вопросы философии. Перечень вопросов для подготовки к экзамену
Скачать 258.55 Kb.
|
часть природы и одновременно результат развития общества; в-пятых, диалектика Гегеля (по выражению Энгельса) была ими спасена и поставлена с «головы на ноги», т. е. с идеалистических принципов на материалистические; материалистическая диалектика: а) есть учение о всеобщих законах движения и развития природы, общества и мышления. Движение понимается как процесс единства и борьбы противоположностей,обуславливающих скачкообразный переход от одной формы движения материи в другую; б) есть метод – раздвоение единого и познание противоречивых его частей. Таким образом, налицо органическое единство теории и метода; в-шестых, Маркс и Энгельс различали два вида диалектики: а) объективная – царит во всей природе; б) субъективная – диалектика мышления, т. е. отражение господствующего во всей природе движения в сознании человека; в-седьмых, предметом материалистической диалектики является изучение наиболее общих, т. е. диалектических законов природы, истории (общества) и познания, в первую очередь – мышления. Они также выделили главный закон диалектики – Закон единства и борьбы противоположностей; соглашаются с Гегелем, что выражением противоречивого характера развития является Закон превращения количественных изменения в качественные, а также Закон отрицания отрицания, который раскрывает механизм появления нового из старого путем диалектического отрицания предшествующего этапа развития, указывает на общее направление развития природных и общественных систем. 15. Раскройте суть материалистического понимания истории в философии марксизма. Материалистическое понимание истории трактуется как распространение философского материализма на понимание общественной жизни. В качестве определяющих категорий Карл Маркс выделяет категории "общественно-экономическая формация ", "общественные отношения ", "историческая закономерность ". С их помощью он пытается проследить логику всемирной истории как последовательную смену определенных ступеней исторического развития. Согласно материалистическому пониманию истории определяющую основу общественного бытия составляет производство материальных благ, которое каждое поколение получает от предшествующих поколений и которое оно развивает, чтобы передать следующему поколению. В общественном производстве своей жизни люди вступают в производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, на которой возвышается юридическая и политическая надстройка и которой соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни. На определенной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречия с существующими производственными отношениями. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы происходит переворот во всей надстройке. Нельзя судить о подобной эпохе переворота по ее сознанию. Сознание надо объяснить из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями. Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования. Учение Маркса и Энгельса стало ключом для научного объяснения исторически сложившегося перехода от феодального общества к капиталистическому строю. Рабовладение, крепостничество, наемный труд впервые были поняты как исторически необходимые формы развития производительных сил общества. Исторический материализм связывает историю человечества с развитием общественного производства. Маркс заявляет, что история человечества "тем больше становится историей человечества, чем больше выросли производительные силы людей, а, следовательно, и их общественные отношения". Материалистическое понимание истории дало ответ на вопрос: как люди творят свою историю, если ни внешняя, ни их собственная человеческая природа от них не зависимы? Согласно этому учению, ни то, ни другое не определяет характер общественного устройства и историю человечества, а определяется лишь развитием общественного производства, которое представляет собой двусторонний исторический процесс: с одной стороны, изменение людьми внешней природы, а с другой – изменение самой человеческой природы. Основоположники марксизма постигли общественное производство не только как производство материальных благ, но и производство общественных отношений. Открытие и исследование общественных отношений производства и положило начало материалистическому пониманию истории. Маркс и Энгельс считали, что труд сделал человека Человеком. Материальное производство в рамках материалистического понимания истории, в конечном счете, детерминирует все условия бытия людей. Противопоставив идеалистическим взглядам материалистическое понимание истории, Маркс доказал, что общественное бытие определяет общественное сознание. Таким образом, история общества предстала как закономерный процесс смены способов производства. 16. Выделите достоинства (новаторство) и недостатки (ограниченность) в идеях и концепциях философии эпохи Просвещения. XVII и XVIII века – время исторических изменений в странах Западной Европы. наблюдается становление промышленного производства. осваиваются в новые природные силы и явления: строятся водяные мельницы, конструируются новые подъемные машины для шахт и т.д. Все эти и другие инженерные работы выявляют очевидную потребность общества в развитии конкретно-научного знания. Уже в XVII веке многие полагают, что «знание – сила» (Ф.Бэкон), что именно «практическая философия» поможет нам овладеть природой. Отметим следующие важные моменты в общей характеристике эпохи Просвещения: 1. получает заметное развитие глубокая вера в неограниченные возможности науки в познании мира – вера, в основании которой лежали хорошо усвоенные философами Просвещения идеи Ф. Бэкона и Р. Декарта 2. развиваются деистические представления о мире, что в свою очередь приводит к формированию материализма как философского учения, именно деизм в единстве с успехами и результатами естественных наук приводит в результате к формированию французского материализма 3. формируется новое представление об общественной истории, о ее глубокой связи с достижениями науки и техники Французские материалисты утверждали, что все в природе взаимосвязано. Этот детерминизм подводил их к убеждению, что в жизни человека все уже предопределено объективными законами и судьба наша от нас не зависит. Французские материалисты утверждали познаваемость мира. При этом основой познания они рассматривали опыт и показания органов чувств. Французские материалисты доказывали, что история определяется прежде всего сознанием и волей выдающихся личностей. Они склонялись к мысли о том, что лучшее правление обществом – это правление просвещенного монарха. Развитие материалистических идей в странах Западной Европы в XVIII веке не оставалось незамеченным со стороны религиозно-идеалистических школ. Усматривая основу материализма в понятии материи как объективной реальности, стоящей за нашими чувствами, Д.Беркли развивает философию, в которой вообще нет понятия материи. Он доказывает, что это понятие материи пустое: есть только бог, идеи и наши ощущения. Философия эта оказалась слишком оригинальной, чтобы стать популярной. Другой философской школой, возникшей в XVIII веке и противопоставившей себя материализму, является «философия здравого смысла». Её родиной является Шотландия, а основатель её – Т.Рид. Согласно этой философии, исходными основаниями для науки, религии и морали являются «непреложные истины здравого смысла». Эти истины отличаются своей непосредственной внутренней очевидностью. На этом основании сторонниками философии здравого смысла доказывалось объективное существование природных вещей и явлений. Философы XVIII века большое внимание уделили и вопросам социально-политического характера. Отвергая добуржуазные формы общности, философы XVIII века предлагают новую – юридическую всеобщность, перед которой все индивиды равны. Юридическая всеобщность должна обеспечить необходимое согласование интересов индивидов с интересом, общим для всех граждан. Ж.Ж. Руссо идеализирует естественное начальное состояние общества, когда еще не было этой частной собственности, когда все люди были, как он думал, равны и никто ни от кого не зависел: не было ни потребителей, ни производителей, не было разделения труда, т.е. того, что жестко связывает одного человека с другим. Такое общество, полагал он, отличает естественная нравственная чистота. Но вот один человек вдруг заявил, что «эта вещь – моя». И люди на беду свою его не остановили. С этого и начинаются все наши беды, все пороки современного общества. Выдвинув идею формирования личности, просветители показали, что человек обладает разумом, духовной и физической силой Люди приходят в мир равными, со своими потребностями, интересами, удовлетворение которых - в установлении разумных и справедливых форм человеческого общежития. Избавление от всех социальных неурядиц просветители видели в распространении знаний. Выдвинув идею формирования личности, просветители показали, что человек обладает разумом, духовной и физической силой. Люди приходят в мир равными, со своими потребностями, интересами, удовлетворение которых - в установлении разумных и справедливых форм человеческого общежития. Умы просветителей волнует идея равенства: не только перед богом, но и перед законами, перед другими людьми. Идея равенства всех людей перед законом, перед человечеством - первый характерный признак эпохи Просвещения. Возрожденческий идеал свободной личности приобретает атрибут всеобщности. И ответственности: человек Просвещения думает не только о себе, но и о других, о своем месте в обществе. В центре внимания просветителей - проблема наилучшего общественного устройства. Как течение общественной мысли Просвещение представляло собой некое единство. Заключалось оно в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях и предпочтениях. Это прежде всего цели и идеалы Просвещения, такие, как свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др., а также знаменитое вольнодумство, критическое отношение к авторитетам всякого рода, неприятие догм, в том числе церковных. 17. Иррационализм в философии 19 века (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф.Ницше). Иррационализм - философское направление, представители которого отрицают идею упорядоченного устройства мира. Согласно иррационализму - бытие неразумно, бессмысленно, дисгармонично. В теории познания иррационализм означает признание средством познания - чувства, инстинкты, интуицию. В рамках философского иррационализма развивались: «Философия воли» - Артур Шопенгауэр В качестве главного принципа жизни и познания Шопенгауэр рассматривает волю, которая изначально «сама по себе», не зависит ни от разума, ни от познания. Например, птица не имеет представления о яйцах, для которых она вьёт гнездо. В этом случае воля действует инстинктивно и не направляется сознанием. Основной тезис Шопенгауэра «Мир как воля». Говоря о целом мире, подразумевается мировая свободная воля, которая лежит в основе всего сущего. Такова онтологическая сущность философии Шопенгауэра. С его онтологией связана и гносеология. Поскольку воля «сама по себе бессознательна», постольку рациональное познание чуждо ей. Основным является интуитивное познание, которое реализуется через переживание мира. Отсюда следует, что высший вид познания – не наука, а искусство. «Философия жизни» - Фридрих Ницше Трактовал жизнь как утверждение воли. Жизнь, по Ницше, «есть то, что постоянно преодолевает самое себя». Такое преодоление он называл волей к власти, ибо оно выражает стремление к постоянному главенствованию сильного, более жизненного над слабым, менее жизненным. Ницше считает, что основное различие между людьми, что одни люди сильные, другие слабые. Сильные ценят, то что соответствует их типу: агрессивность, настойчивость. Слабые: сострадание и милосердие. Ницше считает, что слабых людей больше, потому и возникло христианство. Ницше: христианство - мораль слабых людей, потому что признает равенство между людьми независимо от достоинств. Черты и идеалы сверх человека: сверхчеловек признает ценности зла, потому что оно является источником страдания, он признает ценность страдания и отрицает ценность сострадания. Сверхчеловек независим от любых убеждений, в первую очередь от своих собственных. Экзистенциализм – С. Кьеркегор Предметом философского анализа Кьеркегора стала экзистенция - духовная жизнь человеческой индивидуальности. Он исследовал внутренний мир человека, оказавшегося перед лицом смерти. Такие истины, как истины жизни и смерти, не познаются логикой, а переживаются непосредственно. Страх перед неизвестным является переживанием личности. Кьеркегор полагал, что для преодоления страха необходимо религиозное общение с Богом. На пути к Богу человек проходит три стадии – эстетическую, этическую и религиозную. На эстетической стадии развития человек живёт непосредственной жизнью, не задумываясь о смысле своего существования, его жизнь посвящена погоне за радостью и хорошими эмоциями. На этической стадии человек становится духовной, нравственной личностью, но он не осознает еще в глубине своего существования Бога. На этой стадии происходит истинное отчаяние как раскрытие духовной природы человека. К религиозной стадии человек приходит через отказ от собственной природы. Его прибежищем становится вера. Религиозный человек вне власти разумного мышления, ибо религиозные переживания парадоксальны, алогичны, абсурдны. Таким образом, Кьеркегор выделял иррациональную сущность человека. Только признав высшей ценностью Бога и отдав себя Богу, человек как личность приобретает, по Кьеркегору, подлинное существование. 18. Охарактеризуйте этапы развития и своеобразие русской философии XIX-XX веков. Этапы: 1). XI в. – первая половина XVIII в. – постановка философских проблем и поиск ответов на них в рамках других форм общественного сознания, прежде всего религиозного и эстетического. 2). Вторая половина XVIII – первая четверть XIX вв. – распространение философии в России в форме философского осмысления науки и культуры своего времени, что не обошлось без известного подражания западно-европейским течениям философской мысли. 3). Вторая четверть XIX – начало XX вв. – становление и развитие самобытной русской философии. 4). После 1922 г. – философия русского зарубежья. Развитие философии в России в XVIII-XIX вв. сдерживалось жестким государственным контролем, пресекающим всяческое свободомыслие. Вплоть до середины XIXв. Философская проблематика осваивалась в России преимущественно в философско-литературных кружках вне официальных структур просвещения. Российская философия существовала на пересечении двух культур – восточной и западной, в итоге в ней переплелись два типа философского мышления – рационалистический западно-европейский и интуитивно-мистический восточно-византийский. Главные характерные черты и особенности: - ведущими темами в ней стали: постижение смысла истории России и тема человека; - нравственно-практическая направленность, пренебрежение рациональной систематикой; - теснейшая связь с религиозным (православным) миросозерцанием; - острота, жизненность, злободневность ее содержания; - связь с литературно-художественным творчеством. Становление самобытной русской философии начиналось с постановки и осмысления вопроса об исторической судьбе России. В конце 30-х – 40-х гг. XIX в. оформились два течения русской социально-философской мысли – славянофильство и западничество. Славянофильство: Главная проблема: Является ли исторический путь России таким же, как и путь Западной Европы, и особенность России заключается лишь в ее отсталости, или же у России особый путь и ее культура принадлежит другому типу? Самобытность: - православие как духовная основа русской жизни; - соборность как свободное единство верующих в правду православия; - особый дух народа, сложившийся в результате слияния духовных ценностей православия с народной жизнью; - община как структурная единица организации русской народной жизни, главной характеристикой которой являлось самоуправление; общинный дух русского народа – наглядная противоположность западно-европейскому индивидуализму. Западничество: взяли идеи европейского Просвещения с его культом разума и прогресса, утверждали, что есть один путь прогресса и цивилизации – путь Западной Европы. Западники разошлись в понимании того, что именно выступает вершиной прогресса и цивилизации: буржуазно-парламентская республика (европейский либерализм) или идеи социализма. Раскол западничества на два крыла: радикальное (концепция революционного переустройства общества на началах социальной справедливости и гуманизма) и либеральное (выступали за рациональное реформирование общества, установление «самодержавной республики», противостояние революционным мерам). |