Любовь как нравственное чувство. Курсовая работа. Любовь как нравственное чувство. Представление о любви как о нравственноэстетическом чувстве 3
Скачать 36.14 Kb.
|
ОглавлениеВведение. 1 Глава 1. Представление о любви как о нравственно-эстетическом чувстве 3 1.1. Определение любви в отечественной и зарубежной психологии 3 1. 2. Виды, формы любви. 10 Глава 2. Специфика юношеской любви 15 Заключение. 21 Список используемой литературы: 22 Введение.Если опросить людей, какие чувства, имеющиеся у них, они могут назвать самыми главными, то в первую очередь будет названо чувство любви. Понятие «любовь» - одно из немногих слов, выражающих почти абсолютную абстракцию. То, что в понятие «любовь» люди вкладывают разное значение, не вызывает сомнений. Любовь как целостное переживание складывается из разнообразных компонентов. Глубинную основу любви составляют биологические (половое влечение, инстинкт продолжения рода) и социальные (общественные связи, эстетические и нравственные переживания двух людей, стремление к интимной дружбе и пр.) компоненты. В этом заключается характерная двойственность таких отношений, объединяющих мужчину и женщину. Таким образом, осуществляется социализация инстинкта продолжения рода у человека. В психологии любовь долгое время считалась проблематикой "ненаучной". Специфичность эмоциональных явлений отрицалась, а они сводились к явлениям биологического, физиологического порядка. До сих пор психология любви и психология эмоциональных явлений остаются относительно мало разработанными отраслями психологии. Сложность исследования эмоциональных явлений связана с тем, что они знакомы каждому человеку по личному опыту и интерпретируются всеми независимо от их профессиональной принадлежности. Естественно, в случае если научная теория начинает противоречить жизненному опыту или "здравому смыслу" человека, она вызывает неудовольствие и раздражение. Личная значимость проблематики любви, интимность данного переживания требует особого подхода к проведению исследований и к работе с испытуемыми и ставит вопрос об этической допустимости исследования эмоциональных отношений. Значимость любви для самого исследователя приводит к риску превращения научного исследования в подтверждение собственных представлений о любви1. Отдельные компоненты любви могут быть внутренне присущи ей и привнесенными, то есть не имманентными. К числу первых относятся: половое влечение, симпатия, стремление к общению, выбор объекта интимных чувств, этико-эстетические отношения между мужчиной и женщиной и пр. Однако существуют и не имманентные, непостоянные элементы любви. Гамма их обычно очень широка и является результатом взаимодействия любовных чувств с другими сферами социальной жизни, связана с уровнем культуры общества. Любовь неизбежно испытывает влияние нравственной среды, в которой находится человек: мысли, чувства, идеалы, стремления, система ценностей и др. в различной степени участвуют в формировании наиболее интимной сферы жизни. Сложная структура любви имеет непосредственное отношение ко всем сферам психической жизни. Проблема сущности любви как нравственно-эстетического чувства достаточно актуальна в современном мире, так как без любви не может сформироваться моральный облик человека, не происходит нормального развития. Объект исследования: изучение любви как нравственного чувства Предмет исследования: рассмотрение развития любви как нравственного чувства в юношеском возрасте Цель исследования: выявление особенностей чувства любви как высшей нравственной ценности Задачи исследования: Ознакомиться с определениями любви в отечественной и зарубежной психологии Рассмотреть формы и виды любви Проанализировать специфику юношеской любви Методы исследования: Изучение имеющейся научной литературы по психологии. Изучение актуальных исследовательских работ по теме. Глава 1. Представление о любви как о нравственно-эстетическом чувстве1.1. Определение любви в отечественной и зарубежной психологииСложность и комплексность феномена любви, соединяющего в себе биологическое и социальное, индивидуальное и общекультурное, сознательное и неосознаваемое, отразилась в отсутствии в современной отечественной и зарубежной психологии общепризнанной концепции любви. В научных интерпретациях любовь толкуется по-разному. Горобец Т.Н. дает определение, исключая объекты, но затрагивая физиологический аспект: «Любовь — интенсивное, напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями, выражающееся в социально формируемом стремлении своими личностно значимыми чертами с максимальной полнотой быть представленным в жизнедеятельности другого человека таким образом, чтобы пробуждать у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости»2. Также автор пишет о том, что в половой доминанте люди реализуют свою сексуальную потребность, обусловленную влечением к определенному объекту3. Фромм о природе любви пишет следующее: «Любовь не создается каким-то специфическим «объектом», а является постоянно присутствующим фактором внутри самой личности, который лишь «приводится в действие» определенным объектом… это не аффект, а внутреннее родство и активное стремление к счастью, развитию и свободе объекта любви. Любовь – это готовность, которая в принципе может обратиться на кого угодно, в том числе и на нас самих. Исключительная любовь лишь к одному «объекту» внутренне противоречива… любовь к определенному «объекту» является лишь актуализацией и концентрацией постоянно присутствующей внутренней любви, которая по тем или иным причинам обратилась на данного человека»4. То есть, по мнению Фромма, любовь – нечто, что всегда присутствует в человеке; это нечто может направляться на объекты. В книге Изард сделан вывод, что невозможно дать одно-единственное определение любви. «…любовь – сложное явление, уходящее корнями как в биологическое, так и в социальное «Я» человека…Любовь является частью нашей истинно человеческой природы»5. Основополагающим фактором в эволюции любви, по мнению Изард, стало половое размножение. Сыграли роль два биологических феномена: генетическая изменчивость (обеспечивающая неповторимость отдельно взятого индивида и являющаяся свойством, необходимым для выживания группы или вида в целом) и родственный отбор (процесс, обеспечивающий передачу некоторых специфических признаков индивида через его гены и гены его родственников будущим поколениям). В ходе эволюции не раз возникали ситуации, когда самопожертвование со стороны одного индивида давало его семье и близким родственникам дополнительный шанс для выживания. Альтруистическое поведение обусловлено способностью к эмпатии а существенной частью эмпатии является эмоциональное переживание, то есть любовь6. Отто Кернберг заметил, что, «изучая природу любви, невозможно избежать связи с эротикой и сексуальностью»7. Любовь связывается с доступной, понятной и необходимой частью жизни, с «базовой» потребностью, по А. Маслоу — областью сексуальных отношений8. Маслоу определял два вида любви взрослых: дефицитарная, или Д-любовь, и бытийная, или Б-любовь. Д-любовь основана на дефицитарной потребности – это любовь, исходящая из стремления получить то, чего нам не хватает, например, самоуважение, секс или общество кого-то, с кем мы не чувствуем себя одинокими. Таким образом, это эгоистическая любовь, которая берет, а не дает. Б-любовь, наоборот, основана на осознании человеческой ценности другого, без какого-либо желания изменить или использовать его. Маслоу определял эту любовь как любовь «бытия» другого, несмотря на его несовершенства. Она не собственническая, не назойливая и в основном касается поощрения в другом человеке его позитивного представления о себе, самопринятия, чувства значимости любви – всего, что позволяет человеку расти. По Маслоу, бытийная любовь неэгоистична, бескорыстна, она ничего не требует в ответ. Сам акт любви, восприятия сущности и красоты объекта любви является своей наградой. Маслоу утверждал, что потребности принадлежности и любви редко удовлетворяются обществом. Он утверждал, что есть доказательство существенной корреляции между счастливым детством и здоровьем в зрелой жизни. С его точки зрения любовь является основной предпосылкой здорового развития человека.9 Кратохвил пишет, что признаками любви служат восхищение достоинствами партнера и пренебрежение его ошибками и недостатками, естественное единство в дарении и отдаче, желание дать любимому существу больше, чем другим, взаимная эмоциональная зависимость, стремление к духовной и телесной близости, открытости, сильное желание слиться с любимым существом в единое целое, терпимость по отношению друг к другу, нежность, терпеливость, ласковость и всепрощение. Любовь складывается из обмена приятными для человека словами и действиями, обмена, продолжающегося достаточно длительный период времени10. Берн пишет, что «Любовь – наиболее полное и наиболее благородное из всех остальных отношений; она включает в себя лучшее из всех остальных отношений: уважение, восхищение, страстность, дружбу и интимность…»11. Фромм считает, что идея, выраженная в библейской заповеди «люби ближнего твоего как самого себя» подразумевает, что любовь к собственной личности нераздельно связана с любовью к личности другого. По мнению Фромма, отношение любви к самим себе обнаруживается у тех, кто способен любить других. Идея романтической любви, согласно которой только один человек в мире может быть предметом истинной любви и что главная задача найти именно этого человека ошибочна. Неверно и то, что любовь к нему, если повезет его встретить, будет иметь результатом отказ от любви к другим. Любовь, переживаемая только к одному человеку – не любовь, а симбиотическое отношение. Любовь к одному человеку предполагает любовь к человеку как таковому. Если человек в принципе способен на продуктивную любовь, он способен и на любовь к себе; если же он может любить только других, он вообще не способен на любовь12. Самое существенное в любви, по мнению Фромма, - готовность поставить Другого выше, чем самого себя, но не примитивно, занизив свою самооценку, а глобально, на духовном уровне, на уровне сути. «Любовь — лучший способ преодоления отчуждения и разобщенности. Любовь — это активность, это помощь. Любить — это значит давать, а не брать»13. По мнению Фромма, любовь должна быть добровольным союзом с другим человеком, на основе сохранения собственной личности. Она вырастает из стремления преодолеть отдельность и ведет к единению, но не уничтожает индивидуальность. «Любовь основана на равенстве и свободе»14. Фромм рассматривает любовь как умение, чувство и волевой акт. Зрелая любовь – одна из наиболее важных человеческих эмоций, она означает единение при индивидуальных поступках. Любовь – активная сила, характеризующаяся заботой о другом человеке, открытостью, уважением и пониманием любимого. Любовь предполагает в высшей степени заинтересованное действие или отношение к другому или другим, которое всегда связано с определенной степенью самопожертвования. Об этом пишет Гете: «Всякое единение, даже любовь, связано с некоторым ущербом для личности, но оно же дает и преимущества, ради которых стоит переносить ограничение свободы»15. Большинство мыслителей, философов, психологов в качестве основного компонента любви выделяют именно готовность пожертвовать собой ради блага другого. Так, В. Франкл пишет: «Человек здесь... чтобы предоставлять себя, поступаться собой, чтобы, познавая и любя, отдавать себя». «…Любовь — это «Событие» — соприсутствие равному себе «духовному сущему»; и это возможно лишь в отдаче друг другу без остатка». «Любовь — это возможность понять сущность и необходимость другого…»16, «Любовь – это единственный способ постижения другого человеческого существа во всей глубине его личности»17. Фрейд пишет, что в социуме, который служит человеку и удовлетворяет его потребности — духовные, социальные, биологические, — только «любовь… действовала в смысле поворота от эгоизма к альтруизму». Формирование этапа перехода от нарциссизма к альтруизму описывается Фрейдом как сравнительный анализ действительного «Я» с идеальным «Я». Мотивация формирования «идеального Я» возникает благодаря критическому отношению к поведению человека родителей, воспитателей, учителей и другого окружения, составляющего общественное мнение. Любовь же к объекту возникает из неосознанного понимания недостаточного совершенства собственной персоны, поэтому другого любят «за совершенства, которых хотелось достигнуть в собственном «я» и которые хотят приобрести для удовлетворения собственного нарциссизма»18. Главным в любви по мнению Карен Хорни, является само чувство привязанности. Факторы, существенно важные для понимания любви,- надежность и верность чувства. У человека, который искренне любит других, не может быть никаких сомнений в том, что другие люди могут любить его. Не столь важно, чтобы все люди нас любили. Важно, чтобы нас любили определенные лица – о которых мы заботимся, с которыми нам приходится жить и работать, или те, на кого желательно произвести хорошее впечатление. Любят ли нас другие, посторонние - практически не имеет значения. Любовь, что бы она ни означала еще, всегда предполагает, что человек сдается, уступает любимому, а также собственным чувствам. Эмоциональная изоляция человека в современном обществе вызывает у него ярко выраженную потребность в любви и привязанности, как своего рода лекарстве. Получение любви и расположения способствует тому, что у него ослабевает чувство изолированности. Так как это соответствует жизненно важной потребности, роль любви переоценивается в нашей культуре. Любовь превращается в иллюзию, так как мы ждем от нее намного больше того, что она в состоянии дать. Человек стоит перед дилеммой: огромная потребность в любви и привязанности, с одной стороны, и трудности ее достижения – с другой. Желание любви и привязанности со стороны других имеет смысл только в том случае, если питаешь к ним сходные чувства, а также ощущаешь, что имеешь с ними нечто общее19. Итак, в философских и психологических трудах "любовь" определяется через такие понятия как "чувство", "отношение", "состояние психики", "стремление", "влечение", "эмоция", "склонность". Во всех определениях любви подчеркивается такая ее характеристика как направленность: некоторые понятия, через которые определяется любовь сами по себе предполагают наличие субъекта и объекта (например, влечение, стремление, склонность, привязанность, отношение), в ряде определений направленность подчеркивается придаточными конструкциями. Во многие определения включены факторы, обусловливающие возникновение любви: сексуальные инстинкты, половое влечение, благодарность за заботу, привычка общей жизни, взаимное расположение, симпатия, близость. В ряде определений подчеркиваются такие характеристики любви как интенсивность и устойчивость. Интересно, что рассматриваемые нами научные работы, подчеркивают разнообразие видов любви, их связь с разными уровнями потребностей: любовь как влечение, инстинктивная природа любви реализуется в половой любви; любовь как взаимное расположение отсылает к уровню социального культурного субъекта, любовь как общность идеалов связана с потребностями нравственными. В философских работах отрыв любви от потребностей вида и природного субъекта максимален. В крайнем случае, философы готовы анализировать любовь на телесно-душевном уровне (но не просто телесном). Наиболее тесно связана любовь в философских определениях с потребностями субъекта нравственного: категории "уважения", "ценности личности", индивидуально-избирательный характер любви, направленность на личность, идею. В работах психологов отмечается физиологическая обусловленность любви (связь с сексуальными потребностями), но внимание акцентируется на потребностях культурного и нравственного субъекта ("эмоционально-ценностное отношение", "представленность личностно значимыми чувствами"). Подчеркивается связь любви с потребностями субъекта и стремление человека к ответной любви. Показательно, что ни в одном определении любовь не связывается с потребностями организма или исключительно потребностями вида и природного субъекта. Определения любви даются в социальном контексте и выходят на уровень личностной детерминации любви. 1. 2. Виды, формы любви.Уже в Древней Греции была разработана типология любви: эрос — стихийная и страстная самоотдача, восторженная влюбленность; филия — любовь-дружба, приязнь одного человека к другому; сторге — привязанность, особенно семейная; агапе — жертвенная любовь, любовь к ближнему. В 70-е годы канадский психолог и социолог Джон Алан Ли описал шесть главных видов любви; в их перечень вошли почти все греческие виды20: Эрос – это восторженная влюбленность, телесная и духовная страсть, бурная тяга к обладанию любимым человеком. Это страсть больше для себя, чем для другого, в ней много я-центризма. Если учитывать наши сегодняшние знания, это как бы страсть по мужскому типу, страсть в ключе пылкого юноши или молодого мужчины; она бывает и у женщин, но гораздо реже. Агапэ – альтруистическая, духовная любовь. Она полна жертвенности и самоотречения, построена на снисхождении и прощении. Это любовь не ради себя, как эрос, а ради другого. По своему облику она похожа на материнскую любовь, полную великодушия и самоотверженности. Стóргэ – любовь-нежность, семейная любовь, полная мягкого внимания к любимому. Она росла из естественной привязанности к родным, напоминала родственные тяготения мягких юношей и девушек. Людус — гедонистическая любовь-игра, не отличающаяся глубиной чувства и сравнительно легко допускающая возможность измены; Прагма — рассудочная, легко поддающаяся контролю; любовь по расчету; Мания — иррациональная любовь-одержимость, для которой типичны неуверенность и зависимость от объекта влечения; В ходе дальнейших исследований с использованием данной модели автору удалось обнаружить, что чувственная и жертвенная любовь доставляет в любовных отношениях большее удовлетворение, чем игровой подход к любви, который к тому же чаще связан с кратковременными отношениями. Как и следовало ожидать, мания не может способствовать формированию удовлетворительных отношений, а прагматический подход обеспечивает длительные отношения. Установка на дружбу с любимым человеком не получает широкого распространения среди молодых людей. Возможно, это объясняется тем, что подобные отношения характерны скорее для людей зрелого возраста. Ещё одну классификацию (виды) любви выдвинул Роберт Стернберг21: — страстную любовь, в которой правят бал возбуждение, физическое влечение и сексуальное поведение. В страстной любви нет обязательств и нет близости (общих интересов и занятий); — романтическую любовь в которой есть интимность, близость, страсть, но нет перспективных обязательств друг перед другом; — любовь-товарищество, в которой есть близость и обязательства, но нет страсти, физического притяжения; — слепую любовь, в которой нет близости, но много страсти и много обязательств; — придуманную любовь, в которой присутствуют только обязательства, но нет ни влечения друг к другу, ни близости, совместного «события»; — симпатию, в которой только близость, но нет страсти и обязательств; — совершенную любовь, в которой гармонично сочетаются страсть, интимность и обязательства. Э. Фромм выделяет формы «зрелой» и «незрелой» любви. Выделяя зрелую и незрелую формы любви, Фромм подчеркивает, что зрелая любовь предполагает возможность быть ради Другого22. В любви, по мнению Фромма, следует различать продуктивную и непродуктивную форму. Непродуктивная любовь – любой вид мазохистского или садистского симбиоза, когда отношения строятся на зависимости одного от другого. Продуктивная любовь – форма интимной связи между двумя людьми, в которой сохраняется целостность личности каждого из них. В зависимости от объекта любви он рассматривает братскую, материнскую, эротическую, невротическую любовь, любовь к себе и любовь к Богу, а также разные формы псевдолюбви: любовь-поклонение, любовь-проекцию, сентиментальную любовь23. Р. Стернберг разработал трехкомпонентную теорию любви24. Первая составляющая любви — интимность, чувство близости, проявляемое в любовных отношениях. Любящие чувствуют себя связанными друг с другом. Близость имеет несколько проявлений: радость по поводу того, что любимый человек рядом; наличие желания сделать жизнь любимого человека лучше; желание оказать помощь в трудную минуту и надежда на то, что у любимого человека тоже имеется такое желание; обмен мыслями и чувствами; наличие общих интересов. Традиционные способы ухаживания могут помешать близости, если они состоят из одних ритуальных действий и лишены искреннего обмена чувствами. Близость может разрушаться негативными чувствами (раздражением, гневом) возникающими во время ссор по пустякам, а также страхом быть отвергнутым. Вторая составляющая любви — страсть. Она приводит к физическому влечению и к сексуальному поведению в отношениях. Хотя половые отношения здесь важны, но они не являются единственным видом потребностей. Сохраняется потребность в самоуважении, потребность получить поддержку в трудную минуту. Между интимностью и страстью соотношения не однозначные: иногда близость вызывает страсть, в других случаях страсть предшествует близости. Бывает и так, что страсть не сопровождается близостью, а близость — страстью. Важно при этом не путать влечение к противоположному полу с половым влечением. Третья составляющая любви — решение—обязательство (ответственность). Она имеет кратковременный и долговременный аспекты. Кратковременный аспект отражается в решении о том, что конкретный человек любит другого, долговременный аспект — в обязательстве сохранять эту любовь. И эта составляющая не однозначно соотносится с двумя предыдущими. Чтобы продемонстрировать возможные комбинации, Р. Стернберг разработал систематику любовных отношений (табл. 1). Таблица 1 - Систематика видов любви Р. Стернберга
«+» компонент присутствует, «-» компонент отсутствует Эти виды любви представляют собой предельные случаи. Большинство реальных любовных отношений попадает в промежутки между этими категориями, поскольку разные компоненты любви континуальны, а не дискретны. Большинство вступающих в брачные отношения полагают, что они руководствуются совершенной любовью. Однако нередки случаи, когда за таковую принимают слепое увлечение. Чаще всего бывает, что страсть в ходе супружеской жизни умирает, а ее место занимает любовь-товарищество. Таким образом, в данной главе были проанализированы определения любви, представленные в работах и исследованиях зарубежных и отечественных авторов. В западной психологии любовь рассматривается преимущественно как субъективное отношение одного человека к другому. В отечественной психологии любовь рассматривается также и через призму взаимоотношений людей, влияния социальной среды, этики и мировоззрения данного общества. Также мы выяснили, что в психологии существуют разные виды любви. Джон Алан Ли выделяет шесть видов любви, в основе которых лежат греческие представления. Фромм в своих работах говорит об особенностях зрелой и не зрелой любви. А также мы рассмотрели и проанализировали систематику любовных отношений, выделенную Р. Стернбергом. Глава 2. Специфика юношеской любвиЮношеская любовь идеализирована, в ней много мечтательности и фантазирования, хотя именно в это время происходит большая дифференциация половой любви от других видов эмоциональных отношений, формируется индивидуально своеобразное личностно значимое представление о любви, вместе с тем несущее в себе черты общечеловеческих представлений, обнаруживается стремление к осмыслению сущности внутреннего содержания любви. Эмоциональное содержание юношеской любви носит сложный, амбивалентный характер: превознесение чувства сменяется отказом от него, поэтому эти новые переживания одновременно драматичны и романтичны. Юношеская любовь выражает желание эмоционального контакта, понимания, душевной близости и характеризуется антиномичностью, что выражается в стремлении к общению с предметом любви и одновременно - склонности к избеганию, уединению. Динамический аспект юношеской любви представлен непродолжительностью и формированием по механизму запечатления (любовь с первого взгляда). С. В. Несына25, изучая психологическое содержание и динамику романтической любви в ранней юности, полагает, что романтическая любовь является субъективно-личностным, интрапсихологическим отношением, в структуре которого своеобразно представлены эмоциональный, познавательный и поведенческий компоненты. Эмоциональный и познавательный компоненты содержат переживание и понимание ценности, необходимости, уникальности и неповторимости Другого. Романтическая любовь в ранней юности существует в идеальном плане, внутреннее богатство которого не реализуется в реальном поведении. Настоящие отношения с противоположным полом носят в этот период «пробный» характер. Любовь входит в число наиболее важных жизненных планов ранней юности (помимо образовательных, профессиональных, семейных и др.). Переживание романтической любви наполняет внутреннюю жизнь богатством переживаний, становится предметом осмысления, способствует изменениям смысловой сферы личности, находит свое отражение в создаваемой в этом возрасте «концепции собственного будущего». Динамика романтической любви в ранней юности отличается увеличением эмоциональных переживаний положительной модальности, углублением представлений о любви как субъективно-личностном явлении, возрастанием интенсивности межличностных отношений с противоположным полом. Установлено, что переживание романтической любви в ранней юности выступает важным фактором личностного развития и позитивно влияет на процесс личностного развития. Существуют гендерные различия в психологическом содержании романтической любви в ранней юности. У девушек романтическая любовь как субъективно-личностное отношение чаще реализуется в интерпсихологическом плане - во взаимоотношениях с противоположным полом. Романтическая любовь юношей - более сложное и конфликтное интрапсихологическое отношение, которое реже реализуется в общении с противоположным полом, но характеризуется более выраженной чувственной стороной. Выделяются три этапа в развитии любви к противоположному полу в юношеском возрасте: - формирование готовности к переживанию романтической любви, центральным моментом которой выступает высокая побудительная сила любви в старшем подростковом возрасте; - романтическая любовь, когда происходит интенсивное развитие интрапсихологического содержания любви в «идеальном плане» (ранняя юность); - развитие «любовно-романтического поведения»; - интрапсихологическое содержание любви реализуется в интерпсихологическом плане (поздняя юность).26 Можно выделить следующие формы любви в ранней юности: Первая форма условно может быть названа «сокрытие»: многие юноши и девушки скрывают свое отношение от других, часто юношеская любовь является неразделенной: предмет любви о ней не догадывается. Вторая и третья формы любви связаны с общением с любимым человеком. Отношения с представителями противоположного пола с целью установить партнерские отношения в духе дружбы и любви наиболее часто наблюдаются в 14 - 16 лет, при этом ведущую роль играет психологическая сторона отношений: «страстная дружба», «дружба с переживаниями», причем, близкие дружеские отношения с противоположным полом у девушек завязываются раньше, чем у юношей. Третью форму юношеской любви условно можно назвать «символической»: отношения имеют форму свиданий. Наряду с подлинными взаимоотношениями в отношениях девушек и юношей много надуманного, отношения с противоположным полом представляют определенные социальные символы, знаки повзросления. В процессе формирования взаимоотношений, основанных на чувствах, партнеры обязательно проходят стадию диадической замкнутости. В исследовании В. И. Слепковой выявлено, что любовь в ранней юности имеет половую специфику. Для юношей составляющими любви являются: понимание, эмоциональное притяжение и референтность партнера; чувство любви формируется при наличии субъективной адекватности восприятия личности любимой, умении интерпретировать ее мысли, настроения, прогнозировать поведение, чувствовать внутреннее состояние, не менее важны эмоциональная привлекательность, привязанность, ощущение психотерапевтического эффекта при общении с ней. Для девушек, любовь - прежде всего, эмоциональное отношение, включающее притяжение партнера, стремление быть рядом с ним, получать удовольствие от интимного общения с ним; для девушек менее значимы уважение и понимание по отношению к любимому; это является отражением особой значимости, престижности романтических отношений. В динамическом аспекте юношеская любовь характеризуется следующими особенностями: непродолжительность и формирование по механизму запечатления (любовь с первого взгляда), когда конечная цель чувства еще не осознается и остается в отдаленной перспективе, вследствие чего юношеская любовь становится сходной с гипнозом. Различается два вида любви в ранней юности по характеру протекания: влюбленность и дружба - любовь. Влюбленность как «острое» и «напряженное» переживание носит «скоропреходящий» характер: оно не является устойчивым, легко переходит с одного объекта на другой. Любовь - дружба носит спокойный характер и отличается большой устойчивостью. Именно в отношениях любви отчетливо осознается направленность на другого, происходит ускорение процесса принятия альтруистических ценностей. С другой стороны, для юношей и девушек характерна центрированность на самом переживании любви в большей степени, чем на объекте любви. В исследованиях Т. В. Снегиревой показано, что благодаря формированию психологической близости с человеком противоположного пола, происходит отторжение детского «Я»27. Важную роль в любовных отношениях играют представления о том, каким должен быть любимый человек, которые служат как бы эталоном выбора и критерием его оценки. В социальной психологии по этому поводу имеются три гипотезы. Согласно первой гипотезе, идеальный образ любимого предшествует выбору реального объекта, побуждая личность искать того, кто бы максимально соответствовал этому образу. Большинство людей действительно имеют какой-то воображаемый, идеальный образ любимого, с которым они сравнивают своих избранников. Идеальный образ любимого, особенно у молодых, неопытных людей, большей частью весьма расплывчат и содержит много нереальных, завышенных или несущественных требований, тогда как некоторые очень важные качества сплошь и рядом не осознаются, их значение проясняется лишь в практическом опыте брака. Вторая гипотеза выводит «романтические ценности» из бессознательной идеализации предмета любви, которому приписываются желательные черты, независимо от того, какой он на самом деле. По мнению Фрейда, напряженность любовных переживаний объясняется главным образом переоценкой объекта влечения, обусловленной его недоступностью. Согласно теории идеализации, страстная любовь по самой сути своей противоположна рациональному, объективному видению. Недаром любовь издревле называли слепой. Психологические исследования подтверждают, что влюбленные часто идеализируют друг друга, особенно в начале романа, причем женщины склонны к этому больше, чем мужчины. Третья гипотеза, в противоположность первой, утверждает, что не идеальные образы определяют выбор любимого, а, наоборот, свойства реального, уже выбранного объекта обусловливают содержание идеала, по пословице. Видимо, и здесь есть доля истины. Не случайно высокое совпадение черт идеальных и реальных возлюбленных одни авторы интерпретируют в духе первой, а другие — в духе третьей гипотезы. По всей вероятности, все три гипотезы имеют под собой известные основания. В одних случаях «предмет» любви выбирается в соответствии с ранее сложившимся образом, в других — имеет место идеализация, в третьих — идеал формируется или трансформируется в зависимости от свойств реального объекта. Но каково соотношение этих моментов и как они сочетаются у разных людей и в разных обстоятельствах — наука сказать не может.28 Таким образом, мы выяснили, что зачастую юношеская мечта о любви выражает, прежде всего, жажду эмоционального контакта, понимания, душевной близости. Потребность в самораскрытии и интимной человеческой близости и чувственно-эротические желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разные объекты. Заключение.Таким образом, в ходе работы были выявлены особенности чувства любви как высшей нравственной ценности. Рассмотрены определения любви в научных работах зарубежных и отечественных психологов и философов. Рассмотрены и проанализированы различные формы и виды любви. Также мы изучили специфику и особенности юношеской любви. Выяснилось, что в ранней юности углубляются и приобретают особую остроту избирательные формы отношений, появляется любовь, имеющая ряд особенных характеристик и являющаяся уникальным событием в жизни человека. Эмоциональные переживания взаимоотношений в юношеском возрасте носят яркую эмоциональную окраску и редко забываются во взрослой жизни. Юношеская мечта о любви выражает жажду эмоционального контакта, душевной близости. Впервые появляется потребность в самораскрытии, чувственно-эротические желания. В юношеском возрасте формируется морально-психологическая готовность к семейной жизни. Таким образом, понятие «любовь» репрезентирует для большинства людей определенную психологическую реальность, а опыт любви и любовных отношений выступает необходимым условием личностного развития, так как высокий уровень принятия себя обеспечивает саму возможность любви. Можно сделать вывод, что сущностью любви является субъективно-личностное отношение к другому человеку, проявляющееся во взаимоотношениях с ним; любовь как отношение может рассматриваться в контексте эмоционального, познавательного, поведенческого содержания. Список используемой литературы:Берн Э. «Секс в человеческой любви», М., 1998. С. 220 Гете И. Собр. соч.: В 10 т. Т. 1. С. 511 Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. - 174с. Горобец, Т.Н. Любовь – духовная потребность в реализации жизненной стратегии //Мир психологии, 2006, №1. -С. 230-241. Изард К.Э. Психология эмоций / Перев. с англ. – СПб: Издательство «Питер», 1999. – с. 303 Ильин Е. П. Психология любви. – СПб: Питер (Серия «Мастера психологии»), 2013 г. – с. 336 Ильин Е. П. Эмоции и чувства. — СПб: Питер, 2001. — с. 313 Кернберг О.Ф. Отношения любви: норма и патология/Пер. с англ. М.Н. Георгиевой. — М.: Независимая фирма “Класс”, 2000. – с.134 Коваль Н. А. Психология семьи и семейной дезадаптивности: Учеб. пособие / Н. А. Коваль, Е. А. Калинина ; Федеральное агентство по образованию, Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2007. 351 с. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989. – с. 202-206 Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. – М.: Медицина, 1991 г. – с. 182 Маслоу, А Психология бытия / А. Маслоу.- М., 2001. - с. 230 Несына С. В. Психологический анализ романтической любви в ранней юности / Вектор науки ТГУ. 3(6), 2011 г. – с. 224-226 Розенова М.И. Опыт психологического исследования представлений о любви на уровне обыденного сознания людей // Мир психологии. 2006 №1.- С. 241-254 Рюриков Ю. Б. Три влечения: Любовь, ее вчера, сегодня, завтра. — Минск, 1986. – С. 16 Снегирева Т. В. Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте // Вопросы психологии. - 1989. — № 2. — С. 27—35. Франкл В.Э. Доктор и душа.- СПб.: «Ювента».- 1997.- с. 200 Франкл, В. Психотерапия на практике / В. Франкл.- СПб.: Речь, 2001.- С. 320 Фрейд, З. Психоаналитические этюды/З. Фрейд. - Минск, 1996. - С. 303 Фромм Э. Бегство от свободы / общ.ред. П.С. Гуревича; пер с англ Г.Ф. Швейника.- М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006.- 3-е изд.- с. 360 Фромм Э. Искусство любить / Эрих Фромм; [пер. с англ. А. В. Александровой]. – Москва: Издательство АСТ, 2019. – с. 200 Фромм Э. Человек для самого себя//Фромм Э. Психоанализ и этика. - М., 1993. Гл.4 Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. /Пер с англ. В.В. Старовойтова; Предисловие П.С. Гуревича.- М.: Айрис-пресс, 2004.- с. 266 Шнейдер Л. Б. Основы семейной психологии: Учеб. пособие. – М.: Издательство московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК». – 2005. – 928 с. 1 Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. - с. 90 2 Горобец, Т.Н. Любовь – духовная потребность в реализации жизненной стратегии //Мир психологии, 2006, №1. -С. 230-241. 3 Там же. 4 Фромм Э. Бегство от свободы / общ.ред. П.С. Гуревича; пер с англ Г.Ф. Швейника.- М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006.- 3-е изд.- с. 103 5 Изард К.Э. Психология эмоций / Перев. с англ. – СПб: Издательство «Питер», 1999. – с.37 6 Там же, с.38 7 Кернберг О.Ф. Отношения любви: норма и патология/Пер. с англ. М.Н. Георгиевой. — М.: Независимая фирма “Класс”, 2000. – с.134 8 Маслоу, А Психология бытия / А. Маслоу.- М., 2001. - с. 24 9 Шнейдер Л. Б. Основы семейной психологии: Учеб. пособие. – М.: Издательство московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК». – 2005. – 928 с. 10 Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. – М.: Медицина, 1991 г. – с. 182 11 Берн Э. «Секс в человеческой любви», М., 1998. С. 20 12 Фромм Э. Человек для самого себя//Фромм Э. Психоанализ и этика. - М., 1993. Гл.4 13 Фромм Э. Бегство от свободы / общ.ред. П.С. Гуревича; пер с англ Г.Ф. Швейника.- М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006.- 3-е изд.- с. 103 14 Там же, с. 125 15 Гете И. Собр. соч.: В 10 т. Т. 1. С. 511 16Франкл, В. Психотерапия на практике / В. Франкл.- СПб.: Речь, 2001.- С. 100 17Франкл В.Э. Доктор и душа.- СПб.: «Ювента».- 1997.- с. 200 18 Фрейд, З. Психоаналитические этюды/З. Фрейд. - Минск, 1996. - С. 303 19 Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. /Пер с англ. В.В. Старовойтова; Предисловие П.С. Гуревича.- М.: Айрис-пресс, 2004.- с. 266 20 Рюриков Ю. Б. Три влечения: Любовь, ее вчера, сегодня, завтра. — Минск, 1986. – С. 16 21 Розенова М.И. Опыт психологического исследования представлений о любви на уровне обыденного сознания людей // Мир психологии. 2006 №1.- С. 241-254 22 Фромм Э. Искусство любить / Эрих Фромм; [пер. с англ. А. В. Александровой]. – Москва: Издательство АСТ, 2019. – с. 150 23 Фромм Э. Человек для самого себя//Фромм Э. Психоанализ и этика. - М., 1993. Гл.4 24 Ильин Е. П. Эмоции и чувства. — СПб: Питер, 2001. — с. 313 (Sternberg R.J., Barnes М. L. The Psychology of Love. New Haven. — London: Yale University Press, 1988) 25 Несына С. В. Романтическая любовь в ранней юности как психологическое явление: Дис. ... канд. психол. наук. Тамбов, 2004. 26 Коваль Н. А. Психология семьи и семейной дезадаптивности : Учеб. пособие; Федеральное агентство по образованию, Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. Тамбов : Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2007. с. 85-87 27 Т. В. Снегирева. Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте // Вопросы психологии. - 1989. — № 2. — С.27—35. 28 Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989. – с. 202-206 |