Главная страница
Навигация по странице:

  • Целью работы

  • Вклад в токсикологию.

  • Вклад в изучение химии.

  • Вклад в медицину.

  • Список литературы

  • Парацельс. Отец токсикологии


    Скачать 287.34 Kb.
    НазваниеПарацельс. Отец токсикологии
    Дата14.02.2022
    Размер287.34 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла8.pdf
    ТипДоклад
    #361540

    МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
    БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
    КАФЕДРА ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА
    Доклад на тему:
    «ПАРАЦЕЛЬС. ОТЕЦ ТОКСИКОЛОГИИ»
    Исполнитель: студент 1 курса 108 группы лечебного факультета
    Мащар Н.В.
    Руководитель: ст. преподаватель Швайко Е.С.
    Минск 2018

    2
    Трудно представить современную медицину без токсикологии, ее области изучающую характеристики и эффекты ядовитых веществ, их влияние на живые организмах. Человек, считающийся «отцом» этой дисциплины --
    Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм, так же известный как
    Парацельс.
    Целью работы является анализ литературных данных о жизни, творчестве и вкладе в медицину великого врача эпохи Возрождения – Парацельса, благодаря которому начали применятся химические препараты для лечения пациентов, а также химия стала важной составляющей медицины.
    Материалами для написания данной работы послужили такие источники, как пособия по истории медицины, а также пособия по истории химии зарубежных издательств. В исследовании применялся комплексный метод исследования специальной литературы, методы анализа и обобщения полученных результатов. В результате данной работы, было подтверждено что Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм внёс великий вклад в развитие медицины и методов лечения пациентов, а также внёс различную терминологию.
    Эта работа представляет собой доклад реферативного характера о трудах этого шведского ученого начала ХVI века, с подробным описанием того, какой путь он прошел от странствующего врача с никому не понятными идеями до скандально известного профессора и исследователя, который навсегда изменил вектор направления медицины как науки.

    3
    Dreams must be heeded
    and accepted. For a great
    many of them come true.
    Paracelsus, XVI в.
    Биография.
    Свойства человечества таково, что мы более ценим человека после смерти, анализируя его жизненный путь, чем в то время, когда он был рядом с нами.
    Чаще всего мы не стараемся понять его, а становимся в оппозицию его мышлению и поступкам, хотя видим много положительных результатов и неблагодарно пользуемся ими.
    Эпоха возрождения явила нам созвездие великих имен: Леонардо да Винчи,
    Микеланджело, Рафаэль, Дюрер в искусстве; Палладио, Альберти,
    Брунеллески, Делорм – в архитектуре; Шекспир, Петрарка, Сервантес,
    Боккаччо в литературе; Николай Кузанский, Лоренцо Валла, Марсио
    Фичино, Эразм Роттердамский – в философии; Джордано Бруно, Коперник,
    Галилей, Вяземский – в науке.
    В ряду этих великих людей стоит не менее великий Парацельс. Он был одним из наиболее просвещенных умов эпохи. Полное имя его, унаследованное от родителей, Филипп Ауреол Бомбаст из Гогенгейма.
    Парацельс (с греч. – “возвышенный, просветленный” так назвали позднее его последователи), родился в 1493 году близ местечка Мария-Айнзидельн, в то время деревушки в двух часах ходьбы от швейцарского города Цюриха. Его отец Вильгельм Бомбаст из Гогенгейма, был одним из потомков старинного и славного рода Бомбастов, чьей древней резиденцией был замок Гогенгейм около Штутгарта. В его родне были рыцари ордена св. Иоанна. Отец будущего Парацельса, Вильгельм, был известен как врач. О родословной матери известно мало. До замужества она была сестрой-хозяйкой в лечебнице местного аббатства. В ранней юности Парацельса обучал наукам отец, преподававший ему основы алхимии, хирургии и терапии. Парацельс всегда чтил память своего отца, отзывался о нем как о друге и наставнике.

    4
    После обучения начались его скитания, как странствующего врача. Посещал
    Германию, Испанию, Францию, Венгрию, Данию, Нидерланды, Швецию,
    Польшу и Россию. Работал и как полевой врач, и как исследователь. Попутно изучая разные магические теории, Парацельс приходит к выводам об их несоответствии реальной жизни. Эти мысли были изложены в его труде
    «Archidoxes of Magic». Не смотря на это, он был практикующим астрологом, как и многие из врачей, работающих в то время. Он даже пытался изготавливать астрологические талисманы для лечения болезней, а также талисманы для каждого знака зодиака.
    В Италии Парацельс защитил докторскую диссертацию. Позже публикуется его книга «Большая хирургия». Там его считали поклонником Платона и
    Аристотеля. Несмотря на жестокую критику со всех сторон именно в стенах университета г.Феррары прекрасной Италии окрепли Коперник из Кракова и
    Парацельс фон Гогенгейм (названный Парацельсом). Это были два выдающихся мыслителя и духовных революционера 16 века. Медицина
    Парацельса не замыкалась на биомедицине и химии. Он изучал отражение мировых процессов. Парацельс ценил любую возможность приумножения опыта.
    1525 год. К тому времени в Германии сложилась благоприятная политическая обстановка и по высокой рекомендации Парацельса пригласили на профессорскую кафедру Базельского университета, где назначили профессором физики, медицины и хирургии, положив ему высокое жалование. Для Германии это было из ряда вон выходящее событие, чтобы бродячего доктора да на профессорскую кафедру. Время было удивительное! Прогрессивные взгляды на обновление, реформы во многих отраслях жизни. Расположившись в душной таверне Парацельс общался с простым народом и помогал как мог, особо не заботясь о литературной красоте слога. Даде квартира кочевого профессора г.Базеля располагалась в одном из бедных кварталов города, где находили пристанище преступники, скрывающиеся от правосудия, паломники, дезертиры, беглые крестьяне, проститутки, цыгане, нищие, странствующие школяры. Как всегда деятельность Парацельса сопровождалась скандалами. Читать лекции студентам Парацельс продолжал даже в летние каникулы, как бы предчувствуя возможный уход от преподавания в университете. Известность
    Парацельса и популярность каждый день привлекала толпы новых студентов.
    Это вызывало зависть профессуры и кучу интриг. По историческим справкам он был человеком импульсивным. Его радикальные меры в обновлении знаний носили скандальный характер. Так в 1527 году в ночь на праздник
    «Иоанна Крестителя» Парацельс со своими студентами сжег пухлый том

    5 канона медицины написанный Авиценной, чем поверг в неописуемый ужас профессуру факультета.
    Его лекции были необычны. Он преподавал невзирая на чужие мнения, заслуживая этим аплодисменты студентов и ужасая ортодоксальных коллег, которые просто повторяли заученные мнения Галена, Гиппократа и
    Авиценны. Какие бы переживания не сыпались на голову Парацельса в то время, у него было прочное место, регулярный доход, внимательная аудитория и высококвалифицированные ассистенты. Лекции шли лавиной.
    Впечатление было будто он торопился. Содержание и ценность лекций очень ценилось – это были лекции – открытия в истории научного знания. В то же время он занимал должность главного врача города; пользуясь этим, он обратился в городской совет Базеля с предложением передать все аптеки города под его надзор и разрешить проверять, хорошо ли провизоры знают свое дело, чтобы исключить любые махинации с лекарствами. За это он навлек на себя ненависть всех аптекарей в дополнение к ненависти завистников – коллег. Приверженцы Парацельса называли его врачом
    Германии. На фоне всех этих бурных событий особенно ярко блистает его макроскопическая теория, согласно которой каждая страна производит собственное особое лекарство против болезней своего народа. Это лекарственные растения, минералы и прочие продукты природы. Особо подчеркивается, что одно и то же растение, к примеру мелисса, произрастающая в Швейцарии, обладает иными свойствами, чем та, что растет в Греции. Он во всем усматривал астрологический аспект, энергетику места произрастания, а также и качество, и состав почвы.
    В январе 1528 года Парацельс спешно покидает г.Базель. В короткой записке друзьям он с горечью пишет: «Правда влечет за собой ненависть». Но вклад
    Парацельса в области просвещения был неоспорим. А враги признавали его неоспоримый вклад в реформирование работы аптек г.Базеля, за введение профессиональной ответственности в работе.
    Парацельс активно использовал химические вещества и минералы при работе медицине. Примерно в 1526 г. появился элемент и слово «цинк», которое было придумано благодаря заостренного вида кристаллам металла после плавки и немецкого слова «zinke» («острый»). Как химик он также резко критиковал аптекарей, в рецептах которых зачастую не соблюдалась доза.

    6
    Несмотря на свой вклад в научные достижения, Парацельс вскоре получил репутацию высокомерного и чудаковатого человека. Некоторые даже утверждали, что он был пьяницей. Он возмущал своих коллег, выступая с лекциями на немецком вместо латыни, чтобы медицинские знания были более доступными для простых людей. Он выступал с нападками на обычные академические учения и публично сжигал медицинские учебники, осуждая некоторых своих предшественников, как шарлатанов и лжецов. В результате одной из таких ссор в 1530 году он даже был вынужден покинуть работу в университете и вернуться к странствиям по Центральной Европе. В период
    1540-х годов даже было запрещено печатание работ Парацельса. Однако вскоре в 1536 г. была опубликована его книга «Большая книга о хирургии», которая позволила ему вернуть славу.
    Вклад Парацельса в область медицины можно рассматривать в контексте рождения лютеранства, хотя он оставался католиком и никогда официально не был связан с реформаторскими изменениями, происходящими во время его жизни. Он был современником таких великих людей как Коперник,
    Леонардо да Винчи и Мартин Лютер. Его так же сравнивали с Лютером потому, что его идеи отличались от господствующих в то время, и потому, что Парацельс открыто выступал против существующей власти в медицине, например, публично сжигая древние книги, которые он считал шарлатанскими или неверными. Парацельс отвергал какую либо связь с
    Мартином Лютером. Сохранилось его изречение: «Пусть Лютер
    отстаивает то, что он говорит, а я буду нести ответственность за то,
    что я говорю. То, что вы желаете Лютеру, вы желаете и мне: вы хотите,
    чтобы мы горели в огне».
    24 сентября 1541 года, в номере гостиницы на набережной Зальцбурга, города в Западной Австрии, он умер в возрасте 48 лет. В настоящее время его останки находятся в гробнице небольшой городской церкви. Умирая свободным человеком с богатой жизнью, Парацельс еще раз доказал точность своего девиза: «Alterius non sit qui suus esse potest», что означает
    «Кто может принадлежать себе, тот да не будет принадлежать
    другому».
    Вклад в токсикологию.
    Парацельса называют отцом токсикологии. Есть знаменитое его изречение:
    «Dosis facit venenum» («Доза делает яд»). Таким образом, он считал, что

    7 вещества, считающиеся токсичными, безвредны в малых дозах, и, наоборот, безвредное обычно вещество может быть смертельным при чрезмерном потреблении. Вклад в психотерапию Парацельсу приписывают также предоставление первого клинического/ научного упоминания о бессознательном. В своей работе «Von ден Krankeiten» он пишет: «Таким образом, причиной болезни похотливая хорея является лишь мнение и идея, предположительно, посредством воображения, влияя на тех, кто верит в такие вещи. Это мнение и идея являются источником заболевания у детей и взрослых. У детей причиной также является воображение, основанное не на мышлении, а на восприятии, потому что они что-то видели или слышали.
    Причина заключается в следующем: зрение и слух настолько сильны, что бессознательно они имеют фантазии о том, что они видели или слышали».
    Карл Густав Юнг интенсивно изучал Парацельса. Его работа «Mysterium
    Conjunctionis» далее вывела алхимическую символику как инструмент психотерапии. Следуя пути Парацельса, Юнг первым предположил, что символический язык алхимии был выражением врожденных, но бессознательных психических процессов.
    Вклад в изучение химии.
    Ученый поддерживал концепцию четырех стихий (вода, воздух, огонь, земля), но видел их только в качестве основы для других свойств, на которой все строится. Позже, пытаясь объяснить природу медицины, Парацельс принял идею трех альтернатив, выбрав сгораемый элемент (сера), жидкий и переменный элемент (ртуть) и твердый, постоянный элемент (соль). Первое упоминание о модели появилось в его работе «Opus paramirum», датируемой примерно 1530 г. Свою теорию о 3-х элементах он демонстрировал путем сжигания дерева. Огонь был работой серы, дым – ртути, а зола была солью.
    Парацельс считал, что сера, ртуть, соль и их соединения содержали яды, способствующие всем болезням. И к ним должны существовать соответственно 3 лекарства.
    Парацельс также предположил, что материалы, которые ядовиты в больших дозах, могут быть положительными в малых дозах, он продемонстрировал это на примерах магнетизма и статического электричества, где небольшой магнит может привлечь гораздо больше металлов.
    Обобщая свои взгляды, ученый говорил: «По мнению многих, алхимия
    предназначена для изготовления золота и серебра. Но для меня, например,

    8
    это не цель; она нужна мне, чтобы только рассмотреть, что добродетель
    и сила могут заключаться в лекарствах.»
    Вклад в медицину.
    Считается, что Парацельс одним из первых использовал химические вещества и минералы в медицине. Его алхимические взгляды заключались в том, что здоровье и болезнь в организме полагались на гармонию человека
    (микрокосм) и природы (макрокосм). Его подход заключался в том, что люди должны иметь определенные остатки ископаемых в своих телах, и что в некоторых болезнях тела имелись химические средства, которые способны вылечить их. В результате этого герметичной идеи гармонии, макромир вселенной представлен в каждом человеке как микрокосм.
    Парацельс мобилизовал теорию микрокосма-макрокосма, чтобы продемонстрировать аналогию между стремлениями к спасению и здоровьем. Так как люди должны отразить влияние злых духов посредством морали, они также должны уберечься от болезней посредством хорошего здоровья. Болезни вызваны ядами, попавшими сюда из звезд. Но «яды» не обязательно являются чем-то негативным, отчасти потому, что родственные препараты взаимодействуют, и отчасти потому, что только доза определяет, ядовито ли вещество или нет. Таким образом, яды могут оказывать положительное медицинское действие. Так как во вселенной все было взаимосвязано, полезные медицинские вещества могут быть найдены в травах, минералах и различных химических комбинациях.
    Парацельс рассматривал Вселенную как один единый организм, насыщенный объединяющим живоначальным духом, а это, в своем целом, включая человека, было «Богом». Его взгляды послужили основой для его противоречий с церковью, для которой обязательно должна была быть разница между Творцом и творениями. Его работа «Die große Wundarzney» является предвестником антисептики. Это специфическое эмпирическое знание происходит из его личного опыта армейского врача. До сих пор ходят споры о том, применял ли он Laudanum, действующее вещество опиума, с которым Парацельс предположительно столкнулся в ходе визита в
    Константинополь. Если это предположение является правдой, он был первым врачом, который применил эффективный фармакологический агент против боли.

    9
    По мнению Гиппократа, болезни вызывал дисбаланс четырех гуморов: крови, мокроты, черной желчи и желтой желчи. Эти идеи получили дальнейшее развитие у Галена в наборе чрезвычайно влиятельных и стойких медицинских убеждений. Доминирующие виды лечения во времена
    Парацельса были диеты, которые помогут в «очищении от разложившихся
    соков» в сочетании с очищением желудка и кровопусканием, чтобы восстановить равновесие четырех гуморов ((лат. humor - жидкость) – согласно античным и средневековым представлениям, это некие элементарные жидкие субстанции, которые влияют на психическое и физическое функционирование организма. Эти ранние и умозрительные представления ныне рассматриваются как предшественники нейрогуморальной теории регуляции физиологических функций.). Парацельс оспаривал это мнение, считая, что болезнь была результатом того, что тело подвергается нападению внешних агентов. Он возражал против чрезмерного кровопускания, говоря, что процесс нарушает гармонию в системе, и что кровь нельзя очистить путем уменьшения ее количества. Он так же выступал за чистоту и защиту ран от инфекций, что полностью противоречило современным на тот момент взглядам медицины.
    Историки сифилитической болезни присваивают Парацельсу признание наследственного характера сифилиса. В его первой медицинской публикации, небольшой брошюре о лечении сифилиса, он написал клиническое описание сифилиса, в котором он утверждал, что его можно лечить при помощи тщательно отмеренных доз ртути. Еще одна работа
    Парацельса «О болезни горняков и других заболеваниях горняков» описывает профессиональные риски металлообработки, включая стратегии лечения и профилактики. Он также написал книгу об организме человека, противоречащую идеям Галена.
    Вывод.
    Таким образом, Парацельс- врач, естествоиспытатель и философ эпохи
    Возрождения. Один из основателей ятрохимии. Ятрохимия, устар. иатрохимия (от др.-греч. ἰατρός — врач), — рациональное направление алхимии XVI—XVII веков, стремившееся поставить химию на службу медицине и ставившее своей главной целью приготовление лекарств.
    Подверг критическому пересмотру идеи древней медицины, отвергал культ
    Галена (он даже сжег публично сочинения Галена и Авиценны).
    Способствовал внедрению химических препаратов в медицину.
    Продолжительные занятия алхимией сослужили ему службу. Ему медицина

    10 обязана введением целого ряда новых средств, как минерального, так и растительного происхождения.

    11
    Список литературы
    1. Грицак Е. Н. Популярная история медицины - М.: «Вече», 2003 2. Джуа М. История химии : перевод с итальянского – М.: Мир, 1966 –
    450 с.
    3. Ильин Б. Биография великой волшебницы – М.: Детская литература,
    1964 – 155 с.
    4. Соловьев Ю. С. История химии: Развитие химии с древнейших времен до конца XIX в. Пособие для учителей. – 2-е издание, перераб. – М.: Просвещение, 1983 – 368 с.
    5. Штрубе В. Пути развития химии: в 2-х томах. Т 1. Пер. с нем. – М.:
    Мир, 1984 – 239 с.


    написать администратору сайта