Главная страница
Навигация по странице:

  • 1)Выделите факторы, способствующие развитию больничного дела в Византийской империи. Охарактеризуйте основные типы больниц Византийской империи

  • Факторы, способствующие развитию больничного дела в Византийской империи

  • 2)Особенности развития медицинских знаний, навыков и умений в Византийской империи. Выделить по ПУНКТАМ и обосновать свой ответ. ( почему Вы так думаете).

  • Особенности медицины Византии

  • 2) монастырская медицина

  • 2)Появление монастырских больниц

  • 4)С вашей точки зрения , как повлияло христианство, на развитие медицины Византийской империи и Киевской Руси.

  • Выполнила студентка стоматологического факультета 231234 группы


    Скачать 163.71 Kb.
    НазваниеВыполнила студентка стоматологического факультета 231234 группы
    Дата01.12.2021
    Размер163.71 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаIstoria_meditsiny_Vizantia_i_Kievskaya_Rus_Sadrieva_A.pdf
    ТипДокументы
    #288448

    Выполнила студентка стоматологического факультета 231-234 группы
    Садриева А.Р, по теме: «История медицины Византийской империи.
    Медицина Киевской Руси».
    1)Выделите факторы, способствующие развитию больничного дела в
    Византийской империи. Охарактеризуйте основные типы больниц
    Византийской империи.
    Больничное дело в Византии развивалось в духе традиций, заложенных в восточных провинциях Римской империи в конце 5 века и значительно опережало западные земли бывшей Римской империи.
    Больница в современном понимании формируется в период
    Классического Средневековья. В ней было пять отделений, включая отделение женских болезней.
    Факторы, способствующие развитию больничного дела в Византийской
    империи:
    Одним из главных факторов, способствующих развитию больничного дела в
    Византии, является:
    1)Христианская благотворительность, которая заключалась в призрении слабых, немощных и бездомных.
    2) Став идеологией средневековья, христианство оказывало определяющее влияние на общественные и политические процессы. Государственная доктрина прославления христианской монархии и культ византийского императора как главы всего христианского мира имели огромное влияние на всю общественную и идейную жизнь Византии (идеологию, культуру, философию и различные области знания, в том числе медицину).
    3)Санитарно-технические сооружения. Каменистая почва, на которой располагался древний г. Византии, не давала населению необходимого количества воды.
    Строительство колодцев было затруднено. Вода, наполнявшая их, имела горько-соленый вкус и была непригодна для питья.
    Поэтому одной из важнейших задач при создании новой столицы было строительство акведуков (водопроводов), постоянно пополнявших запасы воды в колодцах, фонтанах и подземных резервуарах—цистернах.
    В силу своего географического расположения и исторического значения в решении судеб Востока и Запада Константинополь часто подвергался длительным осадам и успешно их выдерживал, отчасти благодаря
    значительным запасам питьевой воды, которые всегда имелись в подземных цистернах города. В ранневизантийских городах везде существовали бани.
    Со временем баня в Византии перестала быть центром общественной жизни.
    Старые термы были слишком роскошными и переделывались под христианские храмы. Столичные бани состояли из нескольких помещений, которые обогревались.
    В них подавалась горячая вода. В то же время баня оставалась местом врачевания: врачи предписывали больным баню 1— 2 раза в неделю (в зависимости от заболевания).
    4)Использование знаний других народов.
    Через Византию пролегали важнейшие торговые пути,следовательно, она имела тесные связи со многими государствами и могла перенимать их знания и традиции.
    Также можно отметить,что,на протяжении всей своей истории Византия была государством полиэтническим.
    Византийская культура объединила в себе достижения многих населявших ее народов (греков, сирийцев, римлян, коптов, славян, половцев, арабов и др.).
    Однако византийцы не ограничивались простым усвоением знаний, приобретенных в предшествующие столетия, и в ряде отраслей сделали определенные шаги вперед.
    Особое внимание уделялось тем областям знаний, которые были тесно связаны с практикой, прежде всего с медициной. В то же время в основу всех наук была положена не античная философия, а теология.
    5)Сохранение античной культуры.
    Преемницей Восточной Римской Империи стала Византия. Будучи прямой наследницей античной культуры, Византийская империя долгое время сохраняла традиции Древнего Рима:
    1. строительство храмов,
    2. одежду,
    3. спорт,
    4. латинский язык – язык медицины,
    5. различные церемонии.

    Также ранневизантийская цивилизация унаследовала от античности устройство и быт городов: водопроводы, сточные системы, бани. Наиболее ярко это проявилось при строительстве города Константинополя.
    Общее число мест достигало 50. Больница имела постоянный штат врачей-специалистов и их помощников. В каждом отделении было по два врача, которые принимали и приходящих больных.
    Одним из главных факторов, способствующих развитию больничного дела в Византии, является христианская благотворительность, которая заключалась в призрении слабых, немощных и бездомных.
    Также свою лепту в развитие истории внесли такие факторы как:
    1) развитие смежных наук (таких как естествознания, математики и механики, физики, химии);
    2) эпидемии и пандемии повальных болезней;
    3) многочисленные войны и крестовые походы;
    4) мировые и национальные религии;
    5) становление философских систем и учений;
    Также особым фактором является,что в больницах в Византии появились:
    1)Ксенодохии – первые монастырские приюты;
    2)Латифундии – больницы для рабов;
    3)Валетудинарии – больницы для военных.
    Можно выделить еще один интересный факт,то что: женщины работали в медицине на равных правах с мужчинами.
    Существовал в Византии так называемый институт «диаконис», на который возлагался уход за больными.
    В основном, это были монахини, причем, женщины работали не только медсестрами, акушерками, но и врачами (например, гинекологами).
    В византийских больницах начиная с VII в. работали в основном хирурги, офтальмологи, гинекологи, акушеры-гинекологи, врачи других специальностей и многочисленный медперсонал. От века к веку совершенствовалась система здравоохранения.

    В рамках активного осуществления филантропии монахи часто работали в больницах, как врачи и медсестры, особенно начиная с IV века, с основания больницы Василия Великого в Кесарии, одновременно с мирянами.
    В ранневизантийский период вся ответственность за лечебный процесс в больницах лежала на главном враче, у которого были помощники – «заведующие» и «администраторы».
    Профессия врача была очень авторитетной и престижной.
    Вознаграждение за свой труд врачи получали либо от пациентов, либо от государства.
    Врачи получали вознаграждение, как деньгами, так и продуктами питания. Вместе со всевозможными привилегиями византийское законодательство определяло и уголовную ответственность врачей, как мужчин, так и женщин.
    Но существовали и наказания,они были самыми разными: от штрафа до полной конфискации имущества. А все зависело от того ущерба здоровью, который был нанесен пациенту, от социального положения больного и от квалификации врача.
    Так,вина врача определялась судебной медициной, применялось и публичное осуждение аморального поступка врача.
    Существовал еще один вид наказания – пожизненные принудительные работы на рудниках.
    Ну и в самых редких случаях врача могли приговорить к смерти.

    2)Особенности развития медицинских знаний, навыков и умений в
    Византийской империи. Выделить по ПУНКТАМ и обосновать свой
    ответ. ( почему Вы так думаете).
    Византийская империя явилась преемственицей античной культуры и медицины Древней Греции, Рима, а также Индии и Египта сохранила и систематизировала античное наследие оказала большое влияние на развитие медицины многих народов мира.
    Особенности медицины Византии:
    1)Основой медицинских знаний в Византии оставались сочинения
    Гиппократа и Галена
    2)Развитие учения о лекарственных растениях
    3)Развитие алхимии, накопление химических знаний
    4)Труд врача Орибасия систематизировал наследие античных авторов.
    5)Александр из Тралл -автор 12 -томного труда по внутренним болезням и их лечению.
    6)Создание медицинских энциклопедий.
    1)Орибасий:
    1.одним из самых выдающихся врачей Византии
    2.составил энциклопедический труд «Врачебное собрание» в 72 книгах
    3.систематизировал наследие от Гиппократа до Галена, труды Геродота,
    Диоскорида и других античных авторов.
    2)Аэций:
    1.Считается первым византийским врачом-христианином. Ему принадлежит руководство по медицине «Четверокнижие», которое содержит рецепты египетской и эфиопской медицины.
    2.Павел – прославился как хирург, акушер и преподаватель.
    Так же, составил 2 больших сочинения:
    «Труд о женских болезнях» и «Медико-хирургический сборник» (учение о переломах, вывихах, ампутациях, полостная, военная и пластическая хирургия)
    Аэций Амидийский и Александр Тралльский (VI век), Павел Эг были энциклопедистами, составителями больших сочинений, в которых они собрали и систематизировали богатое наследие античной медицины.

    Влияние арабоязычной медицины. На греческий язык переводились и медицинские арабские рукописи. Широкую известность получили прописи арабских лекарственных препаратов.
    Влияние-арабской медицины более ощущается в сочинениях поздних византийских авторов. Среди них труд о свойствах пищи Симеона Сифа и книга по лекарствоведению («Opus medicamentorum») Николая Мирепса, использовавшаяся для преподавания в Европе вплоть до XVII в.Составление медицинских сборников.
    Бурная эпоха IV—VII вв. оставила гораздо больше письменных медицинских источников, чем вся последующая история Византии. Это был период создания многотомных энциклопедических сводов, обобщающих наследие древних и опыт византийских врачей. Черпая свои знания из трактатов выдающихся ученых древности, византийские медики спасли их от забвения и передали последующим поколениям.
    Со временем приготовлением лекарств стали интересоваться и ремесленники-химики.
    Так например,в период средневековья химии как науки еще не существовало: шло количественное и качественное накопление сведений практического характера, составлялись специальные руководства по производству разнообразных веществ, главным образом красителей и лекарств.
    Накоплению определенных химических знаний способствовала и алхимия, возникшая в первые века нашей эры и достигшая наибольшего развития в средние века.
    Алхимики верили в трансмутацию металлов и возможность получения химическим путем золота, серебра и драгоценных камней, занимались поисками философского камня и эликсира долголетия, который бы (как они полагали) избавил человека от болезней и обеспечил бы долгую жизнь (и даже бессмертие).
    Но,несмотря на то, что исходная посылка алхимиков была ложной, их практика способствовала расширению знаний о химико-технических процессах и методах их изучения.

    3)Охарактеризовать основные виды медицинской помощи Киевской
    Руси.
    В Киевской Руси существовали три основные формы врачевания:
    1) народное врачевание(Люди, которые им занимались, назывались кудесниками и знахарями);
    2) монастырская медицина (в основном получила распространение после принятия на Руси христианства);
    3) светская (мирская) медицина(появившаяся во время правления
    Ярослава Мудрого. Она же носила название иноземной)(.
    Итак,
    1)Народная медицина – это древнейшая ветвь медицины в истории России.
    По сути, корнями ее было язычество, которое исповедовали славянские племена до объединения и до принятия христианства.
    С развитием и ростом Русского государства народная медицина вплоть до второй половины XIX в. оставалась единственным способом лечения болезней и поддержания здоровья простых людей, так как не существовало более доступной врачебной помощи.
    Ситуация изменилась во второй половине XIX в., когда появились первые земские учреждения и собственно земская медицина. Врачевание со времен его зарождения отличалось от других видов медицины тем, что сочетало в себе и знание целебных свойств природных средств, и веру в чудодейственные силы.
    Врачеванием на Руси занимались знахари и предсказатели, ведьмы, ведуны, ведуньи, чаровницы, кудесники, их побаивались, так как они были возведены в ранг посредников между исцеляющими силами природы и человеком. Боялись их потому, что люди верили, что они могут обратить таинства природы как во благо, так и во вред человеку.
    Они занимались совершением различных магических приворотов, отворотов, лекарским делом, гаданием, напусканием и снятием порчи и т. д.
    Им настолько доверяли, что обращались за помощью к ним не только простолюдины, но и князья и члены княжеских семей.
    Так например, народные лекари умели делать:
    1. кровопускания,
    2. трепанации черепа,
    3. лечить травмы (накладывать лубки),
    4. лечить раны с помощью различных мазей, прижиганием.

    По прошествии времени врачеватели обрели новое название – лечцы.
    Они стали организаторами семейных школ, в которых знания медицины переходили от отца к сыну.
    Лечцы широко использовали в своем деле не только растительные средства (такие, например, как листья березы, чеснок, полынь, хрен, подорожник, лук, чемерица черника и т. д.),так и различные магические заговоры, но и продукты животного и минерального происхождения, например: растертый в порошок хризолит применялся при сильных болях в животе, а женщинами для облегчения родов рекомендовали носить рубин.
    Наиболее известным целебным средством со времен лечцов, дошедшим до наших дней, стала так называемая кислая вода или нарзан, что означает «богатырь-вода».
    Так,первое упоминание о лечцах было найдено в «Русской Правде» – древнейшем своде законов. Там впервые и нашли закон о праве требовать возмещения морального ущерба с человека, причинившего увечье не только тому, кому был причинен ущерб, но и в казну государства, а также право доктора (лечца) брать вознаграждение за оказанную помощь, так называемую мзду.
    Народные врачеватели составляли трактаты об использовании целебных сил природы – травники и лечебники.
    2)Появление монастырских больниц можно отнести ко временам принятия христианства на Руси.
    Монахи, верившие в то, что всем на земле ведает Бог, воспринимали болезни как кару за прегрешения человеческие, а иной раз и как вселение бесов в человеческую душу и тело,следовательно, исцеление от болезни рассматривалось как прощение Божие и отпущение грехов.
    Монастырские больницы носили название «лечебницы» и
    «странноприемницы». Первые упоминания о них относятся к XI в.
    Наиболее известными из них стали лечебница в Переславле, основанная в
    1091 г, и Киево-Печерская лавра, основанная в 1051 г. Как ни странно, в лавре находили способы лечения самых различных болезней – от инфекционных до психических.
    В стенах монастыря даже было что-то вроде изоляторов, куда помещались тяжелобольные, им обеспечивался индивидуальный уход.
    Люди, которые не имели уже надежды на выздоровление, нередко исцелялись монахами, после чего уверовали в Бога и молитвы и постригались в монахи.

    Среди известнейших целителей, практиковавших в лавре, были такие люди, как преподобный Алимпий, прославившийся тем, что лечил людей с тяжелейшими случаями лепры.
    Для лечения болезней кожи он использовал иконописные краски, содержавшие, по-видимому, различные лечебные вещества. Лечили врачеватели монастыря бесплатно, к больным относились терпимо, с любовью вплоть до самопожертвования.
    Это отношение является азами врачебной этики, которой в наше время при обучении в вузах придается большое значение.
    3)Светская медицина появилась на Руси со времен правления Ярослава
    Мудрого.
    Представителями этой ветви медицины были врачи вольной практики, не относящие себя ни к народным врачевателям, ни к монастырским лекарям.
    Это были люди, часто иноземного происхождения (лечец-армянин, имя которого неизвестно, который пользовался огромной популярностью даже при княжеском дворе; врачеватель Петр, сириец, живший при дворе
    Николая Давыдовича (князь XII в.) в Чернигове) и за помощь больным деньги брали, не стесняясь, чем и вызывали негодование у представителей других ветвей медицины.
    Особенно боролась со светской и народной медициной набиравшая обороты монастырская медицина.

    4)С вашей точки зрения , как повлияло христианство, на развитие
    медицины Византийской империи и Киевской Руси.
    Медицина средневековой Европы развивалась в христианской культуре.
    Библейские тексты содержат множество гигиенических предписаний, упоминаний о различных болезнях и эпидемиях, профилактике болезней и рекомендаций по сохранению здоровья.
    В Священном Писании зачастую Бог сравнивается с врачом.
    1)Так в христианской культуре сформировалось представление о том, что
    Господь карает грешника болезнями или посылает испытания праведникам, напоминая тем и другим о бренности земного бытия.
    Так же,значительное влияние на разные аспекты Византийской и
    Киевской культуры, в том числе на развитие медицинских представлений и восприятие врачебного искусства оказали богословские тексты и термины.
    Примеры:
    1)Лука, один из четырех евангелистов, был врачом.
    2)Религиозные представления средневековья побуждали людей искать в церкви не только утешения и помощи, но и исцелений, о которых повествуют библейские свидетельства.
    Однако это совсем не значит, что средневековая медицина уповала только на молитвы. В разных случаях применяли разные методы лечения, известные монахам из медицинских книг.
    Так,уже в период раннего средневековья монастыри, на территории которых находились скриптории и библиотеки, стали центрами книжной культуры.
    3) В VII-VIII вв. при монастырях были организованы многочисленные приюты и больницы для странников. В приюте св. Бернарда, расположенном в ущелье Апеннинских Альп, монахи-августинцы оказывали помощь тем, кто решался перейти заснеженные горные вершины.
    Ночью и во время ураганов они звонили в колокола, зажигали свет в окнах обители и с колокольчиками выходили навстречу путникам. В приюте замерзших отогревали и оказывали посильную врачебную помощь.
    Но,а,если странника не удавалось вернуть к жизни или в горах находили тело умершего, то его отпевали и относили на ледовое кладбище в горах.
    4) В средневековых монастырях создавались больницы, которые первоначально предназначались для братьев святой обители, однако с увеличением числа странников их пришлось расширить.

    5) Монахи, сведущие в лечебном деле, выращивали в монастырских садах лекарственные растения.
    Монастырь часто имел свою аптеку и был центром, где больные из окрестных деревень и сел, могли получить совет и помощь.
    Одним из наиболее известных центров врачевания начала IX в. был монастырь в Сен-Галлене.
    6)Больница рассматривалась как место, которое находится под покровительством и защитой церкви. Среди множества духовных лиц, посвятивших себя медицине,причем некоторые занимали достаточно высокое положение.
    Например, папа римский Иоанн XXI до своего избрания в 1276 г. с большим успехом практиковал в Лионе как врач под именем Петра
    Испанского.
    7)Хоть и в европейских городах появлялись больницы,которые были основанны светскими лицами, до с середины XIII в. они обычно находились в ведении монашеских орденов.
    В таких приютах, расположенных на окраине города, у городской стены или перед городскими воротами, как правило, были:
    1. чистые постели;
    2. хорошая пища;
    3. тщательный уход за больными.
    Спустя некоторое время,в больницы стали назначать врачей, не принадлежащих к какому-то определенному ордену.
    8) В XIII-XIV вв. больница перестала быть церковным учреждением в строгом смысле слова, НО продолжала находиться под покровительством церкви, поэтому ее имущество считалось неприкосновенным.
    Это имело большое значение для организации врачебного дела: состоятельные горожане охотно вкладывали свои средства в больницы, обеспечивая тем самым их сохранность.
    Больницы имели возможность приобретать земельные владения, предоставлять ссуды, использовать запасы зерна в случае неурожая.
    9)После принятия христианства, основные меры помощи,а именно:
    1. детям-сиротам;
    2. неимущим;
    3. калекам;
    4. немощным;
    были связаны с княжеской защитой и попечительством, и уже затем в большей степени с монастырско-церковными формами призрения.
    10) Монастырская медицина включала в себя не только оказание лечебной помощи нуждающимся, но и другие формы оказания помощи - предоставление жилья, пищи, духовного попечения.
    Она была не только одной из основных форм оказания медицинской помощи широким массам народа, но и утверждала идеалы христианской морали применительно к медицинской деятельности.
    Монахи считали врачевание больных делом своего подвижнического долга и усердно направляли заботы на призрение заболевших.
    11) Люди считали причиной возникновения эпидемий наказание за грехи, поэтому в отдельных случаях доходило до отчаянных поступков.
    Так, например, в XIV в. в Новгороде во время эпидемий чумы жители за
    24 ч. возвели церковь Андрея Стратилата.
    12) В летописях, сборниках древнерусских законодательных актов, церковных документах и литературных памятниках встречаются многочисленные сведения, касающиеся медицинской практики и лечебного дела.
    Термины «лекарь», «лечец», «врач» упоминаются в «Церковном уставе» князя Владимира (конец X в.), в «Русской правде» Ярослава Мудрого
    (начало XI в.) и других документах того времени.
    С принятием христианства на Руси, распространением грамотности и письменности многовековой опыт народной, а затем и монастырской медицины обобщался в виде «лечебников» и «травников». Немало было и переводных «лечебников».
    Помимо русских медиков в Киеве и других крупных городах практиковали и иноземные врачи - греки, сирийцы, армяне, имевшие свои дома с лекарственными «погребами» (аптеками).
    Как русские, так и иноземные врачи привлекались для медицинского обслуживания князей, бояр, а также княжеских дружинников, составлявших основу государственной власти в древнерусских княжествах.
    13) Также нужно отметить,что на Руси церковь возводила действия магов и кудесников, а также иноземцев в рамки бесовского дела.
    Велось активное преследование мудрецов, ведунов и т.д., пойманных даже сжигали на кострах. Действия эти были сродни европейской инквизиции.

    Однако, несмотря на упорную борьбу, врачевание на Руси так и не стало чисто церковной привилегией. Это видно из источников, относящихся к периоду классического Средневековья, в которых продолжает упоминаться и народное врачевание, и мирская медицина.
    С ходом времени эти две ветви медицины приобрели все больше различий и обособились друг от друга.
    14) В «Киево-Печерском патерике» содержатся первые сведения о врачебной этике на Руси XI-XII веков. В нем говорилось о том, какими качествами личности должен обладать лечец, как вести себя в отношениях с больными, как относиться к своей работе.
    Лечец должен был быть:
    1) образцом человеколюбия вплоть до самопожертвования;
    2) ради больного выполнять самые черные работы,
    3) быть терпимым и сердечным по отношению к нему;
    4) делать все, что в его силах для излечения больного;
    5) не заботиться о личном обогащении и профессиональном тщеслави.
    15)К сожалению,Монгольское нашествие и установление монголо- татарского ига нанесли огромный ущерб русской культуре. В связи с нашествием монголо-татар на Руси развитие медицины и медицинской этики на несколько столетий затормозилось на уровне народного врачевания и монастырской медицины.
    Государственная доктрина прославления христианской монархии и культ византийского императора, как главы всего христианского мира, имели огромное влияние на всю общественную и идейную жизнь
    Византии,а именно на:
    1)идеологию;
    2)культуру;
    3)философию;
    4)историю;
    5)литературу;
    6)искусство и на раз-личные области знаний, в том числе и на медицину.
    Так же,в соответствии с господствующим положением церкви содержание больниц сосредоточилось в ее руках. Так,именно в Византии берет свое начало монастырская медицина.

    Первая большая христианская больница была построена в Кессарии в
    370 г. Василием Великим.
    Считаю что, христианство в Византийской империи и Киевской Руси, так же как и милосердие, на протяжении многих веков было одним из основных принципов жизни. Это повлияло на формировании врачебной этики и определении ценностей жизни каждого человека, так как служить человеку – это служить Богу. Так же можно сказать,что принятие христианства Киевской Русью имело,как важные политические,так и медицинские следствия,так как после принятия христианства в Руси начали развиваться монастырские больницы и монастырская медицина.


    написать администратору сайта