Главная страница
Навигация по странице:

  • Глава 1 Биография Парацельса

  • Глава 2 Лекарственный принцип

  • Иллюстративный материал Портрет ПарацельсаСписок литературы

  • Реферат по философии Парацельс и его лекарственный принцип. Парацельс и его лекарственный принцип


    Скачать 223.71 Kb.
    НазваниеПарацельс и его лекарственный принцип
    АнкорРеферат по философии Парацельс и его лекарственный принцип.docx
    Дата10.02.2018
    Размер223.71 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРеферат по философии Парацельс и его лекарственный принцип.docx
    ТипРеферат
    #15391
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия

    Санкт-Петербургский Государственный Медицинский Университет

    имени академика И.П. Павлова

    Кафедра философии и политологии

    РЕФЕРАТ

    на тему:

    «Парацельс и его лекарственный принцип»

    Выполнила:

    студент группы

    лечебного факультета

    Проверил:

    Санкт-Петербург

    20??

    Оглавление

    Введение 3 стр.

    Глава 1 Биография Парацельса 4 стр.

    Глава 2 Лекарственный принцип 7 стр.

    Заключение 14 стр.

    Иллюстративный материал 15 стр.

    Список литературы 16 стр.

    Введение

    Парацельса по справедливости считают одним из величайших двигателей медицины, и многие его воззрения не утратили своего значения по сие время. В патологии он привел классификацию болезней: 1. Болезни, вызванные астральными влияниями, действующими на астральное тело человека и затем действующими на его тело; 2. Болезни, вызванные шлаками, ядовитыми веществами и внутренними закупорками; 3. Болезни, вызванные аномальным состоянием физиологических функций вследствие злоупотребления органами или вредных воздействий; 4. Болезни, вызванные психологическими причинами, такими, как желания, страсти и пороки, а также болезненным воображением; 5. Болезни, в основе которых лежат духовные причины (склонности), созданные (в предыдущих жизнях) неподчинением божественному Закону (Карме).

    Главное историческое значение Парацельса заключается, однако, не столько в его патологии, сколько в его терапии. Продолжительные занятия алхимией сослужили ему службу. Ему медицина обязана введением целого ряда новых средств как минерального, так и растительного происхождения, как например препараты железа, ртути, сурьмы, свинца, меди, мышьяка, серы и т. д., дотоле употреблявшиеся крайне редко.
    Парацельс сблизил химию и врачебную науку: поэтому учение Парацельса и его последователей называется ятрохимией. "Химия - один из столпов, на которые должна опираться врачебная наука. Задача химии вовсе не в том, чтобы делать золото и серебро, а в том, чтобы готовить лекарства", говорил Парацельс. Парацельс первый взглянул на процессы, совершающиеся в живом организме, как на процессы химические.

    Но в его учении рядом с многими положительными знаниями встречаются представления, ничего общего с положительным знанием не имеющие. Он не отрицал возможности философского камня; в его сочинениях можно найти подробный рецепт приготовления гомункула.

    Целью моей работы было освещение лекарственного принципа Парацельса. Проанализировав представленную литературу по данной теме, я попыталась кратко изложить основные умозаключения. Также меня интересовала связь между вышеобозначенным принципом и современной гомеопатией. Рассматривая биографию Парацельса, я выделяла интересные факты, которые, несомненно, помогут сформировать многогранное представление о его учении.

    Глава 1 Биография Парацельса

    Швейцарскому врачу и чернокнижнику Средневековья Филиппу Ауреолу Теофрасту Бомбасту фон Гогенгейму была чужда скромность. Например, чтобы дать всем понять, что считает себя равным великому врачу древности Цельсу, он прибавил к его имени греческую приставку ("пара" означает "подобный") и назвал себя Парацельсом.

    В пасмурный и холодный день 10 ноября 1493 году в маленькой деревушке Мария-Айнзидельн, кантон Швиц, в двух часах ходьбы от Цюриха, родился Парацельс. Его мать – надзирательница богадельни Бенедиктинского аббатства в Айнзидельне - вышла замуж за Вильгельма Бомбаста фон Гогенгейма, врача при этой богадельне. Он принадлежал к старинной дворянской швабской фамилии; был образованным медиком, имел хорошую библиотеку. После замужества она уехала в Виллах, так как по существующим правилам замужняя женщина не могла занимать должность надзирательницы.

    Семья Парацельса жила бедно, в детстве он не раз терпел лишения и голод. Ходил ли он в школу, из его автобиографии не ясно. В одном из своих сочинений Парацельс обмолвился, что отец учил его грамоте и разбираться в алхимии. Скорее всего, считают биографы, образование он получил самостоятельно. Парацельс не заботился о книжном образовании, он даже хвалился, что 10 лет не раскрывал книг. Медицинские познания он собирал по крохам, не гнушаясь учиться у старух, умеющих готовить питье для лечения раненых, у цирюльников, цыган и даже палачей приобретал рецепты снадобий, неизвестные университетским ученым. Эти познания позволили ему стать квалифицированным целителем.

    В своей книге "О женских болезнях" (первое сочинение по этому вопросу) Парацельс воспользовался знаниями ведьм, женщин, которые были известны как опытные повивальные бабки. В те времена ни одна женщина не шла со своей болезнью к врачу, не советовалась с ним, не доверяла ему своих секретов. Ведьма знала эти секреты более других и была для женщин единственным врачом. Что касается медицины ведьм, то наверняка можно сказать, что они для своих врачеваний в широких размерах пользовались обширной семьей растений, не без основания носящих название "трав-утешительниц".

    Питавший большую склонность к преувеличениям самого невероятного характера, Парацельс уверял, будто он основательно изучил все алхимические знания. В 1526 году, явившись в Цюрих, этот экстравагантный холерик изумил горожан не только своей рваной и грязной одеждой, непристойностями и пьянством, но и пространными рассуждениями о магии и своим врачебным искусством. Но нет пророка в своём отечестве. Пришлось уехать в Базель, где в 1527 году с помощью своего гибкого ума, проявившегося на поприще борьбы с болезнями, он получил от муниципалитета должность городского врача.

    Вскоре Парацельс претендует на профессорский пост с хорошей оплатой в Базельском университете. Руководство университета выдвинуло ему встречное условие - предъявить диплом и ученую степень. Парацельс требование не выполнил, так как не обладал ни тем ни другим. Рекомендации и протекция муниципалитета помогли Парацельсу обойти эти требования и добиться цели.

    Парацельс не отличался трезвостью и иногда полупьяный читал свои лекции. Это не в последнюю очередь было причиной его резких высказываний. Так, он заявил своим слушателям, что его "башмаки больше смыслят в медицине, чем эти авторитетные врачи древности". За такую непримиримость его прозвали в Германии Какофрастом вместо Теофраста, а в Парижском университете - Лютером. "Нет, - восклицает Парацельс, - я не Лютер, я Теофраст, которого в насмешку вы называете в Базеле Какофрастом. Я выше Лютера, он был только богословом, а я знаю медицину, философию, астрономию, алхимию. Лютер не достоин развязывать завязок моих башмаков".

    Сблизив химию с медициной, Парацельс, таким образом, явился первым ятрохимиком (от греч. "ятро" - врач), то есть первым врачом, пользующимся химией в своей врачебной деятельности. А.И. Герцен назвал его "первым профессором химии от сотворения мира". Парацельс внес много нового в учение о лекарствах; изучил терапевтическое действие различных химических элементов, соединений. Помимо введения в практику новых химических медикаментов, он пересмотрел и растительные медикаменты, стал выделять и применять лекарства из растений в виде тинктур, экстрактов и эликсиров. Парацельс создал даже учение о знаках природы - "сигнатуре", или "сигна натурале". Смысл его в том, что природа, пометив своими знаками растения, как бы сама указала человеку на некоторые из них. Так, растения с листьями сердцевидной формы - прекрасное сердечное средство, а если лист по форме напоминает почку, его следует использовать при болезнях почек. Учение о сигнатуре просуществовало внутри медицины вплоть до момента, когда из растений стали выделять химические вещества, проявляющие лечебное действие, и тщательно их изучать. Постепенно с развитием химии удалось раскрыть тайны многих растений. Первой победой науки оказалось раскрытие секрета снотворного мака.

    В лекарствоведении Парацельс развил новое для своего времени представление о дозировке лекарств: "Все есть яд и ничто не лишает ядовитости. Одна только доза делает яд незаметным". Парацельс использовал минеральные источники для лечебных целей. Он утверждал, что универсального средства от всех болезней не существует, и указывал на необходимость поисков специфических средств против отдельных болезней (например, ртуть против сифилиса). Он указывал, что сифилис (называемый "французской болезнью") иногда осложняется параличами. Взгляды Парацельса не оказали никакого влияния на развитие неврологии, хотя он пытался изучить причины возникновения контрактур и параличей и разработать их терапию. Он лечил золотой микстурой (состав ее неизвестен) параличи, эпилепсию, обмороки. Эпилепсию он лечил также окисью цинка. Минеральными источниками он лечил люмбаго и ишиас.

    Новаторство Парацельса проявилось в создании химической теории функций организма. Все болезни, считал он, происходят от расстройства химических процессов, поэтому наибольшую пользу при лечении могут оказать только те лекарства, которые изготовлены химическим путем. Он впервые широко использовал для лечения химические элементы: сурьму, свинец, ртуть и золото. Стоит сказать, что последователь Парацельса Андреас Либавий (1540-1616), немецкий химик и врач, был против крайностей ятрохимического учения Парацельса. В своей книге "Алхимия" (1595 г.) он систематически изложил известные в то время сведения по химии; впервые описал способ получения серной кислоты путем сжигания серы в присутствии селитры, первым дал способ получения четыреххлористого олова.

    "Теория врача - это опыт. Никто не станет врачом без знаний и опыта", - утверждал Парацельс и зло высмеивал тех, кто "всю жизнь сидит за печкой, книгами себя окружив, и плавает на одном корабле - корабле дураков". Парацельс отвергал учения древних о четырех соках человеческого тела и считал, что процессы, происходящие в организме, являются процессами химическими. Он сторонился коллег, называя их мокротниками (гумористами), и не соглашался с предписаниями аптекарей. Парацельс выговаривал врачам в присущей ему вызывающей манере: "Вы, изучавшие Гиппократа, Галена, Авиценну, воображаете, что знаете все, тогда как в сущности ничего не знаете; вы прописываете лекарства, но не знаете, как их приготовить! Одна химия может решить задачи физиологии, патологии, терапевтики; вне химии вы бродите в потемках. Вы, врачи всего мира, итальянцы, французы, греки, сарматы, арабы, евреи - все должны следовать за мной, а я не должен следовать за вами. Если вы не пристанете чистосердечно к моему знамени, то не стоите даже быть местом испражнения для собак".

    Воинственный Парацельс в знак презрения к прошлому медицины и недоверия к господствовавшим воззрениям прибег к символическому акту: 27 июня 1527 года перед Базельским университетом он сжег произведения Гиппократа, Галена и Авиценны. Вынужденный покинуть Базель, Парацельс ушел, сопровождаемый толпой учеников, считавших, что их кумир владеет философским камнем (Lapis philosophorum).

    О путешествии по Европе Парацельс написал в книге "Большая хирургия" (2 кн., 1536). В 1529 году он явился в Нюрнберг, пытаясь найти работу. Там он прославился бесплатным лечением больных, от которых все отказались И снова у него случился конфликт с врачами.

    После случая с каноником Корнелием Парацельс бежал в Кольмар.

    В Чехии все складывалась неудачно. После двух смертей своих пациентов он счел за лучшее удалиться. Вернулся в родной Виллах, где жил его отец. Здоровье Парацельса вследствие неприкаянного образа жизни весьма расстроилось. Говорили, что он поселился в Зальцбурге и вскоре умер, обратившись перед смертью в католическую веру. Случилось это на 48-м году жизни, 24 сентября 1541 года.

    Парацельс написал 9 сочинений, но только 3 из них увидели свет при его жизни Самое полное собрание сочинений Парацельса издано в 1589 году в Базеле в 10 частях. В нем он порицает объяснение естественных явлений влиянием тайных сил и высказывает принцип: молчи, если не можешь найти причину.

    Глава 2 Лекарственный принцип

    Парацельс отрицал теорию четырех соков Гиппократа и Галена как основу медицинской практики, но поддерживал еще более древнюю концепцию четырех первоэлементов — огня, земли, воздуха и воды. Он использовал представления ранней мусульманской алхимической традиции о трех химических первоосновах — сере, ртути и соли, воплощавших следующие качества: сера — горючесть, соль — твердость и цвет, а ртуть — парообразность.

    Говоря терминами парацельсианцев, три химические первоосновы являлись фактически описанием духовных качеств человека. Первоэлементы — огонь, земля, воздух и вода — тоже имеют многоплановую трактовку. В физическом плане — это четыре состояния вещества. В алхимическом смысле воздуху соответствует универсальный алхимический растворитель азот, знаком которого является тройной кадуцей Гермеса, увенчанный крыльями орла. Воде соответствует металлогенный Меркурий. Земле соответствует соль, а огню — сера. В метафизическом плане воздух — время, вода — это пространство, земля — это принцип косности и инерции материи. Элементу соль соответствует настойчивость и стремление к самосовершенствованию, сере — молитвенное и другое сосредоточение, металлогенному Меркурию — осведомленность, а азоту — оккультное начало чувствительности, то, что называется сегодня сенситивностью.

    Труды Парацельса изобилуют разнообразными версиями о связях между четырьмя элементами и тремя первоосновами. Алан Дебус писал об этом: «Идея о трех первоосновах была у Парацельса действующей концепцией. Сторонники Аристотеля только говорили и размышляли о четырех элементах, а алхимики видели парообразные, горючие и остаточные фракции каждый раз, когда осуществляли органическую дистилляцию».

    Парацельс писал в «Philosophia de Generationibus et Fructus Quarter Elernentorurn»: «Мир является таким, как его создал Бог. Он воплотил этот мир в человека, состоящего из четырех элементов на триединстве ртути, серы и соли, которые определяют все особенности тленных вещей».

    Отдавая должное божественному происхождению Вселенной и человека, Парацельс ратовал за более полное использование наук в медицине. Он представлял болезнь как химическую реакцию внутри тела. По его мнению, различные нарушения гармоничного взаимодействия трех первооснов с четырьмя элементами вызывали соответственно различные болезни.

    Для Парацельса алхимия была рабочим инструментом в изучении природы. Он применял знание алхимии в своей медицинской практике и считал, что «врач должен быть сведущим во всех областях философии, физики и алхимии как можно полнее и глубже. Он не должен испытывать недостатка знаний в этих областях. Именно поэтому врач — выше всех людей в познании природы, и это то, что позволяет ему помогать больным» («Вторая книга о сильнодействующем лекарстве для лечения ран»). Постоянно используя термин «алхимия», великий врач наполняет его новым значением, понимая не иначе как научный метод.

    Парацельс пытался соединить знания алхимии с медицинской практикой, настойчиво утверждая, что только тот, кто знает сокровенные тайны природы, может создать полезные лекарственные средства. Его первоначальные представления о химии были связаны с алхимиками позднего средневековья, чей вклад в науку состоял в создании фармации. Позже он разработал свою систему приготовления лекарств из металлов и минералов.

    Парацельс собирал народные рецепты и методы исцеления. Многие идеи возникли у Парацельса в результате исследований болезней шахтеров. В частности, он предположил, что непосредственной причиной болезни иногда является то, что он называл «парами» того металла и той руды, с которой постоянно контактировали шахтеры. Парацельс предложил лечить шахтеров лекарственными средствами, изготавливаемыми именно из тех металлов, которые и вызывали болезни. Другими словами, он исследовал принцип лечения подобным и аналогичным.

    Трудно переоценить вклад Парацельса в использование металлов и минералов для лечения. До этого времени металлы считались малоценными для медицины. Несмотря на то что впоследствии было много споров о том, кому отдать пальму первенства первооткрывателя металлов для лечения болезней, большинство исследователей называют Парацельса ключевой фигурой «металлизации» медицины.

    В химическом процессе приготовления лекарственных средств из металлов и минералов Парацельс придавал большое значение точным методам сепарации. Мы находим в его медицинских трактатах много рецептов использования «квинтэссенций» и эликсиров, точный метод их приготовления и применения при определенных болезнях.

    «Квинтэссенция» с латинского языка переводится как «пятая сущность», в дополнение к тем четырем, которые уже упоминались, — земле, воде, воздуху и огню. Пятый элемент понимали как тонкое и подвижное состояние материи, обладающее свойством проникать во все. Это и есть первичный космический флюид, или астральный свет в терминологии тех, кто пытается давать определение таким явлениям. Парацельс считал, что между такими казалось бы несопоставимыми объектами, как человеческий организм и металлы, есть сходство: «Силы, которые скрыто покоятся в металлах, есть также в человеке. Металлы произошли свыше и имеют местом своего происхождения семь планет. В землю высеяны семена металлов».

    Лекарственные растения нередко выращивают под влиянием металлических воздействий. Что касается гомеопатии, то гомеопаты всегда задумывались о связи: металл-растение. Так, свойства ртути связывают со свойствами подофилума и лептандры, гельземиума с аргентум нитрикум, брома с кониумом, а кантариса с осмием.

    Именно Парацельс установил связь между свойствами планет и металлов. Луна — серебро, Меркурий — ртуть, Венера — медь, Солнце — золото, Марс — железо, Сатурн — свинец, Юпитер – олово.

    С концепцией Парацельса о макро- и микрокосмосе переплетается его понимание влияния планет. Этим влиянием пронизана вся природа, и, следовательно, оно определенным образом сказывается на различных частях тела человека. Парацельс считал, что существует строгая взаимосвязь между планетами, лекарствами и болезнями. Такова была алхимическая концепция медицины Парацельса.

    Как существует великое множество звезд во Вселенной, так существует и великое множество сил, действующих в организме человека. Существует также великое множество растений (земных представителей звездных влияний), соответствующих свойствам звезд и притягивающих влияние звезд, с которыми у них существует связь. Используя такие растения в качестве лекарств, врач может привлекать планетарные влияния, требуемые для восстановления жизнеспособности пораженных болезнью органов.

    Ниже приведен список наиболее часто используемых целебных трав, названий планет, с которыми они связаны, а также названий основных болезней, для лечения которых они могут быть с пользой применены. Парацельс особое внимание обращал на то, в каком виде используются растения. Их оккультные свойства меняются в зависимости от времени сбора и применения, соединения планет в эти временные промежутки.

    Солнце — Rosmarinus officinalis (розмарин лекарственный), Lavandula officinalis (лаванда лекарственная), Salvia officinalis (шалфей аптечный), Satureja officinalis, Melissa officinalis (мелисса лекарственная). (Острые воспаления, сердечные заболевания, ревматизм и т. д.)

    Луна — Thymus majorana (тимьян), Helleborus niger (черная черемица), Ruta graveolens (рута пахучая). (Душевные заболевания, истерия, нервные болезни и т. д.)

    Меркурий — Pulmonaria officinalis (медуница лекарственная), Althaea officinalis (алтей лекарственный), Plantago laureola (подорожник большой). (Пневмония, катар, phthisis puirnonalis (туберкулез легких), воспаления слизистых оболочек.)

    Венера — Ononis spinosa, Verbascum thapsus (коровяк обыкновенный), Apium petroselinum (сельдерей). (Отечные опухоли, болезни почек или мочевого пузыря и т. д.)

    Марс — Carduus benedictus (чертополох), Urticaria diocia (крапива двудомная), Erythraea centaurium. (Лихорадки, болезни острого и сильного характера, лихорадки с сыпью и т.п.)

    Юпитер — Ruta graveolens (рута пахучая), Hepatica nobilis (печеночница), Adianthum veneris (венерин волос), Chelidonium magus (чистотел большой), Linunn usitatissimum (лен обыкновенный), Cannabis sativa (конопля посевная). (Желтуха, заболевания печени.)

    Сатурн — Chrysosplenium alternifolium (селезеночник очереднолистный), Scrophula nodosa (норичник узловатый), Teucrium chamaedrys (дубровник скородония). (Ипохондрия, геморрой, меланхолия и т.д.)

    Еще одна область, где Парацельс четко порвал с традицией Галена, — это лечение по принципу «противоположности» — contraria. Выражаясь терминами того времени, сторонники Галена прописывали «горячее» лекарственное средство для восстановления равновесия гуморальной системы, в которой преобладает холод.

    Парацельс считал, что природа лечения, должна быть подобной природе болезни: «Здоровье должно расти из того же корня, что и болезнь, и туда, куда уходит здоровье, туда же должна уходить и болезнь. Никогда горячая болезнь не излечивается чем-то холодным, а холодная — чем-то горячим. А подобное — наоборот, излечивало. Человека нельзя понимать таким образом, что он лечится противоположным, как огонь — водой. Потому что если бы это было так, то что же тогда устраняет воду? Что воздух? Что землю?»

    «Идя от подобного к подобному и употребляя разум, мы помогаем природе» (Парацельс).

    Парацельс был твердо уверен, что яды могут представлять большую лечебную ценность: «Разве тайна природы не спрятана в яде? Что такое создал Бог, чего бы Он не наделил каким-нибудь даром для пользы человека? Почему надо пренебрегать ядом и презирать его, если мы рассматриваем не яд, а его целительное свойство? Кто создал природу? Разве не Бог? В Его руках пребывает вся мудрость, и Он один знает, что Он вложил в каждую тайну. Почему я. должен удивляться и позволять себе пугаться? Разве должен я из-за того, что одна часть лекарственного средства содержит яд, презирать другую его часть? Каждая вещь должна использоваться для определенной цели, и мы должны использовать ее без страха, так как Бог сам — настоящий врач и настоящее лекарство. Тот, кто презирает яд, не знает, что именно в нем спрятано, так как чудесный эликсир, который в нем содержится, —такой благословенный, что яд не может ни принизить его, ни повредить ему».

    После Парацельса сложился такой афоризм в гомеопатии: чем сильнее яд, тем сильнее лекарство, которое получено из него.

    Эта идея о лечебной пользе ядов неизбежно объединилась с правильным пониманием дозировки лекарственного вещества. Парацельс был уверен, что доза лекарств должна быть намного меньше, чем та, которая традиционно использовалась. Мало того, что она должна быть меньше, она должна быть гораздо точнее соотнесена с уровнем развития болезни у пациента.

    «Во всем есть яд, ничто не существует без яда. Это зависит только от дозы — является ли вещество ядом или нет. Я отделяю то, что является эффективным в качестве эликсира, и предписываю его в правильной дозе. В данном случае рецепт выполнен правильно. То, что служит на пользу человеку, не является ядом».

    Используя символизм алхимии, Парацельс так объяснял тайну дозировки: «Лекарственные средства должны применяться не в соответствии с весом, а в соответствии с другими измерениями. Кто может взвесить яркость солнца, кто может взвесить воздух или Spiritum arcanum (Духовный эликсир)? Никто. Лекарственное вещество должно действовать как огонь, и его действие на болезнь должно быть таким же яростным, как действие огня на кучу дров. К тому, что вы называете дозировкой, должна применяться тайна огня. Как можно взвесить количество огня, которое необходимо, чтобы уничтожить кучу дров или дом? Это нельзя взвесить! Однако вы знаете, что достаточно маленькой искры, чтобы поджечь лес, маленькой искорки, которая совсем ничего не весит. Точно так же, как искра действует на дрова и становится большой или маленькой в зависимости от количества дров, точно так же вы должны поступать с лекарственными средствами. Но кто мог бы указать точный вес для этого? Никто!»

    Очевидных предвестников гомеопатических идей в работах Парацельса очень много.

    Закон подобия уже понимали так, как того настоятельно требовал Парацельс: лечение простыми лекарственными средствами, правильно приготовленными и предписанными в правильной дозировке. Требование правильной дозировки было результатом понимания им истинного характера исцеляющей силы лекарства. Он не сомневался, что врач всегда должен подбирать лекарство для каждого больного индивидуально. Введение минералов и металлов в фармакопею тоже было его заслугой.

    Восставая против смешения лекарств, Парацельс следующим образом отозвался о современных ему врачах: «Читайте их фармакогнозию и вы увидите, что они каждому растению приписывают тысячу и одно качество, но когда нужно прописать лекарство, то они смешивают от 40 до 50 средств от одной болезни».

    Парацельс совершенно верно называл такой способ лечения варварским и говорил, что медицина не создана для того, чтобы увеличивать человеческие страдания, и потому называл врачей, производящих подобные варварства соучастниками дьявола.

    Парацельс оставил после себя очень много научных трудов, которые в полном объеме составляют более десяти томов, но все они были напечатаны только после его смерти. Тогда же и появился настоящий интерес к его личности и учению. Возникло то, что потом получило название парацельсианской медицины. Во всех странах Европы, а потом и в Америке появились врачи-парацельсианцы. И хотя этот термин возник при противопоставлении последователей Парацельса врачам-галенистам, он прижился и получил самостоятельную жизнь. На каком-то этапе истории врачей-парацельсианцев стали называть ятрохимиками. Они же, по сути, являются предшественниками гомеопатов.

    Заключение

    Подводя итоги, следует сказать, что Парацельс – это великий врач, естествоиспытатель и философ эпохи Возрождения. Пользуясь только своим опытом, он развил учение, которое до сих пор привлекает внимание не только медицины, но и ряда философских наук. Можно выделить основные пункты в учении Парацельса:

    • Средневековой медицине, в основе которой лежали теории Аристотеля, Галена и Авиценны, он противопоставил «спагирическую» медицину, созданную на базе учения Гиппократа. Он учил, что живые организмы состоят из тех же ртути, серы, солей и ряда других веществ, которые образуют все прочие тела природы; когда человек здоров, эти вещества находятся в равновесии друг с другом; болезнь означает преобладание или, наоборот, недостаток одного из них. Одним из первых начал применять в лечении химические средства;

    • Парацельса считают предтечей современной фармакологии, ему принадлежит фраза: «Всё есть яд, и ничто не лишено ядовитости; одна лишь доза делает яд незаметным» (в популярном изложении: «Всё — яд, всё — лекарство; то и другое определяет доза»);

    • Парацельс попытался связать чисто каббалистические идеи с алхимией и магическими практиками. Это положило начало целому ряду оккультно-каббалистических течений;

    • По мнению Парацельса, человек — это микрокосм, в котором отражаются все элементы макрокосма; связующим звеном между двумя мирами является сила «М» (с этой буквы начинается имя Меркурия, а также Мема (тайна). По Парацельсу, человек (который также является квинтэссенцией, или пятой, истинной сущностью мира) производится Богом из «вытяжки» целого мира и несёт в себе образ Творца. Не существует никакого запретного для человека знания, он способен и, согласно Парацельсу, даже обязан исследовать все сущности, имеющиеся не только в природе, но и за её пределами. Парацельс оставил ряд алхимических сочинений, в том числе: «Алхимический псалтирь», «Азот, или О древесине и нити жизни» и др.;

    • Считается, что он первым обнаружил принцип подобия, лежащий в основе современной гомеопатии.

    Иллюстративный материал



    Портрет Парацельса

    Список литературы

    1. Гартман Ф. Жизнь Парацельса и сущность его учения. М., 2002, с. 171-203

    2. Марчукова С.М. Медицина в зеркале истории Спб, 2003, с. 205-208

    3. Сорокина Т.С. История медицины. М., 2008

    4. Шойфет М.С. Сто великих врачей. М., 2004, с. 32-37

    5. Медицинская Энциклопедия. М., 1997, с. 965


    написать администратору сайта