Главная страница
Навигация по странице:

  • Введение Византи́йская импе́рия

  • 1. Медицина и врачевание в Византийской империи 1.1. Развитие медицинских знаний

  • 1.2. Больничное дело в Византии

  • 2. Павел Эгинский – выдающийся хирург своего времени. 2.1. Византийские врачи. Жизнь самого известного врача Византии

  • Павел Эгинский (625-690)

  • 2.2. Павел Эгинский и его заслуги в медицине

  • 3.Образование в Византийской империи 3.1. Образование и воспитание в Византии

  • Магнаврская высшая школа

  • В середине 9 века в Византии впервые возникла высшая школа

  • Выводы Византия

  • реферат по истории медицины. Реферат по истории медицины. Павел Эгинский выдающийся хирург своего времени. Образование в Византийской империи


    Скачать 116 Kb.
    НазваниеПавел Эгинский выдающийся хирург своего времени. Образование в Византийской империи
    Анкорреферат по истории медицины
    Дата17.05.2021
    Размер116 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаРеферат по истории медицины.doc
    ТипРеферат
    #206067

    Министерство здравоохранения ЛНР

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
    «ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ ЛУКИ»

    Кафедра социальной медицины и экономики здравоохранения

    РЕФЕРАТ

    по дисциплине «История медицины»

    на тему: «Павел Эгинский – выдающийся хирург своего времени. Образование в Византийской империи»

    Выполнила: студентка 1 курса

    20-А группы

    Стоматологического факультета

    Скрипник Ю.А.

    Проверил: Сафонова Анна

    Александровна

    Луганск- 2020

    Содержание

    Введение……………………………………………………………………………3

    1. Медицина и врачевание в Византийской империи……………………………4

    1.1. Развитие медицинских знаний………………………………………………...4

    1.2. Больничное дело в Византии…………………………………………………..5

    2. Павел Эгинский – выдающийся хирург своего времени……………………….7

    2.1. Византийские врачи. Жизнь самого известного врача Византии……………7

    2.2. Павел Эгинский и его заслуги в медицине……………………………………9

    3.Образование в Византийской империи…………………………………………13

    3.1. Образование и воспитание в Византии………………………………………13

    3.2.Образование и медицина в Византийской империи…………………………15

    Выводы………………………………………………………………………...……16

    Литература…………………………………………………………………………..17

    Введение

    Византи́йская импе́рия, Византи́я, Восточная Римская империя (395[3]—1453) — государство, оформившееся в 395 г. вследствие окончательного раздела Римской империи после смерти императора Феодосия I на западную и восточную части. Менее, чем через восемьдесят лет после раздела, Западная Римская империя прекратила свое существование, оставив Византию исторической, культурной и цивилизационной преемницей Древнего Рима на протяжении почти десяти столетий истории поздней Античности и Средневековья.

    В Византии медицина и хирургия получили довольно большое развитие, так как была основана на достижениях античной цивилизации. После падения Римской империи именно Византия стала наследницей культуры и медицины Древнего мира. В эпоху раннего средневековья важную роль сыграло христианство,которое стало в 4 веке н.э. господствующей религией. Византия сохранила древнюю культуру античного мира и передавала ее другим народам, содействуя возрождению культуры в Западной Европе, сохранила среди других культурных достижений древнегреческую и римскую медицину.

    В период раннего феодализма Византия и народы Востока достигли более значительного развития материальной и духовной культуры, чем народы Западной Европы. Особенности кризиса рабовладельческого строя и перехода к феодализму в Восточной Римской империи привели к тому, что здесь не только уцелели старые центры античной науки — Афины, Александрия, Бейрут, Газа, но возникли и новые, например Константинополь. Научное творчество здесь не замирало в V—VII веках, как это было в то время на Западе.

    В середине IX века в Византии возникла высшая школа, где наряду с философией, математикой, астрономией, филологией, преподавалась также и медицина. Подготовка врачей, до того носившая индивидуально ремесленный характер, в Византии стала задачей научно-учебного учреждения, причем обучение медицине было тесно связано с обучением другим наукам.

    1. Медицина и врачевание в Византийской империи

    1.1. Развитие медицинских знаний

    Главным источником и основой медицинских знаний в Византийской империи были «Гиппократов сборник» и сочинения Галена, извлечения из которых служили базисом для компиляций, соответствующих духу христианства. Поиск естественно-научного объяснения природы болезни приостановился, и на первый план вышло изучение практических приемов лечения, выработанных в предшествующие столетия.

    Будучи практиками, византийские врачи описывали и свои собственные наблюдения, нередко уточняющие описания отдельных ргхтений и их лечебные свойства. Интерес к лекарственным растениям в империи был настолько велик, что ботаника постепенно превратилась в практическую область медицины, занимающуюся почти исключительно целебными свойствами растений.

    Основными источниками знаний о растительном мире были труды «отца ботаники» Феофраста . (Theophrastus, 372—287 гг. до н. э.) и римского врача (грека по. происхождению) Диос-корида. Его сочинение «О врачебной, материи» на протяжении почти шестнадцати столетий было непревзойденным учебником, по. лекарственному врачеванию.

    Со временем приготовлением лекарств стали интересоваться и ремесленники-химики. В период средневековья химии как науки еще не существовало: шло количественное и качественное накопление сведений практического характера, составлялись специальные руководства по производству разнообразных веществ, главным образом красителей и лекарств.

    Накоплению определенных химических знаний способствовала и алхимия, возникшая в первые века нашей эры и достигшая наибольшего рцзви-тия в средние века. Алхимики верили в трансмутацию металлов и возможность получения химическим путем золота, серебра и драгоценных камней, занимались поисками философского камня и эликсира долголетия, который бы (как они полагали) избавил человека от болезней и обеспечил бы долгую жизнь (и даже бессмертие). .

    Несмотря на то, что исходная посылка алхимиков была ложной, их практика способствовала расширению знаний о химико-технических процессах и методах их изучения.

    Первыми христианскими врачами считались братья-близнецы Косьма и Дамиан. Во времена Диоклетиана (284—305) они были преданы мученической смерти, ^последствии произведены в сан святых и почитаются в христианском мире как покровители врачей и аптекарей.

    Бурная эпоха IV—VII вв. оставила гораздо больше письменных медицинских источников, чем вся последующая история Византии . Это был период создания многотомных энциклопедических сводов, обобщающих наследие древних и опыт византийских врачей. Черпая свои знания из трактатов выдающихся ученых древности, византийские медики спасли их от забвения и передали последующим поколениям.

    Одним из самых выдающихся врачевателей Византии был Орибасий из Пер-гама (греч. Oreibasios, лат. Oribasius, 325—403), грек по происхождению. Медицину он изучал в Александрии, .которая в то время сохраняла славу крупнейшего медицинского центра Средиземноморья.. Его учителем был знаменитый в то время.врач Зенон с о. Кипр.

    1.2. Больничное дело в Византии

    С историей Византии тесно связано возникновение и развитие монастырских больниц и больничного дела. Корни его уходят в начало IV века, когда на территории Египта зародилось пустынножительство — первая форма монашества. Его основатель Антоний Великий, выражая протест против несправедливостей человеческого мира, роздал свое имущество, ушел в пустыню и стал примером для многочисленных подражателей. Первые пустынножители (анахореты) бродили отшельниками по одиночке. Потом трудности жизни заставили монахов-пустынников объединиться. Так возникли монастыри. Первый «общежитейский монастырь» ' (киновия) был основан в Египте в 320 г. Впоследствии монастыри стали появляться в Палестине, Сирии и других областях Византийской империи.

    Сo временем первоначальное содержание монашества — уход от жизни — расширилось: монахи начали принимать участие в общественных заботах. Постепенно монастыри стали местом, где вдали от мирских забот монахи (среди прочих дел) читали, переписывали и писали книги. Деловая организация и дисциплина монастырей позволили им в трудные годы войн и эпидемий оставаться цитаделью порядка и принимать под свою крышу стариков и детей, раненых и больных. Так возникли первые ксено-дохии (т. е. монастырские приюты для увечных И больных путников) — прообразы будущих монастырских больниц. Василий Великий закрепил это в составленном им Уставе киновитских общин, который сохранял свое значение во все века православного монашества, в том . числе и на Руси.

    Монастыри производили также жесткий отбор того минимума церковной и светской литературы, которую с позиций церкви нужно было сохранить, переписать и прокомментировать. Результаты этого отбора определили будущие судьбы средневековой учености, впоследствии неразрывно соединившей себя со схоластикой. Медицина того времени под влиянием религии не принимала радикальных методов лечения, что несомненно отразилось на развитии, в первую очередь, хирургии. Но такое негативное влияние (запрет на развитие хирургии) было только на первых порах. Начиная с 4 века н.э начинает расти количество христианских монастырей. Монастыри становились центром науки, в том числе и медицины. Именно в Византии работал ряд известных всему миру врачей-энциклопедистов, которые также повлияли и на развитие хирургии.

    По сравнению с латинским Западом больничное дело в Византии стояло на более высоком уровне. Первая большая христианская больница была Построена в Кесарии в 370 г. Василием Великим. Она походила на маленький город и имела столько зданий, сколько типов болезней тогда различали. Была там и колония для прокаженных— прообраз будущих европейских лепрозориев.

    В Византийской империи больницы были распространены повсеместно. Так, на территории Западной Армении в Севастии уже в IV веке славилась больница для бедных, иноземцев, калек и немощных.

    О высокой организации больничного дела в Византии свидетельствует описание одной из больниц в Константинополе, основанной Иоанном II при монастыре Пантократора в XII веке. В ней было пять отделений, включая отделение женских болезней. Общее число мест достигало 50. Больница имела постоянный штат врачей-специалистов (хирургов, повитух) и их помощников, которые работали в две смены, чередовавшиеся через месяц. В каждом отделении было по два врача, которые принимали и приходящих больных. Врачи получали жалованье деньгами и продуктами, пользовались бесплатным жильем и монастырскими лошадьми, но не имели права частной практики без специального разрешения императора. При больнице работала школа для обучения врачебному искусству.

    Византийские медики старались придерживаться в своей практике разработанных Гиппократом и Галеном теорий о наличии в живых организмах четырех элементов (сухого, влажного, холодного и горячего) и четырех жидкостей (крови, слизи, черной и желтой желчи). Следуя гуморальному учению, они считали, что причиной болезней является ненормальное смешение жидких сред в организме, а утрата одной из них ведет к смерти. Их медицинские трактаты, посвященные вопросам кровопускания, диагностике болезней по крови и моче, диетическим наставлениям, представляют собой соединение высказываний древних авторитетов с личным опытом.

    Византийские врачи, вошедшие в историю: Орибазий из Пергама (жил в 4 веке н.э), Леонид из Александрии (3 век н.э), Антилл (4 век). Широко использовалось прижигание (например при выпадении прямой кишки, при кровотечениях), проводились ампутации конечностей, трепанация черепа. При асфиксии (удушье) врачи Византии применяли трахеотомию. Есть данные о применении врачевателями того времени методов перевязки артерий, удаление камней мочевого пузыря (посредством рассечения брюшной стенки над пузырем). Самым известным врачом Византии, внесшим наибольший вклад в хирургию, был Павел Эгинский (7 век н.э.). 

    2. Павел Эгинский – выдающийся хирург своего времени.

    2.1. Византийские врачи. Жизнь самого известного врача Византии

    В Византии жили и работали в то время врачи-ученые; все они были энциклопедистами, и, кроме занятий врачебной практикой, собирали и систематизировали богатое наследие античной медицины; описывали они и свои собственные наблюдения. Благодаря этому были спасены от забвения сочинения выдающихся ученых древности и их опыт смогли унаследовать последующие поколения.

    Главным источником и основой медицинских знаний в Византийской империи были «Гиппократов сборник» и сочинения Галена, извлечения из которых служили базисом для компиляций, соответствующих духу христианства. Будучи практиками, византийские врачи описывали и свои собственные наблюдения, нередко уточняющие описания отдельных растений и их лечебные свойства. Описания лечебных свойств отдельных растений, данные врачами древности, уточнялись византийскими учёными при своих собственных наблюдениях в области практического использования лекарств растительного происхождения. Огромный интерес к лекарственным растениям позволил ботанике превратиться в практическую область медицины, занимающуюся лишь изучением целебных свойств растений. Основными источниками знаний о растительном мире были труды грека Теофраста (372-287 до н.э.) и римского военного врача Диоскорида (ок. 40-90), грека по происхождению. Его труд «О врачебной материи» («Dematerialmedica») на протяжении шестнадцати столетий неоднократно переписывался, в него добавлялись иллюстрации, а также комментарии из арабских и индийских источников, посвящённых ботанике. Многие из названий растений, которые используются сегодня, были даны Диоскоридом.

    Одним из самых выдающихся вралей Византии был Орибасий из Пергама (греч. Oreibasios, лат. Oribasius, 325—403), грек по происхождению. Медицину он изучал в Александрии, которая в то время сохраняла славу крупнейшего медицинского центра Средиземноморья. Его учителем был знаменитый в то время врач Зенон с о.Кипр. По предложению императора Юлиана Отступника, Орибасий составил свой основной энциклопедический труд «Collecta medicinalia» («Врачебное собрание») в 72 книгах, из которых до нас дошли лишь 27. В нем он обобщил и систематизировал врачебное наследие от Гиппократа до Галена, включая труды Геродота, Диоскорида, Диокла и других античных авторов. О многих сочинениях мы знаем лишь то, что успел сообщить Орибасий. По просьбе своего сына Евстафия, который изучал медицину, Орибасий составил сокращенный вариант своего обширного свода, так называемый «Synopsis» («Обозрение») в 9 книгах, который стал пособием для изучающих врачебные науки. Еще более кратким извлечением из «Синопсиса» явилась другая известная работа Орибасия«Euporista» («Общедоступные лекарства»). Она предназначалась для людей, не имевших врачебного образования и занимавшихся приготовлением лекарств в домашних условиях. Оба труда в V в. были переведены на латинский язык и дошли до нас в полном объеме. За свои научные взгляды и приверженность античным традициям Орибасий подвергался гонениям со стороны церкви и после гибели Юлиана (в персидском походе в 363 г.) был временно изгнан из Константинополя.

    После Орибасия в Византии было несколько выдающихся энциклопедистов-медиков. Среди нихАэций из Амиды (грея. Aecios, лат. Aetius Amidenus, 502—572), который считается первым византийским врачом-христианином. Он также учился в Александрии, затем служил начальником императорской свиты и врачом при дворе Юстиниана. Основное сочинение Аэция — руководство по медицине «Tetrabiblos»(«Четверокнижие») в 16 книгах является компиляцией трудов Орибасия, Галена, Сорана и других авторов, а также содержит рецепты египетской и эфиопской медицины, охватывая, таким образом, почти всю практическую медицину региона Средиземноморья того времени.

    Известным современником Аэция был Александр из Тралл (лат. Alexander Trallianus, ок. 525—605) — сын врача и брат архитектора Анфимия, строителя храма св. Софии в Константинополе. 12-томный труд Александра о внутренних болезнях и их лечении пользовался популярностью на протяжении всего средневековья. Он был переведен на латинский («Libri duodecim de re medica»), сирийский, арабский и еврейский языки и был широко известен как на Западе, так и на Востоке, где Александра при жизни называли «Целителем».

    Самым известным врачом Византии, который внес наибольший вклад в хирургию, был Павел Эгинский (625-690)византийский врач первой половины VII в. Родился на о. Эгина во второй половине VI в., умер после 642 г. Большую часть своей жизни Павел провел в Александрии, где продолжал преподавать медицину и после захвата города арабами в 642 г. Здесь Павел, закончив обучение в знаменитой медицинской школе, стал ее преподавателем. Здесь же развернулась его научная и практическая деятельность. Арабская научная традиция приписывает Павлу 3 сочинения: по гинекологии, токсикологии и медицине. Из них сохранилось лишь «Краткое изложение медицины» в 7 книгах, своеобразная медицинская энциклопедия своего времени. Павел Эгинский стал автором солидного медицинского сочинения, насчитывавшего семь книг. Наибольшую ценность представляла шестая книга, которая была посвящена хирургии и позволяла составить представление о возможностях этой медицинской специальности. Павел рассмотрел, пожалуй, все разделы современной ему хирургии - малую хирургию, проблемы лечения повреждений, прежде всего таких, как переломы и вывихи, вопрос о производстве ампутаций, а также военную, пластическую и даже полостную хирургию.Византийские врачи использовали не только античное наследие, но и опыт арабоязычной медицины. На греческий язык переводились и медицинские арабские рукописи. Широкую известность получили прописи арабских лекарственных препаратов. Основываясь на сочинениях своих предшественников, а также на собственном опыте, он проанализировал состояние и возможности хирургии, особо выделив хирургию мягких и плотных (кости, суставы) частей, т.е. собственно хирургию и тот ее раздел, который впоследствии назвали травматологией и ортопедией. 

    2.2. Павел Эгинский и его заслуги в медицине

    Павел Эгинский — известный греческий хирург и акушер VII века, практиковал в Александрии. Павел Эгинский стал автором солидного медицинского сочинения, насчитывавшего семь книг.  Его «Медицинский сборник»  (изд. в Beнеции в 1528 г. и Базеле 1538 г. в латинском переводе; англ. перев. Адамса изд. в Лондоне, 1845) представляет собой полный очерк медицины того времени и дает в главах о внутренних болезнях извлечения из соч. Галена, Аэция и Орибаза, а в хирургической части заключает много самостоятельных наблюдений. В этой работе Павла много заимствований из сочинений Галена и Оривазия, в ней приводятся важные сведения по гигиене и диетологии, данные о различных болезнях, ранах и укусах ядовитых существ и противоядиях, о хирургии того времени, а также о простых и многокомпонентных лекарственных средствах. Фармацевтике и фармакологии посвящена 7-я книга «Изложения». В ней Павел достаточно точно описал 90 минералов и металлов, около 600 лекарственных средств из растительного сырья и около 170 продуктов животного происхождения, применяемых в лекарственных препаратах. В IX в. «Изложение» было переведено на арабский язык и высоко оценивалось в мусульманской медицине. Около 800 г. в Северной Италии на латинский язык была переведена 3-я книга «Краткого изложения медицины».

    Наибольшую ценность представляла шестая книга, которая была посвящена хирургии и позволяла составить представление о возможностях этой медицинской специальности. По этим трудам современники делают выводы о возможностях медицины того времени. Павел выделил хирургию «мягких» и «плотных» частей тела (кости, суставы). Проще говоря, разделил хирургию на две части, которые в дальнейшем назвали собственно хирургией и травматологией. Павел рассмотрел, пожалуй, все разделы современной ему хирургии - малую хирургию, проблемы лечения повреждений, прежде всего таких, как переломы и вывихи, вопрос о производстве ампутаций, а также военную, пластическую и даже полостную хирургию.Византийские врачи использовали не только античное наследие, но и опыт арабоязычной медицины. На греческий язык переводились и медицинские арабские рукописи. Широкую известность получили прописи арабских лекарственных препаратов. Основываясь на сочинениях своих предшественников, а также на собственном опыте, он проанализировал состояние и возможности хирургии, особо выделив хирургию мягких и плотных (кости, суставы) частей, т.е. собственно хирургию и тот ее раздел, который впоследствии назвали травматологией и ортопедией. В сочинении Павла были описаны многие хирургические операции. Это были прокол живота при водянках различного происхождения, вскрытие абсцесса печени, трахеотомия и тонзиллотомия, вылущивание опухолей на передней поверхности шеи, грыжесечение, трепанация черепа, операции на заднем проходе, ампутация грудной железы, лигатура сосудов при аневризмах и др. Все эти достаточно сложные оперативные вмешательства Павел, судя по всему, часто применял в своей хирургической практике, хотя сам он был автором лишь нескольких из них. При болезнях мочевого пузыря он первым ввел в практику метод впрыскивания растворов лекарств через катетер, а для удаления камней из мочевого пузыря применял операцию бокового сечения, делал он и уретротомию. Большое внимание Павел уделял ранам, полученным в боевых действиях. Так, при лечении ран, возникших из-за попадания стрел и копий, их наконечники рекомендовалось удалять - извлекать через рану или проводить насквозь с рассечением тканей при помощи специального инструмента. Если же ранящее оружие (стрела или копье) застревало в крупных сосудах, хирург должен был предварительно произвести перевязку этих сосудов. Для остановки кровотечения, кроме перевязки сосудов, Павел использовал и другие известные тогда кровоостанавливающие средства - прижигание, скручивание, закладывание в раны сухой корпии, давящие повязки, перетягивание конечности бинтом наподобие жгута. Немало полезного содержалось и в других его сочинениях, посвященных гигиене и диететике, общей патологии, симптоматологии, кожным болезням, действию лекарств и ядов, женским болезням.

    В разных странах Европы солидный труд по хирургии Павла Эгинского многие столетия, вплоть до XVII в., использовался и как учебное руководство для студентов-медиков в университетах, и как практическое руководство для врачей-хирургов. В последующем в развитии хирургии в Византии не появилось ничего принципиально нового по сравнению с тем, о чем писали в своих сочинениях Павел Эгинский и его предшественники, что они использовали в своей хирургической практике. Во всяком случае, известные византийские врачи Лев Философ (IX в.), Теофаний Ноннос (Х в.), Михаил Пселл и Иоанн Итал (XI в.), Николай Мирепс и Иоанн Актуарий (XIII в.) уделяли хирургии гораздо меньше внимания. Исключением был, пожалуй, только Никетас (XII в.) - автор хирургического сочинения с рисунками повязок и лечебных приспособлений.

    Развитие врачевания в эпоху раннего Средневековья проходило совсем не гладко; медицине и хирургии приходилось преодолевать множество препятствий, связанных в том числе и с прихотями всемогущих властителей. Так, византийский император Константин под предлогом защиты христианства от несторианства развернул борьбу с мирским знанием, начал гонение на медицину и закрыл ряд медицинских школ. Эту политику продолжал и император Юстиниан. Врачи-несториане вынуждены были бежать из пределов Византийской империи на Восток - в Персию, Индию, государства Средней Азии. Те из них, кто оказался в Персии, открыли в городе Гундишапуре, на юге страны, медицинскую школу (ее называли также академией), сыгравшую важную роль в развитии медицины и хирургии на Востоке. Врачам-несторианам, особенно тем, кто оказался в Гундишапуре, принадлежит заслуга перевода на арабский язык (он был тогда еще и языком науки, своего рода «латынью Востока») научных трудов классиков античной медицины; считается, что к началу Х в. не было ни одного крупного медицинского сочинения, не переведенного на арабский язык (с греческого, латыни, сирийского, еврейского и других языков).

    Из медицинских источников известно, что пациенты византийских хирургов не страдали от боли, причем проводилась как местная, так и общая анестезия. В рукописном трактате XIV века представлен рецепт «усыпляющего средства для того, чтобы оперируемый не чувствовал боли». Снадобье приготавливалось из семян белены, сока мандрагоры, опия, имбиря, шафрана. Растертые с водой, эти компоненты смачивали губкой и давали вдыхать больному. Местный наркоз производился в следующем порядке: смесь растертой «куропаточьей травы», земли, квасцов, нарезанной кожуры (неизвестного фрукта) разбавлялась водой до получения густой смеси, формовались и хорошо высушивались таблетки. При употреблении таблетки разводили водой, а затем нужное место намазывались смесью и обязательно просушивали. Врач с острова Эгина брался за самые трудные случаи, опираясь на опыт александрийских наставников. Из двух его произведений до нашего времени дошло только одно: медицинский сборник «Compendii medici libri septem» в 7 книгах. Сборник трудов по акушерству и гинекологии не сохранился. Работы Павла первыми оценили греки, отметившие оригинальность идей, чистоту языка и доступность описания сложных процедур. Самого автора и его литературное мастерство высоко ценили арабы, даже во времена войны с Византией. На западе сочинения Павла Эгинского признали только в эпоху Ренессанса. Его радикальные методики, описанные в разделе «Хирургия», преподавались в качестве классических во многих европейских университетах.

    В разных странах Европы рекомендации по хирургии Павла Эгинского вплоть до 17 века, использовались и как учебное руководство в университетах, и как практическое руководство для врачей.

    После Павла Эгинского в медицине Византии практически не появилось ничего нового по причине гонений со стороны всемогущих властителей и борьбы с «мирскими» знаниями. Многие врачи были вынуждены бежать на Восток: Индию, Персию, государства Средней Азии, что положительно сказалось на медицине Востока. Научные труды переводились на арабский язык (тогда это был язык науки, «латынь Востока»).

    3.Образование в Византийской империи

    3.1. Образование и воспитание в Византии

    Система образования в византийском обществе была на протяжении тысячелетия наиболее передовой и развитой. Историки делают вывод, что в Византии не существовало социальных ограничений на получение образования и учебные заведения могли посещать все, кто хотел и имел возможность учиться. Правда, нужно оговориться, что обучение было платным, за исключением монастырских и дворцовых школ.

    На первой ступени обучения - в школах грамоты - дети Получали элементарное образование, называемое «пропедиа». Количественно они могли сокращаться или увеличиваться, Но всегда сеть их была более широка, чем в Западной Европе. Курс обучения, как правило, охватывал 2-3 года и начинался с 5-7-летнего возраста.

    Византийская школа - христианское продолжение эллинистической элементарной школы. Произошли некоторые изменения в средствах обучения: свитки были заменены тетрадями; пергамент и папирус с XI в. вытесняется бумагой («бомбиковые книги»), стиль сменился птичьим или тростниковым пером («графис»). Однако в методике обучения грамоте сохранилась практика предшествующей эпохи.

    Учащиеся обучались по буквослагательному методу с обязательным произношением написанного вслух, «хором». Сначала школьники запоминали буквы, затем слоги во всем их разнообразии и лишь после этого приступали к чтению целых слов и предложений. Господствовала методика заучивания наизусть.

    Опора в обучении на память была в то время оправданной по той причине, что язык школы и книги отличался от разговорного греческого языка. В основу школьного обучения были положены традиционные учебные тексты античных школ (Гомер, басни и пр.), дополненные Псалтырью и житиями христианских святых. В обучении счету изменений практически не было. Пальцевый счет, затем использовались камушки, потом - счетная доска - абак. Результаты вычислений записывались буквами греческого алфавита. В отличие от античной и эллинистической традиции обучения в содержании начального образования отсутствовала физическая подготовка детей. Музыка и мелодекламация заменялись церковным пением. Учителя начальных школ - дидаскалы владели богатой техникой мнемонических приемов и соблюдали принцип последовательного усвоения знаний от простого к сложному, от известного к новому материалу.

    С середины IX в. константинопольская школа стала называться Магнаврой, по названию одной из дворцовых зал (Золотая палата) императорского дворца. Своего расцвета она достигла в XI-XII вв. Надо заметить, что если в Западной Европе того времени университеты создавались как свободные корпорации профессоров и студентов, как самоуправляемые учреждения, то в Константинополе высшая школа оставалась в подчинении императорской власти. Константин IX Мономах регламентировал всю деятельность Магнаврской школы, высшей юридической школы, высших медицинской и философской школ и даже высшей патриаршей школы.

    Университеты в Западной Европе крепли в борьбе с церковной властью. В Византии необходимости в такой борьбе не было, поскольку не было и монополии церкви на образование. Помимо положительного эффекта, а именно, усиления светского характера содержания образования, было в константинопольской высшей школе и отрицательное, рожденное чрезмерной опекой центральной власти, сковывавшей инициативу и творчество преподавательского состава.

    В константинопольской высшей школе времени ее расцвета обучали прежде всего платоновской и неоплатоновской философии, комментированию и критике греческих текстов, комментариям к сочинениям отцов церкви. Идеалом были фигуры таких протовизантийских эрудитов и риторов-богословов, как Василий Кесарийский и Иоанн Златоуст. В содержание высшего образования входили: метафизика как метод исследования природы, философии богословие, медицина и музыка. Основной формой обучения являлся диспут. В ходе диспутов рассматривались проблемы этики, политики, истории, юриспруденции. Идеал выпускника высшей школы - энциклопедически образованный государственный или церковный деятель.

    Одной из задач высшей константинопольской школы, сохранявшейся на протяжении тысячелетней истории Византийской империи, было освоение античного наследия. Вне усвоения этого круга знаний и умений всерьез говорить о высшем образовании было невозможно.

    Наибольшей известностью в Византийской империи пользовалась, как уже отмечалось, дворцовая Магнаврская высшая школа, основанная в 425 г. В этой школе стажировку проходили и профессора Парижского университета, и ученые мужи Багдада. В IX в. школу возглавил один из выдающихся педагогов-мыслителей того времени Лев Математик. Об уровне обучения в этой школе можно судить по его ученикам, славянским первоучителям Кирилле и Мефодии, организовавшим в славянском мире школы «ученья книжного».

    3.2.Образование и медицина в Византийской империи

    Образование в Византийской империи носило светский характер. В IV— VII вв. основными его центрами оставались античные города. Александрия славилась медицинской школой, которая функционировала и после завоевания ее арабами (до начала VIII в.). Как уже отмечалось, из александрийской врачебной школы вышли Ориба-сий, Аэций, Павел и многие другие выдающиеся византийские врачи. В Афинах — столице риторики и философии — продолжала ' работать основанная Платоном Афинская Академия (закрытая при Юстиниане). Бейрут был центром юридического образова-ни. Гааза славилась риторской школой, которая долгое время сохраняла эллинские традиции. Преподавание велось на греческом языке.

    Несмотря на свой практический характер, медицина в Византии продолжала считаться теоретической дисциплиной и изучалась по сочинениям великих медиков античности (христианская религия запрещала пролитие крови и анатомирование трупов). Особое внимание уделялось приемам лечения, выработанным в предшествующие столетия, и изучению лекарственных средств. Даже в константинопольском «Аудиториуме» («Auditorium specialiter nostrum») — единственном византийском университете, основанном Феодосией II в 425 г. (т. е. спустя почти столетие после признания христианства в качестве государственной религии) —- богословие не преподавалось. Оно не входило в число дисциплин высшей школы и изучалось в семье и в церквах.

    Система обучения была рассчитана на приобретение чисто светского образования. По свидетельству современников, обучение медицине носило характер дискуссии. По окончании образования, сдачи экзаменов специально назначенной коллегии врачей и получения соответствующих свидетельств окончившие медицинские школы могли получить государственные должности и звание архиатра. Однако в большинстве случаев они занимались частной практикой. Виднейшие деятели церкви Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский получили блестящее светское образование в лучших грамматических, риторских и философских школах империи.

    Монастырских школ в Византии было сравнительно мало. Право их посещать имели только будущие монахи. Образование, получаемое в монастырях, было чисто религиозным (скорее духовно-аскетическим, нежели интеллектуальным). В середине 9 века в Византии впервые возникла высшая школа, где, наряду с философией, математикой, астрономией и другими науками преподавалась и изучалась медицина. Таким образом, обучение врачей впервые стало проводиться в государственном учебном учреждении и было тесно связано с обучением другим наукам. Хотя это и было шагом вперед в медицинском образовании, тем не менее осмотры и даже демонстрации больных на медицинском факультете не практиковались, поэтому преподавание практической медицины было поставлено хуже, чем в школах при больницах. Медицина входила в программу византийского образования и преподавалась в тесной связи с четырьмя основными предметами высшей позднеантичной школы — математикой, геометрией, астрономией и музыкой, которые объединялись под названием «Quadrivium» (лат. — четырехпутье). Помимо них полный курс византийской высшей школы включал изучение грамматики, диалектики и риторики (с IX в. их совокупность стали называть «Trivium»). Перечисленные семь «свободных искусств» (лат. — artes liberates, греч. эквивалент — enkiklios paideia) составляли основное содержание высшего общего образования уже в период поздней античности. Они сохранялись на протяжении почти целого тысячелетия и в средние века легли в основу факультетов свободных искусств в университетах Западной Европы.

    Подготовка врачей в Византии проводилась в школах при монастырских и гражданских больницах, в которых работали опытные и образованные врачи. Появление больниц коренным образом изменило процесс подготовки врачей, он перестал носить характер индивидуального ученичества. Обстановка в больнице позволяла врачам наблюдать сотни больных, расширились возможности изучения клинических проявлений и лечения различных заболеваний. Учебный процесс находился под контролем церковных и светских властей. Обучение строилось на анатомо-физиологических представлениях Галена, для преподавания практической медицины широко использовались труды Гиппократа, античных и особенно византийских врачей-энциклопедистов. Учащиеся школ под руководством наставников участвовали в осмотрах больных и их лечении. Вопрос о предоставлении ученику права на врачебную практику решался индивидуально после сдачи экзамена.

    Выпускники медицинских школ после завершения образования и успешной сдачи экзаменов могли получить государственные должности и звание архиатра. Однако в большинстве своём они занимались частной практикой.

    Выводы

    Византия — это уникальное явление Средних веков. То, что дала Византия человеческой истории, невозможно переоценить.  Византия оказала огромное культурное воздействие на государства Востока, Западной и Восточной Европы. Страна высокой образованности, Византия для остального мира служила как бы мостом, соединившим античность и средневековье. Свет традиций византийского просвещения не угас и после гибели самой империи.

    В области медицины византийские учёные и врачи не только сберегли достижения классической науки античности, но и пополнили сумму человеческих знаний новыми сведениями, обогатив тем самым всё человечество. Например, благодаря такому великому хирургу как Павел Эгинский, который как никто смог сохранить и приумножить достижения в области медицины. В истории науки наследие Византии не может рассматриваться как достояние одной страны — на ее обширной территории располагаются ныне Греция и Болгария, Югославия и Румыния, Турция и Венгрия, Италия и Египет и многие другие страны Средиземноморья. За 10 веков своей истории Византия смогла сохранить и систематизировать античное наследие, а также создала оригинальную средневековую культуру, которая оказала большое влияние на развитие культуры и медицины многих народов мира.

    Литература

    1. Заблудовский П.Е. и др. История медицины.- М.: Медицина, 1981.

    2. Мультановский М.П. История медицины.- М.: Медицина, 1961.

    3. Бородин Ф.Р. Избранные лекции.- М.: Медицина, 1961.

    4. Георгий Папагеоргиу, «Больничное дело и медицина в Византийской империи»

    5. Т.С. Сорокина, «История Медицины», 8-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2008.

    6. П. Заблудовский, «История медицины", издательство «Медицина», 1981.









    написать администратору сайта