пед.риторика 1 тема. Педагогическая риторика как наука Педагогическая риторикаЦель изучения темы
Скачать 456.06 Kb.
|
Педагогическая риторика как наука Педагогическая риторика Цель изучения темы: - получить представления об особенностях педагогической риторики как разновидности частной риторики. Задачи темы: изучить специфику риторики как научной дисциплины и ее историю; усвоить основные риторические понятия; определить особенности педагогической риторики; рассмотреть составляющие педагогической риторики. В результате изучения данной темы вы будете Знать: историю и предмет риторики как науки; особенности педагогической риторики как отрасли риторической науки; составляющие педагогической риторики. Уметь: оперировать риторическими терминами и понятиями; применять риторические умения и навыки в собственной речевой практике; готовить и воплощать публичное выступление. Владеть: способностью к подготовке публичного выступления; навыком эффективной публичной речи. Учебные вопросы темы: 1. Риторика и ее роль в развитии гуманитарных наук. Предмет риторики. 2. Зарождение риторики. Риторика Древней Греции и Древнего Рима. 3. Педагогическая риторика как разновидность частной риторики. Вопрос 1. Риторика и ее роль в развитии гуманитарных наук. Предмет риторики Каждый человек заинтересован в том, чтобы уметь говорить правильно и хорошо, поскольку это дает возможность устанавливать и поддерживать добрые отношения с другими людьми: в семье, в школе, на работе, в общественной жизни, помогает добиться успеха в самых разнообразных сферах. Само по себе бессильное, слово становится мощным инструментом, если оно сказано умело, искренне и вовремя. Чтобы наше общение было успешным, недостаточно просто хорошо знать язык, его грамматику и словарь. Надо научиться пользоваться своей речью с тем, чтобы суметь заинтересовать собеседника, повлиять на него, завоевать на свою сторону, уметь говорить с теми, кто симпатизирует вам, и с теми, кто против нас, участвовать в беседе в узком кругу друзей и выступать перед широкой аудиторией. Аристотель в своей «Риторике» писал, что все люди, некоторым образом, причастны к риторике, «так как всем в известной мере приходится как разбирать, так и поддерживать какое-нибудь мнение, как оправдываться, так и обвинять». Наверное, нет таких профессий, где искусное владение, словом, не пригодилось бы. Но в некоторых сферах человеческой деятельности оно становится просто необходимым, является обязательным условием эффективной работы. Профессионалы-гуманитарии: юрист, учитель, социальный работник, менеджер, политик, проповедник должны овладеть искусством речи, если хотят достичь вершин в своей профессии. Ведь им постоянно приходится общаться с людьми, беседовать, консультировать, наставлять, выступать публично, в официальной обстановке. А чтобы произнести публичную речь, мало знать, что сказать, надо еще знать, как сказать, надо представлять себе особенности ораторской речи, учитывать множество факторов, влияющих на оратора и на слушателей, владеть техникой говорения. Риторика как наука и учебная дисциплина существует тысячи лет. В разные времена в нее вкладывали различное содержание. Она рассматривалась и как особый жанр литературы, и как мастерство любого вида речи (письменной и устной), и как наука и искусство устной речи. В современных работах риторика рассматривается как комплексная дисциплина, включающая в себя логический, лингвистический, психологический, физиологический, художественный и другие аспекты языкового общения (языковой коммуникации). У этой науки есть и другие названия: «ораторское искусство», «красноречие», «мастерство устного публичного выступления», «элоквенция». Они не совпадают полностью, между ними есть тонкие различия, но нам удобнее сейчас рассматривать их как синонимы. Центральным понятием риторики является оратор (от лат. orare – говорить) – человек, произносящий публичную речь. Греческий синоним – rhetor (ритор). Люди, к которым обращены его слова, составляют аудиторию публичной речи (от лат. аudire – слышать). В классических риториках обязанностью оратора было: 1) найти, что сказать; 2) найденное расположить по порядку: 3) придать ему подходящую словесную форму; 4) утвердить все это в памяти; 5) произнести речь. Этому соответствовали пять основных частей риторики (античный риторический канон). Кроме того, по Цицерону, в задачу оратора входит: расположить к себе слушателей, изложить сущность дела, установить спорный вопрос; опровергнуть мнение противника; в заключительной части речи закрепить свою победу. У начинающих ораторов, а также у тех, кто пока не испытал на себе всех трудностей публичного выступления, иногда складывается неверное представление об ораторской речи как о чистой импровизации, без особой подготовки, без опоры на четкий и строгий план, без анализа результатов. Обе приведенные здесь схемы говорят о прямо противоположном: ораторская речь – это сложный процесс, продукт длительного творческого труда, и лишь тот оратор добивается успеха, кто прошел через все упомянутые этапы, независимо от цели, жанра и продолжительности выступления. И короткая речь на митинге, и полуторачасовая вузовская лекция требуют от оратора работы по одной и той же схеме. Если проанализировать все этапы подготовки и проведения устного публичного выступления, мы обнаружим, что для успешного осуществления своего замысла оратор привлекает данные различных наук, опирается на их категории и законы, пользуется проверенными на практике методическими правилами, применяет широкий диапазон умений и навыков. В основной перечень наук, с которыми тесно связана теория и практика красноречия, входят прежде всего философские науки (логика, этика, эстетика), а также языкознание, психология, педагогика, физиология, актерское мастерство и другие. Изучение этих наук, применение их законов в публичной речи являются важной задачей оратора и обеспечивают необходимый уровень речевого мастерства, слагаемыми которого являются: 1) логическая культура; 2) языковая культура; 3) психолого-педагогическая культура; 4) культура общения; 5) техника речи. Формирование этих качеств и составляет предмет риторики как учебной дисциплины, поскольку, по словам Демокрита, «ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться». Называя риторику ораторским искусством, мы все же осознаем, что природные данные, врожденный дар не играют здесь той определяющей роли, что в других видах творчества. Главным является обучение и самообразование, постижение законов и правил речевого общения, неустанная работа оратора над собой, развитие природных данных и воспитание новых необходимых качеств, постоянные упражнения и реальная ораторская практика. Вопрос 2. Зарождение риторики. Риторика Древней Греции и Древнего Рима В истории ораторского искусства выделяется прежде всего античный период. Античная риторика возникла в Греции вV IV вв. до н.э., сложилась в систему в III II вв. до н.э. и распространилась в Риме в 1 в. до н.э. Риторика Древней Греции Древняя Греция считается родиной красноречия. Родоначальниками риторики были классические софисты V в. до н.э., высоко ценившие слово и силу его убеждения. Теорию риторики активно разрабатывал философ-софист Протагор из Абдер во Фракии. Он одним из первых стал применять диалогическую форму изложения, при которой два собеседника в споре защищают два противоположных взгляда. По свидетельству Диогена Лаэртского, Протагор классифицировал выражения на вопросы, ответы, приказания, просьбы. Учителем красноречия, теоретиком ораторского искусства был и древнегреческий софист Горгий из Леонтин в Сицилии, который подчеркивал силу слова и роль языка в ораторском искусстве. К сожалению, написанный им учебник риторики не сохранился. Следует отметить, что отношение к софистике и софистам было двойственным и противоречивым. В начале слово «софист» имело положительный смысл, оно обозначало вообще человека талантливого, способного проявить себя в какой-либо деятельности, опытного в определенном искусстве. В конце V в. до н.э. софистами стали называть платных учителей красноречия и философии. На первых порах софисты учили правилам логического мышления, правильным приемам доказательства и опровержения. Однако очень скоро они отошли от этого. Главной их заботой становится подбор и применение различного рода словесных и логических уловок, с помощью которых можно добиться победы над противником. Они рассматривали диалектику как искусство, посредством которого можно доказать любое положение, каким бы нелепым оно ни было. Поэтому постепенно слово «софист» приобрело отрицательную окраску, его синонимами стали «лжемудрец», «шарлатан», «фокусник». Таким образом, софисты, с одной стороны, нужны были афинским гражданам, так как помогали им владеть искусством управления, обучали умению говорить, убеждать, спорить. Но, с другой стороны, их беспринципность, виртуозность при защите прямо противоположных точек зрения, неустойчивость политических взглядов и позиций вызывали к ним недоверие и даже враждебность. Например, Августин Аврелий в своей знаменитой «Исповеди» называл риторику «искусством победоносной болтливости», потому что именно у софистов он обучался этому искусству. С софистами яростно боролся великий древнегреческий философ Сократ, в совершенстве владевший диалектическим методом ведения диалога. Для Сократа диалектика – это философское искусство вести беседу, рассуждение с целью обнаружения, выяснения истины. Диалектик – тот, кто умеет ставить вопросы и давать ответы. Иным был софистический метод обсуждения вопросов. Для софистов главное – одержать победу во что бы то ни стало, активно возражать против иной точки зрения. Крупнейшим теоретиком античной риторики был древнегреческий философ и ученый Аристотель. Он заложил основы риторики как науки, неотделимой от логики и диалектики. Свои мысли о красноречии он изложил в таких известных работах, как «Аналитики», «Категории», «Поэтика» и в специальном труде «Риторика», единственном древнегреческом сочинении по красноречию, дошедшем до нас в целостном виде. «Риторика» состоит из трех книг, в которых рассматриваются язык, стиль и структура публичной речи. Известным оратором был Демосфен, который утверждал, что оратор должен четко определить предмет речи, познать о нем истину, познать души людей, для которых предназначена речь. Старую, или каноническую, риторику греки делили на пять частей: инвенция – в русском переводе «изобретение мыслей», или подготовка содержания речи; диспозиция, или композиция, – расположение (обычно связывалось с речевым жанром); элокуция и орнамента – выражение и украшение; последняя – самая объемная часть – впоследствии приобрела ведущую роль (выбор средств языка, стили, культура речи, поэтика); мемориа – запоминание подготовленного текста, тренировка памяти, ее высокой готовности; акция, или исполнение, – безупречное владение речью, мастерство устной выразительности, умение держаться, жесты и пр. Значительное количество риторических трактатов, до сих пор не систематизированных и недостаточно изученных, дала новая эпоха античной культуры, обычно называемая эллинизмом. Эллинистическая риторика много внимания уделяла стилистическим явлениям в языке. Например, большой интерес представляют впервые переведенные на русский язык сочинения Дионисия Галикарнасского (ок. 35–8 гг. до н.э.) «О соединении слов» и Деметрия (ок. I в. н.э.) «О стиле». Риторика Древнего Рима Крупным теоретиком и практиком ораторского искусства Древнего Рима был знаменитый Цицерон (106–43 гг. до н.э.). Значительное место в его риторическое теории занимает учение об идеальном ораторе («Об ораторе»). Он ставил перед оратором три основные задачи: 1) доказать и одновременно продемонстрировать истинность приводимых фактов; 2) доставить слушателям эстетическое удовольствие; 3) воздействовать на их волю и поведение, побудить к активной деятельности. Цицерон считал, что истинно красноречив тот, кто умеет говорить о будничных делах просто, о великих – величаво, о средних – стилем, промежуточным между обоими. Теорию риторики в Древнем Риме разрабатывал также Квинтилиан (ок. 35– 95 гг. н.э.). Квинтилиан активно занимался обучением ораторскому искусству. Его школа в Риме стала первой государственной риторской школой. Сочинения Квинтилиана применялись как практическое руководство по риторике и в последующие эпохи. Известен его главный труд «Воспитание оратора» (Institutio oratoria) (в русском переводе «Двенадцать книг риторических наставлений»). В трактате рассматривалось не только обучение искусству красноречия, но и все, что способствует всестороннему воспитанию человека, ибо, по мнению Квинтилиана, только такой человек может сделаться оратором. Содержание трактата по книгам таково: в I книге рассматривается начальное обучение ребенка; во II – обучение у ритора; книги III–VII посвящены inventio и dispositio (нахождению и распределению материала); книги VIII–XI описывают elocutio (стиль) и memoria (запоминание); в XII книге Квинтилиан рисует портрет совершенного оратора. В I книге Квинтилиан подчеркивает ответственность родителей за воспитание ребенка, важность выбора нянек и воспитателей, необходимость поощрять хорошие привычки, обучать не только латыни, но и греческому и давать пищу детскому уму. Квинтилиан указывает на преимущество школьного обучения перед домашним, заключающиеся в наличии момента соревновательности, говорит о том, что учителю необходимы особый такт и острота восприятия, рассматривает проблемы дисциплины и роль игр и отдыха. В Х книге Квинтилиан рассматривает круг чтения, которое должно составлять основную часть подготовки оратора. В этом беглом и в то же время достаточно полном обзоре греческой и римской литературы Квинтилиан высказывает множество суждений, выдержавших испытание временем. В XII книге он настаивает на том, что оратором может стать только высоконравственный и широко образованный человек. Таким образом, античные теоретики заложили фундамент науки об ораторском искусстве, начали разрабатывать ее теорию, элементы которой используются вплоть до наших дней, и стали создавать методику обучения. Античная риторика почти без изменений была унаследована теориями словесности средних веков, Возрождения и нового времени. Вопрос 3. Педагогическая риторика как разновидность частной риторики Педагогическая риторика это вид частной риторики, а именно теория и практика эффективного речевого общения в сфере образования и воспитания подрастающего поколения. Иногда в качестве синонима «педагогической риторики» используется термин «учебная гомилетика» – учение о проповедовании, рассматривающее проповедь к народу в форме ораторской речи. Фактически педагогическая риторика связана со школьной педагогикой, а в ее пределах – с мастерством обучающего монолога и учебного диалога, речевым поведением и риторическим образованием учителя (риторической же стороной вузовского преподавания является академическое красноречие). Педагогическая риторика основывается на общих законах такого предмета, как риторика, а также современных достижениях коммуникативной лингвистики, общей и возрастной психологии, педагогики, социологии и других социальных наук. Она необходима как часть профессиональной подготовки учителя, которая, к сожалению, в последнее время, оставляет желать лучшего. Наличие проблем личного, государственного или глобального масштаба, конечно, накладывают свой отпечаток на профессиональную деятельность педагога, на формирование отношений – «учитель-ученик» и, как следствие, на все качество обучения. На базе категорий, законов и принципов общей риторики может быть создана модель профессиональной речевой подготовки учителя в рамках частной – педагогической – риторики. Педагогическая риторика как разновидность частной риторики обеспечивает решение проблемы формирования коммуникативной компетентности будущего учителя, так как позволяет конкретизировать основные положения общей риторики, продемонстрировать специфику применения правил риторики в реальной речевой практике, определить теоретический и практический аспекты овладения профессиональной речью. При этом и в данном случае следует иметь в виду не только сугубо практические цели педагогической риторики (осмысление путей овладения речью как средством передачи знаний, совершенствования умений, решения воспитательных задач и т. п.), но и ее возможности в формировании речевого педагогического идеала говорящего и пишущего, творящего в высоко нравственной системе координат, где, по словам Н. Кошанского, «сила чувств» соединяется с убедительностью и «желанием общего блага». Педагогический такт – это оптимальное соответствие поведения учителя требованиям педагогической морали. Норма педагогической морали общее содержательное требование к поведению учителя в его отношении к участникам педагогического процесса. Таким образом, понятие риторического идеала как категории общей риторики конкретизируется в частной педагогической риторике. Сказанное означает, что в процессе формирования коммуникативной компетентности будущего учителя необходимо пробудить у студентов стремление к постижению и достижению в той или иной степени риторического идеала и идеала педагогико-риторического, суть которого обусловлена спецификой педагогического речевого общения. Курс педагогической риторики должен вызвать у студентов размышления о сути человеческого общения и общения педагогического, о тех нравственных ценностях, которые лежат в основе этого общения, что будет способствовать формированию у них взглядов, идей, суждений, вкусов, имеющих общекультурную ценность. При этом необходимо принимать во внимание еще одно обстоятельство. Обязательным условием востребованности риторического знания является его прикладной характер. Теоретические положения риторики всегда направлены на практическое применение, на решение реальных задач, связанных с жизнедеятельностью человека. Знания, получаемые в курсе риторики во многом (но не во всем) носят так называемый инструментальный характер (знания о способах деятельности), что обеспечивает формирование коммуникативно- речевых умений, коммуникативной компетентности говорящих и пишущих. Таким образом, курс педагогической риторики позволяет решить одну из важнейших задач профессиональной подготовки учителя – формирование коммуникативной компетентности педагога, что предполагает: овладение риторическими знаниями о сути, правилах и нормах общения, о требованиях к речевому поведению в различных коммуникативно- речевых ситуациях; овладение коммуникативно-речевыми (риторическими) умениями; – осознание специфики педагогического общения, особенностей коммуникативно- речевых ситуаций, характерных для профессиональной деятельности учителя; овладение умением решать коммуникативные и речевые задачи в конкретной ситуации общения; овладение опытом анализа и создания профессионально значимых типов высказываний; развитие творчески активной речевой личности, умеющей применять полученные знания и сформированные умения в новых постоянно меняющихся условиях проявления той или иной коммуникативной ситуации, способной искать и находить собственное решение многообразных профессиональных задач; познание студентами сути речевого идеала как компонента культуры и педагогического речевого (педагогико-риторического) идеала как образца педагогического общения. Педагогическое общение – это многофункциональная система. Педагог в своей деятельности выступает как источник информации, как организатор коллективной деятельности и взаимоотношений, при этом он развивает детей, обучает их и воспитывает. Оптимальное педагогическое общение такое общение учителя со школьниками, которое создает наилучшие условия для правильного формирования личности, творческого характера учебной деятельности и развития учащихся, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат (в частности, препятствует возникновению «психологического барьера») и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя. Вопросы для самопроверки: 1. Что является предметом риторики? 2. Назовите синонимы понятия «риторика». 3. Каковы этапы подготовки к публичному выступлению? 4. Кого считают родоначальником риторики? 5. С какими науками связана риторика? 6. Для чего нужны риторические навыки? 7. Назовите слагаемые риторического мастерства. 8. Кто был главным теоретиком и практиком ораторского искусства Древнего Рима? 9. Кто такие софисты? 10. Что является предметом педагогической риторики? 11. Что такое педагогический такт? 12. Что предполагает педагогическое общение? |