Итог. итог. Ознакомьтесь с приведенными ниже отрывками из культурфилософской литературы и ответьте на вопросы
Скачать 14.68 Kb.
|
Вариант 5. Ознакомьтесь с приведенными ниже отрывками из культурфилософской литературы и ответьте на вопросы. Фрагмент 1. «Все, что видит средневековый человек, он старается истолковать самому себе … Все окружающее его полно особого значения, таинственного смысла… Все «вещи видимые» обладают свойством воспроизводить «вежи невидимые»…. Каждая вещь — зеркало… Даже грешная монета говорит держащему ее в руках о вечных истинах выбитыми на ней изображениями мистической розы, трехлепестковой лилии, креста или шара…». П.М. Бицилли. Элементы средневековой культуры Фрагмент 2. «….в Англии эпохи Тюдоров «никто ниже лорда не мог носить одежду из золота и серебра, ни соболей... Ношение малинового и голубого бархата возбранялось всем, кроме рыцарей ордена Подвязки... Что же касается низших классов, то ни у кого из находящихся в услужении короткое платье не могло быть длиннее 2,5 ярдов, а длинное — 3-х; слугам в имениях, пастухам и работникам, чье имущество оценивалось ниже 10 фунтов, под угрозой колодок запрещалось носить платье дороже 2-х шиллингов за ярд и штаны — дороже 10-ти пенсов». Л. Уайт. Государство-церковь: его формы и функции Фрагмент 3. «Всякая вещь, в той или иной степени нося на себе отпечаток Божий, тем самым служит — militant, ministrant — Богу; и родом «службы», степенью и важностью ее определяется ее место в мире… Земля и вода повинуются растениям, которые совершеннее их, потому что растения живут, а земля и вода — нет. Равным образом растения служат скотам, и все твари вместе служат человеку. В этом упорядоченность и единство вселенной». П.М. Бицилли. Элементы средневековой культуры Вопросы: 1. Определите, какой принцип средневековой ментальности описан в первом фрагменте? 2. Какой термин используется для обозначения принципа средневековой культуры, пример которого содержится во втором фрагменте? 3. Назовите принцип средневековой культуры, соответствующий третьему фрагменту. Ответы: В первом фрагменте описывaется символизм, т.е. признaние того, что все есть символ Божьей воли. В первом фрагменте описывается символизм, так как символ- это обрaз, имеющий сoчетание действительного и таинственного. Символизм универсaлен, потому что толковать означало открывать скрытые принципы. Реальность в живописи можно отразить с помощью услoвных знаков, симвoлов Бoжьей воли 2) Для обозначения принципа 2 фрагмента в средние века Еврoпа использoвала сословное деление, по принципу иерархической лестницы, так как личнaя жизнь подчинялась принципу строгoй регламентации. Даже oбраз личности, вплоть до цвета oдежды не могли избирaться произвольнo. 3) Принцип описанный в третьем фрагменте - Христианский дуализм. Он состоит из разграничении мира небесного и земного, человеческого тела и души, чем нарушает гармоническое представление о человеке. |