Главная страница

вопросы философии. Перечень вопросов для подготовки к экзамену


Скачать 258.55 Kb.
НазваниеПеречень вопросов для подготовки к экзамену
Анкорвопросы философии
Дата08.06.2021
Размер258.55 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлавопросы философии.docx
ТипДокументы
#215399
страница3 из 38
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38

Единство и различие атомизма Демокрита и Эпикура.


  Атомизм - термин, принятый для обозначения совокупности натурфилософских учений о дискретной структуре материи, времени или пространства.

Демокрит. Существует бесконечное множество миров: одни миры возникают, другое гибнут. Все они состоят из множества атомов и пустоты. Пустота - между мирами и атомами. Сами же атомы неделимы и лишены пустоты. Помимо свойства неделимости атомы неизменны, не имеют внутри себя никакого движения; они вечны, не уничтожаются и вновь не появляются. Число атомов в мире бесконечно. Они различаются друг от друга по четырем признакам: 1) по форме, 2) по величине, 3) по порядку и 4) по положению. На Земле атомы малы настолько, что органы чувств не в состоянии их воспринимать. Находясь в движении, атомы сталкиваются друг с другом, изменяя направление движения; одним из видов движения является вихрь. Движение безначально и не будет иметь конца. Душа, согласно Демокриту, состоит из атомов, причем из наиболее подвижных, шарообразных атомов, из которых, кстати, состоит и огонь. Прекращение движения человеческого тела означает, по Демокриту, что он буквально «испускает дух» в форме указанных огневидных атомов.

Эпикур. Развитие атомистики: 1) признание самопроизвольного отклонения атомов при падении от прямой линии. 2) мысль о различии атомов не только по величине и форме, а главное - по их тяжести (весу). Цель данного развития двояка: во-первых, оно объясняет столкновение атомов и образование сложных тел, во-вторых - обосновывает этическое учение о свободе. Эпикур говорит, что существуют законы Вселенной, но в ней есть место и случайности, следовательно, человек может сам строить свою судьбу. Выводы для простого человека просты: не следует страшиться богов, которые не оказывают на этот мир никакого воздействия, не следует бояться смерти, так как материальная душа рассеется вместе с погибшим телом. Следует жить земной жизнью, стараясь довольствоваться малым и искать наслаждение внутри себя. Гипотезу самоотклонения атомов Эпикур вводит для объяснения столкновений между атомами. Если бы атомы не отклонялись от своих прямых путей, то не было бы возможным ни столкновение их, ни столкновение образованных из них вещей.
  1. Единство и различие философии Платона и Аристотеля.


Платон. Четкое разграничение между реальностью и видимостью. Видимое - окружающий мир. Реально существует «мир идей». Видимый мир - это несовершенные копии «мира идей». Философия - это постижение «мира идей». Пример, пещера, люди прикованы к скале, перед ними стена, позади огонь, они видят лишь тени, считая их реальностью, но если один человек выйдет из пещеры и увидит реальные вещи и придет обратно в пещеру, чтобы открыть людям истину, его вряд ли поймут. Поэтому «мир идей» - первичен, мир вещей производен от мира идей. Концепция - объективный реализм.

Платон считал, что без математики нельзя достичь подлинной мудрости.  По Платону душа бессмертна и она может вспоминать то время, когда она была в мире идей и куда она может вернуться после смерти, если душа истинного философа. Нечистая душа, которая любила тело, превратиться в приведение. Человек, который был добродетельным, но не был философом превратиться в пчелу, осу муравья. Душа - бессмертная сущность, в ней различаются три части: разумная, обращенная к идеям; пылкая, аффективно-волевая; чувственная, движимая страстями, или вожделеющая.

Платон характеризовал идеальное государство, как общество деленное на 3 класса: философов-правителей, воинов-защитников и производителей (ремесленников и земледельцев). Государство, по Платону, может считаться справедливым лишь в том случае, если каждое из трех его сословий выполняет в нем свое дело и не вмешивается в дела других. Он разделял власть на правильную (демократия, аристократия, монархия) и неправильную (олигархия, терания). У философов и воинов не должно быть семей, так как это отвлекает их от дел.

Аристотель. Материя - это реальность, возможность, которая благодаря форме становится действительностью.

3 вида души: (1) растительная (ведает органами роста, питания и размножения); (2) животная (обладает способностью желания: стремление к приятному и избегание неприятного); (3) разумная душа (обладает только человек). Она познает и думает. Разум независим от тела: он бессмертен, вечен и неизменен, поэтому способен к постижению вечного бытия. Разум не имеет материальной точки. Аристотель решает вопрос, чем человек отличается от животного. Он способен к интеллектуальной жизни, а эта жизнь позволяет ему вести нравственную жизнь.

Этические добродетели - это золотая середина между двумя пороками. Мужество между отчаянностью и трусостью. Самообладание между распущенностью и бесчувственной тупостью. Дружба между себялюбием и самоотречением. Общество должно придерживаться середины между излишеством и недостатками. Добродетель есть не врождённое, а приобретённое качество души благодаря учению и труду.

Аристотель тоже разделяет власть на правильную (монархия, аристократия, полития) и неправильную (демократия, тирания и олигархия). У Аристотеля цель государства - служение на благо обществу. Должны править не философы, а законы, т.к. он за справедливость. Рабство, по Аристотелю, необходимо, чтобы высвободить граждан государства от выполнения физического труда.
  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38


написать администратору сайта