Главная страница
Навигация по странице:

  • 4) Взаимосвязь теории государства и права с общественными науками.

  • 5) Общенаучные и частные методы изучения государства

  • 6) Характеристика общественной власти и социальных норм первобытного общества

  • обычаями — исторически сложившимися прави­лами поведения, вошедшими в привычку в результате вос­питания и многократного повторения одних и тех же дей­ствий и поступков.

  • 7) Закономерности возникновения государства и права и его формы.

  • Ответы к зачёту по курсу Теория государства и права. 1 Предмет теории государства и права


    Скачать 115.28 Kb.
    НазваниеОтветы к зачёту по курсу Теория государства и права. 1 Предмет теории государства и права
    Дата31.10.2021
    Размер115.28 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаTGP_zachyot.docx
    ТипЗакон
    #259876
    страница2 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    Теория государства и права в системе юридических наук.


    Эта система включает основные разновидности и группы юридических наук.

    1. Теория государства и права как общетеоретическая отрасль юридической науки.

    2. Историко-правовые науки, к которым относятся история государства и права России, зарубежных стран, история полити­ческих и правовых учений.

    3. Специальные отраслевые юридические науки: государст­венное (конституционное) право, административное право, тру­довое право, гражданское право, экологическое право, уголовное право, гражданский процесс, уголовный процесс и др.

    4. Юридические науки, тесно связанные со специальными от­раслевыми, но вместе с тем имеющие свой самостоятельный предмет изучения: правоохранительные органы, организация самоуправления, право социального обеспечения, криминоло­гия и др.

    5. Технико-прикладные юридические науки, широко поль­зующиеся данными других наук, в том числе математики, статис­тики, химии, медицины, психологии, кибернетики. Это крими­налистика, бухгалтерский учет и экспертиза, судебная статисти­ка, судебная медицина, судебная психиатрия, судебная психо­логия.

    6. Международное право, подразделяемое на международное публичное право и международное частное право.

    Все перечисленные разновидности и группы юридических наук, за исключением теории государства и права, в качестве предмета исследования рассматривают лишь отдельные стороны проявления и развития государства и права, более или менее ог­раниченные сферы их функционирования и их отдельные струк­турные части. Например, история государства и права изучает политическое устройство и право, государственные институты и законодательные памятники различных стран в историческом развитии, в определенные хронологические периоды.

    Специальные отраслевые науки изучают отдельные составные части системы российского права, его различные отрасли, каж­дая из которых представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих какую-то конкретную широкую сферу однородных общественных отношений. Например, предмет науки административного права составляют нормы, регулирую­щие общественные отношения, которые возникают в процессе формирования и исполнительно-распорядительной деятельнос­ти органов государственного управления. Наука гражданского права изучает нормы, регулирующие имущественные и связан­ные с ними личные неимущественные отношения, и основанные на них гражданские правоотношения. Предметом науки уголов­ного права являются нормы, которые определяют преступность и наказуемость деяний, представляющих общественную опас­ность для данной социальной системы, и основанные на них уголовно-правовые отношения. Международное (публичное) право изучает нормы, регулирующие внешнеполитическую дея­тельность государств, отношения между ними и другими участ­никами (субъектами) международного общения.

    Поскольку все виды правовых наук, за исключением теории государства и права, изучают отдельные части, стороны, структурные элементы единой системы государства и права, в литера­туре предлагается называть их частными или структурными юри­дическими науками. Их задача — вычленение из всей системы государственно-правовой действительности отдельных сторон или сфер со свойственными им специфическими закономернос­тями развития и изучение их в относительной самостоятельности по отношению к государству и праву в целом.

    Поэтому ни одна из частных, структурных юридических наук в отдельности, ни все они вместе взятые не в состоянии обеспечить изучение государства и права как единых и целостных систем, познания их общих закономерностей возникновения, разви­тия и функционирования. Именно необходимостью реализации этой задачи определяется существование и назначение такой от­дельной самостоятельной юридической науки, как теория госу­дарства и права.

    Все отраслевые юридические науки — государственное (кон­ституционное) право, административное, трудовое, граждан­ское, гражданский процесс и др. — руководствуются разработан­ными теорией государства и права положениями о сущности, типе, формах и функциях государства и права

    4) Взаимосвязь теории государства и права с общественными науками.
    1. Теория государства и права в системе гуманитарных наук.


    Прежде всего, теория государства и права связана с историей, изучающей прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Так, выясняя причины происхождения государства и права и исследуя их поступательное развитие, теория государства и права опирается на конкретные данные исторической науки. Это — сведения о первобытном обществе, просуществовавшем на Земле более миллиона лет, о социально-экономических условиях возникновения государства в различных странах и регионах мира примерно шесть тысяч лет назад.

    Тесно соотносится теория государства и права и с диалектико-материалистической философией — наукой о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, особенно историческим материализмом, представляющим собой распространение законов и приемов материалистической диалектики на познание общества.

    Руководствуясь отправными положениями исторического материализма, открытыми им законами общественного развития, теория государства и права сосредоточивается на специальном изучении государства и права, специфических закономерностях, многообразных сторонах и тонкостях их возникновения, развития и функционирования. Исторический материализм, в свою очередь, при рассмотрении государственно-правовых явлений жизни общества пользуется данными теории государства и права.

    Неразрывная связь существует также между теорией государства и права и экономической наукой. Опираясь на положения и выводы экономической мысли, которая изучает производственные отношения и экономические законы, регулирующие развитие исторически сменяющих друг друга социально-экономических формаций, теория государства и права исходит из предпосылки, что государство и право — важные неотъемлемые части надстройки над экономическим базисом общества, рассматривает все государственно-правовые явления в органической связи с экономическими условиями жизни людей, раскрывает их активное обратное воздействие на экономику.

    Особенно тесно соприкасается теория государства и права с политологией, изучающей политику и политические системы современного мира. Основываясь на политологических данных о политической системе общества, теория государства и права рассматривает ее с точки зрения места и роли в ней государства, характерных черт и особенностей, отличающих её от партий, общественных организаций и других звеньев политической системы, правовых форм возникновения и деятельности государства.

    Тесное соотношение теории государства и права с другими гуманитарными науками обогащает ее содержание, поднимает ее социальную ценность, позволяет ей эффективно воздействовать на расширение кругозора и развитие интеллектуального потенциала студентов-юристов, привитие им одновременно с правовой и общечеловеческой культуры.

    5) Общенаучные и частные методы изучения государства

    Методология - совокупность методов, применяемых в науке. Метод ТГП - совокупность приёмов и способов, с помощью которых изучается право и государство. Методология очень важна в любой науке, и каждая наука стремится совершенствовать свою методологию.

    Методология ТГП складывается из 3-х составляющих:

    1. Философские (общие) методы - охватывают всю область научного познания и используются всеми науками без исключения.

    2. Общенаучные методы - применяемые на отдельных стадиях научного познания.

    3. Частнонаучные методы - используются лишь в рамках определённой науки.

    Философские (общие) методы тесно связаны с другими науками. Философские методы определяют подход к изучению государства и права в целом.

    1. Диалектико-материалистический метод - предполагает первичность экономического, и вторичность политического и правового. Явления изучаются в развитии, динамике. Основан на использовании диалектических законов: единства и борьбы противоположностей; закон перехода количества в качество; отрицание отрицания. В итоге => мир познаваем.

    2. Идеализм - связывают существование государства и права либо с объективным разумом (объективные идеалисты), либо с сознанием человека, его переживаниями, субъективными и осознанными усилиями (субъективные идеалисты). Не внешние факторы определяют развитие государства и права, а внутреннее духовное начало. В итоге => мир непознаваем. В 20-ом веке появляются подвиды идеализма:

    3. Прагматизм - понятие научной истины неуловимо, истинна всё то, что приносит успех.

    4. Интуитивизм - исследователь может действовать лишь под влиянием внутреннего вдохновенья.

    5. Аксиологический - анализ государства и права, как специальных ценностей, которые регулируют поведение отдельных личностей.

    Общенаучные методы исследования государства и права.

    1. Анализ и синтез - деление целого на составляющие, и их анализ (пример - система права: отрасли, подотрасли, институты, нормы). Синтез - изучение конкретного явления в единстве всех его составных частей.

    2. Историзм - государственно-правовая действительность изменяется со временем, развивается, следовательно и изучаться она должна в соответствии с этими изменениями.

    3. Системный - изучает государство и право, государственно-правовые явления с позиции их системности. Функциональный - выяснение функций государства и права, их элементов.

    4. Герменевтический - текст нормы, есть документ особого мировоззрения автора, и толкуется с позиции современного исследователя совершенно по-другому. Поэтому этот метод предполагает вкладывать в исследуемые понятия именно то содержание, которые подразумевал их автор.

    Частнонаучные методы исследования государства и права.

    1. Конкретно-социологических исследований - сбор, анализ и обработка правовой информации. Выявление социальной обусловленности юридических норм, престижа права в обществе.

    2. Сравнительно-правовой - основан на сравнении чего-либо "правового" с чем-либо "правовым". Условия: сравниваемые величины должны быть а) юридическими б) равнозначными (нельзя сравнивать Конституции

    3. Формально-юридический - позволяет определить юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию, юридическую практику и т.д.

    4. Статистический - анализ количественных показателей. Используется для явлений, отличающихся массовостью и повторяемостью.

    5. Моделирования - создание моделей государственно-правовых явлений и манипуляция с этими моделями.

    6. Социально-правового эксперимента - создание в экспериментальном порядке государственно-правовых явлений и проверка их "действий" в конкретных условиях.

    7. Кибернетический - используется для автоматизированной обработки, хранения, поиска правовой информации


    6) Характеристика общественной власти и социальных норм первобытного общества
    человеческое общество должно быть каким-либо образом организовано, т.е. организационно оформлено. В про­тивном случае оно обречено на превращение в стадо, толпу.

    Исторически первой формой организации догосудар­ственного общества являлась родовая община. Личная, род­ственная связь сплачивала в единое целое всех членов рода. Это единство упрочивали также коллективный труд, об­щее производство и уравнительное распределение. Таким образом, род был одновременно древнейшим социальным институтом и самой первой формой организации догосударственного об­щества.

    Власть в первобытном обществе олицетворяла силу и волю рода или союза родов: источником и носителем власти (властвующим субъектом) был род, она была направлена на управление общими делами рода, подвластными (объектом власти) являлись все его члены. Здесь субъект и объем власти полностью совпадали, поэтому она была по своей при­роде непосредственно общественной, т.е. не отделенной от общества и не политической. Единственным способом ее ре­ализации было общественное самоуправление. Ни профес­сиональных управленцев, ни особых органов принуждения тогда не существовало.

    Высшим органом общественной власти в роду было со­брание всех взрослых членов общества — мужчин и жен­щин. Собрание — столь же древнее установление, как и сам род. Оно решало все основные вопросы его жизнедея­тельности. Здесь избирались предводители (старейшины, вожди) на срок или для выполнения определенных дел, раз­решались споры между отдельными лицами т. д.

    Решения собрания были обязательными для всех, так же как указания вождя. Хотя общественная власть не име­ла специальных принудительных учреждений, она была впол­не реальной, способной к эффективному принуждению за нарушение существующих правил поведения. Наказание неукоснительно следовало за совершенные проступки, и оно могло быть достаточно жестким — смертная казнь, изгна­ние из рода и племени. В большинстве же случаев было достаточно простого укора, замечания, порицания. Никто не имел привилегий, и поэтому никому не удавалось избе­жать наказания. Зато род как один человек вставал на за­щиту сородича, и никто не мог уклониться от кровной мес­ти — ни обидчик, ни его родичи.

    Несложные отношения первобытного общества регули­ровались обычаями — исторически сложившимися прави­лами поведения, вошедшими в привычку в результате вос­питания и многократного повторения одних и тех же дей­ствий и поступков. Уже на ранних стадиях развития обще­ства приобретают значение обычаев навыки коллективной трудовой деятельности, охоты и пр. В наиболее важных слу­чаях трудовой процесс сопровождался ритуальными действи­ями. Например, тренировка охотников наполнялась мисти­ческим содержанием, обставлялась таинственными обря­дами.

    Обычаи догосударственного общества имели характер нерасчлененных "мононорм", были одновременно и норма­ми организации общественной жизни, и нормами первобыт­ной морали, и ритуальными и обрядовыми правилами. Так, естественное разделение функций в трудовом процессе меж­ду мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком рассматри­валось одновременно и как производственный обычай, и как норма морали, и как веление религии.

    Мононормы изначально были продиктованы "естествен­но-природной" основой присваивающего общества, в кото­ром и человек является частью природы. В них права и обя­занности как - бы сливались воедино. Правда, особое место занимало такое средство обеспечения обычаев, как табу (запрет). Возникнув на самой заре истории человеческого общества, табу сыграло огромную роль в упорядочении половых отношений, строго запрещало брак с кровными род­ственниками (инцест). Благодаря табу первобытное общество поддерживало необходимую дисциплину, обеспечивающую добычу и воспроизводство жизненных благ. Табу защищало охотничьи угодья, места гнездования птиц и лежбища зве­рей от чрезмерного уничтожения, обеспечивало условия коллективного существования людей.

    7) Закономерности возникновения государства и права и его формы.
      1. 1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта