Главная страница
Навигация по странице:

  • III в. до н.э.

  • - формализм и трезвая практичность, исключение понятия «мораль».

  • 313 г. император Константин

  • Суть христианства

  • «Деяние апостолов» (

  • Отличие христианства от язычества

  • 392 г. император Феодосий I

  • Особенности развития религии древних римлян. Особенности развития религии древних римлян. Ранняя римская религия была анимистической


    Скачать 25.24 Kb.
    НазваниеОсобенности развития религии древних римлян. Ранняя римская религия была анимистической
    Дата24.01.2019
    Размер25.24 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОсобенности развития религии древних римлян.docx
    ТипДокументы
    #65147

    • Особенности развития религии древних римлян.

     

    Ранняя римская религия была анимистической, т.е. признавала существование всевозможных духов. Расположенными к людям считались гении – духи-покровители мужчинпенаты – покровители дома и всего города. Злыми духами являлись ларвы – души не погребенных покойников.

    Постепенно под влиянием этрусков, представлявших богов в человеческом облике, римляне перешли к антропоморфизму. Первоначально у римлян существовала верховная триада боговЮпитер
    – италийский бог неба и светаМарс
    – бог плодородия и войныКвирин – бог мира. Со временем появились две другие триады богов. Одну из них почитали патриции, вторую – плебеи. В патрицианскую триаду
    входили ЮпитерЮнона – богиня брака и материнства,Минерва – покровительница ремесел и искусствВ триаду, почитаемую плебеями, вошли Церера – италийская богиня производительных сил природыподземного мира,материнства и бракаЛибер
    и Либера – боги плодородия.

    Особую роль играл двуликий Янус – бог времени.

    Римский пантеон никогда не был замкнутым: считая, что новые боги усиливают их мощь, римляне охотно принимали в его состав божества других народов. Начиная с III в. до н.э.происходит отождествление римских богов с греческими:Юпитера – с ЗевсомНептуна – с
    ПосейдономПлутона – с
    АидомМарса – с Аресом и т.д.

    Для религии эпохи принципата
    характерно установление новых культов – почитаниеимператоров, объявлявшихся после смерти божественными, ибогини
    Ромы – покровительницы 
    Римской империи.

    Особенности римской языческой религии:

    - обрядность римской религии.
    Каждый момент обыденной жизни – обряд, весь день принадлежит религии. Ежедневно дома совершается обряд жертвоприношения, ежемесячно в своей курии приносятся жертвы для выражения благодарности божествам и еще больше для того, чтобы усмирить их гнев.

    Обряды включают множество мелких подробностей, которые не могут быть опущены. Чтобы жертвоприношение дошло до бога, нужно выполнить все формальности и, самое главное, назвать настоящее имя божества, что сделать весьма трудно, так как, по мнению некоторых богословов, его никто не знает. На это счет существует так много сомнений, что даже к самому главному богу обращаются с такими словами: «Могущественный Юпитер, или как там твое имя, то, которое тебе больше всего нравится». Установив имя божества, нужно еще знать точные выражения молитвы, которую следует произнести. Молясь, римлянин, всегда находится под страхом, что его мысль плохо выражена, и поэтому он старательно повторяет по несколько раз одно и то же. Чтобы не было недоразумений, он еще присоединяет к словам жесты: подымает руки к небу, когда речь идет о Юпитере, и бьет себя в грудь, когда речь идет о нем самом. Если и после этого всего боги не поймут его, то это уж их вина. Так же римлянин беспокоится о том, чтобы не взять на себя слишком много обязательств и чтобы не было никаких сомнений относительно того, что он обещает: а то, ему придется сделать больше, чем он собирался. Если бы, например, при совершении возлияния забыли произнести слова: «Примите вот это вино, которое я Вам приношу», то бог мог подумать, что ему обещают все вино, находящиеся в погребе, и тогда надо все его отдать. Любое слово имеет значение. Из-за одного не правильно произнесенного слова можно понести значительные расходы. Во избежание ошибок при молящемся находились два жреца: первый подсказывал слова молитвы, а другой по книге следил и предупреждал пропуски.

    - формализм и трезвая практичность, исключение понятия «мораль».

    Римская религия не заботилась о душевном состоянии молящегося – она обращала внимание лишь на внешнюю сторону. Для нее самым благочестивым был тот, кто лучше всех знает обряды и умеет молиться богам по законам своей страны; в особенности важно явиться в храм в соответствующем одеянии и принимать там предписанную законом позу. Она не только не поощряет истинной набожности, но, наоборот, относится к ней с недоверием.

    Мечтательность, мистическое созерцание были чужды им и вызывали подозрение. Прежде всего, они любили спокойствиепорядок,
    правильность. Все, что волнует душу, им не нравилось. Религия вменяла в обязанность молчание во время священных церемоний, запрещала даже думать, старалась сделать молитву как можно более холодной, лишая ее свободы, не разрешала в порыве благодарности или религиозного экстаза прибегать к собственным выражениям.

    От богов ждали помощи в конкретных делах и поэтому скрупулезно выполняли установленные обряды и приносили необходимые жертвы. В отношении к богам действовал принцип «я даю, чтобы ты дал»; римлянин не хотел оставаться должником богов, но и не желал также давать больше, чем следует.

     

    В I в. н.э. в восточных провинциях Римской империивозникло христианство. Оно появилось в период острогосоциально-экономического кризиса рабовладельческой римской империи и сопровождался разложением традиционных религиозных верований и широким распространением суеверий и мистики. Падение авторитета античных богов сопровождалось дезорганизацией общественной жизни и содействовало падению нравов. Общественность изнемогала под бременем безверья и надеялась на
    спасение
    от беззакония и беспутства.

    Представления о божественном спасителе можно встретить в восточных религиях(древнеегипетских текстах, религиозных мифах Вавилона, иранской религии зороастризме, иудаизме), в эллинистической философии и социальных утопиях (Филон АлександрийскийСенека).

    Первые христианские общины рекрутировались главным образом из среды обездоленных. Постепенно они укрепляли свои позиции и становились реальной общественной силой. В313 г. император Константин издал эдикт, разрешавший христианам исповедовать свою религию. По мере того, как росло число общин, усиливалась необходимость в упорядочивании и канонизации христианских догматов.

    Суть христианства изложена в 12 пунктах
    «Символа веры», принятого на Никейском (325 г.) и Константинопольском (381 г.) соборахГлавный программный документ христианства – «Новый завет», который содержит: Евангелия (т.е. «благие вести» от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, т.е. четыре рассказа о жизни Христа), «Деяние апостолов» (рассказ о том, что было в жизни апостолов поле вознесения Христа), «Послания апостолов»и «Откровение от Иоанна Богослова» (или «Апокалипсис»).

     

    Отличие христианства от язычества:

    • Христианство обращалось к людям, неся новые ценности. В них пробуждалась вера в Заступника, способного обуздать земную власть, умножалось доверие к Богу, который во имя любви к людям пожертвовал своим Сыном, чтобы искупить грехи смертных.

    • Христианство обращалось ко всем людям, независимо от этнической, языковой, политической и социальной принадлежности. По словам апостола Павла«…нет ни Эллина, ни Иудея,…раба, свободного, но все и во всем Христос»Духовный универсализм позволил христианству стать мировой религией.

    • Разделив мир на божественный и материальный, христианство в центр последнего поставило человека«…плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами, и над птицами небесными, и над всяким животным…».

    • Разделив на два начала человека – тело и душу, христианство отдало приоритет духовному началу,вытекающему из высшей евангельской заповеди – «всеоткрытой любви» к себе, ближнему и даже врагу своему. На смену одаренному силой атлету, как символу античной культуры, приходит образ одухотворенного человека.

    • Христианство положило начало новой культуре – культуре, признававшей в человеке личность, смотревшей на человека как на земное воплощение Бога и на Бога как на высшую любовь к людям, как на небесное воплощение человека, Иисуса Христа.

    • Существенно изменился в христианстве и сам образ Бога. Языческие боги, отличались от людей бессмертием и могуществом, но были телесны и жили в том предметном мире, что и смертные; они были жизнелюбивы, порою злобны и коварны, порождая у людей страх и стремление обезопасить себя с помощью жертвоприношений.Христианский Бог – не производное от человека, не идол, не воплощение человеческих желаний. Он существует абсолютно независимо от человека. Люди стали верить не в природу, а в божество. Он таинственно объемлет людей со всех сторон. Библия именует его «богом сокровенным», живущим в «свете неприступном». По христианскому учению, «Бог есть любовь». Любовь Бога к человеку носит всеобъемлющий характер. Бог не делает зла человеку. Зло – результат «первородного греха» и неправедной жизни человека.

     

    Новая религия запретила жертвоприношения и отказалась от строгой регламентации поведения человека в быту. Вместе с тем, церковь не отказалась наиболее распространенныхобрядов, обосновала правомерность их заимствования, что облегчало переход в христианскую веру.

    В 392 г. император Феодосий I
    официально запретил языческие культы. Христианство стало единственной государственной религией.


    написать администратору сайта