Главная страница
Навигация по странице:

  • «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

  • ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

  • Ответьте на вопросы

  • Назовите основные формы организации творческой деятельности.

  • Какие особенности присущи творческой деятельности журналиста

  • Назовите и охарактеризуйте основные способы и методы творческой деятельности журналиста.

  • Выполните задания

  • Задание 2.

  • Задание 3.

  • Основы журналистской деятельности ММУ. Основы журналистской деятельности. Ответьте на вопросы Раскройте понятие творчество


    Скачать 28 Kb.
    НазваниеОтветьте на вопросы Раскройте понятие творчество
    АнкорОсновы журналистской деятельности ММУ
    Дата04.10.2022
    Размер28 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОсновы журналистской деятельности.docx
    ТипДокументы
    #714085

    Автономная некоммерческая организация высшего образования

    «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


    Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
    Форма обучения: заочная/очно-заочная



    ВЫПОЛНЕНИЕ

    ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

    ПО ДИСЦИПЛИНЕ

    Основы журналистской деятельности (часть 1/3)



    Группа 21Ж111
    Студент


    МОСКВА 2022
    Практическое занятие 1 по теме 1

    «Творческая и авторская деятельность журналиста»

    Ответьте на вопросы:

    1. Раскройте понятие «творчество».

    Источник творчества – человек (а именно его мыслительная деятельность), наделенный определенными творческими способностями, обладающий необходимыми умениями и навыками.

    Результат творчества - качественно новый продукт материальной и духовной культуры, не существовавший ранее и характеризующийся социальной и культурной значимостью.

    1. Назовите основные формы организации творческой деятельности.

    • рисование, аппликация, лепка, поделки;

    • творческие игры;

    • музыка, поэзия;

    • дискуссии;

    • письмо, развивающее творчество.

    1. Какие особенности присущи творческой деятельности журналиста?

    Соответствие между социальной ролью, принципами деятельности и внутренними мотивами рождает творческую индивидуальность в журналистике.

    Необходимость яркой, творческой индивидуальности обусловлена тем, что: во-первых, журналистика несет разноплановую информацию, выходит за рамки усредненного статистического отражения действительности и, во-вторых, в процессе взаимодействия журналистики и аудитории существует предел обезличивания, за которым эффективность влияния на аудиторию падает.

    Типология творческих индивидуальностей в журналистике:

    – тип творческой ориентации (нацелен на самовыражение, преобразование социальных ситуаций);

    – тип информационно-преобразующей деятельности (исследователи);

    – тип предметно-активного отношения к действительности (универсально-активные, выполняют практические, организаторские функции).

    Регуляторами творческой индивидуальности выступают самоорганизация, самоконтроль, саморегуляция, нормы профессиональной этики.

    1. Назовите и охарактеризуйте основные способы и методы творческой деятельности журналиста.




    • Прямая непосредственная зависимость журналиста и всей системы СМИ от социальных, экономических отношений и идеологии. Связь журналистики с практикой, с идеологией обнаруживается в оперативности, актуальности публикаций. Журналист рассказывает о жизни в момент ее развития. Оппозиционные СМИ тоже зависят от существующей идеологии в том смысле, что они с этой идеологией борются. Разница в отражении тех или иных идеологических концепций выражается в системе СМИ в индивидуализированном подходе к формированию принципиальных позиций деятельности, так как и издания стоят на разных идейных позициях и культурные позиции изданий и журналистов разные и способы организации производства информации тоже разные.

    • Взаимозависимость духовного и практического начал в журналистском творчестве. Изначальный замысел журналистского произведения всегда ищет подтверждения в практике. Журналист, прежде чем создать свое произведение, работает в «полевых условиях», все свои выводы проверяет на конкретных практических примерах. Духовно-практическая природа проявляется и в особенностях творческого процесса, в котором точка зрения журналиста всегда проверяется конкретной ситуацией. Журналист пишет свой текст в расчете на изменение действительности, улучшение ее путем изменения сознания своей аудитории.Изначальная ориентация на духовное развитие аудитории и на практику диктует необходимость создания таких условий, в которых потребитель информации не только является потенциальным участником информационного процесса, но и развивает творческое начало аудитории, ее позитивные качества: чувство собственного достоинства, чувство прекрасного и т.д.

    • Журналистика – коллективистский род творчества. Эта особенность творчества обеспечивается в журналистике комплексностью самого СМИ – системностью построения радио и телепрограмм, модели газеты и журнала, а также наличием методики подготовки выпуска печатной, аудио- и аудиовизуальной продукции масс-медиа. Журналист в одиночку не может издавать газету или выпускать передачу в эфир. Рядом с ним работают редактор, оператор или звукооператор, фотограф, оператор верстки и т. д. Каждый из них на своем этапе вносит что-то свое в творческий процесс. В каждодневной работе редакции проявляется единство коллективистского и индивидуального начал в творчестве.Журналист может творчески реализоваться наиболее полно, только если его личностные устремления совпадают с направленностью редакции, в которой он работает. Если журналисту искренне нравится работа в желтой газете, нравится любой факт подавать как сенсацию, и ради этого он даже готов что-то присочинить, он находится в гармонии с собой и с коллективом и, как ни парадоксально звучит, общественная польза от реализации его творческого потенциала будет выше, чем если бы он работал в качественной газете. А если в этой ситуации окажется человек по натуре скрупулезный, опирающийся только на факты – он будет страдать. При всех случаях для максимальной реализации журналистского потенциала необходимо, чтобы совпали интересы журналиста и интересы газеты.Для нормальной работы редакции необходимо сотрудничество или сотворчество журналиста и всех соучастников творческого процесса.Творческая среда выполняет по отношению к журналисту следующие функции:

    • ü критическую (оценка готовых материалов и способов деятельности);

    • ü селективную (отбор наиболее удачных текстов);

    • ü программирующую (задающую программу действий, объясняющую, как нужно поступать в тех или иных случаях).

    • Регулярность и системность творческих акций, зависящая от периодичности выхода в эфир или публикаций. Если писатель может сидеть за письменным столом и ждать вдохновения, то журналист вряд ли может себе этого позволить. К моменту сдачи номера в печать все публикации должны быть готовы, а к выходу следующего номера они уже могут устареть.Системность журналистских действий предполагает использование сообщений и интерпретаций информации, трактовок проблемы другими средствами массовой информации; синтетичность воздействия и разделение функций разных по формам воздействия СМИ и т.д.

    • Журналисту приходится обращаться к текущим, рядовым фактам, выявляя в них общезначимое. Он не может писать о фантастических, выдуманных событиях, только о повседневности, о том, что случилось в реальной жизни. Задача журналиста – за обыденными фактами видеть социально значимые явления, объяснять их суть.

    • Предсказуемость взаимодействия текста с сознанием и поведением аудитории. Текст пишется в расчете на ту или иную реакцию аудитории. Так, информационная заметка рассчитана на рациональную познавательную реакцию, фельетон предполагает эмоционально-живую, реакцию, «смех сквозь слезы», а интервью – более подробное знакомство с явлением, анализ причин и следствий, реакцию сотворчества, соучастия аудитории в этом процессе анализа. В отличие от журналистского, предполагаемая реакция на художественный или на научный текст в него на закладывается.



    Выполните задания:

    Задание 1. Методы журналистской деятельности.

    Журнал «Русский репортёр», его специфика, особенности «Русский Репортёр» - первое общественно-политическое издание для активного среднего класса России. Главный редактор - Виталий Лейбин. Специализация журнала - общественно-политическое издание. Тираж издания: 168100. Периодичность - еженедельный журнал. Объем: 96-120 страниц. Издатель: ЗАО «Группа Эксперт», блокирующий пакет акций которого принадлежит Олегу Дерипаске Журнал не позиционирует себя только как деловое СМИ, в нем освещаются общественно значимые темы, политические события и новости. Он содержит рубрики «Фото», «Политика», «Культура», «Среда обитания», «Спорт», «Казусы», «Wikileaks», «Кинодок», «Нетленка», «Репортаж», «Колонки», «Спецпроекты», «Фигура», «Афиша» и др. Формат «Русского репортера» схож с форматом таких известных изданий, как Time или Stern. Это так называемые «репортерские» издания. «Русский репортер» позиционируется как СМИ с патриотическим и позитивным настроем, но при этом он независим и объективен. Одной из главных целей ставится возродить традиции репортеров. Идеологическая составляющая в их репортажах преодолевается объективным способом создания: анализом разного числа мнений, личным участием в событиях и т.д. Аудитория журнала: активный средний класс. В основном журнал Русский репортер читают женатые люди с высшим образованием в возрасте 25-44 лет. По социально-экономическому статусу аудиторией журнала Русский репортер являются руководители и специалисты с доходом выше среднего. Совокупный ежемесячный доход на 1 члена семьи, состоящей из 2-4 человек, оставляет более 15000 рублей, из которых на долю продуктов питания приходится до половины семейного бюджета.

    Современный репортаж на страницах «Русского репортера» «РР» - это репортерский журнал, который представляет качественную глянцевую прессу. В журнале можно встретить огромную палитру жанров - статьи, корреспонденции, заметки, отчеты, фоторепортажи. Но из названия журнала понятно, что главный жанр публикаций в издании, который используют журналисты «Русского репортера» - репортаж. Следовательно, «РР» относится к «репортерским журналам». По типологическому признаку «репортерские журналы» можно отнести к разряду общественно-политических массовых неспециализированных изданий, рассчитанных на широкую аудиторию. Концепция «репортерских журналов» отличается обычно яркостью и необычной формой подачи новостей и комментариев к ним. Другими словами, в подаче материалов должен проявляться креатив. Проведя анализ журналов «Русский репортер», я выяснил, что почти в каждом номере есть рубрика «Репортаж». Из проанализированных журналов только в нескольких не оказалось этой рубрики, но жанр репортажа все равно присутствовал в каждом журнале в том или ином виде. Размер репортажей очень большой - в основном, каждый репортаж вместе с фотоиллюстрациями занимает от 4 и больше полос. Как уже отмечалось ранее, журнал «Русский репортер» относится к общественно-политическим изданиям, позиционируется как СМИ с патриотическим и позитивным настроем, но при этом независим и объективен. Это выражается и в локальности репортажей, так как больше половины материалов затрагивают проблемы российского народа. Палитра репортажей, предоставленных в журнале, весьма разнообразна. Если отталкиваться от классификации из главы I, все репортажи можно разделить на следующие виды и подвиды: событийный репортаж с использованием элементов аналитических жанров; событийный репортаж с использованием художественно-публицистических жанров; событийный репортаж с использованием эффекта присутствия; аналитический репортаж с использованием элементов художественно-публицистических жанров; аналитический репортаж с использованием элементов аналитических жанров; познавательно-тематический репортаж; специальный репортаж; репортаж - расследование; репортаж - комментарий; фоторепортаж. Ни один из проанализированных репортажей нельзя отнести в полной мере только к информационной разновидности жанра. Это следует из того, что в своих материалах журналисты «Русского репортера» берут за основу все жанрообразующие признаки, характерные информационному репортажу и «накладывают» на эту основу аналитическую составляющую. Хорошим примером этого можно привести репортаж от 21 января 2010 года, под названием «Птица-стройка». По своим жанрообразующим признакам - этот репортаж является информационным, т.е. с повествованием с места событий. Но, если глянуть с другой стороны, то видно, что автор через общение с участниками строительства, через отступления и рассуждения пытается выяснить суть проблемы: почему у людей выкупают землю по «смешным» ценам. Причем, он использует аналитические элементы рассуждения, сравнения, прогнозы
    Задание 2. Методы журналистской деятельности. Метод опроса.

    «Дорогие читатели, сегодня нам посчастливилось задать несколько вопросов победителю всероссийского конкурса фотографии «Весенний свет». Алла, скажите пожалуйста, какие фотографии необходимо было отправить на конкурс?»

    — Каждый из нас видит весну по-разному: для кого-то она представляет собой слякоть; а кто-то считает, что весна- это наша спасительница от холода и старшая сестра лета. На конкурс необходимо было предоставить те работы, на которых отражено ваше представление весны. 

    «У нас сейчас довольно холодно, хотя на дворе весна. Какой вы видите это время года, если не секрет?»

    — Для меня не важно, сколько градусов показывает термометр. Вы только взгляните вокруг: солнце светит, птицы поют. Для меня весна — это предвестник перемен: было холодно, стало тепло; было мрачно, стало солнечно и так далее.

    «Скажите, Алла, что было изображено на вашей фотографии?»

    — Я решила сделать свой снимок максимально солнечным. На нем изображена стекающая капля с только что появившегося, маленького листочка. Кроме того, на эту каплю упал свет, и она блестит и искрится.

    «Не терпеться взглянуть на ваше творение! Возникли ли у вас трудности при создании это фотографии?»

    — Нет! Я помню, был солнечный день, я шла домой со школы, когда увидела эту картину в природе. Моя привычка- это всегда носить с собой фотоаппарат. Я, не медля, сделала снимок.

    «Скажите, приятно чувствовать себя победителем? Будете ли вы еще участвовать в конкурсах фотографии?»

    — Да, конечно! Быть победителем- это очень приятно. В любом конкурсе всегда есть шанс победить, поэтому я советую каждому вашему читателю участвовать, участвовать и еще раз участвовать!

    «Спасибо Вам, Алла! А вы, дорогие читатели, можете задать любой интересующий вас вопрос Алле, написав письмо в нашу редакцию. До скорых встреч!»

    Альбина Ахмет-Закирова

    Задание 3. Методы журналистской деятельности. Метод наблюдения.

    На пресс-конференцию в этом году аккредитовалось рекордное количество журналистов, при этом нескольким сотням не хватило сидячих мест в зале. Большинство таких гостей вывели в пресс-центр, но некоторые остались в зале и пытались прорваться с плакатами в толпе операторов и фотографов. Никому из них задать свой вопрос так и не удалось.

    Некоторых вопросов глава государства ожидал. Отвечая на вопрос о необходимости запрета абортов и поддержке детства, президент заявил, что «готовился и считал, что это очень важный вопрос, поэтому взял с собой информацию из доклада». Кроме того, до начала пресс-конференции на многих стульях лежали листочки с названиями СМИ. Журналистов, которые не попали в зал, факт о заранее распределённых местах возмутил.

    Почти все журналисты пришли с плакатами разного размера — у тех, кто не вписался в формат А3, плакаты забрали на входе в зал. На плакатах журналисты фиксировали тему (дети, нефть, прокуратура). Интересно, что около четверти зала, вероятно, в надежде привлечь внимание, пришли в красной и розовой одежде. Кстати, одной из первых Дмитрий Песков дал возможность задать вопрос девушке без плаката.

    Конкретные вопросы региональные журналисты начали задавать только после того, как свой вопрос по просьбе Владимира Путина задала Ксения Собчак, а пресс-секретарь Дмитрий Песков намекнул, что прошло уже три часа беседы.

    Журналисты, которым давали возможность задать вопрос, формулировали его очень долго. Настолько, что их коллеги начинали выкрикивать с мест «хватит, давай вопрос».




    написать администратору сайта