франц. Париже была предреволюционной. Ночью 18 марта 1871 г
Скачать 56 Kb.
|
20) Важным событием в истории страны была франко-прусская война 1870— 1871 гг., имевшая для Франции огромные политические и социальные последствия. Поражение французской армии под Седаном послужило одним из толчков, приведших к революции 4 сентября 1870 г. Это была четвертая буржуазная революция, в которой решающую роль играли рабочие. По требованию восставшего народа Парижа была провозглашена республика (Третья республика 1871—1899 гг.). Правящие круги Пруссии стремились продолжить войну. Охваченный патриотическим подъемом французский народ требовал всеобщего вооружения для отпора врагу. Буржуазное правительство, испуганное революционной активностью рабочего класса, вело политику национальной измены, шло на сделку с врагом. Весной 1871 г. политическая обстановка в стране резко обострилась. В марте в Париже совершилась первая в истории пролетарская революция. Было свергнуто господство буржуазии и создано правительство рабочего класса— Коммуна, просуществовавшая 72 дня. Парижская Коммуна была первой в мире диктатурой пролетариата. В сентябре 1870 г. в Париже было сформировано 215 батальонов национальной гвардии, тогда же возникла массовая политическая организация – Республиканская федерация национальной гвардии Сены. Центральный комитет национальной гвардии фактически стал зародышем новой народной власти. Обстановка в Париже была предреволюционной. Ночью 18 марта 1871 г. правительственные войска успели захватить почти всю артиллерию национальной гвардии, расположенную на высотах Монмартра. Вскоре почти вся дивизия версальцев перешла на сторону восставших рабочих. Это было одним из решающих моментов пролетарской революции. По приказу ЦК батальоны национальной гвардии заняли здания полиции, министерства, вокзал, казармы. Вечером 19 марта над зданием городской ратуши взвилось красное знамя труда. Так, в результате народного восстания возникла Парижская коммуна – первое в мире пролетарское государство, орган диктатуры рабочего класса. Она просуществовала 72 дня. 28 мая 1871 г. версальцы заняли Париж. 22 трибунала беспрерывно днем и ночью выносили обвинительные приговоры коммунарам. После гибели Коммуны Франция оказалась во власти озлобленных реакционеров и монархистов. Пока монархисты вели споры о кандидате на престол, республиканцы постепенно укрепляли свои позиции. Почти на всех частичных выборах сторонники монархии терпели поражения, что, несомненно, отражало общественное мнение. В полномочия палаты депутатов входило принятие законов и бюджета. Правительство несло ответственность перед национальным собранием. В случае вотума недоверия оно должно было немедленно уйти в отставку. В сенат входило 300 членов, из которых 75 избирались палатой депутатов пожизненно, остальные – департаментами. В законе об отношениях государственных властей от 16 июля 1875 г. были подробно записаны полномочия президента. Так, он избирался на соединенном заседании палат тайным голосованием сроком на семь лет, мог переизбираться на следующий срок. Президент имел право законодательной инициативы, являлся командующим армией, назначал и смещал чиновников, осуществлял функции главы государства. Кроме того, он мог с согласия сената распустить палату депутатов или отложить ее заседания. Акты президента нуждались в подписи соответствующего министра. Президент не мог выступить в палатах, а должен был общаться с ними через министров или посредством посланий. В 80-х годах республиканцы добились того, что президент постепенно был оттеснен от выполнения важных полномочий, а реальная власть перешла к совету министров. Традиция избирать президентом малоинициативную средних способностей личность возникла из недоверия республиканцев к крупным государственным деятелям, которые могли восстановить опостылевшую монархию. Деревня переживала затяжной аграрный кризис. Владельцы мелких земельных участков не могли применять в широких масштабах технику, использовать достижения агрономической науки. Ограниченность размеров участков земли почти исключала возможность их дробления между потомками. Прирост населения в стране был крайне низким. Финансовая буржуазия считала более выгодным помещать свои капиталы не в своей стране, а за границей. Чаще всего займы давались европейским державам. Банки постепенно стали контролировать политическую и хозяйственную жизнь страны, влиять на деятельность правительства. Через посредство банков двести самых богатых семей держали в своих руках парламент, министров, прессу, всю местную администрацию. Правящие классы страны стремились не отстать от своих английских собратьев в захвате и грабеже колоний. По размерам колониальных владений Франция уступала только Великобритании. Неоднородность рабочего класса обусловила возникновение различных политических группировок, в частности реформистской рабочей партии, которая была создана в 1880 г. Буржуазия, в свою очередь, стремилась любыми путями расколоть рабочее движение, воспрепятствовать его единству. Опытная в политических махинациях, она действовала подачками, угрозами, а иногда применением вооруженной силы. Правительство умело играть на чувствах верующих католиков и протестантов, атеистов и сектантов, поощряло шовинизм и антисемитизм. Так, по ложному обвинению в шпионаже в 1894 г. был осужден капитан А. Дрейфус, еврей по национальности. В его защиту выступил великий писатель Э. Золя, один из организаторов лагеря «дрей-фусаров». Только через 12 лет Дрейфус был полностью реабилитирован. Таким образом, третья Французская республика строилась и существовала в постоянном изменении политических и правительственных настроениях. Третья французская республика (фр. TroisièmeRépublique) — политический режим, существовавший во Франции с 4 сентября 1870 по 22 июня 1940 года. 26)
(Fourth Republic, French) Конституция Четвертой республики была принята в 1946 г. Национальное собрание при этом получило больше властных полномочий, чем могло применить на практике; президенту же отводилась главным образом протокольная роль, которая, впрочем, давала некоторую свободу действий и власть на период многочисленных правительственных кризисов (которые вскоре последовали). Партии стали организованнее, а их политические курсы более дифференцированы, чем раньше, однако две крупные антисистемные силы – коммунисты и голлисты, которых поддерживала чуть ли не половина избирателей, – ничего не делали, чтобы достичь согласия или стабильности. В течение 12 лет сменилось 25 правительств, что привело в конечном счете к переходу реальной власти в руки администрации, действовавшей в высшей степени эффективно. Четвертая республика популярностью никогда не пользовалась, но на ее счету несколько важных достижений, в частности быстрое послевоенное восстановление хозяйства и последующее "экономическое чудо" в сочетании с индикативным планированием, новыми веяниями в сфере производственных отношений и увеличением ассигнований на социальное обеспечение. В области внешней политики Франция присоединилась к НАТО, сыграла ведущую роль в создании Европейского сообщества, подготовила почву для деколонизации "черной Африки" и, наконец, (неохотно) предоставила независимость Индокитаю. Однако алжирская проблема в конце концов обнажила слабость системы. Когда общественное мнение во Франции качнулось в сторону мирной договоренности, армейские формирования, дислоцированные в Алжире, подняли мятеж (май 1958 г.), целью которого была отнюдь не ликвидация республики. Мятежники лишь хотели, чтобы Алжир оставался французским. Правительство в Париже, не обладая поддержкой и не будучи подлинно легитимным, благоразумно ушло в отставку, чем способствовало формальному введению Шарля де Голля в должность последнего премьер-министра Четвертой республики. 29) В литературе XX века основными направлениями были: абстрактный гуманизм, реализм, модернизм, пацифизм, декадентство, субъективизм и другие. Наиболее яркими представителями французской литературы в XX веке были: Пруст (1871-1922 гг.), Роллан (1866-1944 гг.), Франс (1844-1924 гг.), Моруа (1885-1967гг.), де Сент-Экзюпери (1900-1944 гг.), Базен (1911-1996 гг.) и многие другие. В изобразительном искусстве Франции XX века присутствовали следующие направления: неоимпрессионизм, сюрреализм, постмодернизм, реализм и другие. Художники XX века: Пикассо (1881-1973 гг.), Утрилло (1883-1955 гг.), Дюфи (1877-1953 гг.) и многие другие. Наиболее крупные достижения науки XX века во Франции относятся к физико-математическим наукам. Преемником Кюри в физике и химии был Ланжевен (1872-1946 гг.), Бройль (1892-1987 гг.) - один из создателей квантовой механики. Необходимо заметить, что в ХХ веке вклад французской культуры в общемировую культуру столь велик, что требует отдельного обстоятельного анализа, невозможного в рамках настоящей справки. Последняя треть XIX в. отмечена во Франции значительным развитием науки, техники, яркой художественной практикой, стабилизацией республиканского строя. В это время (его чуть иронично называли “бель эпок” — “прекрасное время”) и в философии происходит определенный сдвиг в понимании эволюционных импульсов культуры и творческого потенциала человека. Он представлен двумя фигурами — философа-интуитивиста А. Бергсона и религиозного философа, ученого-палеонтолога П. Тейяра де Шардена. Каждому из них был присущ не интроспективный подход к культуре, а взгляд на нее в ином, вселенском масштабе, попытка увидеть ее меняющееся положение среди других явлений развивающегося космоса. Анри Бергсон (1859—1941) не создавал моделей культуры. Он принимал установившийся к концу века взгляд на культуру как сложно организованную систему институтов и их связей, характеризуя ее по аналогии с живым организмом. В отличие от позитивистов, искавших выход из “антиномий” путем их рационального анализа, Бергсон усматривал мощный механизм саморегуляции общества (культуры) в таком эмоциональном проявлении, как смех. Неслучайно в поле его анализа попадает древнейший театральный жанр комедии. Она, по Бергсону, имеет четкую социальную функцию — обнажить окостенелость, механичность,потерю гибкости в институтах общества, в поведении человека и освободиться от них через смех как свободное проявление неприятия людьми подобных состояний. Мишель Фуко (1926—1984)21 показал необходимость отказа от традиционного эволюционизма при изучении истории культуры. История, по Фуко, не есть непрерывное развитие coqito или неких иных телеологических начал. Обращаясь, например, к такому культурному явлению, как знание, Фуко говорил: “...вся эта квазинепрерывность на уровне идей и тем оказывается исключительно поверхностным явлением”. На стыке XVIII-XIX вв. произошла, по его мнению, мутация; “изменился способ бытия вещей и порядка, который, распределяя их, представляет их знанию”22. Создавшийся “разрыв” в культуре позволяет увидеть “новую позитивность” археологии знания. “Проблемы, которые я ставлю, — говорил Фуко в одном из интервью, — всегда касаются локальных или особенных предметов. А как иначе?Если действительно нужно выявить что-то новое и особенное, то следует посмотреть на конкретные факты и проблемы, в которых скрыто новое”23. Руководствуясь идеями некумулятивного познания, Фуко выявляет исторические условия возможности медицины (“Рождение клиники; Археология взгляда медика”, 1963; “История безумия в классический век”, переиздание, 1972), гуманитарного знания (“Слова и вещи; Археология гуманитарных наук”, 1966), знания вообще (“Археология знания”, 1969), дисциплинарного общества (“Надзирать и наказывать”, 1975), обретения человеком себя как субъекта удовольствия и моральных запретов (“История сексуальности”; “Желание знать”, 1976; “Пользование удовольствиями”, 1976; |