|
Ответы к экзамену Отечественная история
45.Народничество: основные идеи, этапы, тактические направления.
Главным направлением в освободительном движении становится народничество. Оно основывалось на системе взглядов об особом «самобытном» пути развития Рос¬сии к социализму, минуя капитализм. Идея общинного социализма развита Н. Г. Чернышевским. Для него община — патриархальный инс1итут русской_жизни, которая призвана сначала вы¬полнить роль «товарищеской формы производства» параллельное капиталистическим производством. Затем она вытеснит капитали¬стическое хозяйство и окончательно утвердит коллективное произ¬водство и потребление. После .этого община исчезнет как форма производственного объединения.
В 70-е годы преобладающее значение имело революционное народничество. Под народничеством в то время понимали стремление к изучению народного быта и желание облегчить тяго¬ты народных масс, в первую очередь, крестьянства.
Как общественное направление народничество стало складыватьсяв конце 60-х — начале 70-х годов, когда зачинатели его поставили себе задачу перехода к борьбе за интересы народа, при этом они были убеждены, что радикальное решение всех социаль¬ных проблем может быть достигнуто революционным путем и си¬лами народных масс, руководимых революционной организацией. Главными идеологами народничества явились Михаил Баку¬нин (МБ)(1814—1876), Петр Лавров(ПЛ) (1823—1900) и Петр Ткачев(ПТ) (1844— 1885). )
МБ был против идеи завоевания политических свобод как буржуазных и выгодных одной буржуазии. По его мнению, необхо¬димо вести борьбу не за политические, а социальные свободы. Любой форме государства он противоставлял принцип «федерализма».
Лавров разделял тезис МБ о “социальной революции”, которая “выйдет из деревни, а не из города”, но отвергал положение о готовности крестьянства к революции. Он доказывал, что к ней не готова и интеллигенция. Поэтому, по его мнению, сама интеллиген¬ция должна пройти необходимую подготовку, прежде чем начать планомерную пропагандистскую работу среди народа. Отсюда раз¬личие между “бунтарской” и "пропагандистской” тактикой Баку¬нина и Лаврова.
Глав¬ным движущим фактором развития цивилизации ПЛ считал силу научного познания и передовых идей. Носителем этих знаний и идей является — интеллиген¬ция.
ПТ полагал, что переворот в России должен быть осущест¬влен не посредством крестьянской революции, а путем захвата вла¬сти группой революционеров-заговорщиков. Для этого необходима крепко сплоченная и строго закон¬спирированная организация.
Основные программ¬ы: 1) ликвида¬ция остатков крепостничества в экономическом, социальном и по¬литическом строе России революционным путем, 2) главной дви¬жущей силой революции должно явиться крестьянство, 3) кресть¬янская революция не только сметет самодержавие и остатки кре¬постничества, но откроет путь к социализму и предотвратит утвер-ждение в России капитализма, 4) базисом социализма станет кре¬стьянская поземельная община, 5) организующей-силой крестьян¬ской революции явится “революционная партия” шмелась в виду революционная организация народников.
“Хождение в народ” лето в 1874 г. Толчком к походу “в народ” послужил тяжелый голод 1873—1874 гг, и Сред¬нем Поволжье. мужик охотно слушал их разговоры об отмене податей, об отобрании у помещиков земли, но воспринимал настороженно, а порой и враждебно призывы бунто¬вать против царя. Полиция легко вылавливала пропагандистов.
“Хождение в народ” в 1874 г. потерпело неудачу. Выступая во имя крестьянских интересов, народники не находили общего языка с крестьянами. В итоге они пришли к заключению, что надо заме¬нить “летучую пропаганду” планомерной, систематической рабо¬той в деревне, поселиться в ней и начать с бесед о повседневных, насущных, бытовых нуждах крестьян, исподволь внушая им в дос¬тупной для них форме свои идеи.Снова молодые люди, оставив семьи, университеты оделись в крестьянскую одежду, обучились кузнечному,столярному и прочим ремеслам и поселились в деревне. Это было “второе хождение в народ”. Успех “второго хождения в народ” также был невелик. Только небольшая прослойка выходцев из народа, как например, крестья¬нин Желябов, рабочие Халтурин и Алексеев, нашла общий язык с народниками. Они стали впоследствии актив¬ными участниками народнических и рабочих организаций. 46.Раскол «Земли и воли». Деятельность «Черного передела» и «Народной воли». События 1 марта 1881 года.
Была соз¬дана к концу 1876 г. орг-ция “Северно¬революционной народнической группой”, а в 1878 г. получила на¬звание “Земли и воли".
Организация заявила о себе политиче¬ской демонстрацией 6 декабря 1876 г. на площади у Казанского собора в Петербурге. Плеханов произнес речь с призывом к борьбе с деспотизмом. Полиция разогнала де¬монстрацию.Членами “Земли и воли” были Плеха¬нов, Натансоны, Аптекман, Михайловы.Фигнер, Перовская, Морозов.
Программа Земли и Воли: передача всей земли крестьянам с правом общинного ею пользования, введение мирского самоуправления свобода слова, собраний, вероисповеда-ния, создание производственных земледельческих и промышлен¬ных ассоциаций.
В 1879 г. в “Земле и воле” выдвинулась значительная группа сторонников политической борьбы и признания тактики террора. Приверженцы этого направления в марте 1879 г. создали свой Ис¬полнительный комитет “Земли и воли”. 2 апреля 1879 г. один из его членов А. К. Соловьев совершил неудачное покушение на Алексан¬дра II, когда он совершал прогулку на Дворцовой площади, Сделав несколько выстрелов в царя из пистолета, Соловьев промахнулся и был схвачен на месте. Вскоре он был повешен. Прокатилась полно арестов среди народников. Свернули свою деятельность народни¬ческие “поселения” в деревне^.
В “Земле и воле” возникли острые разногласия о приемлемо¬сти тактики террора, а также о целесообразности политической борьбы. Сторонники террора весной 1879 г. образовали внутри “Земли и воли” свою тайную организацию под названием “Свободи или смерть. Возникла необходимость созыва съезда для разрешения назревших спорных вопросов. Съезд сост 18-24 июля 1879г. в Воронеже.Там попытались сохранить единство организации,приняв решение продолжать работу в деревне. Но вести и полит-ю борьбу, применяя террор-е методы. 15авг 1879г решили разделить землю и волю на 2 орг-ции: «Народную волю» и «Черный передел».
Основателями НВ стали Михайлов,Желябов,Морозов,Петровская,Фигнер,.Фроленко. НВ закрепила и развила организационные принципы Землт и воли.Это была строго централизованная организация.Она вела широкую пропаганду,образовала в своем составе Военную группу.из числа примкнувших офицеров.Они поставили своей целью захват власти. Их деят-ть знаменовала собой переход к прямому наступлению на самодержавие.
“Народная воля” не отказывалась от надежд на народную революцию.На первый план выдвинулась идея цареубийств, которое послужит сигналом к народному восстанию.
Основными программными требованиями “Народной воли” был созыв Учредительного собрания, введение всеобщего избиратель, ного права и народного представительства, свобода слова, вероцс. поведания, печати, сходок, широкое общинное самоуправление, за. мена постоянной армии “народным ополчением”, переход земли фабрик и заводов в “собственность народа” с передачей их в поль зование крестьянским и рабочим “общинам”, предоставление угнетенным народам” России права “отделиться или остаться в общерусском союзе”. 25 августа 1879 г. Исполнительный комитет “Народной воли” вынес смертный приговор Александру II. 19 ноября 1879 г. под Москвой был взорван царский поезд, но царя в нем не оказалось. Степан Халтурин, нанявшись столяром в Зимний дворец, 5 февраля 1880 г. устроил взрыв царской столовой, но царь опоздал к обеду, и это спасло ему жизнь. Всего было совершено 8 неудачных покушений.
1 марта 1881 г. группа террористов подстерегла царскую карету на берегу Екате¬рининского канала. Брошенная Н. И. Рысаковым бомба разворотила карету и поразила несколько человек из царского конвоя, но не задела царя. Однако бомба, брошенная И. И. Гриневицким, смер¬тельно ранила царя и самого террориста.
Убийство Александра 11 вызвало страх и растерянность в вер¬хах. Ожидали “уличных волнений”. Но крестьяне говорили: “Царя убили дво¬ряне за то, что он дал мужикам волю”. Народовольцы выступили в нелегальной печати с обращением к Александру III провести необ¬ходимые реформы, обещая прекратить террористическую деятель¬ность. Обращение народовольцев было проигнорировано. Вскор большая часть Исполнительного комитета “Народной воли” была арестована.
Народническая организация “Черный передел”, возглавляемая Г. В. Плехановым, заявила о своем не¬приятии тактики индивидуального террора и поставила целью “про-паганду в народе” для подготовки “аграрного переворота”. Он вел пропаганду в основном среди рабочих, студентов, военных. Про¬грамма “Черного передела” во многом повторяла программные по¬ложения “Земли и воли”. Основная часть организации (40 человек) находилась в Петербурге. Провинциальные кружки существовали в Москве, Ка¬зани, Киеве, Минске, Харькове, Одессе и других городах, но они были слабо связаны с центром. К концу 1879 г. была уже своя типо¬графия. В 1880 г. она была выдана предателем. Арестам подвергся ряд членов “Черного передела”. В январе 1880 г., опасаясь арестов, за границу с небольшой группой чернопередельцев эмигрировал Плеханов. Руководство организацией перешло к П. Б. Аксельроду, который В 1882 г. “Черный передел” распался на мелкие самостоятельные кружки. Часть их примкнула к “Народной воле”, остальные прекратили свое существование. |
|
|