Главная страница
Навигация по странице:

  • 18.Славянофилы.

  • 19.Консервативное направление в общественной мысли России 30-40 годов XIX века. Теория официальной народности.

  • 20.Петрашевцы.

  • 21.Внешняя политика России в 1801 – 1812 годах.

  • Ответы к экзамену Отечественная история


    Скачать 0.56 Mb.
    НазваниеОтветы к экзамену Отечественная история
    Дата20.01.2018
    Размер0.56 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаotvety_Istoria_Rossii_XIX_vek_POLNYE.doc
    ТипОтветы к экзамену
    #34704
    страница6 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

    17.Западники.

    Течение русской мысли 1840 гг., противоположное славянофильству. Западники (В. Белинский, Т. Грановский, А. Герцен, К. Кавелин, В. Боткин и др.) выступали за преодоление отсталости России, выражавшейся в реликтах патриархального общественно-экономического и нравственного уклада, и отстаивали необходимость развития страны в направлении, избранном Западом в результате трансформации, связанной с эпохой Возрождения и, в особенности, Просвещения. Создателем первой историософской евроцентрической концепции был П. Чаадаев. Она носила консервативный характер — вдохновлявшим идеалом была в ней средневековая христианская Европа, что не могло удовлетворить западников 1840 гг., следовавших либеральной и рационалистической традиции XVIII в. Когда в 1839 г. славянофилы приняли чаадаевскую иерархию ценностей (отвергая пессимистический взгляд на прошлое России), западники выступили с ее публичной критикой (1841).В основу западничества лег гегелевский историзм. Объективизм и панлогизм Гегеля большинство западников, однако, отвергало, ставя в центр мироздания человеческое «я». Для западников история стала синонимом прогресса, а ее конечной целью признавалось создание таких общественных отношений, которые обеспечат личности полную свободу, благосостояние и гармоническое развитие. Рассуждая в духе левогегельянской философии деяния, они считали движущей силой истории не народные массы, «коснеющие под тяжестью исторических и естественных определений» (Т. Грановский), а освободившуюся от их власти личность. Исторический прогресс связывался, таким образом, с гуманизацией индивидуального сознания и общественных отношений, но суть гуманности заключалась в цивилизованности и осознанности, что означало высокую степень разрыва с миром неочеловеченной природы и примитивной гармонии патриархальных сообщностей. Славянофильскому идеалу спасения в мире благодати западничество противипоставило веру в творческие возможности разума, способного обеспечить господство мыслящего индивида над необузданными силами природы и истории.Вслед за Гегелем они полагали, что народы в процессе развития превращаются из «племени» (к таковым относили, напр., тунгусов, черногорцев, украинцев) в нацию, которая отличается от других самобытным содержанием духовной жизни, представляющим интерес для всего цивилизованного человечества. Ни одна претендующая на мировое значение нация не может существовать без сильного государства, справедливых законов, всеобщего светского образования, т. е. без примата гражданско-общественного и личностного начала над родовым и коллективным. Государство призвано стоять на страже интересов отдельной личности, создавая условия для просвещения «бессмысленно-беспощадных» народных масс.Политическая программа западников содержала такие положения, как отмена крепостного права, строгое соблюдение имеющихся законов, установление конституционной монархии, а в перспективе парламентской республики и обеспечение гражданских свобод, изложенных в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. В области социальной политики главными требованиями западников были разрушение общины и ликвидация правового неравенства сословий. Экономическая программа содержала замену крепостного труда наемным, индустриализацию страны и развитие транспорта, а также снятие ограничений для частного предпринимательства и свободной торговли.Нравственный кодекс западников предполагал воспитание в людях таких качеств, как чувство собственного достоинства и личной суверенности.Западничество — оригинальное направление русской мысли. Было бы неверным утверждать, что оно было заимствовано с Запада. Хотя отдельные идеи западников полностью повторяют европейские образцы, в целом это движение было возможно только в стране, лежащей на пограничье цивилизаций и претерпевшей серьезную цивилизационную трансформацию на рубеже Средневековья и Нового времени. Аналогии западничеству следует искать не в Европе или Америке, а в таких странах, как Япония или Турция. Западничество не менее типично для России, чем славянофильство, а в определенные периоды (эпоха между крестьянской реформой 1861 г. и революцией 1917, годы перестройки) влияние генетически с ним связанной либерально-демократической идеологии на жизнь страны и на состояние умов оказывается более существенным, чем влияние русофильских идеологий.
    18.Славянофилы.

    В условиях реакции и репрессий против революционной идеологии широкое развитие получила либеральная мысль. В размышлениях об исторических судьбах России, ее истории, настоящем и будущем родились два важнейших идейных течения 40-х гг. XIX в.: западничество и славянофильство. Представителями славянофилов были И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин и многие др. Наиболее выдающимися представителями западников выступали П.В. Анненков, В.П. Боткин, А.И. Гончаров, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, М.Н. Катков, В.М. Майков, П.А. Мельгунов, С.М. Соловьев, И.С. Тургенев, П.А. Чаадаев и др. По ряду вопросов к ним примыкали А.И. Герцен и В.Г. Белинский.И западники, и славянофилы были горячими патриотами, твердо верили в великое будущее своей России, резко критиковали николаевскую Россию. Особенно резко славянофилы и западники выступали против крепостного права. Причем западники — Герцен, Грановский и др. — подчеркивали, что крепостное право — лишь одно из проявлений того произвола, который пронизывал всю русскую жизнь. Ведь и “образованное меньшинство” страдало от беспредельного деспотизма, тоже было в “крепости” у власти, у самодержавно-бюрократического строя. Критикуя российскую действительность, западники и славянофилы резко расходились в поисках путей развития страны. Славянофилы, отвергая современную им Россию, с еще большим отвращением смотрели на современную Европу. По их мнению, западный мир изжил себя и будущего не имеет (здесь мы видим определенную общность с теорией “официальной народности”).Славянофилы отстаивали историческую самобытность России и выделяли ее в отдельный мир, противостоящий западу в силу особенностей русской истории, религиозности, русского стереотипа поведения. Величайшей ценностью считали славянофилы православную религию, противостоящую рационалистическому католицизму. Славянофилы утверждали, что у русских особое отношение к властям. Народ жил как бы в “договоре” с гражданской системой: мы — общинники, у нас своя жизнь, вы — власть, у вас своя жизнь. К. Аксаков писал, что страна обладает совещательным голосом, силой общественного мнения, однако право на принятие окончательных решений принадлежит монарху. Примером такого рода отношений могут стать отношения между Земским собором и царем в период Московского государства, что позволило России жить в мире без потрясений и революционных переворотов, типа Великой французской революции. “Искажения” в русской истории славянофилы связывали с деятельностью Петра Великого, который “прорубил окно в Европу”, нарушил договор, равновесие в жизни страны, сбил ее с начертанного богом пути.Славянофилов часто относят к политической реакции в силу того, что их учение содержит три принципа “официальной народности”: православие, самодержавие, народность. Однако следует отметить, что славянофилы старшего поколения истолковывали эти принципы в своеобразном смысле: под православием они понимали свободное сообщество верующих христиан, а самодержавное государство рассматривали как внешнюю форму, которая дает возможность народу посвятить себя поискам “внутренней правды”. При этом славянофилы защищали самодержавие и не придавали большого значения делу политической свободы. В то же время они были убежденными демократами, сторонниками духовной свободы личности. Когда в 1855 г. на престол вступил Александр II, К. Аксаков представил ему “Записку о внутреннем состоянии России”. В “Записке” Аксаков упрекал правительство в подавлении нравственной свободы, приведшей к деградации нации; он указывал, что крайние меры могут только сделать в народе популярной идею политической свободы и породить стремление к ее достижению революционным путем. Ради предотвращения подобной опасности Аксаков советовал царю даровать свободу мысли и слова, а также возвратить к жизни практику созыва Земских соборов. Идеи предоставления народу гражданских свобод, отмены крепостного права занимали важное место в работах славянофилов. Неудивительно поэтому, что цензура часто подвергала их преследованиям, мешала свободно выражать свои мысли.
    19.Консервативное направление в общественной мысли России 30-40 годов XIX века. Теория официальной народности.

    Консерватизм в России опирался на теории, доказывавшие незыблемость самодержавия и крепостного права. Идея необходимости самодержавия как своеобразной и издревле присущей России формы политической власти своими корнями уходит в период укрепления Русского государства. Она развивалась и совершенствовалась в течение XVIII—XIX вв., приспосабливаясь к новым общественно-политическим условиям.

    Особое звучание для России эта идея приобрела после того, как в Западной Европе было покончено с абсолютизмом. В начале XIX в. Н. М. Карамзин писал о необходимости сохранения мудрого самодержавия, которое, по его мнению, «основало и воскресило Россию». Выступление декабристов активизировало консервативную общественную мысль.

    В общественно-политической мысли второй четверти XIX в. существовало три направления:

    1) консервативное; 2) либерально-оппозиционное; 3) революционно-демократическое.

    При Николае I Павловиче (1825–1855) была выработана идеологическая доктрина «официальной народности».

    Автором этой концепции был министр народного просвещения Сергей Сергеевич Уваров. Он, используя некоторые положения из работ Карамзина и Погодина, в 1832 г. сформулировал основы теории, которая преследовала цель воспитания юношества в национальном духе. Фактически она представляла собой «теорию официальной педагогики».

    Теория «официальной народности» провозглашала основными ценностями:

    1) православие – трактовалось как основа духовной жизни русского народа;

    2) самодержавие – в нем сторонники теории видели гарантию, нерушимость Российского государства;

    3) народность – под ней понималось единение царя с народом, при котором возможно бесконфликтное существование общества.

    У официальной доктрины было очень много сторонников. В числе них были великие русские писатели А.С. Пушкин (в 1830-е гг.), Н.В. Гоголь, Ф.И. Тютчев.

    Эта идея стала базисной для консерваторов вплоть до крушения самодержавия в 1917 г.
    20.Петрашевцы.

    Кроме относительно либеральных течений (славянофильство и западничество) во 2 четверти 19 в. можно выделить и радикальные течения, в основе которых лежали различные варианты социалистических идей. Новые тайные общества уже не носили выраженный сословный характер, не были по преимуществу дворянами. Наиболее ярким и крупным для Николаевской эпохи стало дело петрашевцев 1849 года. В 1845 В Петербурге начались собрания на квартире М. Буташевича-Петрашевского. Видное место в истории освободительного движения 40-х годов занимает деятельность кружка петрашевцев. Основателем кружка был молодой чиновник Министерства иностранных дел, воспитанник Александровского (Царскосельского) лицея М.В. Буташевич-Петрашевский. Начиная с зимы 1845 г. на его петербургской квартире каждую пятницу собирались учителя, литераторы, мелкие чиновники, студенты старших курсов, т. е. в основном молодая интеллигенция. Здесь бывали Ф.М. Достоевский, А.Н. Майков, А.Н. Плещеев, М.Е. Салтыков, А.Г. Рубинштейн, П.П. Семенов. Позже на пятницах Петрашевского стала появляться и передовая военная молодежь.  В первую очередь самого Петрашевского и многих членов его кружка интересовали модные тогда проблемы социализма. Петрашевский даже предпринял попытку пропагандировать социалистические и материалистические идеи в печати. С зимы 1846/47 г. характер кружка стал заметно меняться. От обсуждения литературных и научных новинок члены кружка переходили к обсуждению насущных политических проблем и критике существующего политического строя в России. Наиболее умеренные по взглядам члены кружка отходят от него. Но появляются новые люди, более радикальных взглядов, например И.М. Дебу, Н.П. Григорьев, А.И. Пальм, П.Н. Филиппов, Ф.Г. Толь, которые высказывались за насильственные меры ("произвести бунт внутри России через восстание крестьян") для свержения самодержавия, освобождение крестьян с землей, введение парламентарной республики со всеобщим избирательным правом, открытого и равного для всех суда, свободу печати, слова, вероисповедания. Группу лиц, разделявших эти идеи, возглавлял Спешнев. Петрашевский занимал более умеренную позицию: конституционная монархия, освобождение крестьян сверху с наделением их землей, которой они владели, но без всякого за нее выкупа. К 1848 г. собрания у Петрашевского принимают уже ярко выраженный политический характер. В кружке обсуждаются будущее политическое устройство России и проблема революции. В марте - апреле 1849 г. петрашевцы приступили к созданию тайной организации и даже стали строить планы вооруженного восстания. Н.П. Григорьевым была составлена прокламация к солдатам - "Солдатская беседа". Для тайной типографии приобрели печатный станок. На этом деятельность кружка была прервана правительственными репрессиями. Министерство внутренних дел уже несколько месяцев следило за петрашевцами через засланного к ним агента, который давал подробнейшие письменные отчеты обо всем, что говорилось на очередной "пятнице". В апреле 1849 г. наиболее активные члены кружка были арестованы, их намерения были расценены следственной комиссией как опаснейший "заговор идей", и военный суд приговорил 21 петрашевца (среди них Ф.М. Достоевского) к смертной казни. В последний момент приговоренным было объявлено о замене смертной казни каторгой, арестантскими ротами и ссылкой на поселение.
    21.Внешняя политика России в 1801 – 1812 годах.

    Дворцовый переворот 11 марта 1801 г. привел к изменениям и во внешнеполитическом курсе царизма. Александр I сразу же предпринял шаги для урегулирования конфликта с Англией, который вызывал недовольство широких кругов российского дворянства. Он отменил организованный Павлом I поход донских казаков в Индию. В июне 1801 г. между Россией и Англией была заключена морская конвенция, положившая конец конфликту.

    Отказ от вражды с Англией не означал, однако, линии на разрыв с Францией. Переговоры с ней продолжались и в октябре 1801 г. заверла. В плен сдались свыше 20 тыс. австрийцев с 59 орудиями. Кутузову, правда, удалось вывести из-под удара русские войска, оказавшиеся после разгрома основных сил австрийцев в очень тяжелом положении. Сражение при Аустерлице, происшедшее 20 ноября (2 декабря) 1805 г., было, однако, союзниками проиграно с большими потерями. Они потеряли около 27 тыс. человек и 155 орудий. Наполеон потерял свыше 12 тыс. человек. Третья коалиция фактически прекратила существование после того, как в декабре 1805 г. Австрия заключила мир с Наполеоном.

    Борьба с Францией вступила вскоре в новую фазу. Осенью 1806 г. сложилась четвертая антифранцузская коалиция, объединившая Россию, Англию, Пруссию и Швецию. Наполеон молниеносным ударом наголову разгромил прусскую армию, занял Берлин и оккупировал большую часть территории Пруссии. Театр военных действий приблизился к западным границам России. Зимняя кампания 1806–1807 гг. оказалась для французов весьма тяжелой. В кровопролитном генеральном сражении у Прейсиш-Эйлау 27 января (8 февраля) 1807 г. Наполеону не удалось окружить и разгромить русскую армию. Тем не менее в битве при Фридланде в июне 1807 г. Наполеон одержал победу. Это обстоятельство, а также обозначившееся ухудшение русско-английских отношений вынудило Александра I начать переговоры с Наполеоном. 7 июля 1807 г. в Тильзите были подписаны мирный договор между Россией и Францией и направленный против Англии союзный трактат. Александру I пришлось признать осуществленную Наполеоном перекройку карты Европы. Царь, впрочем, сумел убедить Наполеона сохранить Пруссию как самостоятельное государство, хотя и в крайне урезанных границах. Из отнятых у Пруссии польских земель Наполеон образовал Варшавское герцогство. Став союзником Франции, Россия брала на себя обязательство присоединиться к объявленной Наполеоном континентальной блокаде Англии.

    Международное положение России после Тильзитского мира оставалось весьма сложным. Поражение в борьбе с Францией Александр I попытался компенсировать завоеванием Финляндии, входившей в состав Швеции. Последняя, в свою очередь, стремилась взять реванш за те поражения, которые она потерпела в войнах с Россией в XVIII в.

    Предлогом для начала войны стало фактическое невыполнение Швецией условий континентальной блокады Англии. В феврале 1808 г. русская армия начала успешное наступление в Финляндии. Уже к марту она овладела городами Гельсингфорсом, Васа и столицей Финляндии Або (Турку).

    Однако вскоре шведы, сконцентрировав силы и используя растянутые коммуникации русских, сумели потеснить их на юг Финляндии. Вместе с тем шведы потеряли самую крупную морскую базу на юге Финляндии — Свеаборг, где после сдачи гарнизона в руки русских попало почти 2 тыс. орудий и около 90 гребных судов.

    К концу лета 1808 г. благодаря успешным боевым действиям центральной группы русских войск под командованием генерала Каменского 2-го были одержаны победы над шведами у Куортане и Сальме, а в сентябре — при Оравайсе. Шведы были окончательно вытеснены из Финляндии. С марта 1809 г. русские войска перешли в решительное наступление, в ходе которого они по льду Ботнического залива вторглись на территорию Швеции. Поражение шведов привело к волнениям в армии и низложению короля Густава-Адольфа IV.

    По Фридрихсгамскому мирному договору, заключенному 5 (17) сентября 1809 г., к России была присоединена Финляндия, получившая весьма широкую автономию в составе империи, и Аландские острова. Швеция была вынуждена принять участие в континентальной блокаде. Еще ранее, в 1806 г., началась русско-турецкая война. Русская эскадра под командованием вице-адмирала Д. Н. Сенявина одержала ряд крупных побед над флотом Османской империи. Сначала русские корабли блокировали Дарданеллы, а затем 19 июня (1 июля) 1807 г. нанесли туркам сокрушительное поражение в морском сражении под Афоном. Были достигнуты определенные успехи и на сухопутном театре военных действий. 2 (14) июня 1807 г. генерал М. А. Милорадович разбил турецкие войска под командованием Алипаши под Обилешти. Однако боевые действия затянулись. После Тильзита между Россией и Турцией было заключено Слободзейское перемирие, продолжавшееся до 1809 г.

    Военные действия были продолжены весной 1809 г. Однако несмотря на ряд успехов русской армии, война приняла затяжной характер. Этому способствовала смерть командующего русской армией А. А. Прозоровского, а затем (в 1811 г.) и нового командующего Н. М. Каменского. Русскую армию возглавил М. И. Голенищев-Кутузов. Решающая победа Кутузова над войсками верховного визиря Ахмедапаши под Рущуком и окружение турецкой армии у Слободзеи вынудили Османскую империю заключить мир, подписанный в Бухаресте 16 (28) мая 1812 г.

    По условиям Бухарестского мира к России отошли Бессарабия и часть Черноморского побережья Кавказа с городом Сухуми. Договор с Турцией, обеспечивший нейтралитет последней во время Отечественной войны 1812 г., был ратифицирован 11 (23) июня 1812 г. в Вильно, буквально накануне вторжения армии Наполеона в Россию. Бухарестский мир стал крупным достижением русской дипломатии.

    Союз России и Франции, заключенный в Тильзите, оказался весьма непрочным. Отношения между обоими партнерами довольно быстро начали ухудшаться. Разрыв торговых связей с Англией в результате присоединения России к континентальной блокаде сильно ударил по интересам русских помещиков и купцов, повлек расстройство финансовой системы страны. Александр I уклонялся от строгого соблюдения условий блокады, что вызывало раздражение Наполеона. Русский император, опять-таки к неудовольствию Наполеона, стремился проводить самостоятельную линию в международных делах, фактически отказавшись, в частности, помочь Франции во время ее войны с Австрией в 1809 г. Господство Наполеона практически над всей Европой создавало постоянную угрозу России и, кроме того, противоречило собственным внешнеполитическим амбициям царя. Неудачное сватовство французского императора, задумавшего было жениться на сестре Александра I Анне Павловне, присоединение к Франции герцогства Ольденбургского, которым владел родственник царя, способствовали дальнейшему усилению франко-русских противоречии и готовили почву для новой большой войны на Европейском континенте.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта