Главная страница

Исторические этапы становления социальной работы в России. Обществ призрения


Скачать 250.89 Kb.
НазваниеОбществ призрения
Дата26.07.2022
Размер250.89 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаИсторические этапы становления социальной работы в России.docx
ТипЗакон
#636273

Исторические этапы становления социальной работы в России.

Периодизация историографии проблемы.
1 этап- дореволюционный 1818 – 1917 годы.
До 19 века формируется система обществ призрения 
К 19 веку созрели условия когда был наработан опыт организации призрения, появляются деятели которые  анализируют систему призрения. Первый был Сток «Об общественном призрении» 1818г. В основе его книги лежит рассмотрение закон-ва об обществ призрении.  Его периодизация не совпадает с периодизацией общественного призрения.
Якоби «Благотворительность» 1894 год. Исторические законы можно открыть только при рассмотрении процесса в пределах больших периодов. Выделяет фазы развития благотворительности, которые следуют за пандемическими факторами (его подход наз. Пандемический).
Максимов «историко статестический отчерк …………» 1894 г. Культурологический подход. 
Гелье «записка об историческом …….» с его начинается теория. Соц.работа будет Женским лицом. 
2й этап Это советский период. Охватывает 1917- 1991 гг. В этот период социальная работа рассматривается в развитии идеологии шефской помощи, деятельности профсоюзов, которые вкл. В себя рад составляющих : социальное обеспечение, дефектология, государственное социальное страхование. Вопросы организации общественного призрения традиции благотворительности и меценатства стояли за гранью существовавшей идеологии. Деятели: Бурышкин, Степанский, Черенцов, Ярошкин, Дружинин. 
Государственно- потернолизский подход 
3-й постсоветский 1990. Вклад ученых РГСУ. Жуков, Холостова, Сафронова, Бербешкина, Демидова, Ярохин, Яськов, Зайнышева, Золотарева, Казлов, Кононовы Л.И и Т.Б., Малых, Павлов, Понтелеева, Сорвина, Червякова, Фирсов.
Современный период периодизация не сотрудники РГСУ:
 Бадя Л.В – «Развитие общественных задач благотворительности и создание системы учреждений благотворительного характера». 
Кузьмин и Судеин. Учебник 2003 «Мировая периодизация…
М.В.Фирсов.

История социальной работы в России насчитывает более тысячи лет. Началом ее следует считать договор 911г. князя Олега с греками, который содержал в себе моменты, называемые ныне социальной работой (первое документальное подтверждение – забота государства о нуждающихся гражданах). 
Почти сразу после крещения (988 г.) Владимир занялся богоугодными делами: строил церкви, которые стали не только фундаментом веры, но и основав научного знания, книжного дела; основывал школы и училища, ставшие первой ступенью народного просвещения России.
Владимир гораздо большее рвение с проявил к устройству церкви, а также к благотворительности, чем заслужил безмерную любовь народа.
Владимир устраивал пирщества на княжеском дворе не только для бояр и знати, но и для людей бедных, всячески стараясь удовлетворили их нужды.
Христанское учение так повлияло на Владимира, что Его благотворительность распространялась и на тех, кто не мо прийти за помощью на его двор. Князь велел своим людям развозить по улицам хлеб, мясо, рыбу, овощи и раздавать по дворам нищим и убогим.
В лице Владимира объединилась личная и государственная благотворительность.
Начинания Владимира продолжил его сын Ярослав (Мудрый), который основал училище на 300 человек.
Однако более всего Ярослав прославился составлением первого письменного русского свода законов — «Русской Правды». «Русская Правда» состоит из 37 глав и, кроме статей уголовного характера, имеет статьи социальной направленности, что было необычайно для молодых государств Европы,
Русская Правда» явилась первым славянским законом, включающим в себя подобие социальной программы. О важности для Ярослава социальной темы свидетельствует тот факт, что из 37 статей этого закона 8 целиком посвящены проблемам детской защищенности. Эта первая попытка составления русского свода законов.
Внук Ярослава Мудрого, Владимир Мономах создал первое в своем роде нравственное поучение, обращенное к младшему поколению. Оно наполнено искренностью и христианской человечностью.
Христианская гуманность, вера в силу добра, убежденность в важности человеколюбия не были отвлеченными нормами, а, наоборот, являлись непреложными истинами, не выполнять и не следовать которым они считали для себя невозможным.
Благодаря десятине и обычаю частных лиц оставлять церкви свое имущество, на протяжении веков средоточием социальной помощи были церкви и монастыри. Первичным состраданием к страждающему была личная милостынь. Человеколюбие на деле значило нищелюбие. Люди порой начинали нищенствовать не потому, что неожиданно впадали в нужду, а потому, что это было выгоднее, чем честным трудом зарабатывать свой хлеб.
Российское законодательство делило нищих на 4 категории.
Здесь были
1) те, которые не могут своим трудом добыть пропитании.
2) те, кто по сиротству и временным болезням впал в нужду, но может работать; 
3) те, которые могут трудиться, но нищенствуют п лености и дурному поведению; 
4) те, кто по случайным обстоятельствам впал в крайнюю нужду.
Первым российским самодержцем, решившим искоренить попрошайничество был Петр I, причем насильственными методами (биение) - Указ 1712 г. «О воспрещении нищенства».
Первый русский император практически подошел к созданию системы общественного призрения. При нем обязанность строительства и содержания больниц лежала на приказах Патриарших, монастырских. Изданы были правила, чтобы города, общества, помещики и все места и лица, управляющие казенными и партикулярными домами, вотчинами, старались о прокормлении и призрении нищих и убогих их ведомств, не допуская их ходить по миру для прошения милостыни. Наблюдать за этим должна была полиция.
При Петре III было отмечено указом (1762 г.) о том, чтобы безумных не в монастырь определять, а построить для них особый дом (признание безумия  болезнью).
При Екатрине II было становление системы общественного призрения. Указ 1775 приписывал каждой губернии открыть особые Приказы Общественного призрения. На эти приказы были возложены обязанности – устраивать и содержать школы, сиротские дома, больницы, аптеки и др. учржд. Т.е. государство брало на себя ответственность как моральную, так и материальную, что вскоре было вынуждено попечение о нищих и калеках сделать не только гос-м, но и общественным. Это идея получила распространение при Александре I. Он подписал закон, в котором призрение в России передавалось различным благотворительным организациям и ведомствам.
В результате реформ второй половины XIX в. в России появились земства, которым были переданы вопросы местного самоуправления и, естественно, решение некоторых вопросов общественного призрения.
Для решения этих и целого ряда других вопросов в конце прошлого века была образована (по высочайшему повелению) комиссия для пересмотра действующего законодательства о призрении бедных. Но войны, а затем и революции помешали увидеть результаты деятельности этой комиссии.
Впервые послереволюционные (и послевоенные) годы деятельность Советского правительства, помимо восстановления хозяйства, была направлена также на повышение благосостояния трудящихся. 
В 1918 г. по личному указу В.И. Ленина всем центральным и местным органам управления была поставлена задача по выделению вопросов социальной помощи и поддержки трудящихся в отдельную систему.
В 1921 г., обеспечение трудящихся приобретало все новые направления. Так, широкое применение находила система социального страхования.
В год образования СССР изменилось само понятие «социальное обеспечение». Теперь оно звучало так — «государственная система материального обеспечения и обслуживания всех граждан СССР в старости, болезни, при полной или частичной утрате трудоспособности, а также многодетных семей. Осуществляется за счет государственных и общественных средств».
Особое внимание стало уделяться пенсионному обеспечению и пособиям. Было создано несколько пенсионных страховых фондов (негосударственных).
В 1924 г., на II Съезде Советов СССР была принята первая Конституция СССР. Она внесла изменения в систему социального обеспечения, теперь уже населения, а не трудящихся, как было раньше, и его же социального страхования. Это звучало так: «Должно быть произведено полное социальное страхование рабочих:
а) для всех видов наемного труда;
б) для всех видов потери трудоспособности.
Именно: от болезней, увечья, инвалидности, старости, профессиональных болезней, материнства, вдовства и сиротства, а также безработицы».
К 1929 г. Советская власть в законодательном порядке утвердила полное социальное обеспечение всех трудящихся, всех видов потери трудоспособности и впервые в мире — от безработицы, за счет нанимателей и государства, при помощи профессиональных союзов.
В СССР сформировалась патерналистская модель социальной защиты, с финансированием главным образом из госбюждета.
Социализм, осуществляя свои программные установки на неуклонный рост народного благосостояния, создавал необходимые условия развития всеобщей и доступной системы социального обеспечения. Право граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца было закреплено в Конституции СССР. Это право гарантировалось социальным страхованием граждан, пособиями по временной нетрудоспособности; выплатой за счет государства и колхозов пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца и т.д. Наряду с выплатой пенсий и пособий существовало немало других видов обеспечения. Среди них были: профессионально-техническое обучение и переобучение инвалидов, их трудоустройство, предоставление инвалидам бесплатной протезно-ортопедической помощи и специальных транспортных средств, содержание престарелых и инвалидов в домах-интернатах, их санаторно-курортное лечение и т.д.


написать администратору сайта