вопросы философии. Перечень вопросов для подготовки к экзамену
Скачать 258.55 Kb.
|
25. Философия права. Правосознание. Исторически сложившийся «правовой нигилизм» россиян миф или реальность? Философия права — раздел философии и юриспруденции, который занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества. Задача философии права: постигнуть мысли, лежащие в основе права, что возможно лишь с помощью правильного мышления и философского познания права. Степень развитости философии права, ее реальное место и значение в системе философских и юридических наук напрямую зависят от общего состояния философии и юриспруденции в стране, от политико-идеологических факторов, а также научных традиций. В нашей философской литературе философия права, ранее разрабатывавшаяся в рамках общей теории государства и права в качестве ее составной части, постепенно оформляется в качестве самостоятельной юридической дисциплины наряду с теорией государства и права, социологией права историей правовых и политических учений и другими предметами. И в таком качестве философия права призвана выполнять ряд функций методологического, гносеологического и аксиологического характера. Правосознание - совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву. Виды правосознания: Индивидуальное правосознание — личное отношение человека к праву Групповое — отношение к праву различных мелких социальных групп Корпоративное — правосознание представителей различных профессий Массовое — правосознание обширных масс людей Общественное — отношение к праву всего общества Функции правосознания Познавательная функция - определенная сумма юридических знаний, являющихся результатом интеллектуальной деятельности Оценочная функция - вызывает определенное эмоциональное отношение личности к явлениям правовой жизни на основе опыта Регулятивная функция - осуществляется посредством правовых установок, совмещающих в себе все иные источники правовой активности. Прогностическая функция - заключается в предвидении того, какие нормы нужно применять, чтобы закрепленные в них права и обязанности эффективно регулировали общественные отношения, в формировании социально необходимых моделей поведения. Исторически сложившийся «правовой нигилизм» россиян миф или реальность? Содержание теории правового нигилизма в российской юридической науке представляет собой крайне феномен, в котором основной причиной выставлен менталитет россиян. Теория правового нигилизма России – устоявшаяся теория, на которой основывается не только юридическая наука, но и политическая элита в сфере принятия решений и публичных выступлений. О правовом нигилизме рассуждали практически все президенты России, а также многочисленные политики. Правовой нигилизм – существенная проблема на пути создания и укрепления государственности, так как «своим воздействием это явление разрушает реальную силу права, его активную роль в урегулировании наиболее важных социальных отношений. Утверждается, что правовой нигилизм тормозит развитие демократии в России. Исследователи прослеживают развитие нигилистической правовой ментальности: рабство – крепостничество – советский период «закабаления» русских - современный нигилизм. Рабская психология русских в отрицании права соотносится с деспотическим характером государственной власти, закономерно обусловливая ее. Так, «правосознание раба – это покорность, унижение, но никак не признание и не уважение к закону. Деспотический характер государственной власти в РФ обусловил формирование такого уровня правосознания российского общества, характерной чертой которого является правовой нигилизм. Нигилистическое отношение к праву укоренено в специфике правового менталитета россиян. Правосознание большинства россиян характеризуется недоверием к учреждениям права, в особенности к законодательным и правоохранительным органам. Проявление нигилизма в отношении социальной ценности права, к сожалению, специфическая черта российской ментальности. В своем настоящем виде учение о правовом нигилизме - псевдонаучная теория, основанная на дискриминационном отношении к русской нации и российской истории. Соответственно, миф о правовом нигилизме позволяет политической элите обвинить население России в неспособности полноценно понять демократический замысел реформаторов. Таким образом, отношение к российскому народу как носителю правового нигилизма является характерной особенностью мировоззрения российской правящей элиты и поддерживающей ее интеллигенции. Доказывается российский нигилизм русскими поговорками: «Там и закон, где судья знаком», «Судье полезно, что в карман полезло». Но есть ли вообще такой феномен как российский правовой нигилизм? При таком расплывчатом подходе, который занимает научный мир, правовой нигилизм можно найти в любом обществе, даже самом законопослушном, самом демократическом. Всем странам свойственна своя доля правового нигилизма. Различие только в числах. 26. Бытие как философская категория. Охарактеризуйте основные формы бытия с позиции современных науки и философии. Бытие – существование во всех его многообразных формах. Учение о Бытии называется онтологией. Категория Бытия объединяет основные идеи, выделенные в ходе последовательного осмысления вопроса о существовании мира: мир есть, существует как беспредельная целостность; природное и духовное, индивиды и общество равно существует, хотя и в разных формах; их различное по форме существования предпосылка единство мира; мир развивается по своей объективной логике, он создает реальность, которая существует прежде сознания его людей. Традиционно бытие мыслится в двух значениях: 1. Это все когда-либо существовавшее, ныне существующее и все имеющее внутренний потенциал к существованию в будущем; 2. Это исходное начало и основание мира, его сущность. Попытки осмыслить проблему бытия появляются уже в древнеиндийской и древнекитайской философии. («Брахма» - изначальная священная сила; Дао – «мать всех вещей»). В Древней Греции также ставится вопрос о начале начал, в качестве которых предлагаются «вода», «земля», «огонь» и т.д. Парменид считал, что бытие существует, оно неизменно, однородно и абсолютно неподвижно. Ничего другого, кроме бытия, нет. Платон обосновал другое противоположение толкование бытия: это мир идей, являющихся истинными, неизменными, вечно существующими. Впервые указал на то, что бытием обладает не только материальное, но и идеальное. Гераклит считал, что устойчивого бытия нет, сущность бытия в вечном становлении, в единстве бытия и небытия. В средневековой христианской философии выделялось «истинное бытие» - бытие Бога и «неистинное» - товарное. В Новое время бытие рассматривается как реальность, противостоящая человеку. В бытии выделяется субстанция – нечто неизменное, существующее благодаря самому себе и в самом себе. Философские учения, признающие одну субстанцию - «философский монизм», две – «дуализм», более двух – «плюрализм». Бытие всегда имеет определенную структуру. Вследствие выделяют формы бытия: 1. Бытие вещей и процессов – 1)Бытие природы как целого (бытие «первой природы»), 2)Бытие вещей и процессов, произведенных человеком («бытие второй природы») 2 Бытие человека - 1)Бытие человека в мире вещей 2)Специфически человеческое бытие 3. Бытие духовного -1)Индивидуализированное духовное бытие, 2)Объективированное духовное бытие 4. Бытие социального -1)Индивидуальное бытие в обществе и в истории, 2)Бытие общества «первая природа» существует до, вне и независимо от сознания человека. В универсуме природы человек – это только одно из наиболее поздних звеньев в бесконечной цепи единого бытия. «вторая природа» соединяет в себе материал «первой природы» и знания и труд человека Анализируя «бытие человека», его надо отличать от «человеческого бытия». Бытие человека – это бытие его тела как одного из множеств других природных тел, подчиняющихся законам природы. Человеческое бытие – это бытие его тела вместе с духовным существом человека: чувствами, разумом, страстями, переживаниями. Индивидуализированное духовное бытие – осознание человеком своих чувств, мыслей, своего положения в обществе. Бытие объективированного духовного подразумевает совокупность идеалов, норм, ценностей, которые так или иначе воспроизводятся человеком и управляют его поведением. общественное бытие – это: 1)материальная жизнь людей; 2) те условия, без которых невозможно общественное производство: географическая среда, народонаселение; 3) материализация семейных, национальных и других отношений. Бытие общества означает, что общество является носителем жизненных потребностей людей и средством их удовлетворения, а также – это носитель (субъект) культуры, творчества во всех сферах жизни общества. Таким образом, проблема бытия – одна из самых главных в философии. 27. Материя как философская категория. Опишите эволюцию представлений о материи. Категория «материя» введена в философию для обозначения объективной реальности. Материя — это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им. Материя – философская категория и общенаучное понятие. Оно – важнейшее в философии материализма, его теориях бытия и познания (в онтологии и гносеологии), в других его частях. Путь к такому пониманию материи был достаточно длительным. В истории философии выделяют несколько этапов, характеризующихся разной трактовкой указанного понятия. Так, в античности материя сравнивалась с природной стихией (огонь — у Гераклита, вода — у Фалеев, воздух — у Анаксимандра и т.д.); на втором этапе материя отождествлялась с атомами, веществом, с комплексом их свойств (Демокрит, Гольбах, Гельвеций); на третьем — с объек-тивной реальностью (В. И. Ленин). В философском понимании категории «материя» можно выделить и четвертый этап, где эта категория предстает как совокупность многих и многих атрибутов и (в определенной мере) в «снятом» виде содержит указанные ее трактовки. Это так называемое субстанциально-аксиологическое представление о материи, которое берет свое начало в середине нашего столетия. На разных этапах развития научного познания существовали различные модели материи. Наиболее известными из них являются: • атомистическая модель (Демокрит); • эфирная модель (Декарт); • вещественная модель (Гольбах). Понятие «материя», отражая предельно общие свойства объективного мира, является абстракцией. Не существует материя вообще, как не существует человек вообще, стол вообще, белизна вообще и т.д. Однако категория «материя» имеет под собой объективное основание: существование многообразной действительности НЕЗАВИСИМО от сознания и воли человека. Материя - это единственно существующая субстанция. Она вечна и бесконечна, несотворима и неуничтожима. Она есть causasui, причина самой себя (Б.Спиноза). Все эти свойства неотделимы от материи и потому называются атрибутами. Помимо свойства быть определенным видом объективной реальности, материи обладает рядом атрибутов: движение, пространство, время, а также несотворимость, неучтожимость, вездесущность, неисчерпаемость, единственная субстанция (первооснова) и всеобщий субстрат. Такое понимание материи свойственно материалистической традиции в философии, которая строит свое понимание материи на ряде принципов: •материя первична по отношению к сознанию; •она – всеобщий субстрат взаимодействий (общее в различных изменяющихся явлениях и процессах); •материя познаваема на основе последовательного изучения ее конкретных свойств, связей и форм движения; •философское понимание материи не сводится к конкретным естественнонаучным ее определениям; •существует материальное единство мира; •материя неразрывно связана с движением, а движение не может существовать иначе, как в пространстве и во времени; •на каждом уровне структурной организации материи выявляются свои особенности в ее движении и взаимодействии. 28. Сравните классическое и современное понимание категорий пространства и времени. Классические представления о пространстве и времени. Ньютон выделял 2 типа понятий пространства и времени: абсолютные и относительные. Абсолютное само по себе протекает равномерно и иначе называется длительностью. Относительное есть точная или изменчивая мера продолжительности. Абсолютное пространство остается всегда одинаковым и неподвижным. Относительное пространство принимается за пространство неподвижное. В физической картине мира пространство считалось бесконечным, плоским, прямолинейным. Его свойства описывались геометрией Евклида. Оно рассматривалось как абсолютное, пустое, однородное и изотропное. Время понималось абсолютным, однородным, равномерно текущим. Абсолютное время и пространство служили основой для преобразований Галилея – Ньютона, посредством которых осуществлялся переход к инерциальным системам. Пространство служит абсолютной системой отсчета; остается всегда неподвижно; обладает во всех точках и направлениях одинаковыми геометрическими свойствами. Время служит абсолютной системой отсчета для измерения длительности процессов, происходящих в пространстве. пространство и время рассматриваются как вместилище для материи. Пространство и время – абсолютны, т.е. существуют независимо от материи. Пространство и время не связаны между собой. Современные представления о пространстве и времени. Пространство-время— физическая модель, дополняющая пространство равноправны временным измерением и, таким образом, создающая теоретико-физическую конструкцию, которая называется пространственно-временным континуумом.Концепцию пространства-времени допускает и классическая механика, но в ней это объединение искусственно, так как пространство-время классической механики — прямое произведение пространства на время, то есть пространство и время независимы друг от друга. Однако уже классическая электродинамика требует при смене системы отсчета преобразований координат, включающих время «наравне» с пространственными координатами (т. н. преобразований Лоренца), если желать, чтобы уравнения электродинамики имели одинаковый вид в любой инерциальной системе отсчета; непосредственно наблюдаемые временные характеристики электромагнитных процессов (периоды колебаний, времена распространения электромагнитных волн и т. п.) также оказываются таким образом уже в классической электродинамике зависящими от системы отсчета (или, иначе говоря, от относительного движения наблюдателя и объекта наблюдения), то есть не являются «абсолютными», а определенным образом связаны с пространственным движением и даже положением в пространстве, что и явилось первым толчком для формирования современной физической концепции единого пространства-времени. В контексте теории относительности время неотделимо от трех пространственных измерений и зависит от скорости наблюдателя (см. собственное время). Концепция пространства-времени сыграла исторически ключевую роль в создании геометрической теории гравитации. В рамках общей теории относительности гравитационное поле сводится к проявлениям геометрии четырехмерного пространства-времени, которое в этой теории не является плоским (гравитационный потенциал в ней отождествлен с метрикой пространства-времени) Количество измерений, необходимых для описания Вселенной, окончательно не определено. Теория струн (суперструн), например, требовала наличия 10 (считая время), а теперь даже 11 измерений (в рамках М-теории). Предполагается, что дополнительные (ненаблюдаемые) 6 или 7 измерений свёрнуты (компактифицированы) до планковских размеров, так что экспериментально они пока не могут быть обнаружены. Ожидается, тем не менее, что эти измерения каким-то образом проявляют себя в макроскопическом масштабе. В самом старом — бозонном — варианте теория струн требует 26-мерного объемлющего пространства-времени; предполагается, что "лишние" измерения этой теории также должны или могут (или есть надежда, что так) быть компактифицированы сперва до 10, сводясь таким образом к теории суперструн, а потом уже, как упомянуто здесь чуть выше, до 4 обчных измерений. Первый развёрнутый вариант модели естественного объединения пространства и времени, на основе специальной теории относительности Эйнштейна, а несколько ранее (в 1905 году), существенное продвижение пространство Минковского, был создан Германом Минковским в 1908 году на этом пути сделал Анри Пуанкаре, заложивший основы четырехмерного пространственно-временного формализма. 29. Охарактеризуйте происхождение, сущность и функции сознания. Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщении, оценивании и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле. Сознание есть высшая форма психических отражений. Источники сознания: внешний предметный и духовный мир; социо-культурная среда, общие понятия и ценности, идеалы, нормы права, способы познавательной деятельности; духовный мир индивида, уникальный опыт жизни и переживаний; макроструктурная природная система из множества нейронов, связей; космическое информационно-смысловое поле, квантово-механическая природа мозга, мозг берет для работы энергию прямо из вселенной, кожа - механизм захвата энергии. Идеалистическая философия истолковывает сознание как нечто, не зависящее от объективного мира и созидающее его. Объективный идеализм (Платон, Гегель и др.) превращает сознание в божественную, таинственную сущность, оторванную и от человека, и от природы, видя в нем первооснову всего сущего. Субъективный идеализм (Беркли, Мах и др.) рассматривает сознание индивида, вырванного из всех общественных связей, как единственную реальность, а все предметы - как совокупность представлений отдельного человека. Современная наука доказала, что сознание является результатом длительной эволюции материи. Материя, природа существовали всегда, а человек результат сравнительно позднего развития материального мира. Функция сознания заключается не только в том, чтобы верно ориентировать человека в окружающей действительности, но и в том, чтобы через отображение способствовать преобразованию реального мира. Представляя собой, свойство высокоорганизованной материи - мозга, сознание выступает как осознанное бытие, субъективный образ объективного мира, субъективная реальность. При социологическом подходе сознание рассматривается, прежде всего, как отображение в духовной жизни людей интересов и представлений различных социальных групп, классов, наций, общества в целом. Будучи отображением материального бытия, сознание выступает в различных относительно самостоятельных формах. Сознание выступает как особая форма отражения, регуляции и управления отношением людей к окружающей действительности, к самим себе и своим способам общения, которые возникают и развиваются на основе практическо-преобразовательной деятельности. Оно не только отражает, но и творит мир. Важнейшим свойством сознания является его идеальность. В трудах философов от Платона до Ильенкова проблема идеального выступает ключевой в понимании природы и функционирования сознания. Идеальное, по мнению Ильенкова, не тождественно субъективной реальности, всему тому, что имеется в индивидуальном сознании. Это компонент общественного сознания, к которому приобщился индивид. Это такие элементы общей культуры, которые непосредственно связаны с деятельностью индивида. Идеальное широко представлено в практической деятельности, но не в её результатах. К идеальному относятся: моральные нормы, правовые установления, формы государственно-политической организации жизни. Идеальность предстаёт и как форма сознания и воли, как закон, управляющий индивидуальным сознанием и волей человека, как объективно-принудительная схема сознательно-волевой деятельности. |