Руководство общинным культом, особенно участие в обряде священного брака
Скачать 21.19 Kb.
|
1111) Энси (градоправитель( чаще всего – руководитель храма)) 1. Руководство общинным культом, особенно участие в обряде священного брака. 2. Руководство строительными работами, особенно храмостроительство и ирригация. 3. Предводительство войском из лиц, зависевших от храмов и от него лично. 4. Председательство в народном собрании, особенно в совете старейшин общины. Общинная знать – располагали в порядке семейно-общинного, родового и индивидуального пользования сотнями га общинной земли, используя труд рабов и клиентов Рядовые свободные полноправные общинники – более половины населения, имели землю в порядке общинно-семейного землевладения Клиенты храма ( храмовые администраторы, их подчиненные) – бывшие общинники, утратившие связь с землей Рабы – в основном из пленников, позже – должники а) храмовые б) частные. Не составляли значительной доли населения 222) Гос строй древнего вавилона По своему государственному строю Древне-Вавилонское царство было централизованным государством. Законодательная, исполнительная и судебная власти находились в руках царя. Глава государства считался наместником и служителем бога-защитника. Снизу царская власть ограничивалась богатыми городами и сильным жречеством, которое выступало блюстителем неприкосновенности прав городов. В Вавилонии существовало три города, занимавших привилегированное положение, — Ниппур, Сиппар и Вавилон. Льготные грамоты, которыми обладали эти города, лишали царей права сажать в тюрьму их граждан, требовать у них солдат, работников для храмовых хозяйств. Особенностью дворцовой системы управления было то, что лица, управлявшие царским хозяйством, занимали и высшие должности в государстве. К высшим сановникам государства относились визирь, дворецкий, начальник финансов, кравчий, главный военачальник. В системе государственных органов различались центральные и местные органы управления. Большими городами управляли наместники царя. На местах сохранялись органы общинного самоуправления, осуществлявшие административную, финансовую и судебную власть. В вавилонском обществе до правления Хаммурапи ведущее место в осуществлении правосудия принадлежало храмовым и общинным судам. В качестве судебных органов выступали советы храмов, общинные собрания или специально выделяемая ими коллегия общинных судов. В общинах коллегиальные суды состояли из членов совета старейшин, руководство ими осуществляли рабианумы. Усиление царской власти привело к ограничению судебных полномочий общин и храмов. При Хаммурапи во всех больших городах были введены царские суды, рассматривающие в основном дела царских людей. Царь считался высшей судебной инстанцией, но не выступал как высшая кассационная или апелляционная инстанция — он имел право помилования в случае вынесения смертного приговора, а также принимал жалобы на судебную волокиту, на злоупотребления судей, на отказ в правосудии. В нововавилонском обществе в храмовые советы, осуществлявшие судебные функции, включались представители народных собраний городов, на территории которых находились храмы. 333) Законы Хаммурапи. Правовая характеристика Правление царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.) ознаменовано созданием сборников законов. Хаммурапи, придавая большое значение законодательной деятельности, притупил к ней в самом начале своего правления. Эти законы были выбиты на большом черном базальтовом столбе. Текст распадается на три части. Первой частью является обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого». Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. После введения размещены статьи законов, которые в свою очередь заканчиваются обстоятельным заключением. Всего памятник насчитывает 282 статьи. В его основу были положены старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство. Законы содержат пережитки родового строя, что проявляется в суровости наказания, сохранении принципа талиона, применении ордалия. Внимание законов хозяйственные, экономические и семейные отношения. Ограничиваются и регламентируются частнособственнические отношения, утверждается государственный контроль над хозяйственной жизнью. Некоторые исследователи отмечают, что из Кодекса Хаммурапи фактически вытекает современный принцип презумпции невиновности («невиновен, пока не доказано обратное»). 444) Принцип талиона: определение, характеристика, разновидности талиона Талио́н (лат. talio — такой же) — Принцип назначения наказания за преступление, согласно которому мера наказания должна воспроизводить вред, причинённый преступлением («око за око, зуб за зуб»). За некоторые преступления против личности применялся принцип. В Законах Хаммурапи различались три вида талиона: 1. Натуральный (или зеркальный) - наказание равным за равное, если были равны по сословному положению преступник и потерпевший. 2. Символический - повреждение тех частей тела виновного, при помощи которых был причинен вред. 3. Опосредованный (или абсурдный) - наказание невиновных членов семьи преступника (ст. 116, 210, 230). Наказаниями по Законам Хаммурапи являлись: смертная казнь, членовредительские и телесные наказания, частные композиции, обращение преступников в рабство, изгнание из общины, лишение судьи должности. 555) Правовое регулирование имущественных отношений по Законам Хаммурапи Основным объектом права собственности выступала земля. Закон выделяет государственную (царскую) и храмовую земельную собственность. Главным собственником земли был царь, который на правах владения предоставлял её земледельцам-общинникам, тамкарам, жрецам и воинам. За пользование землей община платила царю налог- ренту, и это был важнейший источник дохода. Общинная земля, в свою очередь находилась или в коллективном владении – выгоны для скота, луга, водоемы, или во владении отдельных семей Землю можно было продавать, менять, закладывать, сдавать в аренду, передавать по наследству. Значительное развитие получило обязательственное право. Обязательства могли возникать из договора или из причинения вреда. В законах Хаммурапи были достаточно полно разработаны нормы, касающиеся договорных отношений. Все сделки делились на две группы: с отчуждением вещи и без такового. К первому виду относились сделки купли-продажи, мены, дарения, раздела наследства, усыновления 666)Правовое регулирование брачно-семейных отношений. В Древнем Вавилоне господствовали патриархальные отношения. Глава семьи рассматривался как собственник всего имущества семьи, а значит всех членов семьи. Власть отца над детьми проявлялась в возможности продавать их, отдавать в качестве заложников за долги, отрезать язык за злословие на родителей, выбирать мужа для дочери и невесту для сына. Брак заключался на основании устного или письменного договора между будущим мужем и отцом невесты. Без договора женщина как жена не рассматривалась. Супруги должны были соблюдать в браке взаимные обязанности: жена – хранить верность, муж – обеспечивать средства к существованию; нельзя было покидать супругу в случае, если ее постигнет тяжкая болезнь. Прекращение брака происходила со смертью одного из супругов или в результате развода, который был легко осуществим для мужа, но не для жены. Измена жены каралась смертью, но лишь в том случае, если была доказана. Чтобы очиститься от подозрений женщина могла пройти испытание перед Богом Реки. 777) Виды преступлений и наказаний по законам хаммурапи. К преступлениям против личности относились: неумышленное или же умышленное убийство, оскорбление действием или словом, повреждение тела, а также ложное обвинение. Преступления против собственности включали в себя: уничтожение или повреждение чужого имущества, а также мошенничество, грабёж и кража, снятие знака рабства с рабов и пр. Преступления против семьи: подмена или похищение детей, изнасилование, распутное поведение и супружеская измена (со стороны жены), а также кровосмешение. К другим видам преступлений относились: должностные преступления (например, взятка или шантаж) и особые воинские правонарушения. Законы Хаммурапи включали в себя следующие виды наказаний за совершённые преступления: · Смертная казнь – сажание на кол, сожжение, а также утопление · Телесные наказания – наказание при помощи нанесений ударов плетью· Членовредительство (принцип талиона) – отрезание ушей или же отсечение конечностей · Иные виды наказаний – система штрафов, изгнание из общины, рабство. При этом сумма штрафа могла быть равносильна смерти преступника, если он не мог его оплатить. 888) Суд и процесс по законам Хаммураппи Судебная система по реформам Хаммурапи стала более централизованной и почти независима от жречества, а главным источником судебных решений стало письменное право. Обязанность судей, назначаемых непосредственно самим царем, были очень многообразны: в круг их дел входили не только разбор судебных дел в строгом смысле слова, а так же регистрация торговых договоров. Обвинение возбуждалось частным лицом на свою ответственность, и государство не выставляет от себя прокурора. Видом доказательства в судебном процессе в сборнике Хаммурапи служит: - Письменный акт, относящийся к спорному обстоятельству (ст. 122, 123, 128) - Клятва (ст. 23, 281) - Показания свидетелей (ст. 9) - Ордалии (ст. 2, 132) Кроме письменных актов, тяжущиеся обычно приносили с собою на суд и спорный предмет; или часть его, если предмет был не удобен для доставки. |