Главная страница

Гипотеза Гумболдта. Павлова Дарья фпо102 Гипотеза происхождения языка Вильгельма фон Гумбольдта


Скачать 22.55 Kb.
НазваниеПавлова Дарья фпо102 Гипотеза происхождения языка Вильгельма фон Гумбольдта
Дата05.03.2023
Размер22.55 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаГипотеза Гумболдта.docx
ТипДокументы
#970038

Павлова Дарья ФПО-102

Гипотеза происхождения языка Вильгельма фон Гумбольдта.

На сегодняшний день существует большое количество гипотез происхождения языка, то есть глоттогонии. Но можем ли мы с уверенностью выделить одну верную, которая бы не подвергалась сомнениям и опровержениям? Очевидно, что, поскольку язык зародился миллионы лет назад, точного ответа на вопрос о его происхождении нет. Мы можем лишь предполагать, строя домыслы и догадки. Однако, гипотеза «внезапного скачка» Вильгельма фон Гумбольдта имеет множество сторонников и даже последователей.

Вильгельм фон Гумбольдт – прусский политический деятель и один из крупнейших ученых в области языкознания. По своему мировоззрению он – яркий представитель гуманистического немецкого просвещения, друг Гете и Шиллера. Безусловно, главный лингвистический труд В. фон Гумбольдта, в котором наиболее полно изложена концепция его гипотезы, это работа «О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества», опубликованная посмертно в 1848 году. Теоретико-методологическую базу программы гумбольдтианства составляет антропологический подход к языку, в соответствии с которым адекватное изучение языка должно производиться в тесной связи с сознанием и мышлением человека, его культурой и духовной жизнью. Действительно, очень сложно не согласиться с тем, что язык не мог появиться сам по себе, независимо от деятельности человека, от его предметного мышления и культуры. Язык, по Гумбольдту, — живая деятельность человеческого духа, единая энергия народа, исхо­дя­щая из глубин человеческого существа и пронизывающая собой все его бытие. Язык есть не оконченное дело или вещь, а деятельность. Язык— главнейшая деятельность челове­че­ско­го духа, лежащая в основе всех других видов человеческой деятельности. Он есть сила, делающая человека человеком. Человек, пробуждая в себе свою языковую способность и развёртывая её в ходе языкового общения, всякий раз своими собственными усилиями создаёт сам в себе язык. Язык есть не мёртвый продукт, а созидающий процесс, порождение.

Специфику теоретико-методологических основ программы Гумбольдта составляют:

  • синтез натуралистического и деятельностного принципов изучения языка и человека — язык трактуется им одновременно как организм духа и самодеятельность, или деятель­ность, духа;

  • диалектический подход (антиномическая трактовка природы языка);

  • системно-целостный взгляд на язык;

  • приоритет динамического процессуально-генетического подхода над структурно-статическим планом описания языка;

  • трактовка языка как порождающего себя организма;

  • приоритет вневременного (панхронического) взгляда на язык над историческом анали­зом движе­ния языка в конкретно-историческом времени;

  • приоритет изучения живой речи над описанием языкового организма;

  • сочетание интереса к живому разнообразию реально существующих языков и языку как общему достоянию человечества; попытка представить в идеальном плане языки как ступени к совер­шен­но­му образованию языка как такового;

  • отказ от описания языка только изнутри его самого, сопоставление языка с другими видами духовной деятельности человека, и прежде всего с искусством;

  • сочетание философско-отвлечённого взгляда на язык со скрупулёзно-научным подходом к его изучению.

Порождение языка, по Гумбольдту, представляет собой синтетический процесс слияния поня­тия со звуком, превращающий звук в живое выражение мысли. Синтез включает два логически последовательных, а в реальности — одновременных момента: 1) расчленение бесформенной субстан­ции звука и мысли и формирование артикулированного звука и языкового понятия; 2) соединение их в единое целое до чистого проникновения друг в друга. В трактовке Гумбольдта язык не представляет собой прямого отражения мира. В нём осуще­ствля­ют­ся акты интерпретации мира человеком. Различные языки являются различными мировидениями, то есть они представляют собой не различные обозначения одной и той же вещи, а дают различные ви́дения её. Неразрывная связь мышления, органов речи и слуха с языком обусловливается первичным и необъяснимым в своей сущности устройством человеческой природы. Гумбольдт предполагал, что язык не может возникнуть без каких-либо предпосылок. Процесс возникновения нового языка ученый разделял на три этапа. Первый из них – предварительный. В это время происходит «первичное» образование языка, который, грамматически уже полностью сформирован. Согласно гипотезе Гумбольдта, переход от стадии к стадии совершался скачкообразно. На втором этапе уже происходит формирование языков, а на третьем – их последующее развитие. Изучив доступные на то время языки примитивных народов, Гумбольдт заключил, что эта схема свойственна процессу становления всех языков мира. Исключениями в мире лингвистики Гумбольдт считал китайский и древнеегипетский, поскольку они не имеют грамматических форм, используют только знаки. По Гумбольдту, язык состоит из материи и формы. При этом суть языка составляет именно его форма: «Постоянное и единообразное в этой деятельности духа, возвышающей членораздельный звук до выражения мысли, взятое во всей совокупности своих связей и систематичности, и составляет форму языка». Форма «представляет собой сугубо индивидуальный порыв, посредством которого тот или иной народ воплощает в языке свои мысли и чувства». Народ «создаёт свой язык как орудие человеческой деятель­но­сти», — пишет Гумбольдт; это диалекти­че­ское положение стимулировано идеями Г. В. Ф. Гегеля. Гумбольдт отрицал сознательный характер языко­твор­че­ства, что резко противо­по­став­ля­ет его взгляды распространённым в 18 в. концепциям «обществен­но­го договора».

Таким образом, язык является продуктом коллективного воодушевления. Заложенный в душе каждого человека внутренний прототип языка, как внутреннее действие, переходит во внешнее поведение в результате совместного действия душевных сил отдельных людей, которые (силы) поддерживались уверенностью каждого, что его поймут. Этот акт творящей силы выполняется всей массой народа, в которой тонет отдельная личность. И, несмотря на это, в нем воплощается глубина ее индивидуальности, так же как своеобразие культуры народа в целом.

Но, все же задумываясь над вероятностью данной гипотезы, безусловно, возникают необъяснимые факты. Если рассматривать язык как нечто непосредственно заложенное в человеке, то создание его становится необъяснимо разумом. Стихийность и таинственность появления языка из человеческого духа мало чем отличается от чудотворного возникновения речи. Почему природой именно в человеческий разум были заложены предпосылки к появлению языка? Этот вопрос остаётся открытым и по сей день.

Источники:

  • Гумбольдт В. фон, Избранные труды по языкознанию, пер. с нем., М., 1984;

  • Якушин Б. В., Гипотезы о происхождении языка, М., 1984;

  • Ярцева В. Н. Лингвистический энциклопедический словарь, М., 1990.


написать администратору сайта