Теория литературы, пафос. УСР Пафос 1. Пафос
Скачать 27.4 Kb.
|
Дементей Ольга 4 курс, 19 группа УСР по теме «Пафос» Опираясь на лекционный материал по теме «Пафос» ответить на вопросы: Переосмысление понятия пафоса в работах литературоведов (понятие пафоса у Белинского, Поспелова, Тюпа). По Белинскому, пафос – это страсть, выжигаемая в душе идеею. Критик рассматривал пафос как «идею-страсть», которую поэт «созерцает … не разумом, не рассудком, не чувством …, но всею полнотою и целостью своего нравственного бытия». Пафос следует рассматривать не просто как разновидность «идейно-эмоциональной оценки» (Поспелов), но именно как стратегию художественной типизации. Синонимом термина «пафос» является выражение «эмоционально-ценностная ориентация». Проанализировать пафос в художественном произведении – значит установить его типологическую разновидность, тип эмоционально-ценностной ориентации, отношения к миру и человеку в мире. Обратимся к основным положениям литературоведа В. И. Тюпы. Согласно его теории, героика, сатира и трагизм – это формы взаимоотношений личного с ценностями сверхличного ряда: природными, религиозными, культурно-историческими и социально-политическими. Эти сверхличные ценности приоритетны для личности, они жестоко подчиняют себе личность. Героические, сатирические и трагические конфликты – это проверка личности на способность к самопожертвованию, к отказу от личного. Идиллия, юмор и драматизм – это ценности из разряда частной жизни, где главное – любовь, быт, одиночество, смерть. Личное, вырвавшись из авторитарных идеалов сверхличного, не может существовать без идеалов вообще. Исторически становление ценностей ультраличного ряда совпадает с истинным культом (эпоха сентиментализма, романтизма). Природа личных (сверхличных, общественных) идеалов может быть различной. На разных стадиях развития европейской цивилизации существовали свои идеалы, они развивались вместе с обществом. Понятие пафоса как эстетической категории на основе определённого «идеологического миросозерцания» личности. Объяснить, как пафос связан с конфликтной ситуацией, в которой находится герой произведения. Профессор Андреев А. Н. предлагает мировоззренческие идеалы именовать следующим образом: авторитарными идеалами (АИ), гуманистическими идеалами (ГИ). Поскольку личность состоит из нескольких «я», возможны внутренние конфликты, которые могут довести личность до раскола. Конфликты внутриличностные – это, по сути, конфликты между индивидуумами, находящимися внутри одной личности. Но так как нет ничего личного, что не было бы общественным, конфликты внутри личности носят также общественный характер. Конфликт очень важен для некоторых видов пафоса. Трагизм – это осознание утраты каких-то важных жизненных ценностей: человеческой жизни, социальной, национальной или личной свободы, возможности личного счастья. Объективной основой трагического литературоведы довольно часто считают неразрешимый характер того или иного жизненного конфликта. Но следует учесть следующее: первое условие трагического – закономерность этого конфликта, такая ситуация, когда с ее неразрешимостью нельзя мириться; второе – под неразрешимостью конфликта следует понимать невозможность его благополучного разрешения: оно непременно связано с жертвами, гибелью тех или иных гуманистических ценностей (таков характер конфликта в «Маленьких трагедиях» А. С. Пушкина, «Грозе» А. Н. Островского, «Белой гвардии» М. А. Булгакова). Наиболее плодотворным для искусства становится такой трагический конфликт, когда неразрешимые противоречия – в душе героя, когда герой находится в ситуации свободного выбора между равно необходимыми, но взаимоисключающими ценностями («Гамлет» У. Шекспира, «Герой нашего времени», «Преступление и наказание», «Тихий Дон», «Падение» А. Камю, «Осквернитель праха» У. Фолкнера). Драматизм представляет собой глубокое и несомненное принятие мира в целом и себя в этом мире. В то же время это не бездумное принятие гармонического мира – бытие осознается в его конфликтности. Сама эта конфликтность воспринимается как необходимая и справедливая сторона мира, ибо конфликты возникают и разрешаются, они обеспечивают само существование и диалектическое развитие бытия. Этот тип пафоса редко представлен в литературе, еще реже его можно встретить в чистом виде. В качестве основанных в целом на эпико-драматическом пафосе можно назвать «Илиаду» и «Одиссею» Гомера, роман Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», пьесу У. Шекспира «Буря», роман-эпопею «Война и мир», поэму А. Т. Твардовского «Василий Теркин». Типология идеалов личности как предпосылка для появления нравственно-эстетической составляющей видов пафоса: АИ и ГИ. Объяснить, какие нравственные идеалы мы относим к АИ, а какие к ГИ. Профессор Андреев А. Н. предлагает мировоззренческие идеалы именовать следующим образом: авторитарными идеалами (АИ), гуманистическими идеалами (ГИ). Авторитарные идеалы в европейской цивилизации доминировали на протяжении весьма длительного периода – вплоть до Нового времени (до эпохи первых буржуазных революций). Эти идеалы характеризуются тем, что личность крайне нуждалась в авторитете (родителей, государства, религии), на основе которого складывалась целостность личности (авторитарная совесть – это голос внешнего авторитета; чистая авторитарная совесть – это осознание того, что авторитет доволен тобой; виноватая совесть – это осознание, что он тобой недоволен). Личность может уклоняться от авторитарных догм (грех Адама и Евы в том, что они ослушались авторитета, это было вызовом Богу). Становясь свободной от авторитарных пут, личность начинает поклоняться идее своего собственного человеческого предназначения, не признающего над собой никаких иррациональных авторитетов. Человек становится независим, он сам становится «мерой всех вещей» – это уже гуманистическая ориентация. Чистая гуманистическая совесть – это осознание, что ты служишь высшему своему призванию, ты реализуешь заложенные в тебе способности; виноватая совесть – это осознание, что ты изменил себе, предал себя. Смена авторитарной ориентации на гуманистическую явилась несомненным прогрессом в развитии человеческой личности. Разумеется, ГИ не существует изолировано от АИ, они нуждаются друг в друге. Однако сочетаться ГИ могут с рациональным авторитетом, не подавляющим гуманистических устремлений, а помогающим реализовать их. АИ нуждаются в противнике (в ГИ, в еретическом, греховном начале), чтобы, активно подавляя его, тем самым возвышаться. Сущность каждого вида пафоса заключается в характере соотношений между АИ и ГИ. Виды пафоса: героика, сатира, трагизм, идиллия, драматизм. Дать характеристику каждому из видов пафоса, привести примеры произведений, для которых характерен тот или иной вид пафоса. Доказать эти положения. Героика. Характеризуется гармонией при безусловной доминанте АИ. ГИ в личности не протестуют, они растворяются в АИ. Человек видит свое природное предназначение в том, чтобы служить АИ. В этом его личное достоинство, это не унижает, а возвышает его. Для героя нет ничего выше служения долгу. Изменить этому предназначению – изменить себе. Если складываются такие общественно-исторические условия, когда неуместно ставить личное выше общественного, актуализируется героическое начало в людях. Герои Гомера, «Слова о полку Игореве», герои романов соцреализма – это люди долга, самозабвенно служащие ему. Совесть героев – это авторитарная совесть; жизнь героя принадлежит не ему, а авторитету (судьбе, Богу, сословию, родине, нации). Поэтому герой постоянно совершает подвиги – «богоугодные» поступки. Понятно, что героика развивается, меняется содержание авторитета, но формула героики остается прежней. Объективной основой пафоса героики служит борьба отдельных личностей или коллективов за осуществление и защиту идеалов, которые обязательно осознаются как возвышенные. При этом действия людей непременно связаны с личным риском, личной опасностью, сопряжены с реальной возможностью утраты человеком каких-то существенных ценностей – даже жизни. Еще одно условие – свободная воля и инициатива человека: вынужденные действия не могут быть героическими. С героикой мы встречаемся в «Песне о Роланде», «Слове о полку Игореве», в «Тарасе Бульба» Н. В. Гоголя, в «Оводе» Э. Л. Войнич, в романе М. Горького «Мать», в рассказах М. А. Шолохова. Трагизм. Это оборотная сторона героики («продукт распада» героики). Авторитет еще незыблем, но уже появляется осознание своего гуманистического предназначения. Для героического персонажа выбора нет, потому что нет альтернативы АИ. У трагического такая альтернатива появляется. Он попадает в ситуацию выбора. Но трагедия заключается в том, что любой выбор не может принести герою гармонии. Его «я» и «не-я» расколоты. Убирая «Я» либо «НЕ-Я», герой не достигает искомой цельности, но разрушает свою личность. «Быть или не быть?» – только по форме может напоминать о возможности выхода из сложившейся ситуации. По существу, «быть» для трагического героя означает «не быть». Из трагического тупика нет выхода. В принципе, благополучно трагизм может разрешиться либо в гармонию героики, либо в личность совершенно нового типа – в личность, где ГИ преобладают над АИ. Однако стать героем – это в чем-то поступиться принципами, отказаться от части себя. Ромео, Гамлет, Федра, Катерина Кабанова, Базаров, Раскольников постигли такую истину, испытали такой уровень личной свободы, которого лучше не знать герою. Трагический персонаж, в отличие от героического, познает добро и зло. Он уже не может стать героем без нравственного ущерба. Трагическая личность обычно гибнет: для нее это единственный способ сохранить человеческое достоинство. Трагизм – это осознание утраты каких-то важных жизненных ценностей: человеческой жизни, социальной, национальной или личной свободы, возможности личного счастья. Объективной основой трагического литературоведы довольно часто считают неразрешимый характер того или иного жизненного конфликта. Но следует учесть следующее: первое условие трагического – закономерность этого конфликта, такая ситуация, когда с ее неразрешимостью нельзя мириться; второе – под неразрешимостью конфликта следует понимать невозможность его благополучного разрешения: оно непременно связано с жертвами, гибелью тех или иных гуманистических ценностей (таков характер конфликта в «Маленьких трагедиях» А. С. Пушкина, «Грозе» А. Н. Островского, «Белой гвардии» М. А. Булгакова). Наиболее плодотворным для искусства становится такой трагический конфликт, когда неразрешимые противоречия – в душе героя, когда герой находится в ситуации свободного выбора между равно необходимыми, но взаимоисключающими ценностями («Гамлет» У. Шекспира, «Герой нашего времени», «Преступление и наказание», «Тихий Дон», «Падение» А. Камю, «Осквернитель праха» У. Фолкнера). Сатира. И сатиру, и юмор, и иронию как явления комизма роднит момент несовпадения ГИ с АИ. Источник сатиры – разложение героики. В основе сатиры лежит все тот же героический идеал, но сатирический герой не может ему соответствовать; он преувеличенно героичен для того, чтобы стать просто героем. За героическими проявлениями он скрывает свою неспособность быть им. Сатира – карикатура на героя; она высмеивает не сам идеал, а неоправданные на него притязания (поэтому смех в сатире очень серьезен, и его может не быть вообще, как в «Господах Головлевых», в «Смерти Ивана Ильича»). В сатирическом герое нет опоры для нравственного достоинства: ГИ только зарождаются, АИ перестали быть святыней. Сатирический герой уже граничит с ироническим складом ума, но его идеал – идеал героический. Неприкосновенность АИ часто приводит героев сатиры к покаянию или саморазоблачению. Образцы сатиры – сатирические комедии Мольера, «Ревизор» Н. В. Гоголя. Приблизительно до XVIII века личность в основном ориентировалась на АИ. К XVIII веку сложилась такая культурная ситуация, когда АИ ослабли настолько, что цельность личности можно было восстановить только на принципиально иной основе. На первый план выходит частная жизнь человека, начинается эпоха культа личности (т. е. культа ГИ). Ценности человека коренным образом меняются: начинается художественное освоение не героических, трагических и сатирических сторон личности, а естественности, человеческой самоценности. На основе ГИ возникают принципиально новые виды пафоса: идиллический, драматический, юмористический. В названной триаде ГИ и АИ поменялись местами, образуя целостность личности на иной основе. Идиллия занимает центральное место среди вновь возникших видов пафоса. Идиллия – это гармония внутриличностного мира, при которой оказывается возможным совместить АИ и ГИ. Герои Толстого в «Войне и мире» в высшей степени диалектично решают проблемы «идиллической гармонии»: чем более они личности, тем более осознают они необходимость служить АИ, которые при этом не подавляют их, но, напротив, делают предельно чуткими в частной жизни. Драматизм. Свидетельствует о том, что у человека пока не хватает сил идти к самому себе, его еще держит авторитарная совесть, общественное мнение. Но драматический герой не ставит под сомнение свою гуманистическую ориентацию и в конце концов может победить свои сомнения. Трагический герой убежден в обратном, в том, что АИ делают человека человеком, но натура берет свое, и он совершает грех, поддавшись естественному влечению сердца. «Драматический грех» состоит в соблазне не отвечать за себя, переложить ответственность на авторитет. Перед драматическим героем, в отличие от трагического, стоит препятствие, которое он в принципе может преодолеть, но не находит в себе сил (или находит, побеждая свои сомнения). Драматичен пафос «Обломова», многих рассказов А. П. Чехова. «Гуманистические» виды пафоса часто функционируют в тесном союзе с другими разновидностями пафоса. Драматизм представляет собой глубокое и несомненное принятие мира в целом и себя в этом мире. В то же время это не бездумное принятие гармонического мира – бытие осознается в его конфликтности. Сама эта конфликтность воспринимается как необходимая и справедливая сторона мира, ибо конфликты возникают и разрешаются, они обеспечивают само существование и диалектическое развитие бытия. Этот тип пафоса редко представлен в литературе, еще реже его можно встретить в чистом виде. В качестве основанных в целом на эпико-драматическом пафосе можно назвать «Илиаду» и «Одиссею» Гомера, роман Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», пьесу У. Шекспира «Буря», роман-эпопею «Война и мир», поэму А. Т. Твардовского «Василий Теркин». Пафос сентиментализма. В своем развитом виде сентиментальность появляется в литературе в середине XVIII века, дав название литературному направлению. Главенствующую роль пафос сентиментализма играл в произведениях С. Ричардсона, Ж.-Ж. Руссо, Н. М. Карамзина, А. Н. Радищева. Далее мы также встречаемся с пафосом сентиментализма в «Старосветских помещиках» и «Шинели» Н. В. Гоголя, в некоторых рассказах из «Записок охотника» И. С. Тургенева («Певцы», «Бежин луг»), в произведениях Ч. Диккенса, Ф. М. Достоевского («Униженные и оскорбленные», «Бедные люди»), Н. А. Некрасова. Дать характеристику понятию комического и трагикомического в литературе. Охарактеризовать виды комического: юмор, ирония, сарказм (привести примеры произведений, в которых присутствует определенный вид комического). Сущность комического наиболее точно определил Н.Г.Чернышевский: «внутренняя пустота и ничтожность, прикрывающаяся внешностью, имеющей притязание на содержание и реальное значение». Объективную основу комического можно обозначить как противоречие идеала и действительности. Трагикомическое заключается в сочетание смешных и серьёзных эпизодов, смешение возвышенных и комических характеров, присутствует как комическое начало, так и трагический пафос. Юмористический герой обладает избыточным стремлением к естественной человеческой заданности, а это всегда отклонение от общепринятых поведенческих норм, вызывающее смех. Но насмешка не столько отрицает, сколько утверждает юмористического героя, отдавая должное его глубокой человеческой состоятельности. Так же, как и в драматизме, в юморе ощутимо внутреннее тяготение к идиллическому идеалу. Оба этих пафоса – «продукт распада» идиллии. Юмористический герой – симпатичный чудак (Чудик, как сказано у Шукшина). Это яркая, колоритная личность, наивно меряющая все мерками человеческого достоинства и не признающая условностей. Ирония. Этот пафос существует в четырех модификациях. Заметим, что ирония авторитарная отличается от гуманистической. На основе АИ возникло два вида иронии: комическая ирония и трагическая ирония. Формула комической иронии говорит о том, что герой отвергает любую продуктивную личностную идеологию и ориентацию. Концепция иронической личности – и прежде всего комической иронии – человек телесный. А он конечен, смертен, поэтому его веселый цинизм выражается в склонности к физическим удовольствиям. Такая концепция личности зародилась в народных празднествах, и фольклорно-карнавальный смех адекватно представляет комическо-ироническое мироощущение. Глубинный смысл иронии – в отрицании. Иронический герой живет до тех пор, пока есть что отрицать. Сатира, перешедшая в комическую иронию, доминирует в поэзии Ф. Вийона, новеллистике Д. Боккаччо, творчестве Ф. Рабле, прозе И. Ильфа и Е. Петрова. Трагическая ирония. Этот тип мироощущения стал популярен в ХХ веке. Трагико-ироническим пафосом отмечены произведения Э. Хемингуэя, Э. М. Ремарка, Ф. Кафки, В. В. Набокова; «Отелло» У. Шекспира, «Жизнь есть сон» П. Кальдерона. Ирония Сервантеса – от комического полюса (Санчо Панса) к трагическому (Дон Кихот). Трагически ироничен Печорин; мрачная ирония присутствует в произведениях Н. В. Гоголя «Шинель», «Мертвые души». Яркое выражение этого миросозерцания – поэма А. А. Блока «Соловьиный сад». Следующие два вида иронии, порожденные уже гуманистическими идеалами, точнее, разочарованием в них, – ирония романтическая и ирония саркастическая. Объектом отрицания здесь являются ГИ личности. Романтический культ личности оборачивается своей противоположностью. Вознесение «я» с последующим самоотрицанием в романтической иронии связано прежде всего с темой любви. Любовь, наиболее сближающее людей чувство, в романтической иронии выступает всегда как разобщающее. Характерно для русской романтической традиции от Лермонтова до Цветаевой (Лотман). Романтику роднит с героикой стремление к возвышенному идеалу. Но если героика – сфера активного действия, то романтика – область эмоционального переживания и стремления, не переходящего в действие. Объективной основой романтики становятся такие ситуации в личной и общественной жизни, когда реализация возвышенного идеала либо невозможна в принципе, либо неосуществима в данный исторический момент. Но на такой основе может возникать и трагизм, и ирония, и сатира. Поэтому решающим в романтике является момент переживания неустранимого разрыва между мечтой и действительностью. Один из распространенных случаев романтики – мечта о героическом, ориентация на героический идеал при отсутствии возможности осуществить его в действительности. Герой саркастической иронии – это личность, доводящая юмористическое гуманистическое начало до обезличивания. Вместо яркой оригинальной личности – нарциссизм. Пустота – вот что обнаруживается в личности, которая неоправданно считает себя значительной и содержательной (Адуев-младший из «Обыкновенной истории» И.А. Гончарова, Эмма Бовари, Душечка Чехова – персонажи саркастически-иронического плана). Является ли данная классификация пафоса приемлемой для анализа китайской литературы? Объяснить вашу точку зрения. На мой взгляд, данную классификацию можно рассматривать применительно к китайской литературе, потому что в китайской литературе есть как универсальное, так и специфически китайское. И это универсальное можно отнести к тому или иному виду пафоса, так как в китайской литературе могут присутствовать различные типы героев и типы конфликтов. Например, в революционных и соцреалистических произведениях присутствует героический пафос (рассказы Ван Юаньцзяна, Дин Лин «Солнце над рекой Саньган»). Трагический пафос присутствует в повести Су Туна «Луна на дне колодца» (номинально у Сунь Лянь есть выбор, но ни один из вариантов не принес бы ей гармонию). Сатирический пафос отчасти характерен для романа Дун Си «Переломленная судьба». Список литературы Андреев А.Н. Методология литературоведения. Мн., 2015. Тюпа В.И. Анализ художественного? Введение в литературоведческий анализ. М., 2001. Тюпа В.И. Художественный дискурс (Введение в теорию литературы). Тверь, 2001. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999. |