Главная страница
Навигация по странице:

  • Биография и творческий путь Петра Ильича Чайковского

  • Опера «Мазепа»

  • Действующие лица

  • Хор девушек и сцена 1. Музыкально-теоретический анализ

  • 2. Вокально-хоровой анализ

  • 3. Исполнительский анализ

  • хор девушек. аннотация_хор_девушек_мазепа_чайковский. П. И. Чайковский Хор девушек и сцена из 1 д. 1 к оперы Мазепа Подготовила студентка 3 курса, 318 группы, фми юрочкина Анна Сергеевна Класс преподавателя Гажевской Татьяны Станиславовны Минск, 2020 г. Биография


    Скачать 267.76 Kb.
    НазваниеП. И. Чайковский Хор девушек и сцена из 1 д. 1 к оперы Мазепа Подготовила студентка 3 курса, 318 группы, фми юрочкина Анна Сергеевна Класс преподавателя Гажевской Татьяны Станиславовны Минск, 2020 г. Биография
    Анкорхор девушек
    Дата14.12.2020
    Размер267.76 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлааннотация_хор_девушек_мазепа_чайковский.pdf
    ТипБиография
    #160544

    Белорусский государственный университет культуры и искусств
    Аннотация произведения:
    П. И. Чайковский -
    Хор девушек и сцена
    из 1 д. 1 к. оперы «Мазепа»
    Подготовила студентка 3 курса,
    318 группы, ФМИ
    Юрочкина Анна Сергеевна
    Класс преподавателя
    Гажевской Татьяны Станиславовны
    Минск, 2020 г.

    Биография и творческий путь Петра Ильича Чайковского
    Петр Ильич Чайковский (1840-1893) – знаменитый русский композитор, дирижер. Один из величайших композиторов мира, автор более 80 музыкальных произведений.
    Родился 7 мая 1840 года в городе Воткинск в многодетной семье. В доме
    Чайковского часто звучала музыка. Его родители увлекались игрой на фортепиано, органе. В возрасте пяти лет Петр Чайковский уже умел играть на фортепиано, еще через три года превосходно играл по нотам. В 1849 году семья Чайковских переехала в Алапаевск, а затем в Санкт-Петербург.
    В биографии Петра Ильича Чайковского первоначально было получено домашнее образование. Затем Петр два года занимался в пансионе, после чего
    – в училище правоведения Петербурга. Творчество Чайковского в этот период проявлялось в факультативных занятиях музыкой. Смерть матери в 1862 году сильно повлияла на ранимого ребенка. После окончания училища Петр стал служить в Департаменте юстиции.
    Проявив склонность к сочинению музыки, Чайковский поступает в консерваторию Петербурга. Дальнейшие занятия в жизни Чайковского у великолепных преподавателей Зарембы, Рубинштейна во многом помогли формированию музыкальной личности. После окончания консерватории композитор Чайковский был приглашен Николаем Рубинштейном (братом преподавателя) в Московскую консерваторию на должность профессора.
    Многие концерты Чайковского были написаны тогда. Опера «Ундина» не была поставлена полностью, автор уничтожил ее. Лишь небольшая часть ее позже была представлена как опера Чайковского «Лебединое озеро».
    В 1877 году, чтобы избавиться от сплетней о гомосексуальных наклонностях,
    Чайковский женится на Антонине Милюковой. В то же время близко общается с Надеждой фон Мекк – богатой любительницей музыки Чайковского. Не любив свою жену, композитор пытался покончить с жизнью. Однако, не смог, и навсегда уехал от жены. Этот отрезок биографии Чайковского наполнен чувством вины автора по отношению к себе.
    За двухлетнее время проживания в Италии, Швейцарии появляются новые великолепные произведения Чайковского – опера «Евгений Онегин»,
    Четвертая симфония. После материальной помощи Надежды фон Мекк, композитор много путешествует. С 1881 по 1888 года им было написано множество произведений. В частности, вальсы Чайковского, симфонии, увертюры, сюиты. Наконец в биографии Петра Ильича Чайковского установился спокойный творческий период, тогда же автор сам смог дирижировать на концертах. Умер Чайковский в Петербурге 6 ноября 1893 от холеры. Его похоронили в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге.

    Именем великого композитора названы улицы, консерватории в Москве и
    Киеве, а также прочие музыкальные учреждения (институты, колледжи, училища школы) во многих городах бывшего СССР. В его честь установлены памятники, его именем назван театр и концертный зал, симфонический оркестр и международный музыкальный конкурс.
    Петр Ильич Чайковский – великий композитор, составивший эпоху в истории мировой музыкальной культуры. Жизнь Чайковского – это образец непрерывного, настойчивого труда.
    Композитор-симфонист, автор замечательных опер Чайковский сочетал работу композитора с деятельностью педагога, критика-публициста, дирижера. Основная идея его творчества – протест и страстная борьба против темных сил жизни, воздвигающих препятствия на пути человека к счастью. Даже приводя эту борьбу к трагическому завершению (как в «Пиковой даме», «Шестой симфонии»)
    Чайковский подчеркивал конечное торжество светлых гуманистических идеалов. Творчество Чайковского глубоко национально: он создал галерею замечательных образов русских людей, запечатлел картины родной природы, воспел героическое прошлое России. Чуткий реалист-психолог, он с огромной эмоциональной силой и жизненной правдой отразил духовный мир своих современников.
    Путь композитора Чайковский начал в середине 60-х гг.. В 70-х гг. он был уже автором многих выдающихся сочинений , в том числе оперы «Евгений
    Онегин», балета «Лебединое озеро», четырех симфоний, программно- симфонических произведений «Ромео и Джульетта» и «Франческа да
    Римини». Но наивысшего расцвета достигло его дарование в 80-х и в 90-х гг., когда им были созданы такие шедевры как балет «Спящая красавица», опера
    «Пиковая дама», Пятая и Шестая симфонии. Чайковский – художник-реалист.
    Он искренне и правдиво рассказывает о скорби и радости простого человека, ярко воплощает в музыке его возвышенно-прекрасную мечту о счастье. Чутко и глубоко раскрывает Чайковский характеры людей, богатый мир их душевных переживаний.
    По характеру своего дарования Чайковский, прежде всего, лирик и драматург- психолог.
    Начиная с первых лет творчества, ведущее место в его творчестве заняла тема борьбы человека за свое право на счастье. Такая тема была очень актуальна для русского искусства 60-70 гг. Чайковский – один из самых выдающихся в мировом искусстве композиторов-мелодистов. Широким песенным развитием определяется во многом и форма его сочинений. Музыке его присуща также большая декламационно-речевая выразительность, во многом продолжающая традиции Даргомыжского.

    В его сочинениях сказывается влияние городской песни, и особенно городского бытового романса. В музыкальном языке Чайковского ощутимо влияние русской романсной культуры первой половины XIX века – творчества
    Гурилева, Варламова, Алябьева, Глинки и Даргомыжского. В произведениях
    Чайковского часто звучат танцевальные ритмы, особенно ритмы вальса, играющие большую роль не только в его ансамблях, но и в симфониях, операх, камерно-инструментальной и вокальной музыке.
    Одновременно Чайковский чутко воспринял, подобно Глинке, песенную и танцевальную мелодику других народов: украинского, итальянского, французского. На его творчество оказали значительное воздействие оперная драматургия Моцарта и Бизе, симфонизм Бетховена и композиторов- романтиков, немецкая песенная лирика первой половины 19 в., особенно
    Шумана. Но, творчески воспринимая разнообразные традиции зарубежной музыки, Чайковский всегда придавал своим сочинениям ярко выраженный русский характер. Чайковский был подлинным новатором. Продолжив традиции Даргомыжского в области лирико-психологической музыкальной драмы, он впервые в русской музыке широко раскрыл возможности этого жанра, а также затронул сферу лирико-комической оперы. Чайковский создал новый тип симфонии, которую можно назвать симфонией-драмой и симфонией-трагедией, развил жанр одночастной программной увертюры и симфонической поэмы. Он явился основоположником русского классического балета, внес яркий вклад в область фортепианного и скрипичного концерта, лирического романса и фортепианной миниатюры. Наряду с Бородиным он заложил основы дальнейшего развития квартетного жанра. Чайковским создано 10 опер (Воевода , Ундина (уничтожена Чайковским), Опричник ,
    Кузнец Вакула, Евгений Онегин, Орлеанская дева, Мазепа, Черевички (2-я редакция оперы Кузнец Вакула), Чародейка , Пиковая дама, Иоланта), 3 балета
    (Лебединое озеро, Спящая красавица, Щелкунчик) , 7 симфоний (в том числе программная симфония «Манфред»), 4 симфонические сюиты, ряд программно-симфонических увертюр, фантазий, инструментальных концертов, свыше 100 романсов, большое количество фортепианных произведений, хоровую музыку (Всенощная для смешанного хора без сопровождения, op. 52; Литургия для смешанного хора без сопровождения, op.
    41), духовно-музыкальные сочинения на полный хор (1884-85) (Херувимская песнь № 1 F-dur; Херувимская песнь № 2 D-dur; Херувимская песнь № 3 C-dur;
    Тебе поем; Достойно есть; Отче наш; Блаженни яже избрал; Да исправится;
    Ныне силы небесные; Ангел вопияше (1887)). Обращался Чайковский и к сфере кантатно-хорового творчества, писал музыку к театральным спектаклям. И в каждой из этих областей он оставил классические образцы национального музыкального искусства.

    Опера «Мазепа»
    Опера в трех действиях (шести картинах); либретто В. Буренина и композитора по поэме А. С. Пушкина «Полтава».
    Впервые поставлена 3 (15) февраля 1884 г. в Большом театре в Москве.
    Действующие лица:
    Мазепа, гетман (баритон)
    Кочубей (бас)
    Любовь, его жена (меццо-сопрано)
    Мария, их дочь (сопрано)
    Андрей (тенор)
    Орлик, палач (бас)
    Искра, друг Кочубея (тенор)
    Пьяный казак (тенор)
    Казаки, казачки, гости, слуги Кочубея, сердюки, монахи, палачи
    Действие происходит на Украине в начале XVIII века.
    Краткое содержание. Первое действие:
    • картина первая — в известного богатого малороссийского старшины Кочубея собираются гости, среди которых — Иван Мазепа; пока дочь Кочубея развлекалась со своими подругами, Мазепа говорил с её отцом; гетман рассказывает Кочубею, что он любит Марию, а она его, и просит отдать дочь за него замуж; Кочубей не соглашается и между ними начинается ссора;
    Мария с матерью пробует успокоить отца и любимого, но это им не удаётся;
    Мазепа решает покинуть дом хозяина и просит пойти Марию с ним, которая, хоть и колеблясь, соглашается;
    • картина вторая — мать Марии — Любовь — оплакивает свою дочь и просит мужа отомстить гетману; Кочубей соглашается и зовёт к себе Искру и Андрея
    — бывшего возлюбленного дочери; они вспоминают о том, как Мазепа говорил о скорых изменениях в политике и понимают, что тот хочет предать царя; Кочубей знает, что Пётр Великий доверяет Мазепе больше чем кому- либо и понимает, что это рискованное дело; Андрей решается самому отвести бумаги с доносом в дворец Петра I.
    Второе действие:
    • картина первая — Кочубей — в темнице дворца в украинском городе; он размышляет о том, как Пётр Первый не поверил его доказательствам о измене
    Мазепы, который готовит против царя восстание; он вспоминает, как Пётр
    Первый приказал убрать его и теперь для Кочубея хотят казнить; к Кочубею приходит Орлик и приказывает рассказать, где тот прячет свои сокровища;
    Кочубей отказывает и Орлик говорит стражникам пытать старшинника;

    • картина вторая — Мазепа живёт с Марией в своём замке; он злится на Кочубея и приказывает своего соратнику Орлику приготовить всё для казни Кочубея;
    Мария подозревает что-то неладное и приходит к любимому; Мазепа успокаивает девушку и говорит, что готовится стать правителём; он спрашивает, кого любит больше всего девушка — его или отца, и Мария говорит, что ей дорог только любимый; к Марии приходит её мама, которая рассказывает о том, что Кочубея хотят казнить; Мария спешит к месту казни отца;
    • на поле возле Белой Церкви должна свершится казнь; собирается толпа народа, которые недовольны действиями гетмана; на поле появляется Мазепа на своём коне; выводят Кочубея и Искру, которых должны казнить; они молятся, обнимают друг друга и поднимаются к палачам с топорами; прибывает Мария с матерью, но они уже не могут что-либо сделать; Мазепа приказывает казнить Кочубея и Искру;
    Третье действие:

    Мария теряет рассудок после смерти отца; Мазепа проигрывает битву и убегает с Малороссии вместе с Орликом; Андрей пытается найти гетмана, чтобы убить его; он приходит в опустелый дом Кочубея; поблизости проезжает Мазепа, Андрей бросается на него с саблей, но Мазепа убивает казака; появляется Мария, но гетман покидает её; Мария, приняв Андрея за ребёнка, поёт ему колыбельную.
    «Мазепа» принадлежит к числу лучших оперных созданий Чайковского. Это подлинно реалистическое произведение, в котором человеческая драма раскрыта композитором с психологической глубиной и облечена в яркую театральную форму.
    Опера написана на сюжет поэмы Пушкина «Полтава». Любовь к Пушкину пронизывает всё творчество Чайковского. Композитор преклонялся перед
    Пушкиным, восхищался глубиной его мыслей, музыкальностью его стихов.
    Лучшие оперы Чайковского – «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» – вдохновлены гением великого поэта.
    В мае 1881 года Чайковский получил от композитора и виолончелиста К. Ю.
    Давыдова либретто оперы «Мазепа», которое тот собирался ранее использовать для своей оперы. Либретто было написано по «Полтаве»
    Пушкина В. Бурениным. Осенью 1881 года Чайковский перечёл «Полтаву»
    Пушкина и набросал свои замечания прямо на полях поэмы. К концу 1881 года
    Чайковский написал уже несколько номеров оперы, в том числе сцену Марии с Мазепой.
    Чайковский переработал текст Буренина, стремясь быть верным замыслу и идеям пушкинской поэмы, стараясь сохранить по мере возможности дорогие
    ему пушкинские строки. Интересно отметить, что в экземпляре либретто, написанном рукой Чайковского, специальным значком отмечены строки
    «Полтавы», перенесённые без всяких изменений в либретто и другим значком
    – слегка изменённые строки поэмы.
    «Полтава» – одно из лучших поэтических творений Пушкина. В поэме рассказывается о важном событии в истории русского государства. В поэме прекрасно очерчена эпоха, нравы того времени, огромное внимание уделяет
    Пушкин личной драме героев, рассказу об их судьбе, правдивой и яркой обрисовке их характеров.
    В «Мазепе» много народных сцен, в которых Чайковский показывает радость, горе, гнев народа, его сочувствие Кочубею и Любови, его возмущение несправедливой казнью Кочубея и предательством Мазепы.
    Образы героев оперы очерчены Чайковским ярко и правдиво. Каждый герой имеет свою музыкальную характеристику, свой круг интонаций.
    Музыкальное развитие «Мазепы» основано, главным образом, на контрастном сопоставлении эмоционально различных музыкальных эпизодов и сцен.
    Мелодика «Мазепы» широка и напевна. Чайковский часто использует интонации украинских песен и танцев.
    Опера была закончена 29 апреля 1883 года. Первые её постановки в Москве и
    Петербурге состоялись в феврале 1884 года. Обе постановки были встречены критикой довольно холодно. Чайковского упрекали в отсутствии «искреннего чувства», считая также, что опера слаба в драматургическом отношении.
    Настоящую оценку и признание опера получила лишь в годы советской власти.
    Хоровые сцены:
    Действие 1. Картина 1:
    1. Хор девушек и сцена (женский хор, Мария)
    4. Хор и пляска
    Картина 2:
    7. Хор и причитание матери (женский хор, Любовь)
    8. Финал (Любовь, Кочубей, Андрей, Искра, мужской хор)
    Действие 2. Картина 3:
    13. Народные сцены (хор, Пьяный казак)
    14. Финал (Пьяный казак, хор, Кочубей, Искра, Мария, Любовь).

    Хор девушек и сцена
    1. Музыкально-теоретический анализ
    Хор девушек и сцена расположен в 1 действии 1 картины.
    По жанру произведение представляет собой сцену из оперы. Для сочинений такого рода характерны расширенная трактовка мелодизма, большое число художественный образов, интегрированных в музыкальную ткань, связь музыки с драматургией и сюжетной основой, введение сольных партий, а также заметное членение на контрастные части. Следует также отметить типичный большой масштаб произведения во времени по сравнению, скажем, с хоровыми миниатюрами.
    Форма и структура
    Хор девушек и сцена написаны в сложной двухчастной форме с репризой.
    Каждая из частей делится на строфы, что вызвано стилизацией музыкального материала под народную музыку. Опера начинается вступлением деревянных духовых инструментов в оркестре. Мелодия, которую те исполняют - это стилизация под народную украинскую песню. Лирический характер мелодии, пятидольный размер и неспешный темп (Moderato) позволяют предположить, что это протяжная песня. Мелодическая линия строится на сопоставлении движения восьмыми в начале мотива и четвертей, утверждающих тонику, в его второй половине. Это - типичная для народной музыки структура напева.
    Постепенное crescendo усиливает звучность от piano до forte, которое сохраняется до конца оркестрового вступления, заканчивающегося в унисон на доминантовом тоне к исходной тональности - си-минор.
    После ферматы на паузе вступает женский хор за сценой. Он проводит ту же мелодию, что звучала во вступлении. Текст – "Я завью венок мой душистый, алой лентой из косы из волнистой" - повествует о традиционном гадании, когда девушки спускают на воду венок и смотрят, у кого он скорее затонет.
    Лирический характер мелодии приобретает здесь особый смысл, так как он выражает настроение юных крестьянских девушек. В сопровождении вновь звучат деревянные духовые инструменты, создающие гармонический фон для одноголосной мелодии у хора. На хоровых паузах вступает арфа, которая арпеджированными аккордами создает эффект гитарных или гуслевых переборов. С более яркой динамикой звучит следующее проведение темы -
    "Завяжу я тот венок мой душистый". Чайковский создает эффект приближения челнов к берегу, где происходит основное действие. После короткого оркестрового проигрыша девушки исполняют второе предложение этой части
    – "я вплету в него цветочек махровый, его любит мой милой хлопец чернобровый". Мелодия и сопровождение здесь строятся аналогичной первой строфе. Еще один проигрыш отделяет третью строфу – "В воду я пущу венок
    мой пушистый, унесет его волной серебристой". В этой строфе аккомпанемент приобретает иные смысловые оттенки – если раньше во время хоровых пауз звучали арпеджированные аккорды у арфы, то теперь им на смену пришли легкие пиццикатные аккордовые фигурации шестнадцатыми, имитирующие отблески света на поверхности воды.
    Фермата отделяет первую часть от среднего раздела. Девушки приветствуют свою подружку Марию, которая вышла из дома и спустилась к берегу. Музыка приобретает новый характер: скерцозный, шутливый, но в то же время сохраняющий свою изначальную лиричность. Это выражается в изменении темпа (Allegro moderato), в появлении мелких длительностей в аккомпанементе на фоне pizzicato низких струнных инструментов. Изменяется и мелодия, звучащая в хоре: она приобретает ярко выраженные речевые черты шутливой попевки, на что указывают нисходящие скачки в начале этой строфы и изломанность мелодии в целом. Эта строфа исполняется уже трехголосным хором, и фактура здесь имеет не столько мелодическую, сколько гармоническую структуру. Слова в этой строфе соответствуют вышесказанному: "Здравствуй, Мария, здравствуй, красотка, мы за тобой плывем, зоренька ясная". Мария отвечает своим подружкам: "Здравствуйте, девушки. милые подруженьки!". Музыка Марии отличается очень широкой напевностью и глубиной; ее мелодическая линия изобилует скачками с последующими опеваниями, а гармония в партии сопровождения приобретает романтические черты, доселе отсутствовавшие (это и альтерированные аккорды, и септаккорды, и ряд отклонений, приводящих в итоге к тональности ля-мажор). Мария отказывается гадать вместе с девушками, так как в ее дом пожаловал гетман. Темп снова ускоряется, меняется размер (3/4) - отказом девушки шутливо переговариваются между собой: "Ну, знать, делать нечего, коли гость пожаловал, без тебя придется нам на венки гадать". Шутливый характер этого эпизода помимо темповых и оркестровых средств подчеркивается канонической имитацией (перекличкой) между хоровыми партиями, а также секвенционым движением музыки (каждый новый мотив начинается на тон выше предыдущего). Эта строфа заканчивается общехоровым "поплывемте, девушки, поплывем, подруженьки, песни запоем!". В оркестре появляются басовые триоли, символизирующие покачивание челнов на поверхности воды. Этот фрагмент звучит в тональности до-диез мажор и завершается плагальным закреплением этого лада, звучащим сначала у хора ("песни запоем"), а потом и в оркестре
    (заключительный отыгрыш).
    Еще одна фермата отделяет среднюю часть от репризы. Звучит основная тема "Я завью, завью венок мой душистый", но оркестровое сопровождение звучит иначе, чем в первой части: появляются триоли, которые обогащают музыкальную ткань, делают ее динамичнее и
    прозрачнее за счет высокой тесситуры оркестровых инструментов. Динамика постепенно снижается – лодки исчезают вдали, песня растворяется. На pp звучит заключительный отыгрыш оркестра: его исполняют деревянные духовые и струнные, которые своими теплыми тембрами мягко ставят точку в этой сцене, поочередно проводят основную тему в разных октавах.
    Мелодия
    Основная тема, использованная композитором в этом сочинении, строится на попевке, интонационно родственно лирической народной музыке. В целом мелодия не претерпевает значительных изменений на протяжении всего сочинения – тем самым автор подчеркивает ее значение для формирования светлого образа гадающих девушек во вступлении оперы.
    Метроритм
    Метроритмически эта сцена не должна предоставлять особых трудностей для исполнителей – несмотря на смешанный размер (5/4, 4/4, 3/4), который характеризует народное содержание и стилизацию сочинения.
    Ритмически хор соотносится с оркестром таким образом, что сопровождение оказывает поддержку хоровым партиям в исполнении их материала.
    Определенной сложностью, тем не менее, могут стать имитационные каноны в средней части, которые при необходимости следует тщательно отработать.
    Ладотональный план
    Основная тональность - си-минор. Особенности жанра подразумевают, что в процессе исполнения будет происходит ряд тональных изменений, что отмечается и в данном случае. В этой сцене встречаются отклонения и модуляции в такие тональности, как ля-мажор, ре-мажор, фа#-мажор, до#- мажор, а также ряд менее значимых отклонений. Аккордовая структура и гармонический язык композитора очень выразительны и богаты, за счет чего
    Чайковский добивается особой красочности музыкальной ткани.
    Фактура
    Фактура этой сцены - гомофонно-гармоническая с элементами полифонии.
    Голоса в такой фактуре либо четко связаны между собой, либо приобретают известную самостоятельность в рамках формы и структурной единицы.
    2. Вокально-хоровой анализ
    Хор девушек и сцена из оперы «Мазепа» П. И. Чайковского написаны для солиста (сопрано) и однородного двухголосного женского хора с divisi и с оркестровым сопровождением.

    Диапазон партий и хора
    Солист (сопрано) – е1 – е2
    Сопрано – d#1 – f#2
    Альты – а – е1
    Диапазон хора – а - f#2
    Тесситурные условия партий. Анализ динамического диапазона.
    Хоровые партии в данном сочинении находятся в относительно удобных тесситурных условиях. Динамика в этой сцене изменяется от pp до ff, что характерно для такой музыки в целом и подчеркивает широту образного наполнения. Звукообразование при исполнении этого произведения должно строиться на мягкой атаке.
    Дикция
    Характерные особенности оперной музыки подразумевают особую роль дикции и слова при ее исполнении. Поэтому несомненной трудностью данного сочинения является дикция – требование к одновременному, синхронному извлечению согласных звуков должно соблюдаться неукоснительно всеми артистами хора. Дирижеру рекомендуется провести доскональный анализ литературного текста с тем, чтобы выявить наиболее сложные и потенциально опасные места с точки зрения дикции.
    Темп
    Произведение исполняется в темпе Moderato c отклонениями в Allegro moderato и Allegro. Корректный темп должен поддерживаться на протяжении всего сочинения, так как он задает музыке движение и устремленность, заданные в литературном тексте и особенностях драматургии каждого конкретного эпизода.
    3. Исполнительский анализ
    При разучивании этого произведения необходимо обратить внимание на такие моменты, как интонация (в особенности это касается тех мест, где происходят отклонения и модуляции); на динамику (контрастная динамика требует особого внимания) и на дикцию.
    Трудности могут возникнуть при исполнении скачков. Важно, чтобы скачок был исполнен в одной позиции. Для этого можно порекомендовать пропеть скачок, обращая внимание на то, чтобы верхний звук был объемным и плотным.

    К трудностям горизонтального строя нужно отнести скачки, т.к. вокальные трудности такого рода преодолеваются в процессе «впевания» произведения.
    Скачки следует сначала услышать внутренним слухом и потом уже исполнять.
    Особое внимание следует обратить на фразировку и дальнейшее мышление для того, чтобы не произошло дробление фразы на короткие мотивы. Чтобы не было статичного пения, нужно чувствовать внутреннюю пульсацию.
    Для достижения ритмического ансамбля нужна точность переходов в аккордах. Этому должна помочь четкая и внятная дикция, внутреннее ощущение пульсации более мелкими длительностями. Восьмые длительности затакта должны исполняться одновременно и со стремлением вперед.
    Длинные ноты в конце фраз должны сниматься четко и одновременно с внутренней пульсацией.
    Произведение должно исполняться светло, ясно, просто и иногда даже игриво.


    написать администратору сайта