуществляется с помощью языка, этим объясняется склад устойчивой совокупности установок и предпочтений менталитета народа.

    Способы поведения, унаследованные нами от предков и методы оценивания экзистенциального мира, служат образцом для будущих действий. Общий язык, система духовных ценностей, символы, и многое другое образуют относительно устойчивые системы для потомков. Объединяя в единую структуру историко-культурный опыт народа, отражает пройденный им путь. История является ключом к пониманию структур социальной действительности, воплощённый коллективным духом нации.[8]

    Менталитет допускается определять, как что-то живое, способное обнаружить устойчивые связи жизненных установок, моделей поведения, эмоций и настроений. Основа менталитета опирается на глубинные зоны, присущие данному обществу, их культуре, обычаям, традициям. Менталитет отражает и воплощает картину мира народа, унаследованную от предшествующих поколений и лежащую в основе смысловых ориентаций жизни.

    Менталитет – формируется на уровне коллективного сознания, является относительно устойчивой совокупностью предпочтений, и отличают определенные инерционные идеологические приверженности к традиционным ценностям и порядкам, социальным и религиозным доктринам. Национальный менталитет интерпретируется как своеобразный эквивалент понятия «душа народа». Термин «национальный менталитет», «душа народа», синонимы, взаимозаменяемые и используются в социальной философии для описания родственных по составляющих внутреннее содержание духовных и социальных аспектов жизни этносов, наций.
    Список используемой литературы:

    1. Зигмунд. Фрейд. «Психология масс» Самара. 1998г. 383с.

    2. «Историки античности» 1989. С.30–201.

    3. Монтоскье Ш. «О духе законами» 1955. 734 с.

    4. Т.рубецкой. Н.С. «История. Культура»1995. 615 с.

    5. Г.е.львеций К.Г. «О человеке. Мысль» 1974. 686 с.

    6. Гер дер И.Г. «Идеи к философии истории человечества» 1977. 702 с.

    7. ГегельГ. «Философия духа» Энциклопедия наук, Ч.3. М.: Политиздат, 1956. 371 с.

    8. Лебон Г. «Психология народов и масс» 1998. 328 с.


    написать администратору сайта