Главная страница
Навигация по странице:

  • 31. Покажите взаимосвязь категорий и принципов диалектики.

  • 32. Выделите исторические формы материализма и разновидности идеализма.

  • Материализм Древнего Востока и Древней

  • Метафизический (механистический) материализм Нового времени в Европе.

  • Диалектический материализм

  • Непоследовательный материализм

  • Научный и вульгарный материализм

  • Субъективный идеализм

  • 33. Проблема истины в философии. Сравните значимость различных критериев истины. Проблема истины

  • Истина

  • Онтологическое понимание

  • Позитивистское понимание

  • Прагматическое понимание

  • Конвенциональное понимание

  • Характеристики истины

  • ясность и отчетливость.

  • Сравнение значимости различных критериев истины.

  • объективна

  • 34.Синергетика как теория самоорганизации. Сопоставьте диалектику и синергетику.

  • 35. Проанализируйте специфику социального познания.

  • вопросы философии. Перечень вопросов для подготовки к экзамену


    Скачать 258.55 Kb.
    НазваниеПеречень вопросов для подготовки к экзамену
    Анкорвопросы философии
    Дата08.06.2021
    Размер258.55 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлавопросы философии.docx
    ТипДокументы
    #215399
    страница35 из 38
    1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   38

    30.Сравните основные философские подходы к проблеме познаваемости мира.
    Гностицизм – философское учение, утверждающее, что мир познаваем исчерпывающе и безусловно. Сторонники гностицизма (как правило материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания. Материалисты считают познание процессом, в результате которого материя через свою отражательную способность - сознание – изучает сама себя.

    Агностицизм – философское учение о непознаваемости мира. Агностики ( часто идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант . Кант ввел специальные понятия для обозначения предмета как он есть сам по себе, назвав его «вещью в себе», и того как этот предмет представляется человеку , - «явление».

    Так, например, человек воспринимает листву деревьев в зелёном цвете («явление»), в то время как на самом деле ей свойственно лишь отражать лучи той длины, которая при воздействии на человеческий глаз даёт ощущение зелени. Кант считал, что человек познаёт только «явления», в то время как «вещи в себе» непознаваемы. Идеалисты считают познание самостоятельной деятельностью идеального разума.

    Спор между гностицизмом и агностицизмом неразрешим чисто теоретически. Так же как материализм и идеализм, гностицизм и агностицизм являются сквозными направлениями, проходящими через всю историю развития философской мысли.

    31. Покажите взаимосвязь категорий и принципов диалектики.

    Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через:

    • законы диалектики;

    • категории;

    • принципы.

    Категория диалектики - наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических про­блем.

    К основным категориям диалектики относятся:

    • сущность и явление;

    • форма и содержание;

    • причина и следствие;

    • единичное, особенное, всеобщее;

    • возможность и действительность;

    • необходимость и случайность.

    6. Основными принципами диалектики являются:

    • принцип всеобщей связи;

    • принцип системности;

    • принцип причинности;

    • принцип историзма.

    Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов — предметов, явлений, процессов.

    Связи могут быть:

    • внешние и внутренние;

    • непосредственные и опосредованные;

    генетические и функциональные;

    • пространственные и временные;

    • случайные и закономерные.

    Наиболее распространенный вид связи — внешние и внут­ренние. Пример: внутренние связи человеческого организма как биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы.

    Системность означает, что многочисленные связи в окру­жающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагают­ся в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

    Причинность — наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутрен­нюю причину. Причина, в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.

    Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:

    • вечность, неуничтожимость истории, мира;

    • его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

    32. Выделите исторические формы материализма и разновидности идеализма.

    Деление на материализм и идеализм существовало с самого начала развития философии. Немецкий философ Лейбниц называл Эпикура самым крупным материалистом, а Платона – самым крупным идеалистом. Классичесвкое же определение обоих направлений впервые было дано видным немецким философом Шлегелем (1772 - 1829).

    Материализм, - писал он, - все объясняет из материи, принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей.
    Идеализм все выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю.

    Как материализм, так и идеализм неоднородны в своих конкретных проявлениях. В зависимости от этого можно выделить различные формы материализма и идеализма. С точки зрения исторического развития материализма можно отметить следующие его основные формы:

    1. Материализм Древнего Востока и Древней Греции – это первоначальная форма материализма, в рамках которой предметы и окружающий мир рассматриваются сами по себе, независимо от сознания и состоят из материальных образований и элементов (Фалес, Левкипп, Демокрит, Гераклит)

    2. Метафизический (механистический) материализм Нового времени в Европе. В основе его лежит изучение природы. Однако все многообразие её свойств и отношений сводится к механической форме движения материи (Галилей, Бэкон, Дж. Локк, Ламетри, Гельвецкий)

    3. Диалектический материализм, в котором представлены в органическом единстве материализм и диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс)

    4. Последовательный материализм – в его рамках принцип материализма распространяется и на природу, и на общество (марксизм)

    5. Непоследовательный материализм – отсутствует материалистическое понимание общества и истории (Фейербах). Специфической формой непоследовательного материализма является деизм, представители которого хотя и признавали бога, но резко принижали его функции, сводя их к творению материи и сообщению ей первоначального импульса движения (Бэкон, Франклин, Ломоносов)

    6. Научный и вульгарный материализм. Последний, в частности, сводит идеальное к материальному, сознание отождествляет с материей (Фохт, Молешотт, Бюхнер)

    Подобно материализму, идеализм также неоднороден. Прежде всего, следует различать две главные его разновидности:

    1. Объективный идеализм – провозглашает независимость идеи, бога, духа – вообще идеального начала не только от материи, но и от сознания человека (Платон, Фома Аквинский, Гегель)

    2. Субъективный идеализм – утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека (Дж. Беркли). Крайней формой субъективного идеализма является солипсизм. Согласно ему, с достоверностью можно говорить лишь о существовании своего собственного «Я» и моих ощущений.

    В рамках названых форм идеализма существуют различные его разновидности. Например, рационализм и иррационализм. Согласно идеалистическому рационализму, основу всего сущего и его познания составляет разум. Одно из важнейших его направлений – панлогизм, по которому все действительное есть воплощение разума, а законы бытия определяются законами логики (Гегель). Иррационализм отрицает возможности разумного и логического познания действительности. Основными видами познания здесь признаются инстинкт, вера, откровение и т. д., а само бытие рассматривается как иррациональное (Кьеркегор, Бергсон, Хайдеггер).
    33. Проблема истины в философии. Сравните значимость различных критериев истины.

    Проблема истины в философии является центральной во всей теории познания. Она отождествляется с самой сущностью, является одним из самых важнейших мировоззренческих понятий.

    Истина – адекватное отражение объекта познающим субъектом, верное отражение действительности; противоположное понятие – это заблуждение.

    Способы толкования

    Проблема истины в философии потребовала для своего решения нескольких способов толкования этого понятия.

    Онтологическое понимание. «Истина – то, что есть». Важно само наличие вещи или предмета.

    Гносеологическое понимание. «Истина – когда знания соответствуют действительности».

    Позитивистское понимание. «Истина должна подтверждаться опытом». Позитивизм рассматривал только то, что можно реально проверить на практике.

    Прагматическое понимание. «Истина — полезность, эффективность знания». Согласно этому подходу верным признавали то, что дает эффект, приносит прибыль.

    Конвенциональное понимание. «Истина — это соглашение». Согласно этому подходу, если возникали разногласия, то следовало договориться, что именно считать верным заключением.

    Характеристики истины

    Объективность (знание, содержание которого не зависит от нашего к нему отношения)

    Абсолютность (знание полностью исчерпывающее представление о предмете и неопровержимое)

    Относительность (неполное знание об объекте)

    Конкретность (точный учёт всех условий, в которых находится объект познания)

    Учеными предложены различные критерии того, как отличить истинное от ложного:

    • Сенсуалисты опираются на данные чувств и критерием истины считают чувственный опыт. По их мнению, реальность существования чего-либо проверяется только чувствами, а не абстрактными теориями.

    • Рационалисты считают, что чувства способны вводить нас в заблуждение, и видят основы для проверки высказываний в разуме. Для них основным критерием истины выступают ясность и отчетливость. Идеальной моделью истинного знания считается математика, где каждый вывод требует четких доказательств.

    • Дальнейшее развитие рационализм находит в концепции когерентности (от лат. cohaerentia — сцепление, связь), согласно которой критерием истины является согласованность рассуждений с общей системой знаний. Например, «2х2 = 4» истинно не потому, что совпадает с реальным фактом, а потому, что находится в согласии с системой математических знаний.

    • Сторонники прагматизма (от греч. pragma — дело) считают критерием истины эффективность знаний. Истинное знание — это знание проверенное, которое успешно «работает» и позволяет добиться успеха и практической пользы в ежедневных делах.

    • В марксизме критерием истины объявляется практика (от греч. praktikos — деятельный, активный), взятая в самом широком смысле как всякая развивающаяся общественная деятельность человека по преобразованию себя и мира (от житейского опыта до языка, науки и т.д.). Истинным признается только проверенное практикой и опытом многих поколений утверждение.

    • Для сторонников конвенционализма (от лат. convcntio — соглашение) критерием истины является всеобщее согласие по поводу утверждений. Например, научной истиной считается то, с чем согласно подавляющее большинство ученых.

    Сравнение значимости различных критериев истины.

    Некоторые критерии (согласованность, эффективность, согласие) выходят за пределы классического понимания истины, поэтому говорят о неклассической (соответственно когерентной, прагматической и конвенциональной) трактовке истины. Марксистский принцип практики пытается соединить воедино прагматизм и классическое понимание истины.

    Поскольку у каждого критерия истины имеются свои недостатки, все критерии можно рассматривать и как взаимодополняющие. В таком случае истиной однозначно можно назвать только то, что удовлетворяет всем критериям.

    Имеются и альтернативные трактовки истинности. Так, в религии говорится о сверхразумной истине, основанием которой является Священное Писание. Многие современные течения (например, постмодернизм) вообще отрицают существование какой-либо объективной истины.

    Современная наука придерживается классической трактовки истины и считает, что истина всегда объективна (не зависит от желаний и настроений человека), конкретна (не бывает истины «вообще», вне четких условий), процессуальна (находится в процессе постоянного развития). Последнее свойство раскрывается в понятиях относительной и абсолютной истины.

    34.Синергетика как теория самоорганизации. Сопоставьте диалектику и синергетику.

    Термин синергетика был предложен в 1973 году немецким физиком Хакеном для обозначения общей теории самоорганизации. Уже сам факт того, что в рамках синергетики развитие систем стало изучаться на основе их самоорганизации, свидетельствовал о близости данной теории диалектической концепции развития. В синергетике реализуются принципы самодвижения и системности материи, получившие обоснование в диалектике.

    Синергетический подход к объяснению развития опирается как на общефилософские принципы, так и на естественнонаучные выводы. Открытия точных наук были использованы в синергетике не столько для конкретизации диалектических категорий, таких как система и структура, порядок и хаос, устойчивость и неустойчивость и др., сколько для создания собственной системы понятий концептуального описания самоорганизации как фундаментального способа развития.

    Феномен самоорганизации в синергетике объясняется сложным взаимодействием многих явлений. Центральное место среди них отводится взаимосвязи порядка и хаоса, выяснению роли данных противоположных начал в развитии сложных систем, в сохранении их равновесия и устойчивости.

    Существовавшие представления об исключительно дезорганизующей роли хаоса были значительно подорваны открытиями ХХ века. И.Р. Прихожин показал, что развитие систем сопровождается не переходом хаоса в порядок и обратно, а их взаимодействием.

    В дальнейшем было получено теоретическое представление о диссипативных системах (диссипация – рассеяние вещества и энергии). «Жизнеспособность» данных систем поддерживается за счёт их постоянного обмена с внешней средой веществом и энергией. С прекращением обменных процессов диссипативные системы перестают существовать.

    Диссипативные системы многообразны. Они существуют как в природе, так и в обществе. «Человек, как и любой организм, - отмечает В.П. Бранский, - представляет собой типичную диссипативную систему, которая может существовать как физически, так и духовно только при условии постоянного обмена со средой веществом, энергией и информацией (питание, дыхание, теплообмен, выделение, размножение, познание, производство утилитарных и духовных ценностей, общение и т.п.)». (См.: Бранский В.П. Теоретические основания социальной синергетики // Вопросы философии. – 2000. - № 4. – С. 115.).

    д ля существования диссипативных систем необходимы: открытость для обмена с внешней средой; взаимосвязь порядка и хаоса, поддерживающая устойчивость их структур; нелинейность и самодействие, обеспечивающие использование внешних воздействий на систему для ее самоорганизации в соответствии с собственной природой.

    Существует ещё целый ряд важных характеристик диссипативной системы, которые все вместе подчёркивают главное в её существовании – процесс самоорганизации.

    Наряду с теорией диссипативных систем существует другие направления синергетики, в рамках которых исследуются сложные системы и процессы самоорганизации, а именно: теория детерминированного хаоса, теория автопоэзиса, теория самоорганизованной критичности. В теории детерминированного хаоса исследуются хаотическое поведение немногих переменных или степеней свободы. Теорией автопоэзиса изучается то, каким образом развиваются биологические структуры. Так называемая самоорганизованная критичность – это область, в которой речь идет о поведении систем, состоящих из многих отдельных частей. В этой теории исследуются наиболее общие закономерности поведения такого рода систем. Все эти исследования находятся в общем русле синергетики.

    Итак, определяя соотношение между диалектикой и синергетикой, принципиальные положения которой рассмотрены на примере теории диссипативных структур, можно согласиться с мнением исследователей, считающих парадигму самоорганизации естественнонаучной основой диалектических представлений о развитии, современным теоретическим опровержением «метафизических и механических представлений о неорганической материи как косной массе, приводимой в движение силой».

    35. Проанализируйте специфику социального познания.

    социальное познание выражается в системе знаний об обществе на его различных уровнях и в различных аспектах. в качестве объекта выступает деятельность самих субъектов познания. люди являются и субъектами познания, и реальными действующими лицами. Объектом познания становится также взаимодействие между объектом и субъектом познания. Таким образом, социальное познание выступает как самопознание.

    С одной стороны, общество и человек – часть природы. С другой – результаты деятельности самого общества и человека. В обществе действуют различные силы (социальные и индивидуальные) и факторы (материальные, идеальные, объективные и субъективные). Эта сложность общественной жизни обусловливает трудность социального познания. К трудностям социального познания добавляются и трудности, связанные с субъектом познания. Таким субъектом является сам человек, имеющий свой индивидуальный опыт, интересы, ценности и т.д. при характеристике социального познания следует иметь в виду его личностный фактор.

    Необходимо отметить социально-историческую обусловленность социального познания (уровень развития материальной и духовной жизни общества, его социальной структуры).

    Онтологическая сторона социального познания касается объяснения бытия общества, закономерностей и тенденций его функционирования и развития. Она затрагивает и человека, в той степени, в какой он включен в систему общественных отношений.

    Различные авторы за основу бытия общества и человеческой деятельности принимали такие разнородные факторы, как идею справедливости (Платон), абсолютный разум (Гегель), экономический фактор (К.Маркс), «социальный характер» (Э.Фромм), географическую среду (Монтескьё, Чаадаев) и т.д. Каждая из этих точек зрения отражает ту или иную сторону бытия общества. До сих пор остается актуальным вопрос о существовании объективных законов и тенденций в обществе, так как однозначного ответа на него нет.

    Такие философы, как В.Виндельбанд и Г.Рикерт (последователи Канта) утверждали, что никаких объективных законов в обществе нет и не может быть, ибо здесь все явления носят индивидуальный, неповторимый характер. Последователи неокантианцев объявили, что само общество существует лишь как наше представление о нем, а не как объективная реальность.

    На самом деле человеческое общество (как и сам человек) имеет объективную, прежде всего природную, основу. Оно возникает и развивается тоже объективно, т.е. независимо от того, кто и как его познает. Однако при рассмотрении этого вопроса важно видеть диалектическое взаимодействие объекта и субъекта познания, ведущую роль основных объективных факторов в развитии общества. К таким факторам относятся: уровень и характер экономического развития общества, материальные интересы и потребности людей.

    Гносеологическая сторона социального познания связана с особенностями самого этого познания, прежде всего с вопросами о том, способно ли оно формулировать собственные законы и категории и имеет ли оно их вообще. В познании социальной жизни весьма ограничена сфера эксперимента из-за моральных соображений, а использование математических и подобных им достаточно жестких познавательных процедур возможно лишь в ограниченных пределах, а иногда просто невозможно. То есть, речь идет о том, может ли социальное познание претендовать на истину и обладать статусом науки?

    К гносеологической стороне социального познания относится также решение таких проблем: каким образом осуществляется познание общественных явлений; каковы возможности и границы их познания; роль общественной практике в социальном познании и значение в этом личного опыта познающего субъекта; роль разного рода социологических исследований и экспериментов; может ли человеческий разум познать духовный мир человека и общества.

    Достаточно распространена следующая точка зрения по вопросу о наличии законов в социальном познании: поскольку социальная жизнь весьма подвижна и изменчива, законы, действующие в обществе, имеют характер тенденций, а не жестко детерминированных зависимостей.

    Аксиологическая (ценностная) сторона социального познания, играющая важную роль в понимании его специфики, поскольку любое познание связано с теми или иными ценностными образцами, пристрастиями и интересами различных познающих субъектов.

    Ценностный подход проявляется уже в самом начале познания – с выбора объекта исследования. Кроме того, ценностные предпосылки и приоритеты во многом определяют формы, методы, а также специфику истолкования результатов социального познания. Различие ценностных позиций обусловливает различие в результатах и выводах познания.

    Фактическая сторона, показывающая совместимость ценностного аспекта социального познания с социальной наукой, состоит в том, что последняя исследует в первую очередь объективные законы и тенденции развития общества. И в этом плане ценностные предпосылки будут определять лишь характер и специфику самого исследования. Объект же сам по себе остается тем же, независимо от того, каким образом мы его познаем и познаем ли вообще.

    Таким образом, ценностная сторона социального познания вовсе не отрицает возможность научного познания общества и наличия социальных наук. Главное заключается в том, чтобы на основе различных точек зрения и подходов выявить внутреннюю сущность и закономерность развития социальных явлений и процессов, что и составляет главную задачу социальных наук.

    Онтологическая, гносеологическая и аксиологическая стороны социального познания тесно связаны между собой, образуя целостную структуру познавательной деятельности людей.
    1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   38


    написать администратору сайта