литература билеты. Патриотическое звучание и нравственная проблематика Слова о полку Игореве
Скачать 65.74 Kb.
|
Билет 3Вопрос 1 Образ Чацкого и проблема ума в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». В комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума" одной из основных проблем является положение человека в обществе, который по своему воспитанию, взглядам, мировоззрению отличается от всех остальных. Уже в самом названии комедии сформулирован основной конфликт - непонимание обществом человека, который превосходит своим умом других. Горе умного человека заключается в том, что он принужден жить в обществе, где лучшие человеческие качества, такие как ум, любовь, стремление человека к творчеству, гибнут. Чацкий оказывается в таком окружении, где он не может быть понят. А его взгляды не только не ценятся, но отвергаются, и более того, преследуются. Столкновение Чацкого - человека с волевым характером, цельного в своих чувствах, борца за идею с фамусовским обществом - неизбежно. Это столкновение принимает постепенно все более ожесточенный характер, оно осложняется личной драмой Чацкого - крушением его надежд на личное счастье. На самом ли деле Чацкий - самый умный герой? А. С. Пушкин в своем письме к А. А. Бестужеву в конце января 1825 года замечает, что Чацкий "пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями и остротами...". И. А. Гончаров, наоборот, утверждает, что "Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен". Каково бы ни было мнение современников Грибоедова о Чацком, для читателя очень важно понять одно - герой комедии попал в общество, где оказался непонятым. Он одинок и страдает, на его долю в течение одного дня выпадает "мильон терзаний". Чацкий соединяет все линии противостояния в пьесе. Более того, можно сказать, что он сам становится причиной развития и движения действия в пьесе. История Чацкого - это история о том, какова судьба истины, искренности, подлинной жизни в мире обмана и лжи. В сонную тишину дома Фамусовых Чацкий врывается, как вихрь, но его бурная радость, громкий и неудержимый смех, искренняя нежность и пылкое негодование неуместны в доме, где все построено на обмане и притворстве. Поведение Чацкого вызывает непонимание, перерастающее затем в раздражение. Он очень уязвим для осуждения, для косых взглядов, не защищен привычной для фамусовского общества формулой поведения "как все". Он искренен во всем: и в радости, и в негодовании. Но при всей кажущейся последовательно положительной характеристике герой обладает некоторыми "нелепыми" чертами характера. Почти невозможно понять, почему, любя Софью, он покидает. Москву, отправляется в неизвестном направлении, и при этом от него нет никаких известий в течение трех лет. Также плохо поддается объяснению его уверенность в том, что после возвращения он найдет все оставленное без изменения: расположение к себе Софьи, симпатии и уважение со стороны Фамусова и т. п. Объяснение находим в специфике психологического рисунка героя, если лишить Чацкого этих "нелепостей", он станет похож на некоторую "положительную модель". Живым и неповторимым его делают такие черты характера, как юношеская увлеченность, легкомыслие, доверчивость, умение увлекаться. Александр Андреевич Чацкий возвращается в Москву с большой надеждой найти, с одной стороны, то же отношение к себе со стороны Софьи, а с другой стороны, надеется, что в жизни и обществе произошли существенные изменения и его новые взгляды будут восприняты, по крайней мере, с пониманием. Позиция Чацкого в отношении наиболее острых и значительных проблем определяется не столько желанием разрушить, обличить. Он возвращается в дом, который считает для себя почти родным, он хочет любить и быть любимым таким, какой он есть - веселым острословом, не всегда "удобным". Расходится Чацкий с представителями фамусовского общества в оценках гражданского долга, службы, армии, крепостничества, образования и воспитания, авторитетов прошлого, патриотизма и подражания иностранным образцам. Основное разногласие заключается в том, что Чацкий выступает против подмены действительного содержания таких понятий, как Отечество, долг, патриотизм, героизм, нравственный идеал, свободная мысль, искусство, любовь. Служба для героя - это не способ добиться чинов и положения в обществе: Служить бы рад, прислуживаться тошно Кто служит делу, а не лицам... Служить - значит приносить ощутимую пользу, что-то изменять в вековом укладе: Неслучайно он говорит Молчалину: " Когда в делах, я от веселий прячусь, \\ Когда дурачиться: дурачусь; \\ А смешивать два эти ремесла - \\ Есть тьма искусников, я не из их числа...". История Чацкого иллюстрирует этот тезис. Он порвал связь с министрами в прошлом, сейчас отвергает советы Фамусова и Молчалина. Особое отношение у героя к крепостничеству. Чацкий уверен, что, если крепостничество лишает людей свободы, оно раскалывает нацию, отрывает дворянство от "умного, бодрого народа". Чацкий выступает и против пустого подражания всему иностранному. Он видит в этом предательство. Русские перестают быть русскими, они не становятся европейцами, скорее становятся шутами: И танцы, и язык, и старину святую И величавую одежду на другую По шутовскому образцу. Сам Чацкий ратует за верность России, своей истории, языку. Неслучайно многие современники Грибоедова видели в Чацком декабриста. Монологи Чацкого отвечали той культурной ситуации, в которой создавалась комедия. Для декабристов, составлявших тогдашнее петербургское и московское общество, прямое высказывание своих взглядов было почти обязательным, своеобразным выполнением просветительского долга перед современниками. Фигура Чацкого близка автору. Именно его автор наделяет сильным словом, делает его убедительным, жизненным. Монологи, в которых он высказывает свои взгляды и убеждения, пылки и даже страстны. С гневом и болью говорит он об отсутствии таких понятий, как честь, гордость, патриотизм: И точно начал свет глупеть, Сказать вы можете вздохнувши; Как посравнить да посмотреть Век нынешний и век минувший. И далее: Прямой был век покорности и страха Все под личиною усердия царю. В каждом новом монологе или диалоге Чацкого его пыл и негодование усиливаются. Чувства Чацкого накалены ещё и потому, что он безуспешно пытается разгадать поведение Софьи, которую нежно любит, но не находит в ней прежнего чувства к себе. Может быть, из-за этого настроение Чацкого воспринимается окружающими как неадекватное: он пугает всех прямотой и резкостью своих суждений. Общество "защищается" от пугающей их правды Чацкого тем, что объявляет его сумасшедшим. (Кстати, источником этих нелепых слухов становится Софья). Общество за слух о сумасшествии Чацкого хватается, как за соломинку. Все, что нельзя понять, - ненормально. Какова же роль Чацкого? Какое место в комедии занимают монологи главного героя? "Чацкого роль - роль страдательная: оно иначе и быть не может". "Чацкий породил раскол, и если обманулся в своих личных целях, не нашел прелести встреч, живого участия, то брызнул сам на засохшую почву живой водой, увез с собой "мильон терзаний", этот терновый венец Чацких - терзаний от всего: от "ума", а ещё более от "оскорбленного чувства" - пишет о Чацком и его месте в комедии А. И. Гончаров. Проблематично в пьесе и само понятие "ум". В XVIII веке понятие "ум" раскрывалось через образованность, просвещенность, умение видеть жизнь во всех ее противоречиях. Ум противопоставлялся тупости и скотоподобию необразованных невежд. В "Горе от ума" все сложнее. В самом названии пьесы Грибоедов "зашифровывает" несколько смыслов. Горе от ума? Кто пострадавший в этой пьесе? Чацкий, чей ум становится проклятием? А может, горе тем, кто столкнулся с этим умом? Но противники Чацкого не все глупцы. Просто в понятие "ум" они вкладывают разное значение, смысл. Так Софья, сравнивая Чацкого и Молчалина, говорит: "Этакий ли ум семейство осчастливит?.." Она как бы - классифицирует эту категорию, различая житейскую хватку, практичность, то есть умение жить. С другой стороны, можно считать умным человека, который умеет приспосабливаться к "общему мнению". Развивая дальше эту тему, можно назвать умом и ловкость в обхождении. И все это будет не так уж плохо в повседневном общении. Каждый из героев комедии обладает одной из перечисленных выше характеристик. Значит ли это, что все они умны? Все многообразие вопросов, возникающих после прочтения пьесы, можно свести к одной проблеме: столкновение в сознании людей истины и лжи. Но дать однозначный ответ на это вопрос вряд ли можно. Вопрос 2 Романтический идеал Человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль». Рассказ Горького "Старуха Изергиль" - рассказ-размышление о смысле жизни. В нем Горький - романтик, влюбленный в красивых, сильных, свободных людей, создает романтический идеал человека, способного во имя людей принести себя в жертву, совершить подвиг. Рассказ состоит из трех самостоятельных частей. Первая часть - легенда о Ларре, вторая - рассказ старухи Изергиль о своей жизни, и третья часть - легенда о Данко, При этом первая и третья части -" легенды о Ларре и Данко - противоположны друг другу. В легендах предельно укрупнены возвышенные и низменные проявления души - до "огненного сердца" подлинного героя Данко и "каменного сердца" жестокого Ларры. Герои, безусловно, являются антиподами. Ларра "считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего. Всем даже страшно стало, когда поняли, на какое одиночество он обрекал себя". Отчуждение от себе подобных - вот корень трагедии и смысл наказания этого человека. Продуманно избран орел, одинокий, хищник, в отцы юноше. Ларра попытался презреть священные законы человечности, любви, единения. И потерпел поражение. В разрушении связей между людьми М. Горький видит утрату смысла жизни. Тусклой, бессмысленной становится она для тех, кто хочет замкнуться на себе. Легенде о Данко предшествуют воспоминания старухи Изергиль о прошлом. Отдельные впечатления старухи безрадостны. Ее окружали равнодушие, жадность, похоть, подлость. Сама она жила высокими чувствами, во имя любви, не боялась жертвовать собой. Лишь немногих возлюбленных сберегает в своей памяти старая женщина. С восторгом говорит она о людях с сильной волей, могучими и яркими характерами, способных к подвигу. Она вспоминает своего возлюбленного: "Он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам". Легенда о Данко обобщает долгие наблюдения женщины. Данко ведет свой народ на волю из рабской жизни. На пути возникают необычайные трудности, непреодолимые препятствия. И когда, утомленные трудным путем, люди упали духом, когда они стали упрекать Данко в неумении управлять ими, заколебались и готовы были повернуть обратно, сердце героя вспыхнуло огнем желания спасти их. Романтический герой не бежит от своего несостоятельного окружения, а отдает силы жалким, трусливым созданиям, мечтая пробудить в их душе светлые порывы. Подвиг венчается освобождением племени. Кажется, должно начаться внутреннее совершенствование спасенных. Но они жестоки: не замечают смерти Данко, а кто-то даже наступает на гордое сердце ногой. Две легенды обрамляют повествование о жизни старухи. Судьба старухи Изергиль во многом схожа с судьбами Ларры и Данко. Во-первых, она прожила "мятежную" жизнь и никогда не была " рабой ничьей". Без сомнения, осуждая индивидуализм Ларры, старуха Изергиль думает, что ее собственная жизнь и судьба стремятся скорее к полюсу Данко, воплотившему высший идеал любви к людям и самопожертвования. Люди, среди которых живет Изергиль в старости, любят ее, им нужны ее красивые рассказы: ведь в их сегодняшней жизни нет той силы и того огня, которые раньше были в людях. Теперешние люди "не живут, а все примеряются ... и кладут на это всю жизнь. И когда обворуют сами себя, истратив время, то начнут плакаться на судьбу. Что же тут - судьба? Каждый сам себе судьба", - говорит старуха Изергиль. И она, и Данко свои судьбы творили сами, и каким бы горестным ни был итог их жизни, они все-таки жили, а не "примерялись", и каждый прожил свою жизнь для людей, а это, по мнению Горького, и есть настоящий подвиг. Вопрос 3 Почему встреча Базарова с Одинцовой не привела к счастью взаимной любви? (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».) После встречи с Анной Сергеевной Одинцовой Базаров попал в плен отрицаемой им ранее романтической любви. Все, что ранее Базаров - нигилист отрицал, входит в его жизнь, заставляя героя изменить своим убеждениям. В 18 главе происходит объяснение героев. Если быть более точным, Анна Сергеевна провоцирует Базарова на объяснение. И герой со всей прямотой и резкостью говорит ей о своей любви. Тургенев пишет о чувствах Базарова как о страсти "сильной и тяжелой", "похожей на злобу". К такому повороту в отношениях Анна Сергеевна не готова. Ей был интересен Базаров, отличающийся от всех ее прежних знакомых умом, развитым мышлением, самостоятельностью, независимостью. Искренний порыв Базарова пугает изнеженную аристократку. Одинцова привыкла жить "рассудком", а не чувствами, ей стало страшно. Базаров не испугался собственного чувства, он сумел признаться в том, что любит. Если бы Анна Сергеевна приняла предложение Базарова, то ей пришлось бы менять порядок жизни, к которому она уже привыкла. Кроме этого, нельзя не отметить, что такое сильное чувство, которое зародилось в душе Базарова, требует в ответ не менее сильного чувства. К этому Анна Сергеевна не готова. За последние несколько лет она привыкла все делать только для себя и любит она только себя. Она размышляет: "Нет, бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете". Причина расставания героев заключается в бескомпромиссности Базарова и в том, что Анна Сергеевна не смогла или не захотела преодолеть свою рассудочность. |