Главная страница
Навигация по странице:

  • 46.Специфика искусства как формы духовно практического освоения мира. Определите свое отношение к проблеме прогресса в искусстве.

  • 47. Религия, ее происхождение и функции. Сравните различные концепции происхождения религии.

  • 48. Мораль. Этические проблемы в современном мире.

  • Всеобъемлющий характер морали.

  • Императивность

  • Регулятивная.

  • Социальная

  • 49. Философское осмысление феномена глобализации. 50. Проблема ценностей и их роль в социальном познании. Ценность

  • К материальным ценностям

  • Духовные ценности

  • вопросы философии. Перечень вопросов для подготовки к экзамену


    Скачать 258.55 Kb.
    НазваниеПеречень вопросов для подготовки к экзамену
    Анкорвопросы философии
    Дата08.06.2021
    Размер258.55 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлавопросы философии.docx
    ТипДокументы
    #215399
    страница38 из 38
    1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   38

    45.Духовная жизнь общества, ее структура. Духовное производство – это реальный процесс или метафора?

    Духовная жизнь общества – сфера общественной жизни, связанная с производством духовных ценностей и удовлетворением духовных потребностей. Духовная жизнь общества представляет собой динамично функционирующую систему идеологических отношений и процессов, взглядов, чувств, идей, теорий, мнений, возникающих в обществе, а также особенности их функционирования, распространения, поддержания. Рассмотрим содержание духовной жизни общества, то есть выясним, какие основные элементы входят в нее.

    Духовная деятельность (деятельность в сфере духовного производства) включает в себя духовно-теоретическую деятельность (выработка знаний, мнений, представлений) и духовно-практическую деятельность, представляющую собой деятельность по внедрению созданных духовных образований в сознание людей (образование, воспитание, выработка мировоззрения). Включает в себя и такой элемент, как духовное производство, которое осуществляется особыми группами людей и основано на умственном, интеллектуальном труде.

    Духовные потребности. Потребность – это состояние субъекта, при котором он испытывает недостаток в чем-либо, необходимом для жизни. Примеры духовных потребностей: образование, познание, творчество, восприятие произведений искусства и т. д.

    Духовное потребление. Представляет собой процесс удовлетворения духовных потребностей. Для этого создаются специальные социальные институты – учебные заведения различного уровня, музеи, библиотеки, театры, филармонии, выставки и т. д.

    Духовное общение. Выступает формой обмена идеями, знаниями, чувствами, эмоциями. Осуществляется с помощью языковых и неязыковых знаковых систем, технических средств, печати, радио, телевидения и т. д.

    Духовные отношения. Представляют собой взаимосвязи между субъектами в сфере духовной жизни (моральные, эстетические, религиозные, политические, правовые отношения).

    Структура духовной жизни общества может быть рассмотрена и с других позиций.

    Духовная жизнь выполняет различные функции, и на этом основании можно выделить три ее сферы: общественная психология, идеология и наука.

    Сложны и многообразны у людей духовные потребности, которые формировались и формируются в ходе практической жизни. Для их удовлетворения в обществе возникают формы духовной жизни: мораль, искусство, религия, философия, политика, право.

    Человечество давно уяснило, что в любых сражениях самая надежная армия — профессиональная. В битвах идейных — ситуация та же. Основные формы существования духа (идеи, теории, образы, нормы и т.д.) со времени возникновения первых классовых обществ производятся профессионалами. Термин «духовное производство» — не метафора, а вполне реальное явление.

    Под духовным производством обычно понимают производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятых квалифицированным умственным трудом.

    Результатом духовного производства являются по меньшей мере три «продукта»:

    - идеи, теории, образы, духовные ценности;

    - духовные общественные связи и отношения индивидов;

    - сам человек, поскольку он, кроме прочего, — существо духовное.
    46.Специфика искусства как формы духовно практического освоения мира. Определите свое отношение к проблеме прогресса в искусстве.

    Важнейшим видом духовного производства является искусство. Оно представляет собой творения профессионалов - художников, поэтов, музыкантов, т. е. специалистов в области эстетического освоения мира. Этот способ духовного освоения действительности опирается на своеобразный феномен социальной реальности, зафиксированный философией в категории «эстетическое».

    -Идеальный мир искусства есть своеобразный испытательный полигон для многочисленных человеческих устремлений, желаний, страстей и т.д. Экспериментировать с живыми людьми морально недопустимо, а вот с художественными образами, символами — сколько душе угодно. Только художественные средства позволяют анатомировать любую житейскую ситуацию, поступок, мотив без ущерба для человека. Можно проигрывать любые варианты человеческого поведения, обострять конфликты до предела, доводить до логического конца все мыслимые побуждения человека. Вымышленный художественный мир порою «как друг и зовет, и ведет», но может служить и грозным предостережением человечеству о многочисленных социальных опасностях. Искусство, таким образом, выступает инструментом самопознания общества. в том числе и «на пределе» его возможностей, в экстремальных условиях. Считается, что именно в таких ситуациях лучше всего познается человек. Может быть, это верно и применительно к обществу?

    -Идеальный художественный мир вырабатывает систему эстетических ценностей, эталонов красоты, стимулирующих человека стремиться к совершенству, оптимуму в любой сфере деятельности.

    -Наиболее глубокие и удачные художественные образы вырастают до уровня общечеловеческих символов, в которых воплощена вся гамма человеческих характеров, темпераментов, способов поведения. Гамлеты и Дон-Кихоты, Мастера и Маргариты.

    -Эстетический мир является подлинной памятью человечества. В нем бережно и надежно в течение тысячелетий сохраняются неповторимые особенности множества самых разнообразных укладов жизни.

    Иными словами, искусство выполняет множество практически полезных функций — разведывательную (проб и ошибок), познавательную, воспитательную, аксиологическую, мемориальную и т.д. Но все же главная функция искусства — эстетическая. Суть ее состоит в том, что искусство призвано доставлять человеку эстетическое удовлетворение и наслаждение. Искусство, в отличие от других видов духовного производства, апеллирует больше не к разуму, а к чувствам. Основные особенности искусства как способа освоения мира. К ним обычно относят:

    -художественные образы, символы как главные средства воспроизведения эстетической реальности;

    -«перевернутый» способ обобщения — общее в искусстве не абстрактно, а предельно конкретно (любой литературный герой есть ярко выраженная индивидуальность, но одновременно и общий тип, характер);

    -признание фантазии, вымысла и одновременное требование «жизненной правды» от продуктов этой фантазии;

    -ведущая роль формы произведения искусства по отношению к содержанию и др.

    Искусство представляет собой высшую форму эстетического сознания. Оно является необходимым элементом общественного сознания, обеспечивающим его целостность, мобильность, устойчивость в настоящем и направленность в будущее.
    47. Религия, ее происхождение и функции. Сравните различные концепции происхождения религии.

    Религия является одной из исторических форм мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на потусторонний (небесный) и посюсторонний (земной). Основой религиозного мировоззрения является вера в сверхъестественное и его главную роль в жизни людей и природы. Можно считать слово “религия” происходящим от латинского слова “связь” и определять религию как осознанную связь человека с Богом (богами), с некоторым сверхъестественным началом.

    Религия основывается на религиозной вере. без обращения к теоретическому доказательству или чувственному опыту.

    Вопрос о происхождении религии является довольно сложным. Богословско-теологический подход указывает на то, что мир и человек были созданы сверхъестественной силой или силами (например, Богом или богами), играющими основополагающую роль в дальнейшем их развитии. Наука предпочитает опираться на научные факты, которые черпает из археологии, антропологии и т.д. Фактов этих, увы, недостаточно, и поэтому можно говорить лишь о вероятностном объяснении. Считается, что около 35-40 тыс. лет назад у древнейших людей современного типа (человек разумный) уже существовали примитивные религиозные представления. Многие научные теории отталкиваются от гипотезы о том, что человек перенес на окружающий его мир особенности своей природы, что и послужило основой для появления религиозных идей. Часто можно встретить такой взгляд на происхождение религии: религиозное сознание порождается бессилием древних людей в борьбе с господствующими над ними природными и общественными явлениями, которых люди боялись, от которых зависели. Согласно такой точке зрения, религия возникает как восполнение человеческого бессилия, незнания перед стихией.

    Функции религии:

    1) компенсаторную: представление идеального мира избавляет человека от тягот жизни; этим компенсируется бессилие перед природными и социальными силами

    2) мировоззренческую: у верующего вырабатывается специфическое мировоззрение, основанное на вере в реальное существование сверхъествественного начала;

    3) регулятивную: религия есть средство социальной регуляции, , так как она нацеливает верующего на следование определенной системе ценностей и норм поведения;

    4) интегрирующую, т.е. объединяющая

    5) политическую: влияние на политику

    6) культуроформирующую

    7) терапевтическую: религия помогает сохранить внутренний покой, психологическое равновесие

    Концепции происхождения религии

    Богословская концепция происхождения религии: изначально верование было дано людям высшей силой - создателем. Бог поделился с людьми своими знаниями через своих пророков, а также через них дал людям свои законы и заповеди, которых должны придерживаться все верующие. До второй половины XIХ века богословская концепция не подвергалась сомнению, однако ближе к концу XIХ века все больше исследователей склоняются к эволюционной концепции.

    Эволюционная концепция происхождения религии заключается в том, что верования возникли по причине невозможности людей объяснить те или иные явления внешнего мира, поэтому они "придумали" богов и сверхъестественные силы. Также с помощью религии в вождей племени была возможность управлять людьми, объявляя свои указания божьей волей. С развитием человеческой цивилизации развивалась и религия, поэтому, согласно атеистической концепции, эволюция религии напрямую зависела от степени развития общества. Основоположниками и поклонниками данной теории являлись атеисты и поклонники деизма, и одним из самых ярких поклонников эволюционной концепции являлся Вольтер, которому принадлежит всем известное изречение "Если бы Бога не существовало, его следовало бы выдумать". Следует отметить, что многие поклонники эволюционной концепции происхождения религии не отвергают возможность существования Бога и высших сил, однако они считают, что религия и вера имеют мало общего, и религия была придумана прежде всего, как инструмент управления обществом.

    48. Мораль. Этические проблемы в современном мире.

    мораль система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей в целях достижения единства общественных и личных интересов.

    Нормы и правила морали формируются естественноисторическим путем, возникают из житейской практики поведения людей.
    Особенности морального сознания 

    Требования к индивиду в моральном сознании принимают самые разнообразные формы: прямые нормы поведения (не лги, почитай старших), моральные ценности (справедливость, скромность), морально-психологические механизмы самоконтроля личности (долг, совесть).

    Всеобъемлющий характер морали. Моральные требования и оценки проникают во все сферы человеческой жизни и деятельности.

    Внеинституциональность. В отличие от других проявлений духовной жизни общества она не является сферой организованной деятельности людей

    Императивность. Большинство моральных требований аппелируют не к целесообразности, а к моральному долгу, т. е. носит форму прямого и безусловного повеления. 

    Функции морали.

    Регулятивная. Выступает как способ регулирования поведения людей в обществе

    Оценочно-императивная. Нравственное освоение человеком действительности предполагает разделение всех социальных явлений на «добро» и «зло». С помощью этих основополагающих категорий морали и дается собственно оценка любому проявлению общественной жизни.

    Познавательная. историческое развитие морали можно интерпретировать как своеобразный поиск человечеством наиболее гуманных, достойных и перспективных путей развития и совершенствования как всего общества, так и каждого человека.

    Социальная (ее определяют воспитательная, ориентирующая, прогностическая, коммуникативная).

    Дуализм морального сознания.

    Одним из ведущих противоречий морального развития считается несоответствие морали и нравственности, т.е. идеальных, относящихся исключительно к сфере сознания моральных норм и императивов, и реальной моральной практики, т.е. мира человеческих поступков. При этом, когда говорят о несоответствии морального сознания реальным нравам, возникает впечатление, что моральное сознание — это нечто совершенно самостоятельное, существующее каким-то образом вне, т.е. отдельно от индивидов. Но это, конечно, только видимость. Никакого, даже самого возвышенного морально-то сознания не существует вне сознания тех самых людей, чьи нравы и поведение никак не хотят с ним совпадать. Ведь когда говорят о морали, имеют в виду факты общественного сознания, т.е., то общее, что имеется если не во всех, то по крайней мере во многих индивидуальных сознаниях, иначе ее (морали) существование просто невозможно. 

    Но как-то нелепо предполагать, что люди думают (одобряют) одно, а делают нечто диаметрально противоположное. Нормальный человек так существовать не может: даже самый безнравственный с общественной точки зрения поступок для индивида должен быть внутренне оправдан, мотивирован положительно. Значит, наряду с официально провозглашенными и одобренными нормами поведения есть еще один слой норм и повелений, принимаемый как бы негласно и нигде не афишируемый, но ничуть не менее действенный. И это тоже факт общественного сознания!
    49. Философское осмысление феномена глобализации.

    50. Проблема ценностей и их роль в социальном познании.

    Ценность — это интерпретация, в которой субъект выражает свои предпочтения.

    Аксиология (от греч. — «ценность»), - исследование природы ценностных отношений. Тогда же возникли разные аксиологические школы: натуралистического психологизма (А. Мейнонг, Р.Б. Перри и КЛ. Льюис), аксиологического трансцендентализма (В. Виндельбанд, Г. Риккерт), культурно-исторического релятивизма (М. Вебер, О. Шпенглер, П. Сорокин).

    Общей характеристикой ценностей является духовная сущность, а формой проявления — традиции, нормы, правила, заповеди, установки.

    Ценности принадлежат к сфере долженствования. Например, Добро, Справедливость, Красота, Истина существуют не предметно, а только как значимости, как ценности.

    Ценности можно разделить на предметные (материальные) и идеальные (духовные).

    К материальным ценностям относятся потребительские стоимости, отношения собственности, совокупность материальных благ и т.д.

    Социальные ценности составляют духовную жизнь человека, его общественную и моральную честь, его свободу, достижения науки, социальную справедливость и т.д.

    Политические ценности — это демократия, права человека.

    Духовные ценности бывают этическими и эстетическими. Этические — это традиции, обычаи, нормы, правила, идеалы и т.д.; эстетические— область чувств, природные качества посмею», образующие внешнюю сторону. Второй пласт эстетических ценностей – предметы искусства, кот составляют итог преломления эстетических свойств мира через призму чел таланта.

    Можно выделить общечеловеческие, социально-классовые, групповые и индивидуальные ценности.

    Социально-классовые ценности регулируют взаимоотношения классов, больших соц. групп, а ценности личного порядка определяются склонностями, вкусами, привычками и др. индивидуальными особенностями людей.

    Общечеловеческие ценности — результат этого процесса, их сущность исторически конкретна, отдельные ее составляющие меняются или становятся приоритетными в определенный период истории.

    Ценности оказывают первостепенное влияние на социализацию личности.

    Экзистенциальный вакуум связан с потерей смыслообразующих ценностей, с недостатком смысла жизни. Это особенно распространено в наши дни, когда традиционные и устоявшиеся ценности разрушаются. И не только молодым, но и умудрённым жизнью людям часто не ясно, для чего жить.


    Пример экзаменационного билета



    Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования

    «ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
    (Финансовый университет)

    Департамент социологии Дисциплина «Философия» Факультет ________________ Семестр/модуль ____________ Форма обучения ____________ Профиль ___________________

    ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ No 1

    1 вопрос Укажите характерные черты в философии Парменида и Зенона, атомизма Левкиппа и Демокрита. (20 баллов)
    2 вопрос Проблема исторического пути России в русской философии: покажите генезис идей. (20 баллов)

    3 вопрос Укажите автора, философское направление или школу, раскройте смысл цитаты.

    Познавать самого себя — учиться мыслить — поступать так, как если бы ничто не было самоочевидно, — удивляться, «изумляться бытию сущего»... — во всех этих и многих других характеристиках философии формируются интересные, хотя в конечном счете и надоедающие человеческие позиции, однако в них не утверждается, даже с точки зрения педагогики, четко определенное занятие, точно ограниченный род деятельности. Напротив того, определение философии как познания посредством чистых концептов можно считать окончательным. Только не следует противопоставлять друг другу познание посредством концептов и посредством конструирования концептов в возможном опыте (или интуиции). Ибо, согласно вердикту Ницше, вы ничего не познаете с помощью концептов, если сначала сами их не сотворите, то есть не сконструируете их в свойственной каждому из них интуиции, — это поле, план, почва концептов, которые не совпадают с ними самими, но в них скрываются их зачатки и возделывающие их персонажи. Конструирование требует, чтобы любое творение было конструкцией в некотором плане, сообщающем ему автономное существование. Творить концепты — это уже значит нечто создавать. Тем самым вопрос о применении или пользе философии, или даже о ее вреде (кому же она вредит?) ставится по-новому. (20 баллов)

    Подготовил:

    Утверждаю:
    Руководитель Департамента социологии

    _________ Ф.И.О. ___________ Ф.И.О.

    64
    1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   38


    написать администратору сайта