Отрицательные персонажи в славянской мифологии. Отрицательные персонажи. Отрицательные персонажи славянской мифологии в русских былинах
Скачать 76.5 Kb.
|
Северо –Казахстанская область Мамлютский район КГУ «Покровская средняя школа» Класс 5 «Б» Секция: Русский язык и литература Тема: Отрицательные персонажи славянской мифологии в русских былинах. Руководитель: Мишина Галина Николаевна, учитель русского языка и литературы Учащийся: Быкова Ева 2021 год. Аннотация. В исследовательской работе даётся представление об отрицательных мифических персонажах русских былин: Соловье –Разбойнике, Тугарине Змеевиче и Змее –Горыныче. Приводится сравнительная таблица, которая отражает особенности каждого персонажа. На основе таблицы подтверждается гипотеза, что все эти мифические персонажи являются отрицательными. Оглавление 4 11 Приложение 13 Русские народные сказки и былины 13 Введение У моих одноклассников разные увлечения. А я люблю читать, особенно русские народные сказки. В этом году я познакомилась с новым литературным жанром былины. Меня взволновали события тех далёких лет, захотелось побольше узнать о персонажах русских былин. Необыкновенными героями мне представились Соловей –Разбойник, Тугарин Змей, Змей Горыныч. У всех них есть свои собственные отличительные особенности, но вместе с тем их объединяет злое начало, все они приносили много горя и бед русскому народу. Цель исследования: доказать, что персонажи русских былин Соловей- разбойник, Тугарин- Змей, Змей Горыныч являются отрицательными. Задачи исследования: Составить представление о персонажах русских былин. Найти общие и отличительные черты, качества персонажей. Сделать вывод о роли этих персонажей в изображаемых событиях. Гипотеза исследования: Соловей-разбойник, Змей-Горыныч, Тугарин- Змей в русских былинах являются отрицательными персонажами. Методы исследования: Изучение художественной и справочной литературы. Наблюдение, сравнение, анализ. Былины и сказки не дают точного описания Соловья - Разбойника — то ли человек он, то ли птица. Сидит Соловей в гнезде на двенадцати дубах у проезжей дороги неподалеку от реки Смородины и никого не пропускает по той дороге. Как у той ли то у Грязи-то у Черноей, Да у той ли у березы у покляпыя, Да у той ли речки у Смородины, У того креста у Леванидова Сидит Соловей Разбойник на сыром дубу, Сидит Соловей Разбойник Одихмантьев сын. Там же живут жена Соловья-разбойника и его дети — черные вороны с железными клювами. При этом непонятно, кто такой все-таки этот Соловей — ибо, если сидит он в своем гнезде на дереве и свистит оттуда, то больше похож на птицу. Он кричит, злодей-разбойник, по-звериному, И от его ли то от посвиста соловьего, И от его ли то от покрика звериного Те все травушки-муравы уплетаются, Все лазоревы цветочки осыпаются, Темны лесушки к земле все приклоняются, - А что есть людей - то все мертвы лежат. Однако по дороге в Киев Соловей обретает черты человека, как у богатого человека, у него «широк двор», «высок терем», «палаты белокаменные», а также вполне обычная семья: жена, дочери, сыновья, зятья. Во том гнездышке да соловьиноем А случилось быть да и три дочери, А й три дочери его любимыих. Много раз пытались молодцы убить ворога, но все пали в битве с разбойником. Лишь одному Илье Муромцу удалось его победить, поразив в правый глаз, и к князю Владимиру привезти. Ему выбил право око со косицею, Он спустил-то Соловья да на сыру землю, Пристегнул его ко правому ко стремечку булатному, Он повез его по славну по чисту полю, Мимо гнездышка повез да соловьиного. За Ильёй Муромцем установилась слава главного богатыря и защитника Руси, а в образе Соловья-Разбойника народ выразил своё резко отрицательное отношение к силам, мешавшим спокойной жизни и единству русских земель. Ведь Соловей- Разбойник держит в страхе весь народ, от его «посвиста соловьего» гибнет всё живое, в том числе и люди. Тугарин – злой богатырь в русских былинах и сказках, противник русских богатырей Добрыни Никитича и Алёши Поповича. При выезде на поединок Тугарина его конь ржёт по-звериному, а сам он свистит по-змеиному. Вокруг него оплетаются змеи огненные. Очевидна причастность Тугарина к огню, который в разных видах выступает как его главное оружие. Он грозит Алёше Поповичу задушить его дымом, засыпать искрами, опалить огнём-пламенем, застрелить головнями. Тугарин связан также и со стихией воды. Его бой с Алёшей Поповичем обычно происходит у реки Сафат. Но вместе с тем Тугарин и летающий змей. Он носится по поднебесью на своем коне с бумажными крыльями, которые отказывают ему, когда оказываются вымокшими под дождём. Дает господь бог тучу с градом-дождя. Замочило Тугарину крылья бумажные, Падает Тугарин, как собака, на сыру землю В отдельных былинах намечается мотив любовных связей Тугарина с женой князя Владимира. Так когда она узнала об убийстве Тугарина, то опечалилась и упрекнула Алёшу Поповича, разлучившего её с «другом милым». А княгиня говорила Алеше Поповичу: - Деревенщина ты, засельщина! Разлучил меня с другом милыим, С молодым Змеем Тугаретином!.. В имени Тугарин видят отголоски борьбы русских с кочевниками. Тугарина связывают с историческим половецким ханом Тугорканом, Змеем Горынычем из «Тугих гор», как называется этот змей в некоторых вариантах былины о борьбе Добрыни со змеем. Так или иначе, Тугарин – Змей также является отрицательным персонажем, так как обогащался за счёт русских князей и купцов. В палатах князя ведёт себя вызывающе, много ест и пьёт, забаляется с княгиней у всех на виду. Богатырь Алёша Попович упрекает князя такими словами: - Гой еси ты, ласковый государь Владимир-князь! Что у тебя за болван пришел? Что за дурак неотесанный? Нечестно у князя за столом сидит, Княгиню он, собака, целует во уста сахарные, Тебе, князю, насмехается. Это разозлило Тугарина и он хочет сразиться с богатырём, уверен в своем превосходстве, но богатырь побеждает злодея. Среди большинства исследователей русского фольклора утвердилось мнение, что Змей- Горыныч - олицетворение врага, некого абстрактного иноземного народа, покушающегося на святую землю русскую. Не случайно в былинах, русский народ не только сумел победить Змея, но и запрячь его в соху. Академик Б. А. Рыбаков полагал, что данный персонаж русских сказок и былин это не что иное, как, претерпевшее значительные трансформации, воспоминания о мамонтах, память о которых сохранялась в народной памяти на протяжении почти 10000 лет. Рыбаков писал, что в IV-V веках новгородские жители поклонялись загадочному богу-ящеру в образе «крокодила», который «залегша в той реце Волхове». Выходит, что зоологической родиной Змея Горыныча предположительно могли быть земли расселения славянских племен в районе реки Волхов. Почему же змей был назван Горынычем? Я думаю, что причиной может быть его место обитания – горы, горные пещеры. Возможно, это прозвище связано со словом «горит». Ведь он пышет огнём, вокруг него всё горит, всё сгорает. А ещё его прозвали Змием, потому что он грабил и убивал честной народ. Змея можно сравнить и с вулканом во время извержения. Вулканы напоминают горы, отсюда и прозвище Горыныч. Когда из кратера вулкана начинает вытекать огненная лава, её поток, извиваясь, растекается по впадинам. Это напоминает множество огненных змей. Такая многоголовая огненная змея сжигает и уничтожает всё на своём пути. Возможно и такое происхождение имени Горыныч. Кроме того извержения вулканов могут сопровождаться сильнейшими взрывами, грохотом, выбросами газов, паров воды, пепла. Отсюда предания о том, что Змей Горыныч может сотрясать землю, губить живое, летать по воздуху, закрывать солнце и луну. Я думаю, что такое прозвище Горыныч получил благодаря всем перечисленным признакам. Описать внешний облик змея оказалось не так-то просто. Дело в том, что мы знаем, как выглядит змей в основном, не по былинам. Образ змея складывается на основе живописных художественных произведений народного творчества. А в русской былине полностью змей никогда не описывается, есть лишь некоторые его черты. Змей Горыныч – существо многоголовое. Это основная, обязательная его черта, остальные непостоянны. В былине «Добрыня и змей» говорится о 12 головах. Чаще всего змей умеет летать, но нигде не говорится, что у него есть крылья. Гром гремит да свищет молния — А как летит Змеище Горынище О тыех двенадцати о хоботах. Тело Змея нигде не описывается. Не говорится, покрыт он чешуёй или нет, какого он цвета. На лубочных картинках Змей изображался с когтистыми лапами и хвостом, на конце которого было острие. Своим хвостом он бьёт по земле так, что реки выступают из берегов, а от ядовитого дыхания змеиного сохнет трава, листья опадают. А в былине «Добрыня и Змей» упоминается такая деталь: Он скочил на змеиные да груди белые. На кресте-то у Добрыни был булатный нож — Он ведь хочет распластать ей груди белые. Иногда встречается змей с семью хвостами. Ещё одной важной особенностью является его огневая природа. В былине про Добрыню Никитича появление «лютого зверя Горынчища» описывается так: «Ветра нет – тучу нанесло, Тучи нет, а только дожем дождит, Дождя нет – искры сыплются: Гром гремит да свищет молнья!» В другом сказании можно найти описание змея, как существа «о трёх головах, семи хвостах, из ноздрей пламя пышет, из ушей дым валит, медные когти на лапах блестят». Прилёту Змея Горыныча всегда предшествует появление грозных тёмных туч, которые закрывают солнце и всё покрывается тьмой. Огонь змей носит в себе и извергает его. А ревёт он таким громким голосом, что от змеиного рёва всё дрожит. Кровь у него чёрная и не впитывается в землю. Согласно былине Змей Горыныч проживает в норе (пещере). В русских народных былинах Змей Горыныч – отрицательный герой, представитель зла. Ведь он совершает поборы, налагает дань в виде принесения в жертву ему девушки. Чаще всего это молодые красивые женщины – дочери царей, жёны героев.О Змее Горыныче, обитающем в глубоком подземелье, говорится во многих русских преданиях. Про одну из пещер на берегу Иртыша рассказывают, что в ней скрылся вышедший из реки змей, и там, где полз, осталась выжженная тропинка. Многие храбрецы, богатыри русские, сталкивались с Горынычем. Это и Иван Царевич, и Добрыня Никитич. «Поднял голову Добрыня и видит, что летит к нему Змей Горыныч, страшный змей о трех головах, о семи хвостах, из ноздрей пламя пышет, из ушей дым валит, медные когти на лапах блестят. Не раз Змей Горыныч уносил в свои пещеры красивых дев русских, но всегда находились люди, которые освобождали красавиц из плена злодея. Например, похитив Забаву, племянницу князя Киевского, он своим поступком нарушает священный договор с богатырем, и уносит Забаву в свои хоромы. Но из когтистых лап змея, Забаву освобождает храбрый Добрыня Никитич-Витязь русский. Через образ Змея Горыныча раскрывается борьба со злом. Герой былины ведёт упорную и смертельную борьбу за семью против мифического владыки. Он достигает семейного благополучия после сражения за женщину, которую змей томил в мрачной норе. Далее предлагаю сравнительный анализ мифических персонажей русских былин в виде таблицы.
Заключение Я думаю, Соловей- Разбойник, Змей Горыныч, Тугарин Змеевич являются отрицательными персонажами былин. Соловей –Разбойник грабит и убивает людей, Змей Горыныч совершает поборы в виде молодых девушек, заставляет страдать их отцов и матерей, Тугарин Змеевич также обогащается за счёт царской казны, да и народ его тоже боится. Все они подлые, алчные, жаждущие чужого горя и погибели. С этими злодеями ведут борьбу русские богатыри и всегда побеждают их, добро и справедливость торжествует, такова мудрость народная. Литература Грушко Е., Медведев Ю. Словарь славянской мифологии. «Русский купец» и «Братья славяне», Нижний Новгород, 1995 Мифологический словарь под ред. Метелинского, Москва, 1990 Паникин В. Русская народная сказка. Москва, «Просвещение», 1977 Пропп В., Исторические корни Волшебной сказки, Ленинград, 1986 ПриложениеРусские народные сказки и былиныПро Добрыню Никитича и Змея Горыныча Алёша Попович и Тугарин Змеевич Илья Муромец и Соловей-Разбойник Никита Кожемяка |